Программа ДООП "Брусничка"

Лановая Мария Александровна

 Программа направлена  на обучение младших школьников основам корригирующей гимнастики,  ритмики и музыкальной грамоты,  основным хореографическим понятиям и движениям, на развитие их творческого воображения и формирование основ образно-ассоциативного мышления,  а так же на   синтез классической, народной, историко-бытовой  хореографии.  Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения, что позволяет выстроить индивидуальный план развития каждого обучающегося.

Практическая значимость состоит в совмещении гимнастики (корригирующей) и нескольких танцевальных направлений, позволяющих осуществить начальную комплексную хореографическую подготовку обучающихся в течение всего курса обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doop_brusnichka.doc190 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент Смоленской области по образованию и науке

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Смоленский районный Дом школьников»

«Принято»

на  заседании педагогического совета

Протокол №1

от «01»сентября 2020г.

«Утверждаю»

Директор

____________________

Чмарова В.Н.

приказ №____от________

Смоленского района Смоленской области

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

ПРОГРАММА

художественной  направленности

«Брусничка»

Срок реализации: 1 год

Возраст обучающихся: 5-12 лет

Автор-составитель:  Лановая Мария Александровна,

педагог дополнительного образования

2018 год

Пояснительная записка

Информация о количестве часов

Курс рассчитан на 216 занятий за учебный год, 3 раза в неделю по 2 часа.

Материалы данной программы доступны для разных категорий детей.

Актуальность программы

Актуальность данной программы состоит в том, что она полностью соответствует социальному запросу родителей и детей (по данным мониторинговых исследований это 86%).

 Программа направлена  на обучение младших школьников основам корригирующей гимнастики,  ритмики и музыкальной грамоты,  основным хореографическим понятиям и движениям, на развитие их творческого воображения и формирование основ образно-ассоциативного мышления,  а так же на   синтез классической, народной, историко-бытовой  хореографии.  Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения, что позволяет выстроить индивидуальный план развития каждого обучающегося.

Практическая значимость состоит в совмещении гимнастики (корригирующей) и нескольких танцевальных направлений, позволяющих осуществить начальную комплексную хореографическую подготовку обучающихся в течение всего курса обучения.

Данная программа расширяет образовательное пространство на основе интеграции дополнительного и общего образования.

 Сетевыми партнёрами являются МБОУ Богородицкая СШ, расположенная по адресу: Смоленский р-н, д. Богородицкое, ул. Викторова, д.14 и МБДОУ д/с «Колосок», расположенная по адресу: Смоленский р-н, с. Пригорское, ул. Спортивная, д.1.

Способы реализации сетевого взаимодействия и обязательства организаций партнёров:

МБУ ДО «Смоленский районный Дом школьников» осуществляет руководство образовательной программой, курирует работу всей программы, организует итоговую и промежуточную аттестации, подготовку документации, работу по подготовке обучающихся к конкурсам  и соревнованиям художественной направленности различных уровней;

МБОУ Богородицкая СШ И МБДОУ д/с «Колосок» являются базой для проведения практических занятий в актовом и музыкальном залах с необходимым оборудованием.

Цели и задачи программы

Цель курса: развитие творческих способностей детей средствами хореографического искусства и  гимнастики.

Достижение поставленной цели предполагает постановку следующих задач.

Задачи курса:

Обучающие задачи заключаются в том, чтобы:

  • дать представление об элементах корригирующей гимнастики, ритмики, а также основных направлениях хореографии: классический танец, народно-сценический танец, историко-бытовой  танец;
  • развить творческое воображение детей,  формировать у них основы образно-ассоциативного мышления.
  • обеспечить практическое применение теоретических знаний в области различных танцевальных техник;

Воспитательные задачи направлены на то, чтобы:

  • воспитать у детей такие качества характера, как инициативность, целеустремленность, ответственность по отношению к своему и чужому труду;
  • помочь в формировании художественного вкуса, эмоционально-ценностного отношения к искусству;
  • сформировать готовность к социальному и профессиональному самоопределению;
  • привить эстетический подход к внешнему виду и окружающей среде;
  • обеспечить социализацию детей в коллективе и способствовать возникновению уважительных отношений между обучающимися;
  • способствовать формированию творческой личности.

Развивающие задачи подразумевают постепенное физическое совершенствование и привитие специальных навыков:

  • координации;
  • ловкости;
  • силы;
  • выносливости;
  • гибкости;
  • правильной осанки, являющейся условием здорового позвоночника;
  • хореографической, музыкально-пластической, образной, эмоциональной  выразительности;
  • активизации специфических видов памяти: моторной, зрительной, слуховой и образной.

Планируемые результаты

Личностные результаты

  • Проявление положительных качеств личности и управления своими эмоциями
  • Управление эмоциями, используя разнообразные средства музыкально хореографического, гимнастического и  театрального начального образования.
  •  Воспитание дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей.

Метопредметные результаты

  • Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания,
  • Обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, выбор способов их исправления.
  • Умение систематизировать полученные знания для создания художественного сценического образа,
  • Находить общее в изучаемых предметах для осознания  красоты мира искусства,  художественного произведения через музыку, гимнастику, танец и театр,
  • Выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека.
  • Управление эмоциями, используя разнообразные средства музыкально-хореографического, гимнастического и  театрального начального образования.

Предметные результаты

В соответствии с каждым этапом программы воспитанник должен  знать:

  • терминологию, используемую на уроке;
  • структуру и основные части урока;
  • последовательность изучаемых элементов урока;
  • методику изучения танцевальных движений и упражнений;
  • способы соотношения данных элементов с музыкальным сопровождением.
  • движения в технике танцевального направления;
  • принципы составления учебных комбинаций;
  • создание танцевально-театрального образа,
  • организацию труда, рабочего места на уроке и сцене.
  • Приобретение опыта выступлений в театральных постановках, в концертах.

4.2 Форма и режим  занятий

Обучение по программе предполагает использование приоритетных форм занятий: репетиции (индивидуальные и коллективные). В репетиционно - постановочные занятия педагоги включают необходимое количество разделов программы самостоятельно, комбинируя их в зависимости от тематики танца и сложности его постановки.

Программа также включает разные виды занятий:

  • учебное занятие;
  • занятие – игра;
  • открытое занятие;

Формы проведения занятий:

  • коллективная, в которой обучающиеся рассматриваются как целостный коллектив, имеющий своих лидеров (при самостоятельной постановке хореографических композиций);
  • групповая, в которой обучение проводится с группой воспитанников (три и более), имеющих общее задание и взаимодействующих между собой;
  • парная, предполагающая общение с двумя воспитанниками при постановке дуэтных танцев;
  • индивидуальная, используемая для работы с воспитанником по усвоению сложного материала и подготовки к сольному номеру.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Форма контроля, аттестация

Всего

Теория

Практика

1.

Корригирующая гимнастика

52

5

47

Итоговое занятие

2.

Ритмика и музыкальная грамота

35

10

25

Итоговое занятие

3.

Основные хореографические понятия и движения,  постановка танцев

130

10

120

Итоговое занятие (отчетный концерт)

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

РАЗДЕЛ 1 «КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА»

(раздел состоит из 2 частей)

1 часть - "Коррегирующая гимнастика по исправлению незначительных физических недостатков".

 

2 часть - "Вспомогательные коррегирующие упражнения", которые направлены на:

1. Формирование танцевальной осанки ученика, укрепление его общефизического состояния.

2. Развитие двигательных функций тела(выворотность ног, подъем стопы, развитие шага, гибкости корпуса, прыжок).

3. Постановку корпуса, рук, ног, головы.

4. Развитие равновесия, апломба.

5. Овладение первоначальными навыками координации, которые предполагают   согласованность движений всех частей тела в пространстве и времени, в соответствии с музыкальным материалом, что позволяет точно выполнять задание.

РАЗДЕЛ 2 «РИТМИКА И МУЗЫКАЛЬНАЯ  ГРАМОТА»

Темы этого раздела предусматривают приобретение учеником знаний в области музыкальной грамоты, дает возможность изучать в движении средства музыкальной выразительности:

  • темп
  • размер
  • динамику
  • метр
  • ритм
  • строение музыкальной речи, способы исполнения.

РАЗДЕЛ 3 «ОСНОВНЫЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И ДВИЖЕНИЯ, ПОСТАНОВКА ТАНЦЕВ»

Темы этого раздела предусматривают приобретение учениками знаний в области начального курса изучения школы

  • народного
  • классического
  • историко-бытового и бального танцев
  • современные направления хореографии

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «РИТМИКА И ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ» С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА

I. Теория дисциплины

Основные задачи корригирующей гимнастики:

  • укрепление опорно-двигательного аппарата;
  • коррекция незначительных физических недостатков;
  • Постановка корпуса, рук, ног, головы, (основы равновесия, апломба);
  • развитие силы мышц,  укрепление суставов и повышение их подвижности;
  • развитие выносливости и постановка дыхания;
    выработка навыков высокой культуры движений.

II. Элементы партерной гимнастики.

1.Упражнения, укрепляющие мышцы спины;

  • «День — ночь»
  • «Змейка»
  • «Рыбка»

2. Упражнения, развивающие подъем стопы:

  • вытягивание и сокращение стопы;
  • круговые движения стопой;

3. Упражнения, развивающие гибкость позвоночника:

  • «лодочка»;
  • «складочка»;
  • «колечко»;

4.  Упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса

  • «ступеньки»;
  • «ножницы»;
  1. Упражнения развивающие подвижность тазобедренного сустава:
  • «Неваляшка»
  • «Passe' с разворотом колена»
  1. Упражнения развивающие выворотность ног:
  • «Звездочка»
  • «Лягушка»
  1. Упражнения  на растягивание мышц и связок и развитие балетного шага:
  • «Боковая растяжка»
  • «Растяжка с наклоном вперед»
  • «Часы»

III. Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов

1.  Упражнение для развития шеи и плечевого пояса в первоначальных музыкальных раскладках:

  • повороты головы в положении «направо», «прямо», «налево»;
  • наклоны и подъемы головы в положениях «прямо», «направо», «налево»;
  • круговые движения головой по кругу и целому кругу;
  • поднимание и опускание плеч;
  • поочередное поднимание и опускание плеч.

2.  Упражнение  для развития плечевого сустава и рук в первоначальных музыкальных раскладках:

  • разведение рук в стороны;
  • подъемы рук вперёд на высоту 90°;
  • отведение рук назад;
  • подъемы рук вверх и опускания вниз через стороны;
  • подъемы рук вверх–вперёд и опускания вниз–вперёд;
  • сгибание рук в локтях в направлении: вверх–в стороны и вниз–в стороны;
  • сгибание рук в локтях в направлении: вверх–вперёд и вниз–вперёд;
  • сгибания кистей в подготовительном положении: в стороны, вперёд, назад;
  • сгибание кистей с руками, раскрытыми в стороны: вверх–в стороны–вниз, вперёд–в стороны–назад;
  • сгибание кистей с руками, поднятыми вверх: в стороны-вверх-в стороны, вперёд-вверх-назад;
  • вращение кистями (наружу, внутрь) в подготовительном положении;
  • вращения кистями во II позиции;
  • вращения кистями с руками, поднятыми вверх.

3.   Упражнения на развитие поясничного пояса:

  • наклоны корпуса в стороны;
  • наклоны корпуса вперёд.

4.  Упражнения на развитие силы мышц и подвижности суставов ног:

  • отведение ноги в сторону на носок;
  • отведение ноги в сторону на каблук;
  • отведение ноги вперёд на носок;
  • отведение ноги вперёд на каблук;
  • отведение ноги в сторону с чередованием: позиция – носок – каблук – носок – позиция;
  • отведение ноги вперед с чередованием: позиция – носок – каблук – носок – позиция;
  • подъёмы согнутой в колене ноги вперёд;
  • отведение ноги назад на носок;
  • отведение ноги в сторону, вперёд с чередованием: позиция – носок – выпад – носок – позиция;
  • отведение ноги в сторону, вперед с чередованием: – позиция – носок – выпад – носок с
  • полуприседанием;
  • подъёмы на полупальцы;
  • многократные прыжки на двух ногах;
  • перескоки с ноги на ногу с отведением работающей ноги вперёд на носок;
  • перескоки с ноги на ногу с отведением  работающей ноги вперёд на каблук.

Ритмика и музыкальная грамота

I. Теория дисциплины

  1. Характер музыкального произведения, его темп, динамические  оттенки, легато – стаккато.
  2. Длительности, ритмический рисунок, акценты, музыкальный размер.

II. Музыкально-ритмические игры.

  • Упражнения, игры и метр:
  • Сильные доли и такт:

Здесь используются упражнения и игры с акцентированием сильных долей такта при меняющихся музыкальных размерах (2\4, 3\4, 4\4).

  • Сильные доли, слабые доли и музыкальный размер:

Здесь используются упражнения и игры на соотношение резких и спокойных движений с сильными и слабыми долями музыки.

2.  Упражнения, игры и фразировка.

  • Соотношение движений с музыкальной фразой (муз.размеры 2\4, 3\4, 4\4):
  • Соотношение движений с музыкальным предложением (муз.размеры 2\4, 3\4, 4\4):
  • Соотношение движений с музыкальным периодом (муз.размеры 2\4, 3\4, 4\4):

3.   Упражнения, игры и темп.

  • Сохранение темпа движения во время музыкальной паузы:
  • Соотношение темпа движения с постепенно изменяющимся темпом музыки:
  • Соотношение резко меняющегося темпа музыки с хореографическим движением:
  • Ускорение и замедление темпа движения в 2 раза при  неизменном музыкальном темпе:

4.   Упражнения, игры  и динамика.

  • Соотношения резко меняющейся силы музыкального звучания с хореографическим движением:
  • Соотношение усиления и ослабления силы звучания музыки с хореографическим движением:

5.   Упражнения, игры и характер музыкального произведения.

  • Соотношение характеров музыки и движения:

Танцевальные движения и постановка танцев

  1. Теория дисциплины.
  1. Понятия «мелодия», «поза», «движение».
  1. Ориентационно-пространственные упражнения.
  1. Изучение одноплановых рисунков и фигур: линейных – плоскостных (шеренга, колонна), объёмных (круг, «цепочка»);
  2. Изучение одноплановых рисунков и фигур:
  • линейных (плоскостных) - шеренга горизонтальная; колонна горизонтальная;
  • объёмных - круг; «цепочка»;
  1. Изучение приёмов перестроения из одноплановых рисунков и фигур в многоплановые:

из линейных в линейные:

  • из  шеренги горизонтальной в шеренгу горизонтальная;
  • из  колонны  горизонтальная  в  шеренгу горизонтальную.

из объемных в объёмные:

  • сужение и расширение круга;
  • из круга в «цепочку»;

из объёмных в линейные и наоборот:

  • из круга в горизонтальную шеренгу;
  • из круга в горизонтальную колонну;
  • из горизонтальной шеренги в круг;
  • из колонны горизонтальной в «цепочку»;
  1. Танцевальные элементы.
  1. Танцевальные шаги, бег, прыжки, подскоки.

Изучение различного вида шагов с руками, находящимися в положении «ладони на талии»:

  • танцевальный шаг с носка;
  • маршевый шаг на месте;
  • шаги на полупальцах
  • легкий бег с поджатыми ногами;
  • прыжки с  вытянутыми ногами;
  • прыжки с поджатыми ногами;
  • подскоки на месте и с продвижением.
  1. Реверанс для девочек и поклон для мальчиков на 4/4.
  2. Танцевальные этюды с элементами актерского мастерства:

1) «Ширма»,

2) «Птичий двор».

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД.

Тема занятия

Количество часов

Месяц

Форма контроля/ аттестации

1.

Вводное занятие: Техника безопасности в танцевальном классе. Коррегирующая гимнастика - укрепление физических данных ребенка.

Сентябрь

(2,5)

2.

Поклон. Упражнения укрепляющие мышцы спины. Простой, переменный шаг. Танцевальная часть.

Сентябрь

(7,9,12)

3.

Упражнения развивающие подъем стопы. Боковой галоп. Танцевальная часть.

Сентябрь

(14,16,19)

4.

Упражнения, развивающие гибкость позвоночника. Сильная и слабая доля. Танцевальная часть

Сентябрь

(21,23,26)

5.

Упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса. Что такое музыкальный размер и музыкальный такт? Танцевальная часть.

Сентябрь, октябрь

(28,30,3 окт.)

6.

Упражнения развивающие подвижность тазобедренного сустава. Характер музыкального произведения. Танцевальная часть.

Октябрь

(5,7,10)

7.

Упражнение для развития шеи и плечевого пояса. Темп музыкального произведения, динамические оттенки. Танцевальная часть.

Октябрь

(12,14,17)

Итоговое занятие

8.

Упражнение  для развития плечевого сустава и рук. Понятия "легато – стаккато ". Танцевальная часть.

Октябрь

(19,21,24)

9.

Упражнения на развитие поясничного пояса. Понятие "длительности", ритмический рисунок. Танцевальная часть.

Октябрь

(26,28,31)

10.

Упражнения на развитие силы мышц и подвижности суставов ног. Музыкальные акценты, музыкальный размер. Танцевальная часть.

Ноябрь

(2,7)

11.

Упражнения развивающие подвижность тазобедренного сустава. Музыкально-ритмические игры ("Хомячек"). Танцевальная часть.

Ноябрь

(9,11,14)

12.

Упражнения развивающие выворотность ног. Музыкально-ритмические игры ("Паровоз"). Танцевальная часть.

Ноябрь

(16,18,21)

13.

Упражнения  на растягивание мышц и связок и развитие балетного шага. Фигурное перестроение. Танцевальная часть.

Ноябрь

(23,25,28)

14.

Партерная гимнастика. Понятие "Поза", "Движение", "Мелодия". Танцевальная часть.

Ноябрь, декабрь.

(30, 2,5)

15.

Партерная гимнастика(повторение и закрепление пройденного материала).

Декабрь

(7,9,12)

16.

Партерная гимнастика. Музыкально-ритмические игры и упражнения ("Колпак мой треугольный") Танцевальная часть.

Декабрь

(14,16,19)

17.

Партерная гимнастика. Изучение одноплановых рисунков и фигур. Танцевальная часть.

Декабрь

(21,23,26)

18.

Партерная гимнастика. Изучение "линейных" и "объемных" рисунков. Танцевальная часть.

Декабрь, январь

(28,30,9)

19.

Партерная гимнастика. Изучение приемов построения из одноплановых рисунков в многоплановые. Танцевальная часть.

Январь

(11,13,16)

20.

Партерная гимнастика. Виды танцевального шага. Танцевальная часть.

Январь

(18,20,23)

21.

Партерная гимнастика. Изучение подскоков. Танцевальная часть.

Январь

(25,27,30)

22.

Партерная гимнастика. Подскок на месте и с продвижением. Танцевальная часть.

Февраль

(1,3,6)

23.

Партерная гимнастика. Прыжки с поджатыми ногами. Танцевальная часть.

Февраль

(8,10,13)

24.

Партерная гимнастика. Повторение и закрепление пройденного материала. Танцевальная часть.

Февраль

(15,17,20)

25.

Партерная гимнастика. Реверанс для девочек и поклон для мальчиков на 4/4. Танцевальная часть.

Февраль

(22,24,27)

26.

Партерная гимнастика. Танцевальные этюды с элементами актерского мастерства ("Ширма"). Танцевальная часть.

Март

(1,3,6)

27.

Партерная гимнастика. Танцевальные этюды с элементами актерского мастерства ("Птичий двор"). Танцевальная часть.

Март

(10,13)

28.

Партерная гимнастика. Музыкально-ритмические игры ("Прилипалки-прилипучки"). Танцевальная часть.

Март

(15,17,20)

29.

Партерная гимнастика. Музыкально-ритмические игры ("Самолет"). Танцевальная часть.

Март

(22,24,27)

30.

Партерная гимнастика. Изучение комбинаций "Ковырялочка", "Моталочка". Танцевальная часть.

Март, апрель

(29,31,3)

31.

Партерная гимнастика. Изучение движение"Гармошка". Отличие понятий "Притоп", "Удар". Танцевальная часть.

Апрель

(5,7,10)

32.

Партерная гимнастика. Прыжки( на одной ноге, на двух ногах). Изучение движения "Подыбаск" с поворотом корпуса и в паре. Танцевальная часть.

Апрель

(12,14,17)

33.

Партерная гимнастика. Музыкально-ритмические игры ("Зеркало"). Танцевальная часть.

Апрель

(19,21,24)

34.

Партерная гимнастика. Игра-пантомима "Угадай, кто я?" Танцевальная часть.

Апрель

(26,28)

35.

Повторение и закрепление пройденного материала. Музыкально-ритмические игры и упражнения ("Море волнуется..") Танцевальная часть.

Май

(3,5,8)

36.

Виды танца. "Какой танец называется сюжетным?" Показ видео материалов по теме занятия. Танцевальная часть.

Май

(10,12,15)

37.

"Игровой танец- в чем его отличие от других видов танца?" Танцевальная часть.

Май

(17,19,22)

38.

Тематический танец. Музыкально-ритмические игры и упражнения "Старашки", "Ленюшки". Танцевальная часть.

Май

(24,26,29)

39.

Итоговое занятие

31 мая

Отчетный концерт

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Специфика обучения  корригирующей гимнастике, ритмике и танцевальному движению  связана с систематической физической и психологической нагрузкой. Детям необходимо осмысливать указания педагога, слушать музыку, запоминать предложенный текст, отрабатывать различные движения. Преодолеть трудности помогает осуществление индивидуального подхода при одинаковых заданиях для всех. При этом учитывается тип личности, уровень подготовки ребенка, его умение сосредоточиться на разных аспектах задания. Для обучения танцам детей младшего школьного возраста необходимо использовать игровой принцип. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества», – писал Сухомлинский. Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха, а о необходимости пронизать занятие игровым началом, сделать игру его органическим компонентом. Игра должна быть средством достижения намеченной педагогической цели, требовать для своего осуществления волевых усилий, упорного труда. Тогда игра будет способом обучения воспитанника умению трудиться, и при этом даже рутинная, скучная для детей работа покажется интересной. Следующий важный принцип работы на первых этапах обучения – принцип многократного повторения изучаемых движений в максимальном количестве всевозможных сочетаний. Длительное изучение и проработка небольшого количества движений дает возможность прочного их усвоения, что послужит фундаментом дальнейшего образовательного процесса. Ребенок должен знать хореографическую терминологию, пользоваться ею на занятии. Использование точной, грамотной терминологии позволит постепенно отойти от практического показа, разовьет внимательность воспитанников и их способность воспринимать словесную информацию. С первых занятий важна работа над культурой движения. Каждое движение имеет начало и окончание, амплитуду, характер. Оно должно исполняться в такт музыке. Одним из самых слабых мест в исполнительской практике является невыразительность лица, поэтому с первого занятия нужно обращать внимание детей на активность мышц лица, играть с ними в «маски» (грустная, веселая, сердитая). Особое внимание уделяется музыкальному оформлению занятия. Оно должно быть разнообразным и качественным. Музыка подбирается к каждой части занятия, определяется ее структура, темп, ритмический рисунок, характер. В тему «Танцевальные этюды и игры» включены современные мелодии для стимуляции эмоциональной и актерской выразительности воспитанников.

Приемы, принципы и методы организации образовательного процесса.

 Для достижения цели, задач и содержания программы необходимо опираться в процессе обучения на следующие хореографические принципы:

 • принцип формирования у детей художественного восприятия через пластику;

• принцип развития чувства ритма, темпа, музыкальной формы;

 • принцип обучения владению культурой движения: гибкость, выворотность, пластичность.

Принципы дидактики:

 • принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;

 • принцип систематичности и последовательности в практическом овладении основами хореографического мастерства;

 • принцип движения от простого к сложному как постепенное усложнение инструктивного материала, упражнений, элементов классического, народного, бального танца;

 • принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения, показа;

 • принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности учащихся; • принцип доступности и посильности;

 • принцип прочности обучения как возможность применять полученные знания во внеурочной деятельности, в учебных целях.

Для реализации программы в работе с учащимися применяются следующие методы:

1. Метод активного слушания музыки, где происходит проживание интонаций в образных представлениях: импровизация, двигательные упражнения – образы.

2. Метод использования слова, с его помощью раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой, терминология, историческая справка и др.

3. Метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям.

4. Метод практического обучения, где в учебно-тренировочной работе осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с постановочной, репетиционной работой, осуществляется поиск художественного и технического решения.

Приемы: комментирование; инструктирование; корректирование.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ОФОРМЛЕНИЮ УРОКОВ РИТМИКИ И ТАНЦА

Существует три системы музыкального оформления уроков.

1. Импровизационный аккомпанемент, когда концертмейстер выступает, как композитор.

2. Аккомпанемент по нотному материалу, специально подобранному для уроков ритмики и танца.

3. Аккомпанемент, объединяющий первый и второй принципы музыкального сопровождения урока.

Во всех трех случаях музыкальное оформление опирается на основную задачу урока - научить детей исполнять отдельные движения и их комбинации - грамотно, по правилам, с точным соблюдением ритмического рисунка. При подготовке открытых уроков и контрольных уроков, как правило, используется специальный музыкальный материал, доступный для восприятия детей и предназначенный для уроков ритмики танца. Работу над подбором музыкальных импровизаций и нотного материала педагог ведет вместе с концертмейстером. При подборе музыкальных произведений необходимо помнить о воспитании у детей музыкального вкуса.

Музыкальное воспитание - одна из главных задач, предусмотренных программой и уже с первых занятий детей следует приучать слушать музыку, так как она является составной частью танца.

 В работе над программой использованы методические рекомендации:

  1. В. Яновский "Ритмика"
  2. Т.И. Васильева "Тем, кто хочет учиться балету"
  3. И. Воронина "Историко-бытовой танец".

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барышникова Т. Азбука хореографии. М.: 2000.

2. Бочкарева Н. И. Развитие творческих способностей детей на уроках ритмики и хореографии. - Учебно-методическое пособие. - Кемерово, 1998.- 64 с: ноты.

3. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. Занятия по ритмике в подготовительных классах. Выпуск 1, М.: Музгиз, 1963, 1972, 1979.

 4. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. М.: Просвещение, 1972.

 5. Современный бальный танец – под редакцией В.М. Стриганова и В.И.Уральской. М.: Просвещение, 1978.

 6. Бекина С.И., Музыка и движение. М.: Просвещение, 1983.

 7. Климов А., Основы русского народного танца. М.: Искусство.1981.

8. Горшкова Е.В. От жеста к танцу (методика). М.: Изд. «Гном и Д». 2002.

9. Джим Холл, Уроки танцев. М.: АСТ «Астрель». 2008.

10.Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. М.: Айрис-пресс. 2003.

11.Льговская Н.И. Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей старшего дошкольного возраста. М.: Айрис-пресс. 2007. .

12.Ткаченко Т. С. Народный танец. М., 1954