Статья "ФОЛЬКЛОР В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ"

Хохлова Татьяна Александровна

МАТЕРИАЛЫ для издания сборника по результатам участия в Республиканском семинаре-практикуме для педагогических работников организаций (учреждений), осуществляющих образовательную деятельность в сфере культуры и искусств Луганской Народной Республики 27 октября 2021г. (СЕКЦИЯ "Музыкальное искусство")

Скачать:


Предварительный просмотр:

Т.А.Хохлова

Луганская государственная академия культуры

и искусств имени М.Матусовского, отделение культуры колледжа

Фольклор в контексте современной культуры. Живая старина сегодня

Аннотация Широкое общественное внимание к фольклору в наши дни – показатель того, что судьба фольклора и судьба культуры неразделимы. В полноценно функционирующей культуре устный компонент оказывается незаменимой составной частью. В этом смысле вопрос о роли фольклора как одного из важных стимулов развития современной культуры заслуживает самого пристального рассмотрения.

Ключевые слова фольклор, традиция, народное пение, детский ансамбль, культура, современность, наследие, репертуар, скрепы.

Сегодня мы полистаем книгу, которую можно писать и читать всю жизнь. И всякий раз она будет для нас открытой, материал актуальным и увлекательным, потому как нет ему предела. За преодолённой открывается новая даль, за достигнутой ясностью – новая проблема. Сегодня фольклор – это иная форма музыкально-художественного мышления, уже не дефицитная, но по-прежнему недопонятая и недооценённая в своих далеко не исчерпанных возможностях.

Фольклор многолик и изменчив, его возможности не раскрыты до конца, но верится, что развитие современной общекультурной ситуации способно их раскрыть и выявить настоящее предназначение фольклора.

Фольклор-явление не исчезающее и уходящее, а живое и возвращающееся!

Чуткая и заинтересованная культурная политика, основанная на знании законов функционирования фольклора и возможности его адаптации к стремительным преобразованиям нашего времени, позволит сохранить фольклор не как реликт, как живой пласт культуры.

Что такое «фольклор»? Какую роль может играть он в жизни человека и общества?

На совещании правительственных экспертов по сохранению фольклора при ЮНЕСКО, состоявшемся в Париже 1 марта 1985 г., было выработано следующее определение: «фольклор (в более широком смысле традиционная народная культура) — это коллективное и основанное на традициях творчество групп или индивидуумов, определяемое надеждами и чаяниями общества, являющееся адекватным выражением их культурной и социальной самобытности; фольклорные образцы и ценности передаются устно, путем имитации и другими способами. Его формы включают язык, устную литературу, музыку, танцы, игры, мифологию, обряды, обычаи, ремесла, архитектуру и другие виды художественного творчества»

Фольклор трактуется как «специфическая подсистема», выполняющая важную роль в системе традиционной культуры, в специфических формах, которые интегрируют, закрепляют и аккумулируют традиционную информацию, выработанную этносом или его локальной группой.

Иначе говоря, фольклор — это «специфический “язык” традиционной культуры, отличающийся от других «языков» — орнамента, мелоса, знаковой и символической информации, передававшейся вещами — предметами материальной культуры».

Основными признаками фольклора принято считать устный характер трансляции, коллективность, опора на традиции, народность, вариативность и функциональность.

К ним нужно отнести еще одно важное условие бытование фольклора – среда, в которой возможно возрождение традиционной культуры в сегодняшнем обществе.

Еще 100 лет назад песня сопровождала человека в его труде и отдыхе, в его горе и радости, в молодости и старости. Музыкально-обрядовый фольклор подобно летописи вобрал все события в жизни человека. В лирических песнях можно узнать о сердечных переживаниях, жизненном укладе, духовных ценностях, семейных отношениях людей. Исторические песни ярко и поэтично описывают нам исторические события, происходящие в военной и гражданской жизни народа.

Обрядовый фольклор сопровождал человека в переломные моменты его жизни. Огромный пласт молодежного музыкального фольклора создавал условия для поиска себе пары и образования семьи. С песенкой работами, и отдыхали, радовались и горевали. Наши предки пели о том, что им близко и понятно, интересно и дорого. Это были песни об их жизни. [4]

Можем ли мы найти сейчас, в современном мире, условия для полноценной жизни и развития фольклорных традиций?

Нужно отметить, что до сих пор фольклорные образцы радуют нас новыми сюжетами и при этом мы слышим традиционный музыкально-поэтический диалект, слышим мощные тембры, высокую степень слаженности, вариативный распев, одним словом истинное корневое пение.

И все же часто от детей слышим вопрос: а зачем мы поем фольклор?

Зачем мы поем старинные песни?

Для того, чтобы сохранить в памяти и продолжить жизнь песне, как воспоминанию об ушедшем. Детская логика с их бесконечными «почему?» и «зачем?» заставляет нас задуматься, что фольклор должен быть интересным, актуальным, необходимым, родным и понятным для сегодняшнего исполнителя и слушателя. Он продолжит свою жизнь только в том случае, если, как и прежде, будет отражать не только вчерашнюю, но и сегодняшнюю жизнь человека.

Более ста лет мы фиксируем его на фоновалики, катушки, кассеты, диски. Мы имеем огромные возможности на песнях обучиться этому музыкальному диалекту, чтобы со временем начать на нем разговаривать, подобно нашим предкам распевать сегодняшние события на родном, традиционном, удивительно поэтичном языке. [1]

Вот для чего мы учим и поем песни десятками, сотнями, тысячами, чтобы познать музыкально-поэтический язык наших родителей и прародителей, чтобы понять и оценить их ценности и идеалы.

В современных условиях прервана традиция преемственности поколений в области народной песенной культуры, поэтому вопрос воспитания детей средствами песенного и игрового фольклора стоит необычайно остро.

Проблема воспитания детей в структурах дополнительного образования должна осуществляться по-новому, в условиях перемен в педагогике, культуре и искусстве. Перспективным направлением для комплексного воспитания нового поколения выступает детский фольклорный ансамбль.

Фольклорный ансамбль – это форма сценического воплощения, которая способна помочь раскрыть перед участниками коллектива широкие возможности творческого самовыражения. А углубленное изучение народных традиций через фольклор может приблизить детей к подлинным формам исполнения, развить вокальные способности, ладовое и ритмическое чувство.

Огромная ответственность в работе с детским фольклорным ансамблем ложится на руководителей. В первую очередь им необходимо разобраться в психологии музыкального мышления ребенка, хорошо разбираться в психологии детей, уметь выявить их природные возможности: строение и функции детского голосового аппарата, положительные и отрицательные качества детского голоса.

Знание физиологических особенностей от младшего до старшего детского возраста позволят руководителю умело устранить недостатки, развить народно-певческие навыки и привить любовь к народной музыке, которая обладает огромным педагогическим потенциалом. [2]

Нередко приходится иметь дело с руководителями детских фольклорных коллективов, не имеющими опыта работы или специального образования. Отсутствие знаний может привести к некоторым ошибкам в работе с детьми. Так на фестивалях и конкурсах можно встретить детский фольклорный ансамбль, в составе которого участвуют дети разных возрастов: от 5 до 14 лет. Этот состав создает проблемы при выборе репертуара, что затрудняет вокально-техническую работу. Причиной тому являются дети 5–6-летнего возраста, голоса которых еще не окрепли и имеют ряд недостатков с точки зрения физиологии.

Другой классической ошибкой является фальшивое пение участников детского коллектива. Работа с такими детьми имеет свои особенности. Подобных вопросов в деятельности руководителя детского фольклорного ансамбля довольно много. Облегчить его работу и помочь в решении проблем, возникших в процессе вокальных занятий с детским фольклорным ансамблем, могут методические разработки. [3]

Именно этим определяется актуальность данной статьи, потому как остро ощущается определенный дефицит методической литературы для начинающих руководителей детских фольклорных ансамблей.

Список литературы:

1. Алексеев Е.Е. Фольклор в контексте современной культуры (рассуждения о судьбах народной песни), М. «Советский композитор», 1988г.

2. Бородина Е.М. Учебно-методическое пособие Работа с детским фольклорным коллективом, г.Кемерово, 2020г.

3. Кликовкина Е.И. Методические рекомендации Методика работы с детским фольклорным ансамблем, г.Самара, 2017г.

4. Хрестоматия педагогического репертуара для детских фольклорных ансамблей, г.Самара, 2015г.