Рабочая программа по Светской этики, 4 класс

Воронкова Алена Леонидовна

Рабочая программа. Светская этика, 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svetskaya_etika.docx30.04 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 212

«Утверждаю»                

Директор ГБОУ школа № 212___________________ М.В.Кузьмина

Приказ  ____41-ОД_____

 «30__»___08_______201_9_г.

«Принято»                

Педагогическим Советом  ГБОУ школа № 212

Протокол №__1________________

«__29_»___08_______2019__г.

«Рассмотрено»

на заседании МО

Протокол №1______

от «_28_»__08_______201 9  г.

 

Рабочая программа

   по_____Светской этике__________ 

    (предмет, уровень изучения предмета)

класс, профиль___4 «     »______

учитель ___Воронкова А.Л____

учебный год__2019-2020_______

Санкт-Петербург

Пояснительная записка

Программа предмета «Основы религиозных  культур и светской этики»  модуль  «Основы светской  этики»  составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, и ориентирована на использование учебника авторского коллектива :  А.А.  Шемшурин,  Н.М.  Брунчукова,  Р.Н.  Демин,  К.В. Савченко,  Т.Д. Шапошникова Учебник  «Основы  светской  этики»,  4  класс.  –  Москва  «Дрофа», 2018  и реализует основную образовательную программу основного образования ГБОУ средней школы №212.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии  с  Учебным  планом начального  общего образования  ГБОУ школа №212 на  2019-2020  учебный  год  (из  основной  образовательной  программы  начального  общего  образования  школы) предмет  «Основы  религиозных  культур  и  светской этики» (модуль:  «Основы  светской  этики») изучается в 4  классе по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени  за  учебный  год составляет 34 часа.

Содержание учебного предмета

Знакомство с новым предметом. 2часа  

Россия –  наша  Родина. Духовные ценности человечества. Культура. Религии.

Знакомство с основами этики. 2часа  

Диалог о философии и этике. Мораль и нравственность.

Этические учения о добродетелях. 5  часов 

Что такое добродетель? Учение Аристотеля о добродетелях. Нравственные качества. Терпение и терпимость. Представление творческих работ по теме.

Этика о нравственном выборе. 7 часов 

Суд над Сократом. Убеждения. Нравственный выбор. Совесть. Долг. Ответственность. Этика о воспитании самого себя. Представление творческих работ по теме.

Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве. 3 часа Справедливость. Государство, основанное на справедливости. Государство. Светская этика (экскурсия).

Нравственный закон человеческой жизни. 4 часа 

Нравственный закон. Десять заповедей. Заповеди любви. Любовь – основа жизни. Прощение.

Этика об отношении людей друг к другу. 6 часов 

Древнегреческие мыслители о дружбе. Этика об отношении к другим людям и самому себе. Мысли и поступки. Слова и речь. Милосердие. «Золотое правило нравственности». Представление творческих работ по теме.

Как сегодня жить по нравственным законам.  5 часов 

Нравственные законы в современном мире. Альберт Швейцер. Этическое учение Л.Н.Толстого.

Программное и учебно-методическое обеспечение реализации ФГОС

Печатные пособия

учебник (автор, название, год издания, издательство)

Учебник:  А.А.  Шемшурин,  Н.М.  Брунчукова,  Р.Н.  Демин,  К.В. Савченко,  Т.Д. Шапошникова Учебник  «Основы  светской  этики»,  4  класс.  –  Москва  «Дрофа»,  2018.

рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ

дидактические материалы

Программа:   Т.Д. Шапошникова,  К.В.  Савченко  Рабочая  программа для  общеобразовательных  учреждений.  4  класс «Основы религиозных  культур  и  светской  этики». –  Москва  «Дрофа»,  2018.

методические материалы

Методическое  пособие  для учителя:  И.Б. Катышева,  К.В. Савченко,  Т.Д. Шапошникова  «Основы  светской  этики» методическое  пособие  к  учебнику  А.А.  Шемшурина,  Н.М. Брунчуковой,  Р.Н.  Демина  и др. «Основы  светской  этики»,  4  класс. –  Москва  «Дрофа»,  2018.

Технические средства обучения

Наглядные пособия

Цифровые образовательные ресурсы:

интернет-ресурсы

прочие (диски, эл. пособия и т.п.)

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

 Обучение детей по программе  предмета  «Основы религиозных культур и светской этики».  Модуль  «Основы  светской  этики»  направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Личностные универсальные учебные действия

Ученик  научится:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
  • учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к оценке своей учебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Ученик  получит  возможность научиться:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик  научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи.  

Ученик   получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик  научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии;
  • владеть рядом общих приёмов решения задач.

Ученик  получит  возможность  научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик  научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ученик  получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные  результаты

Ученик  научится

Ученик  получит  возможность научиться

- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

- формирование общих  представлений  об  исторической  роли  традиционных  религий  в  становлении российской  государственности;

-  формирование  первоначального  представления  об  отечественной  культурной  традиции  как  духовной основе  многонационального  многоконфессионального  народа  России;

-  осознание ценности  человеческой  жизни.

 

Календарно-тематическое  планирование

№ урока в году

№ урока в разделе

Дата

Тема

Контроль

Знакомство с новым предметом 2 ч

1

1

06.09

Россия –  наша  Родина.

2

2

13.09

Духовные ценности человечества. Культура. Религии.

Знакомство с основами этики 2 ч

3

1

20.09

Не совсем обычный урок Диалог о философии и этике.

4

2

27.09

Не совсем обычный урок. Продолжение диалога об этике. Мораль и нравственность.

Этические учения о добродетелях 4 ч

5

1

04.10

Что такое добродетель.

6

2

11.10

Учение Аристотеля о добродетелях.

7

3

18.10

Нравственные качества.

8

4

25.10

Терпение и терпимость.

Этика о нравственном выборе 6 ч

9

1

8.11

Суд над Сократом.

10

2

5.11

Убеждения.

11

3

22.11

Нравственный выбор.

12

4

29.11

Совесть. Долг.

13

5

06.12

Ответственность.

14

6

13.12

Этика о воспитании самого себя.

Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве 3 ч

15

1

20.12

Справедливость.

16

2

27.12

Государство, основанное на справедливости

17

3

17.01

Государство. Светская этика.

Нравственный закон человеческой жизни 4 ч

18

1

24.01

Нравственный закон. Десять заповедей

19

2

31.01

Заповеди любви.

20

3

07.02

Любовь – основа жизни.

21

4

14.02

Прощение.

Этика об отношении людей 5ч

22

1

21.02

Древнегреческие мыслители о дружбе.

23

2

28.02

Этика об отношении к другим людям и самому себе

24

4

06.03

Мысли и поступки. Слова и речь.

25

5

13.03

Милосердие.

26

6

20.03

Золотое правило «нравственности»

Как сегодня жить по нравственным законам 4 ч

27

1

3.04

Нравственные законы в современном мире.

28

2

10.04

Альберт Швейцер.

29

3

17.04

Этическое учение Л.Н.Толстого.

30

4

24.04

Не совсем обычный урок  «Идти дорогою добра»

Итоговая работа 4 ч

31

1

15.05

Обобщение изученного по курсу. Подготовка защиты проектов.

32

2

22.05

Защита проектов

33

3

Защита проектов

34

4

Резерв

Лист корректировки рабочей программы

Предмет  _Светская этика_____

Класс  ____4__________

Учитель: _____Воронкова А.Л.__ _(_________________)

2019__/2020__ учебный год

№  урока по КТП

Дата по  КТП

Дата проведения

Тема урока

Причина корректировки

Способ корректировки

33

29.05

22.05

Защита проектов

Праздничные дни

Объединение двух схожих тем

Протокол заседания МО__________________ №____ от _________  Подпись председателя МО __________________(_______________)

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора ГБОУ школа № 212 по учебно-воспитательной работе               _______________ (________________)

«_______»__________201___ г.