Рабочие программы по Истории СПб 8 класс

Воронкова Алена Леонидовна

Рабочая программа по истории СПб, 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8b_istoriya_spb.docx34.37 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 212

«Утверждаю»                

Директор ГБОУ школа № 212___________________ М.В.Кузьмина

Приказ 42-ОД

«30» августа 2021 г.

«Принято»                

Педагогическим Советом  ГБОУ школа№ 212

Протокол № 1

«27» августа 2021 г.

«Рассмотрено»

на заседании МО

Протокол № 1

от «26»августа2021 г.

Рабочая программа

по  истории Санкт-Петербурга, базовый уровень

(предмет, уровень изучения предмета)

класс, профиль 8 «Б»

учитель Воронкова А.Л.

учебный год 2021 – 2022

Санкт-Петербург

Пояснительная записка

  1. Цель и задачи

Цель курса: создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации школьника в мире города, овладения им способами освоения культурного наследия Санкт-Петербурга.

 Задачи:

1. Создать условия для формирования у учащихся:  

  • познавательного интереса к природно-культурному и культурному наследию города;
  • оценочных суждений о культурном наследии Санкт-Петербурга, о современных проблемах города, о поведении горожан – носителей петербургской культуры;  отношения к городским объектам, музейным экспозициям, семейным реликвиям, городским и семейным традициям, как к наследию, необходимому всем петербуржцам (в том числе и лично ему), оставленному предками и обогащаемому его современниками.

2. Содействовать формированию у учащихся умений, необходимых для:  поиска информации о природно-культурном и культурном наследии города/края; комфортного проживания в городе мегаполисе и самореализации в нем;∙  ориентации в культурном пространстве города, поведения, грамотному/цивилизованному горожанину, петербуржцу; полноценного использования горожанином культурного потенциала города.

3. Способствовать освоению учащимися знаний, необходимых для понимания/осознания ими  роли города как феномена культуры; значения Санкт-Петербурга и его наследия в России в прошлом и настоящем;  роли горожан как создателей и потребителей, хранителей и разрушителей культурного наследия Санкт-Петербурга; специфики формирования петербургского населения;  особенностей бытования петербуржцев на протяжении всего периода существования  города и на современном этапе (условий их жизни, традиций их повседневной и праздничной культуры, общих проблем городской жизни);  проблем сохранения и развития природно-культурного и культурного наследия  Петербурга.

Важным  компонентом  образования  на  территории    Российской  Федерации  является региональный  компонент,  который  предусматривает  изучение  истории  и  современной проблематики народов, регионов. Региональный компонент (вариативная часть) учебного плана  ГБОУ  школы №212   предусматривает  обязательное  изучение  курса  «История  и культура Санкт -Петербурга».

Данная рабочая программа базового уровня составлена в соответствии с  Федеральным государственным образовательным  стандартом  основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерацииот 17.12.10 и на основании авторской программы  по истории и культуре Санкт

Рабочая программа составлена на основе программы учебного курса "История и культура Санкт-Петербурга" для основной школы Л.К. Ермолаевой  СПб.: СМИО Пресс, 2002 и реализует основную образовательную программу основногообразования ГБОУ средней школы№212

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Программа рассчитана на 34 ч. в год, кол-во часов в неделю – 1 ч. в 8 классе на этапе основного общего образования.

3. Программное и учебно-методическое обеспечениереализации ФГОС.

Печатные пособия

учебник (автор, название, год издания, издательство)

Учебник по истории и культуре Санкт-Петербурга . – СПб, СМИО Пресс, 2019.

Ермолаева Л.К., Захваткина И.З., Лебедева И.М.

рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ

Ермолаева Л.К., Захваткина И.З. Краеведение.     Петербургская тетрадь серия «Страницы жизни края» ч. 1. СПб.: СМИО Пресс 2017

дидактические материалы

методические материалы

Даринский А. В., Старцев В. И. История Санкт-Петербурга в ХУ111-Х1Х вв. – СПб., 2019

Технические средства обучения

Ноутбук, мультимедийный проектор, DVD

Наглядные пособия

Цифровые образовательные ресурсы:

интернет-ресурсы

Презентации, викепедия, прошколу.ру

Государственный музей истории Санкт-Петербурга http://www.spbmuseum.ru/

Живой город http://www.save-spb.ru/

Записки о Петербурге

http://o-spb.ru/archives/category/istoriya-peterburga

прочие (диски, эл. пособия и т.п.)

4. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты усвоения программы:

Учащиеся должны знать / понимать:

  • основные виды архитектурных стилей;
  • изученные направления и стили художественной культуры города;
  • особенности языка различных видов искусства;
  • основные понятия «история» «культура», «факт».  
  • уникальность петербургского наследия, связь сегодняшнего города с прошлым

Учащиеся должны уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
  • пользоваться различными источниками информации о истории и культуре Санкт - Петербурга;
  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
  • различать факты и события

Метапредметные результаты освоения программы:

Учащиеся должны уметь:

  • организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
  • работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;
  • сотрудничать с соучениками, в коллективной работе,
  • устанавливать причинно-следственные связи зависимости между объектами,  
  • оценивать свою работу на уроке;
  • анализировать эмоциональное состояние, полученное от деятельности на уроке.

Личностные результаты освоения программы:

  • Учащиеся должны использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни: для выбора путей своего культурного развития и организации личного и коллективного досуга;
  • выражения собственного суждения о Санкт – Петербурге как части мировой культуры; самостоятельного художественного творчества.

                 5. Воспитательные цели и задачи изучения предмета.

  • На основе модуля «Школьный урок» в рабочей программе воспитания, разработанной в ГБОУ школа №212 и опубликованной на сайте школы, каждый раздел содержания рабочей программы включает в себя следующие воспитательные цели и задачи:
  •         установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
  •         побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
  •         привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
  •         использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
  •         применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
  •         включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
  •         инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов. Это дает школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
  •         поощрение использования дистанционных образовательных платформ, например, ЯКласс для самообразования, углубления знаний по предмету и саморазвития

6.  Содержание учебного предмета.

Тема 1. Первоначальный Санкт-Петербург (1703 – 1725 гг.)

Северная война на территории края. Возвращение Россией дельты Невы.  Оборонительные сооружения: крепость на Заячьем острове, Кроншлот, Адмиралтейская крепость-верфь, батареи на Васильевском острове, невские берега. Памятники, напоминающие об оборонительной функции рождающегося города (* отбор объектов по усмотрению учителя: планировка Петропавловской крепости, Петровские ворота, памятник Василию Корчмину на 8 линии Васильевского острова).  

Санкт-Петербург – центр экономики России. Город – «окно в Европу»: порт на Троицкой площади. Город – родина Балтийского военного флота: Адмиралтейская верфь. Литейный двор. Монетный двор. Памятники (топонимы) и традиции, напоминающие о первоначальном значении Петербурга как торгового, промышленного центра России.  (* Отбор материала по усмотрению учителя).  

Санкт-Петербург – новая столица России. Памятники, напоминающие о столичном значении города: царские дворцы, здание Двенадцати коллегий. Петербург – центр политической истории: празднование побед в Северной войне, объявление России империей, первый узник Петропавловской крепости. Православные храмы – памятники православным традициям: Петропавловский, Исаакиевский, Троицкий.  Памятники победам в Северной войне: Сампсониевский, Пантелеймоновский деревянные храмы. Александро-Невский монастырь – традиция православной культуры. Новая традиция – возведение иноверческих храмов в столице России.

Санкт-Петербург - новый для России город. Карта города в 1725 г. (*) Города, послужившие образцом при строительстве Санкт-Петербурга.  Облик Санкт-Петербурга по гравюрам.  (* Отбор гравюр по усмотрению учителя). Первый градостроительный план и «следы» его реализации в современном городе. Архитектурный стиль – раннее барокко. Памятники раннего барокко. (* Отбор объектов по усмотрению учителя: Меншиковский дворец, Кунсткамера).

Санкт-Петербург – центр образования, просвещения, художественной культуры  – город светской культуры. Образование – «путь в профессию»: Морская академия. Кунсткамера – центр просвещения. Санкт-Петербург – центр светского искусства в России: живописные полотна в Русском музее, Меншиковском дворце.  (* Отбор материала по усмотрению учителя). Зарождение европейского театрального и музыкального искусства в новом городе.

Санкт-Петербург – место жительства горожан. Условия жизни первых петербуржцев: управление, проблемы горожан и их решение, благоустройство города. Быт разных слоев населения. (* Отбор материала по усмотрению учителя: экспозиции Меншиковского дворца, выставка в Комендантском доме Петропавловской крепости.) Городские праздничные традиции.  Отношение петербуржцев к городу.

Тема 2. Наследие послепетровского Санкт-Петербурга (1725 – 1801)

Введение. Общая характеристика периода. Источники

Санкт-Петербург – «арена» и «зеркало» истории. Смена императоров на российском престоле; события, происходящие в связи с этим в Петербурге.  Памятники и традиции, напоминающие об исторических событиях того времени. (* Отбор объектов по усмотрению учителя: Чесменская церковь, обелиски в Рыбацком и Усть-Ижоре; памятники Румянцеву и Суворову).

Санкт-Петербург – столичный город.Императорский дворец, императорский двор: быт, нравы придворных второй четверти ХУIII в. Памятные места, памятники, напоминающие о жизни императриц и императорского двора. (* Отбор объектов по усмотрению учителя: церкви св. Симеона и Анны,топонимы – Конюшенные улицы, Конюшенная площадь; дворцы Аничков, Шуваловский, Воронцовский, Зимний; Воскресенский монастырь – Смольный собор).

Санкт-Петербург в последней четверти ХУ111 в. – дворянская столица эпохи просвещенного абсолютизма и «золотого века дворян». Памятники, напоминающие о жизни императрицы и придворных. (* Отбор материала по усмотрению учителя: императорский дворец, Эрмитажная коллекция, Эрмитажные собрания, дворцы Мраморный, Таврический, усадьбы Державина, Дашковой).  Карта и облик города. Карты города конца ХVIII века: Нева – главная улица города, рост города на левом берегу, «невский трезубец». План П. Еропкина и его реализация. Градостроительный план А. Квасова и его реализация.

Облик города дворцов и слобод по гравюрам М. Махаева, (*) запискам иностранцев. Облик строящегося регулярного города по произведениям Б. Патерсона, Ф. Алексеева, (*) запискам иностранцев.  

Санкт-Петербург – центр российского образования, просвещения, науки. Центры дворянского образования. (* Отбор объектов по усмотрению учителя: кадетские корпуса, Смольный институт). Академия художеств. Воспитательный дом. (*) Школа при лютеранской церкви св. Петра – «Петершуле».

Первая в России Академия наук: здания, ученые и их деятельность. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей:А. Нартов, Л. Эйлер, И. Шумахер, Ж. Делиль,  М. Ломоносов, В. Тредиаковский, С. Крашенинников, И. Лепешинский, С. Гмелин или другие). Деятельность Российской Академии. Президент академий Е. Дашкова.

Санкт-Петербург – центр художественной культуры. (*) Столица как центр развития российской литературы и литературного языка; творчество придворных поэтов; произведения драматургов (* отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей: В. Тредиаковский, М. Ломоносов, А. Сумароков, Д. Фонвизин). Развитие театрального искусства в столице. (* Отбор материала по усмотрению учителя: гастроли иностранных оперных и балетных трупп; рождение балетной школы и российского театра;  театр во времена Екатерины 11). Развитие живописи, скульптуры в столице: петербургские Мастера и их произведения, хранящиеся в Русском музее. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей: В. Боровиковский, А. Лосенко, Ф. Шубин или другие). Развитие архитектуры и сохранившиеся памятники архитектуры. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых и межпредметных связей:Ф. Растрелли, С. Чевакинский, Д. Кваренги, И. Старов, Ю. Фельтен, А. Ринальди, Н. Львов,  или другие.) Первый монумент, установленный в России – памятник Петру 1 (Медный всадник) – символ Санкт-Петербурга.  

Санкт-Петербург – экономический центр. Торговое значение города. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: петербургский порт, буяны, Гостиный двор на Невском проспекте, рынки, первые магазины). Промышленные предприятия в городе. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: предприятия петровского времени; императорская порцелиновая фабрика; ремесленные мастерские). Дворцовая слобода: Владимирская церковь и топонимы, хранящие память о дворцовых мастерах (Свечной, Кузнечный, Стремянная).

Санкт-Петербург – место жительства горожан. Особенности роста населения и его состава. Условия жизни горожан: управление столицей, проблемы городской жизни, городское хозяйство. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: освещение, мощение улиц, сточные канавы, мосты, набережные, продовольственные рынки, первая больница, Главпочтампт и другое). Особенности быта разных слоев населения. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: различие в быту дворян и других горожан). Праздничные традиции в столице. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей).

Образ города в поэзии, живописных произведениях, в восприятии людей

Повторение и обобщение темы.

7. Связь оценочного инструментария с планируемыми результатами

 Основной формой организации образовательного процесса является классно

- урочная форма. На уроке и используются следующие формы учебной работы: индивидуальная, парная, групповая. Диагностический инструментарий учителя: опросы, проверочные работы, продукты индивидуальной творческой деятельности, тестовые работы, система домашних работ

Календарно-тематическое планирование

№ урока

в году

№ урока

в разделе

Дата

Тема урока

Контроль

                                                        Тема 1. Первоначальный Санкт-Петербург(1703-1725 гг.) 10 ч.

1

1

01.09

Возвращение Россией приневских земель.

Работа с текстом, опрос

2

2

08.09

Новые русские крепости в устье Невы.

Работа с картой

3

3

15.09

Санкт-Петербург – новый экономический центр России.

Работа с дополнительными источниками, опрос

4

4

22.09

Санкт-Петербург – новая столица России.

Работа с дополнительными источниками, опрос

5

5

29.09

Санкт-Петербург – город нового типа.

Работа с дополнительными источниками, опрос

6

6

06.10

Санкт-Петербург – город новой культуры.

Работа с текстом, составление таблицы

7

7

13.10

Санкт-Петербург – город новой культуры.

Работа с текстом, составление таблицы

8

8

20.10

Жизнь первых петербуржцев.

Работа с дополнительными источниками

9

9

10.11

Жизнь первых петербуржцев.

Работа с дополнительными источниками

10

10

17.11

Повторительно - обобщающий урок по Теме 1.

Карта, источники, иллюстративный материал. Промежуточный контроль. Тест

Тема 2.Наследие послепетровского Санкт-Петербурга.(1725-1801 гг.) 17 ч

11

1

24.11

Санкт-Петербург – «арена» и «зеркало» истории.

Работа с текстом, составление таблицы

12

2

01.12

Санкт-Петербург – «арена» и «зеркало» истории.

Работа с текстом, составление таблицы

13

3

08.12

Карты Санкт-Петербурга в середине и в конце XVIII века.

Работа с картой

14

4

15.12

Санкт-Петербург – столичный город в правление Анны Иоанновны.

Работа с дополнительными источниками, рабочая тетрадь

15

5

22.12

Санкт-Петербург – столичный город в правление Елизаветы Петровны

Работа с дополнительными источниками, рабочая тетрадь

16

6

12.01

Санкт-Петербург – столичный город в правление Екатерины II.

Работа с источниками, составление схемы и таблицы

17

7

19.01

Санкт-Петербург – столичный город в правление Екатерины II.

Работа с источниками, составление схемы и таблицы

18

8

26.01

Городское управление и хозяйство, проблемы горожан.

Работа с дополнительными источниками

19

9

02.02

Городское управление и хозяйство, проблемы горожан.

Работа с дополнительными источниками

20

10

09.02

Население Санкт-Петербурга во второй половине XVIII века.

Работа с дополнительными источниками

21

11

16.02

Санкт-Петербург – центр российского образования, просвещения и науки.

Работа с текстом, составление таблицы

22

12

02.03

Санкт-Петербург – центр российского образования, просвещения и науки.

Работа с текстом, составление таблицы

23

13

09.03

Санкт-Петербург – центр художественной культуры.

Работа с текстом, составление таблицы

24

14

16.03

Санкт-Петербург – центр художественной культуры.

Работа с текстом, составление таблицы

25

15

23.03

Санкт-Петербург – экономический центр России.

Работа с текстом, составление таблицы

26

16

06.04

Санкт-Петербург времен Павла I.

Работа с источниками, опрос

27

17

13.04

Повторительно-обобщающий урок по Теме 2

Карта, источники, иллюстративный материал. Промежуточный контроль. Тест

Тема 3. Пригороды Санкт – Петербурга (4 ч.)

28

1

20.04

Жизнь края в XVIII веке.

Работа с дополнительными источниками

29

2

27.04

«Жемчужное ожерелье» Санкт-Петербурга.

Работа с дополнительными источниками

30

3

04.05

«Жемчужное ожерелье» Санкт-Петербурга.

Работа с дополнительными источниками

31

4

11.05

Повторительно-обобщающий урок по Теме 3.

Карта, источники, иллюстративный материал. Тест

Повторение (3ч.)

32

1

18.05

Итоговое повторение по курсу.

Итоговый контроль. Тест

33

2

25.05

Итоговое повторение по курсу.

34

3

Итоговое повторение по курсу.

Лист корректировки рабочей программы

Предмет: История Санкт-Петербурга

Класс   8 «Б»

Учитель: Воронкова А.Л. (__________)

2019/2020 учебный год

№  урока по КТП

Дата по  КТП

Дата проведения

Тема урока

Причина корректировки

Способ корректировки

334

25.05

Итоговое повторение по курсу

Праздничные дни

Объединение схожих тем

Протокол заседания МО__________________ №____ от _________ Подпись председателя МО _______________(___________)

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора ГБОУ школа № 212 по учебно-воспитательной работе               _______________ (___________)

«_______»__________201___ г.