статья К ПРОБЛЕМЕ СОХРАНЕНИЯ ПЕСЕННОЙ ФОЛЬКЛОРНОЙ ТРАДИЦИИ НИЖНЕГО ДОНА (территория ЛНР) В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Хохлова Татьяна Александровна

МАТЕРИАЛЫ участия в Республиканском семинаре-практикуме для работников культуры, руководителей творческих коллективов организаций (учреждений), осуществляющих образовательную деятельность в сфере культуры и искусств Луганской Народной Республики 19 ноября 2021г. (СЕКЦИЯ "Музыкальное искусство")

Сегодня существует много разнообразных коллективов, использующих в своей исполнительской практике песенный фольклор. Но назвать фольклорными можно не все эти коллективы, а лишь такие, художественно-творческая деятельность которых ориентирована на сохранение, освоение и развитие традиционного местного песенного стиля как целостного художественного явления. Рассмотрим некоторые подходы к изучению современного этапа историко-фольклорного процесса, связанного с бытованием казачьего песенного фольклора в существующих сегодня разнообразных по характеру исполнительских фольклорных коллективах ЛНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_k_probleme_sohraneniya.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

УДК                                                                                                                                Т.А.Хохлова,

                                                                                                                                         г.Луганск

К ПРОБЛЕМЕ СОХРАНЕНИЯ ПЕСЕННОЙ ФОЛЬКЛОРНОЙ ТРАДИЦИИ НИЖНЕГО ДОНА (территория ЛНР) В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.

             Сегодня существует много разнообразных коллективов, использующих в своей исполнительской практике песенный фольклор. Но назвать фольклорными можно не все эти коллективы, а лишь такие, художественно-творческая деятельность которых ориентирована на сохранение, освоение и развитие традиционного местного песенного стиля как целостного художественного явления. Рассмотрим некоторые подходы к изучению современного этапа историко-фольклорного процесса, связанного с бытованием казачьего песенного фольклора в существующих сегодня разнообразных по характеру исполнительских фольклорных коллективах ЛНР.

В фольклористике сложилась определенная концепция о наборе качеств, которые в целом определяют природу и эстетику фольклора. Главными здесь являются такие его свойства, как связь с народным бытом, традиционность и коллективность.

Связь с народным бытом проявляется в том, что фольклор «непосредственно включен в систему бытовой практики коллектива, создается и функционирует в составе этой системы». Однако сегодня мы наблюдаем функционирование произведений музыкального фольклора не только в системе бытовой практики, так как фольклорные коллективы не всегда замкнуты в границах этой системы. Такое новое явление требует тщательного осмысления, описания и анализа. Тесно связано с народным бытом и другое важное свойство фольклора – его традиционность. До сих пор широко распространено убеждение в том, что фольклорная традиция как эстетическая и конкретно-художественная категория может существовать лишь в границах относительно устойчивого традиционного быта, что «существование фольклора, его жизнь и развитие предполагают наличие традиционной среды – этносоциальной, исторической, культурной…». Но в наше время мы все чаще сталкиваемся также и с фактами «нетрадиционного» проявления фольклора, видим его не только в быту, но и на сцене, слушаем по радио, смотрим по телевидению.

И связь с народным бытом, и традиционность фольклора обусловливают его коллективную природу. В русской песенной традиции-это свойство ярче всего проявляется в самой музыкальной фактуре, которая в принципе многоголосна у подавляющего большинства жанров и стилей.

Применительно к сказанному мы можем выделить сегодня две основные формы функционирования песенных коллективов, использующих произведения фольклора: с ориентацией на исполнение в условиях бытовой практики – в традиционной среде и с ориентацией на исполнение в сценических условиях – в среде нетрадиционной.

Однако на практике как у нас, так и в РФ существуют группы двух направлений, одна – это организованные в более или менее стабильные коллективы те самые бытовые песенные «артели», куда входят знатоки фольклорной классики, ставшие мастерами исполнения народной песни в своем родном селе, буквально впитавшие в себя местную музыкальную культуру.

Другая группа – это сформированные художественными руководителями преимущественно молодежные коллективы. Основной их творческой целью является освоение национального песенного фольклора и пропаганда его лучших образцов в концерте, на смотре, по телевидению. К таким коллективам можно отнести как известные профессиональные государственные русские народные хоры, так и самодеятельные фольклорные хоры, и ансамбли.

Наличие в художественной практике разных видов коллективов, использующих песенный фольклор, наглядно показывает нам, в каких различных формах и состояниях существует сегодня фольклорная песенная традиция. Известно, что одной из актуальных проблем современной фольклористики является выявление стилей народной музыкальной культуры. Однако музыкальный стиль определяется не только характером и формами бытования, но манерой пения, диалектными особенностями, специфическими исполнительскими приемами.

Таким образом, фольклор для нас – это особый целостный художественный стиль, исторически сложившийся в данной местности. Так определяемый нами стиль будет называться фольклором независимо от того, в какой из трех сфер художественной деятельности он функционирует, а точнее, независимо от того, где и кем он исполняется.

Определяя основные черты, присущие любому фольклорному коллективу любого местного стиля можем отметить, что функционирование фольклорного коллектива предполагает ответы на вопросы, что и каким способом в нем исполняется, – назовем это содержанием его деятельности; кто является исполнителями – назовем это его составом; где и каким образом функционирует коллектив – обозначим это как ситуацию его художественной деятельности.

В понятие содержания деятельности фольклорного коллектива мы включаем используемый им традиционный репертуар данного местного стиля. Репертуар является источником информации о нормах музыкально-поэтического языка: ритмоструктуры, лада и мелодики, а также в своей совокупности – формой проявления местной жанровой системы. В блок содержания попадает и способ исполнения репертуара.

В способе исполнения традиционного репертуара важно отметить три компонента: многоголосную фактуру, характер звукоизвлечения и форму мелодической импровизации (мелодического варьирования).

Состав коллектива – это и количество его участников (ансамбль или хор), и их возраст, а также социальная характеристика исполнителей. Для характеристики состава исполнителей важно установить совпадение либо несовпадение их местожительства с географическим ареалом распространения местного песенного стиля, что обычно связано с делением на коллективы сельского или городского происхождения.

Отношение к местному традиционному песенному фольклору будет, по-видимому, качественно различаться у сельского и городского жителя. Круг вопросов, относящихся к составу коллектива тоже требует тщательного рассмотрения.

Под ситуацией художественной деятельности коллектива подразумеваются условия его бытования и функционирования, связанные либо с несценическим, бытовым исполнением песни, либо с ее исполнением на сцене, эстраде, когда артисты сознательно противопоставляют себя слушателям. Важное значение для условий функционирования фольклорного коллектива имеет статус его участников – как профессионалов или как исполнителей, для которых пение не является профессией. Весьма существенно разделение условий исполнения фольклорных текстов на традиционные (функционирование бытовых коллективов в фольклорной сфере) и нетрадиционные (исполнение фольклора в самодеятельных и профессиональных коллективах).

К ситуации функционирования фольклорного коллектива мы относим и собственно способы организации его творческой деятельности – форму художественно-творческого руководства, и методику обучения участников коллектива.

Рассмотренная структура фольклорных коллективов позволяет разделить их на две группы: традиционные и нетрадиционные. Для нас особенно важны определение и характеристика традиционного фольклорного коллектива. Такой коллектив по содержанию своей художественно-творческой деятельности принадлежит к определенному местному стилю, состоит из жителей данного села – мастеров народного пения и функционирует в локально ограниченных ситуациях традиционного сельского быта. Коллектив, не соответствующий этому определению по характеристикам состава и ситуации функционирования, мы будем называть нетрадиционным.

Традиционный фольклорный коллектив характеризуется следующими основными чертами:

1)        практически весь его песенный репертуар относится к местному стилю;

2)        песни исполняются в музыкальной фактуре местного стиля;

3)        манера звукоизвлечения всех исполнителей относится к местной традиции;

4)        большинство исполнителей обладает мастерством мелодического варьирования;

5)        коллектив состоит из ансамбля солистов, в его основном составе не более 10–12 человек;

6)        возраст большинства участников – свыше 35–40 лет;

7)        все исполнители живут в сельской местности, где исторически сложилась устойчивая стилевая песенная традиция;

8)        основная форма бытования песенного репертуара у исполнителей связана с их практической, несценической деятельностью;

9)        пение не является профессией исполнителей;

10)        исполнители и слушатели принадлежат к одной песенной традиции;

11)        у коллектива нет специально прикрепленного художественного руководителя;

12)        исполнители с детства знакомы с местной песенной культурой, и процесс обучения этой культуре у них проходит неосознанно, в устных формах передачи, без специально разработанной методики.

Таким образом, нужно найти способы сохранения национальной фольклорной песенной традиции как целостной системы (или подсистемы) в современной социокультуре – вот основная практическая проблема возможного эмпирического исследования сегодняшней музыкально-фольклорной практики.

О сохранении песенной традиции как целостной динамичной художественной системы, функционирующей в исполнительской практике, можно говорить в том случае, если в исследуемом фольклорном коллективе присутствуют такие компоненты стиля, как определенные нормы музыкально-поэтического языка, проявляющиеся в местном репертуаре традиционная многоголосная фактура, звукоизвлечение местной традиции, мелодическая импровизация и принцип ансамблевого пения.

Во многих отношениях ансамблевость фольклорного коллектива можно отнести к показателям сохранения песенной традиции. Как нам представляется, признак ансамблевости определяет возможность мелодической импровизации, характер звука и фактуры и даже возможность исполнения определенных песенных жанров.

Для донского стиля принцип ансамблевости, безусловно, является очень важным показателем сохранения традиции. Донская протяжная песня чаще и лучше исполняется в ансамблях мастеров-песенников от трех до семи-восьми человек. Суммируя все пять показателей сохранения песенной традиции применительно к донскому казачьему стилю, можно сформулировать гипотезу о сохранении в коллективе песенного фольклора данного местного стиля.

Традиция донского казачьего пения будет жива при условии, если в репертуаре ведущим жанром является импровизационно варьируемая от строфы к строфе всеми участниками ансамбля, яркая, громкая по звучанию, с контрастом в многоголосной фактуре между партиями нижних, ведущих голосов и верхним солирующим подголоском казачья донская протяжная песня, музыкально-поэтический вокальный язык которой определяют ритмоструктура широко распетого песенного стиха, широкообъемный ладовый звукоряд и развитая мелодика.

Для творческого роста традиционных фольклорных коллективов у нас в ЛНР трудно переоценить значение реальных контактов исполнителей внутри одной местной песенной школы, особенно если они носят регулярный характер. Термин «школа» для характеристики этого уровня общения коллективов был выбран не случайно: обмен опытом в рамках школы нами приравнивался по сути к школе обучения песенной традиции. Возможно, что именно нарушение механизма регулярного общения коллективов на этом уровне и привело к нарушению механизма сохранения песенной традиции в целом.

Выяснение различных методик сознательного овладения песенным стилем требует информации о качестве и количестве репетиций, об источниках репертуара, но особенно – о научной и художественной компетенции руководителя коллектива.

Таким образом, функционирование фольклорных коллективов в ЛНР предполагает ансамблевое (от трех до восьми человек) пение, как правило, пожилых мастеров, местных жителей данного хутора или станицы, давно и близко знакомых друг с другом, знатоков бытующей в их местности песенной фольклорной традиции; пение, с необходимой частотой и регулярностью происходящее в бытовых, несценических условиях – в поле, на улице, в хате, когда художественная деятельность участников не выделена в профессию, а музыкально-поэтический язык является единым и понятным как для исполнителей, так и для слушателей; при этом подлинным руководителем, художественным лидером коллектива является его непосредственный участник – исполнитель, лучший песенник, как правило, запевала, а процесс обучения всех участников, ведущийся беспрерывно, не выделен в особую процедуру, он слит с процессом художественного исполнения, творческий же рост коллектива особенно эффективно происходит в русле песенных контактов различных фольклорных ансамблей одной песенной школы.

К сожалению, как у нас так и на Дону наблюдаемый процесс угасания – забвения и трансформации – фольклорной песенной традиции и нарушения механизма ее функционирования идет буквально по всем двенадцати выделенным признакам: все реже звучит протяжная казачья песня, причем из репертуара уходят, забываются прежде всего ее классические, высокохудожественные образцы, интересные по ритмоструктуре, мелодике, ладовому строению; трансформируется многоголосная фактура, все меньше становится мастеров, солирующих верхний подголосок, дискант теряет яркость звука и присущую этой голосовой партии мелодическую импровизационность; нередко происходит неестественное количественное расширение состава участников одного коллектива, затрудняющее их личностное общение, творческий контакт во время пения; возникают коллективы, целиком состоящие из молодежи, слабо обученные и мало разбирающиеся в специфике местной традиции; нередко в городах и новых поселках создаются коллективы из людей, выросших в местностях с сильно различающимися песенными традициями; возникают профессиональные и самодеятельные донские фольклорные коллективы, которые приспосабливают традиционный репертуар к исполнению со сцены, при этом значительно его трансформируя: бытовые ансамбли все реже собираются на свои «спевки» и постепенно утрачивают мастерство; нерегулярность выступлений фольклорных коллективов приводит к нарушению контактов между исполнителями и слушателями и ослаблению их взаимопонимания; принципы организации и обучения традиционных фольклорных коллективов забываются, а руководители новых, нетрадиционных коллективов, как правило, некомпетентны в знании местной песенной традиции и не владеют методикой обучения фольклорному исполнительству.

Однако, согласно нашей основной позиции, представляется возможным сохранить песенный стиль донской казачьей традиции (признаки 1–5) и в нетрадиционный условиях, воздействуя на механизм функционирования фольклорных коллективов и подойти к её изучению, а именно механизма взаимосвязей признаков содержания художественной деятельности фольклорного коллектива с признаками его состава и ситуации функционирования, анализируемых на соответствующих уровнях выбранного объекта с целью найти способ сохранения песенной исполнительской фольклорной традиции.

Именно этим определяется актуальность данной статьи, потому как остро ощущается определенное угасание нашей родной, местной донской казачьей певческой традиции. И понять механизм передачи традиции и уяснить тот момент, где этот механизм на данном этапе работает или не срабатывает. Одно из средств изучения таких механизмов – это построение типологии. Кроме того, описанная система дифференцирующих признаков фактически представляет собой переменные, по которым можно оценивать состояние любого фольклорного коллектива.

Важный момент народного пения существует в сфере особого музыкального мышления народных певцов («пою, как говорю») и, значит, не может достигаться механическим путем. Мысль, выражающаяся в слове, дает сигнал к действию – к пению, в свою очередь выражающемуся в певческом звуке. Как известно, народное пение опирается на звуковой строй общерусского языка.

В исполнительской манере каждого народа, есть нечто существенное, специфическое, не переводимое в иной исполнительский стиль. Больше того, манера пения является одним из самых устойчивых элементов народной традиции, а потому признаком не только образным, но и этническим. Эта характерность выражается, прежде всего, через русскую (музыкальную) речь, особенности ее фонетики.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Кабанов А. С. К проблеме сохранения песенной фольклорной традиции в современных условиях // Художественная самодеятельность: вопросы развития и руководства. Тр. 88. М.: НИИК, 1980. С. 80–106.
  2. Дорохова Е.А. Фольклорное движение в современном мире: Сборник статей. - М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2016. - 232 с.
  3. Материалы научно-практической конференции Краснодар, 29-30 ноября 2011 г. Традиционная народная культура и современность: проблемы сохранения и возвращения в жизнь.
  4. Браз С. Формирование репертуара в городском фольклорном коллективе, г.Москва, 1980г.

  1. Попкова В. «Методы певческого воспитания в народном хоре и фольклорном ансамбле»

  1. Теремова Т.И. Сборники фольклорно-этнографических экспедиций Луганщины

  1. Никитенко О.Г. Традиционная казачья песня и работа над ней: Методические рекомендации