конкурс "Судорожный синдром"

Представленные материалы предназначены для проведения внеаудиторных мероприятий в игровой форме со студентами. Здесь предоставлен методический материал  внутрибригадного конкурса на тему: « Судорожный синдром у детей раннего возраста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_2012_sudorozhnyy_sindrom.rar74.58 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ  СПО МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №5

ДЕПАРТАМЕНТ  ЗДРАВООХРАНЕНИЯ города МОСКВЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВНУТРИГРУППОВОГО КОНКУРСА

НА ТЕМУ «Судорожный синдром у детей раннего возраста»

Дисциплина          Педиатрия с детскими инфекциями

Специальность 060101  Лечебное дело 52

2012


Методические материалы составлены в соответствии с государственными требованиями к  минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 060101 Лечебное дело 52

                                                                        

                                                               «Утверждаю»

                                                                 Зам. директора по учебной                                                                                            

                                                                                    работе  ГБОУ СПО

                                                                «МК №5 ДЗМ»

                           Галкина Г.Г.        

Одобрено на заседании

ЦК Лечебное дело

Протокол  №          от                  2012

Председатель ЦК

                           Титова С.В.

Составитель:

Титова С.В. – преподаватель педиатрии  высшей  квалификационной категории Медицинского колледжа №5

Рецензенты:

Беленова С.А. – преподаватель педиатрии  высшей квалификационной категории  МК №5

Предназначение

Методические материалы предназначены для проведения внеаудиторных мероприятий в игровой форме со студентами специальности 060101  Лечебное дело 52 в рамках дисциплины СД.03 «Педиатрия с детскими инфекциями»

РЕЦЕНЗИЯ

Составитель Титова С.В. преподаватель учебной дисциплины “Педиатрия с детскими инфекциями” высшей квалификационной категории МК №5

На рецензию предоставлен методический материал  внутрибригадного конкурса на тему: « Судорожный синдром у детей раннего возраста». Актуальность выбора темы обусловлена эпидемиологической обстановкой, частыми заболеваниями гриппом, ОРВИ , менингококковой инфекцией, корью.

Методический материал содержит:

* цели конкурса с мотивацией выбранной темы

* алгоритмы подготовки конкурса для преподавателя и студентов

* ход и содержание конкурса

* перечень литературы для подготовки

Выбор темы конкурса продиктован практической необходимостью, так как  согласно статистике за последние 5 лет растёт число осложнений при  судорожном  синдроме. Содержание выдержано в рамках требований предъявляемых в настоящее время к специалисту (фельдшеру и медицинской сестре). В ходе проведения конкурса используются ролевые игры, современное мультимедийное обеспечение, что делает её более информативной как для участников, так и для присутствующих.

При подборе материала для конкурса учитывалась связь с другими дисциплинами: инфекционными болезнями, ОСД, анатомией, физиологией, патофизиологией, фармакологией.

Материал изложен  чётко, логично, доступно, что даёт возможность проверить приобретённые знания,  необходимые в будущей практической деятельности среднего медицинского работника.

Описание хода подготовки позволяет использовать методический материал, как пособие для проведения конкурса по клиническим дисциплинам.

Рецензируемые материалы соответствуют современным требованиям государственного образовательного стандарта второго поколения к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 060101 Лечебное дело 52.

Считаю работу преподавателя Титовой С.В. полезной, интересной, доступной.

Рецензент:

преподаватель   педиатрии   высшей квалификационной  категории МК №5

 __________________ Беленова  С.А.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Внутрибригадный конкурс на  определение  «Лучшего студента III курса  специальности Лечебное дело»  проводится в целях повышения качества подготовки специалистов со средним медицинским образованием, повышения престижа профессии фельдшера.

Общая цель конкурса:

Продемонстрировать уровень современной подготовки фельдшеров медицинских училищ и колледжей, способных самостоятельно решать профессиональные задачи в рамках государственного образовательного стандарта по специальности Лечебное дело.

Конкретные цели:

  1.     выписать рецепты на предлагаемые лекарственные средства
  2. уметь оценить состояние пациента и обосновать диагноз
  3. знать алгоритм оказания неотложной помощи (по стандартам)
  4. уметь выполнить внутримышечную инъекцию
  5. уметь выполнить внутривенную инъекцию
  6. уметь общаться с пациентом и его родственниками

Положение о проведении конкурса

  1.  Конкурс  проводится  в  два  этапа
  2.  На первом  этапе принимает участие вся бригада студентов. Все участники демонстрируют  правильность выписывания рецептов на лекарственные средства.
  3.  На II этапе конкурсантам будут предложены задачи, в которых даются задания:
  1. поставить предварительный диагноз и обосновать его
  2. оказать  неотложную медицинскую помощь  согласно алгоритмам
  3. выполнить внутримышечную или внутривенную инъекцию
  1. Порядок выступления конкурсантов определяется жеребьевкой
  2. Для  ведения  конкурса назначается  ведущий преподаватель, который:
  1.  ведет конкурс и следит за соблюдением регламента (на выступление  участнику дается не более 10 минут);
  2. предоставляет слово жюри для  оглашения результатов работы студентов

7.        Конкурсанты приглашаются из специально выделенной комнаты к решению профессиональной задачи согласно жеребьевке. После решения задачи конкурсант остается в аудитории.

8. Оценка жюри производится по следующим критериям:

  1. правильность постановки диагноза и его обоснование
  2. точность выполнения алгоритма оказания неотложной терапии
  3. чёткость выполнения внутривенной  инъекции
  4. выбор правильной тактики в отношении госпитализации
  5. демонстрация навыков общения

 9.        Подсчет баллов производит счетная комиссия конкурса, состоящая из

 3 человек, затем жюри определяет  и называет победителя.

Оснащение для проведения конкурса

  1. Парты учебные
  2. Столы и стулья для жюри и счётной комиссии
  3. Задачи, ручки
  4. Пеленальный стол
  5. Стол для проведения манипуляций
  6. Пилочки для ампул, валик, препараты для проведения терапии, дополнительные иглы, иглонепрокалываемый мешок для утилизации
  7. Пакеты для утилизации контаминированного и неконтаминированного материала
  8. Салфетки спиртовые
  9. Мешок для мусора
  10. Сухие салфетки
  11. Пелёнки
  12. Фантом ребёнка


Инструкция

Для счетной комиссии конкурса  фельдшеров  специальности      060101 Лечебное дело 52 среди фельдшеров III курса

  1. Счетная комиссия выбирается в количестве 3 -х  человек
  2. Счетная комиссия готовит экран и счетные листы
  3. В течение конкурса имена и фамилии участников в документах не указываются. Заполнение оценочных, счетных листов и экрана проводится по порядковым номерам, полученным участниками при жеребьевке. Имена участников становятся известными только по окончании конкурса
  4. Выставление оценки участнику конкурса проводится после окончания выступления путем подсчета баллов в соответствии с критериями оценки
  5. После подсчета баллов счетная комиссия выносит результат на экран
    Исправления на экране и документах не допускаются
  6. После завершения конкурса окончательные результаты заносятся членами счетной комиссией из итогового счетного листа в протокол


Инструкция

Для членов жюри конкурса среди фельдшеров III курса по специальности 060101 Лечебное дело 52

  1. Жюри в количестве 3 человек выбирается из числа преподавателей медицинского учреждения
  2. Члены жюри должны в достаточной степени владеть теоретическими  знаниями, алгоритмами выполнения манипуляции и т.д. Это необходимо для правильной оценки конкурсантов
  3. Ознакомление жюри с задачей, эталонами ответа и листами оценки проводится за 1 час до начала конкурса
  4. Имена, фамилии участников расшифровываются только после окончания конкурса и определения победителя
  5. Каждый лист оценки заполняется во время выступления конкурсанта и после окончания выполнения задания немедленно передается в счетную комиссию для подсчета баллов
  6.  Следующий участник конкурса начинает выступление только после выставления оценок предыдущему участнику на экране конкурса
  7. Жюри должно контролировать время выступления участника. После окончания регламента, который составляет 20 минут, жюри  имеет право остановить выполнение задания


Протокол жюри

 Выписывание рецептов, решение ситуационной задачи и выполнение манипуляции

№ участника

Выписывание рецептов

Обоснование диагноза (устно)

Оказание неотложной помощи

Выполнение манипуляции

Общение с пациентом и родственниками

Тактика в отношении госпитализации

Итого

Подпись

1-3

1-3

1-3

1-3

1-2

1-3

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8

Председатель счетной комиссии:___________________________  

Подписи членов счетной комиссии______________________________


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗА ОФОРМЛЕНИЕ  РЕЦЕПТА,  ЗА РЕШЕНИЕ СИТУАЦИОННОЙ ЗАДАЧИ И ОКАЗАНИЕ ДОВРАЧЕБНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПО СТАНДАРТАМ

I. Критерии оценки за оформление рецепта

1.        Высший балл за постановку диагноза - 3 балла (1,5 + 1,5)

       Рецепты выписаны правильно, без  ошибок.

2.    Оценка на балл ниже  -  2 балла, если допущена 1  неточность. (1+1)

  1. Оценка на 2 балла ниже - 1 балл, если есть 2 ошибки. (0,5+0,5)

II. Критерии оценки для обоснования диагноза

1.   Высший балл за обоснование диагноза - 3 балла.

При обосновании диагноза указаны все данные из задачи, соответствующие данному диагнозу (жалобы, анамнез, данные объективного обследования).

  1. Оценка на балл ниже - 2 балла, если допущены неточности
    (например, нарушен порядок обоснования диагноза и т.д.).
  2. Оценка на 2 балла ниже - 1 балл, если есть ошибки, но в целом
    диагноз обоснован правильно (например, если нет оценки общего состояния, пропущены жалобы либо не полностью выявлены
     данные объективного осмотра)

4.        Студент прекращает свое участие в конкурсе, если диагноз обоснован
неверно

III. Критерии оценки оказания неотложной помощи

1. Высший балл за  алгоритм оказания неотложной помощи — 3 балла

  1. Оценка на балл ниже - 2 балла, если допущены неточности
  2. Оценка на 2 балла ниже 1 балл, если есть ошибки (одна и более), но
    в целом алгоритм оказания неотложной помощи правильный (указана неверная  доза препарата, пропущено назначение того или иного препарата и т. д.)

4.        Студент прекращает своё участие в конкурсе, если алгоритм оказания неотложной помощи неправильный

IV. Критерии оценки выполнения манипуляций

  1. Высший балл за правильное использование всего необходимого
    оснащения
     для выполнения манипуляции - 3 балла
  2. Оценка на балл ниже 2 балла, если допущены неточности в
    использовании оснащения  (например, не
    приготовлены салфетки в нужном количестве)
  3. Оценка на 2 балла ниже – 1 балл, если есть ошибки в
    использовании необходимого оснащения

    (одна и более), но студент правильно выполнил манипуляцию

4. Студент не может подготовить необходимое оснащение для манипуляций, после чего прекращает своё участие в конкурсе

V.Критерии оценки за общение с пациентом и его родственниками

1. Высший балл  за соблюдение этики и деонтологии —2 балла

Общение с пациентом и его родственниками проведено правильно (с мамой, бабушкой, опекуном)

  1. Оценка на балл ниже -1 балл, если допущены неточности
  2. Студент не  общался  с больным и его родственниками — 0 баллов

VI. Критерии оценки за тактику в отношении госпитализации

1. Высший балл за тактику в отношении госпитализации - 3 балла

Тактика верна.

2.        Оценка на балл ниже, если допущены неточности - 2 балла (например, не указано, в каком положении должен находиться больной во время
транспортировки)

3.   Оценка на 2 балла ниже - 1 балл, если есть ошибки (одна и более), но в

целом  тактика в отношении госпитализации верна

4. Студент прекращает своё участие в конкурсе, если тактика в отношении

    госпитализации ошибочна

МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ -

17  БАЛЛОВ


Протокол жюри №1

Результаты деятельности конкурсантов

от «____» _______________ 2012 года

ФИО члена жюри   _______________________________________

Занимаемая должность ________________________________

Оценочный экран

 участника

Количество баллов

Итого

Подпись

Оснащение

Выписывание рецепта

Обоснование диагноза (устно)

Выполнение манипуляции

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.


Протокол жюри №2

Результаты деятельности конкурсантов

от «____» _______________ 2012 года

ФИО члена жюри   _______________________________________

Занимаемая должность ________________________________

Оценочный экран

      № участника

Количество баллов

Тактика общения с пациентом

Тактика общения с родственниками

Тактика соблюдения инфекционной безопасности

Тактика в отношении госпитализации

Итого

Подпись

1.        

2.        

3.        

4.        

5.

6.

7.

8.        

Протокол подведения итогов

внутригруппового конкурса “ Судорожный синдром у детей раннего возраста ” среди студентов III курса по специальности 060101 Лечебное дело 52

Жюри конкурса в составе

Председатель жюри _________________________________

Члены жюри:    __________________________________

                             __________________________________

                             __________________________________

После подсчёта результатов выполнения ситуационных задач призовые места распределились следующим образом

Место

Ф.И.О. участника

Баллы

1.

2.

3.

Подписи:

________________

________________

________________

________________

УЧЕБНАЯ АУДИТОРИЯ

 КУШЕТКА

КИНОКАМЕРА

СТОЛ ДЛЯ МАНИПУЛЯЦИЙ С МУЛЯЖАМИ КОНЕЧНОСТЕЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВНУТРИВЕННЫХ И ПОДКОЖНЫХ ИНЪЕКЦИЙ, ЛЕКАРСТВЕННЫМИ ПРЕПАРАТАМИ, СПИРТОВЫМИ САЛФЕТКАМИ, ШПРИЦАМИ, ВЕНОЗНЫМИ ЖГУТАМИ, ПЕРЧАТКАМИ, ПИЛОЧКАМИ ДЛЯ АМПУЛ, ВАЛИКОМ, ИГЛОНЕПРОКАЛЫВАЕМЫМ

МЕШКОМ ДЛЯ УТИЛИЗАЦИИ, НЕБУЛАЙЗЕРОМ И Т.Д.

СТОЛЫ И СТУЛЬЯ ДЛЯ СЧЁТНОЙ КОМИССИИ

СТОЛ И СТУЛ ДЛЯ СТУДЕНТОВ (КАРТЫ ВЫЗОВА, РУЧКИ)

СТОЛЫ И СТУЛЬЯ ДЛЯ ЖЮРИ

     

Протокол жюри №1

О результатах  выписывания рецепта

от «____» _______________ 2012 года

ФИО члена жюри   _______________________________________

Занимаемая должность ________________________________

Оценочный экран

№ УЧАСТНИКА -

Количество баллов  за правильность последовательности выписывания рецепта

Количество баллов за правильность  латинских названий

№ УЧАСТНИКА -

Количество баллов  за правильность последовательности выписывания рецепта

Количество баллов за правильность  латинских названий

Количество баллов  за правильность последовательности выписывания рецепта

Количество баллов за правильность  латинских названий

№ УЧАСТНИКА -

№ УЧАСТНИКА -

Количество баллов  за правильность последовательности выписывания рецепта

Количество баллов за правильность  латинских названий

№ УЧАСТНИКА -

Количество баллов  за правильность последовательности выписывания рецепта

Количество баллов за правильность  латинских названий

Количество баллов  за правильность последовательности выписывания рецепта

Количество баллов за правильность  латинских названий

№ УЧАСТНИКА -

№ УЧАСТНИКА -

Количество баллов  за правильность последовательности выписывания рецепта

Количество баллов за правильность  латинских названий

№ УЧАСТНИКА -

Количество баллов  за правильность последовательности выписывания рецепта

Количество баллов за правильность  латинских названий

Количество баллов  за правильность последовательности выписывания рецепта

Количество баллов за правильность  латинских названий

№ УЧАСТНИКА -

I этап

Задание

 Выпишите рецепты на следующие лекарственные препараты для внутривенного введения на бланках:

Эпинефрин ,  Дексаметазон , Диазепам

Эталоны ответов

Rp.:  Sol. Epinephriri 0,1 % - 1 ml

          D.t.d N 6 in ampull.

          S. по 0,5 мл в 5 мл 0,9 % изотонического раствора Na Cl

Rp.:  Sol. Dexametazoni 4 mg/ml - 1 ml

          D.t.d N 5 in ampull.

          S. по 2-4 мл в 10 мл 0,9 % изотонического раствора Na Cl        в/в струйно

Rp.:  Sol.  Diazepami 0,5 % - 2 ml

          D.t.d N 10 in ampull.

          S.  в/в 0,2 мл

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА

II ЭТАП КОНКУРСА (не более 10 минут на конкурсанта)

  1. После подведения итогов I этапа , проводится жеребьёвка – 1-2 минуты
  2. Студент под номером 1 получает задачу, остальные покидают аудиторию
  3. После решения задачи, оказания неотложной помощи ребёнку конкурсант остаётся в аудитории. Следующие студенты заходят в соответствии с полученными номерами
  4. Для решения задачи и обоснования диагноза  - 3 минут. Для выполнения манипуляций – 7 минут
  5. Члены жюри заполняют протоколы и передают в счётную комиссию
  6. Набравшие наибольшее число баллов студенты признаются победителями
  7. Заключительное слово произносит преподаватель, ведущий конкурс
  8. Далее следует процедура награждения студентов

ЗАДАЧА ДЛЯ КОНКУРСАНТОВ

Задача

Вы - фельдшер бригады скорой помощи. Вызов к ребенку 3 месяцев. Со слов мамы: вчера ребенку сделана прививка АКДС Сегодня во время сна ребенок неожиданно заплакал, запрокинул головку. Это состояние продолжалось 1-2 минуты. При осмотре приступ повторился. Головка запрокинута, ручки и ножки напряжены, вытянуты. Появились подергивания мышц лица и конечностей. Со слов матери  в день осмотра ребенка масса тела составляла 6000г.

Задания

  1. Ваш предварительный диагноз с учётом осложнений (обоснуйте)
  2. Каков алгоритм неотложной помощи?
  3. Продемонстрируйте технику манипуляций, которые будете проводить больному.

        4.      Общение  с пациентом и мамой  ребенка


ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ НА ЗАДАЧУ

ЭТАЛОН ОТВЕТА НА ЗАДАЧУ

1. Предварительный DS:

Судорожный синдром у ребенка на фоне введения вакцины АКДС.

2.Неотложная помощь:

по алгоритму действия (стандарты скорой помощи 2011г.)

  1. 0,5% р-р реланиума - 0,5 мл в/в
  2. дексаметазон 0,3мг/кг в/м (0,2 мл) или в/в с заместительной целью
  3. ингаляции кислорода
  4. госпитализация с мамой

3. Общение с пациентом и мамой ребёнка

  1. бережный осмотр ребёнка.
  2. успокоить маму.
  3. объяснить ей, что по всей вероятности  это реакция на вакцину  и вы окажете ему помощь.

4. Тактика фельдшера

  1. госпитализация
  2. при отказе от госпитализации актив на 03 через 2 часа, актив в  ЛПУ

Литература основная

1.   А.М. Запруднов, К.И. Григорьев. Детские болезни. 2001 г.

2.   Г.В. Яцек. Руководство по неонатологии. 2002 г.

3.   А.Д. Петрушина. Неотложные состояния у детей. 2000г.

Литература дополнительная

1.  Приказ МЗ РФ №372 от 28.12.1995 г. “О совершенствовании первичной реанимационной помощи новорождённому“.

2. Неотложная помощь в педиатрии. Руководство для врачей-педиатров скорой помощи. Под редакцией Э.К. Цыбулькина. 2000 г.

3. Неотложные состояния у детей. Под редакцией Ю.Е. Вельтищева.2006 г.

4. Угрожающие состояния у детей (справочник). Под редакцией Э.К. Цыбулькина.

5.  Экстренная помощь на догоспитальном этапе на дому. Практическое руководство. Минск 1998 г.


ПРИЛОЖЕНИЕ

                                            Инъекции

Внутривенная инъекция

Цель внутривенной инъекции: введение лекарственного ве щества непосредственно  в кровеносное русло. Места инъекций: чаще вены локтевого сгиба, реже вены тыльной стороны кисти, предплечья и нижних конечностей, яремные вены.

        Оснащение: стерильный шприц 10,0-20,0 мл с лекарственным препаратом и иглой 20-60 мм; марлевые и спиртовые салфетки - 5 штук; жгут, перчатки. 70% этиловый спирт; иглонепрокалываемый мешок жёлтого цвета.

Алгоритм действия

  1. По возможности, уточните у пациента или его родственников переносимость лекарственных средств и получите его или родственников согласие на инъекцию. Отказ пациента от инъекции оформить в карте вызова его росписью.
  2. Вымойте руки.
  3. Проверьте название лекарственного средства на ампу ле.
  4. Наберите в шприц лекарственное средство.    
  5. Помогите пациенту занять удобное положение (лежа на спине или сидя).
  6. Под локоть пациента положите полотенце (для макси мального разгибания конечности в локтевом суставе).
  1.   Наложите резиновый жгут (на одежду) в средней трети плеча, при этом пульс на лучевой артерии не должен изменяться. Затяните жгут так, чтобы его свободные концы были на правлены вверх, а петля вниз.

              8.  Наденьте перчатки, обработайте их салфеткой со спиртом.

              9.  Попросите пациента несколько раз сжать и разжать кисть, при этом обработайте область локтевого сгиба салфеткой со спиртом, движения проводите от периферии к центру, определяя на полнение вены (следует найти наиболее наполненную вену). Повтор но обработать спиртом непосредственно место инъекции.

           10. Возьмите шприц: указательным пальцем фиксируйте ка нюлю иглы, остальными - охватите цилиндр сверху.

           11. Проверьте отсутствие воздуха в шприце (если много пу зырьков, то встряхните шприц, мелкие пузырьки соберутся в один большой, и вы легко вытесните его из шприца в колпачок, а не в воздух).

          12.  Натяните левой  рукой  кожу в области локтевого сгиба,

несколько смещая ее к периферии, чтобы фиксировать вену.

         13. Не меняя положения шприца в руке, держите иглу сре зом вверх (почти параллельно коже), проколите кожу, осторожно вве дите иглу на 1/3 длины параллельно вене.

        14. Продолжая левой рукой фиксировать вену, измените на правление иглы и осторожно пунктируйте вену, пока не ощутите "попадания в пустоту".

               15. Убедитесь, что игла в вене: потяните поршень на себя - в шприце должна появиться кровь.

  Развяжите жгут левой рукой, потянув за один из свобод ных концов, попросите пациента разжать кисть.

  Ещё раз потяните поршень на себя – в шприце кровь. Тогда, не меняя положения шприца, левой рукой, нажмите на поршень и медленно введите лекарственный раствор.

  Положите на место инъекции стерильную спиртовую сал фетку, а под иглу сухую стерильную салфетку, извлеките иглу на сухую салфетку, прижмите салфетку со спиртом к месту инъекции.  

  Шприц и иглу поместите в иглонепрокалываемый мешок жёлтого цвета для утилизации.

  Снимите перчатки, вымойте руки.

  Сделайте отметку о выполнении процедуры в карте вызова.