Здоровъесберегающие технологии в ГПД

Филиппова Ольга Николаевна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_gpd.docx26.54 КБ

Предварительный просмотр:

ФИЛИППОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

                                       учитель начальных классов

     

1. Аспекты реализации здоровьесберегающих технологий

         На современном этапе развития человеческого общества такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека приобретают особое значение.

        Концепция модернизации Российского образования определила важнейшую задачу деятельности педагогических коллективов: достижения современного качества образования. Неотъемлемой частью этого процесса является и сохранение здоровья участников образовательного процесса. Низкий уровень физического и психического здоровья детей и молодёжи создаёт объективные препятствия на пути эффективной модернизации Российского образования, без него невозможно разрешить назревшие социальные и экономические проблемы, достичь опережающего развития образовательной и профессиональной школы.

        В Законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (ст.28)» подчёркивается, что в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно- правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников.

        Главной мыслью закона РФ «Об образовании» и принципиально важном является тезис о разностороннем  развитии ребёнка, а значит о личностно – ценном образовании. Здоровье является фактором личностно – ценного образования. Целая серия нормативных документов подкрепляет главные задачи современной школы:

воспитание здоровой личности; личности, ориентированной на здоровый образ жизни (ЗОЖ);

организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребёнка;

использование доступных каждой школе средств охраны здоровья и развития школьника.

Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определённых условий направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Всё это требует от педагогов особых подходов в

образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения. Знание по сохранению и развитию здоровья является важной составляющей профессиональной компетентности современного учителя. Учитель должен облададь широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать из них те, которые обеспечивают в данных конкретных условиях успех конкретного обучающегося.

        Проблема сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальна сегодня и в нашей школе.

Здоровье ребёнка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяется условиями его жизни в семье, в обществе и в том числе в школе, так как на годы обучения ребёнка в школе приходится период интенсивного развития организма. Подготовка к здоровому образу жизни должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей младшего школьного возраста.

        Для реализации этого направления разрабатываются различные технологии, одной из которых является здоровьесберегающая технология. Здоровьесберегающая технология – это система работы оздоровительного пространства по сохранению и развитию здоровья его участников – и взрослых, и детей. Это касается не только уроков физической культуры, но и других учебных предметов, воспитательной работы, психологической и медицинской службы учебного заведения.

Здоровьесберегающие технологии (Приложение1) – это шанс взрослых решать проблему сохранения здоровья учащихся не формально, а осознанно, с учётом особенностей контингента учащихся, направленности и специфики учебного заведения, региональных особенностей.

2. Здоровьесберегающие технологии в группе продлённого дня (ГПД).

В группе продлённого дня, особенно важны и нужны оздоровительные моменты, так как в первую половину дня дети в основном сидят за партами. У них устают глаза, пальцы, мышцы спины, они искажают позвоночник, подгибают ноги, подпирают голову руками и т.д., а в ГПД дети опять должны  сидеть за партами во время самоподготовки, на занятиях в кружках и т.п.. Для отдыха детям необходимы двигательные минутки и занятия, которые позволили бы размять своё тело, передохнуть и расслабиться, пообщаться свободно между собой, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Школьник, чтобы сохранить баланс двигательной активности должен ежедневно делать от 23-30 тысяч шагов, а в ХХI веке наши дети не выполняют и 1⁄4 этой цифры, между школьными занятиями и подготовкой домашних заданий обязательно делать перерыв.

 По данным Российских учёных 51% детей вообще не бывают на улице по возвращению из школы, 73% не устраивают перерыв между приготовлением уроков, около 40% детей имеют избыточный вес.

По данным медицинского обследования обучающихся нашей школы выявлены следующие заболевания: нарушение осанки, ослабление зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), простудные заболевания частые, хронические заболевания – гастрит, тонзиллит, колит и другие. Да и у учащихся моего класса показатели неутешительны (Приложение 2). Эти показатели заставляют задуматься.

Наша школа имеет достаточный опыт работы в области здоровьесбережения с участниками образовательного процесса:

внедрены в учебный процесс здоровьесберегающие технологии;

с позиции здоровьесбережения планируется учебная нагрузка учащихся (в начальной школе 5-дневная неделя);

созданы необходимые санитарно-гигиенические условия в школе и классах;

работает спортивный зал.

Систематическое использование здоровьесберегающих технологий приводят к улучшению психико-эмоционального состояния детей. Главное в проведении оздоровительных моментов – систематичность, доступность, заинтересованность детей.

Приоритетными направлениями здоровья детей и подростков во время их пребывания в ГПД  являются:

здоровье и здоровый образ жизни;

соблюдение режима дня;

соблюдение правил личной гигиены;

санитарно-просветительные мероприятия (беседы медработника, родителей, санактива, антиалкогольное и антитабачное);

полноценное питание – комплексный обед, витаминизированные напитки;

различные формы физического воспитания:

- спортивные праздники,

- спортивные часы,

- весёлые старты,

- туристические походы,

- экскурсии,

- подвижные игры.

- подвижные перемены,

- физминутки.

изучение основ безопасности  жизнедеятельности при ЧС и ПДД;

обязательная часовая прогулка на свежем воздухе с большой двигательной активностью.

Физические упражнения и, прежде всего, движения являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, всестороннего физического развития детей. Они важны для развития всех систем организма: нервной, сердечнососудистой, дыхательной, скелетно-мышечной.

В движениях дети познают жизнь, окружающий мир, поэтому движений в жизни детей должно быть достаточно для нормального роста и развития, но их не должно быть излишне много во избежание перегрузки детского организма. Естественную потребность в движениях, большую двигательную активность, присущую детскому огранизму, мы должны поощрять и регулировать, создавая особый двигательный режим. Всё это мы учитываем, составляя режим дня, недельную нагрузку и план работы ГПД. Занятия в ГПД начинаю с часовой прогулки. Стараюсь, чтобы прогулка принесла пользу не только телу, но и душе. На игровых прогулках дети могут играть в хорошо знакомые игры «Море волнуется», «Третий лишний», «Совушка» и т.д.. Эти игры динамичны, они позволяют удовлетворить потребность ребёнка в движении. В качестве отдыха можно провести игру «День ночь». Прогулка может быть познавательной, где познания сочетаются с движением по заранее составленному маршруту.

После прогулки и обеда в течение часа дети готовят уроки. Во время самоподготовки провожу физминутки, разрешаю детям передвигаться по классу, если им требуется моя помощь. Между подготовкой разных предметов делаем перерыв 10-15 минут. Дети, выполнившие уроки раньше других могут почитать литературу по их усмотрению. После самоподготовки дети занимаются в секциях и студиях. Все мероприятия и занятия студий чередуются по дням недели:

На заседании ШМО обсуждаются вопросы по планированию работы, делимся опытом, изучаем нормативные документы, знакомимся с новинками методической литературы.

Вывод:

Таким образом, успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих, в частности, от:

активного участия в этом процессе самих учащихся;

создание здоровьесберегающей среды;

высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;

планомерной работы с родителями;

тесного взаимодействия социально-культурной сферой посёлка.

Литература

Гордин А.Л. «Короткие будни продлённого дня» Москва «Просвещение», 1991.

Карасёва Т.В. «Современные аспекты здоровьесберегающих  технологий» Ж. Начальная школа №11,2005.

Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии» 1-4 классы, Москва «ВАКО»,2004.

4.   Нестерова Л.В. «Реализация  здоровьесберегающих технологий в сельской школе»  Ж. Начальная школа №11,2005.