Методическая разработка по теме "СП : потребность одежды и личной гигиены"

- Факторы, влияющие на удовлетворение потребности выбора и

   одевания одежды.

- Факторы, влияющие на удовлетворение потребности личной гигиены.

- Принципы сестринского ухода при удовлетворении потребности 

   выбора, одевания, снятия одежды и личной гигиены.

- Первичная оценка состояния пациента в удовлетворении потребности

   выбора, одевания, снятия одежды и личной гигиены (I этап).

- Возможные проблемы пациента при удовлетворении потребности

   выбора, одевания, снятия одежды и личной гигиены (II этап).

- Цели, типы и методы сестринских вмешательств при удовлетворении

   потребности  выбора, одевания, снятия  одежды и личной гигиены  

   (III этап).

- Реализация плана сестринских вмешательств (IV этап).

- Оценка эффективности  сестринского ухода (V этап).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аркадакский филиал

ГОУСПО «Балашовское медицинское училище»

Учебно-методический комплекс

 по дисциплине

«Основы сестринского дела»

Тема:

 «Сестринский процесс:

потребность выбора, одевания одежды и личной гигиены».

Базовый уровень образования по специальности

060501 «Сестринское дело»

Составлен преподавателем

Основ сестринского дела:

Кирюшкиной С.А.

Рассмотрен на заседании

ПМК  ОСД

№____ от ______________2011 г.

Председатель ПМК

________________________________

Содержание:

  • Выписка из нормативных документов.
  • Этико-деонтологическое обеспечение темы.
  • Формирование профессиональных качеств.
  • Цели и задачи.
  • Схема интегративных связей.
  • Этапы планирования занятия.
  • Критерии оценок по различным видам работы на занятии.
  • Тема: «Сестринский процесс: потребность выбора, одевания одежды и личной гигиены».

- Факторы, влияющие на удовлетворение потребности выбора и

   одевания одежды.

- Факторы, влияющие на удовлетворение потребности личной гигиены.

- Принципы сестринского ухода при удовлетворении потребности  

   выбора, одевания, снятия одежды и личной гигиены.

- Первичная оценка состояния пациента в удовлетворении потребности

   выбора, одевания, снятия одежды и личной гигиены (I этап).

- Возможные проблемы пациента при удовлетворении потребности

   выбора, одевания, снятия одежды и личной гигиены (II этап).

- Цели, типы и методы сестринских вмешательств при удовлетворении

   потребности  выбора, одевания, снятия  одежды и личной гигиены  

   (III этап).

- Реализация плана сестринских вмешательств (IV этап).

- Оценка эффективности  сестринского ухода (V этап).

  • Закрепление материала.
  • Тестовый контроль.
  • Эталон ответов к тестам.
  • Ситуационная задача.
  • Оформление карты сестринского процесса.
  • Оснащение.
  • Глоссарий.
  • Библиографический список.

Выписка из нормативных документов

           В соответствии с Государственным образовательным стандартом и учебным планом среднего профессионального образования базового уровня по специальности 060501 «Сестринское дело» изучение дисциплины «Основы сестринского дела» входит в состав блока общепрофессиональных дисциплин и предусматривает изучение на втором курсе.

           Соответственно рабочей программе и календарно – тематическому плану, утверждённому на заседании ПМК ОСД изучение темы: «Сестринский процесс: потребность выбора, одевания одежды и личной гигиены» предполагается в III семестре и на её изучение отводится 6 часов.

Этико – деонтологическое обеспечение темы

           Медицинская сестра должна провести психологическую подготовку пациента с большим чувством такта наедине с пациентом, так как при некоторых манипуляциях пациент должен обнажаться.

           Медицинской сестре нужно доходчиво и терпеливо убедить пациента в необходимости проведения назначенных ему процедур и своим поведением дать ему понять, что она считает их обычными манипуляциями, которые проводит многим пациентам, независимо от пола и возраста.

           К выполнению манипуляций медицинская сестра может приступить только после получения согласия от пациента.

Формирование профессиональных качеств.

Профессиональные качества

Возможность их формирования

на различных этапах занятия


1.Чувство        

   организованности.



2.Аккуратность.




3.Интерес к  профессии.




4.Дисциплинированность,

   исполнительность.


5.Коммуникативные

   способности


6.Ответственность.





7.Концентрация

   внимания и

   наблюдательность.


1 этап - организационный момент

2 этап - определение целей занятия

5 этап - самостоятельная работа


1 этап - взаимопроверка внешнего вида

5 этап - самостоятельная работа

7 этап - подведение итогов


2 этап - мотивация темы

5-6 этап - самостоятельная работа,  

                 подведение итогов


4 этап - предварительный контроль

5 этап - самостоятельная работа


4 этап - предварительный контроль

5 этап - самостоятельная работа


4 этап - предварительный контроль знаний

5 этап - самостоятельная работа


5 этап - самостоятельная работа


Этапы  планирования  практического  занятия

«Сестринский процесс: потребность выбора, одевания одежды и личной гигиены» - 6 ч.


п/п

Название

этапа  занятия

Краткое описание деятельности

Цель

Время

Оснащение

Преподавателя

Студентов

1.

Организационный момент

Отмечаю отсутствующих, уточняю готовность студентов к занятию, обращаю внимание на форму одежды

Бригадир называет причину отсутствия студентов, производится взаимоконтроль внешнего вида, тетрадей

Мобилизовать студентов на работу

5 мин.

Бригадный журнал, дневники

2.

Формулировка темы и ее мотивация

Сообщаю тему, акцентирую внимание на ее значимости. Сообщаю план занятия

Записывают  в дневники тему и план занятия, слушают  обоснование темы

Раскрыть теоретическую  и практическую значимость темы

5 мин.

Дневники для практических занятий

3.

Определение целей занятия

Сообщаю  цели занятия

Записывают цели занятия в дневники

Показать  конечный результат

5 мин.

Дневники

4.

Предварительный контроль знаний

Выясняю наличие вопросов по теме у студентов. Раздаю тесты, даю инструкции, проверяю, анализирую ответы, фиксирую оценки

Записывают вопросы, отвечают на тесты, мотивируют свои ответы, проводят анализ ошибок

Контроль исходного уровня знаний, выявление проблемных моментов, коррекция

40  мин.

Тест, журнал

5

Изучение новой темы с демонстрацией манипуляций

Объясняю новую тему, демонстрирую манипуляции на фантоме.

Студенты слушают, наблюдают, конспектируют

Учебные знания по теме

45 мин.

Необходимый инструментарий, фантомы, дневники, алгоритмы

6

Самостоятельная работа малыми группами

Раздаю задание каждой группе, наблюдаю за работой, проверяю результаты, комментирую ошибки, фиксирую результаты

Выполняют задания, отвечают, анализируют ответы, выполняют манипуляции на фантоме

Углубление  знаний

 по теме

120 мин.

Ситуационные задачи, карта сестринского процесса

7

Итоговый контроль

Провожу индивидуальный контроль по вопросам конечного уровня

Отвечают  на вопросы

Контроль конечного уровня знаний

40 мин.

Бригадный журнал, дневники

8.

Подведение итогов занятия, задание на дом

Подвожу итог занятия, оцениваю деятельность бригады и каждого студента в отдельности, оцениваю достижение целей занятия, выставляю оценки в журнал

Повторно прочитываю цели занятия, отмечают степень их достижения, записывают задание на дом

Анализ достижения цели, подведение итогов на занятии, ориентация на подготовку к следующему занятию

10 мин.

Бригадный журнал, дневники

Критерии оценок по различным видам работы на занятии.

1.Фронтальный опрос:

  • Полный безошибочный ответ – 5 баллов
  • Полный безошибочный ответ с незначительными неточностями – 4 балла
  • Основные моменты изложены, но ответ не исчерпывающий – 3 балла
  • Попытка ответа с явными ошибками – 2 балла
  • Нет попытки к ответу – 0 баллов

     Максимальная оценка – 5 баллов.

2.Выполнение манипуляций на фантоме:

  • Выполнение манипуляций в полном соответствии с алгоритмом – 5 баллов
  • Выполнение манипуляций с наличием неточностей – 4 балла
  • Выполнение манипуляций с наличием явных ошибок – 3 балла
  • Манипуляция не выполнена, но имелась попытка ее выполнить – 2 балла
  • Отсутствие попытки выполнить манипуляцию – 0 баллов

Максимальная оценка – 5 баллов.

3.Самостоятельная работа парами:

  • Студент активно и верно работает в паре, внимателен и точен при отработке манипуляций и как эксперт – 2 балла
  • Студент хорошо работает при отработке манипуляции и как эксперт, но допускает несущественные ошибки – 2 балла
  • Выполняя манипуляции и работая экспертом, студент совершает явные ошибки – 1 балл
  • Отсутствие попытки выполнить манипуляции и дать экспертную оценку работе товарища – 0 баллов

            Максимальная оценка – 3 балла.

4.Активность на уроке:

  • Студент четко, активно работает, аккуратно выполняет задания и делает записи в своем дневнике «+ 1» балл
  • Студент не внимателен, отвлекается, ведет посторонние разговоры, делает небрежные записи в дневнике «- 1» балл

5.Внешний вид студента:

  • Студент полностью готов к занятию (халат чистый, глаженный, сменная обувь, чистые руки, наличие масок, перчаток) «+ 1» балл
  • Студент небрежен (грязный и мятый халат, нет второй обуви, отсутствуют маски, перчатки) «- 1» балл

6.Решение ситуационной задачи:

  • Полный безошибочный ответ с выявлением приоритетных проблем и с заполнением карты сестринского вмешательства – 5 баллов
  • Полный безошибочный ответ с выявлением приоритетных проблем, но карта сестринского вмешательства заполнена не полностью – 4 балла
  • Наличие неточностей в ответе и заполнении карты – 3 балла
  • Приоритетная проблема не выявлена – 2 балла
  • Отсутствие решения задачи – 0 баллов

            Максимальная оценка – 5 баллов.

8.Тестовый контроль:

  • 90 % правильных ответов – 5 баллов
  • 80 % правильных ответов – 4 балла
  • 70 % правильных ответов – 3 балла.

Цели и задачи

            В соответствии с Федеральной программой и календарно – тематическим планом по теме «Сестринский процесс: потребность выбора, одевания одежды и личной гигиены» выделено 6 часов.

            Целью изучения раздела является приобретение умений и навыков при удовлетворении потребности  выбора, одевания одежды и личной гигиены.

I. Обучающие:

- Научить общаться с пациентом, его родственниками.

- Научить оказывать помощь пациенту в выборе, одевании и

  снятии одежды.

- Научить оказывать помощь пациенту в осуществлении личной

  гигиены.

II. Воспитывающие:

- Воспитывать ответственность у студентов при выполнении

  сестринских вмешательств.

- Воспитать сострадание к пациентам.

III. Развивающие:

- Учить логически мыслить.

- Развивать умение использовать теоретические знания.

- Развивать умение выявлять проблемы,  формулировать их и

  определять их приоритетность. Ставить цели для решения этих проблем.

- Развивать умение составлять план сестринских вмешательств.

- Развивать умение документировать сестринский процесс, т.е. заполнять

  карты сестринского процесса.

- Развивать уверенность в своих знаниях.

            Оснащение кабинета доклинической практики отражает реальные условия и имитирует рабочее место мед. сестры (программа предусматривает фантомный курс).

            Студенты отрабатывают друг на друге манипуляции в том случае, если они не сопровождаются риском для здоровья или ущемлением собственного достоинства.

            Обсуждение сестринских вмешательств, при возможных проблемах пациента способствует формированию профессионального мышления при овладении сестринскими манипуляциями, позволяет студентам избежать представления о сестринской деятельности, как механическом выполнении набора заданий, закрепляет знания, умения и навыки, выстраивая их в стройную систему ухода.

            Во время изучения темы акцентируется внимание не только на овладении манипуляционной техникой, но и на мастерстве общения медицинской сестры с пациентом и его окружением.


Тема:  «Сестринский процесс: потребность выбора,

одевания одежды и личной гигиены».

Студент должен знать:

  • факторы, влияющие на удовлетворение данной потребности;
  • возможные проблемы пациента при удовлетворении данной потребности;
  • цели, типы и методы сестринских вмешательств в удовлетворении данной потребности;
  • принципы сестринского ухода при удовлетворении данной потребности;
  • аспекты, источники, критерии текущей и итоговой оценки сестринского вмешательства.

Студент должен уметь:

  • общаться с пациентом и его родственниками;                            
  • оценить удовлетворение данной потребности у пациента;
  • выявить способ удовлетворения потребности у пациента;
  • выявить проблемы, правильно их сформулировать и определить их приоритетность;
  • ставить цели для решения проблем пациента;
  • определять сестринские вмешательства,  мотивируя их;
  • оказать помощь пациенту в удовлетворении данной потребности;
  • документировать все этапы сестринского процесса «Потребность выбора, одевания одежды и личной гигиены».

Студент должен иметь навыки:

  • в документировании сестринского процесса при решении ситуационных задач.

              У каждого человека складываются определенные привычки:

- в выборе одежды;

- в осуществлении личной гигиены.

              Одежда – это средство невербального общения. Одеваясь так или иначе, человек стремится выразить своё «Я». Выбору косметики и различных аксессуаров соответствует одежда. Одежда должна соответствовать сезону, гигиеническим требованиям, цвету и размеру. При хорошем самочувствии человек содержит одежду в идеальном состоянии; когда человеку плохо, он бывает небрежен в одежде. Опрятность, тщательность и аккуратность во внешнем виде импонируют всем. В то время как небрежность, неопрятность, неприятный запах, педикулёз опускают человека в глазах других людей.

              Сегодня существует немало видов удобной одежды для любого случая жизни. Возможность выбора одежды доставляет людям удовольствие.

              Выбор одежды зависит от:

1)Значения одежды в жизни человека:

- для одних важна комфортность одежды;

- для других одежда – способ самовыражения.

2)Возраста:

- детство – яркая одежда;

- юность – при помощи одежды, причёсок и косметики выражают свою

   независимость;

- зрелый возраст – одежда выражает имидж человека; устанавливаются

   определённые привычки в одежде, зависящие от работы и отдыха;

- пожилой возраст - чаще важен комфорт.

3)Времени года:

- летом – светлые тона, натуральные ткани, легкий головной убор;

- зимой - тёмные цвета, теплая одежда, обувь, головной убор.

4)Религии:

- мусульмане – постоянно черный цвет, все закрыто;

- индийцы – легкие ткани, сари;

- чеченцы – папаха, даже летом.

              В течение многих веков человек уделяет особое внимание личной гигиене. В каждый исторический период предметы и средства для ухода за кожей, волосами, ногтями, зубами постоянно совершенствуются.

              Уже в детстве ребёнка обучают личной гигиене: чистить зубы, умываться, мыть руки, голову, причёсываться и другое.

              Личная гигиена зависит от:

1. Возраста:

- младенчество- купание каждый день, подмывание после каждого туалета;

- детство - подмывают, но купают реже, с двух лет приучают чистить зубы;

- подростки – редко купаются (на коже часто угревая сыпь);

- юношество – повышенное потоотделение, особенно в подмышечной впадине; на  

   коже часто угревая сыпь;

- зрелый возраст – определенный порядок личной гигиены, который часто зависит

  от режима работы;    

- пожилой – часто сухость кожи, стопы трескаются, ороговевшие ногти, трудности в

  осуществлении личной гигиены;

2. Пола:

- женщины более регулярно;

- мужчины менее регулярно.

3. От привычек в семье - у каждого есть определённые привычки  в регулярности

    принятия ванной, душа, определенные  привычки в мытье рук, в уходе за    

    волосами, свои привычки в уходе за полостью рта.

4. От индивидуальных особенностей организма: если повышено потоотделение –

    чаще, если угри -  тщательный уход за кожей.

Мытьё тела.

              У каждого человека есть свои привычки в регулярности принятия ванн, душа и бани. Большинство привыкли мыть своё тело регулярно: от 1 – 2 раз в день до 1 раза в неделю и более. Для мытья тела используются: гели для душа, пена для ванн, мыло, скрабы. Мытьё помимо ощущения свежести и бодрости позволяет предупредить распространение патогенных микроорганизмов.

Смена нательного и постельного белья.

              Нательное бельё меняется ежедневно, а постельное бельё меняется 1 раз в неделю или по мере необходимости.

Мытьё рук.

              Это необходимый компонент повседневной личной гигиены человека, Люди моют руки горячей, холодной и тёплой водой, Используют кусковое мыло и жидкое мыло; вне помещения – салфетки влажные и сухие и бумажные полотенца. Сухая кожа на руках требует специального ухода (увлажняющий крем, маски для кожи рук), поскольку при трещинах появляется возможность для проникновения инфекции.

Уход за волосами.

              Здоровые волосы нужно регулярно расчёсывать и мыть. Мытьё зависит от загрязнённости и типа волос (жирные, нормальные, сухие). Сегодня существует множество различных шампуней, бальзамов, кондиционеров, ополаскивателей, лосьонов и масок для волос, позволяющих подобрать необходимое средство для ухода за волосами. Лысина требует определённого ухода (существуют специальные средства от облысения).

Уход за ногтями.

              Длина ногтей, наличие маникюра, покрытие ногтей лаком – дело вкуса. Существует множество различных средств для ухода за ногтями, кутикулой и кожей рук: крем для рук и ногтей с витамином Е, укрепляющее средство для ногтей, гель для ногтей и кутикулы, скраб для кутикулы.  Важно обращать внимание на кожу вокруг ногтевого ложа и ухаживать за ней, так как заусенцы могут служить входными воротами для инфекции.

Уход за зубами и полостью рта.

              Ухаживать за зубами необходимо с раннего возраста. Детей приучают чистить зубы с двух лет. Чтобы не было кариеса, вызывающего разрушение зубов, нужно: чистить зубы два раза в день (после завтрака и перед сном); использовать пасты, защищающие от кариеса; полоскать рот после еды водой или специальным раствором; менять зубную щётку каждые три месяца; очищать межзубные промежутки зубной нитью (флоссом); соблюдать режим правильного питания; регулярно осматриваться у стоматолога.

Правильная техника чистки зубов и уход за полостью рта.

  1. Чистить зубы рекомендуется два раза в день (после завтрака и перед сном) не менее 3 – 3,5 минут, язык – по 10 секунд.
  2. Чистить зубы необходимо в соответствии с правильной техникой чистки зубов.
  3. Использовать ополаскиватель для полости рта после еды.
  4. Использовать жевательную резинку после еды (не более 15 минут).
  5. Использовать зубную пасту и щётку, рекомендованную Вашим стоматологом.
  6. Менять зубную щётку каждые три месяца.
  7. Очищать межзубные промежутки зубной нитью (флоссом), зубочистками не реже одного раза в день.
  8. Соблюдайте режим правильного питания.
  9. Регулярно проходите осмотры полости рта у стоматолога.

Гигиена половых органов.

              Регулярная забота о чистоте тела должна войти в привычку, как у женщин, так и у мужчин. Для гигиены половых органов используются: вода, мыло, гель для интимной гигиены, очищающее средство для интимной гигиены, дезодорирующее средство для интимной гигиены и влажные салфетки для интимной гигиены.

               Уход за промежностью у женщин осуществляется спереди назад, особенно после акта дефекации, так как чаще всего возбудителями циститов у женщин являются микроорганизмы, которые обычно находятся в толстом кишечнике, затем вместе с калом выходят наружу и при неправильном уходе за промежностью могут попасть в мочевой пузырь через короткую уретру.

               Область половых органов и ануса загрязняется потом, мочой, испражнениями, выделенными из половых органов, калом. В складках на коже и слизистой оболочки скапливаются микробы и грязь, которая разлагаясь, раздражает кожу, дурно пахнет. Часто результатом не правильной личной гигиены является появление опрелости, воспалений и грибковых заболеваний.

               Опрелость – это воспалительное поражение  складок кожи, проявляющееся покраснением в области кожных складок (пахово – бедренные и межягодичные складки, подмышечные впадины, под молочными железами у женщин, складки живота и шеи у тучных людей, у грудных детей при плохом уходе).

                Причины образования опрелости:

-недостаток гигиенических процедур;

-усиленное потовыделение;

-недержание мочи.

              Есть определенная категория людей, которые зависимы в выборе одежды  и в осуществлении личной гигиены:

- дети;

- престарелые люди;

- больные с нарушением движения.

Принципы сестринского ухода при удовлетворении потребности

выбора, одевания, снятия одежды.

              Оказывая пациенту помощь в надевании и снятии одежды, нужно следовать принципам:

1. Не обнажать полностью пациента, меняя его нательное бельё (уважая его чувство

   собственного достоинства и исключая переохлаждение).

2. Обеспечивать безопасность пациента (во время снятия или надевания одежды

   нужно быть уверенным, что сидящий пациент не упадёт).

3. Разговаривать с пациентом, меняя ему одежду (обеспечивается необходимое

   общение).

4. Поощрять пациента максимально участвовать в смене одежды (это помогает ему

    почувствовать свою независимость).

5. Мыть руки до и после снятия и надевания одежды (обеспечивается инфекционная

   безопасность).

Принципы сестринского ухода при удовлетворении потребности

личной гигиены.

              Больной человек часто нуждается в помощи при осуществлении личной гигиены: умывании, бритье, уходе за полостью рта, волосами, ногтями, подмывании, приёме ванны, а также при осуществлении продуктов жизнедеятельности.

              Руки сестры становятся руками пациента, но помогая пациенту, нужно максимально стремиться к его самостоятельности и поощрять это желание.

Принципы ухода:

  1. Безопасность (предупреждение травматизма пациента).
  2. Конфиденциальность (подробности личной жизни не должны быть известны посторонним).
  3. Уважение чувства достоинства (выполнение всех процедур с согласия пациента, обеспечение уединения).
  4. Общение (расположение пациента и членов его семьи к беседе, обсуждение хода предстоящей процедуры и плана ухода в целом).
  5. Независимость (поощрение каждого пациента к самостоятельности).
  6. Инфекционная безопасность (осуществление соответствующих мероприятий).

              Цель помощи пациенту – осуществление личной гигиены, обеспечение комфорта, чистоты и безопасности.

I этап.    Первичная оценка состояния пациента.

У пациента надо выяснить:

  • какие привычки установились у пациента в отношении вопросов личной гигиены и выборе одежды (когда и как часто человек привык принимать ванну, мыть голову и т.д.);
  • какие факторы оказывают влияние на привычки в отношении

     личной гигиены, выбора одежды (финансы, времена года, имидж, вкус);

  • что известно человеку о влиянии личной гигиены и одежды на здоровье (сезонность);
  • как относится человек к обсуждению вопросов личной гигиены и одежды;
  • имеются ли у пациента какие - либо трудности, касающиеся личной гигиены и одежды (надевание, раздевание, выбор), если «да» то как он с ними справляется;
  • какие проблемы имеются у пациента в настоящее время, какие могут появиться;
  • знание женщин об особенности  личной гигиены при менструации;
  • знание мужчин об особенности личной гигиены крайней плоти.

При проведении оценки следует обратить внимание на:

- индивидуальные особенности изменения физического состояния, связанного с

  возрастом (40 лет, а выглядит на 50 лет);

- изменение цвета кожи, синяки;

- участки шелушения и мокнутия;

- состояние естественных складок (могут быть опрелости);

- чистоту рук и ногтей;

- состояние полости рта и зубов;

- запах изо рта, зубные протезы;

- техника и режим чистки зубов;

- состояние волос (характер волос, перхоть, вши, причёска, привычка мытья волос и

  средство для мытья волос);

- состояние одежды (стиль, фасон, уместность, целесообразность, опрятность,

  удобная и подходящая обувь, духи, косметика).

 

II этап.  Интерпретация полученных данных.

Проблемы у пациента могут быть из - за:

  • незнания правил личной гигиены и техники ее проведения;
  • непонимания необходимости соблюдать личную гигиену, правильно выбирать одежду;
  • нежелания принять помощь при осуществлении личной гигиены (связано с состоянием зависимости);
  • утраты независимости при заболевании с ограничением подвижности пациента, отсутствием конечности;
  • психических расстройств;
  • бессознательного состояния (находится в коме).

Потенциальные проблемы:

  • риск инфицирования мочеполовой системы;
  • риск педикулеза;
  • риск переохлаждения, перегревания;
  • риск падения.  

Формулировка проблем:

1. Пациент отказывается принимать помощь при подмывании.

2. Пациент не знает, как правильно чистить зубы.

3. Пациент не умеет застёгивать пуговицы на рубашке левой рукой.

4. пациент не умеет (боится) правильно стричь ногти на ногах.

5. У пациента не будет инфекции мочеполовой системы.

III этап.  Планирование сестринского ухода.

Задачи сестринского ухода:

  1. Не допустить перехода потенциальных проблем в действительные.
  2. Уменьшить состояние зависимости.
  3. Обеспечить условия для удовлетворения потребности.

Цели сестринских вмешательств:

  • пациент осуществляет личную гигиену самостоятельно или с помощью медицинской сестры или с помощью родственников;
  • оказать помощь при осуществлении личной гигиены, при одевании одежды;
  • пациент умывается самостоятельно через 2 дня;
  • пациент моет руки перед едой;
  • пациент самостоятельно надевает или застёгивает брюки через 7 дней;
  • пациент понимает необходимость надевать обувь без каблуков;
  • пациент умеет (не боится) стричь ногти на ногах;
  • инфицирования половой системы не будет;
  • переохлаждения или перегревания не будет;
  • инфекции полости рта не будет.

Сестринские вмешательства:

  • обучение гигиеническим процедурам пациента и его родственников;
  • беседа о необходимости личной гигиены и правильности выбора одежды;
  • помощь в выполнении гигиенических процедур, в выборе и надевании одежды;
  • обучение пациента чистке зубов одной рукой;
  • попросить родственников принести средства ухода за кожей, волосами.

                 

                            IV этап.   Реализация плана ухода.

  • научить пациента или родственников правилам личной гигиены;
  • беседа о необходимости проводить личную гигиену;
  • беседа о необходимости правильно выбирать одежду;
  • помощь при выполнении гигиенических процедур;
  • помощь при выборе и надевании одежды;
  • помощь при гигиене естественных складок;
  • обучение пациента чистке зубов одной рукой;
  • попросить родственников принести средства ухода за кожей, волосами.

V этап.   Оценка эффективности сестринского ухода.

          Оценивая результаты сестринского ухода, следует убедиться, что цели, записанные в плане ухода, достигнуты. Потенциальные проблемы не переросли в действительные, пациент стал менее зависим или полностью независим при выполнении гигиенических процедур, при выборе, одевании и снятии одежды.

Глоссарий

Личная гигиена

- включает в себя чистку зубов и полости рта,  

  умывание, мытьё рук, головы и тела, уход за

  ногтями, гигиену половых органов.

Информированное

согласие


- согласие, которое пациент даёт после получения

  информации.

Патогенный

- болезнетворный.

Дерма

- кожа.

Опрелость

- это воспалительное поражение складок кожи.

Библиографический список

1. Мухина С.А., Тарновская И.И. Общий уход за больными: Учеб.пособие. –

    М.: Медицина, 1989г.

2. Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «ОСД». –

    М.: Родник, 1998г.

3. Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского ухода. –

    М., 2000г.

4. Обуховец Т.П. Основы сестринского дела, под ред. Б.В.Кабарухина /Ростов-на-

    Дону/, Феникс, 2008г.

Схема интегративных связей

Тема: «Сестринский процесс:  потребность выбора,

        одевания одежды и личной гигиены». 

                       

                         ИСТОКИ                                                               ВЫХОД

                                                                                                   СД в хирургии

                          Анатомия и                                                     СД в терапии

                          физиология

                            человека

                                                                                                  СД в педиатрии

                                                                                                 СД в акушерстве

                        Социальная

                         психология                          

                                                                                             Практика по профилю

                                                                                                   специальности

                       

                              ОСД

                       Сестринский                                                     Государственная

                          процесс                                                       итоговая аттестация

                             

                     

                                                                                                      Работа в ЛПУ

Оснащение

1. Фантом.

2. Функциональная кровать.

3. Одеяло.

4. Подушки.

5. Постельное бельё.

6. Полотенца.

7. Салфетки.

8. Нательное белье.

9. Кувшин для воды.

10. Таз.

11. Кусковое мыло.

12. Жидкое мыло.

13. Шампунь.

14. Гель для душа.

15. Гель для интимной гигиены.

16. Зубная щетка.

17. Зубная паста.

18. Зубная нить (флосс).

19. Ополаскиватель для полости рта.

20. Расчёска.

21. Присыпка.

22. Маски.

23. Перчатки.

Закрепление материала

1. Факторы, влияющие на удовлетворение потребности выбора и одевания одежды.

2. Понятие «личная гигиена».

3. Факторы, влияющие на удовлетворение потребности личной гигиены.

4. Принципы сестринского ухода при удовлетворении потребности выбора,  

    одевания, снятия одежды и личной гигиены.

5. Первичная оценка состояния пациента в удовлетворении потребности

    выбора, одевания, снятия одежды и личной гигиены.

6. Возможные проблемы пациента при удовлетворении потребности

    выбора, одевания, снятия одежды и личной гигиены.

7. Постановка целей для удовлетворения потребности выбора, одевания, снятия    

    одежды и личной гигиены.  

8. Составление плана и осуществление сестринских вмешательств.

9. Мотивация сестринских вмешательств.

10. Правильная техника чистки зубов.

Тестовый контроль

1.Как часто нужно производить смену постельного белья?

   А) 1 раз в 10 дней

   Б) ежедневно

   В) по мере его загрязнения, но не реже 1 раза в 7 дней

2.Какой должна быть одежда?

   А) красивой

   Б) стильной

   В) комфортной

3.Из какого материала не рекомендуется носить одежду в подростковом возрасте?

   А) синтетика

   Б) хлопок

   В) шерсть

4.При неправильном уходе за кожей в естественных складках могут образоваться:

   А) опрелости

   Б) пролежни

   В) шелушение

5.Для ухода за волосами используют:

   А) шампунь

   Б) гель для интимной гигиены

   В) средство для ухода за кутикулой

6.Как часто нужно производить чистку зубов?

   А) 1 раз в день

   Б) утром после завтрака и вечером перед сном

   В) 3 раза в день

7.Зубную щётку рекомендуется менять:

   А) 1 раз в месяц

   Б) 1 раз в полгода

   В) 1 раз в три месяца

8.С какого возраста уход за зубами и полостью рта должен войти в привычку?

   А) с рождения

   Б) с двух лет

   В) в подростковом возрасте

9.Места образования опрелостей:

   А) область крестца

   Б) паховые складки, подмышечные впадины

   В) затылочная область

10.Не рекомендуется использовать для ухода за руками:

   А) электрополотенца в столовых

   Б) увлажняющий крем

   В) влажные салфетки

Эталон ответов к тестам

1 – В

2 – В

3 – А

4 – А

5 – А

6 – Б

7 – В

8 – Б

9 – Б

10 – А

Ситуационная задача

                 Иванов Иван Васильевич, 60 лет, поступил в стационар 20 октября 2010 года с диагнозом: закрытый перелом правой конечности.

                 При ПОСП выяснилось: ЧДД – 18 в минуту, АД 120/80 мм. рт. ст., температура – 36.7 С, рост 170, вес 65 кг.

                 Иван Васильевич находится в сознании, адекватен, ориентируется во времени и пространстве. От утреннего туалета отказывается, считая его излишним, в связи с чем появился запах изо рта. Бреется обычно 1 раз в два дня безопасной бритвой. Бритвы с собой нет. У Ивана Васильевича ограничена подвижность в правой конечности, он не может самостоятельно менять рубашку, по отделению ходит с расстёгнутой рубашкой. По отделению пациент ходит в обуви со шнурками, шнурки развязаны, т.к. не может сам их завязать.

 


Эталон ответов к ситуационной задаче

Дата

Проблемы

Пациента

Цели

Сестринские вмешательства

Мотивация

Итоговая

оценка

21.10.10

Незнание правильной техники чистки зубов и ухода за полостью рта.

1) Пациент знает технику чистки зубов и правила ухода за полостью рта (кр.).

2) Пациент правильно чистит зубы и ухаживает за полостью рта (долг.).

1) Показать пациенту правильную технику чистки зубов (иллюстрации из спец. литературы).

2) Обеспечить пациента литературой об уходе за полостью рта.

3) Попросить родственников, чтобы обеспечили пациента зубной  

    щёткой, зубной пастой, флоссом и ополаскивателем для полости

    рта.

4) Объяснить пациенту необходимость смены зубной щётки каждые

    три месяца.

5) Объяснить пациенту правила ухода за полостью рта (чистить зубы

    два раза в день, использовать ополаскиватель для полости рта

    после приёма пищи, очищать межзубные промежутки зубной

    нитью 1 раз в день).

6) Объяснить необходимость соблюдения правильного режима

    питания.

7) Консультация у стоматолога.

Чтобы не было инфицирова - ния слизистой полости рта, стоматита.

Цель достигнута.

22.10.10

И.В. не может самостоятельно бриться.

1) И.В. может бриться с помощью м\с (кр.).

2) И.В. умеет бриться левой рукой (долг.).

1) Обучить пациента бриться левой рукой.

2) Оказать пациенту помощь при выполнении бритья.

3) Попросить родственников, чтобы обеспечили пациента

     бритвенным прибором, пеной для бритья и лосьоном после

     бритья.

Для осуществления личной гигиены.

Цель достигнута.

25.10.10

И.В. не может самостоятельно менять рубашку, застёгивать пуговицы на рубашке левой рукой.

1) И.В. переодевается и застёгивает пуговицы на рубашке с помощью м\с (кр.).

2) Пациент самостоятельно надевает и застёгивает пуговицы на рубашке через 7 дней (долг.).

1) Обучить смене рубашки с помощью левой руки.

2) Оказывать помощь при смене рубашки.

3) Обучить пациента застёгивать пуговицы левой рукой.

4) Сказать жене, чтобы принесла одежду без пуговиц (футболку).

Для осуществления смены нательного белья.

21.10.10

Риск падения из-за не зашнурованной обуви (П). (Потенциаль -ная проблема).

1) Падения не будет.

2) Пациент понимает необходимость надевания обуви без шнурков.

1) Провести беседу о выборе обуви.

2) Сказать родственникам, чтобы принесли пациенту обувь без шнурков (лучше всего домашние тапочки или шлёпки).

Чтобы не было падения (чтобы потенциальная проблема не переросла

в действии -тельную).

Цель достигнута.