Открытый урок "Морфофункциональная характеристика опорно-двигательного аппарата"

Лекция посвящена общим вопросам о строении и функционировании опорно-двигательного аппарата человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx42.43 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме : « Общие вопросы анатомии и физиологии аппарата движения человека (пассивная часть)».

Тип урока: урок изучение нового материала.

Форма урока: лекция – информация.

Основные методы: объяснительно-иллюстративный.

Средства обучения: презентация «Общие вопросы…», компьютер, проектор,  интерактивная доска, скелет человека, отдельные кости.

                                                         Подготовила преподаватель анатомии Алексеева Н.В.

                                                       

                                                                    Ход урока

  1. Вводно-мотивационный блок.

Слайд №1

Здравствуйте!

Слайд №2

Давайте посмотрим внимательно на картинки на экране и ответим на 2 вопроса:

  1. Что их всех объединяет? Что необходимо делать как животному, так и человеку разных возрастов, чтобы добывать еду, перемещаться в пространстве, удовлетворять потребности свои и своих близких? (движение)
  2. Какая система организма обеспечивает движения? (костно-мышечная или опорно-двигательная)

А теперь вспомним любые пословицы, поговорки и цитаты о пользе движения (домашняя работа).

Слайд №3

Наверное, самое распространенное изречение:

  • «Движение – это жизнь!» Вольтер
  • «Жизнь требует движения!». Между прочим, сказал эти мудрые слова древне-греческий  философ и ученый, учитель Александра Македонского – Аристотель. 
  • « Движение – кладовая жизни »    Плутарх
  • «Кто ходит больше , тот живет дольше»  

                                              русская пословица

  • « Ходьба и движение способствуют игре мозга и работе мысли.»    Ж.Ж.Руссо – фран.философ и писатель
  •  «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению -  мышечному движению…»    И.М.Сеченов – отец русской физиологии

Слайд №4

Тема лекции: «Общие вопросы анатомии и физиологии аппарата движения человека».

  1. Блок изучения нового материала.

Слайд №5

Цели и задачи обучения:

  • Представлять значение движений в жизни человека, знать виды движений, определение опорно-двигательного аппарата.

 

  •  Знать строение кости как органа,  классификацию костей и их соединений.
  • Представлять основной и вспомогательный аппарат суставов, оси движения.
  • Знать определение, строение и функции скелета.

Слайд №6 (Вопросы на повторение материала)

  1. Что такое клетка? (Клетка – это элементарная структурно-функциональная единица живого организма)
  2. Что такое ткань? (Ткань – это совокупность клеток, сходных по строению, происхождению и выполняемой функции. Например, эпителиальная, соединительная, нервная, мышечная)
  3. Что такое орган? (Орган – это часть тела, имеющая определенную форму, состоящая из разных тканей и выполняющая определенную функцию. Например, сердце, легкие, кости, мышцы)
  4. Что такое система органов? ( Система органов – это совокупность органов, выполняющих единую функцию и имеющие общее происхождение. Например система дыхания, кровообращения, пищеварения, костно-мышечная система)
  5. И, наконец, как называется совокупность различных систем органов, связанных между собой, образующих единое целое? Организм.

Слайд №7 

*Движения играют огромную роль в жизни всех живых существ, отличая животных от растений.

* В первые минуты рождения человеческого детеныша оценивают по шкале Апгар, которая включает кроме цвета кожных покровов, ЧСС и ЧДД – активность движений. Природа определила так, что человек осознанно начинает двигаться к 3-му месяцу  жизни – он начинает переворачиваться, поднимать голову, хватать предметы.

 *Без активных движений невозможен нормальный рост, развитие мышц, скелета, сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем.

*Двигательная активность повышает работоспособность и совершенствует физические способности человека.

*Известно, что через 7-8 дней неподвижного лежания у людей снижается настроение, усиливается забывчивость и рассеянность, нарушается сон.

*Особенно пагубна гиподинамия у детей, т.к. у них нарушается координация движений, появляется ВСД, нарушение осанки, отставание в развитии.

Так какие же различают виды движений?

Слайд №8

      1. Поддержание позы (статическое).

       2. Собственно движения:

               а) локомоция – или перемещение в пространстве (ходьба, бег, плавание)

               б) манипулирование – письмо, шитье, процедура инъекции в/м или в/в

                      * сгибание- разгибание

                      * отведение- приведение

                      * круговое вращение

                      * супинация- пронация

    1. Произвольные (эти движения контролируются сознанием. Например, локомоция и манипулирование)  

    2. Непроизвольные (эти движения сознанием не контролируются. Например, работа внутренних органов: сердца, ЖКТ, сосудов)

 Слайд №9

Система органов, включающая кости, мышцы, суставы, сухожилия, связки и обеспечивающая движение называется опорно-двигательным аппаратом(ОДА).

Слайд №10

ОДА состоит из активной части – мышц (musculus) и пассивной части – костей (osseum), связок (ligamentum), сухожилий (tendum), суставов (articulacio). На лекции, как вы помните, мы сегодня говорим о пассивной части.

Рассмотрим как устроена кость.

Слайд №11

В костной ткани встречается 3 разновидности клеток:

  1. Остеоциты – зрелые клетки костной ткани, из которых состоит остеон.
  2. Остеобласты – молодые ростковые клетки костной ткани, являющиеся предшественниками остеоцитов. Их очень много в развивающейся кости.
  3. Остеокласты – это большие многоядерные клетки, участвующие в разрушении кости.

Совокупность клеток образует ткань.

Вспомним классификацию соединительной ткани.

Различают 3 вида ткани:1) собственно соединительная, 2)соединительная со специальными свойствами, 3) скелетная.

Слайд №12

Скелетная ткань делится на хрящевую (гиалиновый, волокнистый, эластический) и костную. Костная ткань подразделяется на грубоволокнистую (которая присуща только зародышам) и тонковолокнистую или пластинчатую, из которой и состоят все кости. Пластинчатая в свою очередь делится на компактную и губчатую. Из  компактной ткани состоит средняя часть длинных костей, из губчатой – концы длинных костей и короткие кости.

Слайд №13

Структурно-функциональной единицей кости является остеон. Остеон (гаверсова система) состоит из 5-20 цилиндрических пластинок, вставленных одна в другую. В центре остеона проходит центральный (гаверсов) канал. Диаметр остеона 0,3-0,4мм.

Остеоны замурованы в межклеточном веществе, содержащем  коллагеновые волокна и Са с фосфором, придающие особую прочность кости.

Именно из остеонов состоит губчатое и компактное вещество кости.

Снаружи кость покрыта надкостницей, состоящей из соединительной ткани, за счет которой кость растет в толщину. Внутри содержится ККМ – центральный орган кроветворения и иммунитета, и ЖКМ содержащий жировую ткань.

Кости , как и все органы, снабжены сосудами и нервами.

Слайд №14

Если посмотреть на фронтальный распил длинной кости, то мы найдем много общего с распилом дерева. У дерева, как вы знаете из уроков биологии, есть кора, древесина и сердцевина. Какие  отделы кости будут им соответствовать? (надкостница, кость и костный мозг). Таким образом, кость  – это орган человека, состоящий из соединительной ткани и выполняющий опорную функцию.  

Слайд №15

Живая кость содержит:

50 % воды

22 %  неорганических веществ (кальций и фосфор)

28 % органических веществ, в том числе 15% жира

На представленном справа внизу снимке тазобедренного сустава вы  видите, что происходит с костями при нарушении этого баланса. Так, например, с возрастом уменьшается количество кальция, что ведет к деформации кости. Как следствие, человек либо не может передвигаться из-за болей, либо вовсе обездвижен. На рентгенограмме – практически полностью разрушена головка тазобедренной кости.

Раньше такие больные вынуждены были быть прикованными к постели до конца жизни. А сейчас в связи с развитием высокотехнологичных операций можно заменить больной сустав на титановый протез и заниматься своей обычной работой еще долгие годы.

Слайд №16

По строению все кости были разделены на следующие группы:

  1. Трубчатые (длинные). Эти кости имеют удлиненную среднюю часть цилиндрической или трехгранной формы – тело , или диафиз,и утолщенные концы – эпифизы. Место перехода диафиза в эпифиз называется метафизом (за счет него кость растет в длину).
  2. Губчатые (короткие). Имеют форму неправильного куба или многогранника.
  3. Плоские (широкие). Участвуют в образовании полостей тела.
  4. Смешанные (ненормальные). Тело их по форме и строению относится к губчатым, а отростки – к плоским костям.
  5. Воздухоносные.  Имеют  в теле полость, выстланную слизистой оболочкой и заполненную воздухом. Это кости черепа: лобная, верхняя челюсть, клиновидная.

Слайд №17

А теперь посмотрите на рисунок и ответьте на вопрос какие кости согласно классификации вы здесь видите и почему вы так думаете?

  1. Трубчатая-плечевая,т.к. кость удлиненной формы, имеет тело и 2 эпифиза.
  2. Плоская-лопатка.
  3. Губчатые- кости предплюсны,т.к. имеют форму куба.
  4. Смешанная- позвонок,т.к. тело-губчатое, а отросток-плоский.

Далее показать муляжи костей

Слайд №18

Соединения костей объединяют кости скелета в единое целое.

Они удерживают их друг возле друга и обеспечивают подвижность, рессорную функцию и рост скелета и тела человека в целом.

Свойства:

  • прочность,
  • упругость,
  • подвижность

Раздел анатомии, изучающий соединения костей, называется артрологией.

Слайд №19

Классификация соединений костей

  1. Непрерывные
  • Синдесмозы (связки)- с помощью плотной волокнистой соед.ткани.
  • Синхондрозы ( с помощью хрящей)
  • Синостозы (кости черепа) – с помощью костной ткани.
  1. Прерывные  (суставы) – наиболее совершенный вид соединения костей.
  • По строению: простые, сложные, комбинированные, комплексные
  • По биомеханике: одноосные, двуосные, многоосные
  • По форме: шаровидные, плоские, седловидные , мыщелковые, блоковидные,эллипсовидные
  1. Переходная форма

        (полусуставы, симфизы, гемиартрозы)

Простой сустав – это сустав, образованный 2-мя костями.

Сложный сустав – это сустав, образованный 3-мя и долее костями.

Комбинированный сустав – это два, анатомически изолированных сустава, действующие совместно.

Комплексный сустав – это сустав, характеризующийся наличием между суставными поверхностями суставного диска или мениска, который делит полость сустава на два этажа.

Одноосные суставы – это суставы с одной осью движения – блоковидный, винтообразный.

Двуосные – это суставы с 2-мя осями движения – эллипсовидный, седловидный, мыщелковый.

Многоосные – это суставы с 3-мя и более осями движения – шаровидный, чашеобразный и плоский.

Гемиартроз (полусустав, симфиз) – это хрящевое соединение костей, при котором в центре хряща имеется узкая щель. Это соединение не покрыто капсулой. В нем возможно небольшое смещение костей относительно друг друга.

Слайд№20

Что случается с человеком, который длительное время находится в вынужденном положении, т.е. вынужден долго сидеть на одном месте или стоять, или лежать?(устает) Что необходимо сделать, чтобы взбодриться, привести в тонус расслабленные мышцы и растянуть напряженные? (подвигаться)  

Физ.минутка

Слайд №21

Посмотрим на левую верхнюю картинку. Здесь изображены соединения костей.

А) сустав

Б) синдесмоз

В) синхондроз

Г) симфиз

Под цифрами: 1-надкостница, 2- кость, 3- связка или волокнистая соединительная ткань, 4-хрящ, 5- синовиальная мембрана,6-фиброзная мембрана,7- суставной хрящ, 8-суставная полость.

На правой нижней картинке изображены схемы осей движения суставов

  1. Тазобедренный сустав – 3-осный шаровидный,
  2. Коленный – 2-осный мыщелковый,
  3. Локтевой – 2-осный мыщелковый.

Слайд №22

Рассмотрим виды суставов по форме.

Красными стрелками обозначены оси движения.

Сколько стрелок – столько осей.

Давайте посмотрим какие суставы являются

3-осными – шаровидный, ореховидный, плоский

2-осными – мыщелковый, седловидный, эллипсовидный

1-осными – блоковидный

Слайд №23

Сустав (articulatio) – это прерывное соединение , характеризующееся наличием между костями замкнутой полости, покрытой синовиальной оболочкой.

Рассмотрим  строение сустава.

Слайд №24

Выделяют основные элементы сустава:

  •  Суставные поверхности
  • Суставной хрящ
  • Суставная капсула
  • Суставная полость
  • Синовиальная жидкость

            И вспомогательные элементы:

  • Связки
  • Диски
  • Мениски
  • Суставные губы
  • Синовиальные сумки

Рассмотрим все эти элементы поподробнее на схеме строения коленного сустава.

Слайд №25

Суставные поверхности – это участки соприкосновения сочленяющихся костей. Они  могут быть шаровидными, чашеобразными, эллипсовидными, плоскими и т.д.

Суставной хрящ (чаще гиалиновый) покрывает суставные поверхности и сглаживает костные неровности.

Суставная капсула герметически закрывает суставные поверхности от окружающей среды.

Суставная полость – это узкая щель, ограниченная суставными поверхностями и синовиальной мембраной, герметически изолированная от окружающих тканей.

Синовиальная жидкость – это вязкая прозрачная жидкость, напоминающая яичный белок, которая находится в полости сустава, играет роль смазки.

Отсюда выражение « суставы скрепят».

Связки – укрепляют сустав и капсулу. Могут располагаться внутри и вне сустава.

Диски и мениски – это хрящевые пластинки, которые располагаются между не полностью соответствующими друг другу суставными поверхностями, тем самым сглаживая их.

Суставная губа – это хрящевый валик вокруг суставной впадины для увеличения ее размера (в плечевом суставе).

Синовиальная сумка – это выпячивание синовиальной мембраны в фиброзную мембрану капсулы сустава.

Что изучает патологическая анатомия? (изменения в больном организме)

Слайд №26

Проблемы с суставами испытывают 30% людей после 35-40 лет, 80%-старше 55 лет.

Воспаление сустава называется артрит.

Полиартрит – это воспаление мелких суставов пальцев кистей и стоп. Протекает остро. Сустав  распухает, краснеет, повышается температура, появляются боли.

Артроз – разрушение хрящевой ткани. Поражаются крупные суставы (коленный, тазобедренный, локтевой). Развивается постепенно. Первые симптомы: ноги гудят, отекают, суставы тяжело сгибаются. Очень трудно «расходиться» с утра, т.е. пожилые люди жалуются, что трудно встать с постели, сделать первые шаги.

Слайд №27

Посмотрите как выглядят кисти рук при этих болезнях.

На левой верхней картинке – типичный  симптом при ревматоидном артрите-«ласты моржа». Грубая деформация кистей в сторону локтевых костей – ульнарная девиация.

На правом верхнем рисунке – остеоартрит, на нижнем – артроз.

Чем отличается просто груда костей от скелета? Тем, что кости соединены друг с другом согласно законам физики и природному плану. Например, кости, несущие основную нагрузку тела - длинные,  трубчатые (бедренная, б/берцовая, м/берцовая), а кости, защищающие внутренние органы – плоские (череп, кости таза, грудина и ребра).

Костная ткань в общей массе организма составляет 10-15 кг. или  1/5-1/7 от массы тела.

Слайд №28

Скелет- это совокупность костей и их соединений.

  • Человеческий  скелет состоит из 200-300 костей, из которых 85- парные. Определить точное количество костей очень сложно, поскольку на это оказывает влияние возраст человека ( у детей – больше, а у стариков меньше. Например, грудина у детей состоит из 3 костей, а у взрослого человека из 1-ой), а так же индивидуальные особенности ( дополнительные ребра ).
  • Каждая кость является самостоятельным органом и состоит из костной ткани.
  • Снаружи кость покрыта надкостницей.
  • Внутри содержит костный мозг.

Слайд №29

                                                               Скелет (sceletos)

                                                                                                         

Конечности (верхние и нижние)                                                                  

 

  • Пояс конечности (cingulum membi)
  • Свободные конечности (liberi membri)

Осевой

  • Позвоночник       (columna vertebralis)
  • Грудная клетка(thorax)
  • Череп(cranium)

Слайд №30

Осевой скелет включает позвоночник, грудную клетку и череп. Позвоночник состоит из 30-34 позвонков, 7 из которых шейные, 12 – грудные, 5 – поясничные, 5 – крестцовые, 1-4 копчиковые. Грудная клетка образована грудиной и 12 парами ребер, из них первые 7 – истинные, 8 – 10 ложные, т.к. образуют реберную дугу, 11 и 12 пары – колеблющиеся, т.к. они свободно располагаются в мягких тканях. Череп подразделяется на мозговой и лицевой отделы.

Пояс верхних конечностей состоит из ключицы и лопатки, нижней – из тазовых костей.

Свободная верхняя конечность состоит из 3 отделов: проксимальный – плечевая кость, средний – локтевая и лучевая кость, дистальный – кости запястья, пястья и фаланги пальцев. Свободная нижняя конечность так же состоит из 3 отделов: проксимальный – бедренная кость, средний – большая берцовая и малая берцовая, дистальный – кости предплюсны, плюсны и фаланги пальцев.

Слайд №31

Функции скелета условно разделяются на 2 группы:

1. Механические

  •   Опорная – косно-хрящевая опора всего тела.
  •   Рессорная – смягчает толчки и сотрясения.
  •   Локомоторная (двигательная) – приводит в движение тело и его отдельные части.
  •   Защитная – образует вместилища для жизненно важных органов.
  •   Антигравитационная (устойчивость тела) – создает опору для устойчивости тела, приподнимающегося над землей.

2. Биологические

  •   Участие в минеральном обмене – депо солей кальция и фосфора.
  •   Участие в кроветворении – выработка ККМ кровяных телец.
  •   Участие в иммунитете – выработка В-лимфоцитов и предшественников Т-лимфоцитов.

  1. Закрепление материала (приложение 1)

  1. Подведение итогов.

Слайд №32

Закончим лекцию словами франц.математика, физика и философа Блеза Паскаля (1623-1662гг). Он говорил: «Суть человеческого естества – в движении. Полный покой означает смерть».

V.  Домашнее задание.

Приложение 1

Контрольный диктант по теме

«Основные вопросы анатомии и физиологии  аппарата движения человека»    1в

  1. Закончите определение:

 Опорно-двигательный аппарат – это совокупность костей…

  1. На какие части делится опорно-двигательный аппарат и что в них входит?
  2. Перечислите к каким суставам  по количеству осей относятся: плоский сустав…, эллипсовидный…,трехгранный…
  3. Мышечные сокращения, контролируемые нашим сознанием, называются…
  4. Остеоцит – это …
  5. В живой кости содержится 22%  ______________ веществ.
  6. Перечислите трубчатые кости…
  7. Подчеркните неправильный ответ:

«К основным элементам сустава относятся суставной хрящ, суставная капсула, суставной диск, суставная полость.»

  1. Выберите правильный ответ (поставьте ₊):  
  • Скелет человека содержит 179 костей.
  • Кости запястья и предплюсны – губчатые.
  • Позвонок – это губчатая кость.
  • «Ласты моржа» встречаются при ревматоидном полиартрите.
  1. Что такое синхондроз?
  2. *В названии какой части скелета есть географическое название?

                                                          Контрольный диктант по теме

«Основные вопросы анатомии и физиологии  аппарата движения человека»   2в

  1. Закончите определение:

Скелет человека – это совокупность …

  1. Приведите примеры локомоторного движения…и манипулирования…
  2. Мышечные сокращения, не контролируемые нашим сознанием, называются …
  3. Сколько осей движений у шаровидного сустава…,мыщелкового…,блоковидного…
  4. Остеобласт – это …
  5. В живой кости содержится 28%  …веществ.
  6. Перечислите смешанные кости…
  7. Подчеркните неправильный ответ:

«К основным элементам сустава относится все, кроме суставного хряща, суставной капсулы, суставного мениска, суставной полости, суставной поверхности, суставной жидкости.»

  1. Выберите правильный ответ (поставьте ₊):  
  • Структурной единицей кости является остеон.
  • Кость в длину растет за счет надкостницы.
  • Плоские кости выполняют в основном защитную функцию.
  • Артроз – это воспалительное поражение кости.
  1. Что такое синостоз?
  2. *В какую сумку ничего не положишь?

Ответы 1в

  1. мышц, суставов, сухожилий, связок, обеспечивающая движение .
  2. Активная – мышцы, пассивная – кости, связки, суставы, сухожилия.
  3. 3-осный, 2-осный, не бывает.
  4. произвольные
  5. зрелая  клетка костной ткани.
  6. неорганических
  7. бедренная, большая и малая берцовые, плечевая, локтевая и лучевая.
  8. суставной диск
  9. 2 и 4
  10. Это соединение костей при помощи хрящей.
  11. Пояс (конечностей)

Ответы 2в

  1. …костей и их соединений
  2. …бег, ходьба, плавание…делать инъекции, ставить клизму, шить, вязать
  3.   непроизвольные
  4. 3, 2, 1
  5. …-это клетка-предшественница остеоцита, молодая клетка костной ткани.
  6. … органических
  7. позвонок
  8. мениск
  9. 1, 3
  10.  Это соединение костей  с помощью костной ткани.
  11. В синовиальную.