Рабочая учебная программа дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" по ФГОС

Терещенко Юлия Ахмедовна

Учебная программа предназначена для студентов 1 курса педагогического университета и составлена на основе требований ФГОС к ВПО, содержит планировку семинарских и лекционных занятий, вопросы итогового контроля и примерные тестовые вопросы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

   Безопасность жизнедеятельности

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр 

Форма обучения очная

Составитель(и): Терещенко Ю.А., к.п.н., доцент кафедры психологии и социальной педагогики                                                                                                  ___________                              

                                                                            (подпись)

Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и рассмотрена на заседании кафедры

ТАБЛИЦА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩЕГО ОБЪЁМА ЧАСОВ

ПО ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Курс

Семестр

Объем часов

Форма итогового контроля

Общая трудоемкость

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Всего

Лекции

Практические занятия

Семинары

Лабораторный практикум

Другие виды занятий

Всего

Курсовая работа

Реферат

Другие виды самостоятельной работы

1

2

72

36

18

18

36

6

30

Зачёт

Общая трудоемкость                 2                   зачетных единиц (72 часа)

Начальник УО     ________________________________  

«____»_________________20__г.

  1. Цель освоения дисциплины

Проблема обеспечения безопасности имеет непосредственное отношение к системе образования. Процессы обучения и воспитания обучающихся, нахождения их в образовательных учреждениях, за их пределами, организация досуга, отдыха и оздоровления, создание комфортных условий, проезда до места обучения и обратно. Знание основ теории безопасности позволяет выявлять и учитывать разные факторы и угрозы, формировать прогнозы развития опасных ситуаций, использовать качественные и количественные оценки для формирования решений, мер и систем безопасности в разных сферах общества, в том числе в образовательном пространстве.

Цель дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» - способствовать развитию профессиональной компетенции студентов посредством формирования мышления безопасного типа и здоровьесберегающего поведения; подготовки студентов к упреждающим комплексным действиям по защите жизни и здоровья от опасностей природного, техногенного и социального характера.

Основными задачами курса являются следующие:

  1. Овладение понятийным аппаратом и терминологией в области безопасного и здорового образа жизни;
  2. Формирование представлений об основах безопасности жизнедеятельности, сущности опасных и чрезвычайных ситуаций, поражающих факторах;
  3. Формирование знаний о принципах, методах, средствах и системах обеспечения безопасности и формирования здоровья;
  4. Воспитание мировоззрения и культуры безопасного и здоровьесберегающего мышления, поведения и деятельности в различных условиях.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относиться к базовой (обязательной) части «Профессионального цикла». Дисциплина является важным шагом в овладении студентами любого профиля компетенциями по сохранению собственного здоровья и личной безопасности в жизни и профессиональной деятельности.

Связь с другими дисциплинами учебного плана: анатомия и возрастная физиология, педиатрия и гигиена.

3. Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины.

Студент должен обладать следующими компетенциями:

  • готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);
  • способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
  • осознает социальную значимость будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению будущей деятельности (ОПК-1);
  • способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
  • готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7).

Требования к результатам освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  1. Причины, признаки и последствия опасностей, способы защиты от опасных ситуаций;
  2. Основные понятия дисциплины (опасность; опасный вредный фактор; опасная и чрезвычайная ситуация; уровень защищенности; приемлемый риск; безопасность; личная, общественная и национальная безопасность; жизненно важные интересы; средства обеспечения безопасности);
  3. Основные направления и методы по защите граждан от опасностей природного, техногенного и социального характера;
  4. Дестабилизирующие факторы современности в мире и России;
  5. Основные элементы концепций и систем обеспечения безопасности.

Уметь:

  1. Самостоятельно использовать теоретические источники для пополнения знаний о безопасности жизнедеятельности;
  2. Выявлять признаки, причины и условия возникновения опасных ситуаций;
  3. Оценивать вероятность возникновения потенциальной опасности для учащегося и принимать меры по ее предупреждению в условиях образовательного учреждения;
  4. Прогнозировать возникновение опасных или чрезвычайных ситуаций;
  5. Применять полученные знания и умения в целях обеспечения безопасности учащихся и воспитанников.

Владеть:

  1. Профессиональным языком в данной области;
  2. Аналитическими умениями в области выявления и оценки различных видов опасностей;
  3. Методикой и навыками оценки допустимого риска.

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2  зачетные единицы (72 часа).


4.1Тематический план

 (с распределением общего бюджета времени в часах)

Курс

Семестр

Раздел дисциплины, содержание

Всего

Аудиторные

Самостоятельная работа студентов

Формы межсессионного  контроля

Лекции

Семинарские (практические) занятия

Лабораторный практикум

Раздел 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности

1

2

Тема 1: Безопасность жизнедеятельности и ее основные положения

6

2

-

4

текущий

Тема 2: Опасности и чрезвычайные ситуации

6

2

-

4

текущий

Тема 3: Анализ риска и управление рисками

6

2

-

4

текущий

Тема 4: Системы безопасности человека

6

2

-

4

текущий

Тема 5:  Дестабилизирующие факторы современности.

6

2

-

4

текущий

Раздел 2. Защита от опасностей

Тема 6: Природные опасности и защита от них

6

-

2

4

текущий

Тема 7: Биологические опасности и защита от них

6

-

2

4

текущий

Тема 8: Техногенные опасности и защита от них

6

-

2

4

текущий

Тема 9: Пожарная безопасность

6

-

2

4

текущий

Тема 10: Безопасность на транспорте

6

-

2

4

текущий

Тема 11: Экологическая и продовольственная безопасность

6

-

2

4

текущий

Тема 12: Безопасность в городе в быту и на отдыхе

6

-

2

4

текущий

Тема 13: Социальные опасности и защита от них: опасности в духовной сфере и политике

6

2

-

4

текущий

Тема 14: Социальные опасности и защита от них: опасности в быту и повседневной жизни

6

2

-

4

текущий

Тема 15: Социальные опасности и защита от них: опасности в экономической сфере

6

2

-

4

текущий

Тема 16: Основы информационной безопасности

6

-

2

4

текущий

Тема 17: Гражданская оборона

6

-

2

4

текущий

Тема18: Система органов обеспечения безопасности жизнедеятельности и правового регулирования их деятельности

6

2

-

4

текущий

Всего по дисциплине

72

18

18

36

промежуточный

4.2.1 Содержание лекционного курса

Лекция 1.  Тема 1: Безопасность жизнедеятельности и ее основные положения

Цель, предмет, задачи дисциплины. Основные положения дисциплины. Основные понятия в курсе «Безопасность жизнедеятельности».

Лекция 2. Тема 2: Опасности и чрезвычайные ситуации

Опасности, их классификация, источники опасностей, причины их возникновения. Опасные и вредные производственные факторы. Экстремальные и чрезвычайные ситуации. Классификация и виды ЧС.

Лекция 3. Тема 3: Анализ риска и управление рисками

Понятие и виды рисков. Концепция приемлемого риска. Вероятностная оценка риска и прогнозирование событий опасного типа. Области и критерии чрезмерного и приемлемого риска.

Лекция 4. Тема 4: Системы безопасности человека

Виды и системы безопасности. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности. Естественные системы защиты организма как факторы индивидуальной безопасности.

Лекция 5. Тема 5:  Дестабилизирующие факторы современности.

Основные группы дестабилизирующих факторов современности. Миграция как проблема современности. Демографическая ситуация как фактор опасности. Здоровье населения как фактор личной и национальной безопасности страны.

Лекция 6. Тема 13: Социальные опасности и защита от них: опасности в духовной сфере и политике

Понятие и виды опасностей социального характера. Религиозный экстремизм. Экстремизм в политике и в молодежной среде. Межнациональные конфликты. Массовые волнения и беспорядки. Терроризм и его проявления.

Лекция 7. Тема 14: Социальные опасности и защита от них: опасности в экономической сфере

Бедность и безработица. Опасности на потребительском рынке. Угрозы в финансовой и кредитной сфере. Конфликты на производстве.

Лекция 8. Тема 14: Социальные опасности и защита от них: опасности в быту и повседневной жизни

Семейно-бытовые конфликты. Беспризорность и безнадзорность детей. Девиантное поведение молодежи. Аддиктивное поведение и его последствия. Опасности сексуальной «свободы»

Лекция 9. Тема 18: Система органов обеспечения безопасности жизнедеятельности и правового регулирования их деятельности

Функциональные подсистемы единой системы. Территориальные подсистемы. Координационные органы единой системы. Силы и средства РСЧС. Режимы деятельности РСЧС. Руководство работами по ликвидации ЧС.

4.2.2.Содержание семинарских занятий

Семинарское занятие 1. Тема 6: Природные опасности и защита от них

Цель занятия: Рассмотреть виды природных опасностей и способы защиты от них

План занятия:

ЧС геологического характера:

  1. Землетрясения: основные понятия, признаки, подготовка, действия во время землетрясения, действия после землетрясения.
  2. Вулканизм: основные понятия, части вулканического аппарата, действия при извержении вулкана.
  3. Оползень: понятие, действия при появлении признаков.
  4. Сель: действия при селевом потоке.
  5. Лавина: сущность, факторы, действия при сходе лавин.

ЧС гидрологического характера:

  1. Наводнение: сущность, действия во время и после наводнения.
  2. Цунами: сущность, действия во время цунами.

ЧС метеорологического характера:

  1. Ураган: понятие, действия во время урагана.
  2. Буря: понятие и виды.
  3. Смерч: понятие, характеристика.
  4. Пурга: понятие, действия во время пурги.
  5. Гроза: понятие, действия во время молнии, запретные действия во время грозы.
  6. Гололед: понятие, подготовка, действия во время гололедицы.
  7. Засуха: понятие, меры борьбы, действия во время засухи.

Задания для самостоятельной работы:

Заполнение рабочей тетради.

Литература:

  1. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] : учебное пособие / Р. И. Айзман, Н. С. Шуленина, В. М. Ширшова. - Новосибирск : Арта, 2011. - 368 с.
  2. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях [Текст] : учебное пособие / Я. Д. Вишняков [и др.]. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2008. - 304 с.
  3. Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебник / под ред. Э. А. Арустамова. - 15-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К», 2009. - 452 с. 
  4. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера [Текст] : учебное пособие / В. А. Акимов [и др.]. - 2-е изд., перераб. - М. : Высшая школа, 2007. - 592 с.
  5. Безопасность жизнедеятельности в системе «Человек-среда обитания» [Текст] : учебное пособие / Е.Г. Блинова. - Омск : ОмГПУ, 2003. - 276 с. 

Семинарское занятие 2. Тема 7: Биологические опасности и защита от них

Цель занятия: рассмотреть способы защиты от различных видов биологических опасностей

План занятия:

  1. Понятие биологических опасностей, зона биологического заражения, очаг биологического поражения.
  2. Опасные и особо опасные заболевания человека: эпидемия, пандемия, восприимчивость человека к инфекции.
  • Чума.
  • Холера.
  • Сибирская язва.
  • Оспа натуральная.
  • Вирусные гепатиты.
  • Клещевой энцефалит.
  • Туляремия.
  • Сыпной тиф.
  • Брюшной тиф.
  1. Эпидемический процесс.
  2. Мероприятия в очаге бактериологического поражения: карантин, обсервация, дезинфекция,дезинсекция, дератизация.
  3. Особо опасные болезни животных: спорадия, эпизоотия, панзоотия; ящур, классическая чума свиней, псевдочума птиц.
  4. Особо опасные болезни растений: фитофтороз картофеля, желтая ржавчина пшеницы, стеблевая ржавчина пшеницы и ржи.

Задания для самостоятельной работы:

Заполнение рабочей тетради

Литература:

  1. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] : учебное пособие / Р. И. Айзман, Н. С. Шуленина, В. М. Ширшова. - Новосибирск : Арта, 2011. - 368 с.
  2. Безопасность жизнедеятельности в системе «Человек-среда обитания» [Текст] : учебное пособие / Е.Г. Блинова. - Омск : ОмГПУ, 2003. - 276 с. 
  3. Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебник / под ред. Э. А. Арустамова. - 15-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К», 2009. - 452 с. 

Семинарское занятие 3. Тема 8: Техногенные опасности и защита от них

Цель занятия:  рассмотреть основные направления защиты от техногенных опасностей.

План занятия:

  1. Сущность техногенных опасностей и аварий.
  2. Радиационно-опасные объекты.
  3. Радиационное воздействие на организм человека.
  4. Ионизирующее излучение: понятие, факторы, влияющие на степень поражения ионизирующими излучениями.
  5. Правила поведения при опасности воздействия радиоактивных веществ.
  6. Химически опасные объекты: понятие, виды.
  7. Химическая авария: понятие, действия при химической аварии.
  8. Распространение ядовитых промышленных веществ и признаки отравления ими.
  9. Меры предосторожности и признаки отравления и первая помощь при отравлении хлором, аммиаком, ртутью, синильной кислотой, сероводородом, формальдегидом, угарным газом.
  10. Взрыв и поражающие факторы взрыва.
  11. Внезапное обрушение здания, действия при обрушении.
  12. Гидродинамическая авария: понятие, последствия, правила поведения.
  13. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения.

Задания для самостоятельной работы:

Заполнение рабочей тетради.

Литература:

  1. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] : учебное пособие / Р. И. Айзман, Н. С. Шуленина, В. М. Ширшова. - Новосибирск : Арта, 2011. - 368 с.
  2. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности [Текст] : учебник / Н.Г. Занько, В.М. Ретнев. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2004. - 288 с. 
  3. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях [Текст] : учебное пособие / Я. Д. Вишняков [и др.]. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2008. - 304 с.
  4. Безопасность жизнедеятельности в системе «Человек-среда обитания» [Текст] : учебное пособие / Е.Г. Блинова. - Омск : ОмГПУ, 2003. - 276 с. 
  5. Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебник / под ред. Э. А. Арустамова. - 15-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К», 2009. - 452 с. 
  6. Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебное пособие / Т.А. Хван, П.А. Хван. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д : Феникс : ОАО «Московские учебники», 2005. - 415 с.
  7. Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебное пособие / Т. А. Хван, П. А. Хван, А. В. Евсеев. - 7-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 416 с. 

Семинарское занятие 4. Тема 9: Пожарная безопасность

Цель занятия: рассмотреть сущность противопожарных мероприятий.

План занятия:

  1. Определение основных понятий: пожар, горение, взрывчатые вещества.
  2. Основные причины возникновения пожаров.
  3. Ожоги: понятие, классификация, виды.
  4. Первая медицинская помощь при  ожогах.
  5. Пожаровзрывоопасные объекты.
  6. Способы тушения пожаров.
  7. Пожар в доме. Правила поведения во время пожара.
  8. Природные пожары: понятие, виды, способы борьбы.

Задания для самостоятельной работы:

Заполнение рабочей тетради.

Литература:

  1. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] : учебное пособие / Р. И. Айзман, Н. С. Шуленина, В. М. Ширшова. - Новосибирск : Арта, 2011. - 368 с.
  2. Безопасность жизнедеятельности в системе «Человек-среда обитания» [Текст] : учебное пособие / Е.Г. Блинова. - Омск : ОмГПУ, 2003. - 276 с. 
  3. Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебник / под ред. Э. А. Арустамова. - 15-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К», 2009. - 452 с. 

Семинарское занятие 5. Тема 10: Безопасность на транспорте

Цель занятия: рассмотреть причины аварий на различных видах транспорта и способы поведения при их возникновении.

План занятия:

  1. Аварии на автомобильном транспорте: понятие, действия при аварии и после.
  2. Безопасность в общественном транспорте: автобус, метро.
  3. Безопасность на железнодорожном транспорте: понятие, правила поведения.
  4. Безопасность на авиационном транспорте: понятие и виды авиационных происшествий, действия пассажиров при аварийной посадке.
  5. Безопасность на водном транспорте: виды происшествий, действия пассажиров при высадке с судна, действия при нахождении на спасательном плавательном средстве.

Задания для самостоятельной работы:

Заполнение рабочей тетради.

Литература:

  1. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] : учебное пособие / Р. И. Айзман, Н. С. Шуленина, В. М. Ширшова. - Новосибирск : Арта, 2011. - 368 с.
  2. Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебник / под ред. Э. А. Арустамова. - 15-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К», 2009. - 452 с. 

Семинарское занятие 6. Тема 11: Экологическая и продовольственная безопасность

Цель занятия: рассмотреть основы безопасной жизнедеятельности в экологической и продовольственной сфере.

План занятия:

  1. Изменения состояния суши.
  2. Изменение свойств воздушной среды.
  3. Влияние загрязнения атмосферы на человека, растительный и животный мир.
  4. Влияние радиоактивных веществ на живые организмы.
  5. Изменение состояния гидросферы: тепловое и нефтяное загрязнение.
  6. Загрязнение природных вод пестицидами, детергентами, диоксинами и тяжелыми металлами.
  7. Экология городов.
  8. Основы продовольственной безопасности.

Задания для самостоятельной работы:

Заполнение рабочей тетради.

Литература:

  1. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] : учебное пособие / Р. И. Айзман, Н. С. Шуленина, В. М. Ширшова. - Новосибирск : Арта, 2011. - 368 с.
  2. Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебник / под ред. Э. А. Арустамова. - 15-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К», 2009. - 452 с. 
  3. Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебное пособие / Т. А. Хван, П. А. Хван, А. В. Евсеев. - 7-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 416 с. 

Семинарское занятие 7. Тема 12: Безопасность в городе, в быту и на отдыхе

Цель занятия: рассмотреть сущность безопасного поведения в городе, в быту и на отдыхе

План занятия:

  1. Безопасное поведении в городе:
  1. Безопасность в местах массового скопления людей.
  2. Безопасное поведение при выходе из помещения.
  3. Обеспечение безопасности в уличной толпе: предотвращение кражи вещей, похищения.
  1. Безопасность в быту:
  1. Использование бытовых электроприборов: правила эксплуатации, первая помощь пострадавшему.
  2. Электромагнитные поля и их воздействие на организм человека: средства защиты от ЭМП, способы снятия усталости.
  3. Сотовая связь.
  4. Безопасность в лифте.
  5. Правила поведения с собаками.
  6. Аварии с утечкой газа.
  1. Безопасность на воде: меры безопасного поведения, действия в экстремальной ситуации, помощь утопающему, действия при проваливании под лед.

Задания для самостоятельной работы:

Заполнение рабочей тетради. Литература:

  1. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] : учебное пособие / Р. И. Айзман, Н. С. Шуленина, В. М. Ширшова. - Новосибирск : Арта, 2011. - 368 с.
  2. Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебное пособие / Т. А. Хван, П. А. Хван, А. В. Евсеев. - 7-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 416 с. 

Семинарское занятие 8. Тема 16: Основы информационной безопасности

Цель занятия: Информация и защита информации.

План занятия:

  1. Информационная безопасность.
  2. Информационные опасности и угрозы.
  3. Конфиденциальная информация и ее защита.
  4. Коммерческая и служебная тайна.
  5. Профессиональная тайна.
  6. Персональные данные.
  7. Русский язык как объект национальной безопасности.
  8. Понятие угрозы информационной безопасности в компьютерных системах.

Задания для самостоятельной работы:

Заполнение рабочей тетради.

Литература:

  1. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] : учебное пособие / Р. И. Айзман, Н. С. Шуленина, В. М. Ширшова. - Новосибирск : Арта, 2011. - 368 с.
  2. Основы информационной безопасности [Текст] : учебное пособие / С. П. Расторгуев. - М. : Академия, 2007. - 192 с.
  3. Стандарты информационной безопасности [Текст] : курс лекций / В.А. Галатенко; Под ред. В.Б. Бетелина. - М. : Интернет-УниверситетИнформационных Технологий, 2004. - 328 с.
  4. Основы информационной безопасности [Текст] : курс лекций : Учебное пособие / В.А. Галатенко; Под ред. В.Б. Бетелина. - 2-е изд., испр. . - М. : Интернет-Университет Информационных Технологий, 2004. - 264 с. 
  5. Информационная безопасность [Текст] : учебное пособие / В. А. Семененко. - 3-е изд., стереотип. - М. : Изд.-во МГИУ, 2008. - 280 с. 
  6. Информационная безопасность и защита информации [Текст] : учебное пособие / В. П. Мельников, С. А. Клейменов, А. М. Петраков. - М. : Академия, 2006. - 336 с. 
  7. Основы защиты информации [Текст] : учебное пособие / А. И. Куприянов, А. В. Сахаров, В. А. Шевцов. - М. : Академия, 2006. - 256 с. 

Семинарское занятие 9. Тема 17: Гражданская оборона

Цель занятия: рассмотреть общегосударственную систему оборонительных мероприятий.

План занятия:

  1. Гражданская оборона: понятие, основные задачи в сфере защиты населения.
  2. Сигналы гражданской обороны. Действия населения по сигналам оповещения ГО.
  3. Средства коллективной защиты:
  • Убежища;
  • Противорадиационные укрытия;
  • Простейшие укрытия.
  1. Средства индивидуальной защиты:
  • Противогазы: понятие, правила использования;
  • Респираторы  и простейшие средства защиты органов дыхания.
  1. Средства защиты кожи.
  2. Медицинские средства индивидуальной защиты.
  3. Организация и проведение санитарной обработки людей.
  4. Рассредоточение рабочих и служащих и эвакуация населения.

Задания для самостоятельной работы:

Заполнение рабочей тетради.

Литература:

  1. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] : учебное пособие / Р. И. Айзман, Н. С. Шуленина, В. М. Ширшова. - Новосибирск : Арта, 2011. - 368 с.
  2. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера [Текст] : учебное пособие / В. А. Акимов [и др.]. - 2-е изд., перераб. - М. : Высшая школа, 2007. - 592 с.
  3. Безопасность жизнедеятельности в системе «Человек-среда обитания» [Текст] : учебное пособие / Е.Г. Блинова. - Омск : ОмГПУ, 2003. - 276 с. 
  4. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях [Текст] : учебное пособие / Я. Д.Вишняков [и др.]. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2008. - 304 с.
  5. Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебник / Под ред. С.В. Белова. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Высшая школа, 2004. - 606 с.

5. Образовательные технологии.

В процессе освоения дисциплины используется технология контекстного обучения. В рамках технологии контекстного обучения реализуются следующие методы активного обучения:

На лекциях курса - лекция-визуализация (Безопасность жизнедеятельности и ее основные положения, Опасности и чрезвычайные ситуации, Анализ риска и управление рисками, Системы безопасности человека, Дестабилизирующие факторы современности, Социальные опасности и защита от них: опасности в духовной сфере и политике, Социальные опасности и защита от них: опасности в экономической сфере, Социальные опасности и защита от них: опасности в быту и повседневной жизни, Система органов обеспечения безопасности жизнедеятельности и правового регулирования их деятельности), постановка проблемных вопросов (Природные опасности и защита от них, Биологические опасности и защита от них, Техногенные опасности и защита от них, Пожарная безопасность, Безопасность на транспорте, Экологическая и продовольственная безопасность, Безопасность в городе в быту и на отдыхе, Основы информационной безопасности);

На семинарских занятиях - активизация творческой деятельности (составление презентаций, подбор видеофрагментов, фотографий по теме обсуждения), метод малых групп (обсуждение задания в группе).

Технология организации самостоятельной работы студентов реализуется в рамках выполнения студентами заданий для самостоятельной работы, отраженных в рабочей тетради, к каждому лекционному и каждому семинарскому занятию.

Форма отчетности – зачет.

6. Самостоятельная работа студентов.

Таблица 1

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Вид самостоятельной работы

Трудоемкость

(в академических часах)

1

Тема 6: Природные опасности и защита от них

Чтение текста учебника. Подготовка сообщений к выступлению на семинаре. Составление плана и тезисов ответа. Ответы на теоретические вопросы. Выполнение практических заданий в рабочей тетради.

4

2

Тема 7: Биологические опасности и защита от них

Чтение текста учебника. Подготовка сообщений к выступлению на семинаре. Составление плана и тезисов ответа. Ответы на теоретические вопросы. Выполнение практических заданий в рабочей тетради.

4

3

Тема 8: Техногенные опасности и защита от них

Чтение текста учебника. Подготовка сообщений к выступлению на семинаре. Составление плана и тезисов ответа. Ответы на теоретические вопросы. Выполнение практических заданий в рабочей тетради.

4

4

Тема 9: Пожарная безопасность

Чтение текста учебника. Подготовка сообщений к выступлению на семинаре. Составление плана и тезисов ответа. Ответы на теоретические вопросы. Выполнение практических заданий в рабочей тетради.

4

5

Тема 10: Безопасность на транспорте

Чтение текста учебника. Подготовка сообщений к выступлению на семинаре. Составление плана и тезисов ответа. Ответы на теоретические вопросы. Выполнение практических заданий в рабочей тетради.

4

6

Тема 11: Экологическая и продовольственная безопасность

Чтение текста учебника. Подготовка сообщений к выступлению на семинаре. Составление плана и тезисов ответа. Ответы на теоретические вопросы. Выполнение практических заданий в рабочей тетради.

4

7

Тема 12: Безопасность в городе в быту и на отдыхе

Чтение текста учебника. Подготовка сообщений к выступлению на семинаре. Составление плана и тезисов ответа. Ответы на теоретические вопросы. Выполнение практических заданий в рабочей тетради.

4

8

Тема 16: Основы информационной безопасности

Чтение текста учебника. Подготовка сообщений к выступлению на семинаре. Составление плана и тезисов ответа. Ответы на теоретические вопросы. Выполнение практических заданий в рабочей тетради.

4

9

Тема 17: Гражданская оборона

Чтение текста учебника. Подготовка сообщений к выступлению на семинаре. Составление плана и тезисов ответа. Ответы на теоретические вопросы. Выполнение практических заданий в рабочей тетради.  Повторение основных раздело курса для подготовки к тестированию.

4

7. Компетентностно-ориентированные  оценочные средств

Средства оценивания:

1) Диагностирующий контроль предназначен для определения уровня знаний студентов о сущности и способах обеспечения безопасности жизнедеятельности, проводится с помощью открытого устного опроса на первом лекционном занятии.

2) Текущий контроль проводится в форме мониторинга подготовки к семинарским занятиям, результатов выполнения практических заданий по курсу, анализа их результатов, контрольных устных опросов, тестирования.

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Средства текущего контроля

Тема 6: Природные опасности и защита от них

Выполнение индивидуальных заданий в ходе семинаров; устный контрольный опрос.

Тема 7: Биологические опасности и защита от них

Выполнение индивидуальных заданий в ходе семинаров; устный контрольный опрос.

Тема 8: Техногенные опасности и защита от них

Выполнение индивидуальных заданий в ходе семинаров; устный контрольный опрос.

Тема 9: Пожарная безопасность

Выполнение индивидуальных заданий в ходе семинаров; устный и письменный контрольный опрос.

Тема 10: Безопасность на транспорте

Выполнение индивидуальных заданий в ходе семинаров; устный контрольный опрос.

Тема 11: Экологическая и продовольственная безопасность

Выполнение индивидуальных заданий в ходе семинаров; устный контрольный опрос;

Тема 12: Безопасность в городе в быту и на отдыхе

Выполнение индивидуальных заданий в ходе семинаров; устный контрольный опрос;

Тема 16: Основы информационной безопасности

Выполнение индивидуальных заданий в ходе семинаров; устный и письменный контрольный опрос.

Тема 17: Гражданская оборона

Выполнение индивидуальных заданий в ходе семинаров; устный контрольный опрос; тестирование.

Примерный тест по курсу

  1. Тема: Геологические чрезвычайные ситуации. Природные пожары
    Внезапные сильные толчки и колебания земной поверхности называются …
  1. землетрясением
  1. извержением
  1. селем
  1. карстом
  1. Тема: Понятие о ЧС природного характера. Классификация, закономерности, проявления
    Между целым рядом природных катастроф существует тесная взаимная связь, за исключением …
  1. тропических циклонов и лесных пожаров
  1. землетрясений и цунами
  1. землетрясений и пожаров
  1. вулканических извержений и отравлений пастбищ
  1. Тема: Метеорологические чрезвычайные ситуации
    Самыми непродолжительными из всех видов вихревых бурь являются __________ бури.
  1. шквальные
  1. пыльные
  1. снежные
  1. потоковые
  1. Тема: Гидрологические и морские опасности
    Интенсивный, кратковременный и непериодический подъем уровня воды называют …
  1. паводком
  1. затоплением
  1. половодьем
  1. подтоплением
  1. Тема: Биологические чрезвычайные ситуации
    К инфекциям дыхательных путей (острым респираторным заболеваниям)
    не относится …
  1. вирусный гепатит
  1. грипп
  1. натуральная оспа
  1. дифтерия
  1. Тема: Космические и гелеофизические ЧС
    К опасностям, угрожающим человеку из Космоса, 
    не относятся …
  1. радиоизлучения
  1. астероиды
  1. кометы
  1. солнечное излучение
  1. Тема: Организация мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении
    К техническим средствам обнаружения опасности относится …
  1. пожарная сигнализация
  1. пропускной режим
  1. пост охраны
  1. визуальная проверка
  1. Тема: Национальные интересы России
    Гарантии мирного сосуществования всего мирового содружества, несмотря на наличие в нем классовых, национальных, экономических, территориальных и иных противоречий между народами и государствами, называются ______________ безопасностью.
  1. всеобщей
  1. региональной
  1. национальной
  1. ведомственной
  1. Тема: Современный терроризм. Методы борьбы и профилактика
    Вербовка, вооружение, обучение и использование террористов, финансирование заведомо террористической организации или террористической группы или иное содействие им является …
  1. террористической деятельностью
  1. террористической акцией
  1. террористическим актом
  1. террористическим формированием
  1. Тема: Обеспечение национальной безопасности РФ
    Безопасность многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации (РФ) называется ____________ безопасностью РФ.
  1. национальной
  1. всеобщей
  1. региональной
  1. международной
  1. Тема: Понятие о ЧС техногенного характера. Классификация, закономерности, проявления
    Процесс неконтролируемого горения, происходящего вне специально оборудованного очага, сопровождающийся возникновением угрозы здоровью и жизни людей или ведущий к значительным экономическим потерям, называется …
  1. пожаром
  1. взрывом
  1. вспышкой
  1. детонацией
  1. Тема: Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения
    Остановка источника тепла, подачи воды, топлива или электроэнергии по вине эксплуатирующего персонала с продолжительностью восстановительных работ более 4 часов относится к …
  1. технологическому отказу
  1. функциональному отказу
  1. текущей неисправности
  1. гидродинамической аварии
  1. Тема: Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ
    Величина, используемая, как мера риска возникновения отдаленных последствий облучения всего тела человека, и отдельных его органов и тканей с учетом их радиочувствительности, называется _________________ дозой.
  1. эффективной
  1. эквивалентной
  1. экспозиционной
  1. поглощенной
  1. Тема: ЧС на транспорте
    Травмы, полученные во время дорожно-транспортного происшествия от различных травмирующих факторов, называются …
  1. комбинированными
  1. множественными
  1. сочетанными
  1. изолированными
  1. Тема: Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически, биологически опасных веществ
    Время от момента контакта с отравляющим веществом до проявления первых признаков отравления называется _____________ отравляющих веществ.
  1. быстродействием
  1. периодом инкубации
  1. сроком действия
  1. периодом распада
  1. Тема: Гидродинамические аварии
    Одной из мер предотвращения гидродинамических аварий является …
  1. регулирование паводковых стоков с помощью водохранилищ
  1. увеличение расхода воды путем перераспределения стока во времени
  1. создание большого давления на основание плотины
  1. строительство гидросооружений в горной местности
  1. Тема: Понятие о чрезвычайных ситуациях социального характера. Классификация, закономерности проявления
    Противодействие чрезвычайным ситуациям социального характера достигается …
  1. эффективной государственной и правовой политикой
  1. укреплением межнациональных и религиозных отношений
  1. совершенствованием политической и военной системы
  1. изучением законов общественного и экономического развития
  1. Тема: Опасные ситуации криминогенного характера
    При возникшем ощущении преследования необходимо …
  1. спасаться бегством в людное место
  1. забежать в ближайший подъезд
  1. первому напасть на преследователя
  1. остановиться и выяснить причину преследования
  1. Тема: Чрезвычайные ситуации военного времени
    К поражающим факторам ядерного взрыва 
    не относится …
  1. рентгеновское излучение
  1. проникающая радиация
  1. электромагнитный импульс
  1. световое излучение
  1. Тема: Экономическая, информационная и продовольственная безопасность
    К основным направлениям обеспечения национальной безопасности Российской Федерации во внутриэкономической деятельности государства 
    не относится …
  1. усиление сырьевой направленности экспорта
  1. усиление государственного регулирования в экономике
  1. развитие научно-технического потенциала
  1. развитие технологического и производственного потенциала

3). Промежуточная аттестация проводится в форме зачета.

Контроль сформированности компетенций на уровне «знать, уметь» осуществляется в виде устных ответов студентов на семинарских занятиях и во время зачета.

Контроль на уровне «владеть» осуществляется при выполнении студентами практических заданий рабочей тетради в соответствии с программой курса.

Вопросы к зачету

  1. Безопасность жизнедеятельности и ее основные положения
  2. Опасности и чрезвычайные ситуации
  3. Анализ риска и управление рисками
  4. Системы безопасности человека
  5. Дестабилизирующие факторы современности.
  6. Социальные опасности и защита от них: опасности в духовной сфере и политике
  7. Социальные опасности и защита от них: опасности в экономической сфере
  8. Социальные опасности и защита от них: опасности в быту и повседневной жизни
  9. Система органов обеспечения безопасности жизнедеятельности и правового регулирования их деятельности
  10. Землетрясения: основные понятия, признаки, подготовка, действия во время землетрясения, действия после землетрясения.
  11. Вулканизм: основные понятия, части вулканического аппарата, действия при извержении вулкана.
  12. Оползень: понятие, действия при появлении признаков.
  13. Сель: действия при селевом потоке.
  14. Лавина: сущность, факторы, действия при сходе лавин.
  15. Наводнение: сущность, действия во время и после наводнения.
  16. Цунами: сущность, действия во время цунами.
  17. Ураган: понятие, действия во время урагана.
  18. Буря: понятие и виды.
  19. Смерч: понятие, характеристика.
  20. Пурга: понятие, действия во время пурги.
  21. Гроза: понятие, действия во время молнии, запретные действия во время грозы.
  22. Гололед: понятие, подготовка, действия во время гололедицы.
  23. Засуха: понятие, меры борьбы, действия во время засухи.
  24. Понятие биологических опасностей, зона биологического заражения, очаг биологического поражения.
  25. Опасные и особо опасные заболевания человека: эпидемия, пандемия, восприимчивость человека к инфекции.
  26. Мероприятия в очаге бактериологического поражения: карантин, обсервация, дезинфекция, дезинсекция, дератизация.
  27. Особо опасные болезни животных: спорадия, эпизоотия, панзоотия; ящур, классическая чума свиней, псевдочума птиц.
  28. Особо опасные болезни растений: фитофтороз картофеля, желтая ржавчина пшеницы, стеблевая ржавчина пшеницы и ржи.
  29. Сущность техногенных опасностей и аварий.
  30. Радиационно-опасные объекты.
  31. Радиационное воздействие на организм человека.
  32. Ионизирующее излучение: понятие, факторы, влияющие на степень поражения ионизирующими излучениями.
  33. Правила поведения при опасности воздействия радиоактивных веществ.
  34. Химически опасные объекты: понятие, виды.
  35. Химическая авария: понятие, действия при химической аварии.
  36. Распространение ядовитых промышленных веществ и признаки отравления ими.
  37. Меры предосторожности и признаки отравления и первая помощь при отравлении хлором, аммиаком, ртутью, синильной кислотой, сероводородом, формальдегидом, угарным газом.
  38. Взрыв и поражающие факторы взрыва.
  39. Внезапное обрушение здания, действия при обрушении.
  40. Гидродинамическая авария: понятие, последствия, правила поведения.
  41. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения.
  42. Основные причины возникновения пожаров.
  43. Ожоги: понятие, классификация, виды.
  44. Первая медицинская помощь при  ожогах.
  45. Пожаровзрывоопасные объекты.
  46. Способы тушения пожаров.
  47. Пожар в доме. Правила поведения во время пожара.
  48. Природные пожары: понятие, виды, способы борьбы.
  49. Аварии на автомобильном транспорте: понятие, действия при аварии и после.
  50. Безопасность в общественном транспорте: автобус, метро.
  51. Безопасность на железнодорожном транспорте: понятие, правила поведения.
  52. Безопасность на авиационном транспорте: понятие и виды авиационных происшествий, действия пассажиров при аварийной посадке.
  53. Безопасность на водном транспорте: виды происшествий, действия пассажиров при высадке с судна, действия при нахождении на спасательном плавательном средстве.
  54. Изменения состояния суши.
  55. Изменение свойств воздушной среды.
  56. Влияние загрязнения атмосферы на человека, растительный и животный мир.
  57. Влияние радиоактивных веществ на живые организмы.
  58. Изменение состояния гидросферы: тепловое и нефтяное загрязнение.
  59. Загрязнение природных вод пестицидами, детергентами, диоксинами и тяжелыми металлами.
  60. Экология городов.
  61. Основы продовольственной безопасности.
  62. Безопасное поведении в городе
  63. Безопасность в быту
  64. Безопасность на воде: меры безопасного поведения, действия в экстремальной ситуации, помощь утопающему, действия при проваливании под лед.
  65. Информационная безопасность.
  66. Гражданская оборона: понятие, основные задачи в сфере защиты населения.
  67. Сигналы гражданской обороны. Действия населения по сигналам оповещения ГО.
  68. Средства коллективной защиты
  69. Средства индивидуальной защиты
  70. Медицинские средства индивидуальной защиты.

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература

  1. Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебник / под ред. Э. А. Арустамова. - 15-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К», 2009. - 452 с. 
  2. Информационная безопасность [Текст] : учебное пособие / В. А. Семененко. - 3-е изд., стереотип. - М. : Изд.-во МГИУ, 2008. - 280 с. 
  3. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] : учебное пособие / Р. И. Айзман, Н. С. Шуленина, В. М. Ширшова. - Новосибирск : Арта, 2011. - 368 с.
  4. Опасности техногенного характера и защита от них [Текст] : учебное пособие / С. В. Петров, И. В. Омельченко, В. А. Макашев. - Новосибирск : Арта, 2011. - 320 с.
  5. Социальные опасности и защита от них [Текст] : учебное пособие / С. В. Петров, Л. А. Гиренко, И. П. Слинькова. - Новосибирск : Арта, 2011. - 272 с.
  6. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности [Текст] : учебное пособие / Р. И. Айзман, С. В. Петров, В. М. Ширшова. - Новосибирск : Арта, 2011. - 208 с. 

Дополнительная литература:

  1. Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебное пособие / Т. А. Хван, П. А. Хван, А. В. Евсеев. - 7-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 416 с. 
  2. Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебное пособие / Т.А. Хван, П.А. Хван. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д : Феникс : ОАО «Московские учебники», 2005. - 415 с.
  3. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера [Текст] : учебное пособие / В. А. Акимов [и др.]. - 2-е изд., перераб. - М. : Высшая школа, 2007. - 592 с.
  4. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях [Текст] : учебное пособие / Я. Д.Вишняков [и др.]. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2008. - 304 с.
  5. Безопасность жизнедеятельности в системе «Человек-среда обитания» [Текст] : учебное пособие / Е.Г. Блинова. - Омск : ОмГПУ, 2003. - 276 с. 
  6. Безопасность жизнедеятельности [Текст] : практикум / Т. А. Хван, П. А. Хван. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 317 с. 
  7. Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебник / Под ред. С.В. Белова. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Высшая школа, 2004. - 606 с.
  8. Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебное пособие для направлений Естественнонаучное образование Физико-математическое образование Филологическое образование / авт.-сост.: Е. С. Березина, А. В. Березин, Г. Н. Сидоров. - Омск : Полиграфический центр КАН, 2008. - 182 с. 
  9. Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебно-методический комплекс / Д. А. Филимонова. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2007. - 72 с.
  10. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях [Текст] : учебное пособие / Я. Д. Вишняков [и др.]. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2008. - 304 с.
  11. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера [Текст] : учебное пособие / В. А. Акимов [и др.]. - 2-е изд., перераб. - М. : Высшая школа, 2007. - 592 с.
  12. Информационная безопасность и защита информации [Текст] : учебное пособие / В. П. Мельников, С. А. Клейменов, А. М. Петраков. - М. : Академия, 2006. - 336 с. 
  13. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности [Текст] : учебник / Н.Г. Занько, В.М. Ретнев. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2004. - 288 с. 
  14. Основы защиты информации [Текст] : учебное пособие / А. И. Куприянов, А. В. Сахаров, В. А. Шевцов. - М. : Академия, 2006. - 256 с. 
  15. Основы здорового образа жизни [Текст] : учебное пособие / В. Б. Рубанович, Р. И. Айзман. - Новосибирск : Арта, 2011. - 256 с. 
  16. Основы информационной безопасности [Текст] : курс лекций : Учебное пособие / В.А. Галатенко; Под ред. В.Б. Бетелина. - 2-е изд., испр. . - М. : Интернет-Университет Информационных Технологий, 2004. - 264 с. 
  17. Основы информационной безопасности [Текст] : учебное пособие / С. П. Расторгуев. - М. : Академия, 2007. - 192 с.
  18. Стандарты информационной безопасности [Текст] : курс лекций / В.А. Галатенко; Под ред. В.Б. Бетелина. - М. : Интернет-УниверситетИнформационных Технологий, 2004. - 328 с.

Интернет источники

  1. Безопасность жизнедеятельности. Учебник. Под ред. Э.А. Арустамова: 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во «Дашков и К°», 2006. — 476 с. http://www.alleng.ru/d/saf/saf13.htm
  2. Журнал ВАК «Безопасность жизнедеятельности». http://novtex.ru/bjd/
  3. Сайт, посвященный безопасности жизнедеятельности http://bezhede.ru/
  4. Сайт, посвященный безопасности жизнедеятельности. http://lpmaps.com/
  5. Сычев Ю.Н. БЖД:  учебно-практическое пособие /  Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. — М., 2005. — 226 с. http://shpora1.do.am/_ld/2/212_YYk.pdf
  6. Ушаков К.З. Безопасность жизнедеятельности - Учебник для вузов. – 2000. http://www.bezo.oglib.ru/bgl/7642.html
  7. Энциклопедия безопасности жизнедеятельности http://bzhde.ru/

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

  •  специализированная лекционная аудитория, оборудованная мультимедийным демонстрационным комплексом;
  •  учебно-методический кабинет.

Все вышеперечисленные объекты должны соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, а также требованиям техники безопасности при проведении учебных занятий.

10.Аннотация рабочей программы дисциплины

Безопасность жизнедеятельности рассматривает вопросы о нормированном, комфортном и безопасном взаимодействии человека  со средой обитания. В современных условиях обеспечение безопасной жизнедеятельности человека во всех сферах его деятельности является актуальным. Это обусловлено наличием множества чрезвычайных ситуаций различного характера, которые создают угрозу  для здоровья и жизни населения. Безопасность жизнедеятельности как учебная дисциплина изучает теорию и практику защиты человека, его социальных сообществ от опасных и вредных факторов во всех сферах деятельности.