Рабочая учебная программа дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" по ФГОС
Учебная программа предназначена для студентов 1 курса педагогического университета и составлена на основе требований ФГОС к ВПО, содержит планировку семинарских и лекционных занятий, вопросы итогового контроля и примерные тестовые вопросы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 71.54 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Безопасность жизнедеятельности
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения очная
Составитель(и): Терещенко Ю.А., к.п.н., доцент кафедры психологии и социальной педагогики ___________
(подпись)
Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и рассмотрена на заседании кафедры
ТАБЛИЦА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩЕГО ОБЪЁМА ЧАСОВ
ПО ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Курс | Семестр | Объем часов | Форма итогового контроля | ||||||||||
Общая трудоемкость | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | |||||||||||
Всего | Лекции | Практические занятия | Семинары | Лабораторный практикум | Другие виды занятий | Всего | Курсовая работа | Реферат | Другие виды самостоятельной работы | ||||
1 | 2 | 72 | 36 | 18 | 18 | 36 | 6 | 30 | Зачёт |
Общая трудоемкость 2 зачетных единиц (72 часа)
Начальник УО ________________________________
«____»_________________20__г.
- Цель освоения дисциплины
Проблема обеспечения безопасности имеет непосредственное отношение к системе образования. Процессы обучения и воспитания обучающихся, нахождения их в образовательных учреждениях, за их пределами, организация досуга, отдыха и оздоровления, создание комфортных условий, проезда до места обучения и обратно. Знание основ теории безопасности позволяет выявлять и учитывать разные факторы и угрозы, формировать прогнозы развития опасных ситуаций, использовать качественные и количественные оценки для формирования решений, мер и систем безопасности в разных сферах общества, в том числе в образовательном пространстве.
Цель дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» - способствовать развитию профессиональной компетенции студентов посредством формирования мышления безопасного типа и здоровьесберегающего поведения; подготовки студентов к упреждающим комплексным действиям по защите жизни и здоровья от опасностей природного, техногенного и социального характера.
Основными задачами курса являются следующие:
- Овладение понятийным аппаратом и терминологией в области безопасного и здорового образа жизни;
- Формирование представлений об основах безопасности жизнедеятельности, сущности опасных и чрезвычайных ситуаций, поражающих факторах;
- Формирование знаний о принципах, методах, средствах и системах обеспечения безопасности и формирования здоровья;
- Воспитание мировоззрения и культуры безопасного и здоровьесберегающего мышления, поведения и деятельности в различных условиях.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относиться к базовой (обязательной) части «Профессионального цикла». Дисциплина является важным шагом в овладении студентами любого профиля компетенциями по сохранению собственного здоровья и личной безопасности в жизни и профессиональной деятельности.
Связь с другими дисциплинами учебного плана: анатомия и возрастная физиология, педиатрия и гигиена.
3. Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины.
Студент должен обладать следующими компетенциями:
- готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);
- способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
- осознает социальную значимость будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению будущей деятельности (ОПК-1);
- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
- готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7).
Требования к результатам освоения дисциплины.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- Причины, признаки и последствия опасностей, способы защиты от опасных ситуаций;
- Основные понятия дисциплины (опасность; опасный вредный фактор; опасная и чрезвычайная ситуация; уровень защищенности; приемлемый риск; безопасность; личная, общественная и национальная безопасность; жизненно важные интересы; средства обеспечения безопасности);
- Основные направления и методы по защите граждан от опасностей природного, техногенного и социального характера;
- Дестабилизирующие факторы современности в мире и России;
- Основные элементы концепций и систем обеспечения безопасности.
Уметь:
- Самостоятельно использовать теоретические источники для пополнения знаний о безопасности жизнедеятельности;
- Выявлять признаки, причины и условия возникновения опасных ситуаций;
- Оценивать вероятность возникновения потенциальной опасности для учащегося и принимать меры по ее предупреждению в условиях образовательного учреждения;
- Прогнозировать возникновение опасных или чрезвычайных ситуаций;
- Применять полученные знания и умения в целях обеспечения безопасности учащихся и воспитанников.
Владеть:
- Профессиональным языком в данной области;
- Аналитическими умениями в области выявления и оценки различных видов опасностей;
- Методикой и навыками оценки допустимого риска.
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).
4.1Тематический план
(с распределением общего бюджета времени в часах)
Курс | Семестр | Раздел дисциплины, содержание | Всего | Аудиторные | Самостоятельная работа студентов | Формы межсессионного контроля | ||
Лекции | Семинарские (практические) занятия | Лабораторный практикум | ||||||
Раздел 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности | ||||||||
1 | 2 | Тема 1: Безопасность жизнедеятельности и ее основные положения | 6 | 2 | - | 4 | текущий | |
Тема 2: Опасности и чрезвычайные ситуации | 6 | 2 | - | 4 | текущий | |||
Тема 3: Анализ риска и управление рисками | 6 | 2 | - | 4 | текущий | |||
Тема 4: Системы безопасности человека | 6 | 2 | - | 4 | текущий | |||
Тема 5: Дестабилизирующие факторы современности. | 6 | 2 | - | 4 | текущий | |||
Раздел 2. Защита от опасностей | ||||||||
Тема 6: Природные опасности и защита от них | 6 | - | 2 | 4 | текущий | |||
Тема 7: Биологические опасности и защита от них | 6 | - | 2 | 4 | текущий | |||
Тема 8: Техногенные опасности и защита от них | 6 | - | 2 | 4 | текущий | |||
Тема 9: Пожарная безопасность | 6 | - | 2 | 4 | текущий | |||
Тема 10: Безопасность на транспорте | 6 | - | 2 | 4 | текущий | |||
Тема 11: Экологическая и продовольственная безопасность | 6 | - | 2 | 4 | текущий | |||
Тема 12: Безопасность в городе в быту и на отдыхе | 6 | - | 2 | 4 | текущий | |||
Тема 13: Социальные опасности и защита от них: опасности в духовной сфере и политике | 6 | 2 | - | 4 | текущий | |||
Тема 14: Социальные опасности и защита от них: опасности в быту и повседневной жизни | 6 | 2 | - | 4 | текущий | |||
Тема 15: Социальные опасности и защита от них: опасности в экономической сфере | 6 | 2 | - | 4 | текущий | |||
Тема 16: Основы информационной безопасности | 6 | - | 2 | 4 | текущий | |||
Тема 17: Гражданская оборона | 6 | - | 2 | 4 | текущий | |||
Тема18: Система органов обеспечения безопасности жизнедеятельности и правового регулирования их деятельности | 6 | 2 | - | 4 | текущий | |||
Всего по дисциплине | 72 | 18 | 18 | 36 | промежуточный |
4.2.1 Содержание лекционного курса
Лекция 1. Тема 1: Безопасность жизнедеятельности и ее основные положения
Цель, предмет, задачи дисциплины. Основные положения дисциплины. Основные понятия в курсе «Безопасность жизнедеятельности».
Лекция 2. Тема 2: Опасности и чрезвычайные ситуации
Опасности, их классификация, источники опасностей, причины их возникновения. Опасные и вредные производственные факторы. Экстремальные и чрезвычайные ситуации. Классификация и виды ЧС.
Лекция 3. Тема 3: Анализ риска и управление рисками
Понятие и виды рисков. Концепция приемлемого риска. Вероятностная оценка риска и прогнозирование событий опасного типа. Области и критерии чрезмерного и приемлемого риска.
Лекция 4. Тема 4: Системы безопасности человека
Виды и системы безопасности. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности. Естественные системы защиты организма как факторы индивидуальной безопасности.
Лекция 5. Тема 5: Дестабилизирующие факторы современности.
Основные группы дестабилизирующих факторов современности. Миграция как проблема современности. Демографическая ситуация как фактор опасности. Здоровье населения как фактор личной и национальной безопасности страны.
Лекция 6. Тема 13: Социальные опасности и защита от них: опасности в духовной сфере и политике
Понятие и виды опасностей социального характера. Религиозный экстремизм. Экстремизм в политике и в молодежной среде. Межнациональные конфликты. Массовые волнения и беспорядки. Терроризм и его проявления.
Лекция 7. Тема 14: Социальные опасности и защита от них: опасности в экономической сфере
Бедность и безработица. Опасности на потребительском рынке. Угрозы в финансовой и кредитной сфере. Конфликты на производстве.
Лекция 8. Тема 14: Социальные опасности и защита от них: опасности в быту и повседневной жизни
Семейно-бытовые конфликты. Беспризорность и безнадзорность детей. Девиантное поведение молодежи. Аддиктивное поведение и его последствия. Опасности сексуальной «свободы»
Лекция 9. Тема 18: Система органов обеспечения безопасности жизнедеятельности и правового регулирования их деятельности
Функциональные подсистемы единой системы. Территориальные подсистемы. Координационные органы единой системы. Силы и средства РСЧС. Режимы деятельности РСЧС. Руководство работами по ликвидации ЧС.
4.2.2.Содержание семинарских занятий
Семинарское занятие 1. Тема 6: Природные опасности и защита от них
Цель занятия: Рассмотреть виды природных опасностей и способы защиты от них
План занятия:
ЧС геологического характера:
- Землетрясения: основные понятия, признаки, подготовка, действия во время землетрясения, действия после землетрясения.
- Вулканизм: основные понятия, части вулканического аппарата, действия при извержении вулкана.
- Оползень: понятие, действия при появлении признаков.
- Сель: действия при селевом потоке.
- Лавина: сущность, факторы, действия при сходе лавин.
ЧС гидрологического характера:
- Наводнение: сущность, действия во время и после наводнения.
- Цунами: сущность, действия во время цунами.
ЧС метеорологического характера:
- Ураган: понятие, действия во время урагана.
- Буря: понятие и виды.
- Смерч: понятие, характеристика.
- Пурга: понятие, действия во время пурги.
- Гроза: понятие, действия во время молнии, запретные действия во время грозы.
- Гололед: понятие, подготовка, действия во время гололедицы.
- Засуха: понятие, меры борьбы, действия во время засухи.
Задания для самостоятельной работы:
Заполнение рабочей тетради.
Литература:
- Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] : учебное пособие / Р. И. Айзман, Н. С. Шуленина, В. М. Ширшова. - Новосибирск : Арта, 2011. - 368 с.
- Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях [Текст] : учебное пособие / Я. Д. Вишняков [и др.]. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2008. - 304 с.
- Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебник / под ред. Э. А. Арустамова. - 15-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К», 2009. - 452 с.
- Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера [Текст] : учебное пособие / В. А. Акимов [и др.]. - 2-е изд., перераб. - М. : Высшая школа, 2007. - 592 с.
- Безопасность жизнедеятельности в системе «Человек-среда обитания» [Текст] : учебное пособие / Е.Г. Блинова. - Омск : ОмГПУ, 2003. - 276 с.
Семинарское занятие 2. Тема 7: Биологические опасности и защита от них
Цель занятия: рассмотреть способы защиты от различных видов биологических опасностей
План занятия:
- Понятие биологических опасностей, зона биологического заражения, очаг биологического поражения.
- Опасные и особо опасные заболевания человека: эпидемия, пандемия, восприимчивость человека к инфекции.
- Чума.
- Холера.
- Сибирская язва.
- Оспа натуральная.
- Вирусные гепатиты.
- Клещевой энцефалит.
- Туляремия.
- Сыпной тиф.
- Брюшной тиф.
- Эпидемический процесс.
- Мероприятия в очаге бактериологического поражения: карантин, обсервация, дезинфекция,дезинсекция, дератизация.
- Особо опасные болезни животных: спорадия, эпизоотия, панзоотия; ящур, классическая чума свиней, псевдочума птиц.
- Особо опасные болезни растений: фитофтороз картофеля, желтая ржавчина пшеницы, стеблевая ржавчина пшеницы и ржи.
Задания для самостоятельной работы:
Заполнение рабочей тетради
Литература:
- Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] : учебное пособие / Р. И. Айзман, Н. С. Шуленина, В. М. Ширшова. - Новосибирск : Арта, 2011. - 368 с.
- Безопасность жизнедеятельности в системе «Человек-среда обитания» [Текст] : учебное пособие / Е.Г. Блинова. - Омск : ОмГПУ, 2003. - 276 с.
- Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебник / под ред. Э. А. Арустамова. - 15-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К», 2009. - 452 с.
Семинарское занятие 3. Тема 8: Техногенные опасности и защита от них
Цель занятия: рассмотреть основные направления защиты от техногенных опасностей.
План занятия:
- Сущность техногенных опасностей и аварий.
- Радиационно-опасные объекты.
- Радиационное воздействие на организм человека.
- Ионизирующее излучение: понятие, факторы, влияющие на степень поражения ионизирующими излучениями.
- Правила поведения при опасности воздействия радиоактивных веществ.
- Химически опасные объекты: понятие, виды.
- Химическая авария: понятие, действия при химической аварии.
- Распространение ядовитых промышленных веществ и признаки отравления ими.
- Меры предосторожности и признаки отравления и первая помощь при отравлении хлором, аммиаком, ртутью, синильной кислотой, сероводородом, формальдегидом, угарным газом.
- Взрыв и поражающие факторы взрыва.
- Внезапное обрушение здания, действия при обрушении.
- Гидродинамическая авария: понятие, последствия, правила поведения.
- Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения.
Задания для самостоятельной работы:
Заполнение рабочей тетради.
Литература:
- Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] : учебное пособие / Р. И. Айзман, Н. С. Шуленина, В. М. Ширшова. - Новосибирск : Арта, 2011. - 368 с.
- Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности [Текст] : учебник / Н.Г. Занько, В.М. Ретнев. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2004. - 288 с.
- Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях [Текст] : учебное пособие / Я. Д. Вишняков [и др.]. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2008. - 304 с.
- Безопасность жизнедеятельности в системе «Человек-среда обитания» [Текст] : учебное пособие / Е.Г. Блинова. - Омск : ОмГПУ, 2003. - 276 с.
- Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебник / под ред. Э. А. Арустамова. - 15-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К», 2009. - 452 с.
- Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебное пособие / Т.А. Хван, П.А. Хван. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д : Феникс : ОАО «Московские учебники», 2005. - 415 с.
- Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебное пособие / Т. А. Хван, П. А. Хван, А. В. Евсеев. - 7-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 416 с.
Семинарское занятие 4. Тема 9: Пожарная безопасность
Цель занятия: рассмотреть сущность противопожарных мероприятий.
План занятия:
- Определение основных понятий: пожар, горение, взрывчатые вещества.
- Основные причины возникновения пожаров.
- Ожоги: понятие, классификация, виды.
- Первая медицинская помощь при ожогах.
- Пожаровзрывоопасные объекты.
- Способы тушения пожаров.
- Пожар в доме. Правила поведения во время пожара.
- Природные пожары: понятие, виды, способы борьбы.
Задания для самостоятельной работы:
Заполнение рабочей тетради.
Литература:
- Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] : учебное пособие / Р. И. Айзман, Н. С. Шуленина, В. М. Ширшова. - Новосибирск : Арта, 2011. - 368 с.
- Безопасность жизнедеятельности в системе «Человек-среда обитания» [Текст] : учебное пособие / Е.Г. Блинова. - Омск : ОмГПУ, 2003. - 276 с.
- Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебник / под ред. Э. А. Арустамова. - 15-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К», 2009. - 452 с.
Семинарское занятие 5. Тема 10: Безопасность на транспорте
Цель занятия: рассмотреть причины аварий на различных видах транспорта и способы поведения при их возникновении.
План занятия:
- Аварии на автомобильном транспорте: понятие, действия при аварии и после.
- Безопасность в общественном транспорте: автобус, метро.
- Безопасность на железнодорожном транспорте: понятие, правила поведения.
- Безопасность на авиационном транспорте: понятие и виды авиационных происшествий, действия пассажиров при аварийной посадке.
- Безопасность на водном транспорте: виды происшествий, действия пассажиров при высадке с судна, действия при нахождении на спасательном плавательном средстве.
Задания для самостоятельной работы:
Заполнение рабочей тетради.
Литература:
- Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] : учебное пособие / Р. И. Айзман, Н. С. Шуленина, В. М. Ширшова. - Новосибирск : Арта, 2011. - 368 с.
- Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебник / под ред. Э. А. Арустамова. - 15-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К», 2009. - 452 с.
Семинарское занятие 6. Тема 11: Экологическая и продовольственная безопасность
Цель занятия: рассмотреть основы безопасной жизнедеятельности в экологической и продовольственной сфере.
План занятия:
- Изменения состояния суши.
- Изменение свойств воздушной среды.
- Влияние загрязнения атмосферы на человека, растительный и животный мир.
- Влияние радиоактивных веществ на живые организмы.
- Изменение состояния гидросферы: тепловое и нефтяное загрязнение.
- Загрязнение природных вод пестицидами, детергентами, диоксинами и тяжелыми металлами.
- Экология городов.
- Основы продовольственной безопасности.
Задания для самостоятельной работы:
Заполнение рабочей тетради.
Литература:
- Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] : учебное пособие / Р. И. Айзман, Н. С. Шуленина, В. М. Ширшова. - Новосибирск : Арта, 2011. - 368 с.
- Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебник / под ред. Э. А. Арустамова. - 15-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К», 2009. - 452 с.
- Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебное пособие / Т. А. Хван, П. А. Хван, А. В. Евсеев. - 7-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 416 с.
Семинарское занятие 7. Тема 12: Безопасность в городе, в быту и на отдыхе
Цель занятия: рассмотреть сущность безопасного поведения в городе, в быту и на отдыхе
План занятия:
- Безопасное поведении в городе:
- Безопасность в местах массового скопления людей.
- Безопасное поведение при выходе из помещения.
- Обеспечение безопасности в уличной толпе: предотвращение кражи вещей, похищения.
- Безопасность в быту:
- Использование бытовых электроприборов: правила эксплуатации, первая помощь пострадавшему.
- Электромагнитные поля и их воздействие на организм человека: средства защиты от ЭМП, способы снятия усталости.
- Сотовая связь.
- Безопасность в лифте.
- Правила поведения с собаками.
- Аварии с утечкой газа.
- Безопасность на воде: меры безопасного поведения, действия в экстремальной ситуации, помощь утопающему, действия при проваливании под лед.
Задания для самостоятельной работы:
Заполнение рабочей тетради. Литература:
- Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] : учебное пособие / Р. И. Айзман, Н. С. Шуленина, В. М. Ширшова. - Новосибирск : Арта, 2011. - 368 с.
- Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебное пособие / Т. А. Хван, П. А. Хван, А. В. Евсеев. - 7-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 416 с.
Семинарское занятие 8. Тема 16: Основы информационной безопасности
Цель занятия: Информация и защита информации.
План занятия:
- Информационная безопасность.
- Информационные опасности и угрозы.
- Конфиденциальная информация и ее защита.
- Коммерческая и служебная тайна.
- Профессиональная тайна.
- Персональные данные.
- Русский язык как объект национальной безопасности.
- Понятие угрозы информационной безопасности в компьютерных системах.
Задания для самостоятельной работы:
Заполнение рабочей тетради.
Литература:
- Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] : учебное пособие / Р. И. Айзман, Н. С. Шуленина, В. М. Ширшова. - Новосибирск : Арта, 2011. - 368 с.
- Основы информационной безопасности [Текст] : учебное пособие / С. П. Расторгуев. - М. : Академия, 2007. - 192 с.
- Стандарты информационной безопасности [Текст] : курс лекций / В.А. Галатенко; Под ред. В.Б. Бетелина. - М. : Интернет-УниверситетИнформационных Технологий, 2004. - 328 с.
- Основы информационной безопасности [Текст] : курс лекций : Учебное пособие / В.А. Галатенко; Под ред. В.Б. Бетелина. - 2-е изд., испр. . - М. : Интернет-Университет Информационных Технологий, 2004. - 264 с.
- Информационная безопасность [Текст] : учебное пособие / В. А. Семененко. - 3-е изд., стереотип. - М. : Изд.-во МГИУ, 2008. - 280 с.
- Информационная безопасность и защита информации [Текст] : учебное пособие / В. П. Мельников, С. А. Клейменов, А. М. Петраков. - М. : Академия, 2006. - 336 с.
- Основы защиты информации [Текст] : учебное пособие / А. И. Куприянов, А. В. Сахаров, В. А. Шевцов. - М. : Академия, 2006. - 256 с.
Семинарское занятие 9. Тема 17: Гражданская оборона
Цель занятия: рассмотреть общегосударственную систему оборонительных мероприятий.
План занятия:
- Гражданская оборона: понятие, основные задачи в сфере защиты населения.
- Сигналы гражданской обороны. Действия населения по сигналам оповещения ГО.
- Средства коллективной защиты:
- Убежища;
- Противорадиационные укрытия;
- Простейшие укрытия.
- Средства индивидуальной защиты:
- Противогазы: понятие, правила использования;
- Респираторы и простейшие средства защиты органов дыхания.
- Средства защиты кожи.
- Медицинские средства индивидуальной защиты.
- Организация и проведение санитарной обработки людей.
- Рассредоточение рабочих и служащих и эвакуация населения.
Задания для самостоятельной работы:
Заполнение рабочей тетради.
Литература:
- Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] : учебное пособие / Р. И. Айзман, Н. С. Шуленина, В. М. Ширшова. - Новосибирск : Арта, 2011. - 368 с.
- Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера [Текст] : учебное пособие / В. А. Акимов [и др.]. - 2-е изд., перераб. - М. : Высшая школа, 2007. - 592 с.
- Безопасность жизнедеятельности в системе «Человек-среда обитания» [Текст] : учебное пособие / Е.Г. Блинова. - Омск : ОмГПУ, 2003. - 276 с.
- Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях [Текст] : учебное пособие / Я. Д.Вишняков [и др.]. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2008. - 304 с.
- Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебник / Под ред. С.В. Белова. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Высшая школа, 2004. - 606 с.
5. Образовательные технологии.
В процессе освоения дисциплины используется технология контекстного обучения. В рамках технологии контекстного обучения реализуются следующие методы активного обучения:
На лекциях курса - лекция-визуализация (Безопасность жизнедеятельности и ее основные положения, Опасности и чрезвычайные ситуации, Анализ риска и управление рисками, Системы безопасности человека, Дестабилизирующие факторы современности, Социальные опасности и защита от них: опасности в духовной сфере и политике, Социальные опасности и защита от них: опасности в экономической сфере, Социальные опасности и защита от них: опасности в быту и повседневной жизни, Система органов обеспечения безопасности жизнедеятельности и правового регулирования их деятельности), постановка проблемных вопросов (Природные опасности и защита от них, Биологические опасности и защита от них, Техногенные опасности и защита от них, Пожарная безопасность, Безопасность на транспорте, Экологическая и продовольственная безопасность, Безопасность в городе в быту и на отдыхе, Основы информационной безопасности);
На семинарских занятиях - активизация творческой деятельности (составление презентаций, подбор видеофрагментов, фотографий по теме обсуждения), метод малых групп (обсуждение задания в группе).
Технология организации самостоятельной работы студентов реализуется в рамках выполнения студентами заданий для самостоятельной работы, отраженных в рабочей тетради, к каждому лекционному и каждому семинарскому занятию.
Форма отчетности – зачет.
6. Самостоятельная работа студентов.
Таблица 1
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Вид самостоятельной работы | Трудоемкость (в академических часах) |
1 | Тема 6: Природные опасности и защита от них | Чтение текста учебника. Подготовка сообщений к выступлению на семинаре. Составление плана и тезисов ответа. Ответы на теоретические вопросы. Выполнение практических заданий в рабочей тетради. | 4 |
2 | Тема 7: Биологические опасности и защита от них | Чтение текста учебника. Подготовка сообщений к выступлению на семинаре. Составление плана и тезисов ответа. Ответы на теоретические вопросы. Выполнение практических заданий в рабочей тетради. | 4 |
3 | Тема 8: Техногенные опасности и защита от них | Чтение текста учебника. Подготовка сообщений к выступлению на семинаре. Составление плана и тезисов ответа. Ответы на теоретические вопросы. Выполнение практических заданий в рабочей тетради. | 4 |
4 | Тема 9: Пожарная безопасность | Чтение текста учебника. Подготовка сообщений к выступлению на семинаре. Составление плана и тезисов ответа. Ответы на теоретические вопросы. Выполнение практических заданий в рабочей тетради. | 4 |
5 | Тема 10: Безопасность на транспорте | Чтение текста учебника. Подготовка сообщений к выступлению на семинаре. Составление плана и тезисов ответа. Ответы на теоретические вопросы. Выполнение практических заданий в рабочей тетради. | 4 |
6 | Тема 11: Экологическая и продовольственная безопасность | Чтение текста учебника. Подготовка сообщений к выступлению на семинаре. Составление плана и тезисов ответа. Ответы на теоретические вопросы. Выполнение практических заданий в рабочей тетради. | 4 |
7 | Тема 12: Безопасность в городе в быту и на отдыхе | Чтение текста учебника. Подготовка сообщений к выступлению на семинаре. Составление плана и тезисов ответа. Ответы на теоретические вопросы. Выполнение практических заданий в рабочей тетради. | 4 |
8 | Тема 16: Основы информационной безопасности | Чтение текста учебника. Подготовка сообщений к выступлению на семинаре. Составление плана и тезисов ответа. Ответы на теоретические вопросы. Выполнение практических заданий в рабочей тетради. | 4 |
9 | Тема 17: Гражданская оборона | Чтение текста учебника. Подготовка сообщений к выступлению на семинаре. Составление плана и тезисов ответа. Ответы на теоретические вопросы. Выполнение практических заданий в рабочей тетради. Повторение основных раздело курса для подготовки к тестированию. | 4 |
7. Компетентностно-ориентированные оценочные средств
Средства оценивания:
1) Диагностирующий контроль предназначен для определения уровня знаний студентов о сущности и способах обеспечения безопасности жизнедеятельности, проводится с помощью открытого устного опроса на первом лекционном занятии.
2) Текущий контроль проводится в форме мониторинга подготовки к семинарским занятиям, результатов выполнения практических заданий по курсу, анализа их результатов, контрольных устных опросов, тестирования.
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Средства текущего контроля |
Тема 6: Природные опасности и защита от них | Выполнение индивидуальных заданий в ходе семинаров; устный контрольный опрос. | |
Тема 7: Биологические опасности и защита от них | Выполнение индивидуальных заданий в ходе семинаров; устный контрольный опрос. | |
Тема 8: Техногенные опасности и защита от них | Выполнение индивидуальных заданий в ходе семинаров; устный контрольный опрос. | |
Тема 9: Пожарная безопасность | Выполнение индивидуальных заданий в ходе семинаров; устный и письменный контрольный опрос. | |
Тема 10: Безопасность на транспорте | Выполнение индивидуальных заданий в ходе семинаров; устный контрольный опрос. | |
Тема 11: Экологическая и продовольственная безопасность | Выполнение индивидуальных заданий в ходе семинаров; устный контрольный опрос; | |
Тема 12: Безопасность в городе в быту и на отдыхе | Выполнение индивидуальных заданий в ходе семинаров; устный контрольный опрос; | |
Тема 16: Основы информационной безопасности | Выполнение индивидуальных заданий в ходе семинаров; устный и письменный контрольный опрос. | |
Тема 17: Гражданская оборона | Выполнение индивидуальных заданий в ходе семинаров; устный контрольный опрос; тестирование. |
Примерный тест по курсу
- Тема: Геологические чрезвычайные ситуации. Природные пожары
Внезапные сильные толчки и колебания земной поверхности называются …
|
|
|
|
- Тема: Понятие о ЧС природного характера. Классификация, закономерности, проявления
Между целым рядом природных катастроф существует тесная взаимная связь, за исключением …
|
|
|
|
- Тема: Метеорологические чрезвычайные ситуации
Самыми непродолжительными из всех видов вихревых бурь являются __________ бури.
|
|
|
|
- Тема: Гидрологические и морские опасности
Интенсивный, кратковременный и непериодический подъем уровня воды называют …
|
|
|
|
- Тема: Биологические чрезвычайные ситуации
К инфекциям дыхательных путей (острым респираторным заболеваниям)
не относится …
|
|
|
|
- Тема: Космические и гелеофизические ЧС
К опасностям, угрожающим человеку из Космоса, не относятся …
|
|
|
|
- Тема: Организация мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении
К техническим средствам обнаружения опасности относится …
|
|
|
|
- Тема: Национальные интересы России
Гарантии мирного сосуществования всего мирового содружества, несмотря на наличие в нем классовых, национальных, экономических, территориальных и иных противоречий между народами и государствами, называются ______________ безопасностью.
|
|
|
|
- Тема: Современный терроризм. Методы борьбы и профилактика
Вербовка, вооружение, обучение и использование террористов, финансирование заведомо террористической организации или террористической группы или иное содействие им является …
|
|
|
|
- Тема: Обеспечение национальной безопасности РФ
Безопасность многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации (РФ) называется ____________ безопасностью РФ.
|
|
|
|
- Тема: Понятие о ЧС техногенного характера. Классификация, закономерности, проявления
Процесс неконтролируемого горения, происходящего вне специально оборудованного очага, сопровождающийся возникновением угрозы здоровью и жизни людей или ведущий к значительным экономическим потерям, называется …
|
|
|
|
- Тема: Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения
Остановка источника тепла, подачи воды, топлива или электроэнергии по вине эксплуатирующего персонала с продолжительностью восстановительных работ более 4 часов относится к …
|
|
|
|
- Тема: Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ
Величина, используемая, как мера риска возникновения отдаленных последствий облучения всего тела человека, и отдельных его органов и тканей с учетом их радиочувствительности, называется _________________ дозой.
|
|
|
|
- Тема: ЧС на транспорте
Травмы, полученные во время дорожно-транспортного происшествия от различных травмирующих факторов, называются …
|
|
|
|
- Тема: Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически, биологически опасных веществ
Время от момента контакта с отравляющим веществом до проявления первых признаков отравления называется _____________ отравляющих веществ.
|
|
|
|
- Тема: Гидродинамические аварии
Одной из мер предотвращения гидродинамических аварий является …
|
|
|
|
- Тема: Понятие о чрезвычайных ситуациях социального характера. Классификация, закономерности проявления
Противодействие чрезвычайным ситуациям социального характера достигается …
|
|
|
|
- Тема: Опасные ситуации криминогенного характера
При возникшем ощущении преследования необходимо …
|
|
|
|
- Тема: Чрезвычайные ситуации военного времени
К поражающим факторам ядерного взрыва не относится …
|
|
|
|
- Тема: Экономическая, информационная и продовольственная безопасность
К основным направлениям обеспечения национальной безопасности Российской Федерации во внутриэкономической деятельности государства не относится …
|
|
|
|
3). Промежуточная аттестация проводится в форме зачета.
Контроль сформированности компетенций на уровне «знать, уметь» осуществляется в виде устных ответов студентов на семинарских занятиях и во время зачета.
Контроль на уровне «владеть» осуществляется при выполнении студентами практических заданий рабочей тетради в соответствии с программой курса.
Вопросы к зачету
- Безопасность жизнедеятельности и ее основные положения
- Опасности и чрезвычайные ситуации
- Анализ риска и управление рисками
- Системы безопасности человека
- Дестабилизирующие факторы современности.
- Социальные опасности и защита от них: опасности в духовной сфере и политике
- Социальные опасности и защита от них: опасности в экономической сфере
- Социальные опасности и защита от них: опасности в быту и повседневной жизни
- Система органов обеспечения безопасности жизнедеятельности и правового регулирования их деятельности
- Землетрясения: основные понятия, признаки, подготовка, действия во время землетрясения, действия после землетрясения.
- Вулканизм: основные понятия, части вулканического аппарата, действия при извержении вулкана.
- Оползень: понятие, действия при появлении признаков.
- Сель: действия при селевом потоке.
- Лавина: сущность, факторы, действия при сходе лавин.
- Наводнение: сущность, действия во время и после наводнения.
- Цунами: сущность, действия во время цунами.
- Ураган: понятие, действия во время урагана.
- Буря: понятие и виды.
- Смерч: понятие, характеристика.
- Пурга: понятие, действия во время пурги.
- Гроза: понятие, действия во время молнии, запретные действия во время грозы.
- Гололед: понятие, подготовка, действия во время гололедицы.
- Засуха: понятие, меры борьбы, действия во время засухи.
- Понятие биологических опасностей, зона биологического заражения, очаг биологического поражения.
- Опасные и особо опасные заболевания человека: эпидемия, пандемия, восприимчивость человека к инфекции.
- Мероприятия в очаге бактериологического поражения: карантин, обсервация, дезинфекция, дезинсекция, дератизация.
- Особо опасные болезни животных: спорадия, эпизоотия, панзоотия; ящур, классическая чума свиней, псевдочума птиц.
- Особо опасные болезни растений: фитофтороз картофеля, желтая ржавчина пшеницы, стеблевая ржавчина пшеницы и ржи.
- Сущность техногенных опасностей и аварий.
- Радиационно-опасные объекты.
- Радиационное воздействие на организм человека.
- Ионизирующее излучение: понятие, факторы, влияющие на степень поражения ионизирующими излучениями.
- Правила поведения при опасности воздействия радиоактивных веществ.
- Химически опасные объекты: понятие, виды.
- Химическая авария: понятие, действия при химической аварии.
- Распространение ядовитых промышленных веществ и признаки отравления ими.
- Меры предосторожности и признаки отравления и первая помощь при отравлении хлором, аммиаком, ртутью, синильной кислотой, сероводородом, формальдегидом, угарным газом.
- Взрыв и поражающие факторы взрыва.
- Внезапное обрушение здания, действия при обрушении.
- Гидродинамическая авария: понятие, последствия, правила поведения.
- Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения.
- Основные причины возникновения пожаров.
- Ожоги: понятие, классификация, виды.
- Первая медицинская помощь при ожогах.
- Пожаровзрывоопасные объекты.
- Способы тушения пожаров.
- Пожар в доме. Правила поведения во время пожара.
- Природные пожары: понятие, виды, способы борьбы.
- Аварии на автомобильном транспорте: понятие, действия при аварии и после.
- Безопасность в общественном транспорте: автобус, метро.
- Безопасность на железнодорожном транспорте: понятие, правила поведения.
- Безопасность на авиационном транспорте: понятие и виды авиационных происшествий, действия пассажиров при аварийной посадке.
- Безопасность на водном транспорте: виды происшествий, действия пассажиров при высадке с судна, действия при нахождении на спасательном плавательном средстве.
- Изменения состояния суши.
- Изменение свойств воздушной среды.
- Влияние загрязнения атмосферы на человека, растительный и животный мир.
- Влияние радиоактивных веществ на живые организмы.
- Изменение состояния гидросферы: тепловое и нефтяное загрязнение.
- Загрязнение природных вод пестицидами, детергентами, диоксинами и тяжелыми металлами.
- Экология городов.
- Основы продовольственной безопасности.
- Безопасное поведении в городе
- Безопасность в быту
- Безопасность на воде: меры безопасного поведения, действия в экстремальной ситуации, помощь утопающему, действия при проваливании под лед.
- Информационная безопасность.
- Гражданская оборона: понятие, основные задачи в сфере защиты населения.
- Сигналы гражданской обороны. Действия населения по сигналам оповещения ГО.
- Средства коллективной защиты
- Средства индивидуальной защиты
- Медицинские средства индивидуальной защиты.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература
- Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебник / под ред. Э. А. Арустамова. - 15-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К», 2009. - 452 с.
- Информационная безопасность [Текст] : учебное пособие / В. А. Семененко. - 3-е изд., стереотип. - М. : Изд.-во МГИУ, 2008. - 280 с.
- Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] : учебное пособие / Р. И. Айзман, Н. С. Шуленина, В. М. Ширшова. - Новосибирск : Арта, 2011. - 368 с.
- Опасности техногенного характера и защита от них [Текст] : учебное пособие / С. В. Петров, И. В. Омельченко, В. А. Макашев. - Новосибирск : Арта, 2011. - 320 с.
- Социальные опасности и защита от них [Текст] : учебное пособие / С. В. Петров, Л. А. Гиренко, И. П. Слинькова. - Новосибирск : Арта, 2011. - 272 с.
- Теоретические основы безопасности жизнедеятельности [Текст] : учебное пособие / Р. И. Айзман, С. В. Петров, В. М. Ширшова. - Новосибирск : Арта, 2011. - 208 с.
Дополнительная литература:
- Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебное пособие / Т. А. Хван, П. А. Хван, А. В. Евсеев. - 7-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 416 с.
- Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебное пособие / Т.А. Хван, П.А. Хван. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д : Феникс : ОАО «Московские учебники», 2005. - 415 с.
- Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера [Текст] : учебное пособие / В. А. Акимов [и др.]. - 2-е изд., перераб. - М. : Высшая школа, 2007. - 592 с.
- Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях [Текст] : учебное пособие / Я. Д.Вишняков [и др.]. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2008. - 304 с.
- Безопасность жизнедеятельности в системе «Человек-среда обитания» [Текст] : учебное пособие / Е.Г. Блинова. - Омск : ОмГПУ, 2003. - 276 с.
- Безопасность жизнедеятельности [Текст] : практикум / Т. А. Хван, П. А. Хван. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 317 с.
- Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебник / Под ред. С.В. Белова. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Высшая школа, 2004. - 606 с.
- Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебное пособие для направлений Естественнонаучное образование Физико-математическое образование Филологическое образование / авт.-сост.: Е. С. Березина, А. В. Березин, Г. Н. Сидоров. - Омск : Полиграфический центр КАН, 2008. - 182 с.
- Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебно-методический комплекс / Д. А. Филимонова. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2007. - 72 с.
- Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях [Текст] : учебное пособие / Я. Д. Вишняков [и др.]. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2008. - 304 с.
- Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера [Текст] : учебное пособие / В. А. Акимов [и др.]. - 2-е изд., перераб. - М. : Высшая школа, 2007. - 592 с.
- Информационная безопасность и защита информации [Текст] : учебное пособие / В. П. Мельников, С. А. Клейменов, А. М. Петраков. - М. : Академия, 2006. - 336 с.
- Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности [Текст] : учебник / Н.Г. Занько, В.М. Ретнев. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2004. - 288 с.
- Основы защиты информации [Текст] : учебное пособие / А. И. Куприянов, А. В. Сахаров, В. А. Шевцов. - М. : Академия, 2006. - 256 с.
- Основы здорового образа жизни [Текст] : учебное пособие / В. Б. Рубанович, Р. И. Айзман. - Новосибирск : Арта, 2011. - 256 с.
- Основы информационной безопасности [Текст] : курс лекций : Учебное пособие / В.А. Галатенко; Под ред. В.Б. Бетелина. - 2-е изд., испр. . - М. : Интернет-Университет Информационных Технологий, 2004. - 264 с.
- Основы информационной безопасности [Текст] : учебное пособие / С. П. Расторгуев. - М. : Академия, 2007. - 192 с.
- Стандарты информационной безопасности [Текст] : курс лекций / В.А. Галатенко; Под ред. В.Б. Бетелина. - М. : Интернет-УниверситетИнформационных Технологий, 2004. - 328 с.
Интернет источники
- Безопасность жизнедеятельности. Учебник. Под ред. Э.А. Арустамова: 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во «Дашков и К°», 2006. — 476 с. http://www.alleng.ru/d/saf/saf13.htm
- Журнал ВАК «Безопасность жизнедеятельности». http://novtex.ru/bjd/
- Сайт, посвященный безопасности жизнедеятельности http://bezhede.ru/
- Сайт, посвященный безопасности жизнедеятельности. http://lpmaps.com/
- Сычев Ю.Н. БЖД: учебно-практическое пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. — М., 2005. — 226 с. http://shpora1.do.am/_ld/2/212_YYk.pdf
- Ушаков К.З. Безопасность жизнедеятельности - Учебник для вузов. – 2000. http://www.bezo.oglib.ru/bgl/7642.html
- Энциклопедия безопасности жизнедеятельности http://bzhde.ru/
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- специализированная лекционная аудитория, оборудованная мультимедийным демонстрационным комплексом;
- учебно-методический кабинет.
Все вышеперечисленные объекты должны соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, а также требованиям техники безопасности при проведении учебных занятий.
10.Аннотация рабочей программы дисциплины
Безопасность жизнедеятельности рассматривает вопросы о нормированном, комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания. В современных условиях обеспечение безопасной жизнедеятельности человека во всех сферах его деятельности является актуальным. Это обусловлено наличием множества чрезвычайных ситуаций различного характера, которые создают угрозу для здоровья и жизни населения. Безопасность жизнедеятельности как учебная дисциплина изучает теорию и практику защиты человека, его социальных сообществ от опасных и вредных факторов во всех сферах деятельности.
