Расстройство речи при инсульте

Бузина Анастасия Анатольевна

В материале указаны виды растройства речи при инсультах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasstroystvo_rechi_pri_insulte_doklad.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

Расстройство речи при инсульте.

Инсультом называют повреждение вещества головного мозга в результате острого нарушения мозгового кровообращения. При разрыве кровеносного сосуда головного мозга вследствие кровоизлияния в мозг развивается геморрагический инсульт. При спазме или закупорке кровеносного сосуда головного мозга - ишемический инсульт (инфаркт мозга).

В большинстве случаев инсульт вызывает стойкие необратимые изменения в ЦНС, приводящие к инвалидности.

Реальная угроза развития инсульта возможна в случаях:

  • генетической склонности организма к таким состояниям (кто-либо из близких родственников уже перенес инсульт или инфаркт миокарда);
  • курения или злоупотребления алкоголем. Курение удваивает вероятность инсульта! После прекращения курения риск инсульта снижается и через 5 лет становится таким же, как и у некурящих;
  • заболевания сахарным диабетом;
  • наличия артериальной гипертонии или стенокардии;
  • предшествующего инфаркта миокарда или преходящего нарушения мозгового кровообращения, или инсульта;
  • аритмии или склонности к образованию тромбов (повышенная свертываемость крови).

Особенно важным фактором, свидетельствующим о склонности к развитию инсульта, служат так называемые преходящие нарушения мозгового кровообращения (ПНМК). Они отличаются от инсультов лишь тем, что продолжаются в течение нескольких минут, реже - часов, но не более суток, и заканчиваются полным восстановлением функций.

Главные симптомы инсульта включают:

  • внезапное онемение или появление слабости в области лица, рук или ног, особенно на одной стороне тела;
  • неожиданное возникновение затруднения при выговаривании или понимании речи, при чтении текста;
  • резкое ухудшение зрения на один или оба глаза;
  • внезапное нарушение координации движений (шаткость походки), головокружение;
  • внезапная сильная необъяснимая головная боль.

Один из самых распространенных симптомов инсульта - невнятная речь. Нарушение речи в сочетании с онемение лица или конечностей, нарушения зрения, головокружение и потеря координации, и сильная головная боль, требует немедленной медицинской помощи.

Инсульт вызывает прекращение притока крови к мозгу, лишая его клетки кислорода. Клетки мозга погибают через несколько минут, вызывая потерю неврологических функций, осуществляемых ими.

Инсульты, поражающие теменную долю мозга, центр Брока и центр Вернике могут повлиять на речь. Речь человека после инсульта очень тяжело понять. В результате повреждения нижних отделов теменной и нижних отделов левой лобной доли мозга у  больного нарушаются сложные речевые двигательные команды, и он перестает говорить. Эти люди очень часто молчат и не хотят сами вступать в разговор. Ответы их в основном являются односложными. Большему восстановлению подлежит сенсорная речь. Моторная восстанавливается гораздо хуже и сложнее.

Есть несколько типов речевых трудности, которые могут возникнуть после инсульта:

  • Афазия является приобретенным языковым расстройством, влияющим на способность говорить и понимать язык, а также читать и писать.Обычно также возникают расстройства чтения и письма. При поражении височной области возникает сенсорная афазия. Клинические варианты ее крайне разнообразны, от полной неспособности понимать даже самые простые слова и предложения до небольших расстройств (невозможности различать нюансы, дифференцировать сходные по звучанию слова).В тех случаях, когда сенсорная афазия не сопровождается выраженными расстройствами устной речи, характерным признаком является многоречивость больного. Вследствие выпадения контроля над собственной речью, последняя становится дефектной – больные охотно заменяют слова не по смысловому, а по звуковому сходству. Эти нарушения речи при инсульте делают речь больного труднопонимаемой для окружающих. При повреждении нижних отделов левой лобной и нижних отделов теменной у правшей может возникнуть моторная афазия. Больной лишается возможности говорить из-за нарушения сложных речевых двигательных команд.Такие больные отличаются молчаливостью, они неохотно вступают в разговор, отвечают односложно. Обычно имеются сочетанные нарушения речи при инсульте в виде комплексной афазии. Следует отметить, что сенсорная речь восстанавливается обычно лучше, чем моторная. Может возникать и такое нарушение речи при инсульте, при котором больной как бы забывает названия окружающих предметов, явлений и т.п. Речь таких больных бедна существительными.
  • Дизартрия является двигательным расстройством или по другому  расстройство экспрессивной речи при сохранности ее понимания. Возникает при поражении мозжечка, базальных ганглиев, премоторных отделов коры доминантного полушария (возникает вялый или спастический паралич речевого аппарата: языка, губ, мягкого неба, глотки, гортани, мышц, поднимающих нижнюю челюсть, дыхательной мускулатуры).Особенно страдает артикуляция согласных, речь замедлена, иногда прерывиста. При этом голос слабый, глухой.
  • Апраксия речи (или словесная апраксия) является невозможностью получения информационной команды речевой мышцей.

Грубые нарушения речи еще в большей степени, чем двигательные расстройства, исключают больного из привычного круга общения, создают тягостное ощущение изоляции и одиночества, нарушают его адаптацию. Речевые расстройства могут усугублять и поддерживать депрессию, которая развивается более, чем у половины перенесших инсульт и, в свою очередь, существенно затрудняет реабилитацию больного, отнимает у него веру в успех, желание и настойчивость в преодолении двигательных, речевых и других нарушений. Восстановление речевых функций требует длительного времени - иногда до 3-4 лет. Поэтому самое серьезное внимание должно быть уделено формированию в семье правильных навыков общения с больным, имеющим речевые расстройства.

Необходимо помнить, что речь - это только маленькая часть языка как средства взаимопонимания. Невербальное общение (жесты, мимика, прикосновения, пантомима) поможет наладить контакт с больным. В большинстве повседневных ситуаций можно обходиться без опоры на речь. Хорошо известно, что мы можем легко общаться с детьми в возрасте до 4-5 лет, когда они еще только учатся правильно строить и использовать фразы. Воспоминания этого периода в нашей жизни помогут найти бесконечное число конкретных возможностей вновь ощутить радость взаимопонимания.

Если речевое общение с больным в какой-то мере сохранено, полезными будут следующие рекомендации:

  • Если больной использует необычное слово или звук для обозначения предмета, понятия или выражения своих мыслей (при условии, что речевые способности не восстанавливаются), можно принять этот новый термин или звук и пользоваться им.
  • Настаивая на употреблении больным правильного термина, можно вызвать раздражение или гнев. Многие пациенты с афазией быстро устанавливают связь с окружающими без опоры на речь. Они выражают свои чувства, используя жесты, звуки, особые слова.
  • При разговоре использовать простые короткие фразы. Не следует при этом повышать голос. Громкая речь иногда затрудняет понимание.
  • С некоторыми больными легче общаться письменно.

Если при разговоре с больными афазией не реагировать на их "язык", они могут перестать общаться. Такая же реакция может быть и в том случае, если заставлять их говорить на языке, который для них труден.

Иногда больные с афазией так быстро воспринимают невербальную коммуникацию, что легко переоценить их способность к пониманию. Поскольку многое из того, что Вы сообщаете больному, сопровождается стереотипными движениями и мимикой, больной может легко угадывать Ваши пожелания, но не понимать речь. Если Вы постоянно преувеличиваете его способность говорить или понимать речь, у него быстро возникнут растерянность и разочарование; они создадут преграды для дальнейшего обучения.

Неправильные логопедические приемы могут привести к серьезным отрицательным последствиям. Больной может разувериться в успешности обучения вообще и его активность резко снизится, вплоть до отказа от занятий. Поэтому родные и лица, ухаживающие за больным, должны иметь тесный контакт с врачом-логопедом и точно выполнять его рекомендации.

Кроме того, занятия с больным должны быть регулярными, без длительных перерывов в первые годы после инсульта, во время которых возможно восстановление речи.

Инсульт – это очень серьезное заболевание. Поэтому родственникам больного придется запастись терпением и проявить максимум понимания, участия в его реабилитации. Ведь четкая речь – неотъемлемая часть индивидуальности каждого человека