ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Бурова Ольга Владимировна

Здоровье человека – одна из предпосылок счастья и его полноценной жизни. Не случайно на вопрос о том, что является более ценным для человека – богатство или слава, Артур Шопенгауэр ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Забота о здоровье ребёнка – это, прежде всего

забота о гармоничной   полноте всех физических

и духовных  сил, и венцом этой гармонии

является радость творчества, труда, общения с природой.

                                                В.А.Сухомлинский

           Здоровье человека – одна из предпосылок счастья и его полноценной жизни. Не случайно на вопрос о том, что является более ценным для человека – богатство или слава, Артур Шопенгауэр ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».  

          В.А.Сухомлинский подчёркивал, что «ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира». Отсюда следует, что укреплять, совершенствовать физическое и психическое развитие ребёнка необходимо путём обогащения его души яркими образами природы.

          Природоведческая деятельность (постановка простейших опытов, наблюдение за жизнью комнатных растений, решение природоведческих проблемных задач, сельскохозяйственный труд на пришкольном участке и на территории школы, работа на экологической тропе и экскурсиях) позволяет успешно решать задачи школы в сфере охраны здоровья учащихся.

          Обучение учащихся способами креативного, экологически ориентированного мышления, приёмам саморегуляции, рациональным способам деятельности является одним из требований, предъявляемых к здоровьесберегающим методам обучения.

          Задача педагога – помочь ребёнку осознать важность здоровья как необходимого условия работоспособности в любом виде деятельности. Ученики должны хорошо представлять себе мотивы здоровьетворческой деятельности:

Достижение максимально возможной комфортности (я здоров – меня не беспокоят ни физические, ни психические неудобства). Способность к маневрам (буду здоров – смогу сделать много полезного в личной и общественной жизни).

Получение удовольствия от самосовершенствования (ощущение здоровья приносит радость).

       Возможность для дальнейшего самосовершенствования по служебной, интеллектуальной и духовной лестнице.

        В школе почти на каждом окне стоят хлорофитум, алоэ, бальзамин, пеларгония и другие комнатные растения, имеющие непосредственное отношение к фитотерапии. Многие из комнатных растений обладают целебными свойствами: распространяют биологически активные вещества, фитонциды, удовлетворяют эстетические потребности человека. Пеларгония выделяет гераниевое масло и ментол, которые убивают стрептококки и стафилококки. Вдыхая эти целебные соединения, ребёнок успокаивается, что очень важно при стрессах, неврозах и бессоннице.

        Снимают усталость глаз, успокаивают нервную систему «прогулки» глазами по узким листьям хлорофитума, бальзамина; стеблям, листьям и цветкам колеуса, «берёзки» (циссус).

        Школьные годы – лучшее время для воспитания у ребёнка любви к сельскохозяйственному труду как прекрасному и благородному делу. Во время работы на пришкольном участке учащиеся овладевают основами трудовой культуры, знаниями и привычками соблюдать правила гигиены труда, проникаются тем, что труд является обязанностью каждого человека. Пребывание детей на свежем воздухе, равномерное чередование физического и умственного труда оказывает положительное влияние на кровообращение, образование условных рефлексов детей, улучшает память.

       Великолепным местом отдыха, восстановления и укрепления здоровья, а также учебной базой природы могут быть экологические тропы. Осуществляя природоохранную и просветительскую деятельность (очищение поросли от сорняков и опавших листьев, сбор плодов для питомцев «живого» уголка, развешивание кормушек) учащиеся одновременно наслаждаются красотой и неповторимостью листовой мозаики, разноцветьем и пересвистом пернатых.

       На природе под руководством учителя дети выполняют общеразвивающие и специальные упражнения для повышения работоспособности, остроты зрения, профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата. Обязательны подвижные игры, снимающие напряжение, чувство тревоги, обиды. Приведу некоторые виды упражнений.

Комплекс упражнений – гимнастика для глаз.

  • По команде учителя рассмотреть кроны деревьев с широко раскрытыми глазами – 5с;
  • Зажмурить глаза на 5с, а затем открыть их на 5с, глядя на листья деревьев с гладкой поверхностью (клён, берёза, липа и т.п.);
  • Перевести взгляд влево на 5с. Закрыть глаза на 5с, затем посмотреть направо на 5с, закрыть глаза на 5с (голову не поворачивать);
  • Быстро поморгать глазами 5с. И сразу перевести взгляд вверх к небу, не поднимая головы. Если ясная погода, то смотреть на голубой фон неба 10с без напряжения. Если небо серое, перевести взгляд на верхнюю часть кроны самого высокого дерева и задержать на верхушке – 10с;
  • Зажмурить глаза на 5с и, открыв их, направить взгляд вниз (голову не наклонять) на травяной покров или на цветущие растения (10с); рассмотреть все цвета (желательно жёлтые, красные, розовые, пёстрые);
  • Зажмурить глаза на 5с и мысленно начертить две восьмёрки (первая – вертикальная, вторая – горизонтальная);
  • Широко открыть глаза и, не напрягая мышц, «похлопать» часто ресницами (20с);
  • Очень спокойно «раскачать взгляд» справа налево и обратно по средней части зелёного пространства (но не колючих растений) 7с;
  • Закрыть глаза, не напрягая, спокойно описать глазными яблоками три круга по часовой стрелке (7-8с). Открыть глаза, спокойно посмотреть на жёлтый цвет (цветок, соцветие, листву), если нет таких растений, на зелёный фон, и сказать три раза тихо, спокойно, но утвердительно и с улыбкой: «Я счастлив! (счастлива!)»

Упражнение «Важные косули» - для укрепления

опорно-двигательного аппарата.

  • Ходьба на носочках, спина ровная, голова поднята, руки в упоре сзади;
  • Ходьба приставным шагом вправо, влево, вперёд – руки опущены и отведены назад; спина и шея изогнуты назад.
  • Ноги врозь. Наклоны прямыми руками вперёд, назад, влево, вправо.
  • Ходьба на месте, не отрывая носков от пола;
  • Бег с препятствием (пень, бревно, небольшое растение и т.п.);
  • Стоя на коленях, ноги вместе, носки оттянуты. Медленно наклоняем туловище назад; руками касаемся пяток, бёдра перпендикулярны земле; держим позу 7-10с без напряжения; медленно возвращаемся в исходное положение, встаём;
  • Стоя, руки опущены, медленно и глубоко вдыхаем через нос (5с), задерживаем дыхание без напряжения (5с), медленно выдыхаем через слегка приоткрытый рот – губы «трубочкой» (7 – 8с) с мыслью, что усталость и болезни уходят прочь навсегда.

          Дети приобретают знания и умения по укреплению мышц туловища, развивают ловкость и координацию движений. Придя в лес с друзьями и родственниками, они обязательно вспомнят забавные оздоровительные упражнения, которым их учили в школе, и обучат других, осознанно включаясь в процесс здоровьесберегающей деятельности.

         Таким образом, уроки окружающего мира, кроме цели воспитания ответственного отношения к природе и чувства благоговения перед жизнью, выполняют важные задачи социальной адаптации детей. Умение грамотно взаимодействовать с окружающей средой обогащает личный опыт ребёнка, помогает избегать стресса или выходить из него с наименьшими последствиями.

Использованная литература:

Иванченко В.А. Растения и работоспособность. – М., 1984.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы. – М., 2004.

Харитонова Л.А. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. – Ростов н/Д., 2011.