Актуальные вопросы нерационального питания школьников.

Суворова Наталья Александровна

2 Межрегиональная научно-практическая конференция студентов профессиональных образовательных организаций "Студент и наука" г.Орел

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnye_voprosy_neratsionalnogo_pitaniya_shkolnikov.docx29.07 КБ

Предварительный просмотр:

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НЕРАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Лаптина Мария Евгеньевна

3 курс, специальность «Сестринское дело»

Научный руководитель: преподаватель Суворова Н.А.

ОБПОУ «Курский базовый медицинский колледж», г. Курск

Питание играет огромную роль в жизни человека. Исключительное значение оно имеет в период наиболее интенсивных процессов роста и развития всех систем организма школьников. Все мы знаем, что правильная организация питания школьников, сбалансированный и разнообразный рацион, правильная кулинарная обработка продуктов и соблюдение санитарных норм при приготовлении пищи являются немаловажными факторами.  Но, когда речь заходит об организации питания школьников,  необходимо также учитывать особенности, присущие именно этому возрасту и в зависимости от этого выбрать организацию детского питания.
В школьном и, особенно подростковом возрасте интенсивно растет организм - темпы роста сравниваются с первым годом жизни человека. Соответственно, активно развивается скелет, сердечнососудистая система. Нарастает мышечная масса (особенно это касается мальчиков). Половое созревание и вовсе запускает тотальную гормональную перестройку организма.  На этом фоне, разумеется, растет и нервное напряжение [1;45]. Именно в этот период как никогда нужна правильная организация детского питания.

Вот уже на протяжении целого десятилетия в нашей стране складывается тревожное положение с состоянием здоровья детей и подростков. По данным научно-исследовательского института гигиены детей и подростков министерства здравоохранения РФ на период с 2006 по 2010 год 43% учащихся страдали различными хроническими заболеваниями; 63% – имели нарушения осанки; 18% старшеклассников – повышенное давление. Эти цифры с каждым годом растут. Об этом свидетельствует постоянно сокращающийся набор в вооруженные силы России призывников в связи с состоянием здоровья. Как отмечают последние исследования, около 30% детей школьного возраста составляют группу риска. У них после 18 лет начинают проявляться такие заболевания как диабет, гипертония, атеросклероз[7;24]. Состояние же здоровья людей зависит от многих факторов, среди которых большое значение принадлежит образу жизни: 50 – 52% здоровья определяется здоровым образом жизни (ЗОЖ) и только 10 – 15% зависит от здравоохранения.


Целью исследования: является выявление нерационального питания у школьников.

Что мы понимает под термином «Питание». Питание  – это сложный процесс поступления, переваривания, всасывания и усвоения в организме пищевых веществ, необходимых для покрытия его энергетических трат, построения и возобновления клеток и тканей тела и регуляции функций организма. Питание — это не столько насыщение (удовлетворение чувства голода), сколько огромное влияние на обмен веществ и течение физиологических процессов в организме животных и человека. Среди множества средств, способствующих здоровью, высокой умственной и физической работоспособности, долголетию, важнейшее место занимает рациональное питание.

Рациональное питание — это физиологически полноценное питание здорового человека с учетом его пола, возраста, характера труда, климатических условий обитания. Определенные коррективы в питание людей вносят традиции, религиозные воззрения, уровень культуры и другие факторы. Рациональное питание способствует сохранению здоровья, хорошей физической и умственной работоспособности, высокой сопротивляемости организма по отношению к воздействию вредных факторов окружающей среды и активному долголетию.

          Нерациональное питание — источник различных болезненных состояний, низкой физической и умственной работоспособности, сокращения продолжительности жизни [2;5].

В настоящее время в практику работы школы широко внедряются различные образовательные и оздоровительные программы, способствующие формированию валеологической грамотности, организации ЗОЖ, укреплению здоровья учащихся в сфере, как общеобразовательной учебной деятельности, так и физической культуры и воспитательной работы, ориентированной на ЗОЖ. Именно учет данных взаимовлияний, наследственных и средовых факторов, индивидуальных особенностей развития человека должен лежать в основе обучения и формирования ЗОЖ.

Нерациональное питание на фоне социально-экономических и экологических проблем способствует снижению качества жизни россиян. Сокращение средней продолжительности жизни граждан, высокая заболеваемость среди детей, самые высокие показатели младенческой смертности, рост алиментарно-зависимых заболеваний вызывают особую тревогу. На фоне акселерации наблюдается физическое «ослабление» молодого поколения: 10 % призывников имеют дефицит массы тела.

        Выделяют несколько видов нерационального питания:

- недостаточное питание ( недоедание) - общий термин, объединяющий ряд состояний, вызванных недостаточным или неадекватным питанием. Как правило, речь идет именно о нехватке продуктов питания в рационе, реже — о нарушении пищеварения и засасывания в желудочно-кишечном тракте или избыточной потере питательных веществ. Недоедание, которое длится продолжительное время, может привести к истощению.

- несбалансированное питание – непропорциональное потребление необходимых организму питательных веществ при адекватной калорийности пищи.

- избыточное питание (переедание) – излишнее поступление питательных веществ в организм. Избыточное потребление калорийной пищи приводит к ожирению.

 Отдельным видом является нерегулярное питание [6;43].

Нерациональное питание способствует развитию заболеваний: пищевая аллергия, ожирение, сахарный диабет, гастрит, сердечно-сосудистые заболевания, гипертония, анарексия, булимия и т.д.

В своем исследовании мы хотели выявить нерациональное питание у школьников. Базой эмпирического исследования являлся лицей №3 г. Курчатова. Эксперимент проводился в январе – апреле 2016 года.  Обучение в школе идет в две смены. Продолжительность уроков в 5 – 11 классах – 45 минут. Среднее количество уроков в день – 6. Режим работы обеспечивает занятость воспитанников по интересам во второй половине дня предметами дополнительного образования. В исследовании приняли участие ученики 7 «А» класса 24 человека. В предварительной беседе с участниками эксперимента было получено их добровольное согласие и проведено анонимное анкетирование. Анкета разработана врачом диетологом Мяснянкина Е.В.[4;4], которая занимается  разработкой советов по питанию и сохранению здоровья для младенцев, детей и подростков. Исследует ранние пищевые потребности и часто работает в тесном сотрудничестве с врачами, ведомствами школьного здравоохранения, больницами и государственными учреждениями, занимается разработкой и реализацией программ лечения детей с расстройствами пищевого поведения, пищевыми аллергиями или любыми другими состояниями, при которых нарушен баланс       детской диеты.
Анализ результатов показал, что ответы школьников в 62,5% (15чел.) характеризуются низким уровнем питания, в 25% (6чел.) – средним, 12,5% (3чел.)– высокий уровнем питания ЗОЖ. Поэтому можно сделать вывод, что в своем большинстве учащиеся не соблюдают правильный режим питания и для предупреждения заболеваний, связанных с избыточным и нерациональным потреблением пищи, малоподвижным образом жизни или мышечной ненагруженностью с учащимися была проведена беседа.

Цель беседы: создать условия для формирования правильного отношения к своему здоровью через понятие здорового питания.

План беседы:

1.Возможные последствия неправильного питания.

2.Общие рекомендации по питанию.

3.Как упорядочить режим питания.

Через три месяца этим же учащимся было предложено заполнить анкету еще раз.  Мы подвели итоги очередного анкетирование, где  было выявлено, что большинство подростков пересмотрело свое отношение к ежедневному рациону. 37,5% (9 чел.) - низкий уровень питания ЗОЖ, 37,5% (9 чел.) - средний уровень питания ЗОЖ,  25% (6 чел.) - высокий уровень питания ЗОЖ. Питание должно быть разнообразным, содержать много овощей и фруктов.  Основные  правила, которое усвоили учащиеся:

-Завтрак должен включать горячее блюдо, быть полноценным. Это может быть молочная каша, творог, творожная запеканка, омлет.

-Дома всегда должен быть приготовлен обед из трех блюд. Обязательно нужно кушать первое блюдо (различные супы), второе блюдо должно содержать мясо. Третье блюдо  - либо сок либо компот из ягод или сухофруктов.

-Ужин должен быть полноценным, но “лёгким”, содержать творог, йогурты, фрукты. На ужин как можно чаще нужно кушать рыбу.

Здоровое питание- это здоровая нация!

Список литературы

1.Абрамова Е.И., Шумилова С.А. Профилактическая витаминизация как один из факторов укрепления здоровья школьников // Вопр. питания.-1992.-№ З.-С. 45-48.
2. Баранов А.А. Проблемы роста и развития здорового ребенка:                     теоретические и научно-практические проблемы / А.А. Баранов // Российский педиатрический журнал. 1999. - № 2. - С. 4-6.

3. Баранов А.А. Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности / А.А. Баранов, А.Г. Ильин, В.Р. Кучма // Российский педиатрический журнал. 2005. - № 2. - С. 4-8.

4. Громова, О. А. Витамины и канцерогенез. Мифы и реальность / О. А. Громова, В. Г. Ребров // Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2007. -№5. - С. 80-96.
5. Доценко
, В. А. Болезни избыточного и недостаточного питания / В. А. Доценко, Л. В. Мосийчук. СПб., 2004. - С. 21-22.
6. Конь, И. Я. Питание детей дошкольного и школьного возраста: современные проблемы / И. Я. Конь, JI. Ю. Волкова // Сб. научных материалов первого международного форума по детскому и школьному питанию. М., 2006. - С. 155.
7.  Лебедькова С.Е., Кацова Г.Б., Евстифеева Г.Ю. и др. Распространенность и структура неинфекционных заболеваний у детей и подростков, проживающих в регионах с различной антропогенной нагрузкой // Гигиена и санитария. 2003. № 2. С. 43–45.

                                                                           

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Существуют доказательства определенной взаимозависимости между питанием и развитием основных неинфекционных хронических заболеваний, составляющих проблему для здравоохранения (см.приложение 2) [12; 29].  Многие компоненты питания, а также их соотношение являются факторами риска для здоровья.

Увеличение степени риска связано с высоким содержанием жира в пище, особенно некоторых насыщенных жирных кислот,  с избыточным потреблением калорий и соли; снижению степени риска способствует потребление большого количества сложных углеводов и пищевой клетчатки. В настоящее время широко обсуждается роль антиоксидантов, таких, как витамины Е, А (бета-каротин, ретиноиды) и С, а также минералов — селена, железа и кальция. Питание, способствующее развитию заболеваний,  характеризуется:

- чрезмерным потреблением общего жира, насыщенных жиров, холестерина , рафинированного жира, соли;

- недостатком полиненасыщенных и мононенасыщенных жиров, сложных углеводов и клетчатки, витаминов и минералов.

Нерациональное питание повышает риск развития сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и болезней обмена веществ. Потребление насыщенного жира и холестерина вызывает повышение уровня сахара  крови с развитием атеросклероза и тенденции к повышению агрегации тромбоцитов. Это приводит к ишемической болезни сердца, инсульту, заболеванию периферических артерий.

Потребление большого количества общих жиров, особенно насыщенных, и высокую общую калорийность рациона связывают с увеличением риска заболевания раком (груди, толстого кишечника и прямой кишки, матки и яичников), чрезмерное потребление соли — с возникновением рака желудка, недостаточное потребление клетчатки — с развитием рака толстого кишечника и груди.

Ожирение связывают с повышенным риском развития ряда заболеваний (инсулиннезависимого сахарного диабета, гипертонии, инсульта, некоторых видов рака и т. д.). Потребление йода с пищей — решающий фактор профилактики зоба и других синдромов, связанных с йододефицитом. Развитию остеопороза способствует низкое потребление кальция и витамина Д, особенно в подростковом возрасте. И, наконец, запоры и дивертикулез кишечника может предотвратить потребление с пищей сложных углеводов.

           За последние 20 лет почти повсеместно отмечается стабильный рост потребления жиров. Только некоторые южные страны еще пока не превысили рекомендуемый уровень. Северные и западные страны уже достигли уровня потребления около 40%, но в некоторых из них в настоящее время отмечается обратная тенденция. В южных странах, особенно, в странах Центральной и Восточной Европы и бывшего Советского Союза, которые начинали с низкого уровня потребления жиров, наблюдается быстрый рост их потребления. Так, по данным ЕНИЦПМ МЗ РФ, в питании российского населения жиры составляют 39% от общей калорийности рациона, углеводы — только 46%, а потребление холестерина с пищей — 450 мг в день и более. Слишком мало клетчатки и слишком много сахара и соли в питании населения — общая проблема для большинства стран.

Хронические  НИЗ (ССЗ, рак, ожирение, диабет)  школьников, наиболее тесно связанные с избыточным и несбалансированным питанием.