Главные вкладки

    Эмпатия - важнейшая задача в воспитании личности будущего медика

    Креславская Елена Ефимовна

     

    Пациент ждет от медика не только знаний, он ждет от специалиста еще понимания и уважения к своей личности. Способность к пониманию переживаний другого человека и сочувствия им называют эмпатией. Эмпатия (от греческого empatheia - сопереживание) - психологическое состояние понимания другого человека и сопереживания с ним [Малая медицинская энциклопедия, 1991-1996 гг.]. Особое значение приобретает эмпатия для специалистов помогающих профессий.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

      Креславская Елена Ефимовна

    преподаватель анатомии и физиологии

    ГБПОУ Департамента здравоохранения г. Москвы
    «Медицинский колледж № 1», Россия

    kreslav@yandex.ru

    Эмпатия - важнейшая задача в воспитании личности будущего медика.  

    Пациент ждет от медика набора знаний, чтобы правильно установить причину недомогания; владения специальными навыками, чтобы оказать адекватную помощь. Но кроме этих качеств он ждет от специалиста понимания и уважения к своей личности. Способность к пониманию переживаний другого человека и сочувствия им называют эмпатией. Эмпатия (от греческого empatheia - сопереживание) - психологическое состояние понимания другого человека и сопереживания с ним [Малая медицинская энциклопедия, 1991-1996 гг.]. Особое значение приобретает эмпатия для специалистов помогающих профессий.

    Помогающими по классификации академика Е. А. Климова называются такие профессии, для которых предметом труда является человек [Климов Е.А., 1993 г.]. В первую очередь к ним относят профессии педагога, психолога, и, безусловно, медицинского работника любого уровня. Для этих специалистов эмпатия – качество, определяющее характер человека.

    В последние годы деятельность медицинского работника претерпела сильные изменения; были открыты сложнейшие технологии в диагностике и лечении, требующие свободного владения приемами работы с информацией. Они расширили возможности медицинской помощи, но также и вызвали серьезную трансформацию во взаимоотношениях врача и пациента, когда живой осмотр, заменяется высокотехнологическим исследованием, а целебное слово медика – вереницей цифровых данных. Кажущаяся объективность полученных результатов не освобождает доктора от необходимости эмпатического отношения к своему пациенту. О. Ю. Богачёва пишет, что новейшие диагностические приемы не могут заменить личности врача, но порождают отчужденность врача и больного [Богачёва О. Ю., 2011].

    В медицинских профессиях эмпатия – это не просто эмоциональное движение, продиктованное жалостью к человеческим страданиям (эмоциональная эмпатия), но осознанный шаг в терапевтическом общении с пациентом (когнитивная эмпатия). Чтобы сознательно сопереживать больному человеку от медика требуется не только душевные силы, но и понимание терапевтического эффекта, которое приобретает слово, сказанное специалистом и наполненное желанием облегчить не только физические, но и психические переживания больного. Эмпатия в работе медика должна быть этическим принципом и важнейшей задачей в воспитании личности будущего медика. 

    В завершение приведем известную цитату из трактатов античных философов: «Нож, трава и слово - три кита, на которых стоит медицина».

    Библиография

    1. Богачёва О. Ю. Основные подходы американских психологов к проблеме эмпатии как профессионально важному качеству врача// Богачёва О. Ю. - Ярославский педагогический вестник – 2011 – № 4 – Том II (Психолого-педагогические науки), С. 275-280
    2. Климов Е.А., Развивающийся человек в мире профессий// Климов Е.А. -  Обнинск, 1993 г.
    3. Малая медицинская энциклопедия// — М.: Медицинская энциклопедия. 1991-1996 гг.