Главные вкладки

    здоровый образ жизни

    Креславская Елена Ефимовна

    статья содержит материал для конференции на тему: Здоровый образ зажизни  19.02.2018

    Ссылка в журнале Педагог: https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=8732

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon статья в ж. "Педагог"21.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    Здоровый образ жизни

    Теория вопроса:

    ВОЗ определяет здоровье человека как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней (http://www.who.int/about/ru/).

    Конечно генетические задатки, экологические условия проживания и уровень развития здравоохранения вносят весомый вклад в здоровье населения, но эти показатели напрямую от отдельно взятого человека не зависят.

    Образ жизни, который помогает сохранить это состояние на долгие годы, принято называть здоровым. Этот показатель своей жизни каждый разумный человек может регулировать сознательно, но лишь некоторые приходит к этому во взрослом возрасте путем осмысления своего мучительного опыта и понимания того, что причин нездоровья зависят в большей от самого человека.

    ВОЗ неоднократно указывает, что термина "идеальный образ жизни" не существует; для каждого отдельного случая он имеет свои особенности. А государство на основе полной информированности граждан обеспечивает им свободный выбор того образа жизни, который соответствует их представлениям и должно сделать его доступным для каждого. Только при этих условиях, можно требовать от гражданина выполнения своих обязательств по сохранению здоровья и предупреждению государственных расходов на его восстановление (Здоровье и образ жизни студентов; Учебное пособие//Под общ. ред. проф. Д.Н. Давиденко Федеральное Агентство по образованию, Санкт-Петербург. 2005.).

    По мнению специалистов, изучающих вопросы заболеваемости, образ жизни человека определяет состояние здоровья и продолжительность жизни человека более, чем на половину (Попов Г.В. Основы здорового образа жизни. 2009).

    История вопроса уходит в глубокую древность.

    Еще великий Гиппократ отмечал, что болезнь не связана с проявлением злобных сил, она является следствием нарушений гармонии питания, движения, отдыха и мыслей. Он считал, что для сохранения здоровья необходимы диета, режим и гимнастика. Ему приписывают высказывание о том, что, как суконщики чистят сукна, выбивая из них пыль, так гимнастика очищает организм (Марчукова Светлана, Медицина в зеркале истории, 2003).

     Список факторов, которые формируют здоровый образ жизни можно перечислять бесконечно, мы приведем основные.

    Факторы здорового образа жизни.

     Здоровый образ жизни складывается из многих показателей и затрагивает все стороны нашего бытия; мы объединили их на основании вовлеченности разных уровней личности (волевого, интеллектуального, эмоционального и физического) в следующие группы:

    • формирование информированности в вопросах здоровья;
    • формирование отрицательного отношения к вредным привычкам;
    • формирование культуры питания;
    • формирование культуры движения;  
    • формирования культуры режима работы и отдыха;
    • формирование культуры эмоций.

    Некоторые из этих позиций развиваются в семье, в качестве динамических стереотипов, другие создаются под влиянием осмысления опыта переживания жизненных ситуаций, но многие люди остаются глухи и слепы настолько, что во всех своих недомоганиях винят кого угодно (родителей, учителей, врачей, работу, жизнь и т.д.), только не себя.

    Способы формирования здорового образа жизни молодежи.

    Педагоги считают, что для формирования здоровых привычек, оптимальным возрастом является начало жизни; детство и юность - это время, когда складывается задатки образа жизни, которые человек будет считать самыми правильными. Именно к ним он будет стремиться в своей жизни.

    Самыми вкусными нам припоминаются блюда, приготовленные заботливыми бабушкиными и мамиными руками, самые беззаботные и радостные воспоминания – воспоминания детства, а самые верные друзья – из студенческих годов.

    Юношеский возраст сопровождается бурным развитием когнитивных способностей, в частности абстрактного мышления. Подросток - уже не ощущает себя ребенком, он все более глубоко начинает ощущать себя независимой личностью, отдельной от родителей, он мучительно ищет себя в этом мире. Тот образ жизни, который он для себя выберет, зависит от его окружения.  

    Молодежь, в особенности, учащиеся медицинских колледжей и вузов, должны осознать важность образа жизни для профилактики болезней еще во время своего обучения. Модель образа жизни сильно подвержена социальным влияниям, во многом зависит от референтной группы. То есть это не только медицинская, но и педагогическая проблема (Здоровье и образ жизни студентов; //Под общ. ред. проф. Д.Н. Давиденко, Санкт-Петербург. 2005.).  

    По роду профессиональной деятельности медики призваны поддерживать здоровье своих пациентов и объяснять им, в чем состоит вред малоподвижности, избыточного питания, курения и алкоголя. А зачастую все складывается с точностью до наоборот: студенты-медики, еще в обучении приучаются много курить, пьют алкоголь, недостаточно и некачественно отдыхают, нерационально строят свой питание.  Хотя они сами должны проникнуться идеями здоровья и его поддержания.

    Мы считаем, что лучший способ развития здоровых привычек у молодежи, - это предоставить им возможность почувствовать ответственность за здоровье своих сверстников, то есть выступать перед своими ровесниками, объясняя им принципы здоровья и долголетия. Ответы на вопросы слушателей формируют поиск нужной информации, которая в свою очередь, перестраивает их сознание (Креславская Е.Е. Оценка валеологических компетенций студента, М., 14 июля 2010 г., Москва, С. 191-194).

    Библиография

    1. ВОЗ официальный сайт; - http://www.who.int/about/ru/
    2. Здоровье и образ жизни студентов; Учебное пособие//Под общ. ред. проф. Д.Н. Давиденко Федеральное Агентство по образованию, Санкт-Петербург. 2005. https://books.ifmo.ru/book/159/zdorove_i_obraz_zhizni_studentov_/_uchebnoe_posobie..htm
    3. Креславская Е.Е. Оценка валеологических компетенций студента, Материалы Международной научно-практической конференции «Технологии построения системы образования с заданными свойствами», М., 14 июля 2010 г., С. 191-194.
    4. Марчукова Светлана, Медицина в зеркале истории, 2003 - http://bibliotekar.ru/421/index.htm
    5. Попов Г.В., Основы здорового образа жизни. Учебное пособие, ГОУ ВПО «Ивановский ГЭУ им. В.И. Ленина»; Иваново, 2009 - http://transform.ru/articles/html/13ot/ZOJ.htm