Рабочая программа "Профилактика ВИЧ-инфекции" - специальность стоматология ортопедическая

Рабочая программа "Профилактика ВИЧ-инфекции" - специальность стоматология ортопедическая

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_vich_zto.doc564.12 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«МедицинскИЙ КОЛЛЕДЖ №5»

ОП №2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.09. Профилактика ВИЧ-Инфекции

по специальности 31.02.05 Стоматология ортопедическая

квалификация выпускника: зубной техник

Москва

2017

РАССМОТРЕНА

на заседании ЦМК ОПД

Протокол № ___ от «___» _________ 201_ г.

Председатель ЦМК
_________/ ___________________

     Подпись                            ФИО

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования

по специальности

31.02.05 Стоматология ортопедическая (Приказ Минобрнауки России от 11.08.2014 N 972).

ОДОБРЕНА

Методическим советом

ГБПОУ ДЗМ «МК №5» ОП №2

Протокол №______

от «___» ___________ 201_ г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора ОУ ОП№2

___________/Л.С.Спирина/

«___» ___________ 201_ г.

Составитель:  

Корнеева Н.Ф.- преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №5»

Рецензент:

Фетисов А.А - преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №5»

2

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
  2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
  3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
  4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

3

1. Паспорт рабочей программы дисциплины ОП. 09.

«Профилактика ВИЧ-инфекции»

1.1 Область применения программы.

Рабочая программа дисциплины является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности

31.02.05 Стоматология ортопедическая

1.2 Место учебной дисциплины.

В структуре основной профессиональной образовательной программы дисциплина Профилактика ВИЧ-инфекции относится к циклу общепрофессиональных дисциплин:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения  в стандартных и нестандартных    ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиски и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Оказывать первую (доврачебную) помощь при неотложных состояниях.
ОК 12. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку
ОК 13. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 14. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных профессиональных целей.
ОК 15. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 1.1 Изготавливать съемочные пластиночные протезы при частичном отсутствии зубов;
ПК 1.2 Изготавливать съемные пластиночные протезы при полном отсутствии зубов;
ПК 1.3. Производить починку съемных пластиночных протезов.
ПК 1.4 Изготавливать съемные иммедиат-протезы;
ПК 2.1 Изготавливать пластмассовые коронки и мостовидные протезы.
ПК 2.2 Изготавливать штампованные металлические коронки и штампованно-паяные мостовидные протезы;
ПК 2.3 Изготавливать культевые штифтовые вкладки.
ПК 2.4 Изготавливать цельнолитые коронки и мостовидные зубные протезы;
ПК 2.5 Изготавливать цельнолитые коронки и мостовидные зубные протезы с облицовкой;

ПК 3.1 Изготавливать литые бюгельные протезы с кламмерной системой фиксации.
ПК 4.1 Изготавливать основные элементы ортодонтических аппаратов;

ПК 4.2 Изготавливать основные съемные и несъемные ортодонтические аппараты.

                                                                                 4

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

       2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

90

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

60

В том числе:

Лабораторные занятия

Практические занятия

                            24

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

30

В том числе:

1. Создание презентаций

2

2. Работа с учебными текстами, конспектом лекции, подготовка ответов

15

3. Составление таблицы и их заполнение

4

4. Графическая работа

3

Итоговая аттестация : экзамен

6

5


2.2. Тематический план и содержание дисциплины
ОП. 09 «Профилактика ВИЧ-инфекции»
Специальность 31.02.05 «Стоматология Ортопедическая»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Содержание учебного материала

Тема 1.
Общая характеристика ВИЧ-инфекции

Пандемия ВИЧ-инфекции

Эпидемия ВИЧ инфекции в Российской Федерации. Этапы развития эпидемии

Современные тенденции развития эпидемии ВИЧ-инфекции в РФ.

Динамика заболеваемости ВИЧ-инфекции в РФ

Динамика заболеваемости  ВИЧ-инфекции в г.Москве

Показатели летальности от ВИЧ-инфекции

Стратегия ЮНЭЙДС (Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИД).

Программа ВОЗ 90-90-90

Особенности распространения ВИЧ-инфекции в Африке, Европе, Азии и Океании.

Соотношение живущих ВИЧ/СПИДом и вновь инфицированных мужского и женского населения.

2

1

Самостоятельная работа.
Построить график:
«Динамика заболеваемости ВИЧ-инфекцией  в РФ»

1

1

Практическое занятие.
Морфология вируса иммунодефицита, стадии репродукции вируса, взаимодействие вируса с клетками организма человека.

2

1

Самостоятельная работа.
Подготовить таблицу «Этапы развития пандемии».

1

1

Содержание учебного материала

Тема 2.
Понятие об эпидемическом процессе при  инфекционных заболеваниях.

Определение звеньев эпидемического процесса
Звено эпидемического процесса - источник инфекции
Звено эпидемического процесса  - механизм передачи инфекции
Звено эпидемического процесса восприимчивое население
Интенсивность эпидемического процесса

2

1

     1

Самостоятельная работа.
Составить схему кровяного механизма передачи инфекции(гемоконтактного)

1

Практическое занятие.
Организация службы по борьбе с ВИЧ/СПИД в РФ.
Структура подразделений службы по профилактике и борьбе с СПИД.

Организация лечебно-диагностической помощи и диспансерного наблюдения за больными ВИЧ-инфекцией, СПИДом.

2

1

1

Самостоятельная работа.
Составить схему устройства центра по профилактике и борьбы с ВИЧ-СПИД в городе Москве.

1

Содержание учебного материала

Тема 3.
Понятие об инфекционном процессе

Особенности микроорганизма, позволяющие быть участником инфекционного процесса.
Особенности макроорганизма, позволяющие быть участником инфекционного процесса.
Специфические и неспецифические факторы защиты организма человека.
Периоды инфекционного заболевания.

2

1

Самостоятельная работа.
Составить графологическую схему неспецифических и специфических факторов защиты организма человека.

1

1

Тема 4.
Этиология ВИЧ-инфекции

Морфология вируса иммунодефицита человека.
Взаимодействие вируса иммунодефицита человека с клетками человека.
Структурные и неструктурные гены ВИЧ.
Жизненный цикл ВИЧ.
Распространение субтипов ВИЧ в мире.
Устойчивость вируса в окружающей среде.
Длительность сохранения вируса во внешней среде, и замороженном биологическом материале.

2

1

Самостоятельная работа.
Составить схему взаимодействия ВИЧ  с клетками организма человека.

1

1

Практическое занятие.
Жизненный цикл ВИЧ.
Морфология ВИЧ.
Взаимодействие вируса с клетками человека.
Устойчивость вируса к действию дезинфицирующих средств
Режимы  дезинфекции /стерилизации при ВИЧ-инфекции

2

1

Самостоятельная работа.
Подготовить схему «Жизненный цикл ВИЧ».

1

1

Содержание учебного материала

Тема 5.
Эпидемический процесс при ВИЧ-инфекции.

Источники ВИЧ-инфекции.
Уязвимые группы населения.
Механизм передачи ВИЧ-инфекции.
Пути передачи ВИЧ-инфекции – естественные и искусственные.
Восприимчивость к ВИЧ-инфекции.
Территории и группы населения наибольшего риска инфицирования и заболевания ВИЧ-инфекцией.

2

1

Самостоятельная работа.
Составить таблицу «Уязвимые группы население к ВИЧ-инфекции».

1

1

Практическое занятие.

Эпидемический процесс ВИЧ-инфекции в Московском регионе.

Динамика заболеваемости.

Возрастная структура заболевших,

Уязвимые группы. Динамика летальности.

Динамика заболеваемости у беременных

2

1

Самостоятельная работа.
Составить графологическую схему «Пути передачи ВИЧ-инфекции».

1

1

Содержание учебного материала

Тема 6.
Инфекционный процесс при ВИЧ-инфекции

Особенности  вируса  иммунодефицита человека, позволяющие быть участником инфекционного процесса.
Восприимчивость организма человека к вирусу иммунодефицита человека.
Уязвимые группы населения  к ВИЧ-инфекции
Социальные факторы, способствующие распространению ВИЧ-инфекции среди населения.

2

1

Самостоятельная работа. 
Составить график «Основные уязвимые по ВИЧ-инфекции группы населения 2016 года в г. Москве»

1

1

Содержание учебного материала

Тема 7.
Основы патогенеза ВИЧ-инфекции

Органы иммунной системы человека,
Иммунокомпетентные клетки.

2

1

Этапы иммунопатогенеза при ВИЧ-инфекции.
Цитопатическое действие ВИЧ на иммунокомпетентные клетки.
Нарушение системы иммунитета на разных стадиях ВИЧ-инфекции.
Многообразие клинических проявлений, обусловленное снижением числа СД4 Т-лимфоцитов.
Лимфоцитоз, подавление регенерации Т-лимфоцитов, аутоиммунные нарушения.

Самостоятельная работа.
Составить схему «Иммунный ответ по гуморальному типу

1

1

Практическое занятие.
Дотестовое и послетестовое консультирование.
Нормативные документы.
Основные положения документа: санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.5.2826-10(утвержденные  постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 11.01.2011 №1) “Профилактика ВИЧ-инфекции”.

    2

1

Самостоятельная работа.
Составить таблицу основные положения  СанПин,  3.1.5.2826-10 «Профилактика ВИЧ-инфекции».

1

1

Содержание учебного материала

Тема 8.
Классификация и клиническая проявление ВИЧ-инфекции

Стадии ВИЧ-инфекции по В.В. Покровскому
Первая стадия – инкубационная.
Вторая стадия  – первичных проявлений.
Третья стадия – субклиническая.
Четвертая стадия вторичных заболеваний.
Потеря массы тела менее 10%
Потеря массы тела более 10%
Кахексия
Стадия терминальная.
Поражение кожных покровов.
Поражение дыхательной системы.
Поражение желудка.
Гематологические и онкологические проявления ВИЧ-инфекции.
Почечные, кардиальные, эндокринные и ревматологические проявления ВИЧ-инфекции.
Международная классификация ВИЧ-инфекции.

2

1

Самостоятельная работа.
Выполнить проект: « Проявления кандидоза полости рта».

1

1

Практическая работа .
« Государственная стратегия противодействия распространения ВИЧ-инфекции РФ до 2020 г. и в дальнейшей перспективе».
Основные положения Государственной стратегии 2020 г.

2

1

Самостоятельная работа.
Составить таблицу: Целевые показатели реализации: “Государственная стратегия противодействия  распространения ВИЧ-инфекции в  России на период до 2020г. и дальнейшие перспективы. 20.10.16 № 2203-Р”

1

1

Содержание учебного материала

Тема 9.
Клиническая характеристика оппортунистических инфекций.

Грибковые инфекции часто встречающиеся: кандидоз , гистоплазмоз , криптококкоз .
Бактериальные инфекции,  часто встречающиеся : сальмонеллез, туберкулез.
Вирусные инфекции : цитомегаловирусная инфекция , герпетическая инфекция , опоясывающий герпес.
Опухолевые заболевания :  лимфома, саркома Капоши , лимфобластная саркома.

2

1

Самостоятельная работа.
Подготовить проект « Опухолевые заболевания при ВИЧ- инфекции».

1

1

Содержание учебного материала

Тема 10.
Особенности проявления ВИЧ-инфекции в полости рта.

Грибковые инфекции: кандидоз, гистоплазмоз, криптококкоз.
Бактериальные инфекции: линейная эритема, Макротический язвенный парадонтит, некротический стоматит.
Вирусные инфекции: простой герпес, опоясывающий герпес, цитомегаловирус  Эпштейна Бара, волосистая лейкоплакия

2

1

Самостоятельная работа.

Подготовить проект на тему « Грибковые поражения полости рта при ВИЧ-инфекции».

1

1

Содержание учебного материала

Тема  11.
Лабораторная диагностика ВИЧ-инфекции

Скрининговое обследование методом ИФА, выявление вирусоспецифических антител.
Экспресс диагностика ВИЧ-инфекции, специфичность и чувствительность.
Иммуноблот/референс, как подтверждающий тест.
Интерпритация результата Имунноблота.
Полимеразная цепная реакция в диагностике ВИЧ-инфекции для выявления ДНК ВИЧ в биологическом материале.

2

1

Самостоятельная работа.

Составить схему ПЦР

1

1

1

Практическое занятие .

Лабораторная диагностика ВИЧ-инфекции.

Порядок освидетельствования на антитела к ВИЧ.

Обязательное тестирование на антитела к ВИЧ.

Добровольное медицинское освидетельствование на ВИЧ-инфекцию.

ИФА в диагностике ВИЧ-инфекции( скрининговое обследование) .

Экспресс-методы в диагностике ВИЧ-инфекции.

Иммуноблотинг ( референс  обследование )ПЦР в диагностике ВИЧ-инфекции.

2

Самостоятельная работа.

Составить графологическую схему ИФА.

1

1

Содержание учебного материала

Тема  12.
Современные подходы к терапии ВИЧ инфекции

Антиретровирусная терапия схемы ВААРТ, основные группы препаратов. Механизм действия .
Антимикробная терапия.
Противогрибковая терапия.
Лечение вторичных и оппортунистических инфекций
Психосоциальная адаптация больных ВИЧ инфекцией

2

1

Самостоятельная работа.
Составить схему механизма действия ВААРТ

1

Практическое занятие.
Лечение ВИЧ-инфицированных ВААРТ.
Основные группы препаратов.
Механизм действия антиретровирусных препаратов.
Антимикробная терапия.
Противогрибковая терапия.

2

1

1

Самостоятельная работа.
Составить графологическую схему действия антибиотиков и противогрибковых препаратов.

1

Тема 13.
Порядок освидетельствования на ВИЧ-инфекцию.

Основные положения санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.5.2826-10(утвержденные  постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 11.01.2011 №1) “Профилактика ВИЧ-инфекции”, по порядку освидетельствования на ВИЧ-инфекцию:
Информированное согласие на проведение добровольного исследования на антитела ВИЧ.
Организация оповещения партнеров ВИЧ-инфицированных.

2

1

Самостоятельная работа.
Составить проект – “Действия медицинских работников при аварии в зуботехнической лаборатории”.

Практическое занятие.
Постконтактная профилактика ВИЧ-инфекции.
Документация, заполняемая при аварийной ситуации:

Акт о несчастном случае на производстве;
Заполнение журнала регистрации несчастных случаев на производстве.
Экстренная профилактика ВААРТ. Потенциального источника ВИЧ-инфекции и контактировавшегося лица.
Экспресс-диагностика. Потенциального источника ВИЧ-инфекции и контактировавшегося лица.
Диспансерное наблюдение за контактными.

2

Самостоятельная работа. 
 Подготовить проект “Состав аптечки экстренной профилактики ВИЧ-инфекции ”

1

Тема 14.
Профилактика заражения ВИЧ-инфекцией в стоматологии.

Санитарно-противоэпидемиологический режим в зуботехнической лаборатории.
Способы и методы дезинфекции, предстерилизации, стерилизации.
Утилизация изделий медицинского назначения.
Отраслевой стандарт. Стерилизация, дезинфекция изделий медицинского назначения. ОСТ 42–21–2–85.
Методические указания по предстерилизационной очистки изделий медицинского назначения (утв. Минздравом СССР от 08.06.1982 № 28-6/13).
Инструкция по очистке(мойке) и стерилизации стоматологических инструментов (утв. Минздравом СССР от 11.03.1977 № 1609–77).

2

1

Самостоятельная работа.
Подготовить схему утилизации изделий медицинского назначения в зуботехнической лаборатории.

1

Практическое занятие .
Контингенты, подлежащие обязательному освидетельствованию на ВИЧ-инфекцию.
Обследование доноров.
Обследование медицинского персонала.
Обследование призывников на военную службу.
Обследование иностранных граждан.

Обследование беременных женщин.
Обследование по медицинским показаниям.

2

1

Самостоятельная работа.  
Изучить нормативно-правовые документы определяющие порядок освидетельствования на ВИЧ-инфекцию.

1

Тема 15.
Постконтактная профилактика заражения ВИЧ-инфекцией после профессионального контакта.

Типы аварийных ситуаций:
Первая помощь при аварийной ситуации.
Мероприятия при ранениях, контактах с кровью и другими биологическими материалами.
Аптечка экстренной медицинской помощи
Лабораторное обследование участников аварийной ситуации.
Составление документации.
Химиопрофилактика антиретровирусными препаратами.
Диспансерное наблюдение.
Правовые аспекты.

2

1

Тема 16.
Организация службы по профилактике и борьбе со СПИД в системе здравоохранения РФ.

Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями: республиканские, областные, городские.
Принципы деятельности центра. Положение декларации о приверженности делу в борьбе с ВИЧ/СПИДом, принятые резолюцией 26/2 сессией Генеральной Ассамблеи ООН от 24.06.2001 г.
Функция центров по профилактике и борьбы со СПИДОм
Сбор данных о ВИЧ-инфицированных.
Проведение противоэпидемических мероприятий.
Лабораторная диагностика ВИЧ.
Оказание лечебной помощи ВИЧ-инфицированным лицам.

2

1

Практическое занятие.  
Лечение ВИЧ-инфицированных. ВААРТ.
Основные группы препаратов.

Механизм действия антиретровирусных препаратов.
Антимикробная терапия.
Противогрибковая терапия.

2

1

Тема 17.
Федеральный закон по профилактике ВИЧ-инфекции от 30.03.95 №38Ф3 «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека» .

Статьи федерального закона № 38 Ф3 от 30.03.1995
Гарантии государства.
Медицинская помощь ВИЧ-инфицированным.
Социальная поддержка ВИЧ-инфицированных и членов их семей.
Социальная поддержка лиц, подвергающихся риску. заражения вирусом ВИЧ при исполнении своих. служебных обязанностей.
Государственный контроль.
Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона.

2

Самостоятельная работа.
Составить таблицу: “Гарантий государства по вопросам профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции”.

1

Тема 18.
Санитарно-просветительная работа по профилактике ВИЧ-инфекции среди различных групп населения РФ.

Санитарно-просветительная работа.
Устные формы санитарно-просветительной работы – беседы, лекции
Письменные формы санитарно-просветительной работы – составление памяток санитарных бюллетеней, брошюр.
Особенности проведения сан. Просвет работы в уязвимых группах населения: с высоким риском заражения ВИЧ-инфекцией ( потребители инъекционных наркотиков, мужчины, имеющие сексуальные контакты с мужчинами, работники коммерческого секса)
Профилактика ВИЧ, общие подходы к профилактике заражения /ВИЧ, профилактика среди недифференцированного( общего) населения, индивидуальная профилактика заражения ВИЧ, профилактика ВИЧ среди специализированных групп населения, доступные для обучения организованные группы населения, профилактика среди особо уязвимых в малодоступных групп населения, профилактика среди потребителей инъекционных наркотиков, профилактика среди КСР , профилактика среди МСМ, диспансерное наблюдение и лечении людей , живущих с ВИЧ.

2

1

Самостоятельная работа.
Подготовить анкету об уровне информированности обучающихся колледжа по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции.
Провести анкетирование среди обучающихся первого курса по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции.

1

1

Практическое занятие.
1. Составление лекций, бесед по профилактике ВИЧ-инфекции среди обучающихся колледжа.
2. Составление памятки по профилактике ВИЧ-инфекции.
Подготовить письменные и устные материалы к Всемирному дню борьбы со СПИДОМ 1 декабря акция «СТОП-ВИЧ-СПИД».

2

1

1

Самостоятельная работа.
Составить памятку по теме: СТОП-ВИЧ-СПИД

1

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.-
ознакомительный( узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.- репродуктивный( выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3.-продуктивный( планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

           Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета основ микробиологии и иммунологии.

 Оборудование учебного кабинета:

1. Мебель и стационарное оборудование

-   доска классная;

-   стол и стул для преподавателя;

-   столы и стулья для студентов;

-   книжный шкаф;

-   шкафы для инструментов и приборов.

2. Учебно-наглядные пособия

-   плакаты, слайды, фотографии;

-   муляжи колоний бактерий, грибов на чашках Петри;

-   микропрепараты бактерий, грибов, простейших;

-   образцы бланков направлений на микробиологические исследования, регистрации результатов проведенных исследований и др.;

-   плакаты и другие средства наглядной агитации, используемые в профилактической деятельности.

3. Аппаратура и приборы.

-   микроскопы с иммерсионной системой;

-   термостат для культивирования микроорганизмов.

4. Лабораторные инструменты, посуда, реактивы, питательные среды, обеспечивающие проведение практических занятий.

Технические средства обучения:

-   компьютер;

-   интерактивная доска;

-   мультимедийное оборудование;

-   программное обеспечение для пользования электронными образовательными ресурсами.

3.2. Информационное обеспечение обучения

         Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Борисов Л.Б.

Микробиология, иммунология, вирусология. Издательство: МИА, 2005.

2. Воробьев А.А.        

Медицинская и санитарная микробиология: Учеб. Пособие для студ. высш. мед. учеб. заведений / А.А.Воробьев, Ю.С.Кривошеин, В.П.Широбоков.-М.: Издательский центр «Академия», 2003.

3. Воробьев А.А., Быков А.С.

Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. –М.: Медицинское информационное агентство, 2003.

4. Воробьев А.А.

Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. Издательство: МИА, 2008.

5. Сбойчаков В.Б.

Санитарная микробиология. Учебное пособие. Издательство: ГЭОТАР- Медиа, 2007.

6. Тец В.В.

Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. – Изд. 2-е, перераб. И доп. – М.; Медицина, 2002.

Дополнительные источники:

1. Алешукина А.В.

Медицинская микробиология: Учебное пособие. – ростов н/Д: Феникс, 2003.

2. Г.Р. Бурместер

Наглядная иммунология. – М.: БИНОМ. Лаборотория знаний, 2007

3. Ворбьев А.А., Быков А.С., Бойченко М.Н.

Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: учеб. для студентов мед. вузов. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Мед. информ. Агентство, 2006

4. Кипайкин В.А., Рубашкина Л.А.

Эпидемиология: Учебное пособие для студентов медицинских училищ и колледжей. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002.

5. Коротяев А.И., Бабичев С.А.

Медицинская микробиология и вирусология. Издательство: СпецЛит, 2008.

6. Кулешова Л.И., Пустосветова Е.В., Рубашкина Л.А.

Инфекционный контроль в лечебно-профилактических учреждениях. Серия «Медицина для вас». Ростов н/Д: «Феникс», 2003.

7. Лабинская А.С., Блинкова Л.П., Ещина А.С.


Основные источники:

Зверев В.В., Бойченко М.Н. Основы микробиологии и иммунологии: учебник для медицинских училищ и колледжей. – М.; ГЭОТАР-Медиа, 2014 г.  

Методические рекомендации МР 3.1.0087-14 «Профилактика заражения ВИЧ» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 18 марта 2014 г.)
8 апреля 2014

Дополнительные источники:

  1. Основы микробиологии и иммунологии (Для СПО) Сбойчаков В.Б., Москалев А.В., Карапац М.М., Клецко Л.И. издательство КноРус 2017г.
  2. Приказ МЗ СССР от 10.06.1985г. № 770 «О введение в действие отраслевого стандарта » ОСТ 42.21-285
  3. Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения. Методы стерилизации и режимы.
  4. Приказ МЗ и социального развития РФ от 5.12.2015 г. № 757 «О неотложных мерах в организации обеспечения лекарственными препаратами больных ВИЧ-инфекции»
  5. Методические рекомендации «Предупреждение заражения, в том числе медицинских работников, вирусом иммунодефицита человека на рабочем месте» утверждены МЗ и социального развития РФ 06.08.2007 № 5961-PX
  6. И.Ерамова, С.Матич, М.Мюнз «Постконтактная профилактика ВИЧ-инфекции. Лечение и помощь при ВИЧ/СПИД» 2007г.
  7. ФЗ №38-ФЗ от 30.03.1995г. «О предупреждении распространения в РФ заболеваний вызываемого ВИЧ(ВИЧ-инфекция)»
  8. Катаева В.А. «Профилактика ВБИ в стоматологических поликлиниках. Учебное пособие для студентов стоматологических факультетов» Москва 1989 г. 20с
  9. Шуков В.С., Рюмина И.И. «Безопасность на рабочих местах в ЛПУ»
  10. Приказ МЗ и медицинской промышленности РФ от 19.12.2003 г. №606 «Об утверждении инструкции по профилактике передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку и образца информированного согласия на проведение химиопрофилактики ВИЧ»

Интернет-ресурсы:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F% - Портал Микробиология и иммунология
  2. http:/studentmedic.ru/shpory.php?view=128 – Шпаркалка по микробиологии
  3. http:/mikrobiki.ru/mikrobiologiya/osnovy-mikrobioligii-i-immunologii/osnovy-mikrobiologii-virusologii-i-immunologii.html – Микробы и человек
  4. http:/micro.moy.su/publ/vvedenie/vvedenie_v_mikrobiologiju/razvitie_mikrobioligii/1-1-0-1 – История развития микробиологии.


4.Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирование, а так же выполнение обучающими индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)

Освоенные компетенции

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь проводить забор, транспортировку и хранение материала для микробиологических исследований.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения  в стандартных и нестандартных    ситуациях и нести за них ответственность.
ПК 1.1 Изготавливать съемочные пластиночные протезы при частичном отсутствии зубов;
ПК 1.2 Изготавливать съемные пластиночные протезы при полном отсутствии зубов;
ПК 1.3. Производить починку съемных пластиночных протезов.

Решение ситуационных задач, демонстрация практических действий по забору и упаковке, разных инфекционных материалов и составление сопроводительных документов.
Решение ситуационных задач по технике безопасности и действиям в нестандартных ситуациях.

Уметь проводить простейшие микробиологические исследования.

ОК 4. Осуществлять поиски и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ПК 1.4 Изготавливать съемные иммедиат-протезы;
ПК 2.1 Изготавливать пластмассовые коронки и мостовидные протезы.

Демонстрация практических действий по приготовлению, окраске и микроскопического исследования препаратов.
Демонстрация практических действий по проведению реакции экспресс диагностики.

Уметь дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ПК 2.2 Изготавливать штампованные металлические коронки и штампованно-паяные мостовидные протезы;
ПК 2.3 Изготавливать культевые штифтовые вкладки.

Выполнение заданий по определению принадлежности микроорганизмов к бактериям по рисункам, фотографиям. Муляжам морфологии и культурных свойств. Выполнение заданий по определению принадлежности бактерий к грамм (+)/грамм(-) коккам, палочкам, извитым формам в микропрепаратах.
Демонстрация умения отличать по культуральным свойствам кишечную палочку(на ср.Эндо), стафилококки(на желточно-солевом агаре) и другие микроорганизмы при их культивировании на элективных средах. Выполнение тестовых заданий.

Уметь осуществлять профилактику распространения различных инфекций.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ПК 2.4 Изготавливать цельнолитые коронки и мостовидные зубные протезы;
ПК 2.5 Изготавливать цельнолитые коронки и мостовидные зубные протезы с облицовкой;
ПК 3.1 Изготавливать литые бюгельные протезы с кламмерной системой фиксации.

Подготовка агитационных материалов, презентаций на электронном носителе. Составление текста бесед по профилактике ВИЧ-инфекции для разных групп населения.
Выступление с беседами по вопросам профилактики распространения инфекционных заболеваний: школах, ЛПУ, учебных группах и др.(справка с места проведения беседы.

Знать роль микроорганизмов в жизни человека и общества

ОК 11. Оказывать первую (доврачебную) помощь при неотложных состояниях.
ОК 12. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ПК 4.1 Изготавливать основные элементы ортодонтических аппаратов;
ПК 4.2 Изготавливать основные съемные и несъемные ортодонтические аппараты.

Составление рефератов по истории и развитию науки микробиологии, о современных достижениях иммунологии.

Знать основы эпидемиологии  и пути заражения ВИЧ-инфекции

ОК 13. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 14. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных профессиональных целей.
ОК 15. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 5.1 Изготавливать основные виды челюстно-лицевых аппаратов при дефектах челюстно-лицевой области;
ПК 5.2 Изготавливать лечебно-профилактические челюстно-лицевые аппараты (шины).

Подготовка и проведение бесед по профилактике распространения ВИЧ-инфекции среди населения.
Составление алгоритма действий зубного техника при аварийной ситуации на рабочем месте.