Проекты

Проекты

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Нижневартовский медицинский колледж»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Технология проблемного обучения как средство формирования общих и профессиональных компетенций у обучающихся»

Автор: Югова Мария Александровна

Преподаватель ПМ.02 МДК.02.01 Раздел 1. «Проведение сестринского ухода в терапии» БУ «Нижневартовский медицинский колледж»

2017 г

Содержание

1.

Краткая аннотация проекта.

3

2.

Инновационная направленность проекта

3

3.

Обоснование необходимости  проекта

3

4.

Цели и задачи проекта

4

5.

Содержание проекта

7

6.

Механизмы  реализации педагогического проекта

13

7.

Ресурсы

25

8.

Партнёры

26

9.

Целевая аудитория

26

10.

План реализации проекта

27

11.

Мониторинг результативности внедрения педагогического проекта

29

12.

Ожидаемые результаты и социальный эффект

30

13.

Критерии эффективности

30

14.

Перспективы дальнейшего развития проекта

31

15.

Источники информации

32

Приложение № 1. Пример решения проблемно-ситуационной задачи

34

Приложение № 2. Пример решения задачи по неотложному состоянию

38

Приложение № 3. Примеры проблемных вопросов по теме «Язвенная болезнь»

40

Приложение № 4. Дидактические игры по разделу «Проведение сестринского ухода в терапии»

41

Приложение № 5. Рекомендации обучающимся при разработке интеллект -карты

45

Приложение № 6. Примеры интеллект - карт

47

Приложение № 7. Тематика курсовых и дипломных работ по разделу «Проведение сестринского ухода в терапии»

48

Приложение № 8. Задачи проблемного характера

49

Краткая аннотация проекта

         Педагогический проект «Технология проблемного обучения как средство формирования общих и профессиональных компетенций у обучающихся» представляет собой комплекс аудиторных и внеаудиторных занятий (выполнение проектов по отдельным темам раздела, курсовых, дипломных работ, занятия с использованием технологии проблемного обучения технологии). Проект направлен на формирование общих и профессиональных компетенций у обучающихся, посредством проблемного обучения. Срок реализации проекта – долгосрочный.

Инновационная направленность проекта:

- практико-ориентированная: создание обучающимися наглядных  пособий (буклетов, санитарных бюллетеней, памяток для населения), составление бесед с пациентами и населением по профилактике  по заболеваниям внутренних органов в рамках компетенций медицинской сестры;

- формирование общих и профессиональных компетенций будущих медицинских сестер в рамках реализации ФГОС;

- приобретение  обучающимися практического опыта с использованием технологии проблемного обучения в проектной технология (выполнение курсовых, дипломных работ).

Обоснование необходимости проекта

        Приоритетной задачей современного здравоохранения является достижение высокого профессионального уровня медицинских работников. В утвержденной «Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года» отмечена потребность в медицинских специалистах «соответствующих новым требованиям к профессиональной деятельности» (р. 4, с. 28). Многочисленные изменения, произошедшие в последние годы в практике сестринского дела, доказывают прямую связь между профессионально-квалифицированной деятельностью медицинских сестер и эффективностью лечения пациентов. Эксперты практического здравоохранения отмечают, что зачастую в условиях профессиональной среды, будущие медицинские сестры сталкиваются с трудностями при выполнении разноплановой практической деятельности, имея при этом достаточно высокий уровень теоретической подготовленности. Поэтому успешность профессиональной деятельности медицинской сестры возлагает высокие требования к ее компетентности в практической деятельности. Предъявляемые требования практического здравоохранения ставят перед системой профессионального образования задачу применения инновационных методов обучения, таких как технология проблемного обучения. Данная педагогическая технология будет способствовать сближению процесса обучения с реальной профессиональной средой.

Цели и задачи проекта

         Цель проекта: создание условий для формирования общих и профессиональных компетенций посредством технологии проблемного обучения.

        Объект – формирование общих и профессиональных компетенций у обучающихся на занятиях по терапии.

       Предмет – организация проблемного обучения, в процессе которого развивается познавательная активность и формируются общие и профессиональные компетенции обучающихся. Гипотеза проекта основана на предположении о том, что если в системе использовать  технологию проблемного обучения, то можно создать условия для формирования общих и профессиональных компетенций у будущих медицинских сестёр.

         Задачи проекта:

1. Изучить и проанализировать различные информационные источники по теме проекта.

2. Создать благоприятную и мотивирующую на учебу психологическую атмосферу, способствующую формированию у обучающихся мотивации к учению, творческой самостоятельной инициативы.

3. Использовать технологию проблемного обучения в учебном процессе, направленную на формирование  у  обучающихся общих и профессиональных компетенций.

4. Сформировать банк компетентностно-ориентированных заданий для обучающихся по разделу «Проведение сестринского ухода в терапии».

5. Разработать контрольно-измерительные материалы, контрольно-оценочные средства для проведения экзамена (квалификационного) по ПМ. 02 МДК.02.01 Раздел 1. «Проведение сестринского ухода в терапии».

6. Составить методические разработки для преподавателей для проведения проблемных лекций, практических занятий.

 7. Составить методические разработки для обучающихся, с использованием технологии проблемного обучения.

Решение поставленных задач достигается путем реализации составляющих проекта:

Структура педагогического проекта:

1. Использование технологии проблемного обучения на аудиторных занятиях с использованием инновационных технологий - проблемные задачи, проблемный вопрос,  проблемные ситуации.

 2. Использование технологии проблемного обучения при выполнении самостоятельной работы - решение проблемных задач, использование ментальных карт при решении проблемных ситуаций, метод проектов.

3. Использование технологии проблемного обучения при проведении экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю, используя технологию проблемного обучения.

Основные принципы, на которых основывается проект:

1.Принцип ориентированности на целевое  формирование общих и профессиональных компетенций

2. Принцип добровольности: использование проектов на практических занятиях, проводится добровольно и ориентировано на право выбора личности.

3. Принцип открытости информации.

4. Принцип связи обучения с практикой.

5. Принцип взаимообусловленности обучения и воспитания.

 4. Принцип доступности.

5. Принцип непрерывности- применение всех форм проблемного обучения на протяжении учебного года

6. Принцип сознательности и активности обучающихся в обучении.

7. Принцип прочности.

Этапы педагогического проекта:

Проект «Технология проблемного обучения как средство формирования общих и профессиональных компетенций у обучающихся» состоит из 3 этапов и рассчитан на 6 лет: с 01.09.2009 г. по 01.07.2016 г.

  1. Первый этап:
  • постановка проблемы, цели и задач проекта;  
  • изучение научной литературы по технологии проблемного обучения;
  • изучение Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства Здравоохранения и науки №589 от 12.11.2009г по специальности 060501 «Сестринское дело»
  •  разработка и внедрение критерий оценки эффективности проекта

2. Второй этап:

  • использование технологии проблемного обучения для формирования общих и профессиональных компетенций у обучающихся

3. Третий этап:

  • Проведение анализа и оценка эффективности проекта по использованию технологии проблемного обучения;
  • Корректировка плана реализации проекта;

  • Разработка кейс-ситуаций по разделу «Проведение сестринского ухода в терапии»;
  • Составление методических разработок для обучающихся, преподавателей

Ожидаемый результат:

Подготовка мотивированного квалифицированного медицинского работника.

Содержание проекта

        Проблемное обучение – способ организации активного взаимодействия субъектов образовательного процесса с проблемно представленным содержанием обучения.

         В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи (1859—1952), который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. Методы, приемы, новые принципы обучения, применявшиеся в этой школе, не были теоретически обоснованы и сформулированы в виде концепции, но получили распространение в 20-30 годах XX века. В СССР они также применялись и даже рассматривались как революционные, но в 1932 году были объявлены прожектерством и запрещены.

         В процессе проблемного обучения обучающиеся учатся видеть объективные противоречия науки, социальной и профессиональной практики и находить способы их разрешения, учатся мыслить, вступать в отношения продуктивного общения, творчески усваивать знания.

        Проблемное обучение получило свое название в связи с тем, что его моделирование направлено на создание инновационной познавательной среды.

 В отечественной психолого-педагогической литературе 70-гг. XX в. проходили интенсивные дискуссии о сущности и возможностях проблемного обучения. Главным был вопрос: является ли оно новым типом (видом) обучения, особым дидактическим принципом, либо сводится к педагогическому приему активизации познавательной деятельности в рамках любого типа обучения?

       Педагогические исследования в области проблемного обучения шли по нескольким направлениям:

- в области теории проблемного обучения (М.Н. Скаткин, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, В. Оконь и другие);

- в области теории проблемного обучения в высшей школе (С.И. Архангельский, Ю.Н. Емельянов, Ю.Н.  Кулюткин, А.А. Вербицкий и др.);

- в области методики проблемного обучения (Н.Г. Дайри и др.);

- в области психологических основ проблемного обучения (Д. Брунер, Л.М. Фридман и др.);

- в области способов применения проблемного обучения в целях воспитания познавательных потребностей и интересов (А.К. Маркова, Т.И. Щукина и др.).

        Преимущества проблемного обучения очевидны, поскольку оно учит обучающихся мыслить научно, диалектически, развивает их мыслительные способности, коммуникативные компетенции, технику аргументации, тем самым повышая познавательный интерес и творческую активность.

       Практическая значимость проблемного обучения в том, что оно успешно реализуется обучающимися, обладающими разными познавательными возможностями по всем дисциплинам и на всех этапах обучения. Проблемное обучение можно рассматривать как технологию, поскольку оно направлено на активное получение обучающимися знаний, формирование у них приемов исследовательской познавательной деятельности, на приобщение обучающихся к научному поиску, творчеству, на воспитание профессионально значимых качеств личности, овладение профессиональными компетенциями.

       Его цель – педагогическое управление активной поисковой деятельностью обучающихся.

       Отличие проблемного обучения от других технологий заключается в том, что, во-первых, здесь функционально задействована полная структура учебной деятельности и, во-вторых, в проблемном обучении доминируют этап построения модели действий и самостоятельный выбор субъектом способов решения.

 Особенности технологии проблемного обучения:

1. Проблемное обучение – это результативное обучение, так как оно связано с развитием активности, сознательности, самостоятельности обучающихся, воспитанием творческого подхода в профессиональной деятельности. Благодаря проблемному обучению выпускник колледжа приобретает знания по медицине, выстраивает систему по повышению квалификации путём постоянного саморазвития.

2. Проблемное обучение – это личностное ориентированное обучение, поэтому его итогом являются рождение и развитие профессионального самоопределения, отвечающего профессиональным задачам труда выпускников.

3. Проблемное обучение – это исследовательское обучение. Особенность его состоит в том, что управляемая педагогом учебная работа должна отражать поисковую деятельность обучающихся и рефлексивное отношение к собственной деятельности.

        Основу проблемного обучения составляет принцип проблемности. Проблемность реализуется в содержании учебного материала и в процессе его развертывания в учебной деятельности. Это содержание проектируется преподавателем в виде системы учебных проблем, которые отражают реальные противоречия науки, практики и самой учебной деятельности. В связи с этим ее базу составляют конкретные методы, подчиненные целям развития. Благодаря этому принципу проблемными могут быть лекция, практические занятия, рассказ, беседа, вопрос. Проблемность может быть свойственна разным этапам учебного занятия: изложению нового материала, контролю за усвоением знаний и умений, системе заданий для самостоятельной работы.

Выделяют 4 уровня проблемного обучения с учётом применяемых методов обучения:

1) проблемное изложение материала;

2) создание проблемной ситуации и включение в ее решение обучающихся;

3) создание проблемной ситуации преподавателем, а решение ее – область самостоятельной деятельности обучающихся;

4) усмотрение проблемы самими обучающимися на основе поставленных преподавателем целей.

        На всех перечисленных уровнях применяются три основных метода: исследовательский, поисковая беседа, проблемное изложение материала. Все эти методы объединяет обучение посредством решения проблем, а различаются они степенью самостоятельности поисковой деятельности обучающихся.

        Проблемное обучение выражается в системе проблемных вопросов, ситуаций, задач и имеет специальную методику педагогического управления.

Центром проблемного обучения является проблемная ситуация, которую обучающимся надлежит решить.

         Проблемная ситуация выполняет познавательную функцию, порождает познавательный поиск и открытие, стимулирует познавательную мотивацию, клиническое мышление будущих медицинских сестёр.

        В целом под проблемной ситуацией понимается соотношение противоречивых внешних и внутренних обстоятельств и условий деятельности человека или группы, не имеющих однозначного решения, поскольку человек испытывает состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у него при невозможности объяснить, понять факт действия прежними, знакомыми ему способами.

         Основа создания проблемной ситуации – противоречие. Учебная ситуация становится проблемной, если ее характеристики воспринимаются и оцениваются субъектом с точки зрения его целей и ценностей.

        Признаками проблемной ситуации, в том числе и учебной проблемной ситуации, становятся: переживание интеллектуального затруднения; вопрос, заданный человеком самому себе или другим о неизвестном знании, способе или необходимом условии действия.

Выделяют следующие компоненты проблемной ситуации:

1) предмет познания, т.е. содержание обучения;

2) субъект обучения, т.е. преподаватель;

3) субъект познания, т.е. обучающийся;

4) познавательная потребность обучающегося;

5) процесс мыслительного взаимодействия с усваиваемым предметным содержанием;

6) мысленный или внешний контакт преподавателя с обучающимися по поводу этого содержания.

        Дидактическими условиями построения проблемных ситуаций являются: анализ современной науки и практики (медицина); программное содержание учебного материала (т.е. проведения сестринского ухода в терапии) и межпредметных связей (дисциплины: фармакология, анатомия и физиология человека и др.); профессиональные функции; сфера профессиональной деятельности (здравоохранение); операциональный состав профессиональных действий будущих медицинских сестёр (алгоритмы, стандарты выполнения простых и сложных медицинских услуг).

        Основные этапы познавательной деятельности при решении проблемной ситуации – это осознание проблемы; разрешение проблемы; проверка решения.

Методические приемы создания проблемных ситуаций:

- подвести обучаемых к противоречию и предложить им самим найти способ его реализации;

- столкнуть противоречия практической действительности;

- изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- предложить обучающимся рассмотреть явления с различных позиций;

- побуждать обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

- поставить конкретные вопросы, ориентирующие обучающих на обобщение и логику рассуждений;

- определить проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские).

Неопределенность в учебной ситуации может быть представлена как вопрос, как проблема и как задача.

        Проблемный вопрос всегда содержит некоторую информацию, утверждающую что-либо, и собственно вопрос – требование. Примеры формулировок проблемных вопросов представлены в приложении № 3. Обучающийся в поиске ответа на вопрос разбирает ситуацию, взаимодействует с объективными компонентами ситуации и другими обучающимися в направлении разрешения проблемной ситуации.

Проблемные вопросы типа: «Как вы понимаете…?», «Объясните…?», «В чём состоят сложности..?», «Каковы проблемы…?»- указывают на существо учебной проблемы и область поиска еще неизвестного знания, отношения, способа действия.

       Проблемная ситуация является дидактическим условием для выдвижения и формулировки учебной проблемы.

Организуя учебную проблему, преподаватель обращает внимание на ее формулировку. Проблему можно формулировать и как выражение цели: «Составить план сестринского ухода за пациентом при циррозе печени».

Педагогическое моделирование учебной проблемы в процессе обучения связано с действиями:

1) педагогической разработкой конкретной задачи обучения и воспитания;

2) анализом содержания учебного материала;

3) анализом подготовленности обучающихся и определения уровня их операциональных знаний, умений, навыков, а также их психологической готовностью;

4) установлением соответствия между уровнем сложности учебной проблемы и подготовленностью обучающихся к ее решению.

После этих подготовительных действий преподаватель осуществляет:

1) формулирует проблему в виде вопроса или задания;

2) проектирует педагогическое управление решением учебной проблемы со стороны обучающихся, составляет инструктивную часть задания;

3) создаёт методический аппарат по корректировке ошибок, неточностей, которые могут быть допущены обучающимися, - составляет систему индивидуальных дополнительных заданий и вопросов для выявления неправильно выполненных действий обучающихся;

4) организует самоконтроль обучающихся за выполнением работы посредством вопросов и заданий;

5) проверяет выполнение обучающимися работы; организует обсуждение и  дискуссию по результатам работы; вводит в учебно-педагогический процесс педагогическую коррекцию ошибок.

Механизмы реализации педагогического проекта

Основными направлениями достижения поставленной цели проекта считаю:

1. Реализация программы ПМ.02 МДК.02.01 Раздел «Проведение сестринского ухода в терапии» 2-3 курс.

2. Использование технологии проблемного обучения, направленного для формирования познавательной активности.

3. Формирование общих и профессиональных компетенций на занятиях по терапии через проблемное обучение.

Использование технологии проблемного обучения по терапии

      В моей педагогической деятельности технологии проблемного обучения были апробированы  в курсе ПМ. 02 МДК.02.01 раздела 1 «Проведение сестринского ухода в терапии». Используются основные формы проблемного обучения:

 - проблемное изложение учебного материала;

 - частично-поисковая деятельность;

 - самостоятельная исследовательская деятельность.

Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы отличаются от не проблемных тем, что скрытая в них проблема требует не однотипного решения, то есть, готовой схемы решения в прошлом опыте нет.

С помощью проблемной лекции обеспечивается достижение трех основных дидактических целей:

1.  Усвоение обучающимися теоретических знаний.

2.  Развитие клинического мышления.

3. Формирование познавательного интереса к содержанию учебного дисциплины и профессиональной мотивации будущего специалиста.

Успешность достижения цели проблемной лекции обеспечивается взаимодействием преподавателя и обучающихся. В сотрудничестве с преподавателем обучающиеся узнают новые знания, постигают теоретические особенности профессии «медицинская сестра».

Проблемная лекция строится таким образом, что познания обучающихся приближаются к поисковой, исследовательской деятельности. Здесь участвуют мышление обучающихся  и их личностное отношение к усваиваемому материалу.

В течение лекции мышление обучающихся происходит с помощью создания преподавателем проблемной ситуации до того, как они получат всю необходимую информацию, составляющую для них новое знание. Таким образом, обучающиеся самостоятельно пробуют найти решение проблемной ситуации.

Лекция строится таким образом, чтобы обусловить появление вопроса в сознании обучающегося. Учебный материал представляется в форме учебной проблемы. Она имеет логическую форму познавательной задачи, отмечающей некоторые противоречия в ее условиях и завершающейся вопросами, которые это противоречие объективирует. Для проблемного изложения отбираются важнейшие темы раздела «Проведение сестринского ухода в терапии», которые составляют основное концептуальное содержание учебной дисциплины, являются наиболее важными для будущей профессиональной деятельности и наиболее сложными для усвоения обучающимися.

Учебные проблемы должны быть доступными по своей трудности для обучающихся, они должны учитывать познавательные возможности обучаемых, исходить из изучаемого предмета и быть значимыми для усвоения нового материала и развития личности - общего и профессионального.

В условиях проблемной лекции происходит устное изложение материала диалогического характера. С помощью соответствующих методических приемов (постановка проблемных и информационных вопросов, выдвижение гипотез и их подтверждение или опровержение, обращение к обучающимся за помощью и др.) преподаватель побуждает обучающихся к совместному размышлению.

Необходимо выполнение двух взаимосвязанных условий:

1. Реализация принципа проблемности при отборе темы для проблемной лекции.

2. Реализация принципа проблемности при развертывании этого содержания непосредственно на лекции.

Первое достигается разработкой преподавателем системы познавательных задач - учебных проблем, отражающих основное содержание учебного предмета; второе - построением лекции как диалогического общения преподавателя со студентами.

Диалогическое общение может строиться как живой диалог преподавателя с обучающимися по ходу лекции на тех этапах, где это целесообразно, либо как внутренний диалог (самостоятельное мышление), что наиболее типично для лекции проблемного характера. Во внутреннем диалоге обучающиеся вместе с преподавателем ставят вопросы и отвечают на них или фиксируют вопросы в конспекте для последующего выяснения в ходе самостоятельных заданий, индивидуальной консультации с преподавателем или на практическом занятии.

С помощью сочетания проблемных и информационных вопросов преподаватель может учитывать и развивать индивидуальные особенности каждого обучающегося. Необходимо вопросы сформулировать так, чтобы обучающийся, отвечая на них, проявил сообразительность и показал истинное знание  учебного материала. Отвечая на вопросы, обучающийся не только должен объяснить, почему он так решил, но и обосновать свой ответ. Только в этом случае будет повышаться активизация знаний обучающихся (приложение № 3. Примеры проблемных вопросов по теме «Язвенная болезнь»).

Проблемные лекции обеспечивают познавательную активность обучающихся, способствуют лучшему усвоения теоретического материала, формируют коммуникативные компетенции.

Проблемные ситуации

Проблемные ситуации – это документированная модель пациента в виде задачи, требующей для правильного решения:

1) Самостоятельных рациональных операций мышления с представленными условиями решения.

2) Самостоятельного вывода о достаточности или недостаточности имеющихся условий для решений задачи.

3) Профессионального умения быстро, рационально и правильно добывать недостающие для решения исходные данные.

4) Профессионального умения быстро, рационально трактовать полученную информацию.

5) Профессиональных умений быстро, рационально и правильно определить:

- нарушенные потребности;

- проблемы пациента (настоящие, приоритетные, потенциальные);

- поставить краткосрочные и долгосрочные цели;

- составить план сестринского ухода;

Пример решения проблемно-ситуационной задачи представлен в приложении № 1.

Во всех ситуационных задачах велика роль преподавателя. Чем короче задание, тем больше информацию необходимо переработать обучающимся.

Медицинская сестра должна самостоятельно мыслить для того, чтобы правильно решить проблемы пациента, возникающие при заболевании. Для составления плана сестринского ухода нужно изучить материал по данному заболеванию, иногда из нескольких информационных источников. Это способствует развитию познавательной активности, клиническому мышлению, прочному усвоению учебного материала.

Следующий вид задачи, используемый на занятии по терапии - это диагностическая задача.

Диагностическая задача - документированная исходная модель пациента с описанием субъективных и объективных симптомов. Задача должна возбуждать операции мышления с конкретными критериями для решения конкретных вопросов. Цель ее – определение, например, неотложного состояния, которое может возникнуть при заболевании у пациента. В условие задачи включается данные исследования. Пример задачи по неотложному состоянию представлен в приложении 2.

Данные неигровые методы позволяют сформировать у будущих медицинских сестер общие (ОК): 

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности и профессиональные (ПК):

ПК. 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК.2.2Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействие с участниками лечебного процесса.

ПК. 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК. 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами его использования.

ПК. 2.5. Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК. 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК. 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК.2.8. Оказывать паллиативную помощь.

         Определенным итогом работы по  использованию технологий проблемного обучения явилось создание банка проблемно-ситуационных задач.

Проведение  исследовательской работы студентами

          Проведение  исследовательской работы позволяет  самостоятельно пополнять свои знания, развивать индивидуальные творческие способности, глубоко вникать в изучаемую проблему, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению, что важно при формировании мировоззрения. Основа обучения – его связь с непосредственным индивидуальным опытом, соотнесенность с жизненным контекстом, который выступает как отправной момент и важнейший источник учебного познания.

Любое исследование требует предварительной работы, которая включает:

- анализ существующей ситуации, выявление проблемы как результата возникшего противоречия между наукой и практикой, потребностями и механизмами реализации;

- выбор темы исследования с учётом актуальности недостаточной проработанности конкретной проблемы;

- определение объекта, предмета, границ исследования;

- определение основной цели работы и подчиненных ей более частных задач.

Исследовательская работа обучающихся может проводиться по нескольким направлениям:

1. Подготовка проектов по актуальным темам  терапии.

2. Подготовка мини-проектов (например, разработка памяток для пациентов по подготовке к исследованиям, по диетотерапии, по профилактике заболеваний и т.д.).

3. Выполнение курсовых и дипломных работ.

Выполнение курсовой работы

Написание курсовой работы по разделу «Проведение сестринского ухода в терапии» проводится на конкретном материале – изучение функциональных обязанностей медицинской сестры подразделения лечебно-профилактического учреждения (кардиологическое, пульмонологическое отделение и др.). При написании курсовой работы перед обучающимися ставится конкретная проблема в исследовании данной темы.

Преподаватель предъявляет  обучающимся модель проведения    исследовательской деятельности:

1. Планирование исследовательской деятельности:

  - определение целей;

       - подготовка проблем и средств  для их предъявления

2. Осуществление  исследовательской деятельности:

      - представление проблемы;

      - построение гипотез и сбор данных;

      - анализ, оценка, интерпретация данных;

      - подведение итогов, формулировка обобщений и выводов.

3. Оценка  исследовательской деятельности:

      - оценка процесса;

      - оценка содержания.

Структура исследовательской деятельности студентов

Шаг 1. Знакомство с содержанием предстоящего исследования.

Шаг 2.  Выстраивание своего понимания замысла исследования.

Шаг 3. Выделение трудностей и проблем своего исследования.

Шаг 4. Построение и реализация своего собственного способа и процедур исследования.

Научные исследования в сестринском деле представляют собой процесс изучения какой –либо проблемы клинического либо управленческого характера с целью последующего улучшения качества сестринской помощи пациентам.

Сестринское исследование предполагает соблюдение общепринятых в научной среде этапов разработки проблемы с обязательным определением актуальности, гипотезы, цели, задач, объекта, предмета, новизны, практической значимости результатов исследования (примерная тематика курсовых и дипломных работ представлена в приложении 7).  

Использование дидактических игр на занятиях по терапии

Обучение в игре является важнейшим условием профессиональной  деятельности, так как воссоздаёт её в учебном контексте. Игровые методы обучения внедряются на практических занятиях изучаемого раздела модуля, которые проводятся в кабинетах доклинической практики, где формирование, развитие и совершенствование общих и профессиональных компетенций (ОК 2–4, ОК 6–7, ОК 12, ПК 2.1–2.8, ПК 3.1–3.2, ПК 4.6) осуществляется за счет проигрывания определенных ролей и имитации профессиональной деятельности в симуляционных условиях. Важную роль играет и присущая эмоциональная насыщенность, напряженность игровых методов, что повышает мотивацию обучения, познавательную активность, ведет к проявлению стойкого интереса к изучаемой дисциплине и формированию у будущих медицинских сестер профессионально-важные качества личности.

На практическом занятии используются несколько учебных игр.

1) Игра – лото по теме «Методы диагностики проблем пациентов».

Цель игры: проверить качество и уровень усвоения теоретического и практического материала обучающимися.

2) Имитационная  игра «Непосредственное исследование пациента».

3) Имитационная игра «Астма-школа».

4) Учебно-имитационная игра.

 (описание дидактической игры представлено в приложении № 4)

Применение интеллект – карт по терапии

        Интеллект-карта – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме. Mind-mars (термин может переводиться как «интеллект-карта», «карты-ума», «карты мыслей», «карты мышления», «ментальные карты», «карты памяти») – информация, изображаемая в графическом виде на большом листе бумаги. Она отражает связи (смысловые, причинно-следственные, ассоциативные) между понятиями, частями и составляющими рассматриваемой области. Это понятнее, чем привычное изложение мыслей словами в письменном виде.  Первые примеры создания интеллект-карт встречаются в научных трудах, созданных еще столетие назад, широкое их применение началось во второй половине XX века благодаря английскому психологу Тони Бьюзену. Он систематизировал использование ментальных карт, разработал правила и принципы их конструкции, приложил массу усилий для популяризации и распространения этой технологии.

        Эффективность интеллект-карт объясняется тем, что мыслительные процессы проходят похожим образом. Головной мозг состоит из нейронов, которые соприкасаются между собой отростками – дендритами. Различные образы стимулируют различные группы нейронов и связи между ними.

Интеллект-карта – это мощный графический метод, представляющий универсальный ключ к высвобождению потенциала, скрытого в мозге.

Интеллект –карта имеет отличительные черты:  

  • Объём изучения сконцентрирован в центральном образе.
  • Основные темы, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей.
  • Ветви в форме плавных линий поясняются ключевыми словами или образами. Вторичные идеи также изображаются в виде ветвей, отходящих от ветвей более высокого порядка.
  • Ветви формируют связанную узловую систему.
  • Интеллект-карта позволяет ассоциациям и связям, возникшим в уме, быть записанными и усиленными.
  • Интеллект-карты легче вспомнить, чем линейные заметки.
  • Интеллект-карты легко рассматривать. Регулярный обзор укрепляет память;
  • Визуальное представление интеллект-карт позволяет легко выделять ключевые моменты.

       Интеллект-карты – один из лучших способов повышения эффективности работы, то есть создания интеллектуальной работы, то есть создания интеллектуальных продуктов. К интеллектуальным продуктам можно отнести написание текста, реализацию любых проектов, обучение, анализ, целеполагание, осуществление личного развития, решение проблем и нестандартных задач. Создание интеллектуального продукта совместно с обучающимися и работа с полученным интеллектуальным продуктом являются одной из важнейших компетенций, которую необходимо выработать у обучающихся (рекомендации по разработке интеллект карт и примеры их представлены в приложении 6).

        Применение технологии проблемного обучения в связи с этим позволяет научить обучающихся мыслить логично, клинически, научно, творчески; формирует интерес к научному знанию.

        Постоянная постановка перед обучающимися проблемных задач, проблемных вопросов, проблемных ситуаций приводит к тому, что обучающийся стремится их решить.

        При проведении  занятий есть возможность создать такой процесс обучения, при котором каждый обучающийся не просто усвоил бы поток информации, а научился самостоятельно хотеть учиться, находить правильные решения поставленных проблемных задач.

Проблемное обучение решает следующие задачи:

1. Стимулирует мотивацию учения.

2. Повышает познавательный интерес.

3. Формирует самостоятельность, ответственность, критичность, самокритичность, инициативность, нестандартность мышления.

4. Развивает творческие способности.

5. Формирует убеждения.

6. Формирует навыки исследовательской деятельности.

Таким образом,  формируются общие и профессиональные компетенции  у будущей медицинской сестры.

Делюсь опытом работы с педагогическим сообществом:

1. Участвовала в интернет – конференции «Роль системы профессионального образования в развитии инновационной экономики региона».  Опубликована статья «Использование инновационных педагогических технологий на практических занятиях по дисциплине «Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи» в сборнике материалов интернет - конференции, г. Ханты-Мансийск, выпуск № 1, 2009 г.

2. Участвовала в областном семинаре преподавателей медицинских училищ и колледжей Тюменской области «Роль терапии в формировании компетентного среднего медицинского работника». Опубликована статья «Организация познавательного процесса на практических занятиях по дисциплине «Сестринское дело в терапии с курсом ПМП» в сборнике областного семинара, г. Тобольск, 12 февраля 2009 г.

3. Опубликована статья ««Использование инновационных педагогических технологий на практических занятиях по дисциплине «Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи» в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции «Пути повышения качества подготовки специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием», г. Казань, 2009 г.

Ресурсы

Временной ресурс: 7 лет

Информационные:

1. Мухина С.А. Теоретические основы сестринского дела – М.: ГЭОТАР Медиа, 2008. – 368 с.

2. Мухина С.А. Практическое руководство. Основы сестринского дела – М.: ГЭОТАР Медиа, 2008. – 512 с.

3. Мухина С.А. Атлас манипуляций сестринского ухода – М.: АНМИ Медиа,2008. – 259 с.

4. Лис М.А. Пропедевтика внутренних болезней. – Минск: Изд. Гревцова, 2012- 496 с.

5. Лычёв В.Г. Тактика медсестры при неотложных заболеваниях и состояниях. – М.: Форум, 2012. – 352 с.

6. Обуховец Т.П. Основы сестринского дела. – Ростов/н –Дону: Феникс, 2007. – 509 с.

2.Видеофильмы: по терапии.

3.Мультимедиа: лучшие проекты обучающихся (презентация).

Интеллектуальные

Программы

1. Учебная программа профессионального модуля ПМ.02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» для специальности 060501 «Сестринское дело» II, III курс.

2. Рабочая программа учебной  практики ПМ. 02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»  МДК 02.01. «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»  Раздел 1. «Проведение сестринского ухода в терапии» по специальности 060501 «Сестринское дело», III курс.

3. Рабочая программа производственной практики ПМ. 02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»  МДК 02.01. «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»  Раздел 1. «Проведение сестринского ухода в терапии» по специальности 060501 «Сестринское дело», III курс.

Кадровый ресурс:

- преподаватели ПМ.02 МДК.02.01. Раздел 1. «Проведение сестринского ухода в терапии», методист.

Материально-техническое оснащение

1. Кабинет терапии соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Условия кабинета позволяют реализовать здоровьесберегающие технологии в обучении: менять виды деятельности, осуществлять двигательный режим на занятии, размещать обучающихся по остроте зрения, проводить физкультурные паузы.

2. Муляжи, фантомы, предметы ухода за пациентами.

3. Ноутбук, жидкокристаллический телевизор.

Учебно-дидактические материалы

1. Инструкционные, технологические карты, тесты по всем разделам, карточки - задания, коллекции наглядных образцов по темам, схемы по темам, образцы лучших курсовых, проектных работ, методические разработки для преподавателей и обучающихся, методические указания для обучающихся к практическим занятиям, контрольно-оценочные материалы, контрольно-измерительные материалы.

Партнёры

Муниципальное бюджетное учреждение «Городская больница № 3» г. Нижневартовска.

Целевая аудитория

1. Обучающиеся 2, 3 курса по специальности 060501 «Сестринское дело» (образовательная область ПМ.02. МДК.02.01. Раздел 1. «Проведение сестринского ухода в терапии»).

План реализации проекта

Проект реализуется в соответствии с учебно-методическим комплексом среднего профессионального образования.

п/п

Мероприятие

Целевая группа

Сроки

1. Нормативно-правовая база проекта

1.1.

1.2.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства Здравоохранения и науки №589 от 12.11.2009г.

Преподаватели колледжа, обучающиеся

2009-2010 уч.г.

Изучение педагогической литературы по технологии проблемного обучения

2. Система внедрения  проекта,  реализуемого на занятиях, при проведении самостоятельной работы, прохождении учебной и  производственной практик

2.1.

Использование технологии проблемного обучения при проведении  аудиторных занятий:

- использование проблемных ситуаций (приложение 1,2). 

обучающиеся

В течение учебного года

2.2.

Использование метода «Интеллект-карты» (приложение 5, 6).

обучающиеся

В течение учебного года

2.3.

Использование технологии  проблемного обучения при  организации самостоятельной работы:

- использование  проблемных задач (приложение 1, 2)

- использование интеллект-карт (приложение 5, 6).

обучающиеся

В течение учебного года

2.4.

Использование технологии проблемного обучения при проведении дифференцированного зачёта, экзамена, экзамена (квалификационного):

-решение проблемных задач (приложение 8).

обучающиеся

В течение учебного года

2.5.

Использование методов проблемного обучения при  проведении исследовательской работы:

- тематика курсовых и дипломных работ  (приложение 7).

обучающиеся

В течение учебного года

2.6.

Составление методических разработок для преподавателей по проведению проблемных лекций.

преподаватели

В течение учебного года

2.7.

Составление методических разработок для обучающихся с использованием технологии проблемного обучения.

обучающиеся

В течение учебного года

2.8.

Составление кейс-ситуаций по разделу 1. «Проведение сестринского ухода в терапии»

обучающиеся

2014-2016 уч.г.

2.9.

Разработка контрольно-оценочных средств (дифференцированного характера)  для обучающихся по разделу «Проведение сестринского ухода в терапии»

обучающиеся

2014-2016 уч.г.

Мониторинг результативности внедрения педагогического проекта

Результаты обученности  и «качества знаний»  обучающихся по разделу «Проведение сестринского ухода в терапии»

Учебный год

Количество

обучающихся

Абсолютная успеваемость, %

Качественная успеваемость %

2008-2009

62

100

75

2009-2010

65

100

78

2010-2011

61

100

79

2011-2012

56

100

79

2012-2013

51

100

78

Успеваемость обучающихся по разделу «Проведение сестринского ухода в терапии» за 2008-2013 уч.г.

Ожидаемые результаты и социальный эффект :

1. Обеспечение высокого качества образования.

2.Качественного обновление содержания в образовательном процессе по разделу «Проведение сестринского ухода в терапии».

3. Повышение внутренней мотивации обучающихся на занятиях.

4. Повышение качества практической подготовки выпускников.

5. Формирование общих и профессиональных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами рынка труда.

Критерии эффективности проекта:

- возрастает интерес к профессиональному модулю;

- повышается познавательная активность обучающихся к выбранной профессии;

- повышается качество обученности обучающихся;

- расширяется кругозор, так как у обучающихся возникает необходимость знакомства с дополнительными источниками информации;

- в процессе обучения формируются общие и профессиональные компетенции.

- социальное партнерство – Муниципальное  бюджетное учреждение «Городская больница № 3»

Способы измерения социального эффекта:

- тесты на проверку знаний по теме проекта;

- анкетирование обучающихся с целью оценки реализации проекта;

- защита курсовых, дипломных работ.

Заключение

В процессе работы над проектом были решены  поставленные задачи. Результатом проекта является:

1. Формирование банка компетентностно-ориентированных заданий для обучающихся по разделу «Проведение сестринского ухода в терапии».

2. Разработка контрольно-измерительных материалов для проведения дифференцированного зачёта, экзамена по разделу «Проведение сестринского ухода в терапии».

3. Формирование положительной мотивации у обучающихся к развитию общих и профессиональных компетенций.

Перспективы дальнейшего развития проекта

- составление методических разработок для преподавателей по проведению проблемных лекций;

- составление методических разработок для проведения практических занятий;

- составление методических разработок для обучающихся к практическим занятиям;

- разработка кейс-ситуаций для обучающихся по специальности 060501 «Сестринское дело»;

- обобщение педагогического опыта;

- разработка разноуровневых тестовых заданий по разделу 1 «Проведение сестринского ухода в терапии».

Источники информации

1. Крившенко Л.П. Педагогика. – М.: ТК Велби, Иизд-во Проспект, 2007. – 432 с.

2. Мещерякова М.А. Методика преподавания специальных дисциплин в медицинских училищах и колледжах: уч. пособие/М.А. Мещерякова. – М.: ГЭОТАР - Медиа, 2006. – 176 с.

3. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: учебник для студ. высш. учебных заведений: в 2 т. Т.1: Дидактика.- М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 432 с.

Мухина С.А., Соловьева А.А. Современные технологии обучения. – М.: ГЭОТАР-Медиа,2008. -360 с.

4. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. Справочник для студентов/ авт.- сост. А.В. Виневская; по ред. И.А. Стеценко. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 253 с.

5. Прикот ОГ., Виноградов В.Н. Управление современной школой. Выпуск IX: Проектное управление развитием образовательной организации. Научно-методическое пособие для руководителей, методистов и учителей общеобразовательных и специализированных учебных учреждений, студентов, аспирантов, слушателей ИПК.- Ростов – н/Д: Изд-во «Учитель», 2006.- 256 с.

6. Сопина З.Е., Фомушкина И.А., Костюкова Э.О. Современная методология сестринского дела: учеб.пособие. – М.: ГЭОТАР- Медиа, 2009. – 256 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИМЕР РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНО-СИТУАЦИОННОЙ ЗАДАЧИ

Пациент Н. 50 лет находится на стационарном лечении в гастроэнтерологическом отделении с диагнозом язвенная болезнь желудка, фаза обострения.

Жалобы на сильные боли в эпигастральной области, возникающие через 30-60 минут после еды, отрыжку воздухом, иногда пищей, запоры, вздутие живота, наблюдалась однократная рвота цвета “кофейной гущи”. Больным считает себя в течение 1,5 лет, ухудшение, наступившее за последние 5 дней, больной связывает со стрессом.

Объективно: состояние удовлетворительное, сознание ясное, положение в постели активное. Кожные покровы бледные, подкожно-жировая клетчатка развита удовлетворительно. Пульс 64 уд./мин. АД 110/70 мм рт. ст, ЧДД 18 в мин. Язык обложен белым налетом, живот правильной формы, отмечается умеренное напряжение передней брюшной стенки в эпигастральной области.  

Пациенту назначено исследование кала на скрытую кровь, ФГДС.

Задания

  1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
  2. Объясните пациенту правило взятия кала на скрытую кровь.

Эталон ответа

Проблемы пациента

Настоящие:

- боли в эпигастрии;

- отрыжка;

- запор;

- метеоризм;

- плохой сон;

- общая слабость.

Потенциальные:

- риск развития осложнений (желудочное кровотечение, перфорация, пенетрация, стеноз привратника, малигнизация).

Приоритетная проблема пациента: боль в эпигастральной области.

Краткосрочная цель: пациент отмечает стихание боли к концу 7-го  дня пребывания в стационаре.

Долгосрочная цель: пациент не предъявляет жалоб на боли в эпигастральной области к моменту выписки.

План

Мотивация

Независимые вмешательства

Обеспечить лечебно-охранительный режим.

Для улучшения психоэмоционального состояния пациента, профилактики желудочного кровотечение.

Обеспечить питанием пациента в соответствии с диетой №1а.

Исключаются хлеб и мучные изделия, кисломолочные продукты, сметана, творог, жирное мясо, рыба, сыр, овощи, закуски, кофе, какао, газированные напитки.

Для физического, химического и механического щажения слизистой желудка пациента.

Провести беседу с родственниками об обеспечении питания с достаточным содержанием витаминов, пищевых антацидов.

Для повышения иммунных сил организма, снижения активности желудочного сока.

Обучить пациента правилам приема назначенных лекарственных средств.

Для достижения полного взаимопонимания между медицинским персоналом и пациентом, и эффективности действия препаратов.

Наблюдать за внешним видом и состоянием пациента (пульс, АД, характер стула).

Для раннего выявления и своевременного оказания неотложной помощи при осложнениях (кровотечение, перфорация).

Объяснить пациенту суть его заболевания, рассказать о современных методах диагностики, лечения и профилактики.

Для снятия тревожного состояния, повышения уверенности в благоприятном исходе лечения.

Взаимозависимые вмешательства

Обеспечить правильную подготовку пациента к ФГДС:

Накануне исследования провести беседу с пациентом: «вечером лёгкий ужин в 18-19 ч, утром не завтракать, исключить приём воды, лекарственных препаратов. Явиться на исследование в назначенное время с полотенцем, направление».

Для повышения эффективности и точности диагностических процедур.

Обеспечить правильную подготовку пациента к сбору кала на скрытую кровь:

- за три дня до исследования объяснить пациенту цель процедуры, методику подготовки. В течение 3 суток исключить из рациона питания продукт, содержание железо (мясо, печень, зеленые овощи, гречневую кашу), лекарственные препараты (содержащие йод, бром, висмут, железо). При кровоточивости из дёсен рекомендуется не чистить зубы, полоскать ротовую полость бальзамами (например, «Лесной бальзам»). Объяснить пациенту важность соблюдения диеты. В день сбора утром опорожнить кишечник в чистое судно. Собрать палочной кал из тёмных мест 5-10 грамм. Вместе с направлением отнести в клиническую лабораторию.

Для повышения эффективности и точности диагностических процедур.

Зависимые вмешательства

Фамотидин (препарат Н-2 гистаминовых рецепторов).

Фармакологическое действие: Подавляет базальную и стимулированную продукцию соляной кислоты.

Омепразол (ингибитор протонного насоса)

Фармакологическое действие: связано с ингибированием фермента Н+, К+ -АТФазы в мембрану клеток слизистой желудка, приводит к блокированию конечной стадии образования соляной кислоты.

Тетрациклин (антибиотик тетрациклинового ряда)

Активен в отношении большинства грамм положительных и отрицательных микроорганизмов)


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИМЕР РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ ПО НЕОТЛОЖНОМУ СОСТОЯНИЮ

Задача № 1

У пациента, госпитализированного сутки назад с диагнозом: “Обострение язвенной болезни желудка”, внезапно возникла резкая слабость, рвота “кофейной гущей”.  

Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы бледные, влажные, дыхание везикулярное, тоны сердца ритмичные, пульс 100 в мин. Малого наполнения и напряжения, АД 100/60 мм рт. Ст., живот мягкий, болезненный в эпигастрии.

Задания

1. Определите и обоснуйте неотложное состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры

Эталон ответа

  1. Желудочное кровотечение. Информация, позволяющая медицинской сестре распознать неотложное состояние:

* рвота “кофейной гущей”;

* резкая слабость;

* кожные покровы бледные, влажные;

* снижение АД, тахикардия;

* обострение язвенной болезни желудка в анамнезе.

  1. Алгоритм действий медицинской сестры:

а) Вызвать дежурного врача-терапевта и врача-хирурга для оказания экстренной помощи (вызов возможен с помощью третьего лица).

Б) Пациента уложить на спину, повернув голову набок, для предупреждения аспирации рвотных масс.

В) На эпигастральную область положить пузырь со льдом для уменьшения интенсивности кровотечения.

Г) Запретить пациенту двигаться, разговаривать, принимать что-либо внутрь для предупреждения увеличения интенсивности кровотечения.

Д) Наблюдать за пациентом; периодически определять пульс и АД до прихода врача с целью контроля состояния.

Е) Приготовить кровоостанавливающие средства:

- 5% раствор ε-аминокапроновой кислоты, ,дицинон 12,5%.

3. Демонстрация применения пузыря со льдом на эпигастральную область проводится по алгоритму данной манипуляции.

Задача № 2

Пациент жалуется на резкую слабость, временами головокружение и затемнение сознания. Многие голы страдал каким-то заболеванием желудка. Беспокоили боли в эпигастрии, тошноты, иногда рвоты. Вчера утром также была рвота с выделением небольшого количества коричневой жидкости, напоминающей кофейную гущу. Ночью был стул. Каловые массы жидковатые, чёрные, дёгтеобразные.

При осмотре пациент бледен. Пульс – 100 ударов в минуту, АД 80/55 мм рт.ст.

Вопросы:

1. Когда рвотные массы могут приобретать коричневый цвет, напоминающий кофейную гущу?

2. Что могло быть причиной внезапно появившейся слабости, головокружения и периодических эпизодов затемнения сознания?

3. Что может быть причиной появления тёмного цвета кала у пациента с заболеванием желудка?

4. Какова наиболее вероятная причина появления тёмного кала у данного пациента?

Ответы:

1. При небольших и умеренных кровотечениях из желудка. Кровь под влиянием желудочного сока распадается. Гемоглобин превращается в солянокислый гематин с тёмно-коричневым цветом.

2. Снижение артериального давления вследствие кровотечения.

3. Это возможно при желудочных кровотечениях. Приём некоторых лекарственных препаратов (висмута, железа, брома) также придают темный цвет каловым массам у пациентов с заболеваниями желудка. Имеются и пищевые продукты, окрашивающие кал в тёмный цвет (чёрная смородина, черника, ежевика).

4. У данного пациента наиболее вероятной причиной является кровотечение, при котором кал имеет не только чёрный цвет, но жидкую консистенцию. При приеме медикаментов или пищевых продуктов, придающих калу чёрный цвет , консистенция и форма кала не меняются. Снижение артериального давления, слабость, головокружение, эпизоды обморока также характерны для кровотечения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИМЕРЫ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ ПО ТЕМЕ «ЯЗВЕННАЯ БОЛЕЗНЬ»

1. Какие факторы относятся к группе агрессивных факторов, а какие к группе защиты слизистой оболочки при язвенной болезни?

2. Каковы проблемы пациентов при язвенной болезни?

3. В чём состоят сложности в лечении язвенной болезни?

4. В чём причина прекращения боли после приема пищи?

5. Почему раствор пищевой соды купирует болевые ощущения?

6. Какова наиболее вероятная причина изжоги при данном заболевании?

7.  Объясните причину возникновения болевого синдрома у пациента при язвенной болезни?

8. Объясните причину возникновения малигнизации, стеноза привратника, прободения (перфорации)?

9. Чем отличается язвенная болезнь от гастрита, вызванного хеликобактер пилори?

10. С какими заболеваниями следует проводить дифференциальную диагностику при язвенной болезни?

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО РАЗДЕЛУ

«ПРОВЕДЕНИЕ СЕСТРИНСКОГО УХОДА В ТЕРАПИИ»

1. Игра-лото. Проводится по теме «Методы диагностики проблем пациентов».

Цель игры: проверить качество и уровень усвоения теоретического материала обучающимися.

Задачи игры:

- закрепить и систематизировать теоретический материал в работе с основными понятиями, актуализировать мышление, формировать клиническое мышление, расширять активный медицинский словарь обучающихся.

У игроков на руках карточки с самими определениями терминов и понятий. Обучающиеся по очередности зачитывают содержимое карточек. За правильный ответ преподаватель или помощник (обучающийся) выдаёт фишку-символ за правильный ответ. Выигрывает тот обучающийся, кто больше всех получил фишек за правильный ответ.

2. Игра-лото. Проводится по теме «Приобретенные пороки сердца».

Цель игры: проверить качество и уровень усвоения теоретического материала обучающимися.

Задачи игры:

- закрепить и систематизировать теоретический материал в работе с основными понятиями, актуализировать мышление, формировать клиническое мышление, расширять активный медицинский словарь обучающихся.

Бригада делится на 4 подгруппы. Игрокам выдаются карточки с симптомами. Каждой подгруппе выдаётся задание: например, определить симптомы, присущие для недостаточности митрального клапана.

Карточки: «акцент IIтона над лёгочной артерией», «во 2 межреберье справа выслушивается грубый систолический шум», «бледность кожных покровов», «диастолическое дрожание», «акроцианоз», «одышка», «боли в области сердца», «сердцебиение», «на верхушке ослабленный 1 тон и систолический шум», «смещение относительной тупости вверх и влево», «отеки на ногах к вечеру», «1 тон в области верхушки сердца ослаблен, 2 тон над аортой ослаблен», «повышенная утомляемость», «осиплость голоса», «цианоз губ, синюшно-багровый румянец», «кашель кровохарканье», «громкий хлопающий 1 тон, диастолический шум на верхушке сердца», «одышка, ночные приступы удушья», «головная боль, головокружение», «обмороки», «сильный верхушечный толчок», «сильный верхушечный толчок, пальпируемый в V-V I межреберье», «верхушечный толчок хорошо виден», пальпируется, смещён влево и вниз в VI и VII межреберья», «пульс малого наполнения, ассиметричный», «боли в сердце», «повышение систолического артериального давления при низком диастолическом», «выраженная пульсация артерий шеи», «пульс малый, медленный, редкий», «слабость», «над аортой выслушивается диастолический шум, проводимый в точку Боткина».

3. Имитационная игра «Непосредственное исследование пациента».

Данную игру можно применять при изучении разных тем.

Предметом ее является деятельность медицинской сестры в конкретно заданной ситуации.

Достижение цели игры удовлетворяют познавательные потребности игрока, которые находят отражение в самостоятельном предвидении результатов игры и выражаются в усвоении учебного материала.

Цели игры:

- формулирование (постановка) вопросов для проведения обследования;

- отработка навыков общения с пациентом;

- соблюдение этико-деонтологических принципов работы при общении  с пациентом;

- контроль знаний: субъективной и объективной информации о пациенте;

- осуществление межпредметных и внутрипредметных связей.

Технология: игровая. Организация учебной деятельности: «малые группы».

Проектируемые результаты: формирование умения работы с пациентами, закрепление знаний по теме, формирование профессиональных и профессиональных компетенций.

Методика проведения: преподаватель раздаёт роли обучающимся (медицинская сестра, пациент, эксперты). «Медицинская сестра» проводит расспрос пациента. Если «медицинская сестра» затрудняется с формулированием вопросов, на помощь приходят «эксперты». Итоги разыгрывания ролей анализируют и преподаватель, и обучающиеся.

Частые ошибки у обучающихся при проведении опроса пациента: недостаточная полнота расспроса, нарушение последовательности опроса, бессистемность постановки тех или иных вопросов. По окончании игры преподаватель совместно с обучающимися разбирает выявленные ошибки при проведении непосредственного обследования пациента. Обучающимся могут быть выставлены оценки на каждом этапе игры и эти оценки учитываются при выставлении оценок на занятии.

4. Учебно-имитационная игра

Цели:

- соблюдение этико-деонтологических норм при общении с пациентом;

- выполнение медицинских услуг в соответствии со стандартами (алгоритмами).

Методика проведения: преподаватель раздаёт роли (пациент, медицинская сестра, эксперт). «Медицинская сестра» проводит беседу по подготовке пациента к исследованию (например, подготовка к колоноскопии). При проведении этой игры можно использовать экспертную карту работы медицинской сестры по подготовке пациента к исследованию.

Экспертная карта оценки работы медицинской сестры

по подготовке пациента к исследованию

Действия медицинской сестры

Выполнено верно

Частично

Не выполнено

1.

Соблюдает стандарт профессионального общения

2.

Получено согласие пациента

3.

Обеспечивает пациента необходимой лабораторной посудой (при необходимости)

4.

Правильное оформление направления

5.

Информирует пациента о ходе исследования и подготовке к нему

6.

Обучает пациента подготовке к данному исследованию (памятки)

7.

Своевременно и правильно производит сбор материала (при необходимости)

8.

Своевременно записывает пациента на исследование (при необходимости)

9.

Указывает место и время, куда доставляется собранный материал

10.

Своевременно доставляет материал в лабораторию (при необходимости)

11.

Сопровождает при необходимости пациента на исследование (при необходимости)

12.

Контролирует состояние пациента после исследования (при необходимости)

13.

Документирует выполненное

Сумма баллов

Оценка показателей: 2 балла- полное соответствие стандарту выполнения медицинской услуги; 1 балл – частичное соответствие стандарту; 0 баллов – грубые нарушения или невыполнение стандарта  

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ Используйте только ключевые или, где это возможно, изображения (например, внутренних органов, причин и предрасполагающих этиологических  заболевания);

  • Начинайте создание карты с центра страницы;
  • Центр должен представлять собой яркий и сильный визуальный образ, который является общим для всего остального содержимого карты;
  • Создавайте суб-центры для подтем;
  • Пишите печатными буквами. Это делает карту более запоминающейся. Нижний регистр букв более отчётливо виден и лучше запоминается, веем верхний регистр;
  • Используйте цвета, чтобы сделать темы и ассоциации более яркими;
  • Все что выделяется на странице, будет выделяться в разуме;
  • Используйте стрелки, значки и другие визуальные вспомогательные средства, чтобы показать связь между различными элементами;
  • Если у вас заканчивается свободное место, приклейте к краю дополнительный лист. Проявляйте творчество. Творчество способствует запоминанию.

Принципы использования цветовых опор в интеллект-карте

Цвет

Значение

Скорость восприятия

Красный

Наиболее быстро воспринимающийся цвет. Максимально фокусирует внимание. Сообщает об опасности, проблемах, которые могут возникнуть, если не обратить на него внимание

Высокая

Синий

Строгий, деловой веет. Настраивает на эффективную продолжительную работу. Отлично воспринимается большинством людей.

Средний

Зелёный

Цвет свободы. Расслабляющий, умиротворяющий цвет. Позитивно воспринимается большинством людей.

Низкая

Жёлтый

Цвет энергии, цвет лидерства. Очень раздражающий цвет, на который невозможно не обратить внимание.

Высокая

Коричневый

Цвет земли, самый тёплый цвет, цвет надёжности, силы, стабильности, уверенности.

Низкая

Оранжевый

Очень яркий, провокационный цвет. Цвет энтузиазма, новшества, возбуждения, энергии, динамики. Отлично привлекает внимание.

Высокая

Голубой

Цвет нежности, цвет романтики. Отличный фоновый цвет.

Низкая

Чёрный

Строгий, ограничивающий цвет. Идеален для написания текста, создания границ.

Средняя

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

ПРИМЕРЫ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ

ПРИЛОЖЕНИЕ  7

ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ ПО РАЗДЕЛУ «ПРОВЕДЕНИЕ СЕСТРИНСКОГО УХОДА В ТЕРАПИИ»

1. Роль медицинской сестры гастроэнтерологического отделения стационара в профилактике и лечении заболеваний  ЖКТ.

2. Роль медицинской сестры в обеспечении качества жизни у пациентов с ишемической болезнью сердца.

3. Роль медицинской сестры в профилактике осложнений у пациентов в постинфарктный период.

4. Роль медицинской сестры в профилактике железодефицитной анемии у пациентов с язвенной болезнью желудка.

5. Качество жизни пациентов сахарным диабетом. Роль медицинской сестры в работе школ сахарного диабета.

6. Роль медицинской сестры в организации работы прививочного кабинета поликлиники.

7. Роль медицинской сестры в организации проведения диспансеризации работающего населения.

ПРИЛОЖЕНИЕ  8

ЗАДАЧИ ПРОБЛЕМНОГО ХАРАКТЕРА

Задача № 1

Пациент 69 лет поступил на лечение в пульмонологическое отделение с жалобами на повышение температуры до 37,7 °С, одышку экспираторного характера, кашель с отделением слизисто-гнойной мокроты,  общую слабость.

Из анамнеза: на протяжении многих лет курит, с 40 лет страдает хроническим обструктивным бронхитом.

Объективно: состояние средней тяжести, сознание ясное, кожные покровы чистые, влажные, АД 145/90 мм рт.ст., пульс 76 в минуту, ЧДД 21 в минуту.

Задания:

1. Выявите проблемы пациента при данном заболевании.

2. Перечислите  причины, клинические проявления, возможные осложнения заболевания.  

3. Определите методы диагностики при данной патологии.

4. Составьте план сестринского ухода при данной патологии.

5. Назовите   лекарственные препараты, назначаемые при данном заболевании, пути их введения.

Задача № 2

В стационар доставлен пациент 44 лет с жалобами на боль в эпигастральной области тупого характера, слабость, недомогание, отсутствие аппетита, за последний месяц похудел на 3 кг.

        Накануне больной заметил, что у него кал чёрного цвета. По пути следования в больницу у пациента была рвота с примесью жидкости кофейной гущи.

        В анамнезе: у пациента язвенная болезнь желудка.

        При осмотре: кожные покровы бледного цвета, пульс 90 в минуту, слабого наполнения, артериальное давление 100/60 мм рт.ст., язык сухой, обложен белым налетом, при пальпации живот мягкий, болезненный в эпигастрии.

Задания:

1. Определите, какое осложнение возникло у пациента.

2. Какие необходимо провести дополнительные методы обследования для уточнения диагноза?

3. Составьте алгоритм неотложной помощи при данном неотложном состоянии.

4. Назовите причины осложнений язвенной болезни.

5. Составьте рекомендации пациенту по профилактике возникновения осложнений.

6.  К какой фармакологической группе относится аминокапроновая кислота, пути введения её?

Задача № 3

Пациентка, 47 лет, поступила в нефрологическое отделение   с жалобами на нарушение памяти и зрения, повышенную утомляемость, плохой сон, а также сухой мучительный кашель, боли за грудиной и возникший неделю назад кожный зуд. При выяснении анамнеза установили, что больная на протяжении 10 лет страдает хроническим пиелонефритом.

        При объективном обследовании: кожа и слизистые сухие, бледные, на конечностях небольшие расчесы, гиперемия зева, неприятный аммиачный запах изо рта. При аускультации: жесткое дыхание, рассеянные хрипы.

Анализ мочи: удельный вес в пробе Зимницкого колеблется от 1,0008 до 1,0015.

Задания:

1. Выявите проблемы пациента при данном заболевании.

2. Перечислите  причины, клинические проявления, возможные осложнения заболевания.  

3. Определите методы диагностики при данной патологии.

4. Составьте план сестринского ухода при данной патологии.

5. Какие лекарственные препараты назначают при данном заболевании, назовите пути их введения.        

Задача № 4

Пациент 49 лет, поступил в кардиологическое отделение на приступы болей за грудиной, иррадиирующие в левое плечо.

Из анамнеза: в течение 5 лет беспокоят давящие боли при физической нагрузке, купирующиеся нитроглицерином. Частота приступов варьировала от 1 до 4 в день. На протяжении 29 лет курит.

при осмотре: кожные покровы бледные, АД 140/100 мм рт.ст., ЧСС 80 в мин.

Задания:

1. Выявите проблемы пациента при данном заболевании.

2. Перечислите  причины, клинические проявления, возможные осложнения заболевания.  

3. Определите методы диагностики при данной патологии.

4. Составьте план сестринского ухода при данной патологии.

5. Обучите пациента правилам пользования изокета.

Задача № 5

Больной К., 58 лет, предъявляет жалобы на кашель с примесью крови в мокроте, одышку, сердцебиение, боли в области сердца. Отмечает, что кровохарканье бывает одной кровью, небольшое, после чего уменьшается одышка и улучшается самочувствие.

В анамнезе: страдает ревматизмом. При осмотре:  митральная «бабочка» на щеках, акроцианоз, сердечный толчок. При пальпации: «кошачье мурлыканье», во II межреберье по окологрудинным линиям. При перкуссии:  относительная тупость сердца расширена вверх, вправо.

При аускультации: хлопающий I тон, щелчок открытия митрального клапана “ритм перепела”, систолический шум на верхушке сердца. Артериальное давление 100/60 мм рт.ст., Ps 94 уд./мин., слабого наполнения, на лучевой артерии слева меньше, чем справа.

Задания:

1. Выявите проблемы пациента при данном заболевании.

2. Перечислите  причины, клинические проявления, возможные осложнения заболевания.  

3. Определите методы диагностики при данной патологии.

4. Составьте план сестринского ухода при данной патологии.

5. Какие группы лекарственных препаратов назначают при данном заболевании.

Задача № 6

В пульмонологическое отделение больницы поступил пациент 40 лет с диагнозом «Острая долевая пневмония с локализацией в нижней доле левого легкого». При сестринском обследовании медсестра выявила жалобы на колющую боль в левой половине грудной клетки, кашель с отделением слизистой мокроты, одышку, повышение температуры до 39, 0 гр. Заболел остро, 2 дня назад.

Объективно: состояние средней тяжести, пациент в сознании, отмечается гиперемия кожных покровов. На губах герпес. Грудная клетка слева отстает в акте дыхания, температура тела 39,0 °С, ЧДД 26 в минуту, пульс 100 в минуту, ритмичный, малого наполнения, АД 110/60 мм рт.ст.

Задания:

1. Выявите проблемы пациента при данном заболевании.

2. Перечислите  причины, клинические проявления, возможные осложнения заболевания.  

3. Определите методы диагностики при данной патологии.

4. Составьте план сестринского ухода при данной патологии.

5. Назовите пути введения аминогликозидов, фармакологическое действие.

Задача № 7

Пациентка Н., 35 лет поступил в нефрологическое отделение с жалобами на повышение температуры, тянущие боли в поясничной области, частое и болезненное мочеиспускание, общую слабость, головную боль, отсутствие аппетита. В анамнезе у пациентки хронический пиелонефрит в течение 6 лет. Пациентка обеспокоена, тревожится за свое состояние, сомневается в успехе лечения. Объективно: температура 38,8°С. Состояние средней тяжести. Сознание ясное. Гиперемия лица. Кожные покровы чистые, подкожно-жировая клетчатка слабо развита. Пульс 98 уд./мин., напряжен, АД 150/95 мм рт. ст. Язык сухой, обложен белым налетом. Живот мягкий, безболезненный, симптом сотрясения поясничной области положительный с обеих сторон.

Задания:

1. Выявите проблемы пациента при данном заболевании.

2. Перечислите  причины, клинические проявления, возможные осложнения заболевания.  

3. Определите методы диагностики при данной патологии.

4. Составьте план сестринского ухода при данной патологии.

5. Назовите лекарственные препараты, назначаемые при данном заболевании, пути их введения.

Задача № 8

Пациентка 40 лет, поступила в кардиологическое отделение с жалобами на головную боль в затылочной области, повышение АД до 190/110 мм рт.ст., на нарушение сна. Работает учителем в школе. Любит крепкий чай, сладости.

Задания:

1. Выявите проблемы пациента при данном заболевании.

2. Перечислите  причины, клинические проявления, возможные осложнения заболевания.  

3. Определите методы диагностики при данной патологии.

4. Составьте план сестринского ухода при данной патологии.

5. Составьте рекомендации пациентке по профилактике осложнений.

6. Назовите лекарственные препараты, назначаемые при данном заболевании, пути их введения.

Задача № 9

Пациент 70 лет поступил в онкологический диспансер с диагнозом «Рак легкого». Жалобы: на кашель с отделением мокроты слизистого характера, резкую слабость, боли в грудной клетке, усиливающиеся при кашле и физической нагрузке, периодическое повышение температуры до субфебрильных цифр.

Объективно: состояние средней тяжести. Кожные покровы бледные, имеется дефицит веса.

Задания:

1. Выявите проблемы пациента при данном заболевании.

2. Перечислите  причины, клинические проявления, возможные осложнения заболевания.  

3. Определите методы диагностики при данной патологии.

4. Составьте план сестринского ухода при данной патологии.

5. Назовите лекарственные препараты, назначаемые при данном заболевании, пути их введения.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com