Методические разработки


Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты - Мансийского автономного округа - Югры

«Нижневартовский  медицинский колледж»

Памятка для преподавателей

по  использованию дидактических принципов,  

 повышающих  эффективность обучения

Выступил:

преподаватель

Зиязова Ю.Е.

2017г.

Цель работы: помочь преподавателям в проектировании учебно-воспитательного процесса, направленного  на воспитание высококвалифицированного, инициативного специалиста, специалиста-личности, специалиста-исследователя,  способного творчески выполнять свою работу. 

Задачи:

  • Систематизация  дидактических принципов обучения и воспитания для  разработки и внедрения таких образовательных технологий, которые обеспечивали бы получение гарантированного результата;
  • Использование дидактических принципов для повышения интереса к учебному занятию, разработки нестандартных типов  занятий;
  • Приемы и методы  дидактических принципов, позволяющие активизировать деятельность студентов на занятиях;
  • владение методами обучения студентов  в формировании профессиональных и общих компетенций
  • привитие навыков самостоятельного учебного труда

Основные направления:


        По П. Я. Гальперину, процесс формирования навыков осуществляется более быстрыми темпами при использовании полной системы необходимых дидактических условий, обеспечивающих активный процесс формирования чувственных образов, понятий, умственных и перцептивных действий. Такая система открывает пути к систематическому применению проблемного обучения и намечает основные типы мотиваций в процессе обучения.

        Для формирования  у студентов высокого  уровня профессиональной компетенции будущего специалиста в учебном процессе актуально  использовать  научные дидактические принципы.

Требования к усваиваемым знаниям:

-   должны быть осмысленны;

-  должны приобретаться путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности.

Условия для сознательного усвоения знаний обучаемыми:

-    наличие мотивов обучения;

-    уровень и характер познавательной активности обучаемых;

-    организация учебно-воспитательного процесса;

-    управление познавательной деятельностью обучаемых;

-    применяемые преподавателем методы и средства обучения;

-    собственная познавательная активность слушателя.

Принципы и правила педагогической деятельности.

  1. Принцип сознательности и активности
  • Обучаемый должен понимать  цели  и задачи предстоящей работы. Для этого надо объяснить важность и значение изучаемого учебного материала, где он может быть использован.

  • Понимание обучаемым того,  что, почему и как нужно делать.  Не выполнять механически учебные действия, предварительно  глубоко не осознав их.

  • Обеспечивать  понимание обучаемыми  смысла каждого слова, предложения, понятия: раскрывать их, опираясь на знания и опыт обучаемых, использовать  образные сравнения.

  • Использовать  силу взаимообучения  обучаемых. Обеспечивать  надлежащие условия для развития коллективных форм поиска правильного ответа. То, что говорит товарищ, нередко обучаемыми воспринимается лучше и легче, чем объяснение преподавателя, а потому не объясняйте того, что могут объяснить  сами обучаемые.

  • На воспитание активности  не жалеть  ни времени, ни усилий

  • Неизвестный  материал   логически увязывать  с известным:  где нет логической связи между усвоенными и усваиваемыми знаниями, там нет сознательного обучения.
  • Учить и воспитывать  так, чтобы обучаемый не был «дополнением» к учебному предмету, а  был  субъектом его активного освоения. Не предмет формирует личность, а преподаватель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
  • Создавать для  обучаемых  ситуации, требующие от них обнаружения и объяснения расхождений между наблюдаемыми фактами и имеющимся знанием.
  • Обучение станет более успешным, если каждое правило сопровождается оптимальным количеством примеров, чтобы стало достаточно ясно, как разнообразно его применение.
  • Учить  находить и различать главное и второстепенное в изучаемом, выделять главное, добиваться,  прежде всего,  понимания и усвоения главного. Вводить оптимальное количество примеров, но так, чтобы они не затмили сущность главного.
  •  Ничему не следует учить, опираясь на один авторитет: но всему учить при помощи доказательств, основанных на чувствах и разуме.
  •  Помогать  обучаемым овладевать наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учить их учиться.
  •  Контролировать  факторы, отвлекающие внимание обучаемых от объекта изучения (рассеянность мысли, занятия посторонними делами на занятии, опоздания, нарушения дисциплины и т. п.).
  • Чаще использовать вопрос «почему», чтобы научить обучаемых мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей – непременное условие развивающего обучения.
  • Все, что преподается,  должно быть обосновано доказательствами и аргументами, чтоб не оставалось  места ни сомнению, ни забвению.
  •  Помнить, что по-настоящему знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто на практике применяет.
  •  Постоянно изучать  и использовать  индивидуальные интересы своих обучаемых, развивать  и направлять их таким способом, чтобы они согласовывались с личными и общественными потребностями.
  •  Шире использовать  в обучении практические ситуации, требовать от обучаемых самостоятельного видения, понимания и осмысления различий между наблюдаемыми в жизни фактами и их научным объяснением.
  •  Обучать так, чтобы знания приобрели силу убеждения и руководства к действию.
  •  Приучать обучаемых  думать и действовать самостоятельно. Не допускать  подсказывания.
  •  Творческое мышление развивать всесторонним анализом проблем.  
  •  Мастерство задавать вопросы и выслушивать ответы – одно из важных условий стимулирования и поддержания активности.

  1. Принцип наглядности обучения

        Органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям.  У подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения. Органы зрения «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы; информация, поступающая в мозг из органов зрения (по оптическому каналу), не требует значительного перекодирования, она запечатлевается в памяти человека легко, быстро и прочно.

  • Запоминание ряда предметов, представленных в натуре (на картинках или моделях), происходит лучше, легче и быстрее, чем запоминание того же ряда, представленного в словесной форме, устной или письменной.
  •  Обучаемый мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще: отсюда необходимость наглядного обучения, которое строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых обучаемыми.
  • Видимое  надо показывать  для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания.
  • Не ограничиваться  наглядностью – наглядность не цель, а средство обучения, развития мышления обучаемых.
  • Понятия и абстрактные положения доходят до сознания легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; для раскрытия их необходимо использовать различные виды наглядности.
  •  Следует использовать наглядность не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций. Современная наглядность позволяет организовать эффективную поисковую и исследовательскую работу обучаемых.
  • Наглядные пособия способствуют образованию наиболее отчетливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях.
  •   Рассматривать наглядные средства  с обучаемыми сначала в целом, потом – главное и второстепенное, а затем – снова в целом.
  •  Не увлекаться  чрезмерным количеством наглядных пособий  - это рассеивает внимание обучаемых и мешает воспринимать главное.
  •  Лучше всего то пособие, которое изготовлено самими обучаемыми.
  • В совершенстве владеть техническими средствами обучения, методикой их использования.
  •  Применяя наглядные средства, воспитывать  у обучаемых внимание, наблюдательность, культуру мышления, конструктивное творчество, интерес к учению.
  •  При чрезмерном увлечении наглядностью она становится препятствием на пути глубокого овладения знаниями, тормозом развития абстрактного мышления, понимания сущности общих и всеобщих закономерностей.

  1. Принцип  систематичности и последовательности

        Человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина внешнего мира, представляющая систему взаимосвязанных понятий. Процесс обучения, состоящий из отдельных шагов, протекает тем успешнее и приносит тем большие результаты, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности, неуправляемых моментов.  Если не соблюдать системы и последовательности в обучении, то процесс развития обучаемых замедляется.

         В практической деятельности принцип систематичности и последовательности обучения реализуется путем соблюдения многих правил обучения, важными среди которых являются следующие:

  • Использовать  схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение обучаемыми системы знаний. Разделять  содержание учебного материала на логически завершенные части (шаги).
  •  Внедрять  логику науки и исторического процесса в сознание обучаемых.
  • Составлять  с  обучаемыми опорные конспекты, структурно-логические схемы учебного материала, облегчающие процесс усвоения знаний.
  • Повторять  и совершенствовать  ранее усвоенное, чтобы обеспечить систематичность и последовательность в обучении.
  •  После изложения отдельных частных вопросов прибегать  к кратким и обобщающим повторениям.
  •  Проводить повторение изученного не только в начале занятия для проверки уровня усвоения и не только в конце занятия с целью закрепления полученной информации, но также и по завершении каждого логически законченного отрезка обучения в ходе занятия.
  •  Преподаватели всех учебных предметов, а не только преподаватели языка должны следить за способом и формой выражения мысли обучаемых на всех занятиях.
  •  Постоянно и терпеливо приучать  обучаемых к самостоятельному труду, постепенно усложняя его и создавая возможности для самостоятельного решения все более трудных задач. Не подменять  обучаемых, лучше помогать  им.
  • Чаще показывать обучаемым перспективы их обучения.
  •  Обучать  энергично, с подъемом, использовать  яркие факты из жизни, литературы: понятия объясняют, образы влекут, стимулы побуждают к действию.
  •  В конце раздела, курса обязательно делать обобщения.
  •  Постоянно, настойчиво и доброжелательно исправлять  ошибки обучаемых, допущенные в устных ответах и письменных работах, приучать  обучаемых к систематическому анализу собственных ошибок.
  •  Не следует возбуждать деятельность уставших обучаемых искусственными методами, злоупотреблять интересом к новой деятельности. Придерживаться  физических норм умственной активности обучаемых, предусматривайте и планируйте ее спады и подъемы.
  •  Глубокие истины превращаются в банальные фразы, если усваиваются поверхностно. Качественный учебно-воспитательный процесс – тот, в котором присутствуют мысль, мораль, чувство.
  •  Не стремитесь с помощью чрезмерно «хитрых» средств достичь за одно занятие того, что в условиях естественного обучения обучаемые могут усвоить на протяжении нескольких занятий.
  •  Требовать  от обучаемых усвоения системы знаний, умений, навыков по каждому разделу и по всей программе.
  • Сформировавшаяся система знаний – важнейшее средство предотвращения их забывания. Забытые знания быстро восстанавливаются в системе, без нее – с большим трудом.
  •  Все должно вестись в неразрывной последовательности так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего.
  • Приучать  своих обучаемых постоянно, систематически и целенаправленно наблюдать и видеть существенное в явлениях, предметах, человеческих отношениях.

  1. Принцип прочности

        Прочность усвоения обучаемыми учебного материала зависит не только от объективных факторов: содержания и структуры этого материала, но также и от субъективного отношения обучаемых к данному учебному материалу, обучению, преподавателю.  Прочность усвоения знаний обучаемыми обусловливается организацией обучения, использованием различных видов и методов обучения, а также зависит от времени обучения.  Память обучаемых носит избирательный характер: чем важнее и интереснее для них тот или иной учебный материал, тем прочнее этот материал закрепляется и дольше сохраняется.

  • В современном обучении мышление главенствует над памятью. Следует экономить силы обучаемых, не растрачивать их на запоминание малоценных знаний, не допускать перегрузки памяти в ущерб мышлению.
  • Препятствовать  закреплению в памяти неправильно воспринятого или того, что обучаемый не понял. Запоминать обучаемый должен сознательно усвоенное, хорошо осмысленное.
  •  Материал, требующий запоминания, должен быть заключен в короткие ряды: то, что мы должны носить в своей памяти, не должно иметь обширных размеров. Из подлежащих запоминанию рядов исключайте все, что обучаемый сам легко может прибавить.
  • Забывание изученного наиболее интенсивно идет сразу после обучения, поэтому время и частота повторений должны быть согласованы с психологическими закономерностями забывания.
  • Не давать  прямых заданий или указаний запоминать,  лучше заинтересовать  обучаемых, время от времени «подогревать» возникший интерес.
  •  Частота повторения должна соответствовать ходу кривой забывания. Наибольшее количество повторений требуется сразу же после ознакомления обучаемых с новым материалом, т. е. в момент максимальной потери информации, после чего это количество повторений должно постепенно снижаться, но не исчезать полностью.
  •  Приучать  каждого обучаемого работать в соответствии с его возможностями, но в то же время – в полную силу. Бороться  с ленью.
  •  Не приступать  к изучению нового, предварительно не сформировав двух важнейших качеств: интереса и положительного отношения к нему.
  • Знания и убеждения, логически связанные между собой, усваиваются прочнее, чем разрозненные сведения.
  •  Если темпы обучения снизились, следует немедленно установить причину. Наиболее распространенные причины: падение (потеря) интереса к учебному процессу и усталость. Восстановите  интерес.  Не интенсифицируйте обучение искусственно.
  • При снижении внимания  обучаемых вместо очередной «нотации»  использовать  притчи, легенды, басни, шутки.
  •  Важной формой упрочения знаний является их самостоятельное повторение обучаемыми, которое можно  использовать при  взаимообучении. Часто те качества, которые длительное время не может сформировать преподаватель, легко и быстро формируются путем взаимообучения.
  •  Развивать  память обучаемых: учить их пользоваться различными мнемотехническими приемами, облегчающими запоминание.
  •  Использовать  дифференцированный подход к учебному материалу. Постоянно заботиться  о сознательном, глубоком и прочном усвоении каждым обучаемым не всего, что изучается, а главного: прочно усвоенное, оно станет надежной основой дальнейшего обучения.
  •  Не приступать  к изучению нового, предварительно не обеспечив наличия положительных мотивов и стимулов. Помните: знание, насильственно внедренное в душу обучаемого, непрочно.
  •  Следить  за логикой обучения, ибо прочность знаний, логически увязанных между собой, всегда превышает прочность усвоения разрозненных, малосвязанных между собой знаний.
  •  Повторение и закрепление изученного проводить так, чтобы активизировать не только память, но и мышление, и чувства обучаемых.  Работая над осознанием и закреплением знаний, расширять  их объем, вводя новые примеры, уточняющие обобщения, яркие иллюстрации.
  •  Не следует проводить повторение изученного по той же схеме, что и изучение: предоставить  возможность обучаемым рассматривать материал с разных сторон, под разными углами зрения.
  •  Для прочного усвоения применять  яркое эмоциональное изложение, наглядные пособия, технические средства, дидактические игры, учебные дискуссии, проблемно-поисковое обучение.
  •  Во время изучения нового всегда связывать  его с ранее пройденным, повторять  старое в новом.
  •  Так как прочность запоминания информации, приобретенной в форме логических структур, выше, чем прочность разрозненных знаний, закреплять следует знания, представленные в логически целостных структурах.
  •  Перед упражнением четко указать, что и как надо делать, какие требования будут предъявлены к результатам работы; провести  пробные упражнения.
  •  Во время упражнений предупреждать  усталость обучаемых и не доводить их до переутомления.
  1. Принцип доступности

        Чем выше уровень умственного развития обучаемых и имеющийся у них запас представлений и понятий, тем успешнее они могут продвинуться вперед при изучении новых знаний. Постепенное нарастание трудностей обучения и приучение к их преодолению положительно влияют на развитие обучаемых и формирование их моральных качеств. Обучение на оптимальном уровне трудности положительно влияет на темпы и эффективность обучения, качество знаний. Известны классические правила, относящиеся к практической реализации принципа доступности, сформулированные еще Я.А. Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному.

  • Обучая, исходить из уровня подготовленности и развития обучаемых, учить, опираясь на их возможности. Изучать и учитывать  жизненный опыт обучаемых, их интересы, особенности развития.
  •  Обучая, учитывать  возрастные особенности обучаемых так, чтобы содержание и способы обучения несколько опережали их развитие.
  •  Для доступности широко использовать  аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление.
  •  При изучении нового и сложного материала привлекать  сильных обучаемых, а при закреплении – средних и слабых.
  •  Облегчайте обучаемым усвоение понятий, сопоставляя их с противоположными или им противоречащими.
  •   Доступность, так же как и убедительность, и эмоциональность, зависит от ясности изложения и речи преподавателя: четко и однозначно формулировать  понятия, избегать монотонности, обучать  образно, используя яркие факты, примеры из жизни, литературы.
  •  Не увеличивать  длительность монологов: тонко чувствовать, что необходимо объяснить, а что обучаемые поймут самостоятельно, не объяснять того, что может быть легко усвоено самими учащимися.
  • На первом этапе обучения лучше изучать не весь объем знаний, а лишь основное, чтобы обучаемые основательно усвоили главное, затем при закреплении вводите новые примеры, факты, уточняющие изученное.
  •  Реализуя принцип доступности, главное внимание уделять  управлению познавательной деятельностью обучаемых: плохой преподаватель сообщает истину, оставляя ее недоступной для понимания, хороший – учит ее находить, делая доступным процесс нахождения.
  •  Доступность не означает легкость обучения, и функция преподавателя вовсе не в том, чтобы бесконечно облегчать труд обучаемых по самостоятельному добыванию, осмыслению и усвоению знаний: помочь, направить, непонятное раскрыть через понятное, дать кончик нити для самостоятельного анализа, ободрить – это и есть будни доступного обучения.
  •  Доступность связана с работоспособностью: развивая и тренируя работоспособность, приучать  обучаемых осуществлять все более длительную и интенсивную мыслительную деятельность. Повышая работоспособность – снижаем барьер доступности обучения.

  1. Принцип научности

        Принцип научности обучения  требует, чтобы обучаемым на каждом шагу их обучения предлагались для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания и при этом использовались методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки.

         Практика прогрессивных дидактических систем выработала ряд правил реализации данного принципа:

  • Раскрывать  логику учебного предмета, обеспечивающую с первых шагов его изучения надежную основу для подведения к новым научным понятиям.
  •  Каждое нововведенное научное понятие систематически повторять, применять  и использовать  на всем протяжении учебного курса, ибо что не упражняется, то забывается.
  • Развивать  мышление обучаемых, подводя их к поисковой, творческой работе в учении.
  •  Систематически информировать  обучаемых о новых достижениях в науке, технике, культуре, связывать новые достижения с формируемой у обучаемых системой знаний.
  •  Не упускать  возможности ознакомить обучаемых с биографиями выдающихся ученых, их вкладом в развитие науки.
  •  Применять  новейшую научную терминологию, не пользоваться устаревшими терминами, быть  в курсе самых последних научных достижений по своему предмету.
  • Приучать обучаемых  следить за научной информацией, поощрять коллективное обсуждение научно-технических и социальных проблем.
  •  Поощрять  исследовательскую работу обучаемых.
  • Давать обучаемому возможность пережить радость открытия, чувство успеха, удовлетворенности от познавательного напряжения.

  1. Принцип связи теории с практикой

        Эффективность и качество обучения проверяются, подтверждаются и направляются практикой: практика – критерий истины, источник познавательной деятельности и область приложения результатов обучения, правильно поставленное воспитание вытекает из самой жизни, практики, неразрывно с ней связано.

  • Общественно-исторической практикой доказывать  необходимость научных знаний, изучаемых в учебном заведении.
  •  Обучая, идти от жизни к знаниям или от знаний к жизни: связь «знания – жизнь» необходима.
  •  Постоянно, глубоко и убедительно раскрывать диалектическую связь теории с практикой.
  • Рассказывать обучаемым о новых современных технологиях, прогрессивных методах труда, новых производственных отношениях.
  •  Настойчиво приучать  обучаемых проверять и применять свои знания на практике.
  • Не должно быть ни одного занятия, на которых обучаемый не знал бы жизненного значения своей работы.
  •  Составлять  и решать с обучаемыми задачи и упражнения на основе производственных достижений, привлекать  к их анализу и проверке.
  •  Связывать  обучение с перспективами развития здравоохранения своего города, села, области, республики, страны.
  •  Проблемно-поисковые и исследовательские задания – лучшее средство связи теории с практикой.
  • Внедряйте НОТ в учебный процесс. Учить применять наиболее продуктивные и экономичные методы, анализировать, программировать и прогнозировать свою деятельность.
  •  Воспитывать  у обучаемых стремление к постоянному улучшению своих результатов, развивать  соревновательность.
  •  В учебно-воспитательном процессе следует соединить умственную деятельность с практической деятельностью, в процессе которой усваивается 80–85% знаний.
  •  Побуждать  обучаемых к самостоятельной работе по приобретению знаний; использовать связь обучения с жизнью как стимул для самообразования.

Планируемый результат:

  • Помощь преподавателям в планировании и организации учебной и воспитательной деятельности..



Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение

профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«НИЖНЕВАРТОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия

по модулю ПМ. 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»

МДК.02.01. «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»

Составила преподаватель: Зиязова Юлия Евгеньевна

Нижневартовск, 2017 г.

ВВЕДЕНИЕ

Методическая разработка практического занятия составлена на основе рабочей программы ПМ.02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» МДК.02.01. «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях». раздел 12. «Проведение сестринского ухода в гериатрии» по специальности 060501 «Сестринское дело».

В связи с прогрессирующим старением населения, имеющего множественность патологических  процессов,  возрастает потребность в квалифицированной сестринской помощи  данной категории населения, которая   является большей  частью   пациентов  в лечебных учреждениях.

Методическая разработка к практическому занятию посвящается проблеме сестринского ухода за   пациентами старческого возраста при патологии  органов дыхания и эндокринной системы.

Актуальность данной темы практического занятия  определяется многими  обстоятельствами. В настоящее время в Российской Федерации, как и в большинстве экономически развитых странах, сложилась ситуация, характеризующаяся увеличением в составе населения лиц пожилого и старческого возраста. Население старших возрастов страдает множественными тяжелыми хроническими заболеваниями, протекающими на фоне сниженных компенсаторных возможностей. В настоящее время заболеваемость у пожилых людей  почти в 2 раза выше, а у лиц старческого возраста – в 6 раз выше, чем у лиц молодого возраста. Люди пожилого возраста в 5 раз чаще, чем другие страдают хроническим бронхитом.  Смертность от внебольничной пневмонии у пожилых составляет - 30% и занимает 4-е место среди причин смерти больных старше 65 лет. Продолжает расти частота заболеваемости сахарным диабетом. По данным ВОЗ, в настоящее время в мире насчитывается около 100 млн. больных сахарным диабетом. В России зарегистрировано 282501 человек больных сахарным диабетом 1 типа и  2 551115 человек -  2 типа. В данной ситуации особое значение приобретает подготовка сестринского персонала, так как именно на медицинских сестер возлагается основная нагрузка по уходу за больными.

  В результате этого возникла необходимость в подготовке медицинских сестер, знающих возрастные анатомо-физиологические особенности лиц пожилого и старческого возраста, особенности течения болезней, методы исследования,  лечение и уход за  гериатрическими  пациентами с целью сохранения максимально возможной самостоятельности  и независимости пациента в повседневной жизни. Медицинская сестра  должна уметь убедить пациента в  необходимости сохранения независимого образа жизни и обучить приемам самообслуживания в пределах возможного.  Специалисты сестринского дела должны уметь обеспечить не просто биологическое существование пожилых людей, а сделать последний этап их жизни достойным для человека.

        Методическая разработка практического занятия для преподавателя включает материалы по методике преподавания раздела 12 «Проведение сестринского ухода в гериатрии». Приложения включают в себя тестовый контроль знаний, задачи, рекомендации по подготовке домашнего задания,  список литературы для подготовки обучающихся к занятию. 

Для вовлечения всех обучающихся в процесс планирования ухода за пациентами  и для освоения компетенции ОК 6. «Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями», индивидуальный опрос  чередуется с фронтальным.  Такая форма опроса может способствовать  активизации  опрашиваемых, вовлечения их в творческий процесс планирования, повышает инициативу, развивает опыт профессионального общения.  

Методическая цель:

  • демонстрация группового решения профессиональных задач  по планированию ухода за пациентами пожилого и старческого возраста при  заболеваниях органов дыхания, эндокринной системы на основе анализа полученных знаний;
  • демонстрация работы в команде, закрепление умений межличностного профессионального общения;
  • расширение межпредметных и внутрипредметных связей.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ТЕМЕ «СЕСТРИНСКИЙ УХОД ЗА   ПАЦИЕНТАМИ

СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПАТОЛОГИИ

ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ»

Тема занятия: Сестринский уход за   пациентами старческого возраста при патологии  органов дыхания и эндокринной системы.

ПМ 02.  «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах».

МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.

Раздел 12. Проведение сестринского ухода в гериатрии.

Курс: второй.

Специальность:   060501 « Сестринское дело»

Форма обучения: очная.

Время занятия: 6 часов (270 мин).

Форма проведения занятия:  практическое занятие.

Тип занятия:  Урок совершенствования  знаний, умений и  формирование общих, профессиональных компетенций. 

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Образовательные технологии: проблемное обучение, личностно-ориентированное, информационно-коммуникационные.

Место проведения: кабинет 28 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными».

Цели занятия:

  1. Учебная цель: обучение студентов составлению  плана  сестринского ухода за пациентами пожилого и старческого возраста при патологии  органов дыхания и эндокринной системы.
  2. Развивающие цели: формирование у обучающихся навыков самообразования, стремления к более качественному овладению знаниями, развитие речи, мышления, памяти. 
  3. Воспитательные цели: воспитание  чувства сострадания и   уважения  к жизни и здоровью  пациентов пожилого и старческого и возраста,  привитие умений учебной работы и коллективного труда.

В результате освоения темы обучающийся должен знать:

  1. особенности гериатрической фармакотерапии;
  2. возрастные изменения бронхо-легочной системы;
  3. этиологию, клинику, лечение, профилактику хронического бронхита;
  4. этиологию, клинику, лечение, профилактику острой пневмонии;
  5. этиологию, клинику и лечение, профилактику  ожирения;
  6. возрастные изменения эндокринной системы;
  7. этиологию, клинику, лечение, профилактику гипертиреоза;
  8. этиологию, клинику, лечение сахарного диабета.

В результате освоения темы обучающийся  должен уметь:

  1. составить план сестринского ухода за  пациентами пожилого и старческого возраста при острой пневмонии,  хроническом бронхите, ожирении, гипертиреозе, сахарном диабете.
  2. обучить родственников уходу за пациентом пожилого и старческого возраста при заболеваниях органов дыхания и эндокринной системы

Формируемые компетенции:

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Межпредметные связи: 

ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий;

ПМ.04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными;  ОП.01 Основы латинского языка с медицинской терминологией;

ОП. 02 Анатомия и физиология человека;

ОП.03 Основы патологии;

ОП.07 Фармакология;

ОП.09 Психология.

ОП.10 Математика

ОП.11 Информационные технологии в профессиональной деятельности

Внутрипредметные связи:

Особенности течения болезней в старости.

Особенности гериатрической фармакотерапии.

Возрастные изменения, происходящие в процессе старения.

Список литературы, использованная преподавателем,  для  подготовки методических

рекомендаций и занятия:

  1. Журавлева Т.П. Основы гериатрии. М. ФОРУМ-ИНФРА –М 2007.
  2. Маколкин В.И., Овчаренко С.И.,  Семенков Н.Н. Сестринское дело в терапии. М. 2000.
  3. Сестринское дело в гериатрии под ред. Т.В. Рябчиковой. М.ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава» 2006.
  4. Филатова С.А. и др. Геронтология. Ростов-на-Дону. Феникс. 2006.
  5. Методические рекомендации  по  составлению и оформлению учебно-методических разработок занятий БУ «Нижневартовский медицинский колледж»
  6. Мороз О.Н.     Методическая разработка практического занятия по теме «Обработка рук персонала»//Среднее специальное образование. 2015, №1, с. 19-26.

Приложения к методической разработке:

  1. Тестовый контроль  по теме: «Сестринский уход за   пациентами старческого возраста при патологии  органов дыхания».
  2. Тестовый контроль  по теме: «Сестринский уход за   пациентами старческого возраста при патологии  эндокринной системы».
  3. Задачи на разведение антибиотиков.
  4. Задачи на подсчет количества глюкозы в растворе.
  5. Ответы на тестовые задания и задачи.

Оснащение занятия

  1. Методическое обеспечение занятия:
  1. Рабочая программа раздела 12. Проведение сестринского ухода в гериатрии междисциплинарного курса «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях».
  2. Тематический план.
  3. Методическая разработка занятия.
  4. Контрольно-оценочные средства: тестовые задания, задачи.
  1. Технические средства обучения:
  1. Ноутбук.
  1. Электронные ресурсы:
  1. Презентации;
  2. Видеосюжеты по теме занятия
  1. Материальное обеспечение:
  1. Лабораторные емкости  для сбора материала на анализы, бланки направлений на анализы.
  2. Термометр, температурные листы.
  3. Карманные плевательницы, карманные ингаляторы.
  4. Кислородная маска и носовая канюля, аппараты Боброва.
  5. Глюкометр.
  6. Инсулиновые шприцы, шприцы-ручки, инсулин, фантомы руки.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Основные этапы занятия

Хронометраж

занятия

1.

Организационная часть

2 мин

2.

Мотивация изучения темы  и актуальность: название темы, ее цель, значение, связь с современностью, перспективы развития  вопроса

3 мин

3.

Фронтальный опрос для определения  исходного уровня знаний

10 мин

4.

Индивидуальный опрос

115 мин

5.

Решение заданий в тестовой форме

15 мин

6.

Выполнение медицинских услуг

60 мин

7.

Решение задач на разведение антибиотиков

15 мин

8.

Решение задач на расчет количества глюкозы в растворе и вводимого вместе с глюкозой  инсулина

15 мин

9.

Демонстрация самостоятельной работы студентов

20 мин

10.

Подведение итогов. Выводы.

10 мин

11.

Домашнее задание

5 мин

ИТОГО:

270 мин

СТРУКТУРА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Основные этапы занятия

мин

1.

Организационная часть: проверка присутствующих, проверка внешнего вида, готовность обучающихся к занятию, наличие формы, оформление журнала.

3

мин

2.

Мотивация изучения темы  и ее актуальность: название темы, ее цель, значение, связь с современностью, перспективы развития  вопроса.

2

мин

3.

Контроль исходного уровня знаний.

  1. Обсуждение вопросов, возникших у студентов при подготовке к занятию
  2. Исходный  контроль: фронтальный опрос.

            Вопросы:

  1. Особенности гериатрической фармакотерапии
  2. Возрастные изменения бронхо-легочной системы.
  1. Коррекция знаний студентов.

10 мин

4.

Индивидуальный опрос:

1) Хронический бронхит: этиология, клиника, лечение.

2)  Пневмония: этиология, клиника, лечение.

3)   Уход за пациентами при заболеваниях органов дыхания.

4)  Возрастные изменения эндокринной системы.

5)  Ожирение: этиология, клиника, осложнения, лечение.

6)  Уход за пациентами при ожирении.

7)  Гипертиреоз: этиология, клиника, диагностика, лечение.

8) Уход за пациентами при гипертиреозе.

9) Сахарный диабет: этиология, классификация, клиника, диагностика,  лечение.

10)  Уход за пациентами при сахарном диабете.        

110

мин

5.

Решение заданий в тестовой форме (приложения 1, 2).

20

6.

Выполнение медицинских услуг:

  1. Подготовка   пациента к сбору мокроты на общий анализ.
  2. Подготовка   пациента к сбору мокроты на  микрофлору.
  3. Подготовка   пациента к сбору мочи на сахар.
  4. Подготовка   пациента к сбору мочи на глюкозурический профиль.
  5. Определение уровня  глюкозы в крови с помощью глюкометра.
  6. Набор инсулина в шприц и  введения его подкожно.
  7. Проведение  дыхательной гимнастики; применение карманного ингалятора.
  8. Осуществление   ухода за пациентом  при лихорадке.
  9. Подача пациенту кислорода при помощи маски и носовой канюли.

60

7.

Решение задач на разведение антибиотиков (приложение 3)

15

8.

Решение задач на расчет количества глюкозы в растворе и вводимого вместе с глюкозой  инсулина (приложение 4).

10

9.

Демонстрация самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов по теме занятия:

  1. просмотр и обсуждение видеоматериала по теме занятия;
  2. демонстрация сообщений, презентаций.

25

10.

Подведение преподавателем итогов занятия.

  1. Резюмирует  содержание  занятия.
  2. Отвечает  на  вопросы.
  3. Дает  оценку  работы  бригады.

4)   Отмечает    подготовленность  студентов.

5

11.

Домашнее задание для самоподготовки:

Подготовить вопросы по теме:

  1. Сестринский уход за пациентами при патологии системы пищеварения.
  1. Возрастные изменения системы пищеварения при старении человека.
  2. Хронический гастрит: этиология, клиника, лечение.
  3. Язвенная болезнь:  этиология, клиника, осложнения. лечение,  профилактика.
  4. Хронический гепатит:  этиология, классификация, клиника, лечение.
  5.  Запор:  этиология, клиника,  диагностика, осложнения, лечение, уход.    
  1. Сестринский уход за пациентами при психических заболеваниях:
  1. Болезнь  Альцгеймера: предрасполагающие факторы, факторы антириска,     клиника, лечение, уход.
  2. Болезнь Паркинсона: предрасполагающие факторы, клиника, лечение, уход.
  1. Подготовить сообщения и презентации, видео по теме:
  1. Сестринский уход за пациентами при патологии системы пищеварения.
  2. Сестринский уход за пациентами при психических заболеваниях.  

Рекомендуемая литература:

Основная

  1. Журавлева Т.П. Основы гериатрии. М. ФОРУМ-ИНФРА – М 2007.
  2. Маколкин В.И., Овчаренко С.И.,  Семенков Н.Н. Сестринское дело в терапии. М. 2000.

Дополнительная

  1. Сестринское дело в гериатрии под ред. Т.В. Рябчиковой. М.ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава» 2006.
  2. Филатова С.А. и др. Геронтология. Ростов-на-Дону. Феникс. 2006.

5 мин

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тестовый контроль по теме: «Сестринский уход за   пациентами старческого возраста при патологии  органов дыхания»

   

 Выберите один правильный ответ

1. Хронический бронхит у лиц старческого возраста характеризуется:

а) кашлем с небольшим количеством слизисто-гнойной мокроты;

б) кашлем с обильным отделением мокроты;

в) общим недомоганием;

г) фебрильной лихорадкой.

2. Обострение хронического бронхита характеризуется:

а) общим недомоганием и кашлем;

б) хорошим самочувствием;

в) фебрильной температурой;

г) нормальной температурой;

д) уменьшением количества мокроты.

3. Какой из перечисленных факторов не относится к факторам риска развития хронического бронхита:

 а) курение сигарет;

 б) загрязнение воздуха;

 в) вредные производственные факторы;

 г) ожирение и гиподинамия;

 д) инфекционные агенты.

4. Какое из перечисленных средств относится к отхаркивающим:

 а) коринфар;           в) фенолфталеин;                  д) преднизолон.

 б) мукалтин;           г) димедрол;

5. Средствами первичной профилактики хронической обструктивной болезни легких являются:

 а) борьба с курением;

 б) борьба с загрязнением воздуха;

 в) предупреждение действия производственных вредностей;

 г) эффективное лечение острых респираторных инфекций;

 д) все вышеперечисленное.

6. При возникновении пневмонии у лиц старческого возраста редко наблюдается:

 

а) слабость;

 б) недомогание;

 в) кашель;

 г) выраженная лихорадка.

7. К развитию пневмонии у лиц старческого возраста предрасполагает:

 

а) переутомление;

 б) перегревание;

 в) постельный режим;

 г) стрессы;

 д) ничего из перечисленного.

8.  Признаком обострения хронического бронхита у пожилых является:

А) усиление кашля;                  Б) ночная потливость;        В) усиление одышки.

9.Неотложная помощь при легочном кровотечении:

а) аминокапроновая кислота, хлорид; кальция:

б) гепарин, дибазол;

в) ацетилсалициловая кислота, реопирин;

г) димедрол, пипольфен.

10) Экспираторная одышка в пожилом возрасте характерна для:

а) абсцесса легкого;

б) бронхиальной астмы;

в)  крупозной пневмонии;

г) отека легкого.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Тестовый контроль  по теме: «Сестринский уход за   пациентами старческого возраста при патологии  эндокринной системы»

    Выберите один правильный ответ.

1. Этиологические факторы сахарного диабета – все перечисленные, кроме:

а) недостатка сладкого;

б) травмы поджелудочной железы;

в) воспаления поджелудочной железы;

г) панкреатит;

д) поражение гипофиза.

2. К причинам гипогликемии не относится:

а)  обильная еда;

б) избыточные дозы инсулина  или таблеток;

в) опоздание с приемом пищи или его пропуск;

г) недостаточная калорийность пищи;

д) незапланированная или слишком интенсивная физическая нагрузка;

е) слишком много алкоголя, особенно на голодный желудок.

3) Какие симптомы характерны для гипогликемической комы:

 а) сухость кожи, дыхание Куссмауля, сахар в крови не изменён;

б) сухость кожи, снижение тонуса мышц, высокий уровень сахара в крови;

 в) усиление потоотделения, судороги, низкий уровень сахара в крови;

 г) гиперемия слизистых, непроизвольное мочеиспускание, запах алкоголя изо рта;

 д) развитие парезов и параличей, гиперемия кожи лица.

4) Для гипогликемии характерны следующие симптомы:

а) медленное начало;

б) судороги;

в) рефлексы повышены;

г) чувство голода.

5. Какой препарат вводится при оказании неотложной помощи при гипогликемической коме в/в:

 а) 40 % глюкоза 40 - 100,0;                                         г) физиологический раствор 50,0;

 б) 4 % раствор соды 50,0;                                         д) 5% раствор глюкозы 20,0.

 в) инсулин 20 ед. ;

6. Какие симптомы характерны для диабетической (гипергликемической) комы:

 а) усиление потоотделения, судороги, низкий уровень сахара в крови;

 б) сухость кожи, снижение тонуса мышц, высокий уровень сахара в крови;

 в) сухость кожи, дыхание Куссмауля, сахар в крови не изменён;

 г) гиперемия слизистых, непроизвольное мочеиспускание, запах алкоголя изо рта;

 д) влажность кожных покровов, дрожь, возбуждение.

7. Диета является основой лечения сахарного диабета:

а) всех форм;

б) только  I типа;

в) только II  типа;

г) только тяжелых и средней тяжести форм.

8) В рацион больного сахарным диабетом включают  все перечисленные, кроме:

а) мясного суфле;

б) отварной рыбы;

в) творога;

г) гречневой каши;

д) винограда.

9. При сахарном диабете II типа более часто отмечается:

а) жажда и полиурия;

б) снижение трудоспособности;

в) склонность к инфекционным заболеваниям;

г) заболевания мочевыделительной системы  и органов дыхания;

д) все перечисленно

10. Диагноз сахарный диабет может быть установлен при уровне глюкозы  в капиллярной крови натощак:

а) 5,5 ммоль/л;

б) 5,9 ммоль/л;

в)  6,0 ммоль/л;

г)  ≥ 6,1 ммоль/л


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Задачи на разведение антибиотиков

Задача № 1

Ответьте на вопросы: а/…, б/…. в/ …

Условие:

В процедурном кабинете имеется ампициллин по 0,5 г во флаконе.

Пациенту назначено      0,7 г в/м

Вопросы:

а) Сколько флаконов возьмете для разведения?

 б/ Какое количество растворителя введете в каждый  флакон?

в/ Сколько  мл образовавшегося раствора наберете в шприц  пациенту?

Задача № 2

Ответьте на вопросы: а/…, б/…. в/ …г/ …, ж/ …, з/ …

Условие:

В процедурном кабинете имеется пенициллин по 1 000 000 ЕД во флаконе.

Пациентам       назначено:

  1. 500 000 ЕД  в/м
  2. 800 000 ЕД  в/м
  3. 250 000 ЕД  в/м
  4. 650 000 ЕД  в/м

Вопросы:

а/   Сколько флаконов пенициллина надо взять для разведения?

б/   Каким растворителем   будете разводить антибиотики?

в/   Какое количество растворителя введете в каждый  флакон?

г/   Сколько мл образовавшегося раствора наберете в шприц 1 пациенту?

д) Сколько мл образовавшегося раствора наберете в шприц 2 пациенту?

ж) Сколько мл образовавшегося раствора наберете в шприц 3 пациенту?

з) Сколько мл образовавшегося раствора наберете в шприц 4 пациенту?

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Задачи на подсчет количества глюкозы в растворе

  1. Сколько грамм глюкозы содержится  в 100 мл 10% раствора глюкозы?
  2. Сколько грамм глюкозы содержится в  40 мл 20% раствора  глюкозы?
  3. Для профилактики гипергликемии  на каждые … глюкозы  пациенту вводят  ….
  4. 500 мг глюкозы в 100 мл  раствора  образует … % раствор.
  5. Сколько г  глюкозы содержится в 5% - 400 мл растворе глюкозы?
  6. Сколько ЕД инсулина  надо ввести во флакон  с 5%-500 мл раствором глюкозы?
  7. 8000 мг глюкозы в 20 мл раствора образуют …% раствор.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Ответы на тестовые задания и задачи

Тестовый контроль №1

Тестовый контроль №2

Задачи на разведение антибиотиков

Задачи на подсчет количества глюкозы и инсулина

1. А

2. А

3. Г

4. Б

5. Д

6. Г

7. В

8. В

9. А

10.Б

1. А

2. А

3. В

4. Г

5. А

6. Б

7. А

8. Д

9. В

10. Г

Задача №1

а)   2 фл

б) 2,5

в) 3.5

Задача №2

а) 3 фл

б)новокаин 0,5%

в) 5 мл

г) 2,5

д) 4,0

ж) 1,25

з) 3,25

1. 10 г

2. 8 г

3) 4г -1 ЕД

4) 0,5%

5) 20 г

6) 6 ЕД



Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение

профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«НИЖНЕВАРТОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Фрагмент рабочей тетради

для внеаудиторной работы

 студентов на практических занятиях

по профессиональному модулю ПМ. 04 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»

МДК 04.02. Безопасность больничной среды для пациента и медработников

                             Составитель: преподаватель  Зиязова Юлия Евгеньевна                        

Нижневартовск, 2017 г.                                                                                          

Пособие разработано в помощь студентам первого курса медицинского колледжа для подготовки к практическим занятиям по модулю ПМ 04 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными».

Цели и задачи

Студент должен овладеть указанными видами профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными и общими  компетенциями,

Профессиональные компетенции:

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его   окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства,  взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3.  Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.7. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.

ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.

ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,     проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

 ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

МДК 04.02. Безопасность больничной среды для пациента и медработников

1. Обеспечение инфекционной безопасности. Профилактика ВБИ в ЛПУ. Инфекционная безопасность

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ

Студенты должны

ЗНАТЬ:

  • Понятия «инфекционный процесс», «внутрибольничная инфекция»;
  • Масштаб проблемы ВБИ;
  • Способы передачи инфекции в ЛПУ;
  • Факторы, влияющие на восприимчивость хозяина к инфекции;
  • Меры профилактики и контроля внутрибольничных инфекций;
  • Действующие нормативные документы;
  • Требования к личной гигиене и медицинской одежде персонала;
  • Уровни мытья рук.

УМЕТЬ:

  • Соблюдать технику безопасности при работе с биологическими жидкостями;
  • Уметь использовать защитную одежду (халат, маску, фартук, очки и щитки, перчатки) в практической деятельности;
  • Обработать руки до и после манипуляции;
  • Обработать руки и слизистые при контакте с биологическими жидкостями.

Вопросы для подготовки

  • Факторы риска возникновения ВБИ;
  • Общие меры профилактики ВБИ;
  • Причины развития ВБИ;
  • Факторы, способствующие увеличению распространения ВБИ;
  • Уровни деконтаминации рук.

Задание 1. Подпишите последовательно все составные части цепочки инфекционного процесса:

                                                                   

          na01591_                                                         bs00238_

                                                                       

bl00252_              j0078739          bl00252_               

Задание 2. Определите понятия.

  • Выпишите определения, используя материал учебника «Основы сестринского дела» и лекционный материал:
  • Инфекционный процесс: _______________________________________
  • Внутрибольничная инфекция:____________________________________________________Задание 3. Механизмы и пути передачи инфекции.

Изучив соответствующий материал учебника «Основы сестринского дела» и лекционный материал, заполните таблицу:

№ п/п

Механизм передачи инфекции

Путь передачи

Воздушно - капельный

Задание 4. Факторы, влияющие на восприимчивость хозяина к инфекции.

Изучив соответствующий материал учебника «Основы сестринского дела» и лекционный материал, ответьте письменно на вопрос:

Основные факторы, влияющие на восприимчивость хозяина к инфекции.

1._________________________________________________________________

2._________________________________________________________________

3._________________________________________________________________

4._________________________________________________________________                                        

 Задание 5*.  Просмотрите внимательно фильм "Система обращения с медицинскими отходами в ЛПУ РФ", впишите в таблицу:

  • классы отходов, категории их опасности,
  •  места образования и окрасьте в соответствующий цвет.

Класс отходов

Категория опасности

Морфологический состав

Места образования

А

Б

Задание 6. Действующие нормативные документы, регламентирующие соблюдение инфекционной безопасности.

Ознакомьтесь с кратким содержанием основных приказов СЭР и заполните следующую схему:

Номер приказа или документа

Название приказа или документа

ОСТ 42-21-2-85

№ 408

№ 720

№ 279/169

Борьба с педикулёзом

Задание 7. Действующие нормативные документы, регламентирующие соблюдение инфекционной безопасности.

Используя полученные знания, письменно ответьте на следующие вопросы:

1.Мероприятия при выявлении педикулёза регламентированы Приказом №__________.

2.Действия медицинского персонала, препятствующие возникновению и распространению ВИЧ-инфекции, регламентированы Приказом №__________.

3.Мероприятия, проводимые для профилактики возникновения и распространения вирусного гепатита В, регламентированы Приказом №__________.

Задание 8*. Действующие нормативные документы, регламентирующие соблюдение инфекционной безопасности.

Письменно выполните следующее задание.

В отделение поступает пациент с подозрением на СПИД.

  1. Номер приказа, определяющий ваши действия
  2. Дезинфицирующие средства (какой концентрации) вам необходимо подготовить
  3. Возможный путь передачи этого заболевания в ЛПУ

Задание 9. Требования к личной гигиене и медицинской одежде персонала.

Изучив соответствующий материал учебника «Основы сестринского дела» и алгоритм манипуляции, заполните следующие схемы:

схема № 1

        

схема №2

        

Задание 10*. Профилактические действия медработников против гепатита и СПИДа.

  Отметьте на схеме ваши действия при попадании крови на слизистую глаза, носа, ротовой полости, на кожу, халат, тапочки.

глаза___________________________________________

нос_____________________________________________

рот_____________________________________________

кожа____________________________________________

халат___________________________________________

тапочки____________________________________

Задание 11*. Ответьте на вопросы  графологического диктант.  Тема: «ВБИ»

  1. Внутрибольничная инфекция это инфекция, возникающая только в больнице.
  2. Деконтаминация – обсеменение.
  3. Повторное инфекционное заболевание, развивающееся в результате воздействия того же возбудителя, называется реинфекцией.
  4. Механизмы передачи инфекции – фекально-оральный, аэрогенный, контактный, парентеральный.
  5. К внутрибольничным инфекциям относят: постинъекционный абсцесс, сепсис, ревматизм, пузырчатка новорожденных.
  6. Инфекция может быть генерализованной и местной.
  7. Возбудителями ВБИ могут быть только вирусы, бактерии, грибы и простейшие.
  8. Патогенный фактор это восприимчивый хозяин.
  9. Контаминация – процесс удаления или уничтожения микроорганизмов с целью обезвреживания и защиты – очистка, дезинфекция, стерилизация.
  10. Причины развития ВБИ: неправильное использование инвазивных устройств, некачественная дезинфекция и стерилизация.

                                                             пример ответов:

                                         да            

                             

                                          нет  1       2       3          4      5       6      7       8       9         10

Ответы на графологический диктант

да                        

нет      1           2                3        4          5             6                7             8                9             10        

Задание 12. Просмотрите фильмы по теме и повторите все манипуляции.

Критерии оценки:

«Отлично» - все задания выполнены в полном объёме, своевременно, без ошибок.

«Хорошо» - все задания выполнены в полном объёме, своевременно, при выполнении заданий допущены неточности; выполнены задания только со знаком «*», своевременно и без ошибок.

«Удовлетворительно» - выполнены задания только со знаком «*», своевременно, при выполнении заданий допущены неточности.

«Неудовлетворительно» - задания выполнены с грубыми ошибками, несвоевременно, не выполнены задания со знаком «*».

ЛИТЕРАТУРА

  1. Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: учебник/ С.А. Мухина, И.И. Тарновская. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010.
  2. Мухина С.А., Тарновская И. И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: учебник.-2-е изд., исправл. и доп. -  М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
  3. Обуховец Т.П. Основы сестринского дела. Практикум. Серия «Медицина для вас». Ростов н/Д.: Феникс, 2003.
  4. Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. Серия «Медицина для вас». Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
  5. Основы сестринского дела: Алгоритмы манипуляций: учебное пособие/ Н.В. Широкова и др. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010.
  6. Технологии выполнения простых медицинских услуг. Москва. ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2009.