Проекты

Проекты

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon [Сертиф. проекта Северный парус] Диплом 3 степени, Сибиндо, 2016 г.2.05 МБ
PDF icon [Сертиф. проекта Северный парус] Приказ Деп. Лучший проект1.21 МБ
PDF icon [Сертиф. проекта Северный парус] Сертификат 01145_СЕВЕРНЫЙ_ПАРУС388.3 КБ
PDF icon [Социальный проект Мир глазами студентов] Благодарственное письмо директору Исупову П.В.326 КБ
PDF icon [Социальный проект Мир глазами студентов] Диплом 3 ст. Джабраилов А.373.46 КБ
PDF icon [Социальный проект Мир глазами студентов] Диплом участникам345.95 КБ
PDF icon [Социальный проект Мир глазами студентов] Сертификат Бенке Л.С.246.1 КБ
PDF icon Благодарность за реализацию совместных проектов, 2016 г.149.7 КБ
PDF icon Благодарность Свердловский областной медколледж362.71 КБ
PDF icon Благодарственное письмо НВГУ, 2014 г.242.82 КБ
PDF icon Диплом золотой медалью за организацию инновационной деятельности, 2012 г.265.75 КБ
Файл Проект Элементы дуального обучения27.9 КБ
Файл Формирование толерантной культуры103.09 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Исупов Павел Владимирович,

директор,

БУ «Нижневартовский медицинский колледж»,  г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ-Югры

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ БУ «НИЖНЕВАРТОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Переход на стандарты нового поколения требует от медицинских образовательных организаций перестройки взглядов на процесс обучения –акцентирование внимания на профессионализме будущего медицинского работника, его профессиональных компетенциях. В этой связи, главным направлением в сфере профессионального медицинского образования является необходимость значительного усиления практической подготовки студентов.

Сегодня одной из проблем качества подготовки специалистов является разрыв между подготовкой выпускника в образовательной организации и требованиями практического здравоохранения. Но качество подготовки сестринского персонала зависит не только от образовательной организации, но и от лечебных учреждений, на базе которых осуществляется практическая подготовка, т.к. большая часть учебного времени отводится практическим занятиям. Только там, где есть понимание, что лечебно-профилактическое учреждение участвует в подготовке будущего специалиста для себя, организация практического обучения будет отвечать необходимым требованиям.

Одним из эффективных способов решения данной проблемы является дуальная система подготовки, когда образование студентов по признанной профессии происходит в двух организациях:  с одной стороны – это образовательная организация, а с другой стороны – обучающее предприятие (ЛПУ). Дуальное обучение заключается в том, что вся учеба делится на практическую и теоретическую части, поочередно сменяющие друг друга в течение всего периода обучения, и предполагает прямое участие лечебных учреждений в профессиональном образовании студентов-медиков и отвечает интересам всех участвующих в ней сторон.

Нижневартовский медицинский колледж в учебном процессе активно использует элементы дуальной системы обучения. Администрация колледжа, ориентируясь на требования рынка труда города и округа, успешно реализует задачу обеспечения условий для трудовой адаптации студентов через использование возможности проведения практических занятий, прохождения учебной, производственной и преддипломной практики в лечебных учреждениях бюджетной сферы.

Взаимодействие с лечебными учреждениями города осуществляется на основе прямых договоров «О взаимном сотрудничестве». Нижневартовским медицинским колледжем заключены договоры с двенадцатью лечебно-профилактическими учреждениями города. В колледже апробирован и успешно действует механизм проведения практических занятий и всех видов практик. Учебный план составлен таким образом, что изначально изучается теоретический материал, затем практические занятия, учебная и производственная (профессиональная) практика, составляющая 70-80% учебного времени. Практические занятия и учебная практика проводятся в виде доклинического, фантомного курса в специально оборудованных манипуляционных кабинетах колледжа и в лечебно-профилактических учреждениях, являющихся базами практического обучения студентов, что способствует более быстрой и лучшей адаптации студентов к практической деятельности. Лечебно-профилактическое учреждение предоставляет возможность студентам под руководством непосредственного руководителя практики пользоваться оборудованием, инструментами, приборами, предметами ухода, осуществлять уход за пациентами на рабочем месте, выполнять лечебно-диагностические мероприятия. У обучающихся появляется более высокая мотивация в получении знаний. Студенты учатся более осознанно и заинтересовано и раньше адаптируются к производственным отношениям в коллективе.

Для разработки рабочих программ профессиональных модулей привлекаются ведущие специалисты практического здравоохранения города, которые определяют требования работодателя к знаниям, умениям и компетенциям выпускников. Таким образом, потенциальный работодатель, имеющий собственное представление о специалисте имеет возможность «вмешаться» в процесс обучения, дополняя содержание обучения необходимыми компетенциями.

Практические занятия проводятся в отделениях ЛПУ соответственно профилю преподаваемой дисциплины. К преподаванию практических занятий части профильных междисциплинарных курсов профессиональных модулей привлекаются и наиболее квалифицированные специалисты ЛПУ. Практическое занятие выстраивается так, что после проверки уровня теоретических знаний, решения ситуационных задач, преподаватель демонстрирует пациентов с заболеваниями по данной теме, студенты проводят сбор анамнеза, выявляют проблемы пациента, изучают методы диагностики заболевания, осуществляют наблюдение и уход за больным.

На производственной практике под руководством наставников студенты отрабатывают практические манипуляции, выполняя функциональные обязанности медицинской сестры отделения, в котором они работают. Обучающие проводят: в/мышечные и в/венные инъекции, подготовку больных к диагностическим процедурам (рентгеноскопия желудка, холецистография, УЗИ и др.), наблюдение и уход за больными различного профиля.

Таким образом, уже на ранних стадиях обучения студенты приобретают профессиональные и общие компетенции, предусмотренные ФГОС (умение работать в команде, осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, участвовать в проведении профилактических мероприятий и т.д.).

После проведения практических занятий и учебной практики по каждому модулю студенты проходят производственную практику по профилю модуля. Согласно ФГОС производственная практика проводится в учреждениях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся. Поскольку область профессиональной деятельности выпускников – оказание населению квалифицированной сестринской помощи, обучающиеся проходят практику во всех профильных лечебных учреждениях города, где осваивают профессиональные компетенции соответствующим основным видам профессиональной деятельности. Содержание учебных программ практик обсуждается и согласовывается работодателями.

Качество обучения зависит и от квалификации преподавательского состава, то есть, от наличия постоянного пополнения и обновления, необходимых профессионально-педагогических компетенций преподавателей. Все преподаватели колледжа прошли стажировку в лечебно-профилактических учреждениях города, которая имела практико-ориентированный характер.

После успешного освоения учебных дисциплин и профессиональных модулей, в том числе, учебной практики и практики по профилю специальности проводится преддипломная практика (стажировка). Данный вид практики направлен на углубление обучающимися первоначального профессионального опыта, развитие общих и формирование профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности. Обучающийся может быть направлен на преддипломную практику в организацию по месту последующего трудоустройства.

В последние годы работодатели все активнее участвуют в оценке качества выпускников медицинского колледжа. Председателями итоговой государственной аттестации выпускников являются главные медицинские сестры лечебно-профилактических учреждений. Только в тесном контакте с работодателями возможна эффективная реализация основной функции - обеспечение рынка труда специалистами, обладающими соответствующими профессиональными компетенциями, востребованными данным сектором экономики. Социальное партнёрство позволяет подготовить кадры для лечебного учреждения точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям. Медицинский колледж заинтересован в деловом партнерстве с учреждениями здравоохранения, т.к. получает доступ к оперативной информации о текущем состоянии практического здравоохранения  и позволяет внести коррективы в обучающие программы. Элементы дуального обучения, применяемые в БУ «Нижневартовский медицинский колледж», способствуют повышению качества профессиональной подготовки будущих медицинских работников и обеспечивают высокий процент их трудоустройства.

Литература

1. Равен Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация.//М., 2002.

2. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста//Высшее образование сегодня, №5, 2004 - С.20-27.



Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение среднего профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«Нижневартовский медицинский колледж»

Педагогический проект

Формирование установок толерантной культуры обучающихся на занятиях

по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение»

Преподаватель высшей

квалификационной категории:

Исупов Павел Владимирович

г. Нижневартовск, 2014

Содержание

1.

Краткая аннотация проекта

3

2.

Инновационная направленность проекта

5

3.

Обоснование необходимости  проекта

6

4.

Цель и задачи проекта

7

5.

Содержание проекта

10

6.

Механизмы  реализации педагогического проекта

14

7.

Ресурсы

19

8.

Партнёры

21

9.

Целевая аудитория

21

10.

План реализации проекта

21

11.

Мониторинг результативности внедрения педагогического проекта

24

12.

Ожидаемые результаты и социальный эффект

24

13.

Критерии эффективности

24

14.

Перспективы дальнейшего развития проекта

26

15.

Источники информации

30

Приложение № 1. Рекомендации обучающимся при разработке интеллект-карт

32

Приложение № 2. Толерантный Нижневартовск

34

Приложение № 3. Информация о реализации Программы «По противодействию проявлениям политического, национального и религиозного экстремизма, формированию установок толерантного сознания» в БУ «Нижневартовский медицинский колледж» за 1 квартал 2011г.

38

Приложение № 4. Формулировки толерантности в Декларации принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.)

42

Приложение № 5. Многонациональный колледж

44

  1. Краткая аннотация проекта.

Пояснительная записка

Теперь, когда мы научились летатъ по воздуху,

как птицы, плаватъ под водой, как рыбы,

нам не хватает только одного:

научиться жить на земле, как люди.

                                                                 Б. Шоу

 Целостность и будущность России во многом связаны  с ее полиэтничностью. Здесь проживают более 150 национальностей, которые принадлежат к различным этнолингвистическим семьям и группам, исповедуют разные религии, имеют свои самобытные культуры, сложную и особую историю. Именно система образования обладает уникальными возможностями по расширению знаний о других народах и формированию взаимной толерантности.

В работе представлен практический опыт по формированию толерантной компетентности у участников образовательного процесса, учитывающий современные требования к качеству образования, инновационные педагогические технологии, согласно концепции «Модернизации российского образования», национального проекта «Образование», федеральному государственному стандарту (ФГОС) второго поколения.

Преамбула

БУ «Нижневартовский медицинский колледж», г. Нижневартовск.

Директор БУ «Нижневартовский медицинский колледж»: Исупов Павел Владимирович.

Проект реализуется с 2012 года.

Формирование толерантности у обучающихся БУ «Нижневартовский медицинский колледж» будет более эффективным, если: рассматривать толерантность как качество личности, базирующееся на совокупности философских, социологических и психолого-педагогических характеристик, раскрывающих его научные основы; ориентировать образовательный процесс на формирование у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, повышение уровня толерантности на основе признания универсальных прав и основных свобод человека, содействия адаптации обучающихся в сложных социально-экономических условиях в ситуации существования полиэтнического и поликультурного социума; осуществлять его в рамках педагогической системы, включающей в себя совокупность целевого (цели и задачи педагогической системы), организационного (формы деятельности, методы и средства, используемы в процессе формирования толерантности), диагностического (диагностический комплекс, необходимый для отслеживания эффективности системы формирования толерантности) и результативного (характеристика результатов применения педагогической системы) компонентов.

Выше изложенный подход к использованию принципа толерантности в процессе обучения является залогом эффективности всего образования, а также создает благоприятные условия для дальнейшей адаптации личности в других  социальных  отношениях.

Международный день, посвящённый терпимости - ежегодно отмечается 16 ноября. Этот Международный день был торжественно провозглашён в «Декларации принципов терпимости» ЮНЕСКО. Декларация была утверждена в 1995 году на 28-ой Генеральной конференции ЮНЕСКО (резолюция № 5.61).

Под терпимостью (толерантностью) в Декларации понимается «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Декларация провозглашает «признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность».

Декларация рассматривает угрозы человечеству, которые несёт нетерпимость, предлагает методы и программы борьбы с нетерпимостью.

В 1997 году Генеральная Ассамблея ООН (резолюция № A/RES/51/95) также предложила государствам-членам ООН отмечать этот Международный день. Генеральная Ассамблея в этой резолюции ссылается на свои решения о проведении Года Организации Объединённых наций, посвящённого терпимости; ссылается на Устав ООН, в котором устанавливается, что принцип терпимости должен применяться при предотвращении войн; принимает во внимание решение ЮНЕСКО об утверждении Декларации принципов терпимости.

В своём послании в 2005 году по случаю Международного дня, посвящённого терпимости, Генеральный секретарь ООН говорит, что борьба с нетерпимостью - это одно из главных направлений деятельности ООН. В условиях роста населения и увеличения миграции во всём мире идёт рост ксенофобии и экстремизма. Терпимость, говорится в послании, означает, что надо знать больше друг о друге, выявлять лучшее в традициях и верованиях друг друга. Нужно уважать друг друга как личностей, самостоятельно определяющих свою самобытность, религиозную и культурную принадлежность, как личностей, понимающих, что мы можем ценить свои особенности, не ненавидя особенности других.

2. Инновационная направленность проекта:

- формирование проектной, коммуникативной, информационной компетенций будущих медицинских сестер в рамках реализации ФГОС;

- формирование понятия инновационного потенциала, как совокупность различных видов ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности;

- способность к восприятию новой информации; к приращению своих профессиональных знаний; к выдвижению новых конкурентоспособных идей; к нахождению решений нестандартных задач и новых способов решения стандартных задач.

- развитие личностных качеств: толерантность к неопределенности, способность к оправданному риску, ответственность, потребность в самореализации, мотивация достижения, рефлексивность, креативность (качества интеллекта, интеллектуальная инициатива, витальность (особенности ценностно-смысловой организации жизненного мира, жизнестойкость, суверенность, трудоспособность, мобилизационный потенциал, уровень саморегуляции, ориентация человека на определенное качество жизни).

3. Обоснование необходимости  проекта

Актуальность проекта определяется тем, что проблема формирования толерантности слабо разработана для обучающихся в средних специальных учебных заведениях.

Необходимо разрешение противоречия между необходимостью целенаправленного и эффективного формирования толерантности у студентов средних специальных учебных заведений, с одной стороны, и недостаточной разработанностью методологических и организационно-методических основ осуществления этого процесса, с другой стороны. Исходя из выявленного противоречия была определена тема проекта.

С учетом полиэтничности общества, в котором сегодня социализируется молодое поколение России, становится очевидной необходимость разработки новых образовательных стратегий и подходов в деле формирования у обучающихся этнокультурной компетентности, которая предполагает только объективную информацию о другом народе. Такие представления и знания реализуются через умения и навыки поведения, которые способствуют эффективному межнациональному взаимопониманию и взаимодействию.

Об актуальности проблемы формирования толерантности у молодежи говорит постановление Правительства Российской Федерации «О формировании установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)» и новая Концепция воспитания. Также об актуальности проблемы говорит тот факт, что одним из первых документов, который подписал Президент РФ В.В. Путин 25 августа 2001 года № 629, была Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» на 2001-2005 годы.

Разработкой методических программ формирования у подростков толерантного сознания занимаются В.В. Глебкин, Г.У. Солдатова, Бетти Э. Риэрдон и другие. Данная проблема нашла отражение в работах P.P. Вавиловой, Д.В. Зиновьева, В.М. Золотухина, В.А. Лекторского, М.П. Мчедлова, JI.B. Скворцова, В.А. Тишкова, В.В. Шалина и др.

Важность этой проблемы заключается и в том, что именно в подростковом и юношеском возрасте, когда происходит становление личности, так важно правильно сформировать или скорректировать жизненную позицию будущего гражданина. Эта не только педагогическая, но и философская проблема. Она рассматривается в трудах Н.А. Бердяева, И. Канта, А.П. Куницина, Дж. Локка, К. Помпера, Ж.-Ж. Руссо, В. Соловьева, и др.

4. Цель и задачи инновационной деятельности

Цель: формирование и укрепление в окружающем социуме и среди участников образовательного процесса универсальной толерантной среды на основе принципов соблюдения прав человека, ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности, на основе взаимообогащения культур народов России.

Задачи:

- создать образовательную среду для развития духовно и нравственно  здоровой, разносторонне развитой личности, ориентирующейся как на национальные, так и на общечеловеческие ценности;

- обучить межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях;

- обучить конструктивным способам выхода из конфликта;

- развить коммуникативные навыки, укрепляющие социальные связи,  повысить коммуникативную компетентность педагогического коллектива;

- сформировать устойчивый интерес у обучающихся к позитивной и социально – значимой деятельности;

- интеграция принципов межнационального согласия и толерантности в систему деятельности образовательного учреждения, находящегося в режиме развития;

- обучить этическим нормам взаимоотношений среднего медицинского работника и пациента;

- повысить уровень толерантной культуры социума.

Этапы педагогического проекта:

Проект «Формирование установок толерантной культуры обучающихся на занятиях по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение» состоит из 3 этапов и рассчитан на 5 лет: с 01.09.2012 г. по 01.07.2017 г.

  1. этап:

На первом этапе осуществлены:

- Теоретический анализ и осмысление исследуемой проблемы;

- Изучение философской, психолого-педагогической литературы по толерантности;

- Конкретизация исходных положений, цели и задач, гипотезы исследования;

-  Определение педагогических условий для развития толерантных стратегий мышления и деятельности у будущих специалистов-медиков среднего звена.

- Изучение Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства Здравоохранения и науки №589 от 12.11.2009 г. по специальности 060501 «Сестринское дело»;

- Разработка и внедрение критерий оценки эффективности проекта.

2 этап:

- Формирование проектной, коммуникативной, информационной компетенций будущих медицинских сестер в рамках реализации ФГОС. 

3 этап:

- Проведение анализа и оценка эффективности проекта по формированию установок толерантной культуры обучающихся на занятиях по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение»;

- Корректировка плана реализации проекта;

- Разработка учебных карт по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение»;

- Составление методических разработок для обучающихся, преподавателей.

 Основные принципы, на которых основывается проект:

В нашем колледже сложилась своя система работы.

В качестве основных условий воспитания толерантности выступают следующие:

- повышение уровня информированности преподавателей и студентов;

- формирование установки на толерантность (нужно быть готовым к равноправному диалогу, пониманию партнеров в общении);

- формирование толерантности в личной системе ценностей и превращение толерантности в регулятивный принцип профессиональной и непрофессиональной деятельности;

- реализация личностно ориентированного подхода в учебно-воспитательной деятельности.

 Быть толерантным - значит быть готовым к принятию других людей, их мира, чувств, эмоций. Формирование готовности начинается с психологического и теоретического освоения проблемы, так как благодаря увеличению объема информации происходит расширение границ толерантности.

Воспитание толерантности провожу через учебную деятельность, а именно через дисциплину «Общественное здоровье и здравоохранение», что  способствует формированию не только «человека образованного», но и «человека культурного». Через материал этой дисциплины можно воспитывать студентов в духе открытости, понимания и принятия себя и других народов, признания ценности и многообразия культур.

Принципы организации толерантной среды на занятиях БУ колледжа:

- поликультурное образование;

- позитивное отношение к национальному своеобразию;

- приобщение обучающихся к решению общественно значимых задач;

- приобщение обучающихся к социальным ценностям;

- создание благоприятной среды для формирования толерантных установок в колледже;

- психологическая комфортность и безопасность;

- эмоциональная компетентность.

Планируемый результат изменений: снижение уровня интолерантности в колледже; повышение уровня толерантности всех участников образовательного процесса.

5. Содержание проекта

  Профессиональная ориентация студентов

Целью данного направления является:

-  подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля;

-  конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности;

-  способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов;

-   готового к постоянному профессиональному росту;

- социальной и профессиональной мобильности.

Профессиональное образование – процесс формирования и развития установок, ценностно-смысловых отношений, представлений, знаний умений, навыков, необходимых для знаний медицинского работника среднего звена. Профессиональное образование не может быть сведено лишь к обучению, а требует целенаправленного воспитания, которое становится в условиях среднего профессионального образования профессиональным воспитанием. Профессиональное образование решается в процессе профессионального обучения, воспитания и развития.

В характеристику уровней профессионального становления входят следующие критерии: динамика развития мотивов профессионального образования, навыков взаимодействия со сверстниками и преподавателями, наличие стремления к активному участию в педагогическом процессе, личностное самоопределение и самопознание. Для уровня профессионального становления личности студента определены цели педагогического коллектива и обозначен системно – функциональный подход к их реализации.

В системе образования особую, доминантную роль играет развитие способности к пониманию другого человека, принятие общечеловеческих ценностей, готовности к диалогу, взаимодействию разных культур. Это особенно актуально сегодня, так как в одной группе обучаются студенты нескольких национальностей. Принятие ценности толерантного сознания, изучение принципов воспитания толерантной личности, освоение диалоговых форм обучения, формирование опыта толерантного поведения обеспечивают современный интегральный стиль мышления, мобильность деятельности и способность к диалогу как свидетельству адекватности человека общим законам мироздания.

Позиция ценностно-смыслового равенства всех собеседников, установка на диалоговое общение, сотрудничество и сотворчество – главные условия реализации толерантных отношений в образовательном процессе.

Для того, чтобы диалог стал способом становления толерантного сознания, необходимо создать условия для освоения диалоговых технологий, то есть тех инновационных педагогических технологий, которые делают образовательный процесс личностно ориентированным, активным, воспитывающим, развивающим, результативным. К этим технологиям относятся: технология проблемно-модульного обучения, технология проектной деятельности, технология чтения и письма для развития критического мышления, технология учебного исследования, технология коллективной мыследеятельности, технология диалогового воздействия (дискуссии и дебаты), рефлексивные технологии, деловые игры, тренинги толерантности, метод «мозговой штурм», дискуссии, метод «кейс-стади», в которых студенты сталкиваются с необходимостью разрешения спорных, неоднозначных ситуаций в логике нахождения общего в различном, сходного в противоположном, допустимого - в том, что кажется невозможным.

На занятиях особое внимание уделяется толерантно ориентированной трансформации традиционных методов организации учебной деятельности студентов:

1. Дискуссия: - демонстрирующая многозначность возможных решений обсуждаемой проблемы и необходимость кооперации для охвата всех ее аспектов; - сталкивающая студентов с необходимостью разрешения противоречий посредством сведения их к единому логическому основанию; - готовность к критическому анализу собственных суждений и точек зрения, а также к углубленному, вдумчивому анализу мнений и суждений оппонентов; готовность решать возникающие проблемы и противоречия на паритетных началах, не прибегая к давлению и агрессии.

2. Толерантно ориентированный «мозговой штурм». Готовность соотнести собственные мнения с мнениями оппонентов, найдя ту степень их внутреннего сходства, которая позволит выявить точки «соприкосновения» и продуктивно разрешать возникшие противоречия

3. Метод «Кейс-стади». Приобретение опыта решения возможных профессиональных конфликтов, нахождения компромисса в «острых» ситуациях, не позволяющих пренебречь чьими-либо мнениями и интересами - в той степени согласия сторон, которая необходима для продуктивного функционирования профессионального микросоциума

4. Деловые игры. Те же, что в методе «кейс-стади», но особый акцент делается на встраивании участников в атмосферу заранее спланированной педагогом конфликтной профессиональной ситуации, глубоком личностном «проживании» всех ее особенностей и этапов разрешения на пути к достижению адекватной степени согласия

5. Толерантно ориентированный тренинг.

Ориентированность на комплексное формирование толерантного стиля коммуникации, востребующего данное многокомпонентное качество как целостный конструкт и предполагающего особый акцент на рефлексии его участниками характера собственного поведения и конкретно проявленных результатов.

Деятельность преподавателя, включающая:

- выявление нереализованных аспектов толерантности в содержании обучения;

- проектирование того, в каких лекциях и семинарских занятиях и на каком уровне можно использовать толерантно ориентированный учебный материал;

- проектирование толерантно ориентированных содержания, форм и методов работы студентов, разработка соответствующих сценариев;

- реализацию конкретного сценария учебного занятия;

- анализ и при необходимости коррекцию выбранных содержания, форм и методов работы.

Включение студентов в такие формы работы, которые предполагают:

- разрешение противоречий, осознанный выбор продуктивного решения из нескольких альтернатив;

- формирование умений достижения желаемого результата посредством разумного компромисса и т.д. Сущность этих технологий  - это управляемое самообучение.

Использование современных технологий направлено на формирование толерантности и критического мышления будущего профессионала, интеллигента, исследователя.

Задача подготовки молодежи к жизни в поликультурном мире названа в числе приоритетных в документах ООН и ЮНЕСКО. Доклад Международной комиссии по образованию для  XXI в. подчеркивает, что одна из важнейших функций ВУЗа и колледжа - научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность. В этих целях образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам.

   Толерантность - не пассивное, не естественное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

Мы видим, что есть два пути развития личности - толерантный и интолерантный.

Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, преобладанием чувства дискомфортности существования в окружающей действительности, желанием власти, материального достатка любой ценой, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

6. Механизмы  реализации педагогического проекта. Реализация проекта  осуществляется через:

 толерантность: нравственное воспитание обучающихся. В рамках этого проекта преподавание дисциплин ведется с учетом необходимости интеграции поликультурной тематики в образовательный процесс. Учитывая многонациональный состав групп, большое внимание уделяется проблеме преодоления предрассудков и стереотипов, развитию навыков межкультурной коммуникации.

Толерантность находит свое выражение на психологическом и политическом уровнях. На политическом уровне толерантность рассматривается как действие или общественная норма, которая осуществляется через закон и традицию. На психологическом уровне она выражается в виде внутренней установки и отношения личности и коллектива. Причем как установка толерантность должна носить характер добровольного выбора индивида. Она не навязывается, а приобретается через воспитание, информацию, жизненный опыт. Установка на толерантность проявляется в виде трех подструктур - когнитивной (образ того, что готов познать и воспринять человек на основе учета многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности), эмоционально-оценочной (толерантное отношение человека к окружающему миру и к другим людям) и поведенческой (готовность действовать, осуществлять волевые усилия на основе соблюдения принципов толерантности).

Основными направлениями достижения поставленной цели проекта считаю:

1. Реализация программы «Общественное здоровье и здравоохранение», 3 курс.

2. Формирование общих и профессиональных компетенций на занятиях по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение».

Освоение программы учебной дисциплины будет способствовать формированию общих компетенций (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать повышение квалификации.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ПК 1.1. Проводить диспансеризацию и патронаж беременных и родильниц.

ПК 2.1. Проводить лечебно-диагностическую, профилактическую, санитарно-просветительскую работу с пациентами с экстрагенитальной патологией под руководством врача.

ПК 2.2. Выявлять физические и психические отклонения в развитии ребенка, осуществлять уход, лечебно-диагностические, профилактические мероприятия детям под руководством врача.

ПК 3.1. Проводить профилактические осмотры и диспансеризацию женщин в различные периоды жизни.

ПК 3.6. Проводить санитарно-просветительскую работу по вопросам планирования семьи, сохранения и укрепления репродуктивного здоровья.

          Проведение  исследовательской работы позволяет  самостоятельно пополнять свои знания, развивать индивидуальные творческие способности, глубоко вникать в изучаемую проблему, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению, что важно при формировании мировоззрения. Основа обучения – его связь с непосредственным индивидуальным опытом, соотнесенность с жизненным контекстом, который выступает как отправной момент и важнейший источник учебного познания.

Любое исследование требует предварительной работы, которая включает:

- анализ существующей ситуации, выявление проблемы как результата возникшего противоречия между наукой и практикой, потребностями и механизмами реализации;

- выбор темы исследования с учётом актуальности недостаточной проработанности конкретной проблемы;

- определение объекта, предмета, границ исследования;

- определение основной цели работы и подчиненных ей более частных задач.

Исследовательская работа обучающихся может проводиться по нескольким направлениям:

1. Подготовка проектов по актуальным темам  общественного здоровья и здравоохранения.

2. Подготовка мини-проектов.

3. Выполнение курсовых и дипломных работ.

Выполнение курсовой работы

При написании курсовой работы перед обучающимися ставится конкретная проблема в исследовании данной темы.

Преподаватель предъявляет  обучающимся модель проведения    исследовательской деятельности:

1. Планирование исследовательской деятельности:

  - определение целей;

  - подготовка проблем и средств  для их предъявления

2. Осуществление  исследовательской деятельности:

      - представление проблемы;

      - построение гипотез и сбор данных;

      - анализ, оценка, интерпретация данных;

      - подведение итогов, формулировка обобщений и выводов.

3. Оценка  исследовательской деятельности:

      - оценка процесса;

      - оценка содержания.

Структура исследовательской деятельности студентов

Шаг 1. Знакомство с содержанием предстоящего исследования.

Шаг 2.  Выстраивание своего понимания замысла исследования.

Шаг 3. Выделение трудностей и проблем своего исследования.

Шаг 4. Построение и реализация своего собственного способа и процедур исследования.

Использование дидактических игр на занятиях по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение»

Обучение в игре является важнейшим условием профессиональной  деятельности, так как воссоздаёт её в учебном контексте. 

Применение интеллект – карт по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение»

        Интеллект-карта – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме. Mind-mars (термин может переводиться как «интеллект-карта», «карты-ума», «карты мыслей», «карты мышления», «ментальные карты», «карты памяти») – информация, изображаемая в графическом виде на большом листе бумаги. Она отражает связи (смысловые, причинно-следственные, ассоциативные) между понятиями, частями и составляющими рассматриваемой области. Это понятнее, чем привычное изложение мыслей словами в письменном виде.  Первые примеры создания интеллект-карт встречаются в научных трудах, созданных еще столетие назад, широкое их применение началось во второй половине XX века благодаря английскому психологу Тони Бьюзену. Он систематизировал использование ментальных карт, разработал правила и принципы их конструкции, приложил массу усилий для популяризации и распространения этой технологии.

        Эффективность интеллект-карт объясняется тем, что мыслительные процессы проходят похожим образом. Головной мозг состоит из нейронов, которые соприкасаются между собой отростками – дендритами. Различные образы стимулируют различные группы нейронов и связи между ними.

Интеллект-карта – это мощный графический метод, представляющий универсальный ключ к высвобождению потенциала, скрытого в мозге.

Делюсь опытом работы с педагогическим сообществом.

Механизм реализации педагогической системы формирования толерантности у студентов средних специальных учебных заведений, включающий в себя административное руководство педагогической системой; деятельность основных управленческих структур, задействованных в реализации системы; психолого-педагогическое внешнее и внутреннее взаимодействие со студентами в рамках педагогической системы; коррекционные мероприятия по работе со студентами, имеющими проблемы в аспекте толерантности.

7. Ресурсы

Временной ресурс: 5 лет

Информационные:

1. Вялков А.И. Управление в здравоохранении Российской Федерации. Теория и практика. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003.

2. Герасименко Н.Ф., Максимов Б.П. Полное собрание федеральных законов об охране здоровья граждан. Комментарии, основные понятия, подзаконные акты. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001.

3. Медик В.А., Токмачев М.С. Статистика здоровья населения и здравоохранения: учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2009.

4. Пузин С.Н., Гришина Л.П., Храмов И.С. Инвалидность как геронтологическая проблема. – М., 2003.

5. Решетников А.В. Управление, экономика и социология обязательного медицинского страхования: Руководство: В 3-х т.   – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – Т. 3.

Интернет-ресурсы:

1. Каталог информационной системы «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://www.onlain/multiplex.ru

2.Видеофильмы: по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение».

3.Мультимедиа: лучшие проекты обучающихся (презентация).

Интеллектуальные

Программы:

Учебная программа дисциплины «Экономика и управление здравоохранением» по специальности 060501 «Сестринское дело» II курс, по специальности 060102 «Акушерское дело» II курс, учебная программа дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» по специальности 060501 «Сестринское дело» III курс, по специальности 060102 «Акушерское дело» III курс.

Кадровый ресурс:

- преподаватель дисциплины «Экономика и управление здравоохранением», «Общественное здоровье и здравоохранение».

Материально-техническое оснащение

1. Кабинет общественного здоровья и здравоохранения соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Условия кабинета позволяют реализовать здоровьесберегающие технологии в обучении: менять виды деятельности, осуществлять двигательный режим на занятии, размещать обучающихся по остроте зрения, проводить физкультурные паузы.

2. Таблицы.

3. Ноутбук, жидкокристаллический телевизор.

Учебно-дидактические материалы

1. Инструкционные, технологические карты, тесты по всем разделам, карточки - задания, коллекции наглядных образцов по темам, схемы по темам, образцы лучших курсовых, проектных работ, методические разработки для преподавателей и обучающихся, методические указания для обучающихся к практическим занятиям, контрольно-оценочные материалы, контрольно-измерительные материалы.

8. Партнёры

Муниципальное  бюджетное учреждение «Городская больница № 1», Муниципальное  бюджетное учреждение «Городская больница № 2», Муниципальное  бюджетное учреждение «Городская больница № 3», Муниципальное  бюджетное учреждение «Городская поликлиника № 1», Муниципальное  бюджетное учреждение «Городская поликлиника № 2» и др. г. Нижневартовска.

9. Целевая аудитория

- преподаватели;

- обучающиеся;

- общественность.

10. План реализации проекта

Основные направления деятельности: использование многообразия современных технологий для решения реальных жизненных проблем обучающихся, умения мыслить системно, адаптироваться к быстрым изменениям современной жизни.

Проект реализуется в соответствии с учебно-методическим комплексом среднего профессионального образования.

п/п

Мероприятие

Целевая группа

Сроки

1. Нормативно-правовая база проекта

1.1.

1.2.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства Здравоохранения и науки №589 от 12.11.2009г.

Преподаватели колледжа, обучающиеся,

общественные организации города

2012-2013

учебный год

-Изучение педагогической литературы по формированию толерантной культуры

- проведение анкетных исследований; - семинарские занятия;

- разработка классных часов по проблемам толерантности;

 -налаживание межличностных взаимоотношений в педагогическом коллективе с помощью психологической службы;

- развитие у студентов, их родителей и преподавателей таких качеств как коммуникативная толерантность, эмоциональная комфортность, эмпатические способности и др.

2. Система внедрения  проекта,  реализуемого на занятиях, при проведении самостоятельной работы, прохождении учебной и  производственной практик

2.1.

Использование  формирования толерантной культуры при проведении  аудиторных занятий:

лекций, бесед, дискуссий, практикумов.

обучающиеся

В течение учебного года

2.2.

Использование метода «Интеллект-карты».

-проведение тренинга «Толерантность как основа корректного, бесконфликтного общения».

обучающиеся

В течение учебного года

2.3.

Использование  формирования толерантной культуры при  организации самостоятельной работы;

- формирование толерантности во внеурочной деятельности через классные часы, участие студентов в массовых мероприятиях, волонтерскую работу, экскурсионную деятельность, встречи с «интересными людьми», работу с родителями.

- проведение итогового мониторинга сформированности толерантности через анкетирование, наблюдение за обучающимися, анализ характера поведения студентов как в урочное, так и во внеурочное время, в общении с родителями.

обучающиеся

В течение учебного года

2.4.

Использование формирования толерантной культуры при проведении дифференцированного зачёта, экзамена, экзамена (квалификационного).

обучающиеся

В течение учебного года

2.5.

Использование формирования толерантной культуры при  проведении исследовательской работы:

- тематика курсовых и дипломных работ  (приложение 7).

обучающиеся

В течение учебного года

2.6.

Составление методических разработок для преподавателей по проведению лекций по толерантности.

- развитие у будущей медсестры умения управлять своим поведением в общении с пациентами и коллегами;

- повышение профессиональной культуры,

-совершенствование коммуникативных навыков с позиции толерантного взаимодействия;

- развитие умений саморегуляции в процессе общения.

преподаватели

В течение учебного года

2.7.

Составление методических разработок для обучающихся с использованием толерантного  обучения.

обучающиеся

2014-2015

учебный год

2.8.

Разработка контрольно-оценочных средств (дифференцированного зачета)  для обучающихся по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение»

обучающиеся

2016-2017 учебный год

11. Мониторинг результативности внедрения педагогического проекта

Результаты обученности  и «качества знаний»  обучающихся по дисциплине «Экономика и управление здравоохранением»

Учебный год

Количество

обучающихся

Абсолютная успеваемость, %

Качественная успеваемость %

2011-2012

56

100

90

2012-2013

51

100

92

Успеваемость обучающихся по дисциплине «Экономика и управление здравоохранением» за 2011-2013 учебный год

12. Ожидаемые результаты и социальный эффект

1. Обеспечение высокого качества образования.

2. Качественного обновление содержания в образовательном процессе по разделу «Проведение сестринского ухода в терапии».

3. Повышение внутренней мотивации обучающихся на занятиях.

4. Повышение качества практической подготовки выпускников.

5. Формирование общих и профессиональных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами рынка труда.

В результате профессионального воспитания у студентов должны быть сформированы такие качества личности как чувство гордости за выбранную профессию, ответственность, терпимость, сопереживание.

13. Критерии эффективности

Выпускник колледжа. Каким он должен быть, чтобы  максимально быстро адаптироваться к тем условиям, в которые попадет после окончания колледжа? Мобильная, адаптация человека к новым условиям, как в жизни, так и в профессиональной деятельности возможна лишь при наличии сформировавшихся профессиональных и социальных умений и качеств личности. Одним из таких качеств является толерантность.

Определены критерии оценки и уровни сформированности толерантности у студентов медицинского колледжа; при этом выделены когнитивный, коммуникативный и поведенческий компоненты толерантности. Выявлены и содержательно раскрыты три уровня сформированности толерантности (высокий, средний, низкий).

Результативность воспитательной системы определялась по следующим показателям:

- динамика профессиональных установок;

- динамика отношений студентов к профессиональной подготовке;

- удовлетворенность своей учебой;

- профессиональные намерения студентов;

- динамика изменения мнения о профессии за время обучения;

- профессиональные намерения студентов;

- самооценка личных качеств студентов.

 - возрастает интерес к профессиональному модулю;

- повышается познавательная активность обучающихся к выбранной профессии;

- повышается качество обученности студентов;

- расширяется кругозор, так как у обучающихся возникает необходимость знакомства с дополнительными источниками информации;

- в процессе обучения формируются общие и профессиональные компетенции.

- социальное партнерство – Муниципальное  бюджетное учреждение «Городская больница № 1», Муниципальное  бюджетное учреждение «Городская больница № 2», Муниципальное  бюджетное учреждение «Городская больница № 3», Муниципальное  бюджетное учреждение «Городская поликлиника № 1», Муниципальное  бюджетное учреждение «Городская поликлиника № 2» и др.

Способы измерения социального эффекта:

- тесты на проверку знаний по теме проекта;

- анкетирование обучающихся с целью оценки реализации проекта;

- защита курсовых, дипломных работ.

Взаимоотношения медицинского работника и пациента – центральная проблема как классической медицинской этики и биоэтики. И в древности, и сегодня проблемы взаимоотношений сложны, не всегда бесконфликтны, часто неравноправны. При беседе с пациентом, медицинский работник должен уделить достаточное внимание проблемам, с которыми к нему обратился пациент, и выделить необходимое для консультации время. Рекомендуется обращение к пациенту по имени и отчеству, к ребенку – по имени, к матери – по имени и отчеству, внимательное отношение к рассказу пациента, родственников и деликатная постановка вопросов. Именно в процессе беседы медицинский работник устанавливает с пациентом отношения, основанные на взаимном доверии, таким образом, чтобы пациент мог откровенно рассказать о любой своей проблеме или высказать неудовлетворенность. Доверительные отношения способствуют психологическому комфорту больного и физическому излечению.

Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

14. Перспективы дальнейшего развития проекта:

- составление методических разработок для преподавателей по проведению лекций;

- составление методических разработок для проведения практических занятий;

- составление методических разработок для обучающихся к практическим занятиям;

- разработка кейс-ситуаций для обучающихся по специальности 060501 «Сестринское дело»;

- обобщение педагогического опыта;

- разработка разноуровневых тестовых заданий по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение».

Комплексный подход к образовательному процессу, частью которого является воспитательный процесс, направленный на профессиональное становление личности студента, открывает резервы для дальнейшего совершенствования учебного заведения.

 В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоев, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.

Поэтому подготовка медицинских сестер должна быть адаптирована к социально-экономическим условиям, учитывать местную специфику и особенности ее развития. И знание языка, истории, культуры, истории медицины, национальных традиций просто необходимо для наших студентов.

Значительный вклад в воспитание толерантности вносит  внеучебная  деятельность, при которой реализуются навыки коммуникативной толерантности и возникают предпосылки для успешного развития толерантных качеств.

Одним из шагов по формированию толерантного пространства является практическая реализация знаний через совместную деятельность обучающихся и преподавателя.

Творческий подход к использованию принципа толерантности в процессе обучения является залогом эффективности всего образования, а также создает благоприятные условия для дальнейшей адаптации личности в других  социальных  отношениях.

Система формирования толерантности у студентов колледжа проектировалась на основе личностно-деятельностного, культурологического и системно-целостного подходов. Основными компонентами рассматриваемой системы являются: целевой (цели и задачи педагогической системы), субъектный (субъекты процесса формирования толерантности), организационный (формы деятельности, осуществляемой как внутри учебного заведения, так и вне его, методы и средства, используемые в процессе формирования толерантности), диагностический (диагностический комплекс, необходимый для отслеживания эффективности системы формирования толерантности), а также результативный (характеристика результатов применения педагогической системы, т.е. повышение уровня сформированности толерантности студентов).

20 век стал свидетелем возможностей ненасилия. Модели применения ненасилия появились в различных частях света. Путь ненасилия - это путь человеческой любви и правды, который переводит человеческие отношения на основу добра. Современный исторический опыт доказывает, что ненасильственные, мирные средства решения общественных конфликтов, достижения социально справедливых целей являются достойными и эффективными. Именно ненасильственный и толерантный мотив предполагает воспринимать другого как равнодостойного собеседника.

На основе сформированного толерантного сознания формируется и толерантность как качество личности, направляющее всю практическую деятельность человека.

Анализ уровня разработанности проблематики исследования позволил наметить ряд «перспективных линий» практического внедрения идей толерантности в учебный процесс СПО медицинского профиля, в рамках которых шла исследовательская работа: а) иллюстрация студентам того, как нетолерантное пренебрежение рядом возможных взаимодополнительных подходов к описанию какого-либо явления, объекта или процесса как заведомо непродуктивных реально приводит к тем или иным негативным последствиям. б) иллюстрация студентам того, как нетолерантное пренебрежение рядом сторон, свойств, аспектов, особенностей того или иного целостного педагогического явления (как заведомо малозначительными) приводят к невозможности продуктивного решения задач, которые общество ставит перед системой СПО. в) иллюстрация студентам того, как неприятие точки зрения оппонента в споре, дискуссии, обсуждении как заведомо (apriori) неверной, в большинстве случаев не приводит к положительным результатам. Рекомендовано включение феномена толерантности в перечень тем, предназначенных для выпускных квалификационных работ, самостоятельных творческих проектов.

15. Источники информации

1. Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова» JI.A. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. М.: МГУ, 2001. С. 8-18.

2. Безюлёва Г.В., Шеламова Г.М: Толерантность в педагогике. М.: Вербум; 2003: 168 с.

3. Безюлева Г.В., Бондырева С.К., Шеламова Г.М. Толерантность в пространстве образования. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.231 с.

4. Валитова P.P. Толерантность как этическая проблема. Дисс. . канд. филос. наук. М., 1997.

5. Васильев В.А. К вопросу о толерантности в современной России // Социально-гуманитарные знания. 2000. №3. С.249-262.

6. Воронина Е.В. Инновационный проект образовательного учреждения.- М.: 5 за знания. 2008. – 368 с.

7. Декларация принципов терпимости // Толерантность — идеология гражданского мира. М.: 2001. С. 5-15.

8. Епишева И.И. Воспитание толерантности студентов в системе среднего профессионального образования. Дисс.канд. пед. наук. Владикавказ, 2006.

9. Ибрагимов И.М. Мы разные, но мы вместе: Книга о национальных общественных организациях г. Нижневартовска. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. – 91 с.

10. Кукушкин Н.В. Формирование толерантности у студентов средних специальных учебных заведений. Дисс.канд. пед. наук. Саратов, 2004.

11. Малышев-Д.Е. Толерантность, терпимость, терпение: стилистический, анализ, // Молодежь XXI века: толерантность, как способ) мировосприятия. Н. Новгород: НИСОЦ, 200Г. С. 28-31.

12. Масифулин С.Р. Формирование толерантности студентов колледжа з процессе учебного диалога. Дисс.канд. пед. наук. Уфа, 2007.

13. Медик В.А. Общественное здоровье и здравоохранение. – 3- изд. перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа,2013. – 288 с.

Пшеничная Л.Ф. Педагогика в сестринском деле. Ростов н/Д.: Феникс, 2002. 344 с.

14. Степанов В.П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001. № 9.; С. 91-97.

15. Формирование толерантной личности, в полиэтнической образовательной среде / Под ред. Гурова В. Н. М.: Педагогическое общество России, 2004. 239 с.

16. Цируль О.В. Формирование' толерантности* учащихся как фактор социализации личности-. Дисс. .канд. пед: наук. М., 2005.

Приложение 1

Рекомендации обучающимся при составлении интеллект-карт

Используйте только ключевые или, где это возможно, изображения:

  • Начинайте создание карты с центра страницы;
  • Центр должен представлять собой яркий и сильный визуальный образ, который является общим для всего остального содержимого карты;
  • Создавайте суб-центры для подтем;
  • Пишите печатными буквами. Это делает карту более запоминающейся. Нижний регистр букв более отчётливо виден и лучше запоминается, веем верхний регистр;
  • Используйте цвета, чтобы сделать темы и ассоциации более яркими;
  • Все что выделяется на странице, будет выделяться в разуме;
  • Используйте стрелки, значки и другие визуальные вспомогательные средства, чтобы показать связь между различными элементами;
  • Если у вас заканчивается свободное место, приклейте к краю дополнительный лист. Проявляйте творчество. Творчество способствует запоминанию.

Принципы использования цветовых опор в интеллект-карте

Цвет

Значение

Скорость восприятия

Красный

Наиболее быстро воспринимающийся цвет. Максимально фокусирует внимание. Сообщает об опасности, проблемах, которые могут возникнуть, если не обратить на него внимание

Высокая

Синий

Строгий, деловой веет. Настраивает на эффективную продолжительную работу. Отлично воспринимается большинством людей.

Средний

Зелёный

Цвет свободы. Расслабляющий, умиротворяющий цвет. Позитивно воспринимается большинством людей.

Низкая

Жёлтый

Цвет энергии, цвет лидерства. Очень раздражающий цвет, на который невозможно не обратить внимание.

Высокая

Коричневый

Цвет земли, самый тёплый цвет, цвет надёжности, силы, стабильности, уверенности.

Низкая

Оранжевый

Очень яркий, провокационный цвет. Цвет энтузиазма, новшества, возбуждения, энергии, динамики. Отлично привлекает внимание.

Высокая

Голубой

Цвет нежности, цвет романтики. Отличный фоновый цвет.

Низкая

Чёрный

Строгий, ограничивающий цвет. Идеален для написания текста, создания границ.

Средняя

Приложение 2

Многонациональный Нижневартовск

Исторический поворот в судьбе народов России коренным образом изменил ход общественного развития в стране. В процессе преобразований в обществе нередко терпят крушение прежние ценностей, идет поиск новых духовных ориентиров, и это положение особо актуализирует проблему сохранения базовых ценностей, созвучных с новыми представлениями об обществе, человеке, природе.

В сложившихся условиях поиск путей гармоничного развития этнокультур и неконфликтного их сосуществования представляется для многонациональной России важнейшей государственной и социально-политической задачей.

В Нижневартовске, где интенсивно взаимодействуют различные народы национальные культуры и религии, создаются все условия для сохранения и развития как каждой национальной культуры в отдельности, так и единого культурного пространства многонационального города. Этнокультурное многообразие нашего города – его особая ценность. да, мы разные, но вот более 40 лет мы вместе.  История Нижневартовска неразрывно связана с освоением крупнейшего месторождения в мире - Самотлора. Ежедневными усилиями вартовчан крепнет и развивается наш округ, его экономика и социальная сфера. Добрые традиции живут в коллективах и семьях горожан, а это значит, что новые поколения достойно принимают эстафету первопроходцев.

Город Нижневартовск уникален не только месторождениями нефти, но и тем, что в нем единой дружной семьей проживает более ста больших и малых народов и народностей. Для многих из них Нижневартовск стал второй родиной. Русские и белорусы, украинцы и татары, башкиры и представители народов Кавказа, Средней Азии, Прибалтики  и других национальностей нашли здесь свою судьбу и успешно трудятся на нефтяных промыслах в социальной сфере города и Югры. Бережно хранят свою самобытную культуру и традиционные промыслы коренные малочисленные народы – ханты и манси. В течение четырех десятилетий в городе сформировались 24 национальные культурно-общественные автономии, которые проводят большую работу по укреплению дружбы между всеми народами, населяющими Нижневартовск.

Настоящее и будущее связано не только с упорным трудом, но и с планомерной работой над тем, чтобы условия для жизни и работы становились лучше. Для осуществления этих задач в Нижневартовске создано более двух десятков национально-культурных объединений, результатом работы которых является оптимизация межнациональных отношений и воспитание духа толерантности. В Нижневартовске существует богатый опыт работы по взаимодействию власти, общественных организаций, учреждения образования, культуры и науки в сфере построения межнационального и межконфессионального мира и согласия. Основными принципами такого сотрудничества являются взаимное уважение и учет интересов горожан, недопущение политизации межнациональных отношений, воспитание любви, патриотизма и гражданского долга. Национальные праздники, в которых участвуют в проведение регулярных культурных мероприятий, таких как праздник Дружбы народов, Дни национальных культур, на которых горожане знакомятся с культурой, традициями и обычаями народов дегустируют блюда национальной кухни для горожан стали доброй традицией. В эти дни царит атмосфера единения толерантности и межнационального согласия. Это способствует воспитанию будущих поколений в духе патриотизма, уважения к истории традициям, культуре, языку независимо от этнического происхождения. Наш колледж принимает активное участие в празднике Дружбы народов: «Мы разные, но мы вместе» с Нижневартовской городской общественной организацией «Центр коренных народов Севера «ТОР-НАЙ» во главе с председателем Антоновой Инной Сергеевной, 2012г, 2013г., 2014 г.

- Участие в познавательно-развлекательной программе «У хантыйского чувала»;

- Участие в качестве гостей на Югорских встречах;

- Представление творческой группой колледжа адыгейского свадебного обряда на празднике, посвященном свадебным обрядам разных национальностей, 17.12.2013 г.;

- Выступление творческой группы колледжа на празднике «Югорские встречи», 18.12.2013 г.;

- Выступление творческой группы колледжа на празднике, посвященном Дню чечено-ингушского народа по приглашению заместителя председателя региональной автономии чечено-ингушского народа Абдулхажиева Аббаса Белаловича, 20.12.2013 г.

Сотрудничество с колледжами и Вузами города:

- Прохождение производственной практики студентами-биологами Нижневартовского университета на базе БУ «Нижневартовский медицинский колледж», 2012-2013 уч. год

- Предоставление сценических костюмов Ибрагимовым Ибрагимом Мутелимовичем, сотрудничество с председателем национально-культурной автономии представителей народов Дагестана имени Расула Гамзатова;

- Предоставление сценических костюмов директором МБУ «Центр национальных культур» Князевой Еленой Александровной;

- В рамках реализации проекта «Многонациональный Нижневартовск» участвуем во встречах студентов с председателями национальных организаций.

Пожелаем всем нам взаимоуважения, добра и дальнейшего развития межнациональных отношений.

«У хантыйского чувала

Всем не будет места мало –

Разноликими гостями

Веселитесь вместе с нами!

Пусть живет многоязычье

На просторе нашем птичьем,

Лишь бы доброта звучала

У хантыйского чувала».

Приложение 3

Информация о реализации Программы «По противодействию проявлениям политического, национального и религиозного экстремизма, формированию установок толерантного сознания» в БУ «Нижневартовский медицинский колледж» за 1 квартал 2011г.

С целью формирования установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактики различных видов экстремизма противодействие им в БУ «Нижневартовский медицинский колледж» была разработана программа противодействия проявлениям политического, национального и религиозного экстремизма.

Программа представляет собой комплекс мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в сфере воспитания толерантного сознания и профилактики экстремистских проявлений у студентов.

Созданию программы способствовали два аспекта.

Во-первых, в колледже накоплен достаточный опыт профилактической работы со студентами по формированию толерантного поведения, во-вторых, имеется необходимый методический материал, позволяющий скоординировать работу коллектива по профилактике экстремизма через учебные дисциплины и внеаудиторную деятельность педагогов и студентов.

Целью реализации программы является привитие студентам культуры межнациональных отношений.

Задача программы - сформировать у студентов уважение к культурным ценностям и вероисповеданию других народов, умение находить точки соприкосновения, т.е. быть толерантными.

Основные направления программы:

I.        Организационно-управленческое, методическое обеспечение работы по профилактике экстремизма.

(Разработка плана мероприятий, рассмотрение вопросов по профилактике экстремизма и формирования толерантного поведения на заседаниях совета колледжа, разработка методических рекомендаций, работа по адаптации и коррекции поведения студентов).

II.        Реализация плана мероприятий по противодействию экстремизма в
медицинском колледже на 2010-2011 учебный год.

(Осуществление мероприятий по профилактике экстремизма, реализация программы патриотического воспитания студентов колледжа на 2010-2011уч. год, проведение фестиваля «В семье единой», проведение массовых мероприятий библиотекой: встречи и беседы, оформление книжных выставок, проведение обзоров и др.).

III.        Осуществление работы по профилактике экстремизма через учебные
дисциплины и внеаудиторную деятельность педагогов и студентов.

(Проведение научно-практической конференции, мероприятия в рамках сотрудничества с городским Центром национальных культур, круглый стол с участием представителей различных конфессий города Нижневартовска).

IV. Диагностические исследования, проведение мониторинга уровня толерантности педагогов и студентов.

Модель формирования толерантного благополучия в соответствии с программой предусматривает комплекс мероприятий по всем направлениям образовательного процесса: обучении, воспитании, развитии.

Ежегодно, начиная с 2008 года, в колледже составляется план мероприятий, направленных на предупреждение противоправного поведения, на формирование толерантности, предотвращение межнациональных конфликтных ситуаций среди молодежи, совершенствование правосознания и правовой культуры студентов.

Система профилактической работы включает в себя следующие мероприятия:

-        тематические недели, направленные на профилактику правонарушений,
формирование толерантности, профилактику наркомании, употребления
ПАВ.

-        классные часы по формированию этических категорий, таких как
долг, честь, совесть, достоинство, патриотизм, этический кодекс
медицинской сестры в России;

-        дискуссии на темы: «Учимся строить отношения», «Я и планета», «Что такое толерантность?» и др.

-         мероприятия в рамках сотрудничества с городским студенческим
советом и городским Управлением по социальной и молодежной политике.

  • праздник Дружбы народов, посвященный Дню народного единства в России, «Национальные кухни народов России» и др.;
  • привлечение студентов к участию в городских акциях и мероприятиях;

-        организация в библиотеке колледжа выставок по гражданско-
патриотическому воспитанию («Россия - священная наша держава»,
«Крепка семья - крепка держава», «Воспитать гражданина»);

-        организация и проведение   в  библиотеке колледжа  цикла  бесед     по духовно-нравственному воспитанию «Нравственные ценности»;

-        уроки   мужества,   организация   встреч   студентов   с   ветеранами   иучастниками войн и локальных конфликтов.

Наиболее    эффективной    и    устойчивой        формой    формирования толерантного поведения у студентов является ставший традиционным ежегодно проводимый в колледже фестиваль национальных культур, который способствует снижению напряженности и недоверия у людей разных конференций и вероисповедания, снятию ощущение отчужденности.

Творческая деятельность: песни, танцы, совместные игры и конкурсы, проводимые в рамках данного фестиваля, высвобождают в человеке те самые силы, которые при других обстоятельствах могут повернуться в агрессивное русло.

Если мы видим человека другой национальности в творческой деятельности, то недоверие и отчужденность исчезают, а возникает интерес и уважение к человеку иной культуры.

Таким образом, педагогический коллектив медицинского колледжа считает реализацию данной программы одним из важных направлений в системе воспитательной деятельности.


Приложение 4

Формулировки толерантности в Декларации принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.):

В переводе с латинского «толерантность» означает «терпение, терпимость». Неслучайно это понятие признано международным. Во многих языках есть такое слово:

 - в английском языке - готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь;

 - во французском - уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов;

- в китайском - проявление великодушия в отношении других;

- в арабском - прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

- в персидском - терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению.  

Толерантность является сравнительно поздним порождением культуры, а следовательно, и поздним порождением психики человека, поскольку условия социальной действительности в гораздо большей степени способствуют формированию «интолерантности» - явлению, противоположному по своему содержанию толерантности. Осознание актуальности толерантности отдельным индивидом предполагает его длительную духовную работу над собой, что порождает педагогическую проблему толерантности.

 Таким образом, видим, что термин «толерантность» объемен и многогранен.

  «Толерантность означает уважение, принятие и понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности»;

«Толерантности способствуют знания, открытость, свобода мысли, совести и убеждений»;

«Толерантность - не терпимое отношение к несправедливости (в смысле внутреннего сопротивления), не отказ от своих убеждений или уступка чужим, не снисхождение или потворство, а активное отношение, признание и уважение прав и свобод человека. Взгляды одного человека не могут быть навязаны другим: свобода придерживаться своих убеждений и предоставление этого права другим, отказ от догм и абсолютных истин, признание различий людей по внешнему виду, социальному положению, речи, поведению, ценностям и права жить в мире, сохраняя свою индивидуальность - вот принципы толерантности. В результате расширяются возможности для достижения согласия между людьми за счет обогащения собственного опыта и вариативности коммуникации с другими, отличными от нас».

 Толерантность - это реализуемая готовность  к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различные мировоззрения, ценностные ориентации, стереотипы поведения.


Приложение 5

Многонациональный колледж

В БУ «Нижневартовский медицинский колледж» обучаются студенты различных  национальностей и этнокультур. В последнее время прослеживается увеличение напряжения межнациональных отношений. Участились случаи насилия на почве национальной розни, особенно в молодежной среде. Увеличение числа профашистских организаций, агрессия возникают на почве низкой культуры, отсутствия активной гражданской позиции. Чтобы уберечь обучающихся от беды, в колледже созданы условия для эффективного интернационального воспитания,  формирования  высокой культуры и толерантного поведения студентов.  Проводятся мероприятия  с обучающимися по изучению законодательства РФ по вопросам ответственности за разжигание межнациональной и межконфессиональной розни. Воспитание в духе толерантности направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим.  Творческое осмысление исторических событий в процессе формирования профессиональных навыков способствует духовно-нравственному воспитанию студентов.  

Национальный состав студентов колледжа:

- русские – 119;

- татары – 26;

- азербайджанцы – 18;

- кумыки – 16;

- лезгины – 14;

- украинцы – 12;

- башкиры – 8;

- таджики – 5;

- молдаване – 3;

- ногайцы – 3;

- чеченцы – 3;

- узбеки – 2;

- белорусы – 2;

- чуваши – 2;

- марийцы – 2;

- грузины – 1;

- даргинцы – 1;

- лаки – 1;

- табасаранцы – 1.

Формирование и укрепление в окружающем социуме и среди участников образовательного процесса универсальной толерантной среды на основе принципов соблюдения прав человека, ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности, на основе взаимообогащения культур народов России.