Презентация

Ермолаева Екатерина Алексеевна

Презентация

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы Медицинский колледж № 5 Тема: 2.1.1 Обучение выявлению факторов влияющих на развитие в период новорождённости Практическое занятие ОП. 01 Проведение профилактических мероприятий МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение Специальность 34.02.01 Сестринское дело Ермолаева Е.А. – преподаватель профессиональных моделей Москва 2020

Слайд 2

Содержание учебного занятия Факторы влияющие на развитие новорожденного Особенности доношенных и недоношенных детей Особенности вскармливания новорождённых детей Особенности выхаживания недоношенных детей Изучив эту тему, Вы должны : Знать задачи и роль медицинской сестры в профилактике развития осложнений развития новорождённых детей Знать особенности развития доношенных и недоношенных детей Знать факторы влияющие на развитие новорожденного и методы их профилактики

Слайд 3

Для периода новорожденности характерны следующие основные потребности: есть; спать ; пить ; выделять ; двигаться ; общаться; избегать опасности; быть чистым; быть здоровым; п оддерживать постоянную температуру тела.

Слайд 4

Доношенный ребёнок Родился на 38-42 неделе Масса более 2501 г., длина тела более 46 см Признаки: Голос громкий Кожа, розовая, чистая Ушные раковины сформированы Пупочное кольцо в центре живота Ногтевые платины полностью покрывают фаланги Лануго (голова, плечи, между лопаток Половая щель у девочек закрыта, большие половые губы прикрываю малые У мальчиков яички опущены в мошонку

Слайд 5

Функциональные признаки Движения активны, хаотичны, конечности согнуты в суставах Тонус мышц сгибателей повышен Температура тела устойчива ЧДД 40-60 в минуту ЧСС 120-140 в минуту Рефлексы, живые симметричные

Слайд 6

Первичные мероприятия после рождения Отсасывание слизи изо рта и носа сразу после рождения головки малыша. Профилактика гонобленнореи путём трёхкратного закапывания 20% раствора сульфацила натрия (альбуцида) в конъюнктиву с интервалом 10 минут, а девочкам ещё и в половую щель. Д вухмоментная обработка пуповины. Антропометрия новорожденного. Оформление 2 «браслеток» (надевают на ручки) и «медальона» (надевают поверх пеленок )

Слайд 7

Туалет кожи н оворожденного стерильным растительным маслом с целью удаления первородной смазки . Пеленание ребенка с «браслетками» и «медальоном». Номер кроватки ребенка, номер кровати матери и номера на «браслетках» и «медальоне» должны быть одинаковыми! Оформление документации: история родов; история новорожденного; обменная карта.

Слайд 8

Вскармливание новорожденного Первое прикладывание к груди проводится сразу после рождения ребенка при отсутствии противопоказаний (приказ МЗРФ № 372) до перерезки пуповины. Значение раннего прикладывания к груди: Обеспечение раннего контакта матери и ребенка. Облегчение процессов адаптации у новорожденного. Предупреждение гипогалактии у матери. Частота кормлений определяется потребностями новорожденного. Суточная потребность в грудном молоке определяется по формуле Финкельштейна : V с = n х 70(80 ), где n число дней жизни ребенка до 14, 70 (80) мл - суточный объем молока в 1-й день жизни ребенка 70 — если масса при рождении ниже 3200 г; 80 если масса при рождении равна или более 3200 г .

Слайд 9

Можно использовать формулу Зайцевой: V = 2% от массы тела * n , n — число дней жизни ребенка до 14. Если необходимо рассчитать разовый объем пищи, то суточную дозу делят на число кормлений ( 6 — 7 раз в сутки и более) в зависимости от потребности ребенка. С 15-го дня V c = 1/5 от массы тела ребенка После кормления в течение первых 1 — 1,5 мес. оставшееся молоко необходимо сцеживать (до установления стабильной лактации). Для предотвращения срыгиваний после каждого кормления ребенка надо подержать вертикально 5 — 10 минут и уложить в кроватку на бочок. Перед выпиской проводится скрининговое аудиологическое исследование.

Слайд 10

Ежедневный туалет новорожденного умывание кипяченой водой t = 36 С; обработку глаз кипяченой водой t = 36 'С; обработку носовых и слуховых ходов по мере необходимости, но не реже 1 раза в неделю стерильным растительным маслом; обработку естественных складок кожи стерильным растительным маслом; обработку пупочной ранки; гигиеническую ванну кипяченой водой t =37 — 38 'С; пеленание ; подмывание после каждой дефекации.

Слайд 11

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ НЕДОНОШЕННОГО НОВОРОЖДЁННОГО РЕБЁНКА И СПОСОБЫ ИХ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ Н едоношенный ребенок , родившийся в сроке с 22 до 37 полных недель гестации с массой тела 500 — 2500 п, длиной тела 25 — 45 см и с определенными анатомо-физиологическими признаками незрелости. По сроку гестации и массе тела: 1 степень 35 — 37 недель 2001 — 2500 г; 2 степень 32 — 34 недели 1501 2000 г; 3 степень 29 — 31 неделя 1001 — 1500 г; 4 степень 22 — 28 недель 1000 и менее.

Слайд 12

Живорождение — полное изгнание или извлечение продукта зачатия из организма матери вне зависимости от продолжительности беременности, причём плод после такого отделения дышит или проявляет другие признаки жизни, такие как сердцебиение, пульсация пуповины или произвольные движения мускулатуры, независимо от того, перерезана пуповина и отделилась ли плацента . Причины недонашивания беременности 1 . Отягощенный акушерский анамнез и патология плаценты (более трех абортов, частые роды, многоплодие, оперативное родоразрешение , патологические положения плода) 2 . Тяжелые соматические и инфекционные заболевания матери (сахарный диабет, ВПС, болезни почек, хронический тонзиллит, острая пневмония, острый аппендицит, грипп ) 3. Патология беременностн ( гестозы ). 4. Заболевания плода (ВУИ, хромосомные заболевания, аплазия ЖВС, иммунологический конфликт по группе крови и резус-фактору). 5. Социально-экономические факторы (вредные привычки, профессиональные вредности, нежелательность беременности, нерациональное питание из-за бедности, экологическое неблагополучие). 6. Социально-биологические факторы (возраст матери. особенно первородящей; масса тела беременной ; особенности формы и размеров газа). 7. Провоцирующие факторы (психические стрессы, физические травмы, ношение тяжести)

Слайд 13

Основные методы антенатальной диагностики заболеваний плода Тщательный сбор и анализ семейного анамнеза; анамнез настоящей и предыдущих беременностей (генитальная и экстрагенитальная патология; демографические показатели — семейное положение, возраст, физические данные; акушерский анамнез; течение настоящей беременности). УЗИ плода с 12 — 20-й недели гестации . Амниоцентез (под контролем УЗИ) и исследование амниотической жидкости (20 — 30 мл) для анализов (биохимических, цитогенетических, ДНК-исследований); для выявления многоводия и маловодия; для диагностики ряда дефектов и заболеваний, для трансабдоминальной амниоскопии (визуальное обследование плода с целью выявления врожденных аномалий и забора проб крови); для внутрисосудистого переливания тромбоцитов и крови плоду и для инстилляции препаратов для лечения плода. Рентгенологическое исследование применяется крайне редко. Составление биохимического профиля для оценки состояния плода и определения риска асфиксии. В течение тридцатиминутного УЗИ оценивают 5 показателей: дыхательные движения плода (ДДП), двигательную активность; мышечный тонус, изменение частоты сердечных сокращений (ЧСС), объем околоплодных вод.

Слайд 14

Признаки недоношенности Внешние признаки миниатюрность, непропорциональность телосложения; пупочное кольцо смещено к лону; равномерное истончение подкожно-жирового слоя выраженное лануго (на плечах, спине, бедрах, ягодицах, лбу, щеках); недоразвитие или отсутствие ногтей на пальцах. р ук; недоразвитие хрящевой ткани, вследствие чего ушные раковины мягкие, легко подворачиваются внутрь и слипаются; мозговой череп значительно преобладает над лицевым; открыты большой и малый роднички и швы черепа; у девочек половая щель зияет и виден клитор из-за недоразвития больших половых губ, которые не прикрывают малые; у мальчиков одно или оба яичка не опущены в мошонку и часто недоразвиты.

Слайд 15

Функциональные признаки крик тонкий, писклявый мышечный тонус заметно снижен, ребенок сонливый, вялый; двигательная активность значительно снижена, конечности частично или полностью разогнуты, мимика обеднена; рефлексы снижены или отсутствуют. Вследствие незрелости центральной нервной системы ребенок склонен к срыгиваниям , рвоте, метеоризму, запорам; высок риск аспирации пищей; терморегуляция несовершенна, характерны большие размахи температуры в течение дня, особенно в первые 2 — 3 недели жизни; дыхание нестабильное, отмечается вариабельность показателя частоты дыхания — 35 — 80 в минуту . Дыхание более поверхностное, чем у доношенных детей, причем глубина дыхания также непостоянна, вплоть до возникновения патологических типов дыхания и апноэ: — дыхание Биотта — правильное чередование апноэ и периодов дыхательных движений примерно одинаковой глубины: — дыхание Чейна — Стокса — периодическое дыхание с паузами и постепенным нарастанием, а затем снижением амплитуды (глубины) дыхательных движений : ЧСС неустойчивое, 1 20 -160 — 200 в минуту. Артериальное давление снижено --- 60 — 65\40 — 35 мм рт. ст :

Слайд 16

Основные условия для успешного выхаживания недоношенных Уменьшение негативного воздействия внешних факторов (охлаждения, шума аппаратов, громких разговоров , яркого света, частых манипуляций) Создание лечебно-охранительного режима , т.е. спокойной обстановки в палате, щадящего выполнения манипуляций. Снижение освещенности в кувезе (можно прикрыть пеленками). Оптимальный тепловой режим в палате и в кувезе (носочки, шапочки, сквозняки) Достаточная оксигенация и влажность в кувезе Регулярная дезинфекция кувезов и смена воды в увлажнителе каждые сутки. Рациональное питание Минимальное назначение лекарственных средств ( особенно парентерально). Мониторинг за жизненно важными функциями органов и систем.

Слайд 17

Этапы выхаживания недоношенных 1 этап — палата а недоношенных в роддоме. Цель сохранение жизни новорожденных. 2 этап — стационар, отделение 2 этапа выхаживания недоношенных. Цель: проведение лечебно-реабилитационных мероприятий. 3 этап — детская поликлиника. Цель: обеспечение развития ребенка до уровня доношенных сверстников.

Слайд 18

Особенности ведения преждевременных родов: Т емпература в род.зале должна быть 22 — 24 'С. Не проводится защита промежности роженицы. Согревается промежность матери с момента врезывания головки малыша. Комплект для приема младенца используется только стерильным и теплым. Антропометрия в род.зале проводится только недоношенным 1 степени (остальным — в детской палате после стабилизации состояния).

Слайд 19

Для недоношенного создается специальный микроклимат Температура: — дети с массой 1500 г и менее помещаются в кувез (в 1 — 2-е сутки — t = 34-35 "С, в 3 — 4-е — t = 33 — 34 'С). Общая длительность дополнительного согревания — 5 — 6 недель , — дети с массой 1501 — 2000 г помещаются в кроватку-грелку или в кувез), начальная t = 32 — 33 'С; общая длительность дополнительного согревания — 2 — 3 недели; — дети с массой 2001 — 2500 г обогреваются грелками (3 штуки по бокам и в ногах ребенка на расстоянии 10 см от тела, с температурой воды 50-60 'С), начальная t = 30 — 32 'С; общая длительность дополнительного согревания — 5 — 7 дней. Кислород подается в кувез или непосредственно ребенку через маску или катетер. Режим подачи: концентрация кислорода зависит от возраста ребёнка, степени его зрелости и колеблется в пределах от 25 — 20% до 40 — 30%, т.е. скорость подачи составляет от 0,5 л/мин до 2 л/мин.

Слайд 20

Организация вскармливания недоношенных детей. При кормлении недоношенных новорождённых учитывают следующие факторы: массу тела при рождении и срок гестации ; выраженность сосательного и глотательного рефлексов; наличие перенесенной гипоксии плода и асфиксии новорожденного; развитие метеоризма из-за сниженной перистальтики кишечника; низкую активность фермента лактазы при рождении недостаточную выработку желчных кислот, что приводит к снижению утилизации жиров из кишечника (недостаточная эмульгация жиров); недостаточные запасы витаминов А, С, О, Е, микроэлементов, что способствует раннему развитию их дефицита; склонность к развитию дисбактериоза кишечника из-за своеобразия биоценоза.

Слайд 21

Голодная пауза должна быть не более 6 — 8 часов, а для детей с массой тела ниже 1500 г. — 12 — 24 часа. Начальное кормление дистиллированная вода, затем 5% раствор глюкозы; если невозможно энтеральное питание, то питательные растворы вводят парентерально (внутривенно) с добавлением минеральных солей кальция, натрия. Затем переходят к минимальному энтеральному питанинию (через 12 — 48 ч. после рождения) с постепенным увеличением объема грудного молока. Первое прикладывание к груди проводится после восстановления сосательного рефлекса. Выбор метода вскармливания: при отсутствии рефлексов — через зонд или парентерально; замедленную эвакуацию молока из желудка; при наличии глотательного, отсутствии или ослаблении сосательного рефлекса — через зонд, из пипетки, из ложечки; при наличии рефлексов — из груди матери или из бутылочки (в зависимости от тяжести состояния). Прикладывание к груди осуществляется постепенно — по одному кормлению в день.

Слайд 22

Этапы грудного вскармливания недоношенных детей 1 этап — зондовое кормление плюс соска- «пустышка» (она повышает оксигенацию крови, созревание сосательного рефлекса, способствует улучшению продвижения химуса по кишечнику, нарастанию массы тела); 2 этап — кратковременное изъятие ребенка из кувеза на 10 минут для прикладывания к груди матери (лизание соска для усиления выброса окситоцина и стимуляции лактации); 3 этап — одновременное кормление грудью и через эластический катетер, введенный в полость рта (не в пищевод). Расчет питания недоношенных В первые дни жизни рассчитывают разовый объем пищи: V раз.: в 1-й день — 5 — 10 мл; во 2-й день — 10-15 мл; в 3-й день — 15 — 20 мл. С 4-го по 14-й день рассчитывают суточный объем молока по формуле Роммеля : Vc = n+10\100 *m ( раз) ( в граммах) где n — число дней ребенка.

Слайд 23

Количество кормлений зависит от общего состояния ребенка, но схематично составляет: при 1 степени — 6 — 7 раз в сутки; 2 степени — 8 раз в сутки; 3 степени — 9 раз в сутки; 4 степени — 10 раз в сутки. С 15-го дня V сут , составляет: при 1-2 степени — 1/5 от массы тела; при 3-4 степени — 1/7 от массы тела. С 1-го месяца V = 1/5 от массы тела (как и у доношенных новорожденных ).

Слайд 24

Критерии перевода ребенка с 1 этапа на 2 и 3 этапы выхаживания Пребывание на 1 этапе составляет от 5 — 6 до 7 — 8 дней, на 2 этапе от 1 недели до 1,5 месяца. Перевод в стационар (на 2 -й этап) осуществляется: в кувезе; в сопровождении фельдшера (медсестры); через 2 часа после последнего кормления; с подачей кислорода в кувез или из подушки (баллона); без тряски.

Слайд 25

Дети с массой = 2001г и более (т. е. с 1 степенью) могут быть выписаны домой (на 3 этап) на 8-е сутки, если к моменту выписки: их масса = 2300 г и более; имеются безусловные рефлексы; удерживается тепло; относительно устойчивы дыхание и сердцебиение; проведена вакцинация.

Слайд 26

Дети с массой = 1501 — 2000 г ( 2 степенью) переводятся на И этап на 5 — 6-е сутки. Дети с массой = 1500 г и менее (3 и 4степенью ) переводятся на И этап на 7 — 8-е сутки (так как они менее транспортабельны). Особенности выхаживания на 3 этапе С момента выписки наблюдение за ребенком врачом и медсестрой осуществляется со следующей частотой: 1-й месяц — 1 раз в неделю; со 2-го месяца — 2 раза в месяц. Взвешивание проводится после выписки: в 1-Й месяц — 1 раз в неделю; со 2-го месяца 2 раза в месяц. Остальные показатели — 2 раза в месяц. Температура в комнате ребенка зависит от степени недоношенности и определяется индивидуально, но в среднем составляет 22 — 24 'С (не более 26 'С). Г игиеническая ванна разрешается после отпадения пуповины: если 1 — 2 степень — на 12 — 14-й день жизни; если 3 — 4 степень — на 15 — 18-й день жизни и проводится через день.

Слайд 27

Температура в ванной комнате должна соответствовать состоянию ребенка и составлять 24 — 26 'С. Вода для ванны должна быть t =38 — 39 'С; длительность купания от 3 — 5 до 15 минут. Массаж и гимнастика назначаются с 2 — 3 месяцев жизни врачом . Прогулки разрешаются: в теплое время года — сразу после выписки, начиная с 15 — 20 минут; в холодное время года — с 1 — 2 мес. (по назначению врача, в зависимости от состояния), если масса тела ребенка 2500 г и более; при температуре воздуха не ниже 0 'С — (+1) 'С, начиная с 5 — 10 минут. Затем время прогулок удлиняется по назначению врача. При правильном выхаживании дети достигают развития доношенных сверстников к 10 — 12 мес., при 3 — 4 степени недоношенности — к 1,5 — 2 годам. Но эти дети в любом случае относятся к группе риска по развитию различных заболеваний.

Слайд 28

Профилактика невынашивания и недонашивания беременности: 1 . Предупреждение абортов. 2. Охрана здоровья девочек и девушек. 3. Раннее выявление и лечение заболеваний у женщин. 4. Борьба с вредными привычками у женщин. 5. Создание безопасных условий для женщин на производстве. 6. Ранняя постановка беременной на учет и лечение выявленных заболеваний. 7. Исключение контактов беременной с инфекционными больными. 8. Соблюдение беременной гигиенических требований по питанию, режиму и нагрузкам. 9. Создание благоприятных условий в семье. 10. Пропаганда планирования семьи.

Слайд 29

Прочитать материал учебника: С.Р. Волков, М.М. Волкова Здоровый человек и его окружение стр. 98-105. Д.А Крюкова, Л.А. Лысак Здоровый человек и его окружение стр. 80-100. Решить ситуационные задачи Д.А Крюкова, Л.А. Лысак Здоровый человек и его окружение стр. 451.

Слайд 30

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ