ОЦЕНКА ВЗАИМОСВЯЗИ ЗДОРОВЬЯ, ОБРАЗА И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ С ПОМОЩЬЮ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА

ОЦЕНКА ВЗАИМОСВЯЗИ ЗДОРОВЬЯ, ОБРАЗА И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ С ПОМОЩЬЮ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klimenchuk-rabota_uchastnika.docx101.23 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Губернаторский авиастроительный колледж г. Комсомольска-на-Амуре

(Межрегиональный центр компетенций)»

ОЦЕНКА ВЗАИМОСВЯЗИ ЗДОРОВЬЯ, ОБРАЗА И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ

С ПОМОЩЬЮ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА

Студентка: Клименчук Оксана Анатольевна

Специальность: 31.02.01,

Лечебное дело

Руководитель: Косых Александр Вячеславович

2020

Аннотация

В статье приведены результаты исследования состояния здоровья, образа жизни и особенностей физической активности студентов первого курса Ессентукского медицинского колледжа. Были изучены проблемы, влияющие на ведение здорового образа жизни. Также были рассмотрены лечебно-профилактические мероприятия, проводимые студентами колледжа для укрепления своего здоровья.

Проведенный факторный анализ позволил количественно определить суммарное влияние компонентов образа и качества жизни, связанных со здоровьем студентов медицинских колледжей.

Целью исследования было изучение взаимосвязи качества, образа жизни и здоровья студентов медицинского колледжа и анализ взаимодействия факторов, влияющих на их здоровье.

Материалы и методы исследования. Для исследования был произведен опрос студентов 1 курса очной формы обучения Ессентукского филиала ФГБОУ ВО СтГМУ, с целью анализа того, в какой степени студенты 1 курса демонстрируют здоровый образ жизни и какие факторы влияют на здоровый образ жизни. Изучение условий, образа жизни, особенностей физической активности проводилось методом анкетирования.

Для изучения взаимосвязи качества, образа жизни и здоровья студентов медицинских колледжей была создана электронная база данных исследования с применением СУБД Microsoft Office Access 2003.

В ходе исследования было выявлено, что студенты-будущие медики ведут более позитивный образ жизни, способствующий укреплению здоровья, чем студенты других колледжей.

В работе была изучена взаимосвязь качества, образа жизни и здоровья студентов СПО и проанализировано взаимодействие факторов, влияющих на здоровье студентов Ессентукского медицинского колледжа.

Оглавление                                с.

Введение                                                                                4

Основная часть                                                                        8

Заключение                                                                        20

Литература                                                                                23


Введение

Обоснование актуальности.

Возрастающая сложность медицинских профессий предъявляет повышенные требования к состоянию здоровья будущих врачей. Большой объем учебных нагрузок, сложность изучаемого материала, интенсификация образовательного процесса приводят к повышению психоэмоционального напряжения обучающихся, что отражается на уровне их психического и соматического здоровья. Важным для здоровья студентов является процесс адаптации к новым условиям проживания и питания. Для них характерно резкое изменение привычного образа жизни, формирование межличностных отношений вне семьи. Проблема сохранения здоровья студенческой молодежи в настоящее время приобретает все большую актуальность. Причинами ухудшения здоровья могут быть разные факторы, в том числе и неправильное отношение человека к своему здоровью. Одним из направлений сохранения здоровья студентов является решение профилактической задачи по осуществлению диагностики факторов риска.

В последние десятилетия образ жизни был признан важным фактором, определяющим состояние здоровья, и стал предметом растущего исследовательского интереса во всем мире. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) заявила, что 60% качества жизни человека, связанного со здоровьем, зависит от его образа жизни [2].

Здоровый образ жизни зависит от раннего принятия здоровых жизненных привычек; нездоровый образ жизни среди молодежи тесно связан с нездоровыми привычками во взрослом возрасте. Поведение, связанное со здоровьем на ранних стадиях жизни, влияет на риск заболевания, связанный с образом жизни в более поздние периоды жизни. Хотя трудно изменить нездоровые привычки, которые взрослые приняли в юности, многие последствия факторов риска для здоровья среди взрослых можно избежать, если эти формы поведения будут выявлены и изменены на ранней стадии. Поэтому важно повышать уровень здорового образа жизни среди молодежи.

Студенты средних профессиональных учебных заведений и высших учебных заведений представляют собой основной сегмент молодого взрослого населения. Они обычно вступают в динамичный переходный период новой независимости от своих родителей, который характеризуется быстрыми взаимосвязанными изменениями в теле, сознании и социальных отношениях и испытать новую среду, которая обычно включает в себя повышенную рабочую нагрузку и стресс, измененные модели жизни, которые вносят значительный вклад в нездоровый образ жизни [8].

 

Цель и задачи исследования.

Изучить состояние здоровья студентов СПО, образ жизни и влияющие на него факторы.  А также изучить взаимосвязь качества, образа жизни и здоровья студентов медицинских колледжей  и проанализировать взаимодействие факторов, влияющих на их здоровье.

Объект и предмет исследования.

В качестве объекта исследования был выбран Ессентукский филиал ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России.

Материалы и методы исследования.

Для участия в исследовании были опрошены в общей сложности 170 студентов 1 курса очной формы обучения специальностей «Лечебное дело» и «Сестринское дело» Ессентукского филиала ФГБОУ ВО СтГМУ, с целью анализа того, в какой степени студенты 1 курса демонстрируют здоровый образ жизни и какие факторы влияют на здоровый образ жизни.

Испытуемым в этом исследовании было 17-20 лет (в среднем 18 лет). Из 170 студентов, заполнивших анкету, 34 (20%) были юношами и 136 (80%) - девушками. Большее количество респондентов женского пола объясняется спецификой поступающих абитуриентов в медицинский колледж.

Изучение условий, образа жизни, особенностей физической активности проводилось методом анкетирования. Анкета состояла из 25 вопросов, условно разделенных на блоки: рациональное и качественное питание, режим и распорядок дня, занятия физической культурой и спортом, вредные привычки, наличие стрессов и другое. Вопросы имели несколько вариантов ответов. Студенты выбирали один или несколько вариантов, которые в большей степени соответствовали их мнению. С целью получения сведений о принадлежности студентов к группам здоровья, о наличии и тяжести заболеваний, изучались их медицинские справки (форма 086/у).

Поскольку цель исследования состояла в том, чтобы выявить обычную модель поведения студентов СПО в области здравоохранения и избежать путаницы, связанной с сезонными каникулами и напряженным экзаменационным периодом, опрос проводился в середине семестра.

Для изучения взаимосвязи качества, образа жизни и здоровья студентов медицинских колледжей была создана электронная база данных исследования с применением СУБД Microsoft Office Access 2003. Статистическая обработка проводилась с помощью специализированных пакетов прикладных программ – Microsoft Excel, Microsoft Excel,  SPSS 13.0 и Statistica 6.0. 

 Определение силы и направления взаимосвязи здоровья и отдельных параметров образа и качества жизни студентов СПО проводилось с помощью рангового критерия корреляции R Спирмена, при этом рабочей гипотезой была необходимость учета их сложного взаимодействия с возможной сменой причинно-следственных отношений и изучения взаимовлияния всех компонентов.

Характеристика работы.

Данная работа относится к прикладным исследованиям. В ходе работы было выяснено, что малоподвижный образ жизни является распространенной и серьезной проблемой среди студентов СПО, четверть студентов первого курса Ессентукского филиала ФГБОУ ВО СтГМУ не проявляют здорового образа жизни. Была определена роль и значимость факторов, оказывающих, изучены причины, препятствующие ведению здорового образа жизни студентов СПО.

Ценность работы.

Для изучения взаимосвязи качества, образа жизни и здоровья студентов медицинских колледжей была создана электронная база данных исследования с применением СУБД Microsoft Office Access 2003, которая может быть использована и в других учебных заведениях.

Процедура факторного анализа позволила количественно определить суммарное влияние компонентов образа и качества жизни, связанных со здоровьем студентов медицинских колледжей. С помощью последующей кластеризации из всего множества единиц наблюдения были сформированы однородные группы, что может использоваться при планировании управляющего воздействия на здоровье данного контингента.

В работе обоснована важность медицинского образования для студентов СПО, направленного на пропаганду здорового образа жизни.

Это подтверждает необходимость оптимизации деятельности колледжа в сфере здоровьесбережения, объединения усилий всех участников образовательного процесса с целью приобщения студентов первого курса Ессентукского филиала ФГБОУ ВО СтГМУ к здоровому образу жизни.

Основная часть

Качество учебы студентов медицинского колледжа, а следовательно их будущего профессионализма в медицинской сфере, в значительной мере зависит от состояния их здоровья, которое во многом определяется образом жизни. Также одним из универсальных критериев оценки состояния основных функций индивида в медицинской науке является качество жизни. При этом отмечается, что качество жизни, связанное со здоровьем, является интегральной характеристикой физического, психологического, эмоционального и социального функционирования человека, основанной на его субъективном восприятии.

Предыдущие исследования о здоровом образе жизни указывают на то, что большинство студентов среднего уровня  профессионального образования (СПО) минимально вовлечены в здоровьесберегающее поведение и демонстрируют поведенческие риски для здоровья, такие как употребление табака, злоупотребление алкоголем и психоактивными веществами, а также неправильное питание и низкая физическая активность [7].

Некоторые заболевания, такие как заболевания, передающиеся половым путем, предгипертензия, психологические симптомы и психические заболевания, а также ожирение и избыточный вес также находятся на подъеме среди студентов колледжей. Эти поведенческие паттерны и их последствия обычно сохраняются во взрослом возрасте, ставя под угрозу состояние здоровья индивидов в дальнейшей жизни.

Многие исследования показали, что здоровое поведение модулируется социально-демографическими переменными, такими как пол, возраст, социально-экономический уровень, этика, уровень экзамена при поступлении и образовательный уровень их родителей [4].

Здоровьесберегающее образование в средних профессиональных учебных заведениях является идеальным и экономически эффективным средством формирования здорового образа жизни, поскольку студенты СПО находятся на уникальном этапе усвоения знаний и формирования личности.

Студенты СПО составляют значительную часть молодого населения и являются основной целевой аудиторией для просвещения о важности здорового образа жизни; для содействия их здоровому росту крайне важно исследовать их поведение в области здорового образа жизни и влияющие на него факторы.

Обширные данные свидетельствуют о том, что студенты СПО России участвуют в рискованном для здоровья поведении, таком как курение, употребление алкоголя, недостаток физических упражнений, недостаток сна и плохие привычки в еде. Исследования образа жизни студентов СПО были сосредоточены главным образом на взаимосвязи между состоянием здоровья и поведением, связанным с риском для здоровья, лишь немногие исследования количественно определяли здоровый образ жизни среди этих студентов, и на сегодняшний день существует особенно мало информации, которая была включена во влиятельные факторы здорового образа жизни в этой популяции [4,7].

Для изучения того, что способствует здоровому поведению студентов СПО, в настоящее время было проведено исследование по определению уровня применения студентами колледжей моделей здорового образа жизни и влияния различных факторов с помощью анкеты по здоровому образу жизни для студентов 1 кура СПО для оценки здорового образа жизни студентов вузов.

Все эти результаты о здоровом образе жизни и влияющих факторах студентов СПО получены в основном из регионов Дальнего Востока, Еврейской автономной области, Магаданской области, Амурской области и Московской области, характеризующимися, как территории-аутсайдеры по здоровому образу жизни в России. Лидерами рейтинга за 2019 год по приверженности населения здоровому образу жизни стали регионы Северного Кавказа и юга России [10,11].

Поэтому особый интерес вызвало изучение медицинского колледжа, находящегося на Северном Кавказе.

Опрос 170 студентов 1 курса Ессентукского филиала ФГБОУ ВО СтГМУ показал, что 74,2% опрошенных считают, что ведут здоровый образ жизни. При этом 85,7% считают, что их уровень знаний по здоровому образу жизни достаточный, 3% студентов затруднились ответить.

Анкетирование студентов отразило их некритичное отношение к оценке своего здоровья. 25,8% опрошенных считают свое здоровье «отличным», больше половины (54,2%) оценивает его как «хорошее», 20,0 % – как «удовлетворительное». Ни один обучающийся не оценил свое здоровье как «плохое» или «очень плохое».

При этом на вопрос «Как часто вы болеете?» больше половины (60,0%) ответили, что практически не болеют, 37,1% болеют не более одного раза в три месяца и 2,9% болеют один и более раз в месяц.

Причинами болезни 62,8% респондентов указали на легкое недомогание, 25,7% – сезонные острые вирусные инфекции и их осложнения, 11,5% – хронические заболевания. Из-за болезни 12,3% юношей и девушек пропускают в среднем от 10 до 30 дней занятий в течение года.

По результатам анализа анкет 11,4% респондентов имеют ту или иную хроническую патологию, у 6,3% из них заболевания двух и более систем организма. В структуре хронической патологии лидируют заболевания органов зрения (44,3%), сердечно-сосудистой системы (12%), желудочно-кишечного тракта (20,2%), органов дыхания (5,7%), костно-мышечной системы (5%). На долю заболеваний нервной и эндокринной системы приходится приблизительно по 3%, мочеполовой системы – 6,8% (рисунок 1).

C:\Users\Oka\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Безымянный2.png

Рисунок 1 – Структура хронической патологии студентов СПО

Результаты анкетирования показывают, что 71,4% студентов испытывают слабость, утомляемость, раздражительность, плаксивость, нарушения сна, снижение работоспособности и внимания, что является симптомами хронической усталости. Причинами хронической усталости могут быть эмоциональные перенапряжения, стрессы, большой объем домашних заданий, изменение активности, болезни.

У 54,2% респондентов наблюдаются головные боли, головокружения, чувство «дурноты», покалывание в области сердца, сердцебиение, свидетельствующие о функциональных нарушениях деятельности сердечно-сосудистой системы, которые формируются под воздействием комплекса неблагоприятных факторов: курение, употребление алкоголя, неправильный режим дня, гиподинамия, стрессы.

17,1% студентов беспокоит тошнота, изжога, снижение аппетита, боли в животе, поносы, запоры, неприятный вкус во рту, сухость во рту, обильное слюноотделение. Эти симптомы сопровождают заболевания желудочно-кишечного тракта. Они формируются в результате неправильного питания, чрезмерного употребления алкоголя, значительного эмоционального и психологического напряжения в связи с повышенными учебными нагрузками, хронического стресса и др.

На вопрос «Как Вы относитесь к занятиям физической культурой и спортом» 2,9% студентов ответили, что избегают физических нагрузок, 28,5% осознают необходимость занятий, но не занимаются спортом, 51,4% систематически занимаются физкультурой и спортом (дома или в спортзалах, спортивных площадках), 11,4% периодически посещают тренажерные залы и бассейн, и всего 5,7% делают зарядку по утрам каждый день. При этом в целях компенсации недостатка двигательной активности 42,5 % опрошенных совершают ежедневные прогулки на свежем воздухе от 3-10 км в день.

Дефицит сна 48,7% студентов не испытывает. 22,8%  анкетируемых спят всего 4-5 ч в сутки. 25,7% юношей и девушек ложатся спать далеко за полночь и спят меньше нормы на два и более часа. Напряженная умственная работа перед сном очень часто вызывает затрудненное засыпание, что еще более уменьшает продолжительность и ухудшает качество сна. Это приводит к тому, что учащиеся СПО чувствуют усталость и головную боль.

При этом 8,5% респондентов указали причиной недосыпания неудобный график работы, 20% - стресс, 11,4% - увлечение творчеством и хобби. Основной причиной недосыпания (65,7% опрошенных) оказалось, как и предполагалось авторами работы, выполнение студентами домашних заданий.

Большая часть (62,8%) опрошенных соблюдает трехразовый режим питания. 31,4%  респондентов получают 2-х разовое (из них 10% студентов жалуются на изжогу и боль в животе), 3% – 4-х разовое питание. Редко посещают столовую 80,3% студентов, 45% употребляют «вредную» пищу.

Также было выявлено, что 77,1% анкетированных включают в свой ежедневный рацион фрукты и овощи, 57,1% - ежедневно употребляют мясо, всего 6% едят рыбу, 37,3% респондентов каждый день пьют молоко и кисломолочные продукты. Такой высокий процент, правильно питающихся студентов, видимо объясняется осознанием ими необходимости вести здоровый образ жизни, и спецификой, выбранной ими профессии.

Однако высок также процент студентов, употребляющих ежедневно сладости (20%), хлеб и макаронные изделия (42,9%), 17% ежедневно употребляют фастфуд, чипсы, колу и т.д. Ни один человек, как оказалось, не включает в свой ежедневный рацион такой ценный растительный продукт, как орехи, богатые множеством полезных веществ (жирных кислот, микроэлементов и витаминов).

В ходе исследования оказалось, что количество курящих парней и девушек составляет 20%, однако все они курят менее 10 сигарет в день. 85,7% студентов, принявших участие в опросе, не употребляет алкогольные напитки. Это свидетельствует о высоком уровне понимания студентами первого курса медицинского колледжа важности соблюдения здорового образа жизни.

42,8% опрошенных считают, что их условия проживания (отдаленность от места учебы, наличие постоянного транспорта, инфраструктура, комфорт и прочее) – отличные. Хорошие условия проживания имеют 45,7% респондентов, удовлетворительные – 11,5%. Замечено также, что чем лучше условия проживания студента, тем больше времени уходит на дорогу от места проживания до места обучения.

Анализ проведенного анкетирования показывает, что 80% студентов смотрят телевизор не более 30 мин в день, 34,2 % более часа в день проводят за работой на компьютере и 40% – не работают за компьютером. Это свидетельствует о том, что из-за большого объема учебной нагрузки у студентов медицинского колледжа практически нет свободного времени.

На вопрос как вы предпочитаете проводить свой отпуск, каникулы? 51,4% ответило, что предпочитают активный здоровый отдых, 28,5 % студентов в свое свободное время занимаются самообразованием, 6% вынуждены в отпуске работать, и 14% опрошенных предпочитают отдыхать дома «на диване».

В качестве лечебно-профилактических мероприятий для укрепления своего здоровья 51,4% студентов медицинского колледжа используют двигательную активность, 32,4% стараются соблюдать правильный режим  питания, 16,1% - закаляются, 30,4% - дополнительно принимают витамины, 18,1% - стараются соблюдать режим труда и учебы, 28,5%- соблюдают режим сна, вакцинацию используют всего лишь 3% опрошенных (рисунок 2).

C:\Users\Oka\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Безымянный3.png

Рисунок 2 – Лечебно-профилактические мероприятия, используемые студентами СПО для укрепления своего здоровья

Для изучения взаимосвязи качества, образа жизни и здоровья студентов медицинских колледжей была создана электронная база данных исследования с применением СУБД Microsoft Office Access 2003, которая может быть использована и в других учебных заведениях.

Процедура факторного анализа позволила количественно определить суммарное влияние компонентов образа и качества жизни, связанных со здоровьем студентов медицинских колледжей. С помощью последующей кластеризации из всего множества единиц наблюдения были сформированы однородные группы, что может использоваться при планировании управляющего воздействия на здоровье данного контингента.

 По результатам последнего медицинского осмотра у 13,5±1,7% студентов Ессентукского медицинского коледжа первая группа здоровья, у 46,9±2,5% – вторая и у 39,6±2,4% – третья.

При изучении силы и направления взаимосвязи здоровья, качества жизни и образа жизни студентов Ессентукского медколеджа отмечена хорошая согласованность отдельных признаков, в частности среди других по силе и значимости коэффициентов корреляции выделяется занятие физической культурой с простой интерпретацией при делении на подгруппы (таблица 1).

Таблица 1 – Взаимосвязь интегральной оценки здоровья и качества жизни студентов медицинского колледжа с интенсивностью занятий физической культурой

Параметр

 Интенсивность

физкультуры

Р

малая

средняя

высокая

1

2

3

1-2

1-3

2-3

Группа здоровья, Р±m (%)

Первая

2,9±1,1

23,9±3,6

56,0±9,9

<0,001*

<0,001*

0,002*

Вторая

46,7±3,2

47,9±4,2

44,0±9,9

0,901  

0,965

0,887

Третья

50,4±3,2

28,2±3,8

0

<0,001*

<0,001*

0,005*

Всего

100

100

100

Интегральная оценка качества жизни,

M±m (баллы)

3,32±0,02

3,47±0,03

3,83±0,09

<0,001*

<0,001*

<0,001*

 

Примечание: * – значимый результат с р≤0,05 по критерию Хи-квадрат, точному критерию Фишера или тесту Манна-Уитни.

Для некоторых случаев взаимосвязи с участием отдельных признаков качества жизни, при переходе от первичного измерения на уровне опроса анкеты к суммации на уровне блоков и, далее, на уровне параметров, получаемые коэффициенты корреляции теряли свою значимость. В данном отношении показателен пример признаков оценки качества жизни, относящихся к параметру «духовная сфера». В итоге среди всех вопросов параметра «духовная сфера» оценки качества жизни наибольшего внимания заслуживает «Придают ли Ваши убеждения силы противостоять трудностям?», что определяется высокозначимыми коэффициентами корреляции во всех случаях при определении взаимосвязи со здоровьем и параметрами образа жизни. Таким образом, весомость данного вопроса при обобщении оценок до блока снижалась, и в результате нивелировалось значение параметра «духовная сфера» оценки качества жизни. В частности, направление связи в данном случае позволяет раскрыть тезис о том, что наличие убеждений в сфере духовности связано с относительно более высоким уровнем здоровья. В отношении студента СПО данный тезис в сумме с положительной корреляцией наличия убеждений, позволяющих преодолевать трудности с рассматриваемыми параметрами образа жизни, может привести к подтверждению того, что студент медицинского колледжа должен сам не только придерживаться убеждений о необходимости отсутствия курения и злоупотреблений алкоголем, достаточных физические нагрузок, правильного питания и т. п. для профилактики болезней, но и проявлять такое поведение в будущем, работая по своей профессии, тогда при общении с пациентами ему будет легче проводить мероприятия по формированию у них здорового образа жизни.

При подборе многомерных статистических методов, сравнивающих зависимость оценок состояния здоровья или интегральных оценок качества жизни студентов СПО от отдельных факторов для возможности прогнозирования указанных оценок на индивидуальном уровне, в качестве наиболее адекватных по используемым зависимым и независимым переменным и простоте интерпретации мы использовали множественный линейный регрессионный анализ и бинарную логистическую регрессию.

В случае бинарной логистической регрессии вероятность для рассматриваемой единицы наблюдения оказаться в одной из анализируемых групп классификации рассчитывается по формуле:

,

где    е = 2,71828182845904,

z = b1∙Х1 + b2∙Х2 +... + bn∙Хn + а,

b1 .... bn – коэффициенты регрессии для независимых переменных Х1 … Хn,

а – константа уравнения регрессии.

В качестве независимых переменных использовались оценки параметров образа жизни – интенсивности занятий физической культурой Х1 (градации: отсутствие или очень малая интенсивность – 1; средняя интенсивность – 2; высокая интенсивность – 3), употребления алкогольных напитков Х2 (градации: каждый день – 1; более 2 раз в неделю – 2; 1–2 раза в неделю – 3; 1–3 раза в месяц – 4; несколько раз в год – 5; отсутствие употребления алкоголя – 6), курения Х3 (градации: более пачки сигарет в день – 1; около пачки – 2; 5–10 сигарет – 3; до 5 сигарет – 4; отсутствие курения – 5), режима питания Х4 (градации: произвольно в отношении времени – 1; строго по времени – 2), качества жизни – физической Х5, психической Х6, социальной Х7, духовной сферы Х8 и общего восприятия состояния здоровья и благополучия Х9 (градации: от 1 – крайне неудовлетворительная, до 5 – высшая положительная оценка). Уравнение для определения вероятности иметь первую группу здоровья в зависимости от выраженности отдельных параметров качества жизни (корректность прогнозирования модели – 90,1%):

z = 1,265∙Х5 + 0,853∙Х6 + 0,772∙Х7 – 12,278.

Таким образом, для студента медицинского колледжа с благоприятной физической, психической и социальной составляющими качества жизни z=2,172 и р=0,898 (то есть вероятность быть здоровым оценивается как 89,8%). Для указанного студента вероятность быть хронически больным составляет 8,6% (z=-2,36 и р=0,086) и определяется по уравнению модели попадания в третью группу здоровья (корректность прогнозирования – 64%):

z = -0,604∙Х5 – 0,147∙Х6 – 0,286∙Х7 – 0,174∙Х8 + 3,695.

При учете наблюдаемых в исследовании выборочных средних значений указанных переменных (Х5=3,62; Х6=3,4; Х7=3,02; Х8=3,62) получаем для студента медицинского колледжа вероятности иметь первую или третью группу здоровья – 7,8% и 38,1%, соответственно; при повышении качества жизни на 1 пункт (Х5=4,62; Х6=4,4; Х7=4,02; Х8=4,62) вероятность быть здоровым возрастет в 7,7 раза (до 60,4%), быть больным с хронической патологией – уменьшится в 2,5 раза (до 15,5%).

Для прогнозирования интегральных оценок качества жизни студентов СПО получили уравнение:

у = 0,246∙Х1 + 0,084∙Х3 + 2,65.

Коэффициент детерминации (доля дисперсии, которая описывается данным уравнением) составил 14,5%, что указывает на косвенный характер влияния указанных предикторов на зависимую переменную. Однако, при подстановке в данное уравнение полученных в исследовании выборочных средних значений (медиан) указанных переменных (Х1=1; Х3=5), спрогнозированная и измеренная оценки качества жизни практически не отличались – 3,316 и 3,399 балла, соответственно.

В частности, для студента медицинского колледжа, занимающегося физической культурой с высокой интенсивностью и некурящего, усредненная оценка качества жизни составит 3,81 балла (по пятибалльной шкале). В случае отсутствия или малой интенсивности физической культуры и выкуривания более пачки сигарет в день усредненная оценка качества жизни составит 2,98 балла – почти на 1 балл меньше.

Уравнение для определения вероятности максимальной оценки качества жизни (корректность прогнозирования модели – 80,3%):

z = 1,241∙Х1 + 0,604∙Х3 – 6,317

Так, для студента медицинского колледжа, занимающегося физической культурой с высокой интенсивностью и некурящего z=0,426 и р=0,605 (то есть вероятность высокого качества жизни оценивается как 60,5%). Для указанного студента вероятность иметь наиболее низкую оценку качества жизни составляет 8,3% (z=–2,398 и р=0,083) и определяется по уравнению модели попадания в третью группу здоровья (корректность прогнозирования – 80,5%):

z = – 0,553∙Х1 – 0,231∙Х3 + 0,416

При учете наблюдаемых в исследовании выборочных средних значений (медиан) указанных переменных (Х1=1; Х3=5) получаем для студента медицинского колледжа вероятность иметь наиболее высокую или низкую оценку качества жизни – 11,3% и 21,6%, соответственно; при повышении физической активности на 1 пункт (Х1=2; Х3=5) вероятность иметь наиболее высокую оценку возрастет в 2,7 раза (до 30,7%), наиболее низкую – уменьшится в 1,6 раза (до 13,7%).


Заключение

 

Во-первых, было установлено, что малоподвижный образ жизни является распространенной и серьезной проблемой среди студентов СПО, четверть студентов первого курса Ессентукского филиала ФГБОУ ВО СтГМУ не проявляют здорового образа жизни. Во-вторых, здоровье студентов медицинского колледжа в процессе обучения ухудшается. Основными факторами, оказывающими негативное влияние на здоровье, являются: большие интеллектуальные нагрузки, недостаток сна, нарушение режима дня и режима питания, недостаточная двигательная активность, наличие вредных привычек.

Основной причиной, препятствующей ведению здорового образа жизни студентов СПО (рисунок 1), является отсутствие самоорганизации (37%),  недостаток свободного времени (25,7%), неудобный график учебы (22,8%).

C:\Users\Oka\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Безымянный.png

Рисунок 1 – Основная причина, препятствующая ведению здорового образа жизни

При этом в ходе исследования выяснилось, что 65,7% опрошенных хотели бы вести более здоровый образ жизни, 34,3% студентов довольны своим образом жизни и не хотят ничего менять.

Также было также установлено, что студентки с большей вероятностью принимают регулярное поведение, поведение в области питания и ответственность за здоровье и проявляют больше уверенности, чем студенты мужского пола, в аспекте социальной поддержки. Юноши чаще тренируются и справляются со стрессом лучше, чем студентки, но более склонны к вредным привычкам, чем девушки. Этот результат показывает сходство с результатами некоторых исследований, проведенных у студентов университетов.

Также выявлено, что студенты-будущие медики ведут более позитивный образ жизни, способствующий укреплению здоровья, чем студенты других колледжей. Полученные результаты также свидетельствуют о важности медицинского образования для студентов СПО, направленного на пропаганду здорового образа жизни.

В работе была изучена взаимосвязь качества, образа жизни и здоровья студентов СПО и проанализировано взаимодействие факторов, влияющих на здоровье студентов Ессентукского медицинского колледжа.

Процедура факторного анализа позволила количественно определить суммарное влияние компонентов образа и качества жизни, связанных со здоровьем студентов медицинских колледжей. С помощью последующей кластеризации из всего множества единиц наблюдения были сформированы однородные группы, что может использоваться при планировании управляющего воздействия на здоровье данного контингента.

Это подтверждает необходимость оптимизации деятельности колледжа в сфере здоровьесбережения, объединения усилий всех участников образовательного процесса с целью приобщения студентов первого курса Ессентукского филиала ФГБОУ ВО СтГМУ к здоровому образу жизни.

Здоровый образ жизни должен быть усвоен в молодости и должен включать все компоненты, связанные с питанием, пищевыми добавками, отдыхом и релаксацией, управлением стрессом, физической активностью.

 Для более эффективного снижения хронических заболеваний и улучшения здоровья населения следует планировать программы медико-санитарного просвещения, стимулирующие интересы учащихся в соответствии с их социальными характеристиками.


Литература

1. Баранов А.А., Кучма В.Р. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах (руководство для врачей). М.: Изд. Дом «Династия», 2004.- 542 с.

2. Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение: Учебник. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2005. — 608 с.: ил.

3. Крюкова Д.А. Здоровый человек и его окружение: учеб. пособие/ Д. А. Крюкова, Л. А. Лысак, О. В. Фурса; Под ред. Б. В. Кабарухина. - Ростов н/Д: Феникс, 2019. – 605 с.: ил.

4. Малкова Т. Г. Особенности адаптации и состояния здоровья студентов медицинского вуза: автореф. дис. канд. мед наук: 14.00.07: защищена 15.10.1992 / Т. Г. Малкова. – М.,1992. – 30 с.

5. Молчанова Л.Ф., Стрелков Н.С., Кудрина Е.А. Качество жизни специалистов со средним медицинским образованием // Заместитель главного врача. Москва, 2008. № 5. С. 12–19.

6. Новик, А. А., Ионова Т.И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. СПб.: Издат-й дом «Нева»; М.: ОЛМА-ПРЕСС Звездный мир, 2002.  320 с.

7. Рациональная организация жизнедеятельности как средство сохранения здоровья студенческой молодежи / Т. С. Борисова, М. М. Солтан, Ж. П. Лабодаева и др. // Дети, молодежь и окружающая среда: здоровье, образование, экология: материалы второй Международной науч.-практ. конф. (Барнаул, 5-10 июля 2013 г.). – Барнаул: Алтайская государственная педагогическая академия, 2013. – С. 64.

8. Римашевская И.М. Здоровье человека – здоровье общества // Свободная мысль. 1992, № 11. 58 с.

9. Розенфельд Л. Г. Здоровье студентов по данным субъективной оценки и факторы риска, влияющие на него / Л. Г. Розенфельд, С. А. Батрымбетова // Здравоохранение Российской Федерации. – 2008. – № 4. – С. 38–39.

10. https://lenta.ru/news/2020/09/28/regions/

11. https://ria.ru/20200928/zdorove-1577859985.html