Поурочный план практического занятия "Десмургия" по ПМ.02. МДК 02.01 Сестринская помощь при различных заболеваниях и состояниях пациентов хирургического профиля. Специальность 34.02.01 «Сестринское дело"
Учебно-методический материал для закрепления теоретических знаний и отработки практических навыков по теме «Десмургия»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.21 КБ |
Предварительный просмотр:
План проведения практического занятия «Десмургия»
по ПМ.02. «Участие в лечебно–диагностическом и реабилитационном процессах»
МДК 02.01. Сестринская помощь при различных заболеваниях и состояниях пациентов хирургического профиля
Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»
Курс: III
Преподаватель: к.м.н. Ливанская В.В., высшая квалификационная категория
Цели практического занятия:
Закрепление теоретических знаний и отработка практических навыков по теме «Десмургия».
Учебные:
- Ознакомить студентов с техникой наложения повязок на различные участки тела;
- научить студентов правильно выбирать вид повязки и накладывать их на различные части тела;
- повторить со студентами общие принципы и правила наложения мягких повязок;
- научиться оценивать правильность наложения мягких повязок и состояние пациента после их наложения;
- закрепление теоретических и практических знаний о десмургии.
Воспитательные:
- в ходе занятия способствовать формированию внимательного, доброжелательного отношения к пациентам;
- воспитывать чувство ответственности, долга и гордости за будущую профессию;
- формировать правила этики и деонтологии при профессиональном общении с коллегами и пациентами;
- воспитывать сознательное усвоение темы;
- прививать любовь к чистоте, порядку, здоровью;
- учить осознавать роль медицинской сестры в восстановлении и удовлетворении основных потребностей пациента;
- работать в коллективе и команде.
Изучив данную тему, студент должен знать:
- Определение десмургии;
- классификацию мягких бинтовых повязок;
- способы фиксации перевязочного материала;
- виды повязок.
Изучив данную тему, студент должен уметь:
- определять виды перевязочных материалов в зависимости от их функционального назначения;
- накладывать разные бинтовые мягкие повязки;
- накладывать шины и гипсовую повязку;
- накладывать безбинтовые повязки.
В процессе занятия формируются общие (ОК)
и профессиональные (ПК) компетенции:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться и адаптироваться к измененным методикам и технологиям в профессиональной деятельности.
ОК 10 Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11 Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13 Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействую с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.5. Соблюдать правила использования изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.
ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.
Продолжительность занятия: 90 мин
Место проведения: кабинет доклинической практики.
Методы обучения:
- информационно-развивающий (знакомство с принципами диагностики и лечения патологии мочевыделительной системы);
- частично-поисковый (решение проблемных и ситуационных задач)
- коллективное обсуждение (анализ жизненных ситуаций, доказательное разъяснение, упражнения, поощрение).
Педагогические технологии:
- Педагогика сотрудничества (развитие способностей через гуманизацию педагогических отношений; планирование деятельности)
- Групповые технологии (выполнение общего задания; обсуждение общего задания; общий вывод преподавателя)
- Симуляционные технологии (использование фантомов, тренажеров).
Оснащение занятия:
1. Дидактический обучающий материал:
- теоретическая информация для углубления и систематизации знаний студентов - опорный конспект лекции
- основные практические умения (чек-листы)
- мультимедийная обучающая система
- видеопрезентация лекции «Десмургия».
- Контролирующий материал:
- вопросы для фронтального опроса
- ситуационные задачи
- бланки итоговых тестовых заданий
3. Оборудование и технологическое оснащение:
Тренажеры:
- тренажер для наложения повязок (торс)
- тренажер для медицинской сестры
- учебный набор ран РР 00890
- набор ран
- анатомическая модель торса человека «33 части»
Медицинское оборудование и принадлежности:
- комплект шин транспортных иммобилизационных
- перевязочный материал
- перчатки медицинские
- перчатки хирургические
- емкости для рабочих растворов дезинфицирующих средств (разные);
- упаковочный материал для различных видов стерилизации (комбинированные упаковки (ламинат + бумага), пакеты бумажные, крафт-пакеты);
- комплект маркированных контейнеров (емкостей) для проведения уборки;
- оборудование для сбора медицинских отходов в структурном подразделении (мешки для сбора обходов классов А, Б, В, иглосъемники разнообразные и др.).
Хирургические инструменты:
- ножницы
- пинцеты анатомические
- пинцеты хирургические
- иглодержатели
- иглы хирургические
- лотки разные и пр.
Мебель и оборудование:
- медицинская каталка
- медицинская кушетка
- раковина;
- передвижные манипуляционные столики;
- шкафы для хранения инструментария, оборудования, аппаратуры, медикаментов, предметов ухода, медицинской документации, учебно-наглядных пособий;
- ширмы.
Рекомендуемая литература:
Основная литература:
- Барыкина Н.В., Зарянская В.Г. «Сестринское дело в хирургии»: учебное пособие. /Изд.: Феникс, 2016. – 447 с.
- Сестринское дело в хирургии: Практикум. /Изд.10-е – Ростов – на -Дону: Феникс, 2013. – 460 с.
- Кузнецов Н.А. «Уход за хирургическими больными». - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2011.
- «Общепрофессиональные аспекты деятельности средних медицинских работников»: учебное пособие /под ред. С.И.Двойникова. (с соавт.) – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2015. – 432 с.: ил.
Дополнительная литература:
- Гостищев В.К. «Общая хирургия». - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2009.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
- Российская государственная библиотека. Электронный каталог и электронная библиотека http://www.rsl.ru/ru/s97/s339/
- Центральная Научная Медицинская Библиотека http://www.scsml.rssi.ru/
- Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ России) http://www.gpntb.ru/
- Электронная библиотека учебников http://studentam.net/
- «Консультант-студента» (электронная библиотека медицинского колледжа) http://www/medcollegelib.ru
Описание хода занятия:
№№ | Этапы занятия | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Время этапа занятия |
1. | Организационный момент. | Приветствует студентов. Проверяет готовность аудитории к занятию, Проверяет внешний вид студентов. Отмечает отсутствующих. | Приветствуют преподавателя. Занимают рабочие места. Отвечают на вопросы преподавателя. | 3 мин |
2. | Сообщение темы, цели, задач и плана проведения занятия. | Сообщает и предлагает записать тему, цель, задачу и план проведения занятия. Отмечает значимость изучаемой темы для профессиональной деятельности медицинской сестры. | Слушают, делают записи в рабочую тетрадь. | 5 мин |
3. | Контроль теоретических знаний студентов по теме занятия. | Фронтальный устный опрос: -Что такое «десмургия»? -Отличие понятий «повязка » и «перевязка»? -Перечислите основные правила наложения мягких повязок. - Какие виды мягких повязок знаете? -Какие осложнения могут возникнуть при наложении слишком тугой и слабой повязки? Какие действия необходимо предпринять? -Какие специальные повязки вы знаете? (бандаж, суспензорий и т.д.) | Отвечают на вопросы преподавателя, дополняют товарищей. | 12 мин |
4. | Практическая часть. | а) Преподаватель демонстрирует технику наложения повязок на конечности: *Восьмиобразная на голеностопный сустав - Обращает внимание на правила наложения данных повязок, физиологическое положение - Обращает внимание студентов на практическую значимость этого материала для дальнейшей профессиональной деятельности - Преподаватель приводит примеры практического применения теории в медицинской практике, обучает умению связно рассказывать с опорой на наглядность - Предлагает студентам самостоятельно отрабатывать технику наложения повязок, разбив студентов на микрогруппы по 2 человека. Преподаватель руководит групповой работай, контролирует и оценивает результаты. | Студенты слушают и анализируют слова преподавателя - Осмысливают сказанное преподавателем, запоминают и записывают - Задают вопросы -Студенты работают в парах и учатся накладывать повязки на конечности -Преподаватель помогает | 45 мин |
5. | Тестирование студентов с целью определения уровня усвоения учебного материала. | Раздает каждому студенту итоговые тестовые задания по изучаемой теме. | Выполняют необходимые указания, сдают результаты ответа преподавателю. | 10 мин |
6. | Подведение итогов. | - Проверяет тестовые задания, комментирует и дополняет ответы студентов. - Подводятся итоги урока, комментируется работа и ответы студентов, отмечаются наиболее активные студенты. - Отмечает положительные и отрицательные моменты в работе студентов - Говорит о подготовленности учащихся - Оценивает активность учащихся - Определяет степень достижения целей, задач занятия | -Дают ответ на проблему, поставленную в начале занятия. -Слушают и анализируют слова преподавателя, обращают внимания на замечания - Оценивают свою работу и работу товарищей | 5 мин |
7. | Домашнее задание. | Называет тему следующего занятия и предлагает ее записать. Указывает литературу для подготовки. | Записывают домашнее задание. | 5 мин |
8. | Заключительная часть. | Объявление об окончание занятия. Напоминает дежурным об уборке помещений, проветривании. | Заключительная часть. Объявление об окончание занятия. | 5 мин |
Вопросы для самоподготовки
1. Дайте определение понятию «десмургия»,
2. Дайте определение понятию «повязка», «перевязка».
3. Дайте определение понятию «перевязка».
4. Перечислите требования, предъявляемые к перевязочному материалу
5. Какие типы повязок Вы знаете?
6. Как делятся мягкие повязки по цели их применения?
7. Перечислите общие требования к наложению бинтовых повязок.
8. Перечислите общие правила наложения бинтовых повязок
9. Назовите и покажите анатомические образования верхней конечности
10. Какое физиологическое положение необходимо придать верхней конечности при ее бинтовании?
11. Назовите и покажите анатомические образования нижней конечности
12. Какое физиологическое положение необходимо придать нижней конечности при ее бинтовании?
13. Как правильно закреплять бинт в конце бинтования?
14. Правила снятия бинтовой повязки.
15. Перечислите виды основных бинтовых повязок.