Поурочный план практического занятия "Десмургия" по ПМ.02. МДК 02.01 Сестринская помощь при различных заболеваниях и состояниях пациентов хирургического профиля. Специальность 34.02.01 «Сестринское дело"

Ливанская Виолетта Владимировна

Учебно-методический материал для закрепления теоретических знаний  и отработки практических навыков по теме «Десмургия»

Скачать:


Предварительный просмотр:

План проведения практического занятия «Десмургия»

по ПМ.02. «Участие в лечебно–диагностическом и реабилитационном процессах»

МДК 02.01. Сестринская помощь при различных заболеваниях и состояниях пациентов хирургического профиля

Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»

Курс: III

Преподаватель: к.м.н. Ливанская В.В., высшая квалификационная категория

Цели практического занятия:

Закрепление теоретических знаний  и отработка практических навыков по теме «Десмургия».

Учебные:

  • Ознакомить студентов с техникой наложения повязок на различные участки тела;
  • научить студентов правильно выбирать вид повязки и накладывать их на различные части тела;
  • повторить со студентами общие принципы и правила наложения мягких повязок;
  • научиться оценивать правильность наложения мягких повязок и состояние пациента после их наложения;
  • закрепление теоретических и практических знаний о десмургии.

Воспитательные:

  • в ходе занятия способствовать формированию внимательного, доброжелательного отношения к пациентам; 
  • воспитывать чувство ответственности, долга и гордости за будущую профессию;
  • формировать правила этики и деонтологии при профессиональном общении с коллегами и  пациентами;
  • воспитывать сознательное усвоение темы;
  • прививать любовь к чистоте, порядку, здоровью;
  • учить осознавать роль медицинской сестры в восстановлении и удовлетворении основных потребностей пациента;
  • работать в коллективе и команде.

Изучив данную тему, студент должен знать:

  • Определение десмургии;
  • классификацию мягких бинтовых повязок;
  • способы фиксации перевязочного материала;
  • виды повязок.

Изучив данную тему, студент должен уметь:

  • определять виды перевязочных материалов в зависимости от их функционального назначения;
  • накладывать разные бинтовые мягкие повязки;
  • накладывать шины и гипсовую повязку;
  • накладывать безбинтовые повязки.

В процессе занятия формируются общие (ОК)

и профессиональные (ПК) компетенции:

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

 ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9 Ориентироваться и адаптироваться к измененным методикам и технологиям в профессиональной деятельности.

ОК 10  Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11 Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13 Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде.

ПК  2.2.  Осуществлять  лечебно-диагностические  вмешательства, взаимодействую с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.

Продолжительность занятия: 90 мин

Место проведения: кабинет доклинической практики.

Методы обучения:

- информационно-развивающий (знакомство с принципами диагностики и лечения патологии мочевыделительной системы);

- частично-поисковый (решение проблемных и ситуационных задач)

- коллективное обсуждение (анализ жизненных ситуаций, доказательное разъяснение, упражнения, поощрение).

Педагогические технологии:

  1. Педагогика сотрудничества (развитие способностей через гуманизацию педагогических отношений; планирование деятельности)
  2. Групповые технологии (выполнение общего задания; обсуждение общего задания; общий вывод преподавателя)
  3. Симуляционные технологии (использование фантомов, тренажеров).

Оснащение занятия:

 1. Дидактический обучающий материал:

- теоретическая информация для углубления и систематизации знаний студентов - опорный конспект лекции

- основные практические умения (чек-листы)

- мультимедийная обучающая система

- видеопрезентация лекции «Десмургия».

  1. Контролирующий материал:

- вопросы для фронтального опроса

- ситуационные задачи

- бланки итоговых тестовых заданий

3.  Оборудование и технологическое оснащение:

Тренажеры:

  • тренажер для наложения повязок (торс)
  • тренажер для медицинской сестры
  • учебный набор ран РР 00890
  • набор ран
  • анатомическая модель торса человека «33 части»

Медицинское оборудование  и принадлежности:

  • комплект шин транспортных иммобилизационных
  • перевязочный материал
  • перчатки медицинские
  • перчатки хирургические
  • емкости для рабочих растворов дезинфицирующих средств (разные);
  • упаковочный материал для различных видов стерилизации (комбинированные упаковки (ламинат + бумага), пакеты бумажные, крафт-пакеты);
  • комплект маркированных контейнеров (емкостей) для проведения уборки;
  • оборудование для сбора медицинских отходов в структурном подразделении (мешки для сбора обходов классов А, Б, В, иглосъемники разнообразные и др.).

Хирургические инструменты:

  • ножницы
  • пинцеты анатомические
  • пинцеты хирургические
  • иглодержатели
  • иглы хирургические
  • лотки разные и пр.

Мебель и оборудование:

  • медицинская каталка
  • медицинская кушетка
  • раковина;
  • передвижные манипуляционные столики;
  • шкафы для хранения  инструментария, оборудования, аппаратуры, медикаментов, предметов ухода, медицинской документации, учебно-наглядных пособий;
  • ширмы.

Рекомендуемая  литература:

Основная литература:

  1. Барыкина Н.В., Зарянская В.Г.  «Сестринское дело в хирургии»: учебное пособие. /Изд.: Феникс, 2016. – 447 с.
  2. Сестринское дело в хирургии: Практикум. /Изд.10-е – Ростов – на -Дону: Феникс, 2013. – 460 с.
  3. Кузнецов Н.А. «Уход за хирургическими больными». - М.: ГЭОТАР  - Медиа, 2011.
  4.  «Общепрофессиональные аспекты деятельности средних медицинских работников»: учебное пособие /под ред. С.И.Двойникова. (с соавт.) – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2015. – 432 с.: ил.

Дополнительная литература:

  1. Гостищев В.К. «Общая хирургия». - М.: ГЭОТАР  - Медиа, 2009.

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

  1. Российская государственная библиотека. Электронный каталог и электронная библиотека http://www.rsl.ru/ru/s97/s339/
  2. Центральная Научная Медицинская Библиотека http://www.scsml.rssi.ru/
  3. Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ России) http://www.gpntb.ru/
  4. Электронная библиотека учебников http://studentam.net/
  5. «Консультант-студента» (электронная библиотека медицинского колледжа) http://www/medcollegelib.ru

Описание хода занятия:

№№

Этапы занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Время этапа занятия

1.

Организационный момент.

Приветствует студентов.

Проверяет готовность аудитории к занятию, Проверяет внешний вид студентов.

Отмечает отсутствующих.

Приветствуют преподавателя.

Занимают рабочие места. Отвечают на  вопросы преподавателя.

3 мин

2.

Сообщение темы, цели, задач и плана проведения занятия.

Сообщает и предлагает записать тему, цель, задачу и план проведения занятия.

Отмечает значимость изучаемой темы для профессиональной деятельности медицинской сестры.

Слушают, делают записи в рабочую тетрадь.

5 мин

3.

Контроль теоретических знаний студентов по теме занятия.

Фронтальный устный опрос:

-Что такое «десмургия»?

-Отличие понятий «повязка » и «перевязка»?

-Перечислите основные правила наложения мягких повязок.

- Какие виды мягких повязок знаете?

-Какие осложнения могут возникнуть при наложении слишком тугой и слабой повязки? Какие действия необходимо предпринять?

-Какие специальные повязки вы знаете? (бандаж, суспензорий и т.д.)

Отвечают на вопросы преподавателя, дополняют товарищей.

12 мин

4.

Практическая часть.

а) Преподаватель демонстрирует технику наложения повязок на конечности:
*Перчатка
*Варежка
*Черепашья сходящаяся и расходящаяся на коленный и локтевой сустав

*Восьмиобразная на голеностопный сустав

- Обращает внимание на правила наложения данных повязок, физиологическое положение

- Обращает внимание студентов на практическую значимость этого материала для дальнейшей профессиональной деятельности

- Преподаватель приводит примеры практического применения теории в медицинской практике, обучает умению связно рассказывать с опорой на наглядность
б) Самостоятельная работа студентов

- Предлагает студентам самостоятельно отрабатывать технику наложения повязок, разбив студентов на микрогруппы по 2 человека.

Преподаватель руководит групповой работай, контролирует и оценивает результаты.

Студенты слушают и анализируют слова преподавателя

- Осмысливают сказанное преподавателем, запоминают и записывают

- Задают вопросы

-Студенты работают в парах и учатся накладывать повязки на конечности

-Преподаватель помогает

45 мин

5.

Тестирование студентов с целью определения уровня усвоения учебного материала.

Раздает каждому студенту итоговые тестовые задания по изучаемой теме.

Выполняют необходимые указания, сдают результаты ответа преподавателю.

10 мин

6.

Подведение итогов.

- Проверяет тестовые задания, комментирует и дополняет ответы студентов.

- Подводятся итоги  урока, комментируется  работа и ответы студентов, отмечаются наиболее активные студенты.

- Отмечает положительные и отрицательные моменты в работе студентов

- Говорит о подготовленности учащихся

- Оценивает активность учащихся

- Определяет степень достижения целей, задач занятия

-Дают ответ на проблему, поставленную в начале занятия.

 -Слушают и анализируют слова преподавателя, обращают внимания на замечания

- Оценивают свою работу и работу товарищей

5 мин

7.

Домашнее задание.

Называет тему следующего занятия и предлагает ее записать.

Указывает литературу для подготовки.

Записывают домашнее задание.

5 мин

8.

Заключительная часть.

Объявление об окончание занятия. Напоминает  дежурным об уборке помещений, проветривании.

Заключительная часть. Объявление об окончание занятия.

5 мин

Вопросы для самоподготовки

1. Дайте определение понятию «десмургия»,                                                    

2. Дайте определение понятию «повязка», «перевязка».                                    

3. Дайте определение понятию «перевязка».                                                      

4. Перечислите требования, предъявляемые к перевязочному материалу                        

5. Какие типы повязок Вы знаете?                                                                              

6. Как делятся мягкие повязки по цели их применения?                                              

7. Перечислите общие требования к наложению бинтовых повязок.                                

8. Перечислите общие правила наложения бинтовых повязок                                      

9. Назовите и покажите анатомические образования верхней конечности        

10. Какое физиологическое положение необходимо придать верхней конечности при ее бинтовании?                                                                  

11. Назовите и покажите анатомические образования нижней конечности          

12. Какое физиологическое положение необходимо придать нижней конечности при ее бинтовании?                                                                                    

13. Как правильно закреплять бинт в конце бинтования?                                  

14. Правила снятия бинтовой повязки.                                                          

15. Перечислите виды основных бинтовых повязок.