Рабочая программа по дисциплине ОП. 07 "Фармакология"

Рабочая программа по дисциплине ОП 07 "Фармакология"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_farmakologiya_2021.docx95.82 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Медицинский колледж»

(ФГБПОУ «Медицинский колледж»)

СОГЛАСОВАНА

УТВЕРЖДАЮ

Методическим Советом

Директор

ФГБПОУ «Медицинский колледж»

ФГБПОУ «Медицинский колледж»

 __________   А.В. Василенок          

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 учебной дисциплины ОП.07 Фармакология

код, наименование специальности 34.02.01 Сестринское дело

форма обучения: очная

Москва

2021

РАССМОТРЕНА

Предметной цикловой

 комиссией № 1

(протокол от 27.08.2020 № 1)

Разработана на основе ФГОС СПО по специальности

34.02.01 Сестринское дело

 

Составители (авторы):

Закирова Л.А., к.б.н., методист ФГБПОУ «Медицинский колледж»

Глушкова А.Ю., преподаватель ФГБПОУ «Медицинский колледж»

 

Рецензент:

Головчанская Л.В., заместитель директора по учебной работе ФГБПОУ «Медицинский колледж» Управления делами Президента Российской Федерации

 

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                                                                   

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ        3

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ        4

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ        26

4.  КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ        29


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.07 Фармакология

1.1. Область применения программы

Рабочая учебная программа дисциплины является частью подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 34.02.01. Сестринское дело.

  Рабочая учебная программа дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании.

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена

Дисциплина входит в профессиональный учебный цикл, является общепрофессиональной дисциплиной.

Дисциплина направлена на формирования следующих общих и профессиональных компетенций:

ОК 1,7,8

ПК 2.1-2.4, 2.6.

1.3. Цели и задачи дисциплины: требования к результатам освоения дисциплины:

        В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- выписывать лекарственные формы в виде рецепта с использованием справочной литературы;

- находить сведения о лекарственных препаратах в доступных базах данных;

- ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств;

- применять лекарственные средства по назначению врача;

- давать рекомендации пациенту по применению различных лекарственных средств.

        В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия;

- основные лекарственные группы и фармакотерапевтические действия лекарств по группам;

- побочные эффекты, виды реакций и осложнений лекарственной терапии;

- правила заполнения рецептурных бланков.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 183 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 122 часов;

самостоятельной работы обучающегося 61 час.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

183

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

122

в том числе:

лабораторные занятия

-

    практические занятия

50

    контрольные работы

-

    курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

61

в том числе:

работа по подготовке рефератов, докладов

работа по составлению схем, таблиц

работа по составлению словаря терминов

работа по расчету разовых, суточных, курсовых доз

работа по выписыванию рецептов на лекарственные средства

Промежуточная аттестация в форме экзамена

2.2. Тематический план и содержание дисциплины ОП.07 Фармакология

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающегося

Объем

часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

4 семестр

РАЗДЕЛ 1. Введение. Общая фармакология

Тема 1.1

Основные понятия фармакологии.

Содержание учебного материала 1

2

Предмет и задачи фармакологии.

2

Основные разделы фармакологии.

2

Определения терминов лекарственное средство, фармацевтическая субстанция, вспомогательные вещества, лекарственные препараты, лекарственная форма согласно ФЗ № 61.

2

Определения терминов международное непатентованное наименование лекарственного средства, торговое наименование лекарственного средства, оригинальный лекарственный препарат, воспроизведенный лекарственный препарат, биологическая и терапевтическая эквивалентность лекарственных препаратов согласно ФЗ № 61.

2

Анатомо-терапевтическо-химическая классификация лекарственных средств.

2

Источники получения и пути изыскания новых лекарственных средств.

2

Доклинические и клинические исследования лекарственных средств. Фазы клинических исследований лекарственных средств.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

1

Тема 1.2

Фармакокинетика и фармакодинамика.

Содержание учебного материала 2

2

Фармакокинетика лекарственных средств.

2

Пути введения лекарственных средств в организм: классификация, характеристика энтеральных и парентеральных путей введения.

2

Понятие о биологических барьерах и биологической доступности.

2

Всасывание, распределение, биотрансформация, пути выведения лекарственных средств и их метаболитов.

2

Фармакодинамика лекарственных средств.

2

Факторы, влияющие на реализацию фармакотерапевтического воздействия лекарственных средств на организм.

2

Виды фармакотерапии.

2

Определения терминов фармакологические эффекты, фармакотерапевтические эффекты, побочные эффекты, токсические эффекты, широта терапевтического действия.

2

Дозирование лекарственных средств, виды доз.

2

Изменения действия лекарственных средств при повторном введении.

2

Фармацевтическое и фармакологическое взаимодействие лекарственных средств.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Практическое занятие 1.

Изучение структуры инструкции по применению лекарственных средств. Знакомство и работа с государственным реестром лекарственных средств, сайтом https://grls.rosminzdrav.ru

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

РАЗДЕЛ 2. Общая рецептура

Тема 2.1

 Рецепт

Содержание учебного материала 3

2

Рецепт, определение. Структура рецепта. Реквизиты рецептурных бланков.

2

Формы рецептурных бланков.

2

Общие правила составления рецепта.

2

Обозначение концентраций и количеств лекарственных средств в рецепте.

2

Рекомендованные к использованию сокращения при оформлении рецептов в соответствии с приказом МЗ РФ № 4н.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Практическое занятие 2

Изучение правил выписывания рецептов различных лекарственных форм. Выписывание лекарственных препаратов на рецептурных бланках.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

РАЗДЕЛ 3. Частная фармакология

Тема 3.1

 Антисептические и дезинфицирующие средства

Содержание учебного материала 4

2

Классификация противомикробных средств. Определение понятий противомикробные, дезинфицирующие, антисептические, химиотерапевтические средства.

2

Понятия о бактериостатическом и бактерицидном действии противомикробных средств.

2

Требования, предъявляемые к антисептическим и дезинфицирующим средствам.

2

Классификация антисептических и дезинфицирующих средств по химическому строению.

2

Механизм действия, применение галогенсодержащих средств, солей тяжелых металлов, окислителей, кислот и щелочей, спиртов и альдегидов, препаратов ароматического ряда, красителей, производных нитрофурана, детергентов.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Тема3.2

Антибактериальные средства.

Содержание учебного материала 5

2

Определение понятий антибактериальные средства, антибиотики, противомикробные средства.

2

Механизмы действия антибактериальных препаратов. Механизмы лекарственной устойчивости (резистентности) бактерий. Проблема антибиотикорезистентности в современном мире.

2

Понятие о спектре действия антибактериальных средств. Принципы рациональной антибактериальной терапии.

2

Классификация антибактериальных средств по химическому строению, типу действия, спектру действия.

2

Бета-лактамы: пенициллины, цефалоспорины, карбапенемы, монобактамы; механизм действия, спектр антибактериального действия, показания, побочные эффекты, противопоказания, лекарственные формы, способ применения.

2

Макролиды. Классификация, механизм действия, спектр антибактериального действия, показания, побочные эффекты, противопоказания, лекарственные формы, способ применения.

2

Фторхинолоны. Классификация, механизм действия, спектр антибактериального действия, показания, побочные эффекты, противопоказания, лекарственные формы, способ применения.

2

Антибактериальные препараты других групп: тетрациклины, гликопептиды, линкозамиды, полипептиды, аминогликозиды, рифамицины, нитрофураны, сульфаниламиды.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Практическое занятие 3

Изучение маркировки лекарственных препаратов на муляжах.

Расчет разовых и суточных доз по массе тела пациента в соответствии с инструкцией по применению на примере суспензий амоксициллина и кларитромицина.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Тема 3.3

Противотуберкулезные средства

Содержание учебного материала 6

2

Режимы химиотерапии туберкулеза в соответствии с федеральными клиническими рекомендациями по диагностике и лечению туберкулеза. Препараты первого, второго, третьего ряда для лечения туберкулеза.

2

Препараты первого ряда: изониазид, рифампицин, пиразинамид, этамбутол, стрептомицин: механизм действия, побочные эффекты, противопоказания, лекарственные формы, способ применения.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Тема 3.4

Противогрибковые средства

Содержание учебного материала 7

2

Антимикотики. Механизм действия. Классификация антимикотиков по спектру противогрибковой активности.

2

Натамицин: спектр, показания к применению, формы выпуска.  Флуконазол: спектр, показания к применению, формы выпуска

2

Итраконазол: спектр, показания к применению, формы выпуска.  

Тербинафин: спектр, показания к применению, формы выпуска.  

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Тема 3.5

 Противовирусные средства

Содержание учебного материала 8

2

Биологическое значение интерферона. Неспецифические противовирусные средства: индукторы интерферона, препараты интерферона.

2

Специфические противовирусные средства: ацикловир, валцикловир, оксолин, римантадин, умифеновир, осельтамивир.

2

Препараты для терапии вирусного гепатита С. Схемы терапии вирусного гепатита С.

2

Основные принципы антиретровирусной терапии. Противовирусные (ВИЧ) средства.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Практическое занятие 4

Изучение противовирусных средств.

Расчет разовой дозы препарата невирапин по индексу массы тела.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Тема 3.6

Противопротозойные средства

Содержание учебного материал 9

2

Средства, применяемые при трихомонозе, амебиазе, лямблиозе: метронидазол, орнидазол, тинидазол: механизм действия, побочные эффекты, лекарственные формы, способ применения.

2

Противомалярийные средства. Классификация противомалярийных средств по действию на определенные стадии жизненного цикла малярийного плазмодия.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Тема 3.7

Противогельминтные средства

Содержание учебного материала 10

2

Средства, применяемые при кишечных нематодозах: пирантел, левамизол.

2

Средства, применяемые при цестодозах и смешанных гельминтозах: мебендазол, албендазол.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Тема 3.8

Средства, угнетающие и возбуждающие чувствительные нервные окончания

Содержание учебного материала 11

2

Строение и функции периферического отдела афферентной нервной системы.

2

Классификация средств, влияющих на афферентную нервную систему.

2

Виды местной анестезии.

2

Местные анестетики: механизм действия, побочные эффекты, лекарственные формы в зависимости от вида местной анестезии. Комбинированное применение местных анестетиков с сосудосуживающими средствами.

2

Рефлекторное действие раздражающих средств. Раствор аммиака. Понятие об отвлекающем эффекте. Применение.

2

Вяжущие средства. Общая характеристика. Практическое значение. Применение.

2

Адсорбирующие средства Принцип действия. Применение в медицинской практике.

2

Обволакивающие средства. Принцип действия. Применение.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Практическое занятие 5

Изучение средств, угнетающих и возбуждающих чувствительные нервные окончания.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Тема 3.9

Средства, стимулирующие холинергические синапсы

Содержание учебного материала 12

2

Строение и функции эфферентного отдела нервной системы. Строение синапса. Нейромедиаторы эфферентного отдела нервной системы. Схема эфферентной иннервации.

2

Строение и функционирование холинергического синапса. Типы рецепторов к ацетилхолину.

2

Классификация средств, стимулирующих холинергические синапсы. Классификация холиномиметиков.

2

Фармакологические эффекты М-холиномиметиков.

2

Пилокарпин: механизм действия, показание, побочные эффекты, лекарственная форма, способ применения.

Фармакологические эффекты N-холиномиметиков на примере никотина. Цитизин: показания, лекарственные формы, способ применения.

2

Фармакологические эффекты антихолинэстеразных средств. Влияние фармакокинетики лекарственного средства на показания к применению на примере антихолинэстеразных средств.

2

Фосфорорганические соединения. Терапия отравлений фосфорорганическими соединениями.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Практическое занятие 6

Изучение средств, стимулирующих холинергические синапсы.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Тема 3.10

Средства, угнетающие холинергические синапсы

Содержание учебного материала 13

2

Классификация средств, угнетающих холинергические синапсы.

2

Фармакологические эффекты М-холиноблокаторов. Тропикамид, ипратропий, тиотропий, атропин: механизм действия, показания, побочные эффекты, лекарственные формы, способ применения.

2

Ганглиоблокаторы. Принцип действия. Применение.

2

Средства, блокирующие нервно-мышечные синапсы. Общая характеристика, применение.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Практическое занятие 7

Изучение средств, угнетающих холинергические синапсы.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Тема 3.11

Средства, стимулирующие адренергические синапсы

Содержание учебного материала 14

2

Строение и функционирование адренергического синапса. Локализация и эффекты стимуляции различных подтипов адренергических рецепторов.

2

Классификация средств, стимулирующих адренергические синапсы.

2

α1 адреномиметики. Фенилэфрин: механизм действия, показания, побочные эффекты, лекарственные формы, способ применения.

2

а2 адреномиметики. Ксилометазолин: механизм действия, показания, побочные эффекты, лекарственные формы, способ применения.

2

 β1 адреномиметики. Добутамин: механизм действия, показания, побочные эффекты, лекарственные формы, способ применения.

2

 β2 адреномиметики. Сальбутамол, фенотерол: механизм действия, показания, побочные эффекты, лекарственные формы, способ применения.

Гексопреналин: механизм действия, показания, побочные эффекты, лекарственные формы, способ применения.

2

α β адреномиметики. Эпинефрин: механизм действия, показания, побочные эффекты, лекарственные формы, способ применения.

2

Симпатомиметики.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Практическое занятие 8

Изучение средств, стимулирующих адренергические синапсы.

Расчет скорости инфузионного введения лекарственного средства на примере добутамина и гексопреналина.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Тема 3.12

Средства, угнетающие адренергические синапсы

Содержание учебного материала 15

2

Классификация средств, угнетающих адренергические синапсы.

2

Симпатолитики. Резерпин.

2

b1-адреноблокаторы. Механизм действия, показания, побочные эффекты, лекарственные формы, способ применения.

2

b1b2-адреноблокаторы. Механизм действия, показания, побочные эффекты, лекарственные формы, способ применения.

2

α -адреноблокаторы. Механизм действия, показания, побочные эффекты, лекарственные формы, способ применения.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Тема 3.13

 Средства для наркоза. Спирт этиловый.

Содержание учебного материала 16

2

Средства для наркоза определение. Механизм действия. Стадии наркоза.

2

Средства для ингаляционного наркоза.

2

Средства для неингаляционного наркоза.

2

Понятие об управляемом наркозе. Комбинированное применение средств для наркоза.

2

Спирт этиловый. Применение в медицинской практике.

2

Первая помощь при остром отравлении спиртом этиловым. Алкогольная зависимость, средства для ее лечения.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Практическое занятие 9

Изучение средств для наркоза и спирта этилового.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Тема 3.14

Наркотические анальгетики

Содержание учебного материала 17

2

Строение и функционирование ноцицептивной и антиноцицептивной систем.

2

Наркотические анальгетики: механизм действия, фармакологические эффекты, побочные эффекты, противопоказания, лекарственные формы, способ применения.

2

Классификация и сравнительная характеристика наркотических анальгеиков.

2

Налоксон: показание, способ применения.

2

Наркотическая зависимость. Медикаментозные методы лечения наркотической зависимости.

2

Нейролептоанальгезия. Препараты для нейролептанальгезии.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Практическое занятие 10

Изучение наркотических анальгетиков

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Тема 3.15

Ненаркотические анальгетики и нестероидные противовоспалительные средства

Содержание учебного материала 18

2

Нестероидные противовоспалительные средства: механизм действия, фармакологические эффекты, показания, побочные эффекты, лекарственные формы, способ применения.

2

Неселективные и селективные нестероидные противовоспалительные средства.

2

Ненаркотические анальгетики. Парацетамол: механизм действия, фармакологические эффекты, побочные эффекты, противопоказания, лекарственные формы, способ применения.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Практическое занятие 11

Изучение ненаркотических анальгетиков и нестероидных противовоспалительных средств

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Тема 3.16

Психотропные средства угнетающего типа

Содержание учебного материала 19

2

Психоз. Дофаминовая гипотеза патогенеза психоза. Типичные и атипичные нейролептики: механизм действия, фармакологические эффекты, побочные эффекты, противопоказания, лекарственные формы, способ применения.

2

Транквилизаторы: механизм действия, фармакологические эффекты, показания, побочные эффекты, противопоказания, лекарственные формы, способ применения.

2

Премедикация. Лекарственные средства применяемые для премедикации.

2

Противосудорожные средства. Классификация. Действие и применение.

2

Противоэпилептические средства. Принципы действия.

2

Болезнь Паркинсона: патогенез, симптомы.

2

7.

Противопаркинсонические средства. Леводопа+ карбидопа (бенсеразид): механизм действия, способ применения. Другие противопаркинсонические средства.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Практическое занятие 12

Изучение психотропных средств угнетающего типа.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Тема 3.17

 Снотворные средства

Содержание учебного материала 20

2

Физиология сна. Виды расстройств сна.

2

Снотворные средства. Классификация.

2

Механизм действия, фармакологические эффекты, показания, побочные эффекты, противопоказания, лекарственные формы, способ применения средств усиливающих ГАМКергические процессы в ЦНС, антагонистов Н1 гистаминовых рецепторов в ЦНС, аналога мелатонина.

2

Флумазенил: показания, способ применения.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Тема 3.18

Психотропные средства возбуждающего типа

Содержание учебного материала 21

2

Моноаминовая теория патогенеза депрессии. Антидепрессанты: классификация, механизм действия, лекарственные формы, способ применения.

2

Ноотропные средства, стимуляторы мозгового кровообращения.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Практическое занятие 13

Изучение психотропных средств возбуждающего типа

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Тема 3.19

 Средства, влияющие на функции органов дыхания

Содержание учебного материала 22

2

Лекарственные средства для лечения бронхиальной астмы. Бронхолитические средства: β2-адреномиметики, М-холиноблокаторы, спазмолитики миотропного действия.

2

Лекарственные средства для лечения бронхиальной астмы. Средства, обладающие противовоспалительной и противоаллергической активностью: глюкокортикостероиды.

Средства, обладающие противоаллергической активностью: стабилизаторы мембран тучных клеток, блокаторы лейкотриеновых рецепторов, ингибиторы синтеза лейкотриенов, моноклональные антитела к Ig Е.

2

Лекарственные средства для лечения хронической обструктивной болезни легких: бронхолитические средства, глюкокортикостероиды.

2

Отхаркивающие средства.

2

Муколитические средства: амброксол, бромгекисн, ацетилцистеин - особенности действия и примнение.

2

Противокашлевые средства: кодеин, бутамират, либексин.

2

Аналептики.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Практическое занятие 14

Изучение средств, влияющих на функции органов дыхания

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Тема 3.20

 Диуретические средства

Содержание учебного материала 23

2

1.

Показания для назначения диуретических средств. Классификация диуретических средств.

2

2.

Средства, нарушающие функцию эпителия почечных канальцев: классификация, механизм действия, показания, побочные эффекты, противопоказания, лекарственные формы, способ применения.

2

3.

Осмотически активные диуретики: механизм действия, показания, побочные эффекты, противопоказания, лекарственные формы, способ применения.

2

4.

Антагонисты альдостерона: механизм действия, показания, побочные эффекты, противопоказания, лекарственные формы, способ применения.

2

5.

Лекарственные средства, применяемые для проведения форсированного диуреза.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Практическое занятие 15

Изучение диуретических средств.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Тема 3.21

Средства, применяемые при сердечной недостаточности

Содержание учебного материала 24

2

Средства, влияющие на активность ренин-ангиотензиновой системы

2

 β1адреномиметики

2

Сердечные гликозиды

2

Диуретики

2

Сердечные гликозиды

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Тема 3.22 Противоаритмические средства

Содержание учебного материала 25

2

Средства, применяемые при блокадах проводящей системы сердца: М-холиноблокаторы, β1 адреномиметики.

2

Средства, применяемые при тахиаритмиях и экстрасистолии: блокаторы натриевых каналов, β адреноблокаторы, блокаторы калиевых каналов, блокаторы кальциевых каналов.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Тема 3.23

Средства, применяемые при недостаточности коронарного кровообращения

Содержание учебного материала 26

2

Средства, применяемые при стенокардии (антиангинальные средства). Понятия ИБС, стенокардия.

2

β адреноблокаторы.

2

Нитраты.

2

Блокаторы кальциевых каналов.

2

Средства, применяемые при инфаркте миокарда: обезболивающие, противоаритмические препараты; антиагреганты, антикоагулянты, фибринолитические средства.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Практическое занятие 16

Изучение средств, применяемых при недостаточности коронарного кровообращенияя

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Тема 3.24

 Гипотензивные средства

Содержание учебного материала 27

2

Средства, применяемые при артериальной гипертензии.

2

Средства, угнетающие ренин-ангиотензин-альдостероновую систему: ингибиторы ангиотензинпревращающего фермента, антагонисты рецепторов ангиотензина.

2

Миотропные средства: антагонисты кальция.

2

Нейротропные средства: бета-адреноблокаторы.

2

Диуретики.

Препараты резерва, применяемые при резистентной артериальной гипертензии.

Лекарственные средства, применяемые при неосложненном гипертоническом кризе.

2

Лекарственные средства, применяемые при осложненном гипертоническом кризе.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Практическое занятие 17

Изучение гипотензивных средств.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Тема 3.25 Противоатеросклеротические средства

Содержание учебного материала 28

2

Гиполипидемические средства.

2

Статины: механизм действия, показания, побочные эффекты, противопоказания, лекарственные формы, способ применения.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Тема 3.26

Средства, влияющие на функции органов пищеварения

Содержание учебного материала 29

2

Средства, влияющие на аппетит.

2

Средства, уменьшающие секрецию хлористоводородной кислоты.

2

Схемы эрадикации Helicobacter pylori.

2

Антацидные средства.

2

Гастропротекторы.

2

Гастрокинетики.

2

Противорвотные средства.

2

Средства для заместительной ферментной терапии.

2

Гепатопротекторы.

2

Желчегонные средства

2

Средства, влияющие на тонус и моторику кишечника и желчевыводящих путей.

2

Слабительные средства

2

Антидиарейные средства

2

Фармакологические эффекты лекарственных средств, принцип действия, показания, особенности применения, основные побочные эффекты и противопоказания.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Практическое занятие 18

Изучение средств, влияющих на функции органов пищеварения.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Тема 3.27

Средства, влияющие на миометрий

Содержание учебного материала 30

2

Маточные средства. Классификация средств, влияющих на функции и сократительную активность миометрия, фармакологические свойства и применение в медицинской практике.

2

Средства, повышающие ритмические сокращения и тонус миометрия. Характер действия на миометрий. Показания к применению в медицинской практике. Особенности действия препаратов. Особенности действия простагландинов.

2

Средства, снижающие ритмические сокращения и тонус миометрия. Токолитические средства. показания к применению токолитических средств, возможные побочные эффекты

2

Средства, ослабляющие сокращения миометрия.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Практическое занятие 19

Изучение средств, влияющих на миометрий.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Тема 3.28

Плазмозамещающие средства

Содержание учебного материала 31

2

1.

Состав плазмы крови.

2

2.

Понятие об изотоническом растворе.

2

3.

Классификация плазмозамещающих средств.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

 5 семестр

Тема 3.29

Средства, влияющие на кроветворение и тромбообразование

Содержание учебного материала 1

2

Средства, влияющие на кроветворение.

2

Причины анемий. Средства, влияющие на эритропоэз. Препараты железа, витамина В12, фолиевой кислоты, препараты эритропоэтина: побочные эффекты, формы выпуска, способ применения.

2

Средства, влияющие на лейкопоэз. Препараты колониестимулирующих факторов: форма выпуска, способ применения.

2

Последовательность реакций гемостаза. Понятие о факторах свертывания крови.

2

Средства, снижающие свертываемость крови: антиагреганты, антикоагулянты, фибринолитики. Показания, побочные эффекты, лекарственные формы, способ применения.

2

Средства, повышающие свертываемость крови: прокаугулянты, антифибринолитики. Показания, побочные эффекты, лекарственные формы, способ применения.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Практическое занятие 1

Изучение средств, влияющих на систему крови.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Тема 3.30

Препараты гормонов гипофиза и гипоталамуса, щитовидной и поджелудочной железы железы, надпочечников, половых желез

Содержание учебного материала 2

2

Понятие о гормонах, их фармакологическая роль. Понятие о принципе «Обратной связи», действующем при выработке гормонов в организме.

2

Виды гормонотерапии.

2

Препараты гормонов гипоталамуса.

Препараты гормонов гипофиза.

2

Препараты гормонов щитовидной железы.

2

Антитиреоидные средства.

Препараты гормонов поджелудочной железы.

2

Гипогликемические средства.

Препараты гормонов коры надпочечников

2

Препараты женских половых гормонов и их синтетические заменители. Эстрогенные и гестагенные препараты, их практическое значение. Показание к применению в медицинской практике.

2

Препараты мужских половых гормонов.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Практические занятия 2,3

1

Изучение препаратов гормонов гипофиза и гипоталамуса, щитовидной и поджелудочной железы.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

2.

Изучение препаратов гормонов надпочечников и половых желез.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Тема 3.31 Противоаллергические средства

Содержание учебного материала 3

2

Патогенез аллергии. Пути фармакологической коррекции аллергии.

2

Блокаторы Н1гистаминовых рецепторов: механизм действия, показания, побочные эффекты, лекарственные формы, способ применения.

2

Блокаторы лейкотриеновых рецепторов: механизм действия, показания, лекарственные формы, способ применения.

2

Стабилизаторы мембран тучных клеток: механизм действия, показания, лекарственные формы, способ применения.

Глюкокортикоиды: механизм действия, показания, побочные эффекты, лекарственные формы, способ применения.

2

Моноклональные антитела к Ig Е: механизм действия, показания, лекарственная форма, способ применения.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Практическое занятие 4

Изучение противоаллергических средств.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Тема 3.32

Витаминные препараты Иммунотропные средства

Содержание учебного материала 4

2

Роль витаминов в обмене веществ.

2

Показания для применения препаратов витаминов.

Препараты водорастворимых витаминов

2

Препараты жирорастворимых витаминов

2

Классификация иммунотропных средств: иммуностимуляторы, иммуномодуляторы.

2

Противоопухолевые лекарственные средства.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Практическое занятие 5

Изучение витаминов и иммунотропных средств.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Тема 3.33

Основные принципы терапии острых отравлений

Содержание учебного материала 5

2

1.

Неспецифические методы терапии острых отравлений.

2

2.

Средства, применяемые для проведения форсированного диуреза.

2

3.

Средства, применяемые в симптоматической терапии острых отравлений.

2

4.

Специфические методы терапии острых отравлений. Антидоты.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Практическое занятие 6

Изучение принципов терапии острых отравлений.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Всего

183

 

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета фармакологии.

Оборудование учебного кабинета:

- шкафы книжные;

- шкафы модульные с наличием демонстрационных лекарственных препаратов;

- столы учебные;

- стол для преподавателя;

- стулья;

- штативы для таблиц;

- классная доска;

- муляжи первичных и вторичных упаковок лекарственных препаратов.

        Технические средства обучения:

-  интерактивная доска;

-  компьютер;

-  экран (при отсутствии интерактивной доски)

-  мультимедийные средства обучения:

-  компьютерные презентации;

-  задания в тестовой форме;

-  учебные пособия на электронных носителях;

-  обучающие и контролирующие компьютерные программы.


3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основной источник:

  1. Федюкович Н.И. Фармакология: Учебник.- Ростов н/Д.: Феникс, 2019.- 702с.

                                   Дополнительные источники:

  1. Аляутдин Р.Н. Фармакология: учебник. Москва: ГЭОТАР-Медиа,  

2020. Режим доступа:

       http://medcollegelib.ru/book/ISBN9785970455982.html

  1. Фармакология с общей рецептуро : учебное пособие / В. В. Майский, Р. Н. Аляутдин. - 3-е изд., доп. и перераб. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2017. Режим доступа:

http://medcollegelib.ru/book/ISBN9785970441329.html

  1. Фармакология с общей рецептурой :учебник / Д. А. Харкевич. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 464 с.: ил. Режим доступа:

     http://medcollegelib.ru/book/ISBN9785970444917.html 

  1. 4.  Клиническая фармакология: учебник / Н. В. Кузнецова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2018. Режим доступа:

     http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970445341

Интернет – ресурсы:

  1. https://grls.rosminzdrav.ru
  2. http://pharmacologylib.ru/
  3. www.pharmateca.ru
  4. www.antibiotic.ru
  5. www.vip-doctors.ru
  6. www.news-medical.net

Приказы МЗ и Социального развития РФ

  1. Федеральный Закон от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (принят Государственной Думой 24 марта 2010 года, одобрен Советом Федерации 31 марта 2010 года).
  2. Приказ МЗ и СР РФ от 23 августа 2010 года № 706н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств».
  3. Концепция развития здравоохранения РФ до 2020 года.
  4. Постановление Правительства РФ № 398 от 03.06.2010г «О внесении изменений в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ».
  5.  Приказ МЗ РФ от 14 января 2019 г. №4н «Об утверждении порядка         назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения.»
  6. Приказ МЗ РФ от 1 августа 2012 г. N 54н «Об утверждении формы бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также правил оформления.»

4.  КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых профессиональных и общих компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов

Уметь:

- выписывать лекарственные формы в виде рецепта с использованием справочной литературы;

- находить сведения о лекарственных препаратах в доступных базах данных;

- ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств;

- применять лекарственные средства по назначению врача;

- давать рекомендации пациенту по применению различных лекарственных средств;

ОК 1,7,8

ПК 2.1-2.4, 2.6.

Формы контроля результатов обучения:

Дискуссии и диалоги, демонстрации, индивидуальный и фронтальный опросы, тесты, составление схем и таблиц, составление фармакологического словаря, оценка докладов и сообщений.

Методы контроля результатов обучения:

систематическое наблюдение за мыслительной деятельностью обучающегося в процессе ведения опросов, диалогов, дискуссий, полемик;

Постоянный анализ знаний студента, выявление ошибок и оценка знаний;

Во время занятий применение методов аналогии и сравнения;

На протяжении всего учебного процесса использование системного подхода при оценке знаний основ строения, функций и расположения человеческих органов;

использование медицинской номенклатуры;

демонстрация рецептов, инструкций и упаковок лекарственных препаратов.

Знать:

- лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и

взаимодействия;

- основные лекарственные группы и фармакотерапевтические действия лекарств по группам;

- побочные эффекты, виды реакций и осложнений лекарственной терапии;

- правила заполнения рецептурных бланков.

ОК 1,7,8

ПК 2.1-2.4, 2.6.

На теоретических занятиях проведение устного индивидуального, фронтального опроса по темам учебной дисциплины;

для оценки усвоения теоретического материала по разделам написание самостоятельной работы;

периодическое (в конце изучения каждой темы) проведение программированного тестирования на компьютере;

один раз в семестр защита творческой работы (реферата, презентации);

постоянный анализ выполнения практических работ (составления конспектов, словарей терминов, схем, таблиц и др.);

периодический анализ и оценка составления и решения кроссвордов;

периодический анализ составленных тестов и ситуационных задач по темам дисциплины.