Квиз (викторина) по ПМ 01 "Знаток профилактики"

Чичерова Екатерина Дмитриевна

Квиз «Знаток профилактики» проводится в процессе обучения ПМ, задания рассчитаны на коллективную работу в группах (команды по 4-5 человек) и помощь, корректировку неполных и неправильных ответов командами соперников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr_kviz_osnovy_profilaktiki.docx86.44 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Московский областной «Московский областной медицинский колледж № 5»

Подольский филиал

Методическая разработка

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КВИЗ

«Знаток профилактики»

по ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий.

г. Подольск, 2022 г.

Утверждено на заседании П(Ц)К

По специальности Сестринское дело

Протокол №__ от ___ «_________» 2022 г.

Председатель: Кислицына Юлия Владимировна – преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ МО «МОМК № 5» Подольский филиал.

Автор: Чичерова Екатерина Дмитриевна, преподаватель ГБПОУ МО «МОМК № 5» Подольский филиал.

Пояснительная записка

Конкурсные задания предполагают комплексное использование знаний, практических навыков, полученных в ходе теоретического и практического изучения ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий.

Квиз «Знаток профилактики» проводится в процессе обучения ПМ, задания рассчитаны на коллективную работу в группах (команды по 4-5 человек) и помощь, корректировку неполных и неправильных ответов командами соперников.

УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ: активизировать познавательную деятельность студентов, выявить сильные и слабые стороны в знаниях.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ: воспитание у студентов внимания, логического мышления, интереса к будущей профессии, умения работать в коллективе – «слушать и слышать друг друга» и принимать коллективные решения.

ОСНАЩЕНИЕ:

  1. мультимедийная презентация: на слайдах представлены все задания (задания воспринимаются студентами визуально и на слух);
  2. оснащение для проведения конкурса: задания, оснащение для проведения манипуляций, фантомы, судейские ведомости, дипломы для награждения.

Награждение победителей и участников в следующих номинациях:

  1. За победу в квизе «Знаток профилактики».
  2. За стремление к победе в квизе «Знаток профилактики» (для команды, занявшей второе место)
  3. «Достойному сопернику» - команда победителей награждает одну команду – соперницу.

Список использованных источников:

  1. Двойников С.И. Проведение профилактических мероприятий: учеб. пособие - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 448 с.: ил.
  2. Крюкова Д.А., Л.А.Лысак Л.А., Фурса О.В. Здоровый человек и его окружение - Ростов н/Д: Феникс, 2016
  3. Кучма В.Р., Здоровый человек и его окружение [Электронный ресурс]: учебник / Кучма В.Р., Сивочалова О.В. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 560 с. - ISBN 978-5-9704-5217-2

Интернет-ресурсы (И-Р)

1

www.rosminzdrav.ru

2

www.webmedinfo.ru

3

WWW.TakZdorovo.ru

Квиз «Знаток профилактики» по ПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий»

Участники конкурса: в квизе участвуют несколько команд по 4-5 человек.

  1. Представление команд

Название команд, девиз, приветствие команды соперникам. Оценивается артистичность, соответствие названия тематике квиза – 5 баллов.

  1. Разминка

Разминка проводится в форме блиц-опроса по темам «Теоретические основы укрепления здоровья и профилактика нарушений состояния здоровья», «Сестринские технологии в профилактической медицине», «Школы здоровья», «Профилактика парентеральных инфекций», «Диспансеризация населения», «Организация и проведение вакцинации населения» (Приложение А). В конкурсе принимают участие все обучающиеся. Каждой команде предлагается ответить на один вопрос разминки. Право ответа получает команда, первая поднявшая руку. За правильный ответ каждая команда получает 1 балл, за неправильный ответ - 0 баллов.

  1. Эрудит

В данном туре участникам предлагается ответить на вопросы к разделам «Основы профилактики», «Здоровый человек и его окружение», «Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи». Вопросы разделены по уровню сложности (Приложение Б).

Инструкция: 

Перед вами находится квадрат, состоящий из 16 клеток игрового поля. За каждой клеткой скрыт вопрос, степень сложности которого возрастает от 1 до 5, что отражает номер игрового поля. Конкурс проводится в форме блиц-опроса. Синий цвет отражает вопросы по основам профилактики, зеленый - по разделу «Здоровый человек и его окружение», красный цвет отражает вопросы по первичной медико-санитарной помощи.

        Задание: в установленной жребием очереди, участник определяет игровую клетку, которую до него никто не выбирал. На обдумывание ответа отводится  10 секунд.     

16 клетка игрового поля, называется «Кот в мешке» и находится в нижнем поле квадрата. Она обозначает вопрос, оцениваемый жюри по сложности в 10 баллов. Эти вопросы могут относиться к любой из перечисленных тем.

Каждая команда данным сектором может воспользоваться только один раз.

Внимание! Чтобы Ваш ответ был засчитан, Вам необходимо быстрее всех поднять руку и дождаться, пока к Вам подойдет ведущая конкурса.

4

2

5

4

5

2

1

3

1

2

1

3

3

4

5

  1. Конкурс мастеров

От каждой команды участвует 1 учащийся. Задача учащегося – решить ситуационную задачу со статистом (Приложение В).

  1. Что это?

На экране появляются фотографии предметов медицинского назначения (Приложение Г). Задача команды – назвать его, рассказать, для чего и при каких заболеваниях может быть использован. Отвечает та команда, которая подняла руку первой.

  1. Награждение победителей и участников в следующих номинациях:
  2. За победу в квизе «Знаток профилактики».
  3. За стремление к победе в квизе «Знаток профилактики» (для команды, занявшей второе место)
  4. «Достойному сопернику» - команда победителей награждает одну команду – соперницу.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Вопросы к туру «Разминка».

  1. ЗДОРОВЬЕ – ЭТО:

1) поведение человека, направленное на гармонизацию физического и умственного развития

2) состояние физического благополучия и отсутствие болезней

*3) состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней

4) состояние психического и социального благополучия

  1. ПРОФИЛАКТИКА – ЭТО:

*1) комплекс мероприятий, обеспечивающих развитие и воспитание здорового человека, предупреждение заболеваний и инвалидизации

2) изучение индивидуального здоровья человека

3) охрана здоровья здоровых людей

4) предупреждение заболеваний

  1. ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА – ЭТО:

1) изучение резистентности организма

*2) предупреждение заболеваний путем устранения причинных и предрасполагающих факторов

3)  раннее выявление заболеваний и функциональных нарушений

4)  наблюдение за пациентами с хроническими заболеваниями

  1. ВТОРИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА – ЭТО:

1) наблюдение за пациентами с хроническими заболеваниями.

2) медико-социальная адаптация пациентов с хроническими заболеваниями и инвалидов к трудовой деятельности

*3) раннее выявление заболеваний и функциональных нарушений, предупреждение их прогрессирования

4) гигиенические мероприятия общие и индивидуальные

  1. НАПРАВЛЕНИЕ ТРЕТИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ:

1) формирование групп риска

2) динамическое наблюдение за группами риска

3) мониторинг физического и психического развития

*4) реабилитация пациентов с хроническими заболеваниями

  1. ВАКЦИНАЦИЯ — ОДИН ИЗ МЕТОДОВ:

*1)первичной профилактики

2)вторичной профилактики

3)третичной профилактики

  1. Контроль артериального давления и уровня холестерина в крови, закаливающие процедуры — это:

  1. медикаментозные средства профилактики
  2. методы диспансеризации
  3. *немедикаментозные средства профилактики

  1. ОСНОВНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ ДОКУМЕНТ, ОТРАЖАЮЩИЙ ДИНАМИКУ ДИСПАНСЕРНОГО НАБЛЮДЕНИЯ – ЭТО:

1) санитарная книжка

2) лист временной нетрудоспособности

*3) амбулаторная карта

4) амбулаторный талон

  1. КАКОЙ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ НЕ СУЩЕСТВУЕТ?

1) Школа артериальной гипертензии

*2) Школа профилактики переломов шейки бедренной кости

3) Школа сахарного диабета

4) Школа материнства и детства

  1. Чередование умственного труда с физическими упражнениями — составляющие элементы:

1) закаливания

2) оздоровительного комплекса

*3) режима дня

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Вопросы к туру Эрудит

Вопросы раздела «Основы профилактики»:

1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И МЕДИЦИНСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ — ВХОДЯТ В... ПРОФИЛАКТИКУ

Третичную профилактику

 2. НОРМАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ИНДЕКСА МАССЫ ТЕЛА

18,5-24,9

 3. ПРИБОР ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ПИКОВОЙ СКОРОСТИ ВЫДОХА

Пикфлоуметр

 4. ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРИ КОТОРОМ НА ФОНЕ НИЗКОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СНИЖАЕТСЯ МУСКУЛЬНАЯ СИЛА И ПРОИСХОДИТ АТРОФИЯ МЫШЦ

Гиподинамия

5. ОПТИМАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ХОЛЕСТЕРИНА В КРОВИ

5,0 ммоль/л и менее

 Вопросы раздела «Здоровый человек и его окружение»:

 1. ВО ВЛАГАЛИЩЕ В НОРМЕ СРЕДА...

Кислая

 2. ХАРАКТЕРНЫЙ ПРИЗНАК КЛИМАКТЕРИЧЕСКОГО СИНДРОМА ...

Прилив жара к голове (нарушение менструального цикла)

 3. ОДИН ИЗ ДОСТОВЕРНЫХ ПРИЗНАКОВ БЕРЕМЕННОСТИ ...

Прослушивание сердцебиения плода (пальпация его частей,

ощущение шевелений плода)

 4. НАЧАЛОМ РОДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНЯТО СЧИТАТЬ

Регулярные схватки и изменение шейки матки

 5. ДЕЙСТВИЕ ВРЕДНЫХ ФАКТОРОВ НА ЭМБРИОН В ПЕРИОД ЭМБРИОГЕНЕЗА

Тератогенное

 

Вопросы раздела «Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи»:

 1. К МЕДИЦИНСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ, ОКАЗЫВАЮЩИМ ПМСП, ОТНОСИТСЯ

Поликлиника

(фельдшерско-акушерский пункт, амбулатория, здравпункт, женская консультация)

 2. МАММОГРАФИЮ ПРИ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ ПРОХОДЯТ...

Женщины старше 39 лет

 3. КАК ПРОВОДЯТ ВАКЦИНАЦИЮ ОРАЛЬНОЙ ПОЛИОМИЕЛИТНОЙ

ВАКЦИНОЙ?

Закапывают в рот за 1 час до еды

 4. ВАКЦИНА АКДС ВВОДИТСЯ

Внутримышечно в четырехглавую мышцу бедра или дельтовидную мышцу

 5. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИЗОЛИРОВАННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕКЦИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ СОСТАВЛЯЕТ (В %)

До 20%

Вопросы раздела «Кот в мешке»:

 1. ВАКЦИНУ ПЕНТАКСИМ ИСПОЛЬЗУЮТ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ

для профилактики дифтерии, столбняка, коклюша, полиомиелита, инфекций, вызываемых гемофильной палочкой

 2. ВАКЦИНАЦИЯ ДАННЫМ ИММУНОБИОЛОГИЧЕСКИМ ПРЕПАРАТОМ ПРОВОДИТСЯ В ВОЗРАСТЕ

В первые 24 ч жизни, в 1 месяц, 6 месяцев, непривитым детям и взрослым – в любом возрасте

 3. ЕСЛИ ПОСЛЕДНЯЯ МЕНСТРУАЦИЯ БЫЛА 1 ОКТЯБРЯ, ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ ДАТА РОДОВ ...

8 июля  

 4. К РАЗВИТИЮ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ЛЁГКИХ У ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА ПРЕДРАСПОЛАГАЕТ ...

уменьшение подвижности грудной клетки (нарушение дренажной функции бронхов, снижение кашлевого рефлекса)

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Ситуационные задачи к туру «Конкурс мастеров»

Задача №1 для статиста:

Вы – мать 3-месячного ребенка. Жалуетесь патронажной медсестре, что в течение 6 часов малыш периодически «закатывается» громким плачем, стучит ножками, отказывается от груди. Приступы повторяются каждые 30 минут -1 час. В межприступный период ребенок засыпает. Примерно час назад у ребенка был необычный стул - кал малинового цвета, напоминающий желе.

От болей в животе Вы дали ребенку Парацетамол. В момент прихода медицинской сестры он спокойно спит. Вы считаете, что ребенку стало лучше и его следует оставить в покое. Вы категорически против вызова «Скорой», в больницу не поедете.

Задача №1 для участника:

Вы медицинская сестра детской поликлиники, пришли на плановый патронаж к 3-месячному ребенку на дом. Продемонстрируйте Ваши действия.

Эталон задачи №1:

Назван диагноз - кишечная инвагинация (одна из форм острой кишечной непроходимости) 5 баллов

Приступообразные боли с периодами покоя — это типичное течение развивающейся инвагинации кишечника 2 балла

медсестра настаивает, что ребенок нуждается в экстренной госпитализации и вызвала «Скорую медицинскую помощь». Медсестра не покинула больного до приезда «Скорой». 5 баллов

в критической ситуации, угрожающей жизни ребенка, медицинский работник имеет право не учитывать отказ родителей (опекунов) ребенка от медицинской помощи 3 балла

Задача №2 для статиста:

Вашему дедушке 75 лет, диагноз – сердечная недостаточность, испражняется не чаще 2 раз в неделю, кал напоминает овечий - мелкими плотными очень темными «камешками», дефекация требует сильного напряжения, иногда приходится помогать выделять кал руками, в животе ощущается постоянное чувство переполнения.

Помимо всего, у пациента - трещина заднего прохода, и он испытывает сильные боли при дефекации, боится этих болей и по возможности оттягивает посещение туалета.

Во время дефекации пациент часто испытывает боли за грудиной, а, вставая с унитаза, ощущает перебои в области сердца и головокружение. Один раз он даже потерял сознание в уборной.

Пациент проживает один, ведет малоподвижный образ жизни, почти не выходит из дома, питается одними пельменями, запивая горячим чаем (не более 3 стаканов в день).

Пациент попросил медицинскую сестру посоветовать ему, что делать, чтобы разрешить проблемы с дефекацией.

Задача №2 для участника:

Вы медицинская сестра поликлиники. Обратился пациент с проблемой нарушения дефекации при сердечной недостаточности. Продемонстрируйте Ваши действия.

Эталон задача №2:

Изменить диету и, посоветовавшись с врачом (сердечная недостаточность!), откорректировать питьевой режим - увеличить объем выпиваемой жидкости, посоветовавшись с врачом (сердечная недостаточность!), увеличить физическую нагрузку, делать массаж живота 5 баллов

Перед дефекацией использовать местноанестезирующий гель на область трещины заднего прохода 3 балла

После дефекации - посидеть, отдохнуть, успокоить дыхание, вставать медленно, придерживаясь за поручни 2 балла

Отменить пельмени, добавить в рацион отруби, примерно 1 столовую ложку в сутки, обязательно запивая половиной стакана воды (Отруби впитывают воду и набухают, в результате чего увеличивается объем каловых масс), добавить в диету овощи и фрукты 5 баллов

Задача №3 для статиста:

Вам назначена вакцинация против кори. У вас была аллергическая реакция на предыдущее введение другой вакцины (краснуха). После вакцинации на выходе из кабинета вы теряете сознание (анафилактический шок)

Задача №3 для участника:

вы медицинская сестра процедурного кабинета поликлиники. Врач отправил пациентку на вакцинацию против кори.

Эталон задача №3:

Собран аллергоанамнез, медсестра обратилась к врачу, узнав об аллергии на предыдущее введение вакцины. 5 баллов

Алгоритм введения вакцины выполнен верно 5 баллов/ 10 баллов

Правильно оказана помощь при возникновении анафилактического шока 5 баллов

Задача №4 для статиста:

Вам назначен цефтриаксон внутримышечно. У вас с собой растворитель – 10% лидокаин. После инъекции цефтриаксона на выходе из кабинета вы теряете сознание.

Задача №4 для участника:

вы медицинская сестра процедурного кабинета поликлиники. Врач назначил пациентке инъекции Цефтриаксона. (в/м 1,0 г). У пациента с собой растворитель – 10% лидокаин. Продемонстрируйте Ваши действия.

Эталон задача №4:

Взят растворитель вода для инъекций или раствор лидокаина 20 мг/мл. При разведении 10% лидокаином он разведен в пропорции 1:10 5 баллов

Алгоритм и расчет антибиотика выполнен верно 10 баллов

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Вопросы к туру «Что это?»

  1. Пикфлоуметр - используется для измерения того, насколько свободно воздух выходит из легких (пиковая скорость) при бронхиальной астме. Нужен для корректировки или продолжения лечения

  1. Глюкометр — прибор для измерения уровня глюкозы крови при сахарном диабете

  1. Небулайзер - устройство для проведения ингаляции при бронхиальной астме и пр хронических и профессиональных заболеваниях

  1. Шприц-ручка с инсулином — это устройство, с помощью которого делают инъекцию инсулина

  1. Калоприёмник — резервуар для приёма каловых масс у людей, у которых, по разным причинам, выведена стома

  1. Спейсер - Применяется в качестве вспомогательного устройства для проведения ингаляции. Назначается при таких заболеваниях : бронхиальная астма, муковисцидоз, ХОБЛ

  1. Тест-полоски для мочи – используют для определения глюкозы, белка, кетонов, эритроцитов и тд при диабете, беременности, инфекциях мочевыводящих путей...

  1. Антикоагулянт – используют при тромбозах, инфаркте миокарда

  1. Туберкулинодиагностика(реакция Манту) - аллергопроба на введение туберкулина. Наличие выраженной кожной реакции свидетельствует о наличии напряжённого иммунитета, то есть, что организм активно взаимодействует с возбудителем

  1. Артериальное давление 125/82 – нормальное (норма до 140/90)

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Инструкция, критерии оценки заданий для членов жюри и счетной комиссии

Перед Вами находятся эталоны ответов на задания с приведенными в них критериями оценки. Ознакомьтесь с ними.

В случае возникновения вопросов, спорных ситуаций, поднимите руку, и к вам подойдет ведущая конкурса.

 ☝ Помните, что Вы имеете право снять по 1 баллу с команды, воспользовавшийся подсказкой или нарушившей правила конкурса.

В случае возникновения такой ситуации, укажите данный факт на оценочном бланке в колонке “Примечание”.

Пример: - 1 (подсказка из зала).

☝ Помните, на Вас возлагается большая ответственность - соблюдение правил конкурса и честный выбор победителя!

Действия членов жюри.

  1. Бланки «Критерии оценки задания №..» заполняется каждым членом жюри индивидуально. 
  2. В случае совпадения ответа / действия с эталоном ответа / действия, обведите в кружок перечисленные баллы.
  3. Подводите итоги каждого задания конкурса, подсчитайте общую сумму баллов, набранную каждой командой.

Критерии оценки задания № 1

Наименование

Баллы

Примечание

Команда № 1

Команда № 2

Команда № 3

Команда № 4

1

Наличие названия команды

1

1

1

1

2

Название команды связано с медициной

1

1

1

1

3

Наличие девиза

1

1

1

1

4

Девиз отражает мед. направленность

1

1

1

1

5

Приветствие соперникам, жюри.

1

1

1

1

Итог:

Критерии оценки задания

Инструкция:

В случае правильного ответа, в таблице № 1, в колонке «Вес вопроса» поставьте № команды по номеру названной ячейки. Начислите команде очки.

Таблица № 1

Вес вопроса (степень сложности)

Примечание

1

2

3

4

5

Основы профилакт.

Здоровый человек

ПМСП

Кот в мешке

10 баллов

Инструкция:

Подсчитайте общее количество набранных баллов для каждой команды, запишите в таблицу № 2.

Таблица № 2

Итог задания № 2:

Команда № 1

Команда № 2

Команда № 3

Команда № 4

Основы профилактики

Здоровый человек

ПМСП

Кот в мешке

10 баллов

Общее количество баллов