Методическая разработка "Патология мочевыделительной системы"

Заболоцкая Валерия Михайловна

Методическая разработка теоретического занятия по дисциплине ОП.08 Основы патологии  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент здравоохранения города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 2»

В.М. Заболоцкая

ПАТОЛОГИЯ МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Методическая разработка

теоретического занятия

по дисциплине ОП.08 Основы патологии 

 

 

 

 

 

        

Москва

2022 г.

РАССМОТРЕНО

Протокол заседания

Цикловой методической

комиссии № 2

от «21» ноября 2022 г. № 4

УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом

Протокол заседания

№ ___ от «___» ______ 20 __ г. № ___

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.01 Лечебное  дело.

Аннотация: данная методическая разработка является частью учебно-методического комплекса по дисциплине  ОП.08  Основы патологии для специальности 31.02.01 Лечебное  дело.  В разработке  представлено писание содержание обучения в соответствии с темой по  ТП, заданий для закрепления материала и коррекции полученных знаний.   Методический материал систематизирован в соответствии с особенностями проведения мероприятия, как в очной форме, так и для  дистанционного режима. Работа предназначена для преподавателей общепрофессиональных дисциплин.

Составитель:   Заболоцкая В.М., к.м.н., преподаватель анатомии и физиологии человека  ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж №2

Рецензент: Ананьева Н.В., преподаватель анатомии и физиологии человека  ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж №2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Методическая разработка теоретического занятия по теме «Патология мочевыделительной системы» составлена в соответствии с рабочей программой по дисциплине ОП.08 Основы патологии для специальности 31.02.01 Лечебное  дело.

  Количество часов, предусмотренное для изучения  темы, составляет 2 часа.

Методическая разработка включает: цели, мотивацию, междисциплинарные связи, материалы опорного конспекта, раздел закрепления материала и коррекцию полученных знаний,  заключение.

Методическая разработка поможет организовать продуктивную деятельность обучающихся на теоретическом занятии.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

стр.

Технологическая карта занятия

5

Мотивация

10

Опорный конспект

11

Закрепление полученных знаний

19

Домашнее задание  

19

Источники информации

22

Заключение

22

         

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

1.Дисциплина: ОП.08 Основы патологии

2. Тема: Патология мочевыделительной системы  

3. Занятие: №  20

4. Тип занятия:  комбинированное

5. Форма проведения: теоретическое занятие

6. Время проведения: 2 ч. (90 мин.)

7. Место проведения: учебная аудитория

8. Цель занятия: сформировать умение решать профессиональные задачи на основе патофизиологического анализа данных о причинах и условиях возникновения, механизмах развития и исходах патологических процессов, состояний, реакций и болезней, патогенез которых включает расстройства мочевыделительной системы.

Знать:

  • расстройства процесса фильтрации почек, нарушение канальцевой реабсорбции, экскреции и секреции
  • понятие, патогенез, исход заболеваний мочевыделительной системы: гломерулонефрита, пиелонефрита, нефросклероза, мочекаменной болезни
  • понятие хронической почечной недостаточности
  • основные показатели общего анализа мочи в норме и при патологии

Уметь:

  • дифференцировать заболевания мочевыделительной системы
  • владеть медицинской терминологией    

9. Уровень усвоения: продуктивный.

10. Работа по достижению данных целей обеспечивает формирование следующих компетенций: 

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. 

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

ПК 1.4. Проводить диагностику беременности.

ПК 1.5. Проводить диагностику комплексного состояния здоровья ребенка.

ПК 1.6. Проводить диагностику смерти.

ПК 4.1. Организовывать диспансеризацию населения и участвовать в ее проведении.

ПК 4.2. Проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия на закрепленном участке.

ПК 4.3. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.

ПК 4.4. Проводить диагностику групп здоровья.

ПК 4.5. Проводить иммунопрофилактику.

ПК 4.6. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья различных

возрастных групп населения.

ПК 4.7. Организовывать здоровье сберегающую среду.

ПК 4.8. Организовывать и проводить работу Школ здоровья для пациентов и их окружения.

11. Междисциплинарные связи: обеспечивающие - Биология, Анатомия и физиология человека; обеспечиваемые - Основы латинского языка с медицинской терминологией, Гигиена и экология человека, МДК 01.01, МДК 01.03, МДК 02.01.

12. Оснащение занятия:

  • оборудование  для демонстраций, муляжи, презентация, видеосюжеты, анатомический стол «Пирогов»;
  • дидактические материалы: раздаточный материал - опорный конспект;  
  • технические средства обучения (ТСО): ПК, экран, мультимедийная установка.

 13.Учебная литература:

13.1.        Основные печатные издания

  1. Основы патологии: учебник /В.П. Митрофаненко, И.В. Алабин/ – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. – 272 с.: ил.
  2. Основы патологии: учебник /В.С. Пауков/ – М.: издательская группа «ГЭОТАР-Медиа» 2019. – 284 с.: ил.

13.2. Электронные издания

1. Электронное издание на основе:  Основы патологии: учебник                                 /В.П. Митрофаненко, И.В.Алабин  М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. -272 с.: ил.

Режим доступа: http://www.studentlibrary. ru  /book/ ISBN 978-5-9704-4286-9

13.3.         Перечень ресурсов и информационных справочных систем информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

  1. www.studentlibrary.ru
  2. www.medcollegelib.ru 

13.4.        Дополнительные источники

1. Основы патологии: учебник / И.В. Ремизов – Москва: КНОРУС,  2018. –  240 с. - (Среднее профессиональное образование).

2. Патологическая анатомия и патологическая физиология: учебник /В.С. Пауков, П.Ф. Литвицкий/ – М.: издательская группа «ГЭОТАР-Медиа» 2019. – 256 с.: ил.

 14. Ход занятия

№ п/п

Этап занятия

Время (мин)

Методы обучения

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

I

Организационный момент

5 мин

Словесный, беседа

1. Приветствие обучающихся

2. Заполнение журнала, запись темы занятия, проверка отсутствующих

3. Подготовка рабочего места

Готовятся к занятию, записывают в тетради тему и цели занятия

II

Определение цели и основных вопросов занятия

8 мин

Словесный, беседа

Определяет цель и основные вопросы занятия

 Записывают цель и основные вопросы в тетрадь

III

Мотивация учебной деятельности

2 мин

Объяснительно-иллюстративный (беседа)

Мотивирует обучающихся к изучению нового материала

IV

Объяснение нового материала

45 мин

Словесный, беседа

Объясняет новый материал

Конспектируют лекцию

V

Закрепление нового материала и коррекция полученных знаний

15 мин

Беседа

1. Проводит контроль усвоения материала

2. Отвечает на вопросы обучающихся

Закрепляют новый материал, задают вопросы

VI

Рефлексия

5 мин

Проблемный

Предлагает обучающимся обобщить изученное на занятии, проанализировать допущенные ошибки, причины затруднений и успехов, оценить степень достижения целей

Обобщают изученное на занятии, анализируют допущенные ошибки, оценивает индивидуальную степень достижения целей, причины возникших затруднений и достигнутых успехов

VII

Подведение итогов занятия

5 мин

Беседа

Перечисляет основные дидактические единицы занятия и выставляет отметки

Фиксируют основные моменты лекции

VIII

Домашнее задание

5 мин

Объяснение

Задает задание на дом

Записывают задание для самостоятельной внеаудиторной работы и домашнее задание

Общее время занятия  

90 мин

МОТИВАЦИЯ

 Мочевая  система  играет  важную  роль  в  поддержании   гомеостаза  в организме  человека.  Это  во  многом  связано  с  экскреторной  функцией  мочевой  системы,  которая заключается в выведении с мочой конечных продуктов обмена. Кроме того, почки принимают участие в  регуляции  артериального  давления;  обмене  ионов  (натрия,  калия,  кальция,  хлора,  фосфора); поддержании  кислотно-щелочного  равновесия;  стимуляции  эритропоэза.  Следует отметить, что функции выделения и поддержания гомеостаза являются жизненно необходимыми. Заболевания  мочевыделительной  системы  могут  вести  к  развитию  хронической  почечной  недостаточности.

Знание  структурных  основ  функционирования  почки  необходимо  для  понимания  нормальной  и патологической  физиологии  органа,  и  является  отправной  точкой  в  выборе  адекватной диагностической и терапевтической тактики при лечении больных с нефрологической патологией.

Знание данной темы позволит обучающимся:

  • понимать причины хронической почечной недостаточности
  • изучить механизм развития заболеваний: гломерулонефрита, пиелонефрита, нефросклероза, мочекаменной болезни
  • успешно освоить последующие клинические дисциплины, касающиеся заболеваний мочевыделительной системы
  • определять наличие, локализацию и течение патологических процессов
  • оказывать терапевтическую  и хирургическую помощь

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

Мочевыделительная система состоит из почек, мочеточников, мочевого пузыря, мочеиспускательного канала.

Почки обеспечивают поддержание постоянства внутренней среды организма, выведение из организма конечных продуктов обмена веществ и токсинов экзогенного и эндогенного происхождения; регулируют объем жидкости в организме, поддерживая осмотическое давление, солевой состав и кислотно-щелочное состояние крови.

 Структурной и функциональной единицей почки является нефрон. Он состоит из почечного тельца, которое включает капиллярный клубочек, капсулу и канальцы нефрона.

В капиллярном клубочке происходит фильтрация плазмы крови с образованием первичной мочи, а в канальцах - реабсорбция - процесс обратного всасывания веществ из первичной мочи в кровь.

Первичная моча по составу напоминает плазму крови, а в канальцах из нес реабсорбируются в кровь 98% воды и пороговые вещества: аминокислоты, глюкоза, ионы, необходимые для организма. В результате реабсорбции образуется вторичная моча.

В почках также происходят экскреция и секреция.

Экскреция - процесс выделения веществ из крови в канальца (например, так удаляются из крови лекарственные препараты).

Секреция осуществляется эпителием почечных канальцев, в нем вырабатывается фермент ренин, который участвует в регуляции артериального давления, и другие секреты. Расстройства деятельности почек могут быть самыми разнообразными. Это расстройства процесса фильтрации почек, нарушение канальцевой реабсорбции, экскреции и секреции.

Нарушение фильтрации почек проявляется уменьшением или увеличением фильтрации. Уменьшение фильтрации происходит при снижении артериального давления до 80 мм рт. ст. и менее (вследствие недостаточности кровообращения), уменьшении объема крови и спазме артериол, при уменьшении количества функционирующих клубочков при различных заболеваниях. При увеличении давления в капсуле Шумлянского, закупорке просвета канальцев некротическими массами возникает препятствие для выведения мочи в мочевых путях.

Увеличение фильтрации происходит: при расширении приносящей артериолы - рефлекторно, например при повышении температуры тела, проницаемости клубочковой мембраны в связи с увеличением диаметра пор или изменениями физико-химических свойств мембраны, что облегчает диффузию и фильтрацию белков. Увеличению фильтрации почек также способствует введение адреналина и норадреналина, которые суживают просвет отводящей артериолы.

Нарушение канальцевой реабсорбции  

Причинами  являются наследственные и приобретенные факторы.

Наследственные причины - это отсутствие ферментных систем, ответственных за реабсорбцию.

Приобретенные причины.

1.        Нарушение реабсорбции белка. Связано либо с повышением его содержания в первичной моче из-за увеличения проницаемости капилляров почечных клубочков, либо с повреждением канальцев.

2.        Избыток реабсорбируемых веществ в первичной моче. Например, избыток глюкозы и мочевины, которые удерживают воду в канальцах, создаст высокое осмотическое давление, препятствующее обратному всасыванию воды.

3.        Угнетение ферментных систем токсическими веществами, лекарственными препаратами, нарушающими реабсорбцию.

4.        Нарушение гормональной регуляции. Гормон задней доли гипофиза АДГ (антидиурстический гормон или вазопрессин) обеспечивает реабсорбцию, поэтому при его недостатке нарушается главным образом реабсорбция воды.

Гормон надпочечников альдостерон обеспечивает реабсорбцию ионов Na+, поэтому недостаток альдостерона повышает выделение натрия с мочой.

Воспалительные процессы, дистрофия, некроз эпителия нарушают реабсорбцию Na+.

Таким образом, почки способны как к концентрации мочи, так и к ее разведению.

Нарушение канальцевой секреции  

Вещества, выделяемые путем секреции из крови в почечные канальца: фосфаты, калий, антибактериальные препараты, мочевая кислота.  

При заболеваниях почек снижается фильтрация в канальцах, поэтому вещества накапливаются в крови, приводя к интоксикации и к развитию таких заболеваний, как подагра (избыток мочевой кислоты, соли которой откладываются в суставах).

Нарушения функции почек проявляются изменением количества выделяемой мочи, ритма мочеиспускания и состава мочи.

Изменение количества выделяемой мочи

У здорового человека суточное количество выделяемой воды составляет 1-1,5 л. Увеличение суточного количества мочи называют полиурией, и оно может иметь связь с несахарным диабетом (развивается при недостатке АДГ) или с сахарным диабетом, при котором в первичной моче осмотическое давление повышено за счет увеличения концентрации глюкозы, что препятствует реабсорбции воды в канальцах.

Олигурия - уменьшение суточного количества мочи, отмечают при хронической сердечной недостаточности или при наличии препятствия в мочевыводящих путях (камни, опухоли). Почечная анурия возникает в результате прекращения мочсвыделительной функции почек при тяжелых заболеваниях.

У здорового человека различают дневной и ночной диурез. Отношение дневного диуреза к ночному составляет 4:1. Изменение этого соотношения в пользу ночного диуреза называют никтурией. Никтурия - один из симптомов заболеваний почек при несахарном диабете.

Изменение ритма мочеиспускания

Ритм мочеиспускания у здорового человека составляет 3-4 раза в сутки. Частое мочеиспускание называют поллакиурией, его наблюдают при воспалении мочевого пузыря, аденоме предстательной железы и др.

Заболевания почек 

 Гломерулонефрит - негнойное воспаление клубочкового аппарата с развитием характерных почечных (протеинурия, гематурия, олигурия) и внепочечных симптомов (отеки, гипертензия, гиперазотемия).

Выделяют гломерулонефрит острый и хронический.

Острый гломерулонефрит вызывают стрептококки группы А, реже другие микроорганизмы. Заболевание протекает в течение 10-12 мес. Прежде всего повреждаются базальные мембраны капилляров клубочков за счет локализации в них бактерий, иммунных комплексов и антигенов. При этом повышается проницаемость сосудов, наблюдаются полнокровие капилляров клубочков и наличие в них большого количества фагоцитирующих  лейкоцитов. Происходят выход фибриногена и выпадение фибрина в клубочковых капиллярах, их обтурация (закупорка), нарушение микроциркуляции.

Освобождение тромбоцитарного фактора роста обеспечивает пролиферацию клеток клубочков. В результате происходят снижение фильтрации, повышение проницаемости плазмы для белков, миграция лейкоцитов и эритроцитов за пределы сосудов. Проявляется олигурией, лейкоцитурией, протеинурией, азотемией, отеками, возможна острая сердечная недостаточ-ность.

Макроскопическая картина: почки увеличены, дряблые, на разрезе с полнокровным корковым веществом, в котором виден красный крап - «большие пестрые почки» (Рисунок 1).  

Рисунок 1 - Острый гломерулонефрит (большая пестрая почка). Почка увеличена в размерах, бледная, с петехиальными (точечными) кровоизлияниями на поверхности

Хронический гломерулонефрит. Как правило, хронический гломеру-лонефрит является самостоятельным заболеванием, а не исходом острого гломерулонефрита. Хронический гломерулонефрит - длительное прогрессирующее воспаление. Изменения клубочков почек связаны с отложением в базальных мембранах их капилляров иммунных комплексов, однако они не фагоцитируются лейкоцитами, а обволакиваются веществом базальных мембран и изолируются. Базальные мембраны расширяются, а стенки их становятся толстыми, со временем наблюдаются атрофия и гибель нефронов, разрастание соединительной ткани - склероз, и почка превращается во вторичную сморщенную (Рисунок 2) - не путать с первично-сморщенной почкой при гипертонической болезни и атеросклерозе. Сморщивание и уплотнение почки вследствие разрастания на ней соединительной ткани называется нефросклерозом.

Исходом нефросклероза и хронического гломерулонефрита является почечная недостаточность.

Рисунок 2 - Хронический гломерулонефрит с исходом в сморщивание (вторично-сморщенные почки). Почки симметрично сморщены и имеют мелкозернистую поверхность

Пиелонефрит - инфекционное воспаление, при котором в процесс вовлечены почечная пазуха и мочевые пути.

Этиология. Различные микроорганизмы, наиболее часто - кишечная палочка. Возбудители попадают в почку либо с током крови, либо из мочевых путей.

К развитию пиелонефрита предрасполагают снижение иммунитета, обструкция мочевых путей (камни, сдавление опухолью и др.), катетеризация мочевых путей, заболевание половых органов. Заболевание чаще наблюдают у женщин, главным образом из-за более короткой уретры. Риск развития пиелонефрита у мужчин пожилого возраста связан с гиперплазией предстательной железы.

Пиелонефрит бывает острый и хронический.

Острый пиелонефрит - гнойное воспаление. Инфекция попадает в почку либо гематогенным путем, либо восходящим из уретры, мочевого пузыря.

Характеризуется фибринозным воспалением чашечек и лоханки, отмечаются гиперемия и инфильтрация межуточной ткани, могут наличествовать микроабсцессы, кровоизлияния; полости почки заполнены гноем или межуточной жидкостью; в эпителии канальцев при длительном течении болезни наблюдаются явления атрофии и дистрофии, эпителий слущивается и забивает просветы канальцев: почка увеличивается (Рисунок 3).

Воспаление заканчивается выздоровлением, но при развитии осложнений может наступить смерть. Осложнениями пиелонефрита могут быть: карбункул почки, когда легкие абсцессы сливаются в один, превращение почки в гнойную полость - пионефроз и переход процесса на окружающую клетчатку - паранефроз.

Рисунок 3 - Острый пиелонефрит. На поверхности почки видны множественные округлые сочные участки - абсцессы. Когда с поверхности почки снимают капсулу, из разорванных  поверхностных абсцессов стекает гной

При исследовании мочи выявляют бактериурию, пиурию, лейкоциты, небольшую протеинурию, примесь эритроцитов.

Хронический пиелонефрит. Для хронического пиелонефрита характерно очаговое поражение ткани почки. Участки склероза, инкапсулированные абсцессы сочетаются с очагами экссудативного воспаления и некроза (Рисунок 4).

Клиническая картина: выраженная интоксикация, лихорадка, лейкоцитоз.

В исходе - выздоровление или асимметричное сморщивание почки с деформацией ее пазухи. При осложнении может наступить смерть.

 

Рисунок 4 - Хронический пиелонефрит

Мочекаменная болезнь

Для мочекаменной болезни характерно образование камней в почечных чашечках, лоханках, мочеточниках. Камни формируются из составных частей мочи. По составу различают камни уратные, оксалатные, фосфатные и др. Заболевание имеет хроническое течение с периодическими обострениями. Причиной мочекаменной болезни являются: нарушения минерального обмена, кислотно-щелочного равновесия, замедление кровотока в почке, застой мочи, воспаление в мочевых путях,

Клиническая картина. При повреждении камнями слизистой оболочки лоханки и чашечек она растягивается, отток мочи затруднен, развивается воспаление, поэтому в моче появляются лейкоциты (пиурия), эритроциты (гематурия), бактериурия. При попадании камней в мочеточник появляются резкие боли в пояснице (почечная колика), нарушается мочевыделение (Рисунок 5).

Прогноз. При оперативном вмешательстве прогноз благоприятный. При осложнении - пиелонефрит, сепсис, почечная недостаточность.

 

Рисунок 5 - Камни почки и гидронефроз. Почка резко увеличена, корковый и мозговой слои истончены, лоханка и чашечки растянуты, в них видны мочевые камни

Нефросклероз

При нефросклерозе почки сморщиваются и уплотняются вследствие разрастания соединительной ткани (происходят атрофия, некроз нефронов, нарушается выделительная функция почек). Нефросклероз - исход многих заболеваний: гломерулонефрита, пиелонефрита, мочекаменной болезни, гипертонической болезни, атеросклероза.

Исходом нсфросклероза является почечная недостаточность.

Почечная недостаточность - это неспособность почек очищать кровь от продуктов обмена и поддерживать гомеостаз.

Различают острую почечную недостаточность (ОПН), причинами которой являются отравление ядами, шок, закупорка мочевыводящих путей, и хроническую почечную недостаточность - состояние, при котором снижены все функции почек, прежде всего нарушена выделительная функция.

Почечная недостаточность приводит к накоплению токсических продуктов в крови, поскольку с мочой они не выводятся. Развивается уремия - состояние самоотравления организма продуктами азотистого обмена (мочевиной, мочевой кислотой, креатинином, аммиаком). Токсические вещества угнетают деятельность ЦНС. Развивается уремическая кома. Таким образом, уремия является исходом почечной недостаточности.

Для лечения больных с почечной недостаточностью и уремией используют аппарат «Искусственная почка», после прохождения через который кровь больного освобождается от токсических веществ (происходят очищение крови - гемодиализ, восстановление гомеостаза).

Цистит - воспаление слизистой оболочки мочевого пузыря, сопровождается болезненным мочеиспусканием, в моче - поллакиурия, пиурия, бактериурия.

Уретрит - воспаление слизистой оболочки мочеиспускательного канала.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА И КОРРЕКЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ

Фронтальный опрос (с элементами беседы)

Тема: Патология мочевыделительной системы

  • Время, отведённое на выполнение задания – 15 минут

Ход действий:

  1. Тестовые задания проецируются на экран.
  2. Студенты отвечают с места.
  3. Преподаватель оценивает правильность ответа и при необходимости просит поправить другого студента, или поправляет и дополняет сам.
  4. Преподаватель оценивает активность студентов с отметкой в оценочном листе.  

Решите тестовые задания  

Инструкция: выберите один правильный ответ.

1. Увеличение суточного диуреза - это:

а. протеинурия;

б. олигурия;

в. анурия;

г. полиурия.

2. Появление крови в моче - это:

а, гематурия;

б. глюкозурия;

в. протеинурия;

г. пиурия.

3. Воспаление слизистой оболочки мочевого пузыря - это:

а. цистит;

б. уретрит;

в. пиелонефрит;

г. уремия.

4. Появление глюкозы в моче - это:

а. гематурия;

б. глюкозурия;

в. кетонурия;

г. протеинурия.

5. Содержание лейкоцитов в моче в количестве 1-2 в поле зрения - это:

а. норма;

б. патология.

6. Протеинурия - появление в моче:

а. билирубина;

б. эритроцитов;

в. белка;

г. уратов.

7. Прекращение выделения мочи - это:

а. полиурия;

б. анурия;

в. олигурия;

г. пиурия.

8. Сморщивание и уплотнение почки вследствие разрастания соединительной ткани характерно для:

а. пиелонефрита;

б. гломерулонефрита;

в. нефросклероза;

г. цистита.

9. Увеличение относительной плотности мочи - это:

а. изостенурия;

б. протеинурия;

в. гиперстенурия;

г. гипостенурия.

10. Уменьшение (прекращение) выделения мочи при резком снижении артериального давления возникает из-за:

а. увеличении реабсорбции в почечных канальцах;

б. уменьшении фильтрации в почечных клубочках;

в. уменьшении перистальтики мочеточников.

11. Содержание мочевины в крови повышается при:

а. цистите;

б. пиелонефрите;

в. почечной недостаточности;

г. уретрите.

12. Гидронефроз - это:

а. увеличение суточного диуреза;

б. отек подкожной клетчатки;

в. расширение полостей почки.

13. Пиелонефрит - заболевание, для которого характерно воспаление:

а. почечной лоханки, чашечек;

б. слизистой мочевого пузыря;

в. клубочков кровеносных капилляров;

г. околопочечной клетчатки.

14. Протеинурия характерна для заболевания:

а. уретрит;

б. гломерулонефрит;

в. пиелонефрит;

г. цистит.

15. При гломерулонефрите преимущественно поражаются:

а. почечные клубочки;

б. почечные канальцы;

в. почечные лоханки.

16. Вторично-сморщенная почка - это исход:

а. хронического гломерулонефрита;

б. хронического пиелонефрита;

в. гипертонической болезни.

17. Гипостенурия - это:

а. увеличение суточного диуреза;

б. недержание мочи;

в. низкая плотность мочи.

18. Уремия - это:

а. начальная стадия острой почечной недостаточности;

б. финальная стадия хронической почечной недостаточности;

в. результат внутривенного введения мочевины с лечебной целью.

 

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

1 -  г

2 - а

3 - а

4 - б

5 - а

6 - в

7 - б

8 - в

9 - в

10 - б

11 - в

12 - в

13 - а

14 - б

15 - а

16 - а

17 - в

18 - б

Критерии оценки  

Отметка «5»:

- в решенных тестах все ответы правильные.

Отметка «4»:

- в решенных тестах один ответ не правильный.

Отметка «3»:

- в решенных тестах два ответа не правильные.

Отметка «2»        

- в решенных тестах три и более ответов не правильные.

15. Домашнее задание:

1.  проработать материал  лекций;

2. учебник  «Основы патологии» В.П. Митрофаненко, И.В. Алабин Раздел 2, Глава 15, стр. 237-238.

 

Заключение

Таким образом, использование данной методической разработки позволит преподавателю повысить результативность усвоения знаний, обучающихся по данной теме, формировать общие и профессиональные компетенции и обеспечить качественную подготовку будущих специалистов.