Варьирование структуры коррекционно-развивающих задач как средство обучения и коррекции полевого поведения детей

Денисова Юлия Джоновна

Медикаментозная и психолого-педагогическая коррекция поведения деией с особенным, нарушенным, полевым, непроизвольным, то есть кризисным поведением рассматривается: как важная междисциплинарная проблема для специалистов и как виды помощи детям и родителям. Полевое поведение отрицательно влияет на процессы социальной адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл varirovanie_struktury.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

«ВАРЬИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАДАЧ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ ПОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ»

Денисова Юлия Джоновна

Логопед

ЦВЛ «Детская психиатрия» им С.С.Мнухина

Петроградский р-н г.Санкт-Петербурга

     Медикоментозная и психолого-педагогическая коррекция поведения детей с особенным, нарушенным, полевым, непроизвольным, то есть кризисным поведением рассматривается: 1) как важная междисциплинарная проблема для специалистов; 2) как виды помощи детям и родителям.

     Известная идея Л.С.Выготского о том, что обучение ведёт за собой развитие, коррекцию развития, не должна пониматься упрощённо в случае взаимодействия с детьми с кризисным, полевым состоянием и поведением.

      Полевое поведение – это феномен эмоционально-волевой сферы, характеризующийся недостаточностью произвольной регуляции действий. Возникает как симптом психического либо неврологического заболевания. Проявляется поступками. Обусловленными внешними условиями, ситуацией, а не потребностями и целями. Термин «полевое поведение» предложен американским гештальт-психологом Куртом Левиным. Он разработал теорию. Поля, согласно которой каждый человек постоянно находится в окружении предметов, событий, имеющих «валентность» - энергетический заряд, создающий напряжение, требующий разрядки. Действия, поступки, спровоцированные внешними стимулами, Левин назвал полевым поведением. Противоположный вариант – волевое поведение, обусловленное целями, мотивами, потребностями индивида.

       Отсутствие внутреннего контроля над собственным поведением является признаком эмоциональных, неврологических и психических нарушений, несформированности волевой сферы. Наиболее распространённые причины возникновения полевого поведения: органические нарушения в работе головного мозга, например, несформированность лобной доли; родовые травмы; травмы, полученные непоредственно после рождения; психические отклонения, связанные с интеллектуальной и мыслительной сферами. Полевое поведение – один из симптомов большого количества нарушений развития, таких как аутизм, умственная отсталость, алалия, синдром дефицита внимания и гиперактивности. При этих расстройствах проявляются разные симптомы – речевые, поведенческие, эмоциональные.

       По мнению психологов, полевое поведение говорит о развитии у ребёнка таких патологий, как: нарушение произвольной регуляции, недостаточный уровень сознания, расстройство внимания и контроля. Также полевое поведение – это клиническая характеристика детям с некоторыми отклонениями в развитии (нарушение речи, задержка психического развития, симптомокомплекс расстройства аутистического спектра, синдром дефицита внимания и гиперактивности).

       Полевое поведение отрицательно влияет на процессы социальной адаптации. Малышу трудно выполнять групповые задания, играть со сверстниками. Вследствие данного нарушения возможны трудности с усвоением программы детского сада. Данная разновидность поведения возникает по следующим причинам: нарушение функционального созревания головного мозга, травмы, полученные вовремя и после родов, отклонения интеллектуальной и мыслительной сферы. Указанные отклонения отрицательно влияют на способность учиться, усваивать новую информацию, понимать устную и письменную речь, обучаться письму, чтению, арифметике. Вот почему полевое поведение требует раннего выявления и коррекции.

       Если у малыша старше трёх лет преобладает рассматриваемое нарушение, это говорит о несформированности волевой сферы. Оно проявляется всегда при грубых задержках речевого и психоречевого развития, при синдроме дефицита внимания и гиперактивности, симптомокомплексе расстройства аутистического спектра. Для ребёнка с таким синдромом характерны высокая двигательная активность, ёрзанье, суетливость. Сев за стол, он начинает перебирать всё, что на нём находится. Малыш не может сидеть ровно. Такую патологическую гиперактивность следует отличать от высокой активности, характерной для холерического или сангвинического темперамента.

       Дети, для которых характерно преобладание рассматриваемого поведенческого расстройства, всегда имеют трудности с адаптацией в коллективе. Они бывают агрессивными, не ощущают границ в межличностном общении. У таких детей снижено чувство дистанции. Практически в каждом случае у них наблюдаются трудности с самоконтролем.

       Основа полевого поведения – недостаточная сформированность или повреждение лобных долей мозга. Невозможным становится планирование поведения, принятие решений, контроль выполнения действий. Не реализуется ключевая функция префронтальных отделов: согласование действий с внутренними целями. В результате поведение становится нарушенным, полевым. Оно основывается на работе глубоких, эволюционно старых мозговых структур, ответственных за эмоции, инстинкты, физиологические потребности. Пример полевого поведения: мама просит принести карандаш из шкафа, ребёнок начинает идти в нужном направлении, видит на пути мяч, пинает его, начинает играть с другими игрушками. «Поле» предметов привлекло непроизвольное внимание, ослабла воля идти к цели, обозначенной взрослым. Другой типичный пример – рисование на обоях. Ребёнок знает: портить стены нельзя, рисовать нужно в альбоме. Но стена и фломастер одновременно оказываются в поле зрения, он начинает изображать что-то на обоях. Позже он не может ответить, зачем рисовал, потому что у данного действия не было цели. Подобные ситуации нормальны для малышей 3-4 лет, когда произвольность ещё не развита. Для более старших это признак задержки волевой регуляции.

       Поскольку полевое, особенное, нарушенное поведение является одним из симптомов различных нарушений развития, необходима не только тщательная коррекция, но и своевременная диагностика. Перед началом коррекции важно пройти комплексную диагностику и установить причины полевого поведения, правильно поставить диагноз. Наиболее ранние признаки нарушения психомоторного развития способен обнаружить невролог уже в трёхмесячном возрасте, позже родители сами могут замечать некоторые странности в поведении ребёнка и обращаться за консультацией к специалистам.  

        Первое, что необходимо сделать – выяснить причину происходящего. Обязательны консультации: невролога, психиатра, сурдолога, нейропсихолога, логопеда, дефектолога. Полевое поведение – это лишь внешний симптом. По сути, у индивида, страдающего этим нарушением, сохраняются лишь базовые рефлексы и биологическая ориентировка, а эмоционально-волевая часть психики находится в выключенном состоянии. У него отсутствует образ «Я», схема собственного тела, понимание обращённой речи (в грубой форме). После того, как выставлен диагноз, исходя из его показаний может применяться соответствующая медикаментозная терапия. Но основной упор идёт на логопедическую и нейропсихологическую коррекцию, сенсорную интеграцию, занятия с психологом.

       Как известно, работа дефектолога, логопеда может оказаться неэффективной, мало возможной, если ребёнок не может сосредоточиться, усидеть за столом, проявляет гиперактивность, негативизм, агрессивность, истощаемость, пресыщаемость и другие расстройства поведения и эмоций.

       В такой ситуации, коррекция поведения и обучения становятся задачами, которые должны решаться одновременно.

        Чтобы помочь ребёнку с полевым поведением   необходимо: создать неизменность пространства. Чем чаще будет меняться обстановка, переставляться предметы, тем больше они будут привлекать внимание ребёнка, не давая сосредоточиться на волевых задачах. Оптимально, чтобы пространство логопедического кабинета соответствовало этому. Минимум игрушек, нужно избегать сенсорного перенасыщения. Оптимально, если в доступе ребёнка есть 3-5 игрушек, которые периодически можно менять. Это позволит ребёнку лучше сосредоточится на игре без перевозбуждения. Кроме того, такой подход благотворно влияет на мотивацию к взаимодействию и игре со взрослым. На рабочем столе во время занятий с логопедом должно быть одно дидактическое пособие, с которых проводится коррекционно-развивающая работа. Повторяемость, систематичность действий, создание определённых ритуалов, чёткий режим дня – необходимы в работе с такими детьми. Далее ребёнок сам или при помощи взрослых сможет сам расширять и дополнять имеющуюся схему, не рассеивая внимание на внешние стимулы.

        При полевом, нарушенном поведении необходима комплексная коррекция как можно раньше. Потребуется участие команды специалистов, включающей психиатра, психолога, невролога, нейропсихолога, логопеда, дефектолога и психолога. Очень важно грамотно составить план реабилитации с медикаментозным лечением и логопедической, психолого-педагогической коррекции и придерживаться плана систематических занятий.

       Обучение детей в потоке из особенного, нарушенного, кризисного поведения требует от специалистов понимания, что структура учебной, коррекционно-развивающей задачи должна гибко изменяться в зависимости от непредсказуемо меняющегося поведения ребёнка.

       Разнообразные задачи развития речи (обогащение словарного запаса, понимание речи взрослого, её связности, обращённости к собеседнику и др.) выступают как средства развития и коррекции поведения ребёнка в противоречивом, гибком единстве этих задач для специалистов.

      Взаимодействие специалиста-логопеда с ребёнком, проявляющим нарушенное, полевое, импульсивное, спонтанное поведение, приобретает характер игры с помощью структурных элементов речевых задач (целями, предметным содержанием, способами и обстоятельствами взаимодействия с ребёнком).

       На практике это проявляется в том, что специальный педагог, логопед стремится гибко изменять (варьировать, упрощать, усложнять) структуру коррекционно-развивающих задач при взаимодействии с ребёнком.

       Например, если ребёнок не принимает учебную задачу за столом, то взрослый меняет обстоятельства выполнения того же задания, стремится к дидактико-игровой форме введения задачи в особенное или нарушенное поведение ребёнка.

       Так, простое логопедическое упражнение «Сдуй щёчки» становится не только актом развития речевой моторики, но и актом взаимодействия с ребёнком, задачей сосредоточения внимания, ограничение гиперактивных движений туловища, ориентации на поведение взрослого, стимуляция у него положительных эмоций и т.п.

       Варьирование, упрощение, усложнение, замена в потоке взаимодействия взрослого с особенным и нарушенным поведением ребёнка является методикой со своими критериями эффективности.

       Логопедические задачи, корректирующие одновременно поведение детей, могут решаться в процессе выполнения разнообразных предметно-практических действий ребёнка, отличающихся новизной, необычностью, неожиданностью.

       Взаимодействие специалиста с ребёнком с кризисным поведением может быть ситуативно-динамичным, диагностирующим уровень нарушений поведения в целом.

       Важно уметь быстро развернуть коррекционно-развивающую задачу так, чтобы ребёнок принял её эмоционально и выполнил.

       Например, взрослый показывает ребёнку кубик, располагает его на голове и говорит: «Раз, два, три! Кубик с головы лови!» - ловит кубик в свои руки, предлагая ребёнку повторить это. Длительность выполнения одних задач, замена выполнением других определяется особенностями нарушенного поведения ребёнка. При этом задачи должны быть ситуативно интересными, значимыми для ребёнка «здесь и сейчас».

       Сниженная произвольность, целенаправленность поведения ребёнка с кризисным поведением не является основанием отказа специалистов и родителей обучать и воспитывать таких детей.

       Кризисные состояния и поведение ребёнка корректируются через ситуативно-привлекательную взаимную деятельность с ним взрослого, однако структура этой деятельности должна гибко варьироваться, упрощаться или усложняться в зависимости от непредсказуемо меняющегося поведения ребёнка.

Литература:

  1. Выготский Л.С. «Мышление и речь» Собрание сочинений   в 6 т., М. Педагогика.Т.2 1982. С.5-361
  2. Выготский Л.С. «Психология развития ребёнка», М.
  3. Курт Левин «Теория поля в социальных науках», М.
  4. Курт Левин «Влияние сил окружающей среды на поведение и развитие ребёнка», М.
  5. Романов А.А. «Коррекция расстройства поведения и эмоций у детей: альбом игровых коррекционных задач», М.Плэйт, 2002, 112 с.
  6. Соколова А.В. «Полевое поведение у ребёнка»,   М., с 47.
  7. Королёва В.Н. «Полевое поведение у ребёнка. Диагностика и коррекция», М. с 89.