Организация самостоятельной работы студентов и формы ее контроля.

Гнедая Ольга Дмитриевна

По новым стандартам самостоятельной работе студентов отводится большое место в учебном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Org.samost.raboty_stud..doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация самостоятельной работы студентов и формы ее контроля.

Гнедая Ольга Дмитриевна

Преподаватель методики

                                                       физического воспитания

                                                                               и развития ребенка Белгородского педагогического колледжа

        В связи с введением в образовательный процесс  нового Государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации самостоятельной работы студентов.

Каждому преподавателю приходится отвечать на вопросы: как разработать технологию организации самостоятельной работы студентов на уровне современного развития науки (отобрать и структурировать содержание, методы и средства организации самостоятельной работы студентов, позволяющих обеспечить саморазвитие личности); как обеспечить формирование профессиональной культуры специалиста на основе самостоятельной работы; как учебные темы увязать с усилением практической направленности профессиональной подготовки и т.д.

Самостоятельная работа обучаемых определяется дидактами по-разному: как средство обучения (Ю.Б. Зотов), как прием обучения (А.Ф. Соловьева), как способ обучения (И.Э. Унт), как фактор организации учебной деятельности (Б.П. Есипов) и т.д.

Как фактор освоения специальности самостоятельная работа студентов может быть представлена с разных сторон, а именно:

Самостоятельная работа как средство педагогической деятельности, которое используется педагогом в целях перестройки психологических механизмов обучающихся, их опыта, внутреннего мира, которые должны быть результатами обучения;

Самостоятельная работа как учебная деятельность, предполагающая определенные процедуры, которые выполняют студенты в процессе учебно-познавательной, учебно-практической и учебно-профессиональной деятельности;

Самостоятельные работы как виды студенческой продукции;

Самостоятельная работа как условие обучения студентов в колледже, предполагающее самостоятельное усвоение части содержания обучения по дисциплине, которое регламентируется графиком выполнения самостоятельных работ студентов;

Самостоятельная работа как форма организации обучения;

Самостоятельная работа как ведущий вид деятельности в процессе исследовательской работы студентов;

Самостоятельная работа как высокий уровень подготовленности студентов, выступает целью и результатом их обучения и воспитания.

Учет всех обозначенных аспектов позволил выйти на структуру обеспечения самостоятельной работы студентов как одной из функций управления. В структуру обеспечения самостоятельной работы студентов включены: нормативное обеспечение, организационное, материально-техническое, учебно-методическое.

Нормативное обеспечение предполагает разработку перечня документов, регулирующих самостоятельную работу студентов, к которым мы относим графики выполнения самостоятельной работы студентами по дисциплинам, Положение о самостоятельной работе студентов, Положения об итоговой и промежуточной аттестации студентов, Положение о педагогической практике, Требования к курсовым и квалификационным работам.

Выполняемая учащимися самостоятельная работа не однозначна по своей сути и может быть представлена разными видами, объединенными в группы:

  1. по дидактической цели – познавательная, практическая, обобщающая;
  1. по характеру познавательной деятельности и типу решаемых задач – исследовательская, творческая, познавательная и т.д.
  1. по уровню проблемности – репродуктивная, репродуктивно-исследовательская, исследовательская;
  1. по характеру коммуникативного взаимодействия учащихся – фронтальная, групповая, индивидуальная;
  1. по месту выполнения – классная, домашняя;
  1. по методам научного познания – теоретическая, экспериментальная (по В.А. Ситарову).

При этом процесс ее проведения предполагает соблюдение следующих условий: четкость соответствия видов самостоятельной работы форме организации обучения; подробный инструктаж учителем детей о целях и способах выполнения предлагаемой работы; разбивка задания на ряд составных частей (более мелких и простых операций-заданий); включение  упражнений, ориентированных на  частичную самостоятельную работу (вспомогательные, наводящие вопросы, алгоритм); проверка правильности ее выполнения и коррекция неточностей; самоконтроль или контроль преподавателя.

Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем. По формам организации самостоятельная работа может быть:

фронтальной – учащиеся выполняют одно и то же задание, например, пишут сочинение;

групповой – для выполнения учебных заданий обучающиеся разбиваются на группы (по 3-6 человек);

парной, например, при проведении наблюдений под микроскопом, на занятиях в лингафонном кабинете;

индивидуальной – каждый обучающийся выполняет отдельное задание, например, пишет реферат на заданную тему.

Самостоятельная работа может проходить в классе, аудитории (лаборатории, кабинете, мастерской и т.д.), во время внеклассных мероприятий, дома.

Наиболее распространенные виды самостоятельной работы: работа с учебником, справочной литературой.

Ключевые цели самостоятельных внеаудиторных занятий заключается в закреплении, расширении знаний, формировании умений и навыков самостоятельного умственного труда, развитии самостоятельного мышления и способностей к самоорганизации.

Успешное выполнение самостоятельной работы по дисциплине обеспечивается следующими условиями:

  1. мотивирование учебных заданий;
  2. четкая постановка цели, задач;
  3. определение алгоритма при выполнении задания;
  4. проведение групповых и индивидуальных консультаций;
  5. определение форм отчетности, объема работы и сроков представления результатов;
  6. индивидуализация заданий.

Своеобразие самостоятельной работы студента как активного метода обучения заключается в том, что его основу составляют самостоятельные действия, которые студент выполняет без помощи преподавателя, он сам выбирает способы выполнения этих действий, совершает множество операций, контролирует их в соответствии с поставленной целью (установить новый факт, явление, найти новые способы решения учебной задачи). Особенностью самостоятельной работы являются действия самоконтроля – одной из важнейших форм  саморегуляции студента. Ожидаемые результаты работы не могут быть достигнуты, если студент не контролирует свои действия (обращение к таблице, словарю, справочнику, прибору, мысленно формулирует ответ). Студент должен совмещать исполнительные и контрольные действия одновременно.

Самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами. Это выполненные упражнения, решенные задачи, написанные сочинения, заполненные таблицы, построенные графики, подготовленные ответы на вопросы.

Предлагаем систему самостоятельной учебной деятельности студентов по.методике физического воспитания и развития ребенка .

Семестр

Виды и Формы самостоятельной учебной деятельности

На уроках

Во внеурочной деятельности

Форма контроля

1

Изучить основные понятия теории физического воспитания. Составить библиографические карточки на статьи по физическому воспитанию детей дошкольного возраста, опубликованных в журнале «Дошкольное воспитание» за последние 3 года.

Тест

Выписать методы исследования, которые вы будете применять в практической работе.

Письменно

Изучить постановку врачебного контроля в ДОУ: состояние здоровья детей, их уровень физического развития; наблюдения врача за самочувствием дошкольников на физ. Занятиях; дозировкой физической нагрузки, специальные занятия по исправлению осанки, дефектов стопы и других отклонений в состоянии здоровья и физического развития воспитанников.

Изучение опыта работы по формированию привычек ЗОЖ в ДОУ.

Выписать показатели физического развития и физ. Подготовленности дошкольников разных возрастных групп из книг: Е.Н. Вавилова «Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость» (М., 1981 г); С.Я. Лазайне «Физическая культура для малышей» (М., 1978 г); Г.И. Осокина «Физическая культура в д/с» (2-е изд. М., 1978); «Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста» (2-е изд. М., 1978 г).

Подготовить семинар на тему: «Характеристика физических упражнений».

Семинар

Наблюдение и анализ использования различных методов обучения физ. Упражнений в ДОУ.

Подготовиться к семинару на тему: «Характеристика методов и приемов обучения физическим упражнениям детей дошкольного возраста».

Семинар

Подготовится к семинару на тему: «Методика развития физических качеств у дошкольников».

Семинар

Составление конспектов физ. Занятий, п/и, гимнастики после сна для детей 3-го года жизни.

Составить комплекс гимнастики для детей раннего возраста, используя книги: Х.Д. Губерт, М.Г. Рысс «Гимнастика и массаж в раннем возрасте» (4-е изд. М., 1981); Е.Л. Мугинова «Гимнастика с детьми до 7 лет» (2-е изд. М., 1978).

Двигательный диктант

2

Составление конспектов обучения ОД в разных возрастных группах

Изучить «Программу», по которой работает ваше ДОУ и составить таблицу распределения ОД по возрастным группам.

Пед. диктант

Составить комплексы ОРУ для разных возрастных групп с предметами, на снарядах, в парах

практически

Изготовить зрительные ориентиры для практического проведения строевых упражнений.

Выставка

Составление конспектов п/и

Подготовить картотеку подвижных игр для различных возрастных групп, атрибуты, альбом считалок.

Зачет

Подготовить консультацию для воспитателей по одной из спортивных игр.

Отзыв из ДОУ

Написать реферат на тему: «Зимние спортивные упражнения», «Летние спортивные упражнения» (по выбору).

Письменно

3

Проанализировать двигательный режим ДОУ (на практике).

Письменно

Составить план-конспект физических занятий для открытого просмотра.

Практически

Составление конспектов утренней разминки.

Составить план-конспект утренней гимнастики, проведенной в нетрадиционной форме.

Конкурс

4

Составление планов проведения инд. Работы ф/м, СДД, озд. Гимнастики после сна

Практически

Изготовить нестандартное оборудование для использования в самостоятельной деятельности.

Выставка-конкурс

Составление плана двигательной деятельности на день

Составить карту учета собственного состояния здоровья, уровня физического развития и физической подготовленности, на этой основе сформулировать задачи на текущий год и разработать план-график распределения физических упражнений на год.

Письменно

Составить план и текст консультации для родителей по формированию у детей привычек здорового образа жизни.

Выствка-конкурс

Для рациональной организации внеаудиторной работы  для студентов обучающихся по индивидуальному плану используется тетрадь самостоятельной работы, фрагмент которой приведен ниже.

пп

Тема

Содержание индивидуального задания

Форма СРС

Количество часов (минут)

Оценка

1.

2.

Основные

движения

Спортивные игры

Составить конспект по обучению ОД в детском саду

Сообщение: Возможности обучения дошкольников спортивным играм.

Письменно.

Устно.

40 минут.

20 минут.

Таким образом, широкое использование методов самостоятельной работы, побуждающих к мыслительной и практической деятельности, развивает столь важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его стремление к постоянному овладению знаниями и применению их на практике.

Литература.

  1. Алексеева Л.П., Норенкова Обеспечение самостоятельной работы студентов. Ж. «Специалист» № 6, 2005 г.
  2. Вычегжанина Т.В. О самостоятельной работе студентов. Ж. «Специалист» № 4, 2005 г.
  3. Зимина И.В., Мазурская З.Я. О самостоятельной работе студентов. Ж. «Специалист» № 11, 2005 г.
  4. Козина Е.Ф. (МПГУ). К вопросу о самостоятельном, проблемном и исследовательском общении. Ж. «Специалист» № 7, 2006 г.
  5. Пан Н.В. Особенности самостоятельной работы студента. Ж. «Специалист» № 3, 2005 г.