ЗДОРОВЫЙ СТУДЕНТ – ЗДОРОВЫЙ ПЕДАГОГ - ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ

Гнедая Ольга Дмитриевна

При профессиональной подготовке студентов педагогического колледжа большое внимание уделяется здоровому образу жизни самих студентов, ведь от этого в дальнейшем зависит здоровье их будущих воспитанников.Осваивая позитивные нормы и ценности ЗОЖ студент может успешно саморазвиваться и самореализоваться в социуме как личность и как профессионал, а значит станет современным, социально активным и конкурентноспособным. Для этого на отделении дошкольное образование используются разнообразные формы работы. Например- день здоровья...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ZDOROVYY_STUDENT.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЫЙ СТУДЕНТ – ЗДОРОВЫЙ ПЕДАГОГ - ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ

Н.Н.Аргунова, О.Д.Гнедая

Белгородский педагогический колледж

Идея гармонии души и тела, как основы здоровья возникла в глубокой древности. Этой идеей в своё время воспользовался английский философ-педагог Д.Локк, и именно ему принадлежит известное выражение: «В здоровом теле - здоровый дух».

В последние годы выдвигаются требования пересмотра и коренного изменения программ, средств и методов гигиенического обучения и воспитания, внедрения принципов культуры ЗОЖ, приведения их в соответствие с изменившимися социально-экономическими условиями жизни населения. XXI век - век передовых технологий, Интернета, огромных скоростей поступления различной информации, чрезвычайно быстро меняющихся моделей современной техники. Требования, применяемые к человеку в учебной и профессиональной деятельности, все время возрастают.

Эффективность творческой, преобразующей, профессиональной, спортивной деятельности полностью обусловлена здоровьем человека, основы которого закладываются на ранних этапах индивидуального развития. Социально-генетические, эпидемиологические, клинико-социальные и другие исследования убедительно доказали, что здоровье человека в первую очередь зависит от здорового образа жизни его самого. По данным Ю.П. Лисицина [5] и других отечественных учённых, образ жизни формирует здоровье и занимает примерно 50-55% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения.

В последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых высшей и средней  школой, ростом заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующим снижением работоспособности. Внедрением в практику здорового образа жизни среди студенческой молодежи занимались следующие современные ученые: Н.М.Амосов, Г.Д.Иванов, М.Я.Виленский,  Е.Б.Омаров, В.А.Головин, В.А.Масляков,  А.В.Коробкова,  Л.Н.Волошина, Ю.П.Лисицын, Р.А.Янсон, Е.В.Перевозчикова и др. Эти и многие другие авторы книг и публикаций уделяют большое внимание физическому развитию, методике здорового образа жизни  со студентами различных профессий.[1]

Необходимо отчетливо представлять, что не существует здорового образа жизни как некой особенной формы жизнедеятельности вне образа жизни в целом. Здоровый образ жизни отражает обобщенную типовую структуру форм жизнедеятельности студентов. В условиях здорового образа жизни ответственность за здоровье формируется у студента как часть общекультурного развития, проявляющаяся в единстве стилевых особенностей поведения, способности построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной в духовном, нравственном и физическом отношении жизни.

Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностных ориентаций студентами как личностно значимых, которые не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием. Так, в процессе накопления личностью социального опыта возможна дисгармония познавательных (научные и житейские знания), психологических (формирование интеллектуальных, эмоциональных, волевых структур), социально-психологических (социальные ориентации, система ценностей), функциональных (навыки, умения, привычки, нормы поведения, деятельность, отношения) процессов. Подобная дисгармония может стать причиной формирования асоциальных качеств личности. Поэтому в    ССУЗе необходимо обеспечить сознательный выбор личностью общественных ценностей здорового образа жизни и формировать на их основе устойчивой, индивидуальной системы ценностных ориентаций, способной обеспечить саморегуляцию личности, мотивацию ее поведения и деятельности.

Охрана и укрепление здоровья студенчества в основном определяется образом жизни. Повышенное внимание к нему проявляется на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образования, воспитания.

Анализ фактических материалов о жизнедеятельности студентов свидетельствует о ее неупорядоченности и хаотичной организации. Это отражается в таких важнейших компонентах, как несвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, курение и др. [6]

Практические занятия по физическому воспитанию в ССУЗе не гарантируют автоматически сохранение и укрепление здоровья студентов. Его обеспечивают многие составляющие образа жизни, среди которых большое место принадлежит регулярным занятиям физическими упражнениями, спортом, а также оздоровительным факторам. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

В.Н.Шебеко утверждает, что «важный мотив занятий спортом – их непосредственная эмоциональная привлекательность… Играя связующую роль между потребностью и поведением, эмоции побуждают к определенной деятельности, моделируют этапы ее протекания, оценивая результат» [7, с.23].

Э.Ф.Зеер [3] полагает, что интерес – это социально-психологическое образование, которое актуализируется в форме потребностей, а затем через мотив детерминирует деятельность. И.А.Зимняя [4] обращает внимание на то, что это эмоциональное переживание познавательной потребности.

В нашем колледже с 2004 года успешно функционирует целевая комплексная воспитательная программа «Я - педагог», одной из задач которой является популяризация преимуществ здорового образа жизни, создание условий для сохранения физического, психического и нравственного здоровья студентов. Реализуется данная цель в рамках подпрограммы «Здоровье». В ходе реализации программ студентам предлагаются различные формы работы: спартакиады, конкурсы,  Дни здоровья, походы выходного дня, работа спортивных секций, лекции, беседы, дискуссии.

Наиболее эффективной формой организации оздоровления с позиций удовлетворения личностных потребностей студентов в здоровьесберегательном пространстве на отделении «Дошкольное образование», на наш взгляд, является  ежегодное проведение  Дня здоровья в рамках Декады отделения. Проводится он в канун профессионального праздника – Дня дошкольного работника под девизом: здоровый воспитатель – здоровые дети. В программе Дня здоровья чередуются с учетом интенсивности различные виды деятельности: спортивные соревнования, викторины по основам безопасности жизнедеятельности, прохождение туристической полосы и т.п. (см.приложение). После летних каникул студенты зачастую с трудом входят в привычный  режим жизнедеятельности и этот день используется для восстановления сил: активный отдых, выезд на природу, в котором можно совместить - общение с друзьями и легкие физические упражнения помогают студентам получить заряд бодрости и положительный заряд энергии, а также формирует привычку к здоровому образу жизни. Особое внимание уделяется первокурсникам, которые в этот период только начинают адаптироваться к новым условиям обучения и организации жизни. В общении со студентами старших курсов они в непринужденной обстановке неформального общения знакомятся с традициями отделения, обращают внимание на общепринятые нормы и правила поведения, налаживают командные и межличностные отношения внутри группы.

Коллектив преподавателей и студентов постоянно ведет поиск оптимальных путей сохранения, укрепления здоровья и приобщения нового поколения к здоровому образу жизни.  Учитывая, что в юношеском возрасте уже сложились опре деленные стереотипы, привычки, которые кажутся оптималь ными и комфортными, организация пространственно-оздоровительной среды в колледже, объединенные усилия преподавателей, кураторов и студентов направлены на пре одоление существующих вредных привычек и неправильных стереотипов, а также на формирование понимания, что сохра нение здоровья - это обязанность человека перед близкими, своей нацией, государством. По нашему убеждению, такая среда в перспективе должна сама играть роль учителя в деле преумножения культуры здоровья молодых людей.

Продолжая дело пропаганды здорового образа жизни и формирования активной жизненной позиции студентов на дошкольном отделении много лет работает валеологический клуб «КРиЗ» (красота, разум и здоровье) под руководством преподавателя медико-биологических дисциплин Гатиловой Л.М. Участники клуба, студенты дошкольного отделения, не только самостоятельно постигают основы здорового образа жизни, расширяют свои знания о способах борьбы с вредными привычками, о современных подходах к оздоровлению организма, но и активно транслируют свои знания. В начале учебного года успешно проходят акции «Студент-студенту», где студенты старших курсов рассказывают первокурсникам о вреде курения, употребления слабоалкогольных напитков и т.п. В течение года проходят открытые заседания клуба на различные злободневные темы. На них приглашаются студенты других отделений. В заседаниях помимо выступлений студентов используются презентации, видеофильмы.

Раскрывая реализацию направления Здоровый педагог – можно отметить активную деятельность студентов отделения под руководством методистов по практике не только в базовых дошкольных учреждениях, но и в социуме. Зимний спортивный дворовый праздник, масленичные гуляния, спортивный праздник в детском доме «Южный», приуроченный ко Дню защиты детей – это лишь неполный список традиционных спортивно-массовых мероприятий, которые проводят наши студенты. Формируя профессиональные компетенции главным образом в базовых детских садах, во всевозможных дворовых праздниках они учатся импровизировать с учетом обстановки и разновозрастного состава детей; проявляют творчество и смекалку в создании и реализации сценариев, формируют свои профессиональные установки на охрану и бережное отношение, как к своему здоровью, так и  к здоровью своих воспитанников.

Главным результатом культуры ЗОЖ является высокий уровень здоровья, умственной и физической работоспособности, психоэмоциональная устойчивость и способность противостоять разнообразным стрессовым факторам, неблагоприятным экологическим и внешнесредовым воздействиям. Здоровый образ жизни не складывается сам по себе в зависимости от  каких-либо обстоятельств, а формируется в течение всей жизни целенаправленно и постоянно.

Осваивая позитивные нормы и ценности здорового образа жизни, студент может успешно саморазвиваться и самореализоваться в социуме как личность и как профессионал, а значит, станет современным, социально активным и конкурентоспособным.

  1. Виленский, М.Я.Основы здорового образа жизни студентов. [Текст]/ М.Я Виленский. – М.,1995.- 216с.
  2. Волошина, Л.Н. Теория и практика развития здоровьесберегающего пространства в комплексе « Дошкольное учрежднение – педагогический колледж»: моногр. [Текст]/ Л.Н.Волошина  – Белгород: изд-во БелГУ, 2005. – 356с.
  3. Зеер,Э.Ф. Практикум по психологии профессиональной школы   [Текст] / Э.Ф.Зеер. – Свердловск: Свердл.инж.пед.ин-т, - 1990. – 117с.
  4. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А.Зимняя. Ростов н/Д.: Феникс, - 1997. – 480с.
  5. Лисицин,Ю.П. Слово о здоровье [Текст] / Ю.П.Лисицин, М.,1986.-76с.
  6. Формирование здорового образа жизни студентов средних специальных учебных заведений. [Текст]/ Сост.Л.Л.Довгань, - Москва, ИПР СПО, 2004.- 142с.
  7. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников [Текст] : учеб, пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений. 2-е изд. – / В.Н.Шебеко. - М.: Академия, 1997.- 192с.

Приложение

Программа

Дня здоровья на отделении «Дошкольное образование»

Дата проведения: 08.11.2008 г.

Место проведения: ДОЛ «Юность»

Время проведения: 11-00: 16:00

Задачи:

1.Содействие сплочению студенческих групп и отделения в целом.

2. Формирование привычки к здоровому образу жизни.

3. Систематизация знаний по безопасности жизнедеятельности, организации туризма, охране и укреплению здоровья.

4. Содействие формированию эстетического вкуса в организации рационального здорового питания.

Оргкомитет: Аргунова Н.Н. – зав.отделением

Гава В.В. – зам. Директора по воспитательной работе

Дубина Л.А. – руководитель физвоспитания

Беликов С.В., Гатилова Л.М. – преподаватели

Никифоров С.П. – преподаватель по туризму, руководитель туристического клуба «Ровесник»

№ этапа

Содержание этапа

Время проведения

Ответственный за организацию и проведение

Прибытие, разбивка лагеря

11-00: 11-30

Кураторы групп

Конкурс кричалок о здоровье, спорте, туризме

11-30:11-45

Кураторы групп Жюри: 

Никифоров С.П., Дубина Л.А.,

Гава В.В.

Спортивные соревнования:

* разминка под музыку;

* спортивные эстафеты для всех групп;

11-45: 12-45

Кураторы групп

Жюри:

Дубина Л.А.

Судейская коллегия

Конкурс вкусной и здоровой пищи

12-45: 13-15

Жюри:

Гатилова Л.М.

Гава В.В.

Беликов С.В.

Привал (Обед)

13-15:14-00

Кураторы групп

Соревнования по БЖД (оказание первой помощи, знание лекарственных трав, правила поведения в экстремальных ситуациях)

14-00:14-30

Жюри:

Гатилова Л.М.

Беликов С.В.

Гава В.В.

Конкурс для начинающих туристов

14-30: 15-15

Жюри:

Никифоров С.П.

Члены турклуба «Ровесник»

Конкурс туристической песни (фестиваль у костра)

15-15: 15-45

Аргунова Н.Н.

Жюри:

Гава В.В.

Никифоров С.П.

Гатилова Л.М.

Беликов С.В.

Подведение итогов Дня здоровья

Награждение победителей.

Отъезд

15-45: 16-00

Оргкомитет

Дня здоровья

Кураторы группы

План-задание группе

Для участия в Дне здоровья отделения «Дошкольное образование»

Уважаемые студенты! 

Мы уверены, что важность физических упражнений и различных коллективных соревнований на свежем воздухе вам, как будущим педагогам, раскрывать нет необходимости. Но знать о пользе физических занятий на свежем воздухе и быть образцом организации здорового образа жизни – очень разные вещи. Активное участие всей Вашей группы в Дне здоровья отделения позволит каждому студенту приобщиться к оздоровлению с использованием естественных сил природы и укреплению студенческого коллектива группы во главе с ее куратором. Для успешного участия, группе необходимо проделать некоторую работу по подготовке к предстоящим конкурсам. Вам заранее предлагается перечень конкурсов, которые запланированы в программе. Желаем удачи и победы Вашей команде!                                                           Организационный комитет

Конкурсы и соревнования, требующие домашней подготовки:

  1. Конкурс кричалок о спорте, здоровье, туризме.
    Критерии оценки: соответствие тематике

                                          литературное содержание

 коллективное исполнение

  1. Конкурс вкусной и здоровой пищи.

Критерии оценки: эстетическое оформление туристического стола

                                  знание о пользе продуктов питания

                                  умение представить меню (время: 3-5 минут)

  1. Конкурс туристической песни.

Критерии оценки: соответствие тематике

                                   использование аккомпанемента

                                   точность и эмоциональность исполнения мелодии

                                   участие всей группы в исполнении.

Помимо указанных выше конкурсов в программе дня здоровья будут предложены спортивные соревнования, конкурсная программа для начинающих туристов, викторина с заданиями по безопасности жизнедеятельности,  оказанию первой медицинской помощи и знанию лекарственных трав. При желании Вы можете систематизировать эти знания до начала соревнований.      ЖЕЛАЕМ ВАМ УДАЧИ!

Памятка для куратора

по подготовке и участию в Дне здоровья

  1. Провести с группой инструктаж по технике безопасности (инструкция № 6) при проведении прогулок, туристических походов, экскурсий, экспедиций, заполнить ведомость в конце инструкции.
  2. Подготовить домашнее задание в соответствии с планом-заданием группе.
  3. Обеспечить участие группы во всех конкурсах, распределив участников с учетом группы здоровья, физической нагрузки и общего числа студентов группы.
  4. К концу дня (7.11.) зав. отделением предложить маршрут следования и остановок автобуса обратно с учетом места жительства студентов группы.
  5. Обеспечить явку студентов 8.11. на 1 пару и организованный отъезд в 10-15.
  6. Напомнить студентам о форме одежды: спортивная, утепленная, обязательно с головным убором.
  7. Обеспечить коврики и другие приспособления для организации привала.
  8. Во время прибытия на место проведения соревнований вместе с физоргом получить план-задание для группы и принять участие в точном соответствии с временем утвержденной программы!
  9. По окончании дня проследить за тем, чтобы на месте расположения Вашей группы и вокруг него был порядок. Мусор необходимо собрать в мусорные мешки и отнести в контейнер.
  10. По окончании уборки, перед посадкой в автобус убедитесь, что все студенты готовы к отъезду и их количество соответствует количеству приехавших на мероприятие.


 

Комментарии

Гнедая Ольга Дмитриевна

Надеюсь наш материал заинтересует коолег, хотелось бы узнать их мнение по этому вопросу