Статья «Здоровье детей - приоритетное направление работы ГОУ»

  Успешность развития и воспитания дошкольника зависит от того, насколько здоров ребёнок. Проблема сохранения и укрепления здоровья детей заслуживает особого внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_zdorove_detey.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Филютчик Валентина Георгиевна   воспитатель по физической культуре ГОУ детский сад № 863 ЗАО;

 

 Статья «Здоровье  детей  - приоритетное направление работы ГОУ»

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.

Дошкольное образование как первый уровень системы непрерывного образования создаёт условия для формирования и развития личности ребёнка, способного успешно адаптироваться в современном мире. Успешность развития и воспитания дошкольника зависит от того, насколько здоров ребёнок. Проблема сохранения и укрепления здоровья детей заслуживает особого внимания. Обеспечение здоровья и гармонического развития детей является зоологом и высокой работоспособности взрослых.

С давних времён отечественные педиатры ( С.Ф. Хотовицкий, Н.Ф.Филатов, А.А.Кисель, Н.П.Гундобин и др.) обращали внимание на использование природных факторов в целях оздоровления детей. В дальнейшем, по мере развития науки и более детального изучения физиологии детского возраста, разрабатывались научно обоснованные рекомендации. Большая роль в этом направлении принадлежит Г.Н. Сперанскому, А.Ф.Туру, М.С. Маслову, С.М. Громбаху,  М.И.Олевскому и руководимым мим коллективам научных работников. Всё более детально изучаются и разрабатываются пути и средства оздоровления  детей, создание условий, предупреждающих возникновение заболеваний. Такие условия могут быть созданы только при совместной деятельности  медико – педагогического персонала дошкольных учреждений и семьи. Главное здесь – взаимопонимание, единство действий в организации всей жизни ребёнка. Правильное понимание индивидуальных особенностей каждого ребёнка позволит соответственно конструировать меры воздействий, направленных на улучшение здоровья и развития.

Инновационная деятельность в сфере дошкольной физической культуры сегодня рассматривается как важный ресурс, обеспечивающий поиск решения социально значимой проблемы формирования здоровья с последующим внедрением в образовательную практику новых подходов к здоровьесбережению детей.

В связи с этим перед дошкольным образовательным учреждением ставятся задачи по интеграции здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс; формированию мотивации культуры здоровья воспитанников; улучшению качества личностно – ориентированной образовательной среде, положительно влияющей на физическое, психическое и нравственное благополучие воспитанников; по активному  включению родителей в работу по профилактике и предупреждению заболеваний, функциональных нарушений и формированию необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.

 Сегодня специалисты выражают большую тревогу по поводу социального, педагогического, эмоционального нездоровья семьи. Родители ответственны за защиту своего ребёнка от социальных неурядиц и деформаций. Ведь в  социально нездоровой семье начинают вырастать дети, нездоровые физически и психологически.  Вот почему современному родителю требуется больше педагогической изобретательности и творчества в воспитании здоровых детей, чем прежним поколениям. Профессиональная поддержка способствует  стабильности, прочности и идёт во благо здорового семейного воспитания.

К сожалению, тенденция последних лет – значительное ухудшение состояния здоровья детей  в мегаполисах, в связи с современными социально – экономическими, экологическими проблемами, безграмотностью родителей в вопросах сохранения здоровья детей дефицитом двигательной активности.

В связи с этой тенденцией очень важно в своей работе   опираться на труд выдающихся учёных и педагогов прошлых лет. Одним из  первых исследователей, кто говорил об образовательной функции физической культуры для дошкольников, был Е.А.Аркин, известный отечественный врач и педагог первой половины двадцатого столетия. Физическую культуру он рассматривал как основное средство оздоровления ребёнка, так как все вопросы физического воспитания непосредственно связаны со здоровьем. Во всех работах Е.А.Аркина центральное  место занимает психическое и физическое здоровье детей.

В дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

В связи с этим перед работниками дошкольных учреждений встали задачи по охране и укреплению здоровья детей. Основными направлениями этой работы являются:

  1. создание комфортной предметно – развивающей среды в детском саду и дома;
  2.  благоприятный эмоциональный микроклимат в группе и семье;
  3. совершенствование физического развития;
  4. обеспечение охраны и укрепление здоровья ребёнка, закаливание организма;
  5. широкое внедрение в практику  в работе с детьми здоровьесберегающих технологий;
  6. рациональная организация двигательной активности детей;
  7. воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей и их родителей, привлечение их к занятиям физической культуры и спорта.

Важнейшим компонентом организации физкультурно-   образовательной работы с детьми является двигательный режим.

Двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную.

При разработке рационального двигательного режима важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.

Двигательная активность – это естественная потребность в движении от неё во многом зависят развитие моторики, физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, успешное усвоение материала, наконец, настроение. Под влиянием двигательной активности у дошкольников улучшается деятельность сердечно сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно – двигательный аппарат, регулируется  деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов. При активных движениях, в особенности циклических, дыхание углубляется, улучшается лёгочная вентиляция. Выявлена также зависимость между двигательной активностью и умственной работоспособностью, развитием восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений, школьной зрелостью.

 В связи с этим в детских садах  разработан двигательный режим для каждой возрастной группы. Туда вошли: утренняя гимнастика, физкультминутки, дыхательная, пальчиковая гимнастика, гимнастика пробуждения, физкультурные занятия, досуги, игры.          

Использованная литература:

  1. Праздников В.П. Закаливание детей раннего и дошкольного возрастаю – М.: Медицина, 1983.
  2.  Сборник. Преемственность. «Развитие здоровьесберегающего  пространства – основа преемственности дошкольного и начального образования». – М., 2010г, 140с.
  3. В.А.Шишкина Движение + движения: Кн. Для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1992. – 96с.: ил.
  4. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160с.( Здоровый малыш).
  5. Е.А.Аркин «Ребёнок в дошкольные годы» под ред. А.В. Запарожца и В.В.Давыдова  - М.: Просвещение, 1968.