Авторская программа воспитательной работы «Ступеньки"

Авторская программа воспитательной работы «Ступеньки» - это возможность для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих особые потребности в обучении и воспитании, в течении учебного года перед окончанием обучения в училище подготовиться к будущей взрослой жизни, накопить опыт общения с людьми, опыт открытия своих возможностей, проявления своей индивидуальности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

начального профессионального образования

«Профессиональное училище №56»

Утверждено

на заседании методической комиссии

классных руководителей

26 апреля 2007г.

Директор ГОУ

«Профессиональное училище №56»

___________________В. А. Милаев

Авторская программа воспитательной работы

«Ступеньки»

Черненко Натальи Юрьевны,

социального педагога

ГОУ НПО «Профессиональное училище №56»

г. Палласовка,

2007г.

Пояснительная записка

Реформирование российского общества значительно обострило социальные проблемы населения, в первую очередь касающиеся наиболее уязвимых его категорий, в том числе, детей с физическими и умственными нарушениями. В связи с этим одной из наиболее важных задач на современном этапе становится повышение эффективности реабилитационной работы с подростками, имеющими нарушения здоровья. Такие дети нуждаются в восстановлении нарушенной гармонии и целостности личности, их интеграция в социум требует усиления социально-педагогического сопровождения, чему способствует эффективная организация реабилитационного процесса, включающего образовательно-воспитательную деятельность учебных  учреждениях.

Данная программа рассчитана на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих особые потребности в обучении и воспитании. Особенности психофизического развития и эмоциональной сферы детей-сирот в подростковом возрасте характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими, поверхностными чувствами, иждивенчеством, привычкой жить по указаниям других. Нарушения в сфере самосознания – от переживаний вседозволенности до ущербности. В отношениях со взрослыми у них проявляются переживания собственной ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека.

Все это формирует иждивенчество и боязнь реальной жизни и внешнего мира. Вырабатывается особая нормативность чувства по отношению к «своим» и «чужим», проявление особого чувства «мы» и «домашние».

Этим детям свойственны иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни и вопросов собственности, трудности общения, отсутствие избирательности в общении, инфантилизм, замедленность самоопределения, неприятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы, перегруженность отрицательным опытом и негативными «ценностями», негативными образцами поведения, неуверенность в себе, в своем будущем, агрессия по отношению к внешнему миру или его боязнь.

Ограниченные возможности детей с ЗПР, умственно отсталых, детей с эмоциональными нарушениями, детей, имеющих особые образовательные потребности не являются чисто количественным фактором. Ребенок не просто плохо ходит или плохо слышит - это системное изменение личности в целом, это «другой» ребенок, «другой человек», не такой, как все нуждающийся в совершенно иных, чем обычно, условиях образования (обучения и воспитания) для того, чтобы преодолеть ограничения и решить ту образовательную задачу, которая стоит перед любым человеком.

Программа «Ступеньки» - это возможность для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих особые потребности в обучении и воспитании, в течении учебного года перед окончанием обучения в училище подготовиться к будущей взрослой жизни, накопить опыт общения с людьми, опыт открытия своих возможностей, проявления своей индивидуальности.

Для реализации данной программы используются различные формы и методы проведения занятий:

- индивидуальные беседы-занятия;

- встречи с представителями различных ведомств, как то Центр социальной помощи семье и детям, Центр занятости населения, Комиссии по учету и распределению жилой площади, с инспектором по охране прав детства, психологом;

- игровые пробы;

- тестирование и анкетирование;

- виртуальные экскурсии;

- круглые столы;

- диспуты.

Результатом реализации данной программы видится:

- познание подростками своих индивидуальных особенностей, способностей и собственного потенциала;

- приобретение опыта общения с незнакомыми людьми, преодоление трудностей в общении с посторонними, боязни взрослой жизни;

- развитие знаний и умений работы с официальными бумагами, подтверждающими общественный статус, с документацией необходимой при трудоустройстве, при оформлении документов на жилье;

- развитие кругозора учащихся, их жизненного опыта через игру, общение с людьми.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Всего

часов

В том числе

практи-ческая деятель-ность

массовая

работа

теоретические занятия

1

Я среди людей

14

6

1

7

1.1

Как ты относишься к людям, и как люди относятся к тебе

1

1

1.2

То, как я вижу окружа-ющих, зависит от меня…

1

1

1.3

Что значит «воспитанный человек»?

1

1

1.4

Что такое «культурный человек»?

1

1

1.5

О радостях и сложностях общения

1

1

1.6

Язык мой: враг или друг?

1

1

1.7

О законах нравственности

1

1

1.8

Дружба. Настоящий друг: что это такое?

1

1

1.9

Любовью дорожить умейте

1

1

1.10

Жизненные ценности

1

1

1.11

Моя жизнь

2

1

1

1.12

Мой внутренний мир

1

1

1.13

Урок самопознания и откровения

1

1

2

Я и моя работа

10

5

1

4

2.1

Профессиональные и жизненные планы

1

1

2.2

Профессии, специальности, должности

2

2

2.3

Знакомство с профессиограммой

2

1

1

2.4

Знание законов – компас в трудовой жизни!

1

1

2.5

Устраиваемся на работу по правилам

3

3

2.6

Игровые пробы

1

1

3

Я и мой дом

6

4

1

1

3.1

Жилищный кодекс

2

1

1

3.2

Мое жилье

2

2

3.3

Как улучшить жилищные условия?

1

1

3.4

Игровые пробы

1

1

4

Я – выпускник

4

2

1

1

4.1

Мой первый шаг во взрослую жизнь

1

1

4.2

Мои документы

2

2

4.3

До свидания! До новых встреч!

1

1

Итого: 34 часа

Содержание программы

1. «Я среди людей»

1.1. Как ты относишься к людям, и как люди относятся к тебе.

Цель: обобщить знания о себе, создать настрой на усиление процесса познания самого себя.

Занятие проходит в форме психологического тренинга. В ходе занятия проводятся упражнения «День бывает…», «Я для себя и я для других», тестовое задание «Мои взаимоотношения с одногруппниками».

Оснащение: тестовые бланки.

1.2. Поведение человека как образ жизни.

Цель: осознание особенностей своего отношения к окружающей действительности, выделение и обсуждение «проблемных» сфер в поведении.

Занятие проводится в форме беседы, обсуждении предлагаемых ситуаций, ознакомлении с правилами поведения, общения, принятыми в обществе.

1.3. То, как я вижу окружающих, зависит от меня…

Цель: знакомство учащихся с основными закономерностями, функциями и компонентами общения в обществе, расширение знаний о себе, повышение доверия в группе.

Занятие организуется и проводится в форме группового обсуждения предложенных ситуаций, игровых занятий, самоописания.

1.4. Что такое «культурный человек»?

Цель: знакомство с неписанными нормами и правилами общепринятого общения, тренировка и упражнение в правильном поведении, формирование у учащихся потребности в нравственном самопознании, в формировании потребности личности в усвоении духовных ценностей.

Занятие проводится в форме беседы, группового обсуждения предлагаемых ситуаций, ролевых драматизаций.

1.5. О радостях и сложностях общения.

Цель: познакомить учащихся с понятиями характера, темперамента, способствовать развитию интереса к самопознанию, развитие рефлексивных способностей в ситуациях общения.

Занятие проводится в форме беседы, игры с элементами тренинга, ролевой драматизации.

1.6. Язык мой: враг или друг?

Цель: развитие умения быстро реагировать и гибко изменять свое поведение в случае изменения внешней ситуации, выявление и анализ актуальных для данной группы учащихся затруднений в общении и понимании.

Занятие проводится в форме ролевой игры, групповой дискуссии.

1.7. О законах нравственности.

Цель: способствовать осознанию неизбежности подчинения моральным и правовым нормам в обществе.

Занятие проводится в тренинговом режиме.

1.8. Дружба. Настоящий друг: что это такое?

Цель: научить учащихся диагностировать и характеризовать систему ценностей в общении между людьми.

Занятие проводится в форме беседы, тестирования «Настоящий ли вы друг?».

Оборудование: тестовые бланки.

1.9. Любовью дорожить умейте.

Цель: показать учащимся актуальность проблем межличностного полового общения, создание условия для осознания каждым учащимся уникальности собственной личности и средств реализации межполового общения.

Занятие начинается с психогимнастических упражнений, затем в групповой форме по заявленным учащимися и ведущим вопросам решаются проблемы межличностного межполового восприятия.

1.10. Жизненные ценности.

Цель: пробудить интерес к поиску смысла жизни; научиться решать свои жизненные проблемы.

Занятие проходит в виде обсуждения результатов анкетирования, выполнения практических заданий.

Оборудование: тестовые бланки «Мои ценности», анкета «О смысле жизни», поле ценностных ориентаций.

1.11. Моя жизнь.

Цель: сформировать навыки целеполагания, способствовать формированию ценности собственной ответственности в планировании своей жизни и в отношении с людьми, осознание своего отношения к постановке целей на будущее.

Занятия проходят в виде виртуальной экскурсии в будущее, откровенного разговора-проектирования своего будущего.

1.12. Мой внутренний мир.

Цель: знакомство с внутренним миром человека, осознание себя.

Занятие проходит в виде игры-рассуждения по теме «Кто я? Какой я?», игры «Ассоциация».

Оборудование: бумага, ручки.

1.13. Урок самопознания и откровения.

Цель: осознание собственного уровня адаптивных возможностей, закрепление приобретенных навыков социального поведения.

Форма организации и проведения занятия: психогимнастические упражнения, ролевые драматизации, групповое обсуждение, проективный рассказ.

2. «Я и моя работа».

2.1. Профессиональные и жизненные планы.

Цель: формирование ответственного отношения к выбору жизненного и профессионального пути.

В ходе занятия проводятся анкетирование, опрос, игра «Ловушки- капканчики».

Оборудование: бумага, бланки ответов.

2.2. Профессии, специальности, должности.

Цель: понятие о профессиях и специальностях, осуществление анализа профессии с использованием схемы.

В ходе занятий проводится игра «Профессия и специальность», знакомство со схемой анализа профессии, упражнения «Закодируй профессию», «Профессия – необходимое качество».

Оборудование: бумага, схема анализа профессии.

2.3. Знакомство с профессиограммой.

Цель: раскрытие требований, предъявляемых профессией к личности.

В ходе занятий проводится игра в профессии и специальности, знакомство со схемой профессиограммы, упражнения в составлении профессиограммы.

Оборудование: бумага, схема составления профессиограммы.

2.4. Знание законов – компас в трудовой жизни!

Цель: ознакомление с законом РФ о трудоустройстве граждан, приобретение навыков работы с официальными документами.

Занятие проводится в виде круглого стола, для участия в котором приглашаются специалисты районного центра занятости населения.

Оборудование: бумага для записей интересующих моментов.

2.5. Устраиваемся на работу по правилам.

Цель: приобретение навыков работы с документацией при трудоустройстве, опыта общения с работодателями.

Занятия проводятся в виде ролевых игр, в ходе которых проигрываются варианты поведения при трудоустройстве молодых специалистов на государственное предприятие, к частному предпринимателю, постановку на учет в РЦЗН.

Оборудование: бумага для записей интересующих моментов.

2.6. Игровые пробы.

Цель: закрепление навыков заполнения бланков и документации при приеме на работу.

Занятие проходит в виде игры в работника-работодателя, в которой учащиеся закрепляют полученные знания по оформлению документации при приеме на работу.

Оборудование: бумага для записей интересующих моментов, бланки заявлений.

3. «Я и мой дом».

3.1. Жилищный кодекс.

Цель: ознакомление с отдельными статьями жилищного кодекса, приобретение навыка работы с документами.

Занятия проводятся в виде беседы, практической работы с текстом кодекса, обсуждения интересующих вопросов.

Оборудование: бумага для записей интересующих моментов.

3.2. Мое жилье.

Цель: ознакомление с документами личного дела, касающимися закрепленного жилья.

Занятия проводятся в форме индивидуальных консультаций по вопросам о закрепленном за каждым учащимся жилом помещении.

Оборудование: бумага для записей интересующих моментов.

3.3. Как улучшить жилищные условия?

Цель: ознакомление с отдельными статьями жилищного кодекса, приобретение навыка работы с документами, необходимыми при постановке на внеочередное предоставление жилья.

Занятие проходит в виде круглого стола с участием представителя комиссии по учету малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Оборудование: бумага для записей интересующих моментов.

3.4. Игровые пробы.

Цель: закрепление навыков заполнения бланков и документации при подаче заявления для внеочередного предоставления жилья, навыков общение с должностными лицами.

Занятие проходит в виде игры, в которой учащиеся закрепляют полученные знания по оформлению документации для внеочередного предоставления жилья, навыки общения с должностными лицами.

Оборудование: бумага для записей интересующих моментов.

4. «Я – выпускник!».

4.1. Мой первый шаг во взрослую жизнь.

Занятие проходит  в виде игры-фантазии, в ходе которой каждый учащийся планирует свою жизнедеятельность на ближайшие 2-3 месяца исходя из собственной жизненной ситуации.

Оборудование: бумага для записей интересующих моментов.

4.2. Мои документы.

Занятия проходят в индивидуальной форме – передача личных дел учащихся, индивидуальные консультации по выпуску и предстоящему отъезду по месту закрепленного жилья.

Оборудование: личные дела учащихся, бланки актов передачи документов.

4.3. До свидания! До новых встреч!

Выпускной вечер для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих особые потребности в воспитании и обучении, с торжественным вручением свидетельств об окончании училища, праздничным чаепитием.

Приложение.

Список литературы, используемый педагогом.

1. Должностные обязанности социального педагога // Вестник образования. – 1995. - №11. – С.63-65

2. Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы. — М., 1994.

3. Васильева, З. Изучение личности школьника учителем. – М.: Педагогика, 1991. – 160 с.

4. Григоренко, Ю.Н. КИПАРИС – 2. Пособие по организации детского досуга. – М., 2002. – 160.

5. Дементьева, И. Работа с детьми «группы риска» – М.: Педагогика, 2001. – 144 с.

6. Методика работы социального педагога / Под ред. Л.В. Кузнецовой; сост. Г.С. Семенов. – М.: Школьная пресса, 2003. – 96 с.

7. Методика и технологии работы социального педагога. – М.:Владос, 1998. – 215с.

8. Организация внешнего досуга, программы игр и представлений/ Сост. Шанин В.П. – М., 2002. – 352 с.

9. Асмолов, А.Г. Психология личности. - М., Психология и педагогика, 1990г. -345с.

10. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., Владос, 1996г. – 458с.

11. Цзен, Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. - М., ФКиС, 1988г. – 69с.

12. Школа социальных педагогов и социальных работников: методические рекомендации. - М., 1990. – 370с.

13. Л.С. Нагавкина. Введение в должность социального педагога. - М., 2000г. – 190с.

14. Линде, Н.Д. Психотерапия в социальной работе. - М., Психология, 1992. – 320с.

15. Большаков, В. Ю. Психотренинг: Социодинамика. Игры. Упражнения. - СПб., Питер, 1996 – 187с.

16. Школа социальных педагогов и социальных работников: технологии работы - М., «Светоч», 1990 – 243с.

17. Жилищный кодекс РФ.

18. ФЗ РФ «О трудоустройстве граждан РФ»

Перечень оборудования, необходимого для реализации программы

- бланк тестового задания «Мои взаимоотношения с одногруппниками»;

- бланк теста «Настоящий ли вы друг?»;

- тестовые бланки «Мои ценности»;

- бланк анкеты «О смысле жизни»;

- поле ценностных ориентаций;

- схема составления профессиограммы;

- схемой анализа профессии.