Опыт работы по обеспечению профессиональной направленности в преподавании литературы.

Постольникова Елена Михайловна

Урок – сложный педагогический объект и основная форма организации и обеспечения профессионального образования.

Каким он должен быть?

Как сделать его источником радостного и вдохновенного труда студентов, аудиторией их самостоятельности и творчества?

Отвечая на поставленные вопросы можно сказать – это уроки взаимного доверия и живого общения, которые развивают творческую деятельность студентов, их активность, самостоятельность, нестандартное мышление, чувство ответственности, учат работать в коллективе, развивают желание помочь друг другу, создают атмосферу сотрудничества, что способствует наилучшему усвоению материала.

Хороший урок определяется профессиональными умениями и обеспечивается индивидуальным стилем учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie-urok.docx20.45 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по обеспечению профессиональной направленности в преподавании литературы.

Урок – сложный педагогический объект и основная форма организации и обеспечения профессионального образования.

Каким он должен быть?

Как сделать его источником радостного и вдохновенного труда студентов, аудиторией их самостоятельности и творчества?

Отвечая на поставленные вопросы можно сказать – это уроки взаимного доверия и живого общения, которые развивают творческую деятельность студентов, их активность, самостоятельность, нестандартное мышление, чувство ответственности, учат работать в коллективе, развивают желание помочь друг другу, создают атмосферу сотрудничества, что способствует наилучшему усвоению материала.

Хороший урок определяется профессиональными умениями и обеспечивается индивидуальным стилем учителя.

Урок должен демонстрировать грамотность учителя:

  • Знания основных факторов, которые определяют содержание и значение современного урока;
  • Умения планировать, проводить и анализировать урок, так как он есть зеркало общей педагогической культуры учителя, в котором отражается не просто учитель-профессионал, а учитель-человек и вместе с ним не просто студенты, а его дети.

При моделировании урока учитель обязан установить взаимосвязь всех компонентов учебного процесса:

  • Цели (общие, конкретные);
  • Содержание методов и средств (личностных, инструментальных) для достижения планируемых результатов обучения.
  • Формы  и методы контроля умений, навыков и знаний 

Современный урок – это урок, на котором создаются реальные условия для интеллектуального, социального, профессионального, морального становления личности студента, что позволяет ему достичь высоких результатов, благодаря фасилитационному пространству общения, при котором обеспечивается зрительный контакт, взаимосвязанное выполнение совместных действий, обмен невербальными и вербальными средствами коммуникации, эмоциональными состояниями.

Слияние содержания, методов и форм организации учебно-воспитательного процесса в целях достижения его эффективности, продуктивности, профессиональности – используется интеграция.

Интегрируя познавательную самостоятельность студентов в систему адекватных технологий самообучения, при выполнении практических заданий осуществим педагогическую рефлексию, как эффективный способ самопознания. Интеграция (от латинского – восстановление, восполнение, целое) – это по определению В.А.Игнатьевой – процесс и результат взаимодействия отдельных дифференциальных элементов и функций системы, приводящий к взаимосвязанному устойчивому функционированию всю систему. Можно сделать вывод, что интеграция - это междисциплинарная категория.

Междисциплинарная интеграция – это целенаправленное усиление междисциплинарных связей при сохранении теоретической и практической целостности учебных дисциплин.

Междисциплинарная интеграция расширяет образовательное пространство, создает виртуальную учебную междисциплинарную лабораторию, в которой студент, многократно применяя знания по каждой дисциплине за рамками самой дисциплины, в новых условиях, развивает умения применять знания в профессиональной деятельности. Роль междисциплинарных связей закреплена общедидактическим принципом междисциплинарных связей в обучении, который подразумевает согласованное изучение теорий, законов, понятий, методов познания и методологических принципов, общих для родственных дисциплин.

Интеграция дисциплин предполагает:

        Устранение дублирования в процессе изложения учебного материала различных дисциплин;

        Усиления важности профессиональной направленности общеобразовательных предметов;

        Преодоление фрагментарности и мозаичности знаний студентов, что обеспечивает овладение ими комплексным знанием, системой универсальных человеческих ценностей;

        Формирование системно-целостного взгляда на мир.

Интеграция учебных дисциплин способствует формированию компетентного специалиста, способного мыслить широко и нестандартно, достигается качество профессионального образования, обеспечивается необходимый уровень подготовки специалистов.

Чтобы обучение проходило успешнее, вызывало интерес к своей профессии, чтобы у студентов возникла потребность сознательно и творчески, со всей ответственностью овладевать профессиональным мастерством, я, как учитель русского языка и литературы на своих занятиях применяю: словарные диктанты (подбирая профессиональную лексику), при изучении синтаксиса – тексты профессионального содержания…

 Литература: Например в группе: «Право и организация социального обеспечения» изучение программного произведения основывается на исследовательской работе. Прочитав текст, задается мною вопрос, который требует поиска ответа с профессиональной точки зрения.

Куприн «Олеся»: Сначала они только молча и бесцеремонно разглядывали беспомощную, пугливо озиравшуюся по сторонам девушку. Потом посыпались грубые насмешки, крепкие слова, ругательства, сопровождаемые хохотом, потом отдельные восклицания слились в общий пронзительный бабий гвалт, в котором ничего нельзя было разобрать и который еще больше взвинчивал нервы расходившейся толпы. Несколько раз Олеся пыталась пройти сквозь это живое ужасное кольцо, но ее постоянно отталкивали опять на середину.

Имеет ли человек  право безнаказанно оскорблять, унижать личность и достоинство человека?

Статья21. Конституции РФ. 1.Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. 2.Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Согласно  части1.ст.130 УК РФ Оскорбление – есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме.

Унижение чести и достоинства представляет собой отрицательную оценку виновным другого лица, выраженном в неприличной форме. Обязательным признаком унижения чести и достоинства другого лица является способ унижения чести и достоинства – неприличная форма. Под ней понимается откровенно циничная, глубоко противоречащая принятым в человеческом обществе нормам нравственности и морали, унизительное обращение с человеком, в частности нецензурные выражения, общая оценка личности.

Если вы подверглись оскорблению, то вы можете защитить себя в порядке уголовного судопроизводства, т.к. Оскорбление наказывается штрафом в размере до 40 000 рублей или в размере заработной платы за период до 3 х месяцев, либо обязательными работами на срок до 120 часов, либо исправительными работами на срок до 6 месяцев.

М.Е.Салтыков-Щедрин  «История одного города»: законы в городе:

В этом фантастическом мире нет ни страстей, ни увлечений, ни привязанностей.  Жизнь ни на мгновенье не отвлекается от исполнения бесчисленного множества  дурацких обязанностей,  из  которых каждая  рассчитана  заранее и  над  каждым  человеком тяготеет как рок. Женщины имеют право рожать детей только   зимой,   потому   что   нарушение этого правила может воспрепятствовать  успешному ходу  летних  работ. Союзы   между   молодыми   людьми   устраиваются  не иначе, как сообразно росту и телосложению, так как это удовлетворяет  требованиям   правильного  и  красивого фронта.  

Вопрос: Какие права нарушены в городе?

Статья 18ГК РФ В этом городе согласно гражданскому законодательству нарушены прежде всего личные неимущественные права граждан, такие как: право на создание семьи.

Эти задания способствую приобретению профессиональных умений и навыков у будущих специалистов.

Или в группе «Программного обеспечения вычислительной техники и автоматизированных систем» создаются компьютерные работы-презентации выбранного писателя, после прочтения произведения разрабатывается анализ текста, иллюстраций к тексту, алгоритмов лучшего запоминания героев.

Междисциплинарную интеграцию отображают бинарные занятия. Для студентов привлекательны тем, что дают им возможность применить на уроках литературы знания, полученные при изучении других учебных дисциплин, а для преподавателя – организацией совместной работы по решению проблемы развития творческой инициативы обучаемых, профессионализма. Активность студентов обеспечивается анализом теоретического материала, комментированием фактов, решением ситуаций и проблем, демонстрацией и иллюстрацией подготовленных материалов, самостоятельным формированием выводов.

Бинарные уроки мною проводятся совместно с преподавателями  психологии, экономики, социологии. Например:

•        психология - литература (Ф. М. Достоевский «Идиот», «Преступление и наказание»).

•        экономика - литература (О. де Бальзак «Гобсек» - бизнес, заем, биржа);

•        социология - литература (М. Горький «На дне», А. Платонов  « Котлован» - общество людей);

Междисциплинарная интеграция способствует формированию компетентного специалиста, способного мыслить широко и нестандартно.