Творческий отчет : "Словарь интерактивного обучения".

Постольникова Елена Михайловна

В данной работе описана классификация современных технологий обучения, определено в ней место интерактивных методов обучения;

-     использование интерактивных методов обучения на уроках   литературы в колледже;

- обобщен опыт работы   методической разработкой в виде Словаря интерактивного обучения.                                

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota.doc149 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

Классификация современных технологий обучения        

5

Интерактивное обучение как современный способ        

взаимодействия педагога и студента

11

Использование интерактивного обучения на уроках   литературы в Профессиональном  колледже

15

Словарь интерактивного обучения                                  

18

Заключение

27

Список использованных источников

28

                                                   


ВВЕДЕНИЕ

Коренные изменения в нашем обществе создали реальные предпосылки для обновления всей системы образования, что находит свое отражение в разработке и введении элементов нового содержания, новых образовательных технологий, в обращении к мировому педагогическому опыту.

При обновлении содержания образования и освоении новых форм организации учебно-воспитательного процесса качественно меняется и роль учителя как участника иной педагогической реальности: не транслятор знаний, а организатор, руководитель и соучастник учебного процесса, построенного как диалог учащегося с познаваемой действительностью. Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово “интерактив” образовано от слова “interact” (англ.), где “inter” — взаимный, “act” — действовать. “Интерактивность” означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение (Суворова Н.И.) [11].

Важно подчеркнуть, что интерактивное обучение требует от учителя необходимых методических и психологических знаний и умений. Например, умения использовать техники, позволяющие включить всех участников учебного занятия в процесс обсуждения, умения осуществлять психологическую подготовку участников и правильно организовывать пространство для занятия, умения регламентировать этапы работы и визуализировать ключевые понятия и т. д. Возможность охарактеризовать свой опыт работы со студентами на уроках литературы с использованием интерактивных методов обучения актуализировало выбор темы творческого отчета «Интерактивные методы обучения как современный способ взаимодействия педагога и студента».

Цель: проанализировать опыт работы со студентами на уроках литературы с использованием интерактивных методов обучения.

Задачи:

- описать классификацию современных технологий обучения, определив в ней место интерактивных методов обучения;

-     проследить использование интерактивных методов обучения на уроках   литературы в колледже;

- обобщить опыт работы   методической разработкой в виде Словаря интерактивного обучения.                                


  1. Классификация современных технологий обучения

Образовательную технологию можно рассматривать в широком смысле как часть дидактики и в узком смысле как конкретный инструментарий учите ля, объект дидактических исследований и прикладных разработок. Определим образовательную технологию в узком смысле как систему, включающую неко торое представление планируемых ре зультатов обучения, средства диагнос тики текущего состояния обучаемых, множество моделей обучения и крите рии выбора оптимальной модели обуче ния для данных конкретных условий. Здесь модель обучения — система, со стоящая из дидактической основы и пе дагогической техники, используемых в данном учебном периоде. Дидактичес кая основа модели обучения состоит из метода обучения и организационной формы, в которой он реализован, а пе дагогическая техника объединяет сред ства и приёмы, непосредственно ис пользуемые в учебном процессе. «Эф фективность процесса образования нахо дится в прямой зависимости от той педа гогической технологии, которую мы при меняем для реализации педагогической задачи и достижения поставленных целей» (Беспалько В.П.) .[2]

Главный смысл образовательной технологии — возможность её воспроизводить для получения сходных результатов. Ясно, что «нетехнологизированные образовательные новшества не могут стать достоянием педагогов, так как копировать уникальные особенности личности и её работы затруднительно, передаваться могут лишь инструментализованные компоненты» (Штейнберг В.Э.) [12].

 Однако столь же ясно должно быть, что полная алгоритмизация образовательной технологии маловероятна в силу неопределённости, свойственной гуманитарным системам. Эта неопределённость проявляется обычно на уровне педагогической техники и предоставляет поле творчества для педагогов. Это значит, что мерилом ценности образовательной технологии будет не только операционально фиксируемый результат, но и сам процесс, проектирование которого должно учитывать «…непроектируемые аффект, интеллект и воля - сердцевина образования» (Зинченко В.П.) [4].

Назначение образовательной технологии – гарантировать некоторый нижний порог вероятности успеха для обучаемых. Чем выше этот порог, тем выше качество технологии. Любой результат, полученный за счёт применения технологии, может быть улучшен благодаря индивидуальному мастерству учителя. Именно для этого проектировщики сознательно оставляют в хороших технологиях зону неопределённости.

По мнению Якиманской И.С. [13].

образовательная технология должна способствовать:

•        Раскрытию субъектного опыта ученика;

•        Формированию личностно значимых для него способов учебной работы;

•   Овладению умениями самообразования, независимо от конкретно-предметного его содержания;

•        Воспитанию нравственных идеалов, их воплощению в личной жизни».

Савельев А.Я. [9].

рассматривает традиционные и инновационные технологии обучения, обусловленные основополагающей концептуальной основой, образовательной парадигмой. Он выделяет технологии:

  1. По организации учебного процесса: индивидуальные, коллективные,

         смешанные.

  1. По применяемым техническим средствам: аудиовизуальная, видеотехническая, компьютерная, видеокомпьютерная, масс-медиа.

Максимова В.М. [7] выделяет:

  1. Структурно-логические технологии, представляющие поэтапную организацию системы обучения, обеспечивающие логическую последовательность постановки и решения дидактических задач на основе адекватного выбора содержания, форм, методов и средств обучения на каждом этапе с учетом поэтапной диагностики результатов;
  2. Интегрированные технологии как дидактические системы, обеспечивающие интеграцию разнопредметных знаний и умений, различных видов деятельности на уровне интегрированных курсов, учебных тем, учебных проблем, уроков других форм организации обучения;
  3. Игровые технологии включают дидактические системы применения различных дидактических игр, формирующих умение решать задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов: занимательные, театрализованные, деловые, имитационные ролевые игры;
  4. Тренинговые технологии – системы деятельности учащихся по отработке определенных алгоритмов решения типовых задач практики, в том числе с помощью ЭВМ: психологические тренинги интеллектуального развития, общения, решения управленческих задач;
  5. Информационно-компьютерные технологии, реализующиеся в дидактических системах компьютерного обучения на основе диалога «ученик – машина» с помощью различного вида обучающихся программ (информационных, контролирующих, тренинговых);
  6. Диалогические технологии, представляющие собой форму организации и метод обучения, основанные на диалоговом мышлении во взаимодействующих дидактических системах «ученик – ученик», «учитель – автор», «ученик – автор».

Наиболее полной классификацией педагогических технологий, на мой взгляд, является классификация Г.К.Селевко [10], который выделяет следующие педагогические технологии:

  1. По уровню применения: общепедагогические, частнопредметные, отраслевые, локальные, модульные, узкометодические;
  2. По ведущему фактору психологического развития: биогенные, социогенные, психогенные;
  3. По ориентации на личностные структуры: информационные, операционные, формирования;
  4. По характеру содержания и структуры: обучающие, профессиональные, гуманистические, технократические;
  5. По организационным формам: классно-урочные, дифференцированное обучение; групповые;
  6. По подходу к ребенку: авторитарные, личностно ориентированные, технологии сотрудничества;
  7. По доминирующему методу: объяснительно-иллюстративные, развивающее обучение, проблемно-поисковые, саморазвивающее обучение,  информационные;
  8. По направлению модернизации существующей системы:
  1. На основе гуманизации и демократизации отношений;
  2. На основе активизации и интенсификации учебной деятельности;
  3. На основе методического и дидактического реконструирования материала;
  4. Природосообразные;
  5. Целостные технологии авторских школ.
  1. По категории обучающихся: массовая, компенсирующая, технология работы с одаренными.

Гузеев В.В. [3] предлагает интегральную технологию, в которой выделяет пять методов обучения:

•        Объяснительно-иллюстративный;

•        Эвристический;

•        Проблемный;

•        Программированный;

•        Модельный.

Эти методы могут быть реализованы в разных формах (лекция, рассказ, беседа, семинар, практикум). Каждая пара (метод, форма) становится дидактической основой, а вся совокупность этих пар составляет матрицу разнообразия обучающей системы. Матрица имеет разнообразные применения в обеспечении образовательного процесса.

Все методические инновации в личностно ориентированной технологии  связаны с использованием интерактивных методов обучения, которые обеспечивают возможность каждому ученику достигать такого уровня успехов, который для него адекватен и желателен. (В.В.Гузеев) [3].

Каковы основные характеристики “интерактива”? Следует признать, что интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Сегодня в обществе менее затребован педагог практик, который изо дня в день производит одни и те же шаблонные педагогические операции, относясь к типу преподавателей, которого принято называть «урокодателем». Студент выступает в роли «объекта» обучения и обязан усвоить материал, подготовленный учителем или прочитанный в учебнике, не выполняя никакой творческой работы. Учитель, используя такие методы обучения, как лекция - монолог, чтение, объяснение, опрос студентов делает обучение пассивным!

Современная личность в разных ситуациях, на разных этапах жизни видит себя активным социальным субъектом, человеком, осмысливающим свою жизнь, созерцающим, интенсивно познающим мир, человеком, самосовершенствующимся и передающим свой опыт другим. И поэтому в настоящее время возросла потребность в активном педагоге, решающем тактические задачи, выступающем на уроке в роли организатора, помощника, корректора, консультанта, побуждающего к самостоятельному поиску знаний.

Студент, выполняя творческие задания, вступает в диалог с преподавателем, расширяет свою познавательную активность и выступает «субъектом» обучения, что позволяет ему осуществлять саморазвитие, самопознание, самореализацию.

  1. Интерактивное обучение как современный способ

взаимодействия педагога и студента

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

В педагогической деятельности мною используются такие методы интерактивного обучения как:

1. Универсальный, т.е. эвристическая беседа, где на ряд проблемных вопросов я направляю мысли и ответы студентов, учитывая их жизненный опыт и логическое рассуждение, где они делают открытия, получают новые знания, при этом студенты активны и любознательны.

2. Кейс- метод - это метод коллективного анализа конкретной ситуации, случая, упражнения. Работа проводится в составе небольших групп, где выполняется письменное описание какой-либо конкретной ситуации, анализируется, разрабатывается, и самостоятельно принимаются решения.

3. Метод- тренинг. Форма групповой работы, студенты садятся полукругом и обращаются друг другу по имени, преподаватель направляет деятельность группы. Этот метод повышает мотивацию обучающихся и раскрывает личность каждого.

4. Дискуссии - это публичные обсуждения или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями, мнениями по поводу какого-либо спорного вопроса, проблемы, где студенты, находясь в состоянии морального выбора, учатся самостоятельно мыслить, вести суждения, аргументировать положения, привлекая запас своих представлений, обнажая свои нравственные принципы и нравственно совершенствуясь. Формы дискуссий - круглый стол, форум, дебаты, судебные заседания, симпозиум.

5. Ролевые и риторические (коммуникативные) игры. Работая в парах или группах, разыгрывается ситуация, обсуждается, указываются положительные и отрицательные моменты; формируются коммуникативные умения и навыки.

6. Метод проектов. Расширяет умение работать самостоятельно, учитывая актуальность проблемы, учит ориентироваться в информационном пространстве, расширяет познавательные, творческие умения и навыки.

7. Метод «мозгового штурма» - это эффективный метод коллективного решения. На доске записывается проблема или тема, выдвигается идеи решения проблемы, которые записываются, группируются, анализируются, совершенствуются и выбираются только те, которые решают проблему.

8. Метод «выбери позицию». Собирая доказательства, студенты осуждают или оправдывают героя, действие.

9. Метод «Круг идей» - цепочка ответов на поставленный вопрос.

10. Метод «Микрофон» - дает возможность каждому высказать свою мысль или позицию, но не комментировать и не оценивать ответ, не перебивать, не выкрикивать. Говорит только тот, у кого символический микрофон.

Интерактивное обучение:

•        развивает коммуникативные умения;

•        помогает становлению эмоционального контакта между студентами;

•        обеспечивает работу в команде, взаимоуважение;

•        снимает нервное напряжение у студентов, дает возможность сменить деятельность, переключить внимание.

Тем педагогам, кто решился работать в интерактивном режиме, предлагаем помнить о некоторых правилах организации интерактивного обучения.

Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники (ученики). С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения.

Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на урок, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность поведения. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика.

Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. В работе не должны принимать участие более 30 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах. Ведь важно, чтобы каждый был услышан, каждой группе предоставлена возможность выступить по проблеме.

Правило четвертое. Отнестись со вниманием к подготовке помещения для работы. Это не такой праздный вопрос, как может показаться сначала. Класс должен быть подготовлен с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Другими словами для учеников должен быть создан физический комфорт. Плохо, если кому-то на занятии придется сидеть, “вывернув” шею. Поэтому столы лучше поставить “елочкой”, чтобы каждый ученик сидел вполоборота к ведущему занятие и имел возможность общаться в малой группе. Хорошо, если заранее будут подготовлены материалы, необходимые для творческой работы.

Правило пятое. Отнеситесь со вниманием к вопросам процедуры и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например, полезно договориться о том, что все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважение его достоинства.

Правило шестое. Отнеситесь со вниманием к делению участников на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.

Как писал философ Конфуций: «РАССКАЖИ мне и я забуду, ПОКАЖИ мне, и я запомню, ВКЛЮЧИ меня в действие, и я пойму!»

  1. Использование интерактивного обучения на уроках

литературы в Профессиональном колледже

Основною формою организации учебного процесса остается урок. Урок - это сложный педагогический объект. Хороший урок имеет свое «лицо» и особенность, которые обеспечиваются индивидуальным стилем учителя и личностью учащихся. Учитель, если он не «урокодатель», а творец, то умело создает урок, работая с детьми и для них.

В педагогической деятельности мною используются такие формы интерактивного обучения, как: "Большой круг", "Аквариум", "Мозговой штурм", «Дебаты» и другие. Эти формы эффективны в том случае, если на уроке заранее оговаривается проблема в целом, к разрешению которой привлекаются обучаемые. Важно, чтобы варианты решения проблемы были доступны для всех.

Например, форма работы со студентами на уроке -  "Большой круг".

Работа проходит в три этапа.

Первый этап. Группа рассаживается на стульях в большом кругу. Учитель формулирует проблему.

Второй этап. В течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый ученик индивидуально, на своем листе записывает предлагаемые меры для решения проблемы.

Третий этап. По кругу каждый ученик зачитывает свои предложения, группа молча выслушивает (не критикует) и проводит голосование по каждому пункту – не включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

Прием “большого круга” оптимально применять в тех случаях, когда возможно быстро определить пути решения вопроса или составляющие этого решения.

"Аквариум" - проходит в виде диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему “перед лицом общественности”. Малая группа выбирает того, кому она может доверить вести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные ученики выступают в роли зрителей. Отсюда и название – аквариум. Что дает этот организационный прием студентам? Возможность увидеть своих сверстников со стороны, то есть увидеть: как они общаются; как реагируют на чужую мысль; как улаживают назревающий конфликт; как аргументируют свою мысль и так далее.

Очень часто в обучении студентов использую такую форму как «мозговой штурм», который приводит к поиску решений, способствует высказыванию мыслей всех студентов и помогает решать конкретные проблемы. Тема или проблема записывается на доске, все участники мозгового штурма предлагают идеи, и пути решения проблемы, чем больше идей, тем лучше. Записанные идеи группируются, анализируются и выбираются только те, которые решают проблему.

Применяю форму интерактивного обучения, как  «синектика» – это различные  виды  аналогий (словесные, образные, личные), инверсии (обращения), ассоциации. Обсуждаются общие признаки проблемы, выдвигаются и отсеиваются первые решения, генерируются и развиваются аналогии для понимания проблемы, выбираются продуктивные, новые аналогии. В сотрудничестве работают преподаватель и студент, они равноправные субъекты образования, при этом совместно формулируют  проблемы, высказывают свою точку зрения, аргументируют ее, учатся слушать и уважать альтернативную точку зрения других, в результате находят  общее решение проблемы.

Использую также вариант  интерактивного обучения, как  «гиперболизация» - необходимо выделить и назвать объект познания по принципу «самый…самый…самый» (длинный, высокий, сухой, глубокий, скупой, гуманный…), создавая свою книгу «Рекорды Гиннеса». Это коллективная форма работы, пробуждающая мыслительную активность и способствующая усвоению полученных знаний, расширению кругозора, формирующая творческую активность студентов.

Интерактивной формой обучения является игра в «преподавателя», когда небольшая группа студентов составляет резюме к прочитанному тексту или заданию, задает вопросы другим студентам,  прогнозируют дальнейшее развитие сюжета в тексте…

Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач. Главное – оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. Использование интерактива в процессе урока, как показывает практика, снимает нервную нагрузку учащихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.

По результатам работы в интерактивном режиме мною составлен:

Словарь интерактивного обучения

Этот словарь станет нужным и полезным для тех, кто захочет перейти от традиционного преподавания к универсальному, кооперативному и продуктивному сотрудничеству педагога и студента.

Предлагаемые виды, формы, методы и приемы организации учебной работы на уроке (дидактическая основа) помогут быстро и качественно проверить знания студентов, расширить их кругозор, эффективно начать изучать новую тему, умело использовать игру.

Надеюсь, предлагаемый словарь выполнит свою функцию, и учитель смело будет использовать интерактивные методы, приемы, виды в учебной деятельности.

   

                  (ВИД, ФОРМА, МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ РАБОТЫ)

                                                                                              То, что мы знаем –

Ограничено,

А то, что мы не знаем –

Бесконечно!

П.Лаплас

К хорошему уроку

Учитель готовится

Всю жизнь.

В.Сухомлинский

А

    «Аквариум»                Форма урока - студенты делятся на 2-4 группы. Одна группа размещается в центре аудитории, создавая внутренний круг. Участники группы начинают обговаривать проблему предложенную учителем. Все остальные, молча, наблюдают за решением проблемы. На работу отводится 3-5 минут. После решения проблемы группа занимает место во внешнем кругу, а преподаватель задает вопросы студентам:

  1. Согласны ли Вы с таким решением?
  2. Достаточно ли аргументировано это решение?
  3. Какой аргумент Вы считаете наиболее преобладающим?

После этого место в «Аквариуме» занимает другая группа и обговаривает следующую проблему предложенную педагогом. Все группы по очереди имеют возможность побывать в «Аквариуме».

«Ассоциации»             Метод - используется при мотивации изучения теоретического материала. Виды: песни, стихи, фотографии, афоризмы, рисунки. В форме кроссворда, цветка, прямоугольника.

«Ассоциативный конспект» Прием - нарисовать предмет, который символизирует этап жизни поэта, героя, ученного и прокомментировать свой выбор.

«Аукцион»                    Форма - Публичная «продажа предметов с молотка», используется при повторении и усвоении знаний с темы. Предметы для «продажи» - знания. Предметы подбираются так, чтобы выстроить цепочку ответов, где последний ответ является итогом.

Б

«Бинарный урок»            Урок (форма) объединяет деятельность двух преподавателей, разных дисциплин, активизирует самостоятельную деятельность учащихся и устанавливает закономерности межпредметных связей.

«Блицтурнир»                  Форма - Конкурсы, которые проводятся на обобщающих уроках и уроках повторения, с целью развития устной речи, проверки понимания  материала и скорости реакции.

«Блицинтервью»              Форма - Студенты делятся на экспертов, которые отвечают на вопросы и  журналистов, которые задают вопросы. Используется для  проверки знаний и умений студентов, с конкретной темы или раздела.

«Брей - ринг»                       Уроки (форма) эрудиции с интересными стартовыми заданиями и конкретными ответами.

«Брей-сторминг»               Метод -  Используется во время мотивации урока, связан с поиском путей решения проблем, методом «классификации» и «альтернативы» («Мозговой штурм»).

«Броуновское движение» Метод - Студент выступает в роли учителя.

В

«Веббинг»                         Прием, показывающий логическую связь между явлениями, действиями, основанный на ассоциативных и логических элементах учебной деятельности. Начинается с ключевого слова, вокруг которого наращиваются другие термины, связанные с ним ассоциативно или логично.

«Взаимоконтроль»          Урок (форма) опроса пройденной темы. Студенты делятся на группы по 3-5 человек и проверяют друг у друга выполнения заданий.

«Выбери позицию»          Метод - Педагогом предлагается проблема или ситуация и 3 позиции: «ДА, НЕТ, НЕ ЗНАЮ». Студенты выбирают пути решения проблемы и обосновывают выбранную ими позицию.  

                           


Д

«Два – четыре – все вместе»       Вид - Учителем предлагается проблема, студенты самостоятельно ее изучают, обговаривают в парах, потом принимают общее решение и выступают с ним в группе.

«Дебаты»                                          Форма - Разновидность дискуссии. Участники дебатов умело  аргументируют «ЗА» и «ПРОТИВ» своей позиции и переубеждают оппонентов.

«Деловая игра»                               Имитационная форма учебной деятельности студентов, которая максимально приближается к   реальности и расширению диапазона знаний,  формирует деловой стиль общения в практической и профессиональной деятельности.

«Диалог»                                          Короткая дискуссия. Форма реализации какой-либо беседы, опроса и повторения с опорой на свой жизненный и читательский опыт, обмен мыслями, репликами.

«Диалог Рывина»                          Прием - Короткая дискуссия при чтении или изучении текста абзацами.

«Дискуссия»                                    Форма - Публичное обговаривание спорного вопроса. Развивает критическое мышление, дает возможность определить собственную позицию, формирует навыки отстаивания своей мысли, повышает знания с данной проблемы.  

«Диспут»                                        Одна из форм организации работы со студентами, которая помогает развивать их мышление, социально-моральную зрелость, формирует взгляды и убеждения личности.    

Ж

«Живые рисунки»                        Эффективный прием, применяемый после прочитанного или прослушанного литературного произведения. Инсценировка с помощью пантомимы, цитат подобранных к литературным героям, а так же заданий ассоциативного мышления, например:

Скажи, скажи, художник

Какого цвета дождик?

Какого цвета ветер?

Какого цвета вечер?

Скажи, какого цвета

Зима, весна и лето?

 (подбирая доказательства из поэзии мировых мастеров слова).

З

«За» и «Против»                         Метод, демонстрирующий разнообразные взгляды на проблему или ситуацию, где студенты учатся защищать свою собственную позицию и слушать других.

«Зачет»                                         Форма проверки знаний, умений и навыков. Организуется как в классическом академическом стиле, так и в форме игры, может быть письменным и устным.

И

«Интерактивный тренинг»       Форма интерактивного обучения, которая за короткий период не только дает знания, но и возможность приобрести новые навыки, которые могут изменить подход к решению проблемы.

«Интегрированный урок»           Урок (форма), который проводится с целью раскрытия общих закономерностей, идей, теорий из разных наук, предметов.

К

«Карусель»                                     Форма организации кооперативного обучения, в работу учебного процесса включаются все. Активное общение, сбор информации, поиск новых аргументов, примеров для подкрепления собственной позиции.

«Комментатор»                            Прием работы во время просмотра фильмов, диафильмов, диапозитивов, репродукций.

«Компаративный анализ»          Урок (форма) анализа художественной литературы, где изучается конкретный сюжет, мотив, образ, который прослеживается в литературах разных народов и эпох.

«Конфета»                                   Прием работы виде игры, проверяющий знания записывает на бумаге ответ, заворачивает его в виде конфеты, студенты отвечают на вопросы коротко «да», «нет». Тот, кто правильно ответит, получает «конфету».

«Круглый стол»                              Урок (форма), на который приглашаются специалисты, профессионалы из разных отраслей, обмениваются информацией, отвечают на вопросы, решают вместе исследуемую проблему.

«Кто больше»                                Прием работы при закреплении изученного материала. Необходимо назвать или записать как можно больше терминов, понятий, героев….из пройденной темы.

Л

«Лингвистический эксперимент» Вид работы при знакомстве с поэзией. Преподаватель предлагает незаконченные строки из стихотворения. Необходимо дописать и сравнить с оригиналом.

«Лото»                                                 Прием - Игра индивидуальная, используется при проверки знаний, умений. Напоминает детское лото: с рисунками, формулами, знаками.


М

«Метод эвристических вопросов» Метод групповой или коллективной работы, рассматривающий данный вопрос, ситуацию, проблему с разных точек зрения.

«Микрофон»                                       Метод групповой или коллективной работы. Говорит тот, у кого символический микрофон. Ответ не комментируется и не оценивается. Каждый имеет право высказать свое мнение или позицию.

«Мозговой штурм»                           Урок (форма) повторения и коллективного поиска решений. Студенты попадают в «экстремальную ситуацию», где необходимо быстро дать правильный ответ на поставленную проблему, задачу, вопрос.

О

«Отгадай, кто я»                              Прием -   Индивидуальная работа, где студент выступает от имени героя или известной особы, не называя ее, но описывая.

П

«Пресс»                                                Метод дискуссии, используется при возникновении противоположных взглядов по данной теме, проблеме. Аргументация своей позиции начинается словами: Я считаю… Потому что…Например….Вывод…

«Проект»                                              Форма - Самостоятельное теоретическое изучение проблемы на протяжении определенного времени, которое заканчивается творческим отчетом.

«Путешествие»                                    Метод - Познавательная игра. Изучение темы с помощью карт, рисунков, ребусов, книг…


Р

«Рейтинговый  диктант»              Такой вид учебной деятельности предлагается студентам для оценки достоверности материала. Учитель зачитывает 10-12 суждений, заданий – ответы обозначаются значком + «да», если правильно, а если не правильно, то    – «нет». Ответы записываются в один ряд и нумеруются.

С

«Самый…самый…самый…»          Коллективный вид работы, пробуждающая мыслительную активность. Игра, где необходимо назвать объект: от наименьшего до наибольшего, создавая свою книгу «Рекорды Гиннеса».

«Семинар генерации идей»         Парная форма работы. Студенты делятся на пары: «Генератор» и другой – «Организатор». Генератор высказывает свое мнение и пути решения проблемы, описывает все, что знает с этой темы. Организатор задает Генератору вопросы, преподаватель фиксирует результаты и подводит итог.

«Снежный ком»(2-4-8)                      Вид решения проблемы. Обговаривается ситуация в парах, потом в квадратах и в октетах и находится общее решение.

«Сердечный случай»                       Прием работы в группах (6-8 человек). Каждая группа получает задание, чем быстрее группа справится с заданием, тем выше оценка.

«Сочинение»                                     Вид творческой работы студентов. Знание фактического материала и изложение своих мыслей.

«Суд»                                                 Форма -  Ролевая игра. Урок проходит в порядке ведения судебного заседания: адвокат, прокурор, присяжные…

Т

«Тест»                                                 Вид учебной деятельности. Проверка знаний, умений, навыков.

«Тренинг»                                         Вид групповой работы, которая обновляет знания и навыки, проверяет отношение к проблеме, повышает мотивацию и раскрывает личность каждого.

У

«Урок – композиция»                    Урок (форма), на котором материал излагается с помощью музыки, репродукций.

«Урок – телепередача»                  Вид учебной деятельности. Урок проходит в виде  популярных телевизионных программ.

Ф

«Факультативные занятия»         Форма -  Дифференцированное обучение, рассчитано на развитие познавательного интереса.

Ц

«Цветик - семицветик»                   Прием - Игра: на лепестках написано задание, которое необходимо решить.

Я

«Я – диктор»                                      Прием работы, требующий от студентов умения правильно, грамотно, выразительно говорить.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Профессионализм преподавательского труда сегодня не связан только с информационной насыщенностью учителя и методической оснащенностью учебного процесса, а определяется субъектностью педагога – свойством его личности “производить взаимообусловленные изменения в мире и в себе”. (Корнеева Л.И.)  [5]. Среди показателей развития субъектности учителя особое место занимают открытая, позитивная, гибкая Я - концепция педагога, обеспечивающая готовность к изменениям и ориентация на открытое и конструктивное взаимодействие с учащимися.

Использование интерактивных технологий позволяет мне перейти от традиционного предметного преподавания к широкому универсальному консультированию и направить обучение на единый завершающий результат и практическую самореализацию каждого студента, от учительского контроля к самостоятельному обучению. Такой образовательный процесс, на мой взгляд, отвечает интеллектуальным способностям студента.

Преподаватель, работающий в интерактивном режиме, создает на уроке атмосферу взаимного доверия и живого общения, что способствует развитию творческой деятельности студентов, активности, познавательного интереса, самостоятельности, нестандартного мышления, воспитывает чувство ответственности, учит работать в коллективе, развивает у обучаемых желание помочь друг другу и возникает атмосфера сотрудничества, что способствует наилучшему усвоению материала.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бабанский,  Ю.К. Педагогика [Текст] : учебное пособие для студентов пед. учебных заведений / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение,1983г.-297с.
  2. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] : учебное пособие для студентов пед. учебных заведений / В.П. Беспалько. - М.: Издательство Института профессионального образования МО России, 1995г. - 112с.
  3. Гузеев,  В.В. Эффективные образовательные технологии: интегральная

         и ТОГИС [Текст] : учебное пособие для студентов пед. учебных заведе    ний /В.В. Гузеев. -  М.: НИИ школьных технологий, 2006г. - 208с.

  1. Зинченко, В.П. Аффект и интеллект в образовании [Текст] : учебное пособие для студентов пед. учебных заведений / В.П.Зинченко.-  М.:

ТРИВОЛА, 1995г. - 61с.

  1. Корнеева, Л.И. Современные интерактивные методы в системе повышения квалификации руководящих кадров в Германии [Текст]: зарубежный опыт // Университетское управление. – 2004г.- № 4. – С.17
  2. Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в образовательной

деятельности    учащихся [Текст] : учебное пособие для студентов пед. учебных заведений / Е.В. Коротаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2002г. - 87с.

  1. Максимова, В.М. Акмеология: Новое качество образования [Текст]

// Завуч. - 2004г.- №3. - С.4.

  1. Пометун, О.С. Пироженко, Л.В. Современный урок. Интерактивные технологии обучения [Текст]: научно методический сборник / О.С.        Пометун, Л.В. Пироженко. – М.: А.С.К. - 2004г. - 192с.
  2. Савельев, А.Я. Традиционные и инновационные технологии [Текст]

// Школьные технологии. -1998г.- №5 - С.25

  1. Селевко,  Г.К. Опыт системного анализа современных педагогических систем [Текст] // Школьные технологии. -1996г.-№6.- С.3-43

11. Суворова, Н.И. Интерактивное обучение: новые подходы [Текст] // Учитель. -2000г.- №1.- С.57

12. Штейнберг,  В.Э. Теоретико-методологические основы дидактических многомерных инструментов для технологий обучения [Текст] : автореферат диссертации доктора пед.наук / В.Э.  Штейнберг.– Екатеринбург. -2000г. - С.5

13. Якиманская,  И.С. Технология личностно-ориентированное обучение в современной школе [Текст] : учебное пособие для студентов пед. учебных заведений / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь.-1996г. - 85с.