«Повышение качества физкультурно-оздоровительной работы через методическое сопровождение»

Кочеткова Наталья Анатольевна

опыт работы по методическому сопровождению педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon emelyanova_v.n._opyt.doc189.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ

Тема «Повышение качества физкультурно-оздоровительной работы через методическое сопровождение»

Старший воспитатель

Емельянова Валентина Николаевна

ДОУ «Колосок»

поселок Заволжский Калининского района  

Тверской области

Введение

Исходная ситуация

Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. В основополагающих документах МОН РФ сформулированы основные направления комплексной организации здоровьесберегающего образовательного процесса в образовательных учреждениях. Необходимость постановки этой проблемы определяется уровнем задач, поставленных сегодня перед нашим образованием. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.

В дошкольных образовательных учреждениях используются разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название – «здоровьесберегающие технологии» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.  В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Концепция Европейской сети школ укрепления здоровья ориентируется прежде всего на создание в образовательном учреждении психологии сотрудничества и здорового психологического климата. Это несомненно актуально, но в нашем ДОУ, как и в других ДОУ Тверского региона, первоочередной задачей является создание условий для сохранения и развития физического и психического здоровья детей, а также формирования социально адаптированной личности ребенка – дошкольника в условиях вариативного образования.

В последнее десятилетие произошли изменения в содержании работы дошкольных учреждений по здоровьесбережению детей. Больше внимания со стороны коллектива педагогов и медицинских работников стало уделяться организации двигательной активности детей, укреплению их здоровья, в частности с использованием современных комплексов оборудования; а также формированию навыков самостоятельности, развитию личностных качеств и высших психических функций, обеспечивающих продуктивную деятельность детей, успешность в обучении и развитии способностей.

Дошкольные образовательные учреждения используют  различные программы воспитания и обучения детей, разработанные в последние годы. Анализ содержания некоторых программ показал, что чаще всего они различаются между собой формой организации обучения детей, условиями, обеспечивающими их двигательную активность, видами реализуемых оздоровительно-закаливающих мероприятий.

В последнее десятилетие в нашем регионе, как и в стране в целом, наблюдаются негативные тенденции в динамике показателей состояния здоровья детей дошкольного возраста. Ежегодно 40 – 50 % детей, поступающих в ДОУ, имеет диагноз " часто и длительно болеющий ребенок".

Физическое развитие часто и длительно болеющих и ослабленных детей является важнейшей составной частью современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Полноценно и систематически проводимая физкультурно – оздоровительная работа способствует не только воспитанию здоровой личности и коррекции здоровья детей, но и значительно повышает качество образования. Для часто и длительно болеющих и ослабленных детей формирование оптимального двигательного стереотипа является основой адаптации ребенка в следующей возрастной группе и начальной школе.

Проблемы

Результаты обследований детей показывают, что среди дошкольников, у которых к концу учебного года уровень работоспособности, определяемый с помощью методики дозированных заданий (корректурной пробы), резко снизился: более половины детей имели отклонения в состоянии здоровья. Выявлено, что дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья, обладают более низким уровнем адаптивных к нагрузкам возможностей организма. Это сказывается на снижении у них работоспособности в течение учебного года.

Не всегда педагоги знают все назначения и рекомендации врачей, особенно в отношении тех детей, у которых выявлены нарушения в состоянии здоровья. В выполнении этих назначений не всегда систематически участвуют педагоги ДОУ.

Наблюдения показали, что только одними медицинскими мероприятиями нельзя достичь эффективных результатов в укреплении здоровья часто и длительно болеющих детей. Доля оздоровительных процедур в улучшении психофизического статуса детей раннего  и младшего дошкольного возраста составляет примерно 20% от всех реализуемых воздействий. Практика показывает, что в общем комплексе медико-педагогических воздействий по укреплению здоровья детей уровень воспитательно-образовательной работы и социально-бытовые условия являются приоритетными.

До начала разработки проекта, по данным медицинских обследований, проводимых в нашем ДОУ, число детей второй группы здоровья (часто болеющие и ослабленные дети), существенно возрастало с каждым годом.

Медицинские обследования детей, посещающих наше ДОУ, показывают, что у большинства детей второй группы имеются сочетания различных отклонений со стороны разных органов и функциональных систем. Это не только усложняет работу воспитателя с такими детьми, но и затрудняет процесс их реабилитации. Особенно сложно выбрать для них наиболее приемлемые средства и способы закаливания, регламентировать интеллектуальные и физические нагрузки, которые выходят за рамки общих для большинства детей требований.

В зависимости от возраста картина наиболее частых заболеваний у детей меняется: у малышей до 3-х лет первое место занимает диатез, бронхиты, рахит, гипотрофия, анемия; на втором месте – патология зубов; далее – заболевание лорорганов: аденоиды, тонзиллиты, отиты, невротические реакции, гидроцефалия. У детей от 3 до 7 лет наиболее часто отмечаются заболевания органов пищеварения (тесно связанные с кариесом зубов); заболевания бронхолегочной системы, носоглотки, болезни костно-мышечной, нервной системы и органов чувств; кожно-аллергические заболевания. С возрастом увеличивается число детей, имеющих разную степень нарушения зрения  опорно-двигательного аппарата. Так называемая миопия (близорукость) у 7-летних детей отмечается в два раза чаще, чем у трехлетних. У детей 2-4 лет сформированные заболевания встречаются значительно реже, чем функциональные нарушения, проявляющиеся в снижении сопротивляемости организма заболеваниям, связанной в основном  с несовершенством функций терморегуляции и иммунной системы. Это – частые, повторные заболевания острыми респираторно-вирусными инфекциями, гриппозными и парагриппозными заболеваниями.

Дети дошкольного возраста, имеющие хронические заболевания, как правило, чаще других болеют. Эти заболевания еще больше снижают их ослабленный иммунитет, повышают их предрасположенность к повторным заболеваниям. Все это осложняет процесс обучения детей, ухудшает их способность к усвоению знаний как из-за пропусков занятий (нерегулярные посещения дошкольного учреждения), так и из-за низкой работоспособности.

Причины

  1. недостаточная направленность воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие и укрепление здоровья часто и длительно болеющих и ослабленных детей;
  2. недостаточная разработанность комплекса оздоровительных мероприятий и использования здровьесберегающих технологий в режиме дня в зависимости от времени года;
  3. недостаточная сформированность подходов к взаимодействию с семьей и развитию социального партнерства;
  4. деятельность ДОУ в режиме функционирования;
  5. отсутствие системы научно-методической деятельности;
  6. нескоординированность медико-педагогического контроля;
  7. планирование методической деятельности ДОУ без учета конкретных достигнутых результатов, дублирование задач;
  8. недостаточный уровень аналитических и проектировочных умений  педагогов.

Последствия

  1. низкий уровень физического развития и здоровья детей;
  2. низкое качество образовательного и оздоровительного процессов;
  3. невозможность перехода ДОУ из режима функционирования в режим развития.

Ключевая проблема

Состояние здоровья ребенка относится к ведущим факторам, в значительной мере определяющим его способность успешно справляться со всеми требованиями, предъявляемыми к нему, условиями жизни и воспитания в детском учреждении и семье.

В настоящее время возрастает необходимость активной разработки и использования здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ, обеспечивающих укрепление и сохранение здоровья часто и длительно болеющих  и ослабленных детей. Важным компонентом этого процесса является проектирование – деятельность старшего воспитателя, педагога, детерминированная высоким уровнем проектировочных способностей, которые проявляются во взаимодействии основных систем управления любой социальной организации (человек, коллектив, деятельность). Проектирование работы с часто и длительно болеющими и ослабленными детьми меняет роль специалистов, воспитателей в управлении педагогическим процессом нашего ДОУ: они выступают активными участниками процесса, а не исполнителями административной воли. У педагогов вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания и обучения часто и длительно болеющих  и ослабленных детей.

В ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создания определенных условий.

В связи с выше изложенным становится очевидной необходимость разработки системы методического обеспечения физкультурно-оздоровительной работы  с часто и длительно болеющими и ослабленными детьми.

Опыт решения сходных проблем

В настоящее время опубликовано уже довольно много материалов опытов работы дошкольных учреждений разных регионов по проблемам создания условий физкультурно - оздоровительной работы с часто и длительно болеющими и ослабленными детьми. Каждый руководитель пытается найти именно для себя, для своего образовательного учреждения наиболее оптимальный вариант построения системы работы в данном направлении.

На наш взгляд, заслуживает внимание программа оздоровления детей в ДОУ «Здоровый малыш», разработанная в Центре развития ребенка – детском саду № 25 г. Буденновска. В первую очередь, система деятельности ДОУ по здоровьесбережению обращает внимание руководящих и педагогических работников дошкольных образовательных учреждений на здоровьесберегающие компоненты организации учебно-воспитательного процесса. Программа отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления детей в ДОУ, направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья. Программа включает основные направления работы: профилактическое, организационное, лечебное. Определены формы и методы оздоровления детей, планы мероприятий. Программа была разработана и апробировалась в ДОУ в течение пяти учебных лет. Эффективность ее подтверждается полученными результатами: уровень заболеваемости детей за 5 лет снизился на 35%, уровень физического развития повысился на 43%.

В МДОУ № 15 г. Кировска Мурманской области разработана и действует Модель сохранения здоровья дошкольников, которая содержит пять блоков: здравотворчество, сотрудничество, педагогическая поддержка, взаимодействие, преемственность.

Здоровьесберегающее направление предполагает формирование у дошкольников осмысленного отношения к здоровью как важной жизненной ценности, реализацию комплекса здоровьесберегающих технологий в ходе воспитательно-образовательного процесса, создание психолого-педагогических условий развития двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности. Данный подход предусматривает мониторинг динамики соматического здоровья и его коррекцию, которая ориентируется на зону ближайшего развития ребенка и направлена на повышение адаптивного потенциала ребенка с помощью немедикаментозных средств и изменений  условий среды.

В ДОУ Тверского региона активно ведется работа по разработке и апробации систем физкультурно-оздоровительной работы с детьми и сохранению и укреплению их здоровья: разработана и используется система методической работы с кадрами по организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми, которая включает новые подходы к планированию, проведению контроля, анализа деятельности, созданию оптимальных условий. Все это способствует улучшению качества образовательной, коррекционно-развивающей работы и получению желаемых результатов.

Актуальность

В Уставе Всемирной организации здравоохранения говорится о том, что здоровье- это состояние полного физического, духовного, социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов."Здоровье является важнейшим интегральным показателем, отражающем биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания и образования детей, их жизнь в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете - отношение государства к проблемам материнства и детства".

Дошкольный возраст- это уникальный возраст для развития личности. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное и психическое развитие. Важнейшее значение имеет сохранение, поддержка и развитие физического и психического здоровья ребенка. Одной из основных функций дошкольного учреждения во  «Временном положении о дошкольном учреждении» (1991г) является:

-охрана и укрепление физического и психического здоровья детей

-забота об эмоциональном благополучии ребенка.

В Законе Российской Федерации "Об образовании" ст. 2 говорится, что основным принципом образования является: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. В 1995 году Постановлением Правительства Российской Федерации было утверждено "Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении". В нем закрепилось право в выборе самостоятельной программы из комплекса вариативных программ. С целью защиты ребенка от некомпетентного педагогического воздействия в условиях вариативности образования было подготовлено методическое письмо. "Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации" (36). в нем говорилось ".. программы должны строиться на принципе личностно- ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и должны обеспечивать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие". В основных направлениях развития охраны здоровья населения и перестройки в области физического воспитания учащихся подчеркнуто значение охраны здоровья детей и подростков, как важнейшего условия оздоровления всего населения. Отличное здоровье, крепкое и закаленное тело, сильная воля, формируемые в процессе занятий физической культурой и спортом, являются хорошей основой, для интеллектуального и умственного развития человека. Достигнуть высокого физического совершенства, избавиться от некоторых врожденных и приобретенных физических недостатков можно лишь путем правильного и систематического использования физических упражнений. Как показывает практика, дети с повышенным двигательным режимом, то есть активно занимающиеся физической культурой и спортом, лучше своих сверстников успевают в общеобразовательной школе. Кроме того, у детей, активно занимающихся физическими упражнениями, повышается устойчивость к простудным заболеваниям. Сочетая занятия физической культурой с общей физической подготовкой, мы тем самым осуществляем процесс всесторонней физической подготовки, имеющий большое оздоровительное значение. Оздоровительный эффект развития и формирования основных движений общеизвестен, так как в этих движениях участвует одновременно большое количество мышечных групп, что способствует повышению обмена веществ в организме, усилению функциональной деятельности внутренних органов, совершенствуется подвижность нервных процессов. Все это является фундаментом к выполнению нормативов. Обычно, развивая физические качества, мы совершенствуем и функции организма, осваиваем определенные двигательные навыки. В целом этот процесс единый, взаимосвязанный, и, как правило, высокое развитие физических качеств, способствует успешному освоению двигательных навыков. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. По данным исследователей Т.Я. Чертюк, З.С. Макаровой 75% болезней взрослых заложены в детстве. По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет практически здоровы, но имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья: 30-40% детей младшего и 20-30% детей старшего дошкольного возраста - неврологические проявления; 30-40%- со стороны опорно-двигательного аппарата; 20-25 % - со стороны носоглотки, 10-235- аллергические реакции; 10-25% - со стороны сердечно-сосудистой системы. И только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. По данным Минздрава, Медпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей школьников практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40%- хронические заболевания.

В последние десятилетие все большее внимание привлекает проблема детских стрессов, которые влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость. Детские стрессы - это следствие дефицита положительных эмоций у ребенка и отрицательной психологической обстановки в семье. Излишнего шума и нервозности в детском саду из-за "заорганизованости" воспитательно-образовательного процесса, отсутствия гибких режимов дня и рационального чередования умственной нагрузки с физическими упражнениями. Известный физиолог Н.М. Щелованов писал "Эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содержание жизни ребенка, но и имеют важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма". Детские стрессы нарушают нормальное течение физиологических процессов, что неизбежно влечет к ухудшению здоровья ребенка. (М.Ю Кистовская, П.К. Анохин, Л.З. Неверович) (25). Кроме того, нарушена структура полноценного питания детей. По мнению академика Н.М. Амосова, ребенок конца века сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки, неправильным питанием и гиподинамией. Два последних обстоятельства и ведут к акселерации - ускоренному развитию организма ребенка, и в первую очередь - увеличению роста и веса и тела. Внутренние же органы в своем развитии отстают от роста, поэтому возникают различные заболевания и отклонения. Занятия физическими упражнениями оказывают большое влияние на всесторонне развитие ребенка. Формируется и развивается его внутренний мир - его мысли, чувства, нравственные качества, поведение. Об этом писал П.Ф. Лесгафт, который рассматривал двигательную деятельность как фактор развития человека. В результате двигательной деятельности дети учатся понимать явления, происходящие в природе и внешнем окружающем мире, получают понятия о времени, пространстве, безопасности, строении своего тела, продолжительности движений и т.д. Они учатся наблюдать, обобщать, сравнивать, анализировать, приобретают опыт творческой деятельности. Занятия физическими упражнениями создают необходимый фундамент крепкого здоровья, которое позволяет детям выполнять умственную деятельность. Изучением данного вопроса занимались многие ученые физиологи, психологи. П.Ф.Лесгафт - двигательная деятельность, Н.М.Амосов - физическому развитию, Н.М.Шелованов - оздоровлению. Т.И. Осокина - проблемой физического развития дошкольника. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности. Здоровье является важнейшим интегральным показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете, - отношение государства к проблемам материнства и детства

Мы придерживаемся определения здоровья, который дал Ю.Ф. Змановский: "Здоровье - это состояние устойчивости, невосприимчивости к экстремальным, т.е. неожиданно возникающим и не обычным, патологическим, болезненным воздействиям". Такое определение предполагает, что здоровый человек обладает настолько сильной верой в здоровье, что ему не страшны какие-либо неблагоприятные ситуации, в которых каждый может оказаться. Учитывая особенности дошкольного возраста, мы можем говорить о воспитании у детей основ такой веры, т.е. основ здорового образа жизни. Исходя из определений, данных разными учеными, здоровым можно назвать лишь того человека, который способен к деятельности, творчеству, к полноценному выполнению различных функций, к развитию способностей. Болезненный, физически слабо развитый ребенок внешне отличается от сверстников, обычно отстает от детей во многих видах деятельности - игре, учебе, рисовании и т.п. Отмечается, что, в отличие от здорового ребенка, у него хуже память, внимание, воображение, он быстрее утомляется. Все это сказывается в дальнейшем на школьном обучении. Поскольку ребенок в детском саду находится значительную часть времени, то задача всех работников детского сада, включая педагогов, - заботиться о его здоровье. Безусловно, состояние ребенка и его здоровье зависят от многих факторов - социальной, природно-климатической среды, наследственности, воспитания. Профессор Ю.С.Николаев считает, что есть немало естественных средств, способствующих физическому и духовному оздоровлению человека. Будучи опытным психотерапевтом, профессор Ю.С.Николаев хорошо знает, сколь важны резервы человеческого духа. Он считает, что все отрицательные воздействия среды оказывают влияние на организм в комплексе, но все же основная причина "болезни цивилизации" - это различные эмоциональные сдвиги, которые возникают в результате нервных перенапряжений, длительного действия стрессов.

Качество воспитания и обучения детей дошкольного возраста в ДОУ за последние годы динамично меняется, дифференцируясь и активизируясь. Родители формируют заказ на уровне общества, воспитатели реализуют образовательные услуги на уровне государства, дети становятся потребителями этих услуг. Родители хотят с помощью специалистов и педагогов ДОУ способствовать физическому развитию, укреплению и сохранению здоровья детей. Это требует от коллектива ДОУ поиска новых ресурсов в педагогической деятельности. Важным звеном этого этапа становится создание системы работы с часто и длительно болеющими и ослабленными детьми.

Современное дошкольное образовательное учреждение – сложная и динамически развивающаяся система, которая требует грамотного управления. Социально-экономические и политические процессы, происходящие в нашей стране, кардинально изменили содержание управленческой деятельности в ДОУ: возросла самостоятельность, а следовательно, и ответственность руководителя за результаты. Стал популярным термин – управленческая компетентность.

Сегодня можно с уверенностью сказать о выходе большинства ДОУ в режим поиска, являющийся промежуточным этапом на пути к режиму развития. Для перехода в этот режим необходима оптимизация работы всех структур, освоение инноваций, способствующих качественным изменениям деятельности ДОУ.

К признакам деятельности в режиме развития можно отнести:

  1. актуальность (значимость и своевременность) поиска решения проблемы, имеющей существенное значение для дошкольного образования;
  2. участие в работе большинства педагогов, инновационный потенциал коллектива, удовлетворенность каждого результатами деятельности;
  3. характеристики результатов развития: эффективность (определяется по соотношению идеального и реального итогов), оптимальность (устанавливается при сравнении затрат и полученных результатов);
  4. показатели инновационного развития: устойчивость и воспроизводимость, повторяемость и стабильность высоких, качественно отличных от прежних результатов;
  5. улучшение всей системы ДОУ в целом и каждого ее элемента в отдельности (структуры, содержания, условий существования и управления).

Перевод ДОУ в режим развития зависит от реализации основных функций управления и методического обеспечения: анализа, планирования, организации, контроля и регулирования процесса трансформации.

Концепция деятельности

Гипотеза

Мы предполагаем, что совершенствование методического обеспечения по реализации задач физкультурно-оздоровительного направления будет способствовать снижению заболеваемости, укреплению здоровья и улучшению физического развития часто и длительно болеющих и ослабленных детей.

Цели:

  1. создание здоровьесберегающей среды и повышение социальной комфортности часто и длительно болеющих и ослабленных детей в группах дошкольного образовательного учреждения;
  2. выявление и обоснование системы методических и педагогических мер, обеспечивающих здоровьесбережение и социальный комфорт часто и длительно болеющих и ослабленных детей.

Задачи:

  1. Разработка системы организационно-методических действий, обеспечивающих деятельность участников образовательного процесса в аспекте сохранения здоровья и комфортности часто и длительно болеющих и ослабленных детей.
  2. Адаптация в образовательном пространстве ДОУ оптимальных педагогических технологий, обеспечивающих качество обучения и воспитания при условии сохранения здоровья и социальной комфортности часто и длительно болеющих и ослабленных детей.
  3. Систематизация форм, методов и приемов, направленных на обучение часто и длительно болеющих и ослабленных детей физическим навыкам и физической активности.
  4. Повышение педагогического образования родителей и педагогов по вопросам здлоровьесбережения и социальной комфортности детей в группе детского сада.
  5. Мониторинг состояния  здоровья и социальной комфортности часто и длительно болеющих и ослабленных детей.
  6. Создание базы психолого-педагогической и медицинской диагностики на основе привлечения научно обоснованных и апробированных в практике методик.
  7. Создание системы не медикаментозных методов оздоровления часто и длительно болеющих и ослабленных детей: различных видов гимнастик; элементов игровой психотерапии.
  8. Разработка и апробация критериев оценки эффективности работы с часто и длительно болеющими и ослабленными детьми.

Критерии  и показатели эффективности результатов реализации проекта.

  1. Положительная тенденция снижения заболеваемости часто и длительно болеющих и ослабленных детей.
  2. Улучшение уровня физического развития детей (динамика перехода детей в группах здоровья).
  3. Высокий процентный показатель теоретических знаний, практических умений педагогов и родителей.
  4. Практически значимый опыт работы медицинской, методической служб, педагогов.
  5. Система методического обеспечения работы с часто и длительно болеющими и ослабленными детьми.
  6. Удовлетворенность педагогов и родителей ходом и результатами инновационных процессов.
  7. Положительная динамика реализации проекта.

Выявление уровня достигнутых результатов осуществляется через:

  1. Административный, методический и медицинский контроль;
  2. медицинские обследования;
  3. педагогическую диагностику;
  4. наблюдения и беседы;
  5. анализ результатов работы.

Формы представления результатов работы.

  1. Отчеты:
  1. на педагогическом совете;
  2. на родительском собрании.

2. Обобщение опыта работы педагогов, медицинских работников, старшего воспитателя по реализации проекта.

Модель деятельности

Работа по реализации проекта осуществляется с опорой   на:

  1. общетеоретические подходы и методы;
  2. подходы современной педагогики;
  3. частно - научные подходы, методы и методики;
  4. социологические, психологические, медико-санитарные методы (анкетирование, тестирование, статистический анализ).
  1. Управление ДОУ:

- создание динамической         системы управления учебно-воспитательным процессом, здоровьесбережением и созданием социальной комфортности часто и длительно болеющих и ослабленных детей;

- создание банка нормативных документов и материалов.

  1. Материально- техническая база:
  1. оснащение групп учебно-методическими комплектами и ТСО не менее, чем на 90 %;
  2. обновление мебели в групповых помещениях в соответствии с САНПИНами, современными эстетическими требованиями;
  3. ремонт в групповых помещениях;
  4.  переоборудование спальных мест детей в соответствии с современными гигиеническими требованиями, санитарными нормами;
  5. оснащение медкабинета, физиокабинета, фитобара.
  1. Здоровье (медицинский, физкультурно-оздоровительный блок).
  1. снижение уровня заболеваемости часто и длительно болеющих и ослабленных детей;
  2. улучшение показателей физического развития детей (по трем группам).
  1. Развитие (социально-психологический блок).
  1. улучшение психологического микроклимата в группах, где находятся часто и длительно болеющие и ослабленные дети;
  2. положительная динамика развития социально значимых качеств (здоровый образ жизни, трудолюбие, окрытость, доброжелательность), нравственных качеств.
  1. Учебная деятельность (учебно-воспитательный блок).
  1. повышение показателей уровня обученности;
  2. повышения уровня мотивации детей к учебной, игровой, трудовой, познавательной деятельности;
  3. повышение показателей уровня воспитанности.
  1. Кадровый блок.
  1. обеспечение специалистами (психолог и логопед (на договорной основе), инструктор физического воспитания, инструктор ЛФК (на договорной основе), хореограф и др.);
  2. повышение квалификации на курсах в ТОИУУ, на городских методических мероприятиях, на базе ДОУ.
  1. Научно- методический блок.

-система мониторинга здоровья, обученности и воспитанности детей;

- сборник конспектов занятий (по разным видам деятельности) с  часто и длительно болеющими и ослабленными детьми, видеотека;

- методические материалы педагогических советов, семинаров, процедур контроля;

  1. банк научно-методической литературы;
  2. перспективные планы учебно – воспитательной, оздоровительной работы с детьми.

8. Взаимодействие с родителями.

  1. программа образовательной работы с родителями;
  2.  обобщенный семейный опыт по воспитанию часто болеющего ребенка;
  3. модель взаимодействия педагогов и родителей по оздоровлению часто и длительно болеющих и ослабленных детей;
  4.  программа работы Клуба родителей "Здоровые дети".

Методика проведения работы по проекту.

  1. Изучение и использование в работе литературы, материалов и документации по теме проекта.
  2. Изучение и внедрение передового педагогического опыта работы ДОУ г. Твери, Тверской области, ряда регионов России, осуществляющих работу с часто и длительно болеющими и ослабленными детьми.
  3. Теоретическое моделирование группы детского сада по формированию физической развитой и социально – адаптированной личности в ДОУ.
  4.  Диагностирование внедрения инноваций: методы аналогии, экспертной оценки, наблюдения, опрос, беседа, анкетирование, тестирование.
  5. Методы медицинского осмотра (наблюдений) функционального состояния организма, методы оценки физического развития.
  6. Изучение степени различных видов адаптации к учебно – воспитательному процессу (психолого – педагогические наблюдения, функциональные исследования).
  7. Социологические исследования семей и организация на их основе образовательной работы с родителями (Клуб, лекции, семинары, тренинги, консультации и др.).
  8. Повышение квалификации педагогических кадров в вопросах социальной педагогики, в освоении здоровьесберегающих технологий.
  9. Прогнозирование результатов работы.
  10. Анализ результатов деятельности (поэтапно).
  11. Систематизация информационно – аналитических материалов.

Ресурсное обеспечение проекта

Ресурсы, обеспечивающие функционирование и развитие системы работы с часто и длительно болеющими и ослабленными детьми:

  1. исследовательские (диагностика состояния и эффективности образовательного и оздоровительного процессов);
  2. моральные и материальные;
  3. кадровые;
  4. оздоровительные программы;
  5. конструктивное взаимодействие и  сотрудничество всех участников образовательного и оздоровительного процессов;
  6. модель выпускника ДОУ.

Факторы, способствующие и препятствующие реализации проекта

Как таковых негативных факторов при грамотной реализации проекта быть не должно, так как вся работа направлена на удовлетворение потребностей детей и запросов родителей.

Однако можно предположить осложнения в реализации проекта, связанные с недостаточным уровнем теоретической подготовки  и практических умений воспитателей, имеющих небольшой стаж педагогической работы или не имеющих соответствующего образования.

Негативных факторов можно избежать, если планомерно и систематически вести методическую работу, медицинскую работу с участниками физкультурно-оздоровительного процесса, вовремя корректировать направления в реализации проекта.

Теоретическая база

Сущность здоровьесберегающей педагогической системы: понятие, критерии, технология, измерения

Начиная работу по данной теме, нами была изучена литература по физическому воспитанию дошкольников, а также задачи, средства, пути решения проблемы укрепления, развития и сохранения здоровья детей дошкольного возраста. Изучение содержания физического воспитания необходимо было для осознания того, как эта проблема формулируется учеными-дидактами и разработчиками методики физического воспитания. Мы выяснили, какое место занимают задачи здоровьесбрегающих технологий в физическом воспитании дошкольников. Так, известный теоретик Ю.К. Бабанский выделил несколько задач физического воспитания:

1. Укрепление здоровья и закаливание, содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности.

2. Формирование двигательных умений и навыков.

3. Развитие основных двигательных качеств.

4. Привитие гигиенических навыков, сообщение знаний по гигиене.

5. Воспитание воли, смелости, дисциплины.

6. Формирование привычки и интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.

7. Привитие организаторских навыков.

Т.И. Осокина выделяет такие задачи:

1. Охрана жизни.

2. Укрепление здоровья.

3. Совершенствование организма ребенка, содействие его правильному физическому развитию.

4. Повышение работоспособности.

В.И. Логинова задачи физического воспитания формулирует несколько иначе:

1. Охрана жизни и укрепление здоровья.

2. Обеспечение своевременного и полноценного развития всех органов и функций организма.

3. Формирование основных движений и двигательных навыков, ловкости, гибкости, смелости и т.п.

А.В. Кенеман, Г.В. Хухлаева  сформулировали три группы задач:

1. Оздоровительные - развитие и укрепление костной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, внутренних органов: развитие движений, а также закаливание организма ребенка.

2. Образовательные - формирование навыков выполнения основных движений; привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение знаний о своем организме, о здоровье; формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе.

3. Воспитательные задачи - формирование нравственно-физических навыков; выработать у детей потребность, привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями как потребность в физическом совершенстве; воспитание культурно-гигиенических качеств.

М.А. Васильева предусматривает охрану и укрепление здоровья детей, особенно нервной системы, совершенствование функций организма ребенка, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным детям видам двигательной деятельности, формирование положительных нравственно-волевых черт личности. Она предлагает осуществлять эту работу не только как физическое воспитание, а в контексте общего педагогического процесса.

Е.Н. Вавилова выделяет несколько задач: охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков и умений, совершенствование всех функциональных систем организма.

Итак, задача оздоровления ребенка в дошкольном возрасте в работах вышеуказанных ученых ставится, признается одной из наиболее важных. В этих же работах выделяются средства физического воспитания как средства оздоровления ребенка. В качестве средств физического воспитания авторы рассматривают оздоровительные силы природы, полноценное питание, рациональный режим жизни, физическую активность самих детей и даже художественные средства - литературу, фольклор, кинофильмы и мультфильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства и т.п.

Выделенные средства можно группировать следующим образом:

Гигиенические и социально-бытовые факторы. К ним относятся режим, сон, питание, инвентарь, игрушки, одежда и т.п. Отмечается, что соблюдение требований личной и общественной гигиены, режима деятельности, сна, питания вызывает у ребенка положительные эмоции. Это, в свою очередь, улучшает деятельность всех органов, систем, повышает работоспособность. Кроме того, гигиенические факторы составляют обязательное условие для более эффективного воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Несоблюдение чистоты помещения, физического оборудования, инвентаря, игрушек, одежды, обуви может привести к различным заболеваниям детей и снизить положительное влияние физических упражнений на их физическое развитие.

Естественные силы природы. К ним относятся солнце, воздух, вода. По отдельности и в сочетании они являются важным средством укрепления здоровья, повышения работоспособности. Так, вода очищает кожу от загрязнения; солнечные лучи убивают различные микробы, благоприятствуют отложению под кожей витамина Д и охраняют человека от заболеваний. Воздух садов, парков, лесов содержат особые вещества - фитонциды, которые способствуют уничтожению микробов, обогащают кровь кислородом и т.п. Солнце, воздух и вода используются как самостоятельные средства закаливания организма человека. Они вырабатывают приспособляемость организма к повышенной и пониженной температуре воздуха, воды, к резким и быстрым изменениям метеорологических факторов. Закаливание имеет и другое значение: оно способствует воспитанию волевых и нравственных качеств: выдержки, смелости, решительности, самообладанию и т.п.

Физические упражнения выделяются учеными в качестве основного специфического средства физического воспитания. Это средство предназначено для развития двигательных действий, составляют это средства спортивные и подвижные игры, гимнастика, праздники, развлечения, простейшие виды туризма и т.п. Сложные виды двигательной деятельности предлагаются специально для решения задач физического воспитания детей в соответствии с их возрастными возможностями. Авторы называют двигательной деятельностью всякую деятельность, характерным компонентом которой является активность двигательного аппарата человека. По их мнению, подвижные игры относятся к сложной двигательной деятельности. Работа по использованию этой группы средств может проходить в детском саду в разных формах: физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные игры, физические упражнения на прогулке), самостоятельная двигательная деятельность детей с использованием специально созданной взрослыми предметно - развивающей среды, активный отдых (физкультурные праздники, досуги, дни здоровья и др.).

Достаточная физическая подготовка предполагает высокий уровень закаленности и общего физического развития, бодрое и активное состояние организма. Сформированные соответственно возрасту разновозрастные движения, двигательные качества и трудовые навыки должны сопровождаться соответствующей тренированностью различных функциональных систем, высокой работоспособностью нервной системы. У ребенка семи лет должна быть развита способность переносить статистические нагрузки, сформировано умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств. Двигательная деятельность должна стать естественной потребностью практически каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности. От того как будет организована работа с детьми по физической культуре, зависит самое главное - здоровье человека. Ребенок в дошкольном возрасте должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение, это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движениях, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни. Успешное решение оставленных задач возможно при условии комплексного использования всех средств физического воспитания.(36)

Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на достижение хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка. В процессе физического воспитания одновременно решаются и задачи разностороннего развития (умственного, нравственного, эстетического, трудового)

Физическое развитие - это процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания. В узком смысле слова это: антропометрические и биометрические понятия (рост, вес, окружность грудной клетки, состояния осанки, жизненная емкость легких.) В широком понимании это - физические качества (выносливость, ловкость, быстрота, сила, гибкость, равновесие, глазомер).

Физическая подготовленность - уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств человека. В результате глубокого изучения возможностей детского организма были разработаны нормативные показатели по всем основным видам физических упражнений и требования к качеству их выполнения.

Физическая подготовка - это профессиональная направленность физического воспитания

Физическое образование - одна из сторон физического воспитания, направленная на овладение профессиональными знаниями, двигательными навыками.

Физические упражнения - движения, двигательные действия, отдельные виды двигательной деятельности, которые используются для решения задач физического воспитания.

Двигательная деятельность - деятельность, основным компонентом которой является движение, и которая направлена на физическое и двигательное развитие ребенка.

Обзор предлагаемых методик здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольном образовательном учреждении

На современном этапе развития образования существует несколько концепций физического развития детей дошкольного возраста. В основе философии той или иной программы лежит определенный взгляд авторов на ребенка, на закономерности его развития, а, следовательно, и на создание условий, которые способствуют становлению личности, оберегают его самобытность и раскрывают творческий потенциал каждого воспитанника. Развитие двигательной активности детей должно протекать в форме их приобщения к физической культуре как естественной составляющей общечеловеческой культуры в собственном смысле слова.

Т.Н. Доронова - кандидат педагогических наук в своей программе «Радуга» обращает внимание на воспитание и развитие детей детского сада, основным компонентом она отдавала предпочтение самому важному предмету воспитания - физической культуре. «От того, как будет организована работа с детьми по физической культуре, зависит здоровье человека. Ребенок в дошкольном детстве должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение, это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движении, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни». Ею определены основные формы работы с детьми в главе «Растим здорового ребенка» по двигательному режиму, закаливанию, физкультурно- оздоровительной работе. Вся работа вынесена в разделы «Формируем привычку к здоровому образу жизни», «Суточный режим жизни», «Бодрствование», «Сон»,  «Питание», «Навыки здоровья», «Формируем культуру движений». Постепенно ребенок овладевает основными культурно - гигиеническими навыками, знакомится с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности. Ею освещены важные на современном этапе вопросы поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью детей, умению избегать или даже предварять их. Т.Н. Дороновой раскрыты средства и формы физического воспитания. Это гигиенические факторы, гигиена нервной системы, физические упражнения, профилактическая, развивающая, лечебная, реабилитационная направленность в подборе физических упражнений.

Программа авторского коллектива под руководством Л.А. Венгер «Развитие», в которую заложены два теоретических положения: теория А.В.Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарного понимания дошкольного детства к гуманистическому пониманию и концепция Л.А.Венгер о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольника образных средств решения задач. Данная программа не содержит задач по физическому развитию ребенка. А М.Д. Маханева и доктор психологических наук О.М. Дьяченко в 2000 году разработали методические рекомендации по воспитанию здорового ребенка к программе «Развитие». Они содержат в себе, с одной стороны, общую характеристику средств, обеспечивающих здоровье ребенка (гигиенические, закаливание, физические упражнения) с другой - конкретные описания физкультурных занятий проводимых в зале. Они ценны тем, что позволяют использовать их при планировании самых различных сторон организации здорового образа жизни детей, сочетая занятия по программе «Развитие» и ряд дополнительных с проведением необходимых оздоровительных мероприятий. М. Д. Маханевой обращается большое внимание на правильное питание детей, на необходимость его полноценности. Ею критикуется общепринятая система физического воспитания, которая не может решить проблемы на современном этапе, так как не учитывает конкретные условия детских учреждений в разных регионах России, не предусматривает дифференцированного подхода к детям в соответствии с их индивидуальными особенностями и здоровьем, не реализует потребности детей в движении.  М.Д. Маханевой разработаны:

Гигиенические факторы: режим, питание, гигиенические процедуры.
Средства физического воспитания:
Закаливание (специальные меры закаливания, беседы)
Физические упражнения (спортивные игры, праздники, развлечения, физкультурные занятия, подвижные игры, утренние гимнастики, плавание)

В.Т. Кудрявцев - доктор психологических наук, Б.Б.Егоров - кандидат педагогических наук определили идею комплексного междисциплинарного подхода к вопросу физического воспитания дошкольника, и возникла развивающая педагогика оздоровления (2000 г.). Их программно-методическое пособие отражает две линии оздоровительно - развивающей работы:

Приобщение к физической культуре.
Развивающая форма оздоровительной работы.

Они критикуют устоявшийся подход к физкультурно-оздоровительной работе дошкольников, говорят о необходимости кардинального пересмотра существующих методов физического воспитания в дошкольных учреждениях, школах. В.Т.Кудрявцев и Б.Б.Егоров указывают на ряд противоречий существующих на современном этапе.

«Роль движений в целостном психологическом развитии является очевидной и общепризнанной и потому не требует какого-то особенного обоснования. С другой стороны, двигательная активность, различные формы ее целенаправленной организации занимают более чем скромное место в жизни современного ребенка- дошкольника».  Они вынесены, на их взгляд, на периферию образовательного процесса. То же они говорят об оздоровительной работе.

Все это на их взгляд ведет к утрате источников развития ребенка, росту детской заболеваемости. Материалы В.Т.Кудрявцева и Б.Б. Егорова продолжают идеи физиологов А.А. Ухтомского и Н.А. Бернштейна, психологов А.В. Запорожца и В.П. Зинченко, педагога П.С. Лесгафта, философа Э.В. Ильенкова, педиатра и педагога Ю.Ф.Змановского.

Авторы программы исходят из того, что «… ребенок- это целостный духовно- телесный организм - средоточник, посредник и преобразователь значимых для него природно - и социально -экологических связей. Эффект образовательно-оздоровительный усматривается нами в воспитании у ребенка способности осмысленно регулировать эти связи через особые формы двигательно - игровой деятельности». Общая цель программно-методического материала состоит в формировании двигательной сферы и создании психолого-педагогических условий развития здоровья детей на основе их творческой активности.

Развивающая педагогика оздоровления состоит из 4 разделов и постепенно оформляется на стыке возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии. Одним из его зачинателей был российский ученый - педиатр и педагог Ю.Ф.Змановский.

Названному направлению присущ ряд отличительных черт:

1.Представление о здоровом ребенке как эталоне и практически достижимой норме детского развития.

2.Здоровый ребенок рассматривается в качестве «целостного телесно-духовного организма».

3.Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей.

4.Индивидуально-дефферинцированный подход является ключевым, системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми.

Кандидат педагогических наук, доцент Н.Н.Ефименко  в 1999 году выпустил программу  «Театр физического развития и оздоровления» для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В ней автор сформулировал основные принципиально новые системы физического воспитания и оздоровления детей первых 10 лет жизни. Данная система опирается на объективные законы развития человеческого организма. Красной нитью проходит идея превратить  «однообразные занятия в занятия-спектакли, дарящие детям радость и приносящие пользу их физическому, интеллектуальному развитию, формированию межличностных отношений».

Коренным образом система Н.Н.Ефименко отличается от других: Т.И.Осокиной, Е.А.Тимофеевой, Д.В.Хухлаевой, Ю.В.Змановского, Л.В.Карманова, это представлено в  профессиональных заповедях:

«Следуй логике природы» /педагогика должна быть естественной/.

«Физическое воспитание дошкольников должно происходить по развивающей спирали».

«Педагогический спидометр, или о так называемых общеразвивающих упражнениях, подбирай подготовительную часть занятия в соответствии с эволюционной гимнастикой».

«Деление занятий на 3 части должно быть не формальным, а по физиологической сути».

«Театр физического воспитания дошкольников»: играя- оздоравливать, играя - воспитывать, играя- развивать, играя – обучать».

«Физическое воспитание (должно заряжать детей положительными эмоциями».

«Двигательный портрет дошкольника «рисует» методика игрового тестирования».

«Создавай тренажеры сам».

 «Здоровье здоровых требует профилактики и коррекции».

 «Через движение и игру - к воспитанию Человека будущего: комплексная педагогика жизни».

В программе «Основы безопасности дошкольников» В.А. Ананьева в разделах «Здоровье человека и окружающая среда», «Здоровье и образ жизни человека» автор ставит задачи развития физической активности детей, говорит о том, что их нужно приучать заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, формировать навыки личной гигиены, дать знания о здоровой пище ориентировать детей на здоровый образ жизни, дать элементарные знания о том, что такое инфекционная болезнь, что нужно делать, чтобы ей не заразиться. Пути решения задач: занятия, игры - занятия, изобразительная деятельность, прогулки, гигиенические процедуры, закаливающие мероприятия, игры, спортивные мероприятия, праздники. беседы, чтение литературы, использование эмоционально- привлекательных форм, работа с родителями, направленная на оздоровление детей и на развитие их физической активности.

Программа «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», разработанная кандидатами психологических наук Н.Н. Авдеевой и Р.Б. Стеркиной, кандидатом педагогических наук О.Л. Князевой. Авторы отмечают, что безопасность и здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных детьми знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в жизненных различных ситуациях, в том числе и неожиданных. Определяя основное содержание работы по ОБЖ и направления развития детей, авторы программы посчитали необходимым выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность жизни. Основное содержание работы по программе должно строиться, по мнению авторов, по нескольким направлениям:

1. Ребенок и другие люди.
2. Ребенок и природа.
3. Ребенок дома.
4. Эмоциональное благополучие ребенка.
5. Ребенок на улицах города.
6. Здоровье ребенка.

Содержание последнего раздела «Здоровье ребенка» представляет для нас научный интерес, поскольку позволило выявить, какое содержание работы предлагают авторы в этом разделе, каков его объем, какими средствами предлагают его решать. Так, авторы содержание раздела направляют на формирование у ребенка представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Ребенок должен знать свое тело, научиться заботиться о нем, не вредить своему организму.

Педагог, работающий по этой программе, должен рассказать детям, как устроен организм человека, как работают основные системы и органы (опорно-двигательная, мышечная, пищеварительная, выделительная, кровообращение, дыхание, нервная система, органы чувств). Важно при этом сформировать у ребенка умение прислушиваться к своему организму, помогать ему ритмично работать, вовремя реагировать на сигналы, говорящие о состоянии всех органов и систем.

Кроме программ, были проанализированы методические пособия по исследуемой проблеме. Они достаточно широко представлены в педагогической теории. Наиболее ценными, на наш взгляд, являются пособия, представляющие несколько средств оздоровления детей в условиях детского сада, содержащие подробные характеристики нетрадиционных способов оздоровления. К таким пособиям относятся работы Ю.Ф. Змановского и его коллег, методические рекомендации А.И. Баркан, Л.И. Латохиной, Б.В. Шеврыгина, Н.В. Цыбуля, Т.Д. Фершаловой и др. Интересные с педагогической точки зрения публикации найденны нами в журналах «Дошкольное воспитание», «Обруч».

Итак, анализ содержания современных программ для дошкольных учреждений позволяет сделать выводы о том, что, несмотря на различия в концепциях, подходах, методах и средствах решения проблемы оздоровления детей дошкольного возраста, в содержании каждой программы авторами проблема сохранения здоровья детей признается приоритетной и ей уделяется первостепенное значение. Программы предлагают быть активными в работе не только педагогов, но и самих детей, родителей. Можно выделить общие задачи сохранения здоровья детей, характерные для всех проанализированных программ для дошкольных учреждений:

Научить детей определять свое состояние и ощущения.
Сформировать активную жизненную позицию
Сформировать представления о своем теле, организме.
Учить укреплять и сохранять свое здоровье.
Понимать необходимость и роль движений в физическом развитии.
Обучать правилам безопасности при выполнении физических упражнений и различных видов деятельности.
Уметь оказывать элементарную помощь при травмах.
Формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма.

Система работы

Система всесторонней методической работы по совершенствованию мастерства воспитателей направлена на профессиональное адаптирование, становление, развитие и саморазвитие воспитателей. Система методической работы ДОУ включает разные виды деятельности, ориентированные на осознание, апробацию и творческую интерпретацию инновационных подходов по проблеме здоровьесбережения детей дошкольного возраста. Концептуальными основаниями деятельности методической службы ДОУ по реализации поставленных целей и задач являются актуальные подходы обновления  содержания деятельности по созданию здоровьесберегающей среды в ДОУ, повышение качества здоровьесберегающей работы с детьми разных возрастных групп, ценности личностно-ориентированной, гуманистической педагогики и психологии.

Методическое обеспечение деятельности педагогического коллектива по поставленной проблеме представляет собой целостную систему в рамках трех основных направлений: научно-теоретического; научно-практического, практического.

Научно-теоретическое направление предполагает разработку методологических проблем здоровьесберегающей системы ДОУ. Функциональное наполнение этого направления представлено материалами теоретических исследований, обоснованиями и разработками оптимальных методов работы педагогов ДОУ.

Научно-практическое направление предполагает разработку (подборку) конкретных технологий (технологических подходов), методов реализации научно-теоретических разработок в практической деятельности педагогов ДОУ.

Практическое направление предполагает проведение конкретных видов мероприятий по обеспечению педагогов ДОУ методическим инструментарием.

Для реализации поставленных задач был составлен перспективный план работы по данной проблеме.

Перспективный план работы

  1. Планирование и организация системы работы по повышению уровня теоретических знаний и практических умений педагогов ДОУ по использованию здорвоьесберегающих технологий в образовательном процессе. Определение точек соприкосновения с приоритетными направлениями в образовании.
  2. Разработка рекомендаций по выбору и формулировке проблемы для составления планов по самообразованию педагогов и перспективных планов работы с родителями.
  3. Организация семинаров, консультаций, работы по самообразованию педагогов.
  4. Изучение проблемы в научно-методической литературе.
  5. Выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов ДОУ.
  6. Организация выставки методической литературы.
  7. Оформление педагогической наглядной пропаганды для родителей.
  8. Организация и проведение разных видов контроля реализации задач здоровьесбережения в образовательном процессе в разных возрастных группах.
  9. Организация и проведение педагогических советов.
  10. Создание сборника методических материалов и методических рекомендаций по организации здоровьесберегающей среды в ДОУ.

На основе составленного перспективного плана был разработан план деятельности методической службы, в котором отразились: направления деятельности, промежуточные цели, прогнозируемые результаты, формы работы, были обозначены ответственные за выполнение тех или иных мероприятий.

План деятельности методической службы

Направление деятельности

Цель

Прогнозируемый результат

Формы работы

Ответственные

Выработка единых представлений о создании здоровьесберегающей среды и подходов к ее созданию

Определение краткосрочных задач и форм деятельности

Планы работы на квартал, месяц

Совещания при методическом кабинете

Старший воспитатель

Повышение качества применения здоровьесберегающих технологий

Выявление уровня профессиональной компетентности педагогов

Увеличение количества педагогов, имеющих высокий уровень компетентности в вопросах реализации здоровьесберегающих технологий, на 35%

Оперативный контроль

Тематический контроль

Анкетирование

Индивидуальные беседы

Изучение и анализ результатов диагностического обследования

Анализ перспективных и календарных планов

Собеседование по планам самообразования

Заведующий, старший воспитатель, творчески работающие педагоги

Управление деятельностью педагогического коллектива по реализации поставленных задач

Объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня образовательного процесса, использования в практике достижений педагогической науки и передового опыта по проблеме здоровьесбережения детей дошкольного возраста

Направления дальнейшей деятельности педагогического коллектива; утвержденный перечень парциальных программ и здоровьесберегающих технологий;рекомендации по внедрению передового педагогического опыта педагогов ДОУ; решение по предоставлению дополнительных услуг; решение по организации условий для реализации поставленных задач

Педагогический совет «Здоровьесберегающие технологии как средство формирования у детей привычки к здоровому образу жизни»

Заведующий, старший воспитатель

Методическое обеспечение деятельности педагогов по поставленной проблеме

Повышение уровня теоретической подготовки педагогов

Рекомендации по выбору программ и технологий;

увеличение количества педагогов, имеющих высокий уровень теоретической подготовки, на 45%

Теоретический семинар «Анализ современных программ и технологий по здоровьесберегающей работе в ДОУ»

Старший воспитатель

Методическое обеспечение деятельности педагогов по поставленной проблеме

Повышение уровня теоретической и практической подготовки педагогов

Рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательной работе разных возрастных групп;

увеличение количества педагогов, имеющих высокий уровень практической подготовки, на 25%

Постоянно действующий семинар «Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательной работе разных возрастных групп»

Старший воспитатель, творческая группа

Методическое обеспечение деятельности педагогов по поставленной проблеме

Изучение и оценка тезхнологических подходов, применяемых педагогами

Конспекты специально организованных занятий и занятий в совместной деятельности

Открытые просмотры

Старший воспитатель

Методическое обеспечение деятельности педагогов по поставленной проблеме

Обучение педагогов современным технологическим подходам в организации и проведении здоровьесберегающей работы

Методические материалы

Мастер-класс

Старший воспитатель

Методическое обеспечение деятельности педагогов по поставленной проблеме

Повышение качества учебно-методического комплекса

Варианты перспективных планов, диагностические материалы

Организация работы творческой группы

Старший воспитатель

Усиление эффективности влияния методического пространства ДОУ на становление и развитие профессиональных компетенций педагогов как основного условия повышения качества использования здовровьесберегающих технологий

  1. Оказание комплексной модульной методической поддержки в реализации деятельности по созданию здоровьесберегающего пространства;
  2. обеспечение индивидуального подхода в формировании и повышении уровня компетенций педагога;

создание условий для реализации творческого потенциала как коллектива в целом, так и каждого его члена в отдельности

Условия для зарождения, оценки и общесадовского использования ценного педагогического опыта; методические материалы

Методическая неделя

Старший воспитатель

Изучение передового педагогического опыта

Выявление степени эффективности педагогического процесса и его оценка в деятельности отдельных педагогов ДОУ

Оформленные материалы опыта работы для презентации на педагогическом совете, рекомендации к обобщению передового педагогического опыта, его распространению

Наблюдение педагогического процесса, изучение и анализ документации педагогов, изучение и анализ результатов работы с детьми

Заведующий, старший воспитатель

Совершенствование деятельности по организации здоровьесберегающей среды в ДОУ и использованию здоровьесберегающих технологий в разных возрастных группах

  1. Предварительный контроль – предварительное изучение состояния работы;
  2. оперативный контроль – непосредственное изучение деятельности;

тематический контроль – изучение результатов работы ДОУ за полугодие, учебный год

Информационно-аналитические материалы

Контроль

Заведующий, старший воспитатель, медицинский работник, председатель творческой группы

Повышение уровня взаимодействия с родителями

Систематизация форм и методов работы с родителями по проблеме

Планы, материалы мероприятий работы с родителями

Консультации

Старший воспитатель

Система методического обеспечения позволила достичь повышения качества работы с педагогами ДОУ, которое выразилось в  следующих результатах.

Уровень здоровья и физического развития детей:

  1. Уровень заболеваемости снизился на 3,5%, значительно снижено количество пропусков по болезни.
  2. Количество детей, имеющих высокий уровень физического развития повысилось на 30% и составляет 75%. Эти показатели имеют стабильную тенденцию к повышению.
  3. Количество детей, имеющих высокий уровень представлений о здоровом образе жизни, увеличилось на 44% и составляет 82%.
  4. Количество детей, имеющих высокий уровень осознанной двигательной активности увеличилось на 27% и составляет 65%.

Уровень профессионального роста педагогов:

  1. Количество педагогов, имеющих высокий уровень теоретических знаний и практических умений в организации здоровьесберегающей среды в ДОУ и проведению здоровьесберегающих мероприятий, увеличилось на 38% и составляет 95%.
  2. Значительно повышена мотивация педагогов к использованию инновационных подходов к здовроьсбережению воспитанников ДОУ.
  3. Количество педагогов, систематически  и методически грамотно использующих здолровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе и режимных моментах, увеличилось на 29% и составляет 82%.
  4. Количество педагогов, создающих условия для обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку, основанного на диагностике уровня здоровья и физического развития детей, увеличилось на 22% и составляет 75%.

Уровень развития методической службы:

  1. Систематизирована деятельность методической службы по повышению квалификации педагогов в межкурсовой период по поставленной проблеме.
  2. Выбраны оптимальные формы и содержание работы с педагогами.
  3. Разработаны методические материалы к методическим мероприятиям с педагогами.
  4. Разработаны методические рекомендации по повышению качества работы педагогов в группах.
  5. Упорядочено взаимодействие воспитателей, музыкального руководителя и родителей, как участников образовательного и здоровбесберегающего процессов в ДОУ.
  6. Повышен методический потенциал творческой группы по разработке методических материалов в помощь педагогам ДОУ.
  7. Систематизированы методические и дидактические материалы.
  8. Систематизированы и определены пути использования педагогами необходимой информации.
  9. Усовершенствована предметно-развивающая среда в группах.
  10. Созданы условия для интеграции основной программы, парциальных программ, технологических подходов по здоровьесбережению.