учебно-педагогический проект методический материал

Методические и дидактические работы, созданные в помощь учителям при создании учебно-педагогических проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vizitnaya_kartochka.doc86 КБ
Файл test.ods9.51 КБ
Файл tekst_dlya_samokontrolya.docx18.46 КБ
Microsoft Office document icon kriterii_ocenivaniya_bukleta.doc20.5 КБ
Файл kriterii_ocenki.docx41.95 КБ

Предварительный просмотр:

Шаблон «Визитной карточки» проекта

Автор проекта

Фамилия, имя, отчество

Шемякина Татьяна Сергеевна, Эттенко Анна Геннадьевна

Город, область

г. Красноярск, Красноярский край

Номер, название школы

КГПУ им. В.П. Астафьева

Описание проекта

Название темы вашего учебного проекта

Живучие мифы средневековья

Краткое содержание проекта

Знание истории необходимо для культурного человека. Данная работа дает краткий обзор такому периоду как средние века. Через мифы, возникшие в средневековье, освещаются важнейшие вехи данного периода. К этим мифам относятся: легенда о короле Артуре и рыцарях круглого стола, об ордене тамплиеров и их утерянных сокровищах (Святой Грааль), об алхимиках и созданном ими философском камне.

Предмет(ы)

Предмет история (период раннего, развитого, позднего средневековья). Основная школа. Федеральный стандарт, профильный уровень. Региональный и школьный компонент.  Возможна интеграция с предметами: литература (мифология).

Класс(-ы)

Данная работа предназначена для учеников 6 — 8 классов

Приблизительная продолжительность проекта

5-7  уроков, 2-3 недели, II четверть.

Основа проекта

Образовательные стандарты

Государственный образовательный стандарт профильного общего образования по истории средних веков (6-8 классы, профильный уровень) http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp?ob_no=14396 определяет следующие цели, на которые ориентируется учебный проект «Живучие мифы средневековья»:

формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

освоение знаний о важнейших событиях и процессах всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

развитие исторического мышления, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории;

формирование способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира,  критически анализировать полученную социальную информацию, различая в ней факты и мнения, описания  и объяснения, выявляя историческую и методологическую обусловленность различных точек зрения, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами.

Разделы стандарта:

Средневековье

Культурное и философское наследие Средневековья.

Планируемые результаты обучения

В результате проведения проекта учащиеся смогут:

  1. выразить ощущения, чувства, впечатления, возникающие при знакомстве с историческими личностями (король Артур, Мерлин, Николя Фламель. )
  2. использовать программные средства обработки изображений, создания презентаций, публикаций для представления результатов поисковой и исследовательской деятельности,
  3. описать важнейшие события, произошедшие в истории средневекового общества
  4. назвать великие памятники средневековой истории (на примере меча Эскалибур, Святого Грааля, философского камня. )
  5. у них будет возможность самим предложить подобные «живучие» мифы
  6. воспроизвести хронологию средних веков
  7. рассказать о политической, экономической, социальной ситуации в эпоху средневековья

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Почему мифы доживают до наших дней?

Проблемные вопросы учебной темы

-как, на основе чего возникают живучие мифы?

-как данные мифы повлияли на мировоззрение людей последующих эпох?

-были ли данные мифы необходимы данные мифы?

Учебные вопросы

-Как рождаются мифы?

-«Живут» ли данные мифы сегодня?

-Слышали ли вы ранее об этих мифах?

-Какое культурное наследие оставили эти мифы?

-Как повлияли данные мифы на образ жизни средневекового человека?

План оценивания

График оценивания

До работы над проектом

Ученики работают над проектом и выполняют задания

После завершения работы над проектом

Используется стратегия выявления потребностей.

 Методы оценивания в рамках данной стратегии:

 мозговой штурм,  метод предварительного знания «Знаю-Интересуюсь-Умею»,

 метод «Думать-Объединяться-Делиться».

Инструменты: Журнал "Маршрут проекта", устное стартовое выступление, слайды стартовой презентации, Форма для записи вопросов и ответов (слайд в стартовой презентации).

Побуждение к самоорганизации и взаимодействию, наблюдение прогресса, проверка понимания, поощрение метапознания, самоуправления и сотрудничества.

Используется стратегии поддержки работы в коллективе и взаимодействия и мониторинг прогресса.

 Методы оценивания в рамках данной стратегии:

 совместное планирование,

 самооценка и рефлексия,

 обратная связь от сверстников,

 наблюдение за работой групп.

 Инструменты:

 Лист планирования проекта

 Лист продвижения по проекту или Журнал "Маршрут проекта"

 Контрольные листы

 Оценочные листы для самооценки и взаимооценки

 Доска объявлений (обмен отзывами)

 Шаблон вопросов блога и рефлексии.

Оценивание для выявления усвоенных знаний и навыков, поощрения метапознания, выявление потребностей учеников, для будущего обучения.

Используется стратегия доказательства понимания и умения.

 Метод оценивания – оценка работы, проделанной учениками и отражающие то, чему они научились (вики-статьи, презентации, публикации, выступления).

 Инструменты:

 Лист оценивания вики-статьи,

 Лист оценивания презентации,

 Номинации художников («Галерея проекта»)

 лист оценивания публикации,

 Используется стратегия понимания и метапознания и мониторинг прогресса.

 инструменты:

 письменные и устные тесты и викторина,

 вопросный лист,

 журнал «Маршрут проекта»,

 лист осмысления письменной работы.

Описание методов оценивания

  1. Инструмент: Форма для записи основных понятий (вики-статья) в рамках проведения мозгового штурма. Описание: В начале работы ученики получают опережающее домашнее задание. Учитель озвучивает идею проекта, представляет описание одного мифа на группу. Учащиеся рассматривают мифы и делятся своими имеющимися знаниями со сверстниками. Получают домашнее задание: найти значения исторических терминов и дать описание историческим личностям и событиям. В результате осуществляется оценивание ситуации на входе в проект (формирующее оценивание), создание необходимой эмоциональной атмосферы, формирование группы. Результат деятельности учащихся - коллективная вики-статья – словарик основных слов, событий и личностей, описывающих то, что увидели и почувствовали.
  2. Инструмент: Формы для записи вопросов и ответов (слайды в стартовой презентации). Описание: В ходе обсуждения при демонстрации стартовой презентации учитель актуализирует субъектный опыт учащихся по теме, что позволяет определить уровень знаний, ошибки в суждениях. Данный инструмент направлен на формирующее оценивание в рамках проекта, используется стратегия выявления потребностей.
  3. Инструмент: Журнал «Маршрут проекта». Описание: Цель данного инструмента – фиксация первоначальных знаний, освоение навыков планирования, целеполагания, осознание своей деятельности в проекте, фиксация приоретаемых знаний, умений и навыков.
  4.  Инструмент: Таблица Знаю-Интересуюсь-Умею (ЗИУ). Описание: Инструмент метода использования предварительного знания. Позволяет активизировать предварительные знания учеников и позволяет установить личные отношения с материалами, которые предстоит изучить.
  5.  Таблица З-И-У требуют от учеников выявления новых знаний, которым они научились, сравнения этих знаний с тем, что они уже знали и пояснения своих идей, помогают ученикам сосредоточиться на содержании обучения и удерживать в поле зрения новые знания, которым они научились.
  6.  Инсрумент: Лист планирования проекта. Описание: Учащиеся вовлекаются в совместное планирование проекта. Сначала обсуждение проходит со всем классом, после чего учащиеся работают в созданных группах, участвуют в определении целей и задач, результата работы каждой группы, обсуждают план деятельности. Дидактические материалы – раздаточные листы, карточки, аннотированный список ресурсов, подборка литературы в школьной библиотеке, требования к плану работы группы учащихся, направляющие вопросы, критерии оценивания деятельности групп, видеосюжет о проведении проекта в прошлом, виртуальный пример. Обсуждение, оценка возможности исполнения, корректировка плана происходят в режиме консультирования групп в специально назначенное время после уроков. План проекта помогает ученикам чувствовать ответственность за свое обучение. Ученики определяют цели, вырабатывают стратегии для их достижения, создают временной график работы, определяют критерии оценивания.
  7. Инструмент: Оценочные листы для самооценки и взаимооценки. Описание: Оценочные листы позволяют сравнить цели и промежуточные результаты. Они показывают действительный результат деятельности школьников на каждом этапе. Оценочные листы направляют поиск, помогают в подготовке отчетов по результатам проведенных исследований в различных формах. Помогают наиболее полно отразить ход и результаты исследований, сформулировать выводы. Так же предлагается оценить навыки сотрудничества.
  8.  Инструмент: Доска объявлений (обмен отзывами). Описание: Отзыв сверстников помогает ученику увидеть внутренние качественные характеристики своей работы, через оценивание работ других участников. Используется в проекте в обсуждениях и для заключительного представления.
  9. Инструмент: Шаблон вопросов блога и рефлексии. Описание:Рефлексия дает ученикам возможность оценить собственный прогресс, свои мысли и учебу, и методы их улучшения.
  10. Инструмент: Лист оценивания вики-статьи. Описание: Создание коллективной вики-статьи способствует развитию умений представить результат коллективной деятельности, т.к. конечный результат складывается из участия каждого. Особенности этого сервиса учит не только выкладывать то, что задумано, но и постоянно обращать внимание на тот вклад, который внесен другими участниками, не повторятся, а дополнять, развивать идеи, участвовать в обсуждении и предлагать вопросы для обсуждения. Особенно ценно возможность получить обратную связь от незнакомых людей, ощутить значимость своей деятельности для незнакомых людей.
  11. Инструмент: Лист оценивания презентации и публикации. Описание: Данный инструмент необходим в процессе проекта и при подведении итогов. Критерии, представленные в таблицах помогут при разработке презентаций и публикаций, отражающих ход и результаты исследований. Критерии в ходе работы могут обсуждаться, корректироваться. Критерии позволяют подготовиться к промежуточной и итоговой конференции, определить уровень достижения цели работы группы.
  12. Инструмент: Письменные и устные тесты и викторина, вопросный лист. Описание: Данные инструменты позволяют актуализировать знания по теме, оценить уровень понимания материала, ошибочные мнения.

 13. Инструмент: Лист осмысления письменной работы. Описание: Использование этого инструмента способствует развитию рефлексивных умений. Учащиеся сами могут определить свои ошибочные знания, скорректировать их.

Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

Минимально необходимые пользовательские навыки для участия в проекте:

 Умение работать с историческими источниками

 навигация по веб-сайтам,

 поиск и сохранение изображений,

 составление и форматирование текстового документа,

 открытие и упраление презентацией.

Учебные мероприятия

Последовательность учебного процесса для учеников – что и когда они делают, чему учатся, как вовлекаются в процесс планирования.

До начала проекта нужно подготовить все необходимые ресурсы в соответствии с планом проведения проекта, а также провести родительское собрание, с тем чтобы обеспечить поддержку родителей, объяснить им смысл изменения формы учебного процесса и сообщить о необходимости письменного согласия на размещение фотографий ребенка на сайте проекта.

Постановка задачи (1 урок) Так как ученики впервые приступают к изучению истории Средних веков, то при помощи вводной презентации учитель выясняет имеющиеся у детей начальные знания по теме (эмпирические): учащиеся отвечают на вопросы, что позволит выяснить уровень их знаний. Тут же определяются темы и содержание дальнейших исследований. Учитель делит класс на 3 группы, каждая из которых будет исследовать свою тему: 1 группа – «Легенда о короле Артуре и рыцарях круглого стола», 2 группа – «Орден тамплиеров и святой Грааль», 3 группа – «Алхимия и философский камень». Чтобы задать направление исследований, учитель предлагает ученикам критерии оценивания исследований учащихся (оценки презентации, публикации, вики-статьи).

Перед началом исследования учитель организует учебное занятие, на котором ученики обучаются навыкам работы с социальными сервисами (ВикиВики, Гугл, Яндекс), выполняя ряд практических заданий (1 урок).

Исследования школьников(1 неделя) Учащиеся самостоятельно пытаются ответить на учебные вопросы своей темы. При этом они должны проанализировать исторические источники, найти исторические факты, отвечающие на вопросы исследования, подобрать иллюстративный материал и сделать выводы по теме. В поддержку развития навыков 21-го века учитель обеспечивает группы ресурсами, необходимыми для самооценки и отслеживания продвижения работы групп по этапам исследования, предлагает дидактические задания по теме проекта. Также учитель может предложить учащимся ссылки Интернет-ресурсы проекта на сервисе хранения закладок. Проводится совместное обсуждение, а затем оформление результатов работы группы.

Защита проекта (1 урок) Каждая группа выступает с устной презентацией результатов, демонстрируя свои работы в форме презентации, буклета, вики-статьи. В завершении коллективно обсуждаются выводы, служащие ответом на основополагающий вопрос проекта. Учащиеся оценивают выступления групп в соответствии с критериями оценивания работы групп. Подводятся итоги, определяется группа, выполнившая самое полное и аргументированное исследование, осуществляется индивидуальная рефлексия.

Материалы для дифференцированного обучения

Возможности для учеников

Работа в группах позволяет ученикам выбрать для себя роль в соответствии со склонностями и интересами, чтобы быть успешным и внести свой вклад в итоговую работу:

- анализ исторических источников;

- поиск и обработка необходимой информации по теме проекта;

- поиск и подготовка к представлению иллюстративного материала по теме проекта;

- организация и проведение совместного обсуждения результатов работы группы;

- обработка результатов и представление их средствами компьютерных технологий;

- подготовка и проведение устной презентации работы группы;

- размещение результатов работы в сети.

Одаренные ученики

В ходе работы над проектом возможны различные пути изучения материала, которые могут выбрать сами ученики. Школьники, заинтересованные в более глубоком изучении истории, могут выйти за рамки выполняемых учебных задач, провести дополнительные исследования и расширить поле деятельности проекта.

Ученики, испытывающие трудности в обучении

В работе над проектом ученики выполняют доступные для себя, четко определенные задачи на основе продуманного алгоритма действий. Они имеют возможность воспользоваться помощью других участников группы, проконсультироваться с учителем. Такие ученики должны почувствовать свою значимость в общем деле, почувствовать, что они могут быть успешными.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Технологии — оборудование (отметьте нужные пункты)

Компьютеры, сеть Интернет, dvd, проектор, принтер, сканер, фотоаппарат.

Технологии — программное обеспечение (отметьте нужные пункты)

Электронные энциклопедии, мультимедийные программы, программы обработки изображений,  Веб-браузер, офисные программы, текстовый редактор, издательские системы.

Материалы на печатной основе

Учебники, методические пособия, хрестоматии, лабораторные пособия, справочный материал и т.д.

Другие принадлежности

Принадлежности, которые необходимо заказать или подготовить для использования в учебном проекте и которые характерны для курса обучения. Не включайте сюда обыденные материалы, которые можно встретить в каждом классе

Интернет-ресурсы

Список веб-адресов, необходимых для проведения проекта

Другие ресурсы

Кого нужно пригласить и что нужно организовать для успешного проведения проекта в процессе (экскурсии, эксперименты, гости, наставники, другие ученики/классы, эксперты, родители и т.д.)



Предварительный просмотр:

Текст для самоконтроля.

В данном тексте пропущены слова, вместо пропусков Вы должны вставить слова, которые даны ниже текста.

Будьте внимательны!

Артур

Большинство историков сегодня согласны, что Артур — или человек, которого мы называем Артуром, — существовал, даже если не как король, то, по крайней мере, как…..1…... Он был магнетическим человеком и выдающимся умом военного дела, чьё войско росло вместе с его славой. Артур, возможно, был главным, кто вёл бретонцев к победе в знаменитой битве на горе ……2…….. С этой решающей победой саксонцы были взяты в безвыходном положении, и в стране воцарился мир.

Таким образом, вероятно, что титул короля героическому Артуру присудили сказители благодарного острова. Они также могли добавить к его славе и величию богатство из волшебных сказок.

Наш романтизированный Артур из легенды родился от Утера и Игрейны в Тинтагеле, Корнуолл. Новорожденного отдали Мерлину как часть договора между волшебником и королём. Мерлин затем отдал юного Артура на воспитание сиру Эктору. Здесь вместе со своим молочным братом Кэем Артур получил воспитание и обучился военному искусству. Несмотря на то, что Артур считал себя нежеланным бастардом, для него это были счастливые и беззаботные дни.

Когда для Артура настало время наследовать отцу, Мерлин устроил турнир среди знати. Хотя там ходили слухи, что Утер имел сына, никто не был уверен в его существовании. Победители турнира выигрывали право попытаться вытащить меч из камня. Это был обряд, с помощью которого люди, верящие в Бога, могли узнать законного короля страны. В этих условиях, когда все смотрели на него, пятнадцатилетний Артур вытащил меч из камня. Мерлин затем сказал Артуру и ошеломлённым свидетелям, что это сын Верховного Короля …..3……. и королевы Игрейны.

В первые годы своего царствования Артур оставался под бдительным взором Мерлина, успешно преодолевая зарождающееся сопротивление некоторых недовольных мелких королей и начал собирать компанию своих соотечественников против саксонской угрозы.

Несмотря на молодость, Артур был образцовым воином, и с течением времени он оказался великим вождём, рассеивающим все сомнения относительно его силы и авторитета. Артур был честным и смелым человеком, но способным принять суровые решения, когда это необходимо. Его воинственная натура была уравновешена добротой и юмором. За его поэтический талант (особенно в сатирических стихах) его любили барды.

Ранние битвы Артура и его военного отряда были суровые, но успешные, высшей точкой которых была победа при горе Бадон. Теперь самоуверенный (и, возможно, в чём-то завидующий) Артур объявил, что хотел бы вырыть голову Брана, которая захоронена на холме Тауэр в……4……... Люди считали, что голова Брана — это талисман, защищающий остров от посторонних. Несмотря на это, для Артура это был давно умерший соперник, просто суеверие. Он утверждал, что страну защищали победы Брана, а не чары. Артур выкопал голову, таким образом заявляя свою собственную верховную власть. Этот поступок не был хорошо воспринят всеми, и кое-кто считал, что более поздние беды — результат этого злодеяния.

Затем король перевёл своё внимание на обустройство страны. В это время он женился на Гиневре, которую некоторые считали его второй женой. Уэльская традиция называет имена трёх сыновей Артура: ……5………..(Llacheu), Гвидр (Gwydre) и Амр (Amr). Неизвестно, был ли Ллахеу законным сыном, но Гвидр и Амр таковыми не являлись, и все умерли раньше своего отца. Согласно легенде, Гиневра привезла Артуру Круглый Стол, принадлежащий Утеру, как часть своего приданого.

..6…..был привлекателен как с мистической, так и с практической точки зрения: объединяя всех и в то же время никого не возвышая над остальными. Таким образом родилось Братство Круглого Стола. И так начались многие (слишком многие, чтобы перечислить их здесь!) приключения короля Артура и Рыцарей Круглого Стола.

Варианты ответов: Утера Пендрагона , Бадон,  Лондоне , Круглый Стол ,военный предводитель,   Ллахеу .  

Правильные ответы: 1 военный предводитель, 2 Бадон, 3 Утера Пендрагона, 4 Лондоне, 5 Ллахеу , 6 Круглый Стол .



Предварительный просмотр:

Критерии оценивания буклета

Цель работы: презентовать самые интересные моменты своей презентации по теме: «Живучие мифы Средневековья»

Критерии оценки

Позиция отсутствует

(в баллах)

Слабо

(в баллах)

Хорошо

(в баллах)

Отлично

(в баллах)

Содержание (0-9 баллов)

0

1

2

3

Фиксация идеи

Представление цели

Адекватность выражаемого содержания поставленной учебной задаче

Корректность текста

 (0-9 баллов)

0

1

2

3

Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок

Краткость, точность, законченность информации.

Достоверность информации, подтвержденная источниками.

Дизайн (0-15 балла)

0

1

2

3

Разметка буклета и его оформление логичны и отвечают эстетическим требованиям.

Дизайн не противоречит содержанию.

Графические объекты – привлекательны, интересны, соответствуют содержанию, размещены корректно.

Текст легко читается.

Фон сочетается с текстом.

 

Общее количество баллов

Оценка

Границы выставления отметок

27– 33 б – оценка «5»

20 – 26 б – оценка «4»

13 – 19 б – оценка «3»

менее 12 б – оценка «2»



Предварительный просмотр:

Критерии оценки  знаний и ответа учеников

   

Критерии

5 (ОТЛ.)

4 (ХОР.)

3 (УД.)

2 (НЕУД.)

1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение)

Удачное использование правильной структуры ответа (введение -основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5. Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

6. Причинно-следственные связи

Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность

Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности

Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности

Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности