ФОРМИРОВАНИЕ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НАВЫКОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Эглитис Людмила Павловна

Популярный сегодня деятельностный подход в образовании выдвигает на первое место необходимость обучения будущих учителей начальных классов навыкам использования проектной деятельности в работе. Владение проектной деятельностью позволяет будущим педагогам научить младших школьников распознавать проблему, преобразовывать ее в цель, разрабатывать план достижения этой цели, осуществлять его, добиваться результата, анализировать свои успехи и промахи, что позволит в основной школе использовать полученные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v_bgu_eglitis.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НАВЫКОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Эглитис Л.П.

МБОУ СОШ №2 пгт Дубровка

 (г.Брянск)

Чухачева Е.В.

Брянский государственный университет

 им. акад.И.Г. Петровского

В настоящее время будущему гражданину недостаточно одних только теорети ческих знаний. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности.

В этой связи возрастает интерес к деятельностным технологиям обучения. Деятельностный подход в обучении опирается на работы Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна [1]. Основоположники этого подхода рассматривали деятельность как целена правленную активность человека во взаимодействии с окружающим миром в процессе решения задач, определяющих его существование и развитие. Характерной особенностью деятельностного подхода является субъ ектная позиция ученика. Одним из примеров деятельностного подхода в обучении является проектная деятельность. Е.С. Полат определяет метод проектов как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая за вершается реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным определенным образом [2]. На наш взгляд, метод проектов позволяет учащимся самостоятельно приобретать знания в процессе решения практических задач. Проектная деятельность ста новится интегрированным компонентом современной системы образования. Она стимулирует интерес учащихся к определенным проблемам, позволяет реально соединить академические знания с практическим опытом их применения.

В опыте многих учителей успешная работа по проведению от дельных проектов даже с самыми маленькими учениками. Конечно, в этом случае речь не может идти о больших самостоятельных проектах, но освоение определенных закономерностей этой работы действительно можно начинать уже в начальной школе. Кстати, дети, которые получили подобный опыт во 2-4-х классах, гораздо проще встраиваются в систему проектной деятель ности основного звена школы.

Надо сказать, что у младших школьников, может быть, даже больше, чем у учащихся основного звена школы, выражен мотив для работы над про ектами, так как ребенок этого возраста активно стремится самостоятельно исследовать окружающий его мир. Задача взрослых - поддержать детскую любознательность, не пресекать активность ребенка многочисленными за претами, тогда с возрастом естественная познавательная потребность ребенка станет основой его успешного обучения в школе. Проектная деятельность - хороший механизм для реализации этой потребности непосредственно в учебной работе.

Проектная деятельность в начальной школе может проходить в форме небольших междисциплинарных исследований. Содержанием проектной деятельности младших школьников могут стать извечные детские «почему?», на которые взрослым порой бывает так трудно найти ответы. Осуществляя работу над проектом, ребенок получает возможность самостоятельно (конечно, с помощью взрослого) найти ответы на свои вопросы. Если обобщить самые частые детские «почему?», то они выглядят так:

  1. Кто мы? Чтобы ответить на этот вопрос, дети исследуют природу своего «Я», здоровье физическое, духовное и социальное.
  2. Где мы во времени и пространстве? Чтобы узнать это, дети исследуют развитие человека в историческом и географическом аспекте, начиная это исследование с истории и географии своей семьи.
  3. Как мы выражаем свои мысли и чувства? Для этого дети исследуют способы выражения своих чувств и эмоций, изучают идеалы, верования и ценности других людей.
  4. Как устроен наш мир? Дети исследуют объекты и явления природы; предметы, созданные руками человека, знакомятся с миром науки и техни ки.
  5. Как мы организуем свою жизнь? Дети изучают мир труда и его цен ности, узнают, как труд человека влияет на него самого и других людей.
  6. Как мы живем на нашей планете? Дети исследуют проблему ответственности человека за сохранение и бережное использование природных ресурсов, взаимоотношения отдельных людей и сообществ.

Любой из этих вопросов можно наполнить предметным содержанием или проблемами, спонтанно возникающими в детском коллективе.

Важно, чтобы тему выбирал сам ребенок, исходя из своих потребностей и интересов. Младшие школьники выбирают такие темы для выполнения проектов: «Животные в моей семье», «Подарим жизнь комнатным растениям», «Почему березка плачет?», «Мои друзья – птицы» и др.

Целями проектной деятельности в начальной школе так же, как и в основ ном звене, является формирование у детей предметных знаний и общеучебных навыков: социальных, коммуникативных, мыслительных, исследовательских.

Предметные знания в данном случае понимаются как ряд взаимосвязан ных представлений, формирующих у ребенка единую картину мира.

Основываясь на выше сказанном, можно сделать вывод, что популярный сегодня деятельностный подход в образовании выдвигает на первое место необходимость обучения будущих учителей начальных классов навыкам использования проектной деятельности в работе. Владение проектной деятельностью позволяет будущим педагогам научить младших школьников распознавать проблему, преобразовывать ее в цель, разрабатывать план достижения этой цели, осуществлять его, добиваться результата, анализировать свои успехи и промахи, что позволит в основной школе использовать полученные навыки.

Будущие учителя должны в первую очередь овладеть следующими навыками:

  1. Социальными (связанные с групповым взаимодействием). Проектная работа предполагает коллективную деятельность, а значит, способствует  формированию:

•        умения работать в группе, внимательно относиться к другим, делиться
материалами, соблюдать очередность, принимать и выполнять определенную роль (лидер, исполнитель, оппонент);

•        умения пойти на компромисс, разумно реагировать в ситуации кон фликта.

  1. Коммуникативными (связанные с работой с информацией). Проектная работа предполагает изучение некоторого объекта и передачу полученной информации. Поэтому в ходе этой работы формируются:
  1. умение слушать и слышать другого человека (не перебивая говорящего), принимать другое мнение, часто отличное от собственного;
  2. умение высказывать свое мнение (говорить спокойно, не обижая слу шателей), отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;

•        умение рассказать о проделанной работе.

  1. Мыслительными (связанные с интеллектуальным актом). В ходе работы ребенок сталкивается с такими вопросами, как:
  1. Что это такое?
  2. На что это похоже?
  3. К каким из уже известных мне предметов и явлений это относится?
  4. Из чего это состоит?
  5. Как это связано между собой и с другими предметами и явлениями?
  6. Как это работает?

Поиск ответов на эти вопросы способствует развитию таких мыс лительных операций, как, например, анализ и синтез, сравнение и обобщение, классификация и выявление закономерностей.

  1. Исследовательскими. Работа над проектом заставляет ребенка наблю дать различные предметы и явления, принимать во внимание мелкие детали и различия, фиксировать результаты проведенного исследования и представлять материал наглядно. Кроме того, работая над проектом, ребе нок ставит перед собой цель, продумывает план, а закончив работу, сам ее оценивает. Следовательно, у него формируются умения и навыки:
  1. формулировать вопросы;
  2. планировать свою деятельность;
  3. наблюдать предметы и явления;
  4. оценивать свою работу по предложенным критериям.

        Одной из форм работы со студентами по формированию исследовательских умений для реализации проектной деятельности является  разработанный нами кружок « Я познаю мир». Его организация основана на модульной  технологии, которая обеспечивает индивидуализацию учебно – воспитательного процесса: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.

Содержание кружка «Я познаю мир» представляет собой систему  3 учебных модулей, так как модульное обучение предполагает структурирование учебной информации, содержания обучения и организацию работы детей с полными, логически завершенными модулями. Работа с модулями направлена на развитие индивидуальных способностей студентов и профилактику асоциального поведения (см. рис 1.).

Цель кружка – оптимальное общее развитие каждого студента, формирование умственной активности, творческих способностей и нравственной ответственности через проектную, исследовательскую, художественную деятельность.

Рисунок 1

        

Исследовательская деятельность

Проектная деятельность

Художественная деятельность

Я познаю мир

Задачи кружка:

 - организовать образовательный  процесс  на диагностической основе с учетом знаний индивидуальных особенностей обучающихся, их реальных затруднений и потребностей;

-  обеспечить индивидуальную траекторию развития будущих педагогов с учетом их способностей, склонностей.

Ожидаемый результат: будущий педагог, владеющий знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной реализации профессиональной деятельности и практическими  умениями по осуществлению проектной и исследовательской деятельности.

Будущий учитель  должен знать особенности  проектной деятельности в начальной школе: небольшая продолжительность проекта, вовлечение в эту работу родителей ребенка, значительная обучающая, организующая и стимулирующая помощь учителя.         В ходе  реализации проектной деятельности необходимо учитывать эти характерные  особенности. Для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность [3]. Организуя проектную деятельность учащихся, необходимо знать этапы работы над проектом, что позволит правильно организовать работу. Проследим последовательность выполнения работы над проектом. В первую очередь необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. Проблематизация  является первым этапом работы над проектом.

В дальнейшем появляется необходимость определить и сформулировать цель дея тельности. Соответственно следующий, второй этап работы - целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте. В этот момент у автора возникает масса идей (не всегда реалистических), что еще больше укрепляет мотив к деятельности.

Наличие исходной проблемы и понимание конечной цели работы застав ляют приступить к деятельности, которая должна начинаться с разработки плана. Планирование - важнейший этап работы над проектом, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и бли жайшие шаги. В этот период энтузиазм и ощущение новизны и значимости предстоящей работы притупляется, что может несколько снизить мотив к деятельности.

Когда имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и понятна цель, можно приступать непосредственно к работе. Реализация имеющегося плана - следующий этап проектного цикла. Это период максимального колебания мотива. У некоторых людей ясность пред стоящих шагов, наличие четкого плана повышают мотив к деятельности, а у других возникает ощущение легкости и доступности всей работы, желание расслабиться, не напрягаться. А иногда автор проекта мысленно уже достиг результата работы, эмоционально пережил это достижение; или, наоборот, объем предстоящей работы приводит к тому, что у автора опускаются руки, пропадает уверенность в успешном завершении проекта (все это в значи тельной степени касается подростков). Очевидно, что на этапе реализации учителю предстоит найти способ поддержания мотива к работе, учитывая личностные особенности своих учеников.

Осуществление плана, работы над проектом, как правило, связано с изу чением литературы и других источников информации, отбора информации; возможно, с проведением различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы ее решения.

Для воплощения найденного способа решения проблемы проекта со здается проектный продукт. По завершении работы автор должен сравнить полученный результат со своим замыслом, внести исправления. Это этап осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств и эмоций, возникших в ходе и по окончании работы. Кроме того, автору необходимо оценить, какие измене ния произошли в нем самом, чему он научился, что узнал, как изменился его взгляд на проблему, какой жизненный опыт он приобрел.  Все это и является содержанием этапа самооценки и рефлексии - завершающего этапа работы.

Итак, основные этапы работы над проектом - это проблематизация, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия. Внутри каждого этапа есть более мелкие, но очень важные шаги, которые необхо димо выполнять в ходе работы. Так, формулируя цель работы, автор про екта создает мысленный образ желаемого результата работы - проектного продукта, который является непременным условием работы. В ходе планирования необходимо определить задачи, которые предстоит решить на отдельных этапах работы и способы, решения этих задач. Определить порядок и сроки выполнения работы - разработать график. На этапе реализации плана может возникнуть необходимость внести  изменения в задачи отдельных этапов и в способы работы, а иногда может измениться представление автора о конечном результате, проектном продукте. Завершается проект презентацией найденного автором способа решения исходной проблемы, проектного продукта и самопрезентацией компетентности автора проекта.

Таким образом, для реализации проектной деятельности будущие учителя начальных классов должны усвоить следующие особенности:

  1. Наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом.
  2. Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель.
  3. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собствен ное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.
  4. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задачами для каж дого из них; определить способы решения этих задач и найти ресурсы для этого; разработать подробный график работы с указанием сроков реализации каждого этапа (предварительное планирование работы).
  5. Проект обязательно должен иметь письменную часть - отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы работы, все принимавшиеся решения с их обоснованием; возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собран ная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов, итоги  и перспективы проекта.
  6. Публичная защита, презен тация результата работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта.

Научившись проходить весь путь от осознания проблемы до воплощения самостоятельно найденного способа ее решения, студенты получают важнейшие навыки не только для успешной учебы, но и для будущей профессии.

Литература

  1. Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании// Начальная школа: плюс-минус. – 2001. - №1.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  3. Ступницкая М.А. Организация и содержание проектной деятельности учащихся основного и старшего звеньев школы «Премьер». Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождения, опыт. Сборник статей/ Под общ. ред. Н.К. Минько – М.: Учебно-методический центр ЮАУО, 2005.