«ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МОЛОДЕЖИ»

Научно - исследовательская работа студентов 3 курса ГБОУ СПО КПК № 3 Краснодарского края  по выявлению агрессивного поведения у молодежи. База исследования   МОУ СОШ № 50 г. Краснодара. В исследовании принимали участие 103 учащихся 10-11 классов. В условиях растущей диспропорции научно-технического прогресса и духовной деградации человека происходит разрушение духовных ценностей, одним из проявлений которой является агрессивность молодежи. Одним из методов исследования было проведение анкетирования учащихся и на основе полученных результатов предложены советы по устранению агрессивного поведения среди молодежи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МОЛОДЕЖИ»

Студенты: Соловьева Анна Сергеевна, Чехлань Анна Алексеевна.

Научный руководитель: Иванушкина Татьяна Алексеевна, преподаватель высшей квалификационной категории.

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Краснодарский педагогический колледж № 3 Краснодарского края, город Краснодар.

В условиях растущей диспропорции научно-технического прогресса и духовной деградации человека происходит разрушение духовных ценностей, и замена духовности без духовностью одним из проявления которой является агрессивность молодежи. Данная проблема актуализирована целым комплексом объективных и субъективных факторов. Это и не удивительно, в обществе которое коммерциализированно, деятельностью которого  движет в основном погоня за наживой и прибылью, и в котором широкое распространение имеют потребительская психология и идеология а также массовая культура. В научной литературе по социальной психологии данная проблема всегда привлекала внимание  таких ученых как  Майерс Д., Ричардсон Д., Бэрон Р. которые внесли значительный вклад в разработку проблемы агрессивного поведения. Заслуживает интереса не только теоретический аспект проблемы но и исследование её на экспериментальном уровне.

Перестройка нашего общества, обусловленная переходом к рыночным отношениям, привела не только к экономическим и политическим изменениям, но и к изменению моральных норм поведения людей и особенно молодежи. Педагоги, родители отмечают, что у детей и подростков нарастает асоциальная направленность. Они стали более тревожными и агрессивными. Агрессивные наклонности в поведении наблюдаются даже у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В работах, посвященных проблемам воспитания трудных подростков, а также их социальным отклонениям, одно из первых мест занимает проблема агрессивности. Многие авторы отмечают, что агрессивность затрудняет приспособление подростков к условиям жизни в обществе и играет значительную роль в отклоняющемся поведении несовершеннолетних. Агрессивные индивиды часто обнаруживают целый ряд свойств, свидетельствующих о значительных эмоциональных нарушениях.

Агрессивное поведение вызывает соответствующую реакцию окружающих, а это, в свою очередь, ведет к усилению агрессивности, т.е. возникает ситуация порочного круга. Таким образом, исследование агрессивного поведения  молодежи важно еще и потому, что оно существенным образом сказывается на частоте и интенсивности агрессивных, насильственных действий всех возрастных групп населения.

Объект исследования: агрессивное поведение молодежи.

Предмет исследования: методы и профилактика агрессивного поведения молодежи.

Цель исследования: выявление причин агрессивного поведения у молодежи.

Задачи исследования:

1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования.

2. Выявить признаки и причины проявления агрессивности у молодежи.

3. Провести анкетирование учащихся МОУ СОШ № 50 г.Краснодара.

Методы исследования: - теоретический анализ литературы, - анкетирование учащихся МОУ СОШ № 50 г.Краснодара.

Агрессия рассматривается как любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения (Р.Бэрон, Д.Ричардсон).

Отечественные исследователи понимают агрессию как целенаправленное, разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям и вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние психической напряженности, страха, подавленности и т.д.).

Будем различать понятия «агрессия» и «агрессивность». Первое (от лат. agressio — нападение, угроза) — общее название для всех разрушающих действий, направленных на причинение вреда. Агрессивность — намерение, состояние, предшествующее агрессивному действию. А само агрессивное действие — это поведение человека, которое направлено на причинение вреда другим людям. Агрессивное состояние сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти. Действие выражается в непосредственном агрессивном акте причинения вреда другому человеку: оскорблениях, издевательствах, драках, избиениях.

Статистика говорит: к моменту окончания средней школы подросток просматривает по телевизору около 8 тыс. сцен с убийствами и около 100 тыс. других действий с применением насилия. Ни одна из прошедших эпох не была так густо пропитана насилием, как наша. Подталкивает ли телевизор ребенка к совершению агрессивных поступков? Однозначно да. Если для взрослых, как утверждают те, кто насаждает насилие на экраны, оно способствует лишь «выпуску пара», то для подростков — прямое подстрекательство к совершению насильственных действий.

Агрессивность в мире нарастает как снежный ком. Удивительно, что люди, видя и понимая, что из порочного круга нет другого выхода, кроме примирения, ничего не делают, чтобы изменить страшную зависимость. В результате зло накапливается, усиливается, уничтожает людей. Дети втягиваются в этот страшный круговорот с пеленок, перенимают манеру агрессивного поведения еще до того, как учатся соображать. Ежедневная жизнь постоянно демонстрирует модели агрессивного поведения в семье, окружающей действительности, средствах массовой информации. Стоит ли удивляться, что наши дети агрессивны: они ведь только воспроизводят то, что видят вокруг себя.

Ниже приведена типология форм агрессивного поведения по А. Басу, где даются типы и примеры агрессивного поведения.

Типы                                                        Пример

Физическая-активная-прямая                 Нанесение побоев человеку, ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия.

Физическая-активная-косвенная                Закладка мин-ловушек, сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага.

Физическая-пассивная-прямая                Сидячая забастовка Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (например, сидячая демонстрация).

Физическая-пассивная-косвенная                Отказ выполнить приказ (например, отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации).

Вербальная-активная-прямая                Словесное оскорбление или унижение другого человека.

Вербальная-активная-косвенная                Распространение клеветы, сплетен

Вербальная-пассивная-прямая                Отказ разговаривать с человеком,

отвечать на его вопросы.

Вербальная-пассивная-косвенная                Отказ защитить человека, которого незаслуженно критикуют.

В литературе представлено несколько классификаций агрессии. Ведущей является концепция Г. Аммона, который выделяет следующие ее виды: конструктивная агрессия - (открытое проявление агрессивных побуждений, реализуемое в социально приемлемой форме при наличии соответствующих поведенческих навыков и стереотипов эмоционального реагирования, открытости социальному опыту и возможности саморегуляции и коррекции поведения); дифференцированная агрессия (отсутствие достаточной реализации агрессивных побуждений при дефиците соответствующих поведенческих навыков и тенденций к чрезмерному подавлению эмоциональных реакций); деструктивная агрессия (прямое проявление агрессивности, связанное с нарушением морально-этических норм, квалифицируемое как элементы делинквентного или криминального поведения с недоучетом требований реальности и недостаточностью эмоционального самоконтроля).

И.Б. Бойко предлагает включать в типологию форм агрессивности: адаптивную агрессию и паталогическую агрессию. Адаптивная агрессия – стиль поведения, соответствующий стереотипам, выработанным в конкретной среде и микросоциуме, паталогическая агрессия, обусловленную каким-либо психическим недоразвитием или расстройством.

Можно выделить четыре основных круга проблем, порождаемых показом агрессивных действий на кино- и телеэкране.

  1. Эффект научения. Появляется ли эффект обучения новым нормам агрессивного поведения при наблюдении детьми и подростками сцен насилия с помощью средств массовой информации (кино, телевидения, видео)? Какие условия, если они есть, поощряют реальное проявление агрессивных актов, которым они обучены посредством массовых коммуникаций?
  2. Эмоциональное следствие. Ведет ли повторение сцен насилия средствами массовой коммуникации к снижению эмоциональной чувствительности к насилию? Имеет ли снижение эмоциональной чувствительности отношение к вероятности актуального агрессивного поведения в реальной жизненной ситуации?
  3. Проблема катарсиса. Ведет ли наблюдение за агрессией к агрессивному катарсису – истощению агрессивной энергии? Центральным постулатом данного исследования является наличие у каждого индивида врожденного агрессивного влечения, которое варьируется лишь по степени интенсивного и уменьшается при участии в актах насилия.
  4. Проблема условий. Имеются ли какие-либо условия при наблюдении сцен насилия, которые могут служить как подавлению (торможению), так и усилию агрессии? 

Учеными выделено несколько групп факторов агрессивного поведения человека, в частности, биолого-генетические, индивидуально-психологические особенности личности, специфика воспитания, влияние субкультуры, роль средств массовой коммуникации и т.д.

Теория социального научения, предложенная Бандурой, уникальна: агрессия рассматривается здесь как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно так же, как и многие другие формы социального поведения. Ниже представлена схема анализа агрессивного поведения с позиции теории социального научения.

Теория социального научения Бандуры

Агрессия приобретается посредством:

Биологических факторов (например, гормоны, нервная система).

Научения (например, непосредственный опыт, наблюдение).

Агрессия провоцируется:

Воздействием шаблонов (например, возбуждение, внимание).

Неприемлемым обращением (например, нападки, фрустрация).

Побудительными мотивами (например, деньги, восхищение).

Инструкциями (например, приказы).

Эксцентричными убеждениями (например, параноидальные идеи).

Агрессия регулируется:

Внешними поощрениями и наказаниями (например, материальное вознаграждение, неприятные последствия).

Викарным подкреплением (например, наблюдение за тем, как поощряют и наказывают других).

Механизмами саморегуляции (например, гордость, вина).

Согласно Бандуре, исчерпывающий анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов: 1) способов усвоения подобных действий, 2) факторов, провоцирующих их появление и 3) условий, при которых они закрепляются.

Главная причина такого поведения подростка – стремление привлечь к себе внимание родителей, заставить полюбить себя. Негативное поведение у подростка доминирует по той причине, что в семье для него нет примера позитивных форм поведения. Не надо удивляться, если подросток проявляет агрессию в семье, где постоянно, на его глазах, происходят акты взрослой агрессии друг к другу. Родители, даже в момент взросления подростка, являются примером для подражания.

Проблемы агрессивности в подростковом возрасте связанны изначально с двумя основными факторами, это период полового созревания  и фактор перехода от детства к взрослой жизни и в связи с откровенно говоря неготовностью вчерашних детей к самостоятельной жизни, с будущей неизвестностью, проблемами, ответственностью, этот переход сопровождается психоэмоциональнными сдвигами, очень часто выражающимися в агрессии у подростков.

Так же влияют отношения в школе, в компании. Стремление группировки со сверстниками весьма присуще для детей подросткового возраста. Это объясняется психологическими особенностями данной возрастной группы. Как правило, в группе появляется лидер, который может быть как позитивным, так и негативным.

Влияние алкоголя, никотина и наркотиков на подростковую агрессию.

Смена подростком места учёбы, особенно без его на то желания.

Физиологические отклонения (органическое поражение мозга).

Своеобразие внешности.

Агрессивное поведение может возникать вследствие перенапряжения нервной системы в связи с чрезмерными физическими и интеллектуальными нагрузками. Особенно явными эти состояния становятся в период сессии, итоговых контрольных работ и, как правило, ими страдают дети, не равнодушные к результатам учёбы и имеющие дополнительные учебные нагрузки (музыка, иностранные языки, и т.д.).

Боязнь быть травмированным, обиженным. Пережитая обида, душевная травма. Постоянные насмешки, издевательства.

Неправильные методы воспитания, наказания, упрёки, оскорбления.

Агрессивное поведение формируется постепенно и является результатом воспитания.

Ярко выраженная направленность на других (экстраверсия) как черта характера. Такой подросток не может жить, пока не выплеснет свои эмоции, чувства, переживания на других. Иногда его не хотят слушать, не принимают, и тогда его реакции приобретают форму приставания, даже насилия.

Проявление соперничества между подростками (в семье, классе, школе, во дворе) с целью добиться превосходства.

Чаще проявляется у подростков ограниченных интеллектуально, эмоционально глухих, неразвитых, безразличных ко всему.

Провоцирует агрессивное поведение и массовая культура. Все исследования подтверждают: нет большего зла в современном мире, чем телевидение и пресса, возбуждающие низменные инстинкты людей.

Таким образом, мы вынуждены константировать, что проявления агрессивного поведения подростков нарастают, сами агрессивные действия становятся всё более жёстокими. В обществе продолжается пропаганда насильственных способов решения проблем. В этих условиях школа вынуждена значительно усиливать работу по коррекции агрессивного поведения подростков.

        Практическая работа проводилась на базе МОУ СОШ № 50 г. Краснодара. В исследовании принимали участие учащиеся 10-11 классов в количестве 103 человека, из них юношей - 43 и  девушек - 60.

Целью практической работы было выявление агрессивного поведения молодёжи.

Для этого была разработана анкета, в количестве 14 вопросов. Вопросы анкеты вы можете увидеть на слайде. Учащимся предлагалось ответить на вопросы анонимно. В анкете присутствовали вопросы как скрытого так и открытого характера. После обработки анкетных данных, можно сказать, что на вопрос:

Как вы понимаете, что такое агрессия – 45 опрошенных ответили – злость, 15 учащихся ответили, что это - неадекватное поведение, 12 человек -  приходят к мысли, что это выплеск отрицательных эмоций, 9 человек не смогли ответить на этот вопрос, 7 – что это причинение вреда, 5 – ярость, 4 -вспыльчивость, причинение физической силы, слишком эмоциональное поведение. И незначительное количество учащихся ответили, что это нервозность, поведение с негативным оттенком (3), жестокость, грубость, насилие, неуважение, употребление матерных слов (2), и 1 опрошенный ответил – что это ненависть к человеку; защита; психически больной человек;  состояние нервной возбудимости; давление на человека;  столкновение характеров, конфликт; дивиантное поведение; раздражительность; нервным, желать кровопролития; дерзость; поведение противоречит нормам установленных в обществе; дать сдачи; неспособность к самоконтролю.

На вопрос: Ваше хобби? Мы получили следующие результаты: совсем нет хобби у 29 человек, так же у 27 человек - это спорт, 20 учащийся занимаются творческой деятельностью (рисование, фотоискусство, лепка скульптур, музыка, написание стихотворений, дизайн,), 15 отметили, что это  получение интеллектуальных знаний (чтение книг, иностранные языки, психология, история разных стран, филология, разгадывание сканвордов), 5 – что это просмотр кинофильмов, 4 учащихся отметили, что их хобби - танцы, 2 шахматы; автомобили; компьютерные игры; собирание редких монет и марок  1 человек указал, что это собирание пропагандических надписей с пачек сигарет; бильярд; приготовление пищи; дизайн; собирание троллейбусных и трамвайных билетов; коллекционирование журналов; крепкий сон; походы в Макдональдс; собирание плакатов знаменитостей; интернет; просмотр телевизионных передач.

На вопрос: Есть ли в вашей школе бесплатные секции? Если да, то какие? Мы получили следующие результаты: 51 ученик ответил, что есть волейбол, 41- не знают о секциях в своей школе, 12 – танцы, 10 учащихся знают о наличие баскетбола, 9 – о туризме, 3 человека отметили футбол и совет старшеклассников, 2 -  теннис и театральный кружок.

Посещаете ли Вы какие – либо секции?  (вне школы) 46 учащихся не посещают секций, 27 занимаются спортом, 19 посещаю какие-либо секции, 8 увлекаются танцами, у 2 учеников есть интерес к иностранным языкам, музыке и рисованию, и 1 человеку интересны шахматы.

Какие ролики Вы просматриваете в интернете чаще всего? Опрошенные ответили так:  77 – юмористические, 42 человека интересуются познавательными роликами, 38 просматривают спортивные, 20 учащихся – животный мир и всего лишь 14 учеников увлекаются просмотром агрессивных роликов.

Какие фильмы вы смотрите чаще всего? Большинство учеников смотрят комедии – 75; фантастикой интересуется 56 человек; 41 – предпочитают мультфильмы; 36 – триллеры; и небольшой разрыв найден между боевиками – 33 выбора и мелодрамами – 32.

В какие компьютерные игры Вы играете чаще всего? 50 играют в симуляторы; 43 – квесты; 35 учеников предпочитают игры экшн; 28 человек интересуются стратегией; 23 увлекаются играми РПГ, и 3 не играют.

В сильном гневе Вы  употребляете  крепкие выражения, сквернословите? 47 учеников признались, что иногда сквернословят; 37 всегда употребляют крепкие выражения и 21 человек уверяет, что ему это не свойственно.

На вопрос: остаётесь ли Вы равнодушным, когда видите драку? (посторонних людей) ответы были следующие: 72 человека не могут остаться равнодушными, когда видят драку, но при этом у 31 человека наблюдается равнодушие.

Если Вам необходимо будет прибегнуть к физической силе для защиты своих прав, Вы, не раздумывая, сделаете это? 47 человек затрудняются ответить на этот вопрос, 40 учеников готовы сразу же прибегнут к физической силе для защиты своих прав и всего лишь 16 не могут отстоять свою позицию.

Если Вас кто-то раздражает, Вы можете сказать ему все, что о нем думаете? 50 учеников в зависимости от ситуации могут сказать все, что думают о другом человеке ему в лицо; 39 бесспорно готовы выразить свое негативное отношение к другому человеку; 14 человек не могут выразить своё недовольство.

На вопрос если кто-нибудь поднимет на Вас  руку, Вы постараетесь ударить его первым? Не готовы ударить первым 55 учащихся, а 48 готовы  поднять руку первыми.

Таким образом, был получен неутешительный результат среди учащихся 10 – 11 классов.  Можно увидеть, что из 103 опрошенных, 45 понимают агрессию – как злость, у 29 учащихся совсем нет хобби, 41 учащийся -  не знают о секциях в своей школе вообще, 46 учащихся не посещают секций, 14 учеников увлекаются просмотром агрессивных роликов, 36 человек привлекает на телеэкранах – триллеры; и небольшой разрыв найден между боевиками – 33 человека и смотрят мелодрамы – 32 ученика; 47 учеников признались, что иногда сквернословят; 37 всегда употребляют крепкие выражения, у 31 человека наблюдается равнодушие при виде драки, 40 учеников готовы сразу же прибегнут к физической силе для защиты своих прав; 50 учеников в зависимости от ситуации могут сказать все, что думают о другом человеке ему в лицо; 39 бесспорно готовы выразить свое негативное отношение к другому человеку; 48 готовы поднять руку и ударить первыми.

На основании этого мы предлагаем некоторые советы по устранению агрессивного поведения среди молодежи.

1. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьёй.

2. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать психокоррекционная работа как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростком.

3. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости «хорошо себя вести».

4. Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов подростка также на основе особенностей его характера и способностей.

5. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка «времени праздного существования и безделья» за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т.д.

6. При непродуктивной деятельности в период свободного времени «ничегонеделанье» неизбежен скорый возврат подростка в асоциальную компанию и рецидив делинквентности.

7. Обеспечить включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.

Прежде всего необходима организация системы развёрнутой деятельности, создающей жёсткие условия и определённый порядок действий и постоянный контроль. При условии последовательности, постепенности приобщения агрессивных подростков к различным видам социально признаваемой деятельности трудовой, спортивной, художественной, организаторской и других, важно соблюдать принципы общественной оценки, преемственности, чёткого построения этой деятельности.

И в заключение можно сделать вывод, что агрессия не возникает в «социальном вакууме». Наоборот, зачастую именно различные аспекты межличностных взаимодействий приводят к ее возникновению и предопределяют ее формы и направленность. В подростковом возрасте агрессивное поведение, нередко принимает враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. В этот момент главное не отдалится от подростка, терпеть, и ещё раз терпеть, попытаться понять, посочувствовать, успокоить, попробовать разговаривать с ним на равных, как с взрослым, в том числе о серьёзных вещах.