дополнительная учебная программа интегрированного курса по изучению правил дорожного движения.

Журавлёва Наталья Владимировна

 

Согласно Федеральному закону « О безопасности дорожного движения», основным принципом обеспечения безопасности дорожного движения является – приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении.

Необходимо осознавать, что  количество несчастных случаев на дороге в нашей стране во много раз превышает показатели развитых стран, что объясняет необходимость акцентирования внимания на такой приоритетной задаче, как охрана жизни и здоровья детей. Моральный, социальный и экономический ущерб от гибели детей не восполним.

На возвращение к нормальной жизнедеятельности раненых детей ежегодно затрачиваются огромные суммы. Это оказание медицинской и психологической помощи детям, использование и применение дорогостоящих медикаментов и медицинского оборудования, содержание штата учителей в реабилитационных центрах и при больницах, где дети проходят реабилитацию. Но и после лечения не все дети остаются полноценно здоровыми. Получение ранений в результате ДТП все чаще имеют тяжкие последствия. Более половины ДТП с участием детей ведут к черепно-мозговым травмам, последствия которых могут сказываться на здоровье ребенка долгие годы, а иногда и всю жизнь.

Причиной этого является отсутствие культуры поведения на дороге, а самое главное, отсутствие ответственности у взрослого населения  и отсутствие у детей навыков безопасного поведения.

Статистические данные о детском дорожно-транспортном травматизме и несчастных случаях свидетельствуют о том, что необходимо более углубленно работать по проблеме обучения школьников правилам дорожного движения, придавая важное значение деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

Школа является основным звеном системы образования, где дети могут и должны получить необходимые знания правил дорожного движения, умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. Учащиеся должны научиться правильно и безопасно вести себя, уметь предвидеть возникновение опасности.

 

ЦЕЛЬ  ПРОГРАММЫ:

 

Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

 

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

 

1.     Сформировать у обучающихся потребность в изучении ПДД и осознанное  отношение к ним.

2.     Сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения ПДД

3.     Сохранение жизни и  здоровья детей и подростков, снижение числа ДТП с их участием.

4.     Сформировать у учащихся потребность в охране жизни и здоровья

 

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

 

Данная программа предполагает снижение уровня детского дорожно – транспортного травматизма в результате формирования у обучающихся культуры безопасности поведения, навыков предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций, принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учётом реальной обстановки и своих возможностей. Формирование у детей самооценки, самоконтроля, самоорганизации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc200.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Многие случаи травматизма на дорогах происходят, в основном, из-за плохого знания детьми ПДД и нарушения их. Безопасность детей зависит от их внимательности и способности ориентироваться в сложной обстановке на улицах и дорогах города.

Образовательное учреждение является основным звеном системы обучения и воспитания детей и подростков, где они могут и должны получить необходимые знания, умения, навыки и привычки безопасного  и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

При обучении учащихся правилам безопасного поведения на улицах и дорогах необходимо помнить, что ПДД написаны для всех участников дорожного движения и регламентируют единый порядок дорожного движения, в том числе для детей и подростков. Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки является достаточно сложным, длительным образовательным процессом, требующим специальных упражнений и применение ряда дидактических методов и приёмов.

Данная программа рассчитана на системный подход в изучении ПДД и рассчитана на вовлечение в данный процесс не только обучающихся 1-11 классов и педагогов, но и родителей, а так же представителей органов ГИБДД.

Министерством образования и науки Российской Федерации определён обязательный минимум содержания образовательных программ по предметам: « Окружающий мир» 1-4 классы, «основы безопасности жизнедеятельности» 5-9 классы. В рамках этих предметов, а также классных часов 1-11 классы, учащиеся в образовательном процессе должны изучать основы безопасного поведения на улицах и дорогах.

Цель Программы:

Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи программы:

  1. Предоставить обучающимся базовые знания ПДД
  2. Сформировать у обучающихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения ПДД
  3. Привитие культуры безопасного поведения на дорогах.

Ожидаемые результаты:

  1. Развитие познавательных способностей учащихся, позволяющих им правильно и безопасно ориентироваться в дорожной среде.
  2. Приобретение учащимися 1-11 классов знаний умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Формы обучения:

При проведении занятий по изучению ПДД сочетаются коллективные, групповые и индивидуальные формы работы.

Стратегия обучения:

Ассоциативно – коммуникативная, опережающая, развивающая

Средства обучения:

1.ПДД

2.Макеты перекрёстков, автомобилей, дорожных знаков и.т.д.

3.Компьютерные игры.

4. Раздаточный материал

5. Музыкальные и видеозаписи

6. Плакаты

7. Уголок безопасности

8. Интерактивный комплекс для изучения ПДД

Принципы обучения:

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода.

Предполагает учет личностных, возрастных особенностей детей и подростков и уровня их психологического и физического развития.

Принцип взаимодействия:

« Дети - дорожная среда». Учитывает закономерности: чем меньше возраст ребёнка, тем легче сформировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения.

Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия – ДТП.

Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их на улицах и дорогах, если они не будут соблюдать ПДД

Принцип социальной безопасности:

Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения, так как неправильные действия опасны для жизни и здоровья всех окружающих.

Принцип возрастной безопасности:

Стремление ребёнка к самостоятельности следует поощрять, чтобы не тормозить развитие у него волевых качеств. Вместе с тем необходимо воспитывать понимание им возможных опасностей в дорожной среде и формировать привычки, умения, навыки безопасного поведения.

Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания.

Этот принцип реализуется при осознании детьми и подростками правил безопасного и правопослушного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют своё поведение и замечают нарушение ПДД сверстниками и взрослыми. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.

Принцип наглядности:

Проявляется в использовании на уроках наглядных материалов.

Принцип толерантности:

Принятие любого ребёнка, проявление доброжелательности и терпения в работе с ним.

Формы и методы контроля знаний, умений, навыков.

  1. Творческие работы
  2. участие в конкурсах, соревнованиях, викторинах
  3. Тестирование.

Нормативно – правовое обеспечение программы:

  1. Конституция РФ
  2. Конвенция « О правах ребенка»
  3. ПДД
  4. Устав Образовательного учреждения.
  5. ФЗ « Об образовании»
  6. ФЗ №196 – ФЗ « О безопасности дорожного движения»
  7. ФЗ от 21.05.1999 « Об основах системы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних»
  8. Приказ Министерства Образования №354 « О повышении безопасности дорожного движения детей и учащихся России»
  9. Ежегодные приказы, распоряжения, предупреждения ДТП, информационно – методические письма ОО Администрации Зубцовского района, ОГИБДД ОВД Зубцовского района.
  10.  Учебный план
  11. Учебные программы.

Научно – методическое сопровождение.

  1. Государственный образовательный стандарт.
  2. Учебный план и учебные программы
  3. Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков ПДД
  4. Учебники ОБЖ
  5. ФроловМ.П.,СпиридоновВ.Ф. Безопасность на улицах и дорогах: Учебное пособие для 5-6 классов.- М:АСТ,1997
  6. ФроловМ.П.,СпиридоновВ.Ф. Безопасность на улицах и дорогах: Учебное пособие для 7-8 классов.- М:АСТ,1997
  7. ФроловМ.П.,СпиридоновВ.Ф. Безопасность на улицах и дорогах: Учебное пособие для 9-11 классов.- М:АСТ,1997
  8. Цвилюк Г.Е. Версия для пешеходов: Учебное пособие для 9-11 классов
  9. Якупов А.М. и др. Сборник задач по основам безопасности дорожного движения. 4-9 классы-М.: АСТ 1997.
  10. БубновВ.Г., Бубнова Н.В. Как оказать помощь при автодорожном происшествии.9-11 классы-М.: АСТ 1997
  11. ФроловМ.П.,СпиридоновВ.Ф. Безопасность на улицах и дорогах: методическое пособие для учителей.
  12. ФроловМ.П.,СпиридоновВ.Ф. Советы дяди Стёпы: Учебное пособие для 1-4 классов.- М:АСТ,1997
  13. ФроловМ.П.,СпиридоновВ.Ф. уроки Светофорика.- М:АСТ,1997
  14. ЦвилюкГЕ Альбом по ПДД: Учебное пособие для 3-х классов-М: АСТ, 1998
  15. ЦвилюкГЕ. Методическое пособие по ПДД. –М: АСТ, 1997.
  16. Якупов АМ и др. Правила дорожного движения: Учебное пособие для 1-4 классов. – М.: АСТ, 1997
  17. ЯкуповАМ. и др.Методическое пособие по ПДД для начальной школы.-М.: АСТ,1997.
  18. Жульнев Н.Я. Методические рекомендации к таблицам: безопасность на улицах и дорогах.-М.: « Спектр-М» Издательство Экзамен 2006.
  19. Всероссийская газета для детей, педагогов и родителей « Добрая дорога детства»
  20. ПДД. Официальный текст.
  21. Методические ресурсы информационного центра.
  22. Методические разработки для педагогов, обучающихся, родителей.

Тематическое планирование

1 класс. Общее количество часов -12.

№п/п.

                 Тема  занятия

Окруж мир

Класс. час

1

Безопасный маршрут следования из дома в школу и обратно

1 час

2

Как устроена дорога. Что такое улица

1 час

3

Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром

1 час

4

Транспорт и его виды

1 час

5

Положительные и отрицательные привычки на улице.

1 час

6

Поведение в жилых зонах и дворовых территориях

1 час

7

Светофор и его сигналы

1 час.

8

Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке.

1 час

9

Правила перехода дороги.

1 час

10

Правила поведения в транспорте

1 час

11

Опасности на улицах нашего города

1 час

12

Игра – викторина на закрепление изученного материала

1 час

2 класс. Общее количество часов -12

№п/п

Тема занятия

Окруж. мир

Классный

час

1

Безопасный маршрут следования в школу.

1 час

2

Почему дети попадают в дорожные аварии

1 час

3

История появления автомобиля и ПДД

1 час

4

Что такое ГИБДД и зачем нужна эта служба

1 час

5

Правила перехода улиц и дорог

1 час

6

Дорожные знаки и зачем они нужны

1 час

7

Виды дорог

1 час

8

Перекрёсток и правила его перехода

1 час

9

Где можно играть

1 час

10

Обязанности пешеходов

1 час

11

Движение пешеходов по улицам и дорогам

1 час

12

Игра – викторина на закрепление знаний

1 час.

3 класс. Общее количество часов – 12.

№п/п

Тема занятия

Окруж. мир

Классный час

1

Безопасный маршрут следования детей в школу

1 час

2

Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах

1 час

3

Регулируемый и нерегулируемый перекрёсток.

1 час

4

Причины несчастных случаев и аварий

1 час

5

Дорожные знаки. Предупреждающие

1 час

6

Дорожные знаки. Запрещающие

1 час

7

Дорожные знаки. Предписывающие

1 час

8

Дорожные знаки. Информационные

1 час.

9

Игры на улицах и дорогах. К чему это приводит.

1 час

10

Велосипед. Друг или враг?

1 час

11

Твоё место в системе дорожного движения.

1 час

12

Игра – викторина на закрепление знаний

1 час

4 класс. Общее количество часов -12

№ п/п

Тема занятия

Окруж. мир

Классный час

1

Безопасный маршрут следования в школу

1 час

2

Для чего нужен светофор и дорожные знаки.

1 час

3

Что надо знать о перекрёстках и опасных поворотах

1 час

4

Правила перехода проезжей части

1 час

5

Остановочный и тормозной путь

1 час

6

Железная дорога. Какие опасности она препод.

1 час

7

Правила перехода железной дороги

1 час

8

Правила езды на велосипеде

1 час

9

Правила поведения на посадочных площадках и в транспорте

1 час

10

Дорожная разметка, зачем она нужна

1 час

11

Сигналы и жесты регулировщика

1 час

12

Игра – викторина на закрепление знаний

1 час

 Основные требования к знаниям, умениям, навыкам по окончании начальной ступени образования:

По окончании начальной школы, обучающиеся должны знать: основные термины и понятия, правила перехода проезжей части, основные дорожные знаки, где можно играть, правила поведения на железной дороге. Правила поведения в общественном транспорте. Уметь: Правильно вести себя, на проезжей части дороги, пользоваться общественным транспортом, распознавать дорожные знаки, ориентироваться в дорожной ситуации, применять на практике основные правила для пешеходов и велосипедистов.

№п/п

Тема занятия

ОБЖ

Клас. час

1

Безопасный маршрут следования в школу

 1 час

2

Улица. Движение по ним.

1 час

3

Дороги в городе и сельской местности

1 час

4

Во дворе. Ролики, скейты, скутеры, велосипеды

1 час

5

Дорожная разметка.

1 час

6

От вредных привычек – к трагедии на дороге

1 час

7

Причины и условия, способствующие  ДТП

1 час

8

Поведение участников и очевидцев ДТП

1 час

9

Первая помощь при ДТП. Ожоги

1 час

10

Первая помощь при ДТП. Кровотечения

1 час.

11

Игра – викторина на закрепление полученных знаний

1 час.

5класс. Общее количество часов – 11

6 класс. Общее количество часов – 11

№п/п

Тема занятия

ОБЖ

Клас. час

1

Безопасный маршрут следования в школу

1 час

2

Дорожные знаки и знаки дополнительной информации

1 час

3

Дорожная разметка проезжей части дорог и улиц

1 час

4

Перекрестки и их виды

1 час

5

Пешеход. советы пешеходу

1 час

6

Виды транспорта

1 час

7

Правила для пассажира в общественном транспорте

1 час

8

Общие принципы оказания ПМП пострадавшему

1 час

9

Общие принципы самопомощи

1 час

10

Основные приёмы реанимации

1 час

11

Игра – викторина на закрепление знаний.

1 час.

7 класс. Общее количество часов -11

№п/п

Тема занятия

ОБЖ

Клас. час

1

Безопасный маршрут следования в школу

1 час

2

Что такое ДТП

1 час

3

Причины ДТП

1 час

4

Административная ответственность за нарушение ПДД

1 час

5

Гражданская ответственность за нарушение ДТП

1 час

6

Что делать если произошло ДТП

1 час

7

Первая помощь при ДТП. Виды ран

1 час

8

Первая помощь при ДТП. Правила наложения повязок

2 час

9

Первая помощь при ДТП. Переломы

1 час

10

Игра – викторина на закрепление полученных знаний.

1 час.

8 класс. Общее количество часов -10

№п/п

Тема занятия

ОБЖ

Класс. час

1

Безопасный маршрут следования в школу

1 час

2

Водитель. Его права и обязанности

1 час

3

Велосипедист. Правила для велосипедиста

1 час

4

Роллинг на современной улице.

1 час

5

Основные понятия об уголовной ответственности за ДТП

1 час

6

Самозащита в общественном транспорте

1 час

7

Скутер. Правила перевозки пассажиров

1 час

8

Правила перевозки детей и подростков

 1 час

9

Первая помощь при ДТП

1 час

10

Игра – викторина на закрепление знаний

1 час.

9 класс. Общее количество часов -10

№п/п

                              Тема занятия

ОБЖ

Класс.час

1

Безопасный маршрут следования в школу

1 час

2

История создания ПДД и дорожных знаков

1 час

3

Назначение опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах

1 час

4

Правила поведения участников ДД. Дорожная этика

1 час

5

Водитель – мужчина и водитель – женщина. Факторы повышенного риска для водителей

1 час

6

 Причины смерти при ДТП

1 час

7

Характерные ошибки при оказании ПМП на месте ДТП

1 час

8

Правила транспортировки пострадавшего

1 час

9

Оказание самопомощи

1 час

10

Игра – викторина на закрепление знаний

1 час

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам по окончании основной школы: По окончании основной школы, обучающиеся должны знать: основные термины и понятия, правила перехода проезжей части, основные дорожные знаки, где можно играть, правила поведения на железной дороге. Правила поведения в общественном транспорте, правила для велосипедистов, иметь основные понятия о причинах ДТП и правилах поведения при ДТП, виды ожогов и кровотечений, основные приёмы реанимации, как помочь себе и другим при дорожной аварии, меры ответственности за ДТП. Уметь: Правильно вести себя, на проезжей части дороги, пользоваться общественным транспортом, распознавать дорожные знаки, ориентироваться в дорожной ситуации, применять на практике основные правила для пешеходов и велосипедистов, распознавать виды кровотечений, оказывать ПМП при ожогах и кровотечениях, делать искусственное дыхание, оказывать первую медицинскую помощь при ранениях, переломах.

10 класс. Общее количество – 7.

№ п/п

                             Тема занятия

Классный час.

1

Безопасный маршрут следования в школу

1 час

2

Основные законы безопасного движения

1 час

3

Причины  ДТП. Мероприятия, проводимые по их предупреждению

1 час

4

Опасные ситуации на дороге. Маневрирование

1 час

5

Ответственность за нарушение ПДД

1 час

6

Первая медицинская помощь при ДТП

1 час

7

Правила безопасного поведения при пожаре в общественном транспорте

1 час

11 класс. Общее количество часов -6

№ п/п

                               Тема занятия

Классный час

1

Безопасный маршрут следования в школу

1 час

2

Психофизиологические особенности труда водителя

1 час

3

Внимание и его значение для работы водителя

1 час

4

Ответственность за нарушение ПДД

1 час

5

Я - пешеход

1 час

6

Первая медицинская помощь при ДТП

1 час

7

Скрытые опасности на дороге

1 час

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам по окончании средней школы:

По окончании средней школы учащиеся должны знать и уметь: Знать: Основные термины и понятия, правила перехода проезжей части, основные дорожные знаки, где можно играть, правила поведения на железной дороге. Правила поведения в общественном транспорте, правила для велосипедистов, иметь основные понятия о причинах ДТП и правилах поведения при ДТП, виды ожогов и кровотечений, основные приёмы реанимации, как помочь себе и другим при дорожной аварии, меры ответственности за нарушение ПДД, правила пользования личным и общественным транспортом.

Уметь: Правильно вести себя на проезжей части дороги, пользоваться общественным транспортом. Распознавать дорожные знаки, ориентироваться в дорожной ситуации, применять на практике основные правила для пешеходов и велосипедистов, распознавать виды кровотечений, оказывать первую медицинскую помощь при ожогах и кровотечениях, делать искусственное дыхание, оказывать первую медицинскую помощь при ранениях, переломах. Применять ПДД на практике.