дополнительная учебная программа интегрированного курса по изучению правил дорожного движения.
Согласно Федеральному закону « О безопасности дорожного движения», основным принципом обеспечения безопасности дорожного движения является – приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении.
Необходимо осознавать, что количество несчастных случаев на дороге в нашей стране во много раз превышает показатели развитых стран, что объясняет необходимость акцентирования внимания на такой приоритетной задаче, как охрана жизни и здоровья детей. Моральный, социальный и экономический ущерб от гибели детей не восполним.
На возвращение к нормальной жизнедеятельности раненых детей ежегодно затрачиваются огромные суммы. Это оказание медицинской и психологической помощи детям, использование и применение дорогостоящих медикаментов и медицинского оборудования, содержание штата учителей в реабилитационных центрах и при больницах, где дети проходят реабилитацию. Но и после лечения не все дети остаются полноценно здоровыми. Получение ранений в результате ДТП все чаще имеют тяжкие последствия. Более половины ДТП с участием детей ведут к черепно-мозговым травмам, последствия которых могут сказываться на здоровье ребенка долгие годы, а иногда и всю жизнь.
Причиной этого является отсутствие культуры поведения на дороге, а самое главное, отсутствие ответственности у взрослого населения и отсутствие у детей навыков безопасного поведения.
Статистические данные о детском дорожно-транспортном травматизме и несчастных случаях свидетельствуют о том, что необходимо более углубленно работать по проблеме обучения школьников правилам дорожного движения, придавая важное значение деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
Школа является основным звеном системы образования, где дети могут и должны получить необходимые знания правил дорожного движения, умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. Учащиеся должны научиться правильно и безопасно вести себя, уметь предвидеть возникновение опасности.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
1. Сформировать у обучающихся потребность в изучении ПДД и осознанное отношение к ним.
2. Сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения ПДД
3. Сохранение жизни и здоровья детей и подростков, снижение числа ДТП с их участием.
4. Сформировать у учащихся потребность в охране жизни и здоровья
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Данная программа предполагает снижение уровня детского дорожно – транспортного травматизма в результате формирования у обучающихся культуры безопасности поведения, навыков предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций, принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учётом реальной обстановки и своих возможностей. Формирование у детей самооценки, самоконтроля, самоорганизации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 200.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Многие случаи травматизма на дорогах происходят, в основном, из-за плохого знания детьми ПДД и нарушения их. Безопасность детей зависит от их внимательности и способности ориентироваться в сложной обстановке на улицах и дорогах города.
Образовательное учреждение является основным звеном системы обучения и воспитания детей и подростков, где они могут и должны получить необходимые знания, умения, навыки и привычки безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
При обучении учащихся правилам безопасного поведения на улицах и дорогах необходимо помнить, что ПДД написаны для всех участников дорожного движения и регламентируют единый порядок дорожного движения, в том числе для детей и подростков. Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки является достаточно сложным, длительным образовательным процессом, требующим специальных упражнений и применение ряда дидактических методов и приёмов.
Данная программа рассчитана на системный подход в изучении ПДД и рассчитана на вовлечение в данный процесс не только обучающихся 1-11 классов и педагогов, но и родителей, а так же представителей органов ГИБДД.
Министерством образования и науки Российской Федерации определён обязательный минимум содержания образовательных программ по предметам: « Окружающий мир» 1-4 классы, «основы безопасности жизнедеятельности» 5-9 классы. В рамках этих предметов, а также классных часов 1-11 классы, учащиеся в образовательном процессе должны изучать основы безопасного поведения на улицах и дорогах.
Цель Программы:
Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи программы:
- Предоставить обучающимся базовые знания ПДД
- Сформировать у обучающихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения ПДД
- Привитие культуры безопасного поведения на дорогах.
Ожидаемые результаты:
- Развитие познавательных способностей учащихся, позволяющих им правильно и безопасно ориентироваться в дорожной среде.
- Приобретение учащимися 1-11 классов знаний умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Формы обучения:
При проведении занятий по изучению ПДД сочетаются коллективные, групповые и индивидуальные формы работы.
Стратегия обучения:
Ассоциативно – коммуникативная, опережающая, развивающая
Средства обучения:
1.ПДД
2.Макеты перекрёстков, автомобилей, дорожных знаков и.т.д.
3.Компьютерные игры.
4. Раздаточный материал
5. Музыкальные и видеозаписи
6. Плакаты
7. Уголок безопасности
8. Интерактивный комплекс для изучения ПДД
Принципы обучения:
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода.
Предполагает учет личностных, возрастных особенностей детей и подростков и уровня их психологического и физического развития.
Принцип взаимодействия:
« Дети - дорожная среда». Учитывает закономерности: чем меньше возраст ребёнка, тем легче сформировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения.
Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия – ДТП.
Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их на улицах и дорогах, если они не будут соблюдать ПДД
Принцип социальной безопасности:
Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения, так как неправильные действия опасны для жизни и здоровья всех окружающих.
Принцип возрастной безопасности:
Стремление ребёнка к самостоятельности следует поощрять, чтобы не тормозить развитие у него волевых качеств. Вместе с тем необходимо воспитывать понимание им возможных опасностей в дорожной среде и формировать привычки, умения, навыки безопасного поведения.
Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания.
Этот принцип реализуется при осознании детьми и подростками правил безопасного и правопослушного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют своё поведение и замечают нарушение ПДД сверстниками и взрослыми. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.
Принцип наглядности:
Проявляется в использовании на уроках наглядных материалов.
Принцип толерантности:
Принятие любого ребёнка, проявление доброжелательности и терпения в работе с ним.
Формы и методы контроля знаний, умений, навыков.
- Творческие работы
- участие в конкурсах, соревнованиях, викторинах
- Тестирование.
Нормативно – правовое обеспечение программы:
- Конституция РФ
- Конвенция « О правах ребенка»
- ПДД
- Устав Образовательного учреждения.
- ФЗ « Об образовании»
- ФЗ №196 – ФЗ « О безопасности дорожного движения»
- ФЗ от 21.05.1999 « Об основах системы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних»
- Приказ Министерства Образования №354 « О повышении безопасности дорожного движения детей и учащихся России»
- Ежегодные приказы, распоряжения, предупреждения ДТП, информационно – методические письма ОО Администрации Зубцовского района, ОГИБДД ОВД Зубцовского района.
- Учебный план
- Учебные программы.
Научно – методическое сопровождение.
- Государственный образовательный стандарт.
- Учебный план и учебные программы
- Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков ПДД
- Учебники ОБЖ
- ФроловМ.П.,СпиридоновВ.Ф. Безопасность на улицах и дорогах: Учебное пособие для 5-6 классов.- М:АСТ,1997
- ФроловМ.П.,СпиридоновВ.Ф. Безопасность на улицах и дорогах: Учебное пособие для 7-8 классов.- М:АСТ,1997
- ФроловМ.П.,СпиридоновВ.Ф. Безопасность на улицах и дорогах: Учебное пособие для 9-11 классов.- М:АСТ,1997
- Цвилюк Г.Е. Версия для пешеходов: Учебное пособие для 9-11 классов
- Якупов А.М. и др. Сборник задач по основам безопасности дорожного движения. 4-9 классы-М.: АСТ 1997.
- БубновВ.Г., Бубнова Н.В. Как оказать помощь при автодорожном происшествии.9-11 классы-М.: АСТ 1997
- ФроловМ.П.,СпиридоновВ.Ф. Безопасность на улицах и дорогах: методическое пособие для учителей.
- ФроловМ.П.,СпиридоновВ.Ф. Советы дяди Стёпы: Учебное пособие для 1-4 классов.- М:АСТ,1997
- ФроловМ.П.,СпиридоновВ.Ф. уроки Светофорика.- М:АСТ,1997
- ЦвилюкГЕ Альбом по ПДД: Учебное пособие для 3-х классов-М: АСТ, 1998
- ЦвилюкГЕ. Методическое пособие по ПДД. –М: АСТ, 1997.
- Якупов АМ и др. Правила дорожного движения: Учебное пособие для 1-4 классов. – М.: АСТ, 1997
- ЯкуповАМ. и др.Методическое пособие по ПДД для начальной школы.-М.: АСТ,1997.
- Жульнев Н.Я. Методические рекомендации к таблицам: безопасность на улицах и дорогах.-М.: « Спектр-М» Издательство Экзамен 2006.
- Всероссийская газета для детей, педагогов и родителей « Добрая дорога детства»
- ПДД. Официальный текст.
- Методические ресурсы информационного центра.
- Методические разработки для педагогов, обучающихся, родителей.
Тематическое планирование
1 класс. Общее количество часов -12.
№п/п. | Тема занятия | Окруж мир | Класс. час |
1 | Безопасный маршрут следования из дома в школу и обратно | 1 час | |
2 | Как устроена дорога. Что такое улица | 1 час | |
3 | Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром | 1 час | |
4 | Транспорт и его виды | 1 час | |
5 | Положительные и отрицательные привычки на улице. | 1 час | |
6 | Поведение в жилых зонах и дворовых территориях | 1 час | |
7 | Светофор и его сигналы | 1 час. | |
8 | Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке. | 1 час | |
9 | Правила перехода дороги. | 1 час | |
10 | Правила поведения в транспорте | 1 час | |
11 | Опасности на улицах нашего города | 1 час | |
12 | Игра – викторина на закрепление изученного материала | 1 час |
2 класс. Общее количество часов -12
№п/п | Тема занятия | Окруж. мир | Классный час |
1 | Безопасный маршрут следования в школу. | 1 час | |
2 | Почему дети попадают в дорожные аварии | 1 час | |
3 | История появления автомобиля и ПДД | 1 час | |
4 | Что такое ГИБДД и зачем нужна эта служба | 1 час | |
5 | Правила перехода улиц и дорог | 1 час | |
6 | Дорожные знаки и зачем они нужны | 1 час | |
7 | Виды дорог | 1 час | |
8 | Перекрёсток и правила его перехода | 1 час | |
9 | Где можно играть | 1 час | |
10 | Обязанности пешеходов | 1 час | |
11 | Движение пешеходов по улицам и дорогам | 1 час | |
12 | Игра – викторина на закрепление знаний | 1 час. |
3 класс. Общее количество часов – 12.
№п/п | Тема занятия | Окруж. мир | Классный час |
1 | Безопасный маршрут следования детей в школу | 1 час | |
2 | Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах | 1 час | |
3 | Регулируемый и нерегулируемый перекрёсток. | 1 час | |
4 | Причины несчастных случаев и аварий | 1 час | |
5 | Дорожные знаки. Предупреждающие | 1 час | |
6 | Дорожные знаки. Запрещающие | 1 час | |
7 | Дорожные знаки. Предписывающие | 1 час | |
8 | Дорожные знаки. Информационные | 1 час. | |
9 | Игры на улицах и дорогах. К чему это приводит. | 1 час | |
10 | Велосипед. Друг или враг? | 1 час | |
11 | Твоё место в системе дорожного движения. | 1 час | |
12 | Игра – викторина на закрепление знаний | 1 час |
4 класс. Общее количество часов -12
№ п/п | Тема занятия | Окруж. мир | Классный час |
1 | Безопасный маршрут следования в школу | 1 час | |
2 | Для чего нужен светофор и дорожные знаки. | 1 час | |
3 | Что надо знать о перекрёстках и опасных поворотах | 1 час | |
4 | Правила перехода проезжей части | 1 час | |
5 | Остановочный и тормозной путь | 1 час | |
6 | Железная дорога. Какие опасности она препод. | 1 час | |
7 | Правила перехода железной дороги | 1 час | |
8 | Правила езды на велосипеде | 1 час | |
9 | Правила поведения на посадочных площадках и в транспорте | 1 час | |
10 | Дорожная разметка, зачем она нужна | 1 час | |
11 | Сигналы и жесты регулировщика | 1 час | |
12 | Игра – викторина на закрепление знаний | 1 час |
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам по окончании начальной ступени образования:
По окончании начальной школы, обучающиеся должны знать: основные термины и понятия, правила перехода проезжей части, основные дорожные знаки, где можно играть, правила поведения на железной дороге. Правила поведения в общественном транспорте. Уметь: Правильно вести себя, на проезжей части дороги, пользоваться общественным транспортом, распознавать дорожные знаки, ориентироваться в дорожной ситуации, применять на практике основные правила для пешеходов и велосипедистов.
№п/п | Тема занятия | ОБЖ | Клас. час |
1 | Безопасный маршрут следования в школу | 1 час | |
2 | Улица. Движение по ним. | 1 час | |
3 | Дороги в городе и сельской местности | 1 час | |
4 | Во дворе. Ролики, скейты, скутеры, велосипеды | 1 час | |
5 | Дорожная разметка. | 1 час | |
6 | От вредных привычек – к трагедии на дороге | 1 час | |
7 | Причины и условия, способствующие ДТП | 1 час | |
8 | Поведение участников и очевидцев ДТП | 1 час | |
9 | Первая помощь при ДТП. Ожоги | 1 час | |
10 | Первая помощь при ДТП. Кровотечения | 1 час. | |
11 | Игра – викторина на закрепление полученных знаний | 1 час. |
5класс. Общее количество часов – 11
6 класс. Общее количество часов – 11
№п/п | Тема занятия | ОБЖ | Клас. час |
1 | Безопасный маршрут следования в школу | 1 час | |
2 | Дорожные знаки и знаки дополнительной информации | 1 час | |
3 | Дорожная разметка проезжей части дорог и улиц | 1 час | |
4 | Перекрестки и их виды | 1 час | |
5 | Пешеход. советы пешеходу | 1 час | |
6 | Виды транспорта | 1 час | |
7 | Правила для пассажира в общественном транспорте | 1 час | |
8 | Общие принципы оказания ПМП пострадавшему | 1 час | |
9 | Общие принципы самопомощи | 1 час | |
10 | Основные приёмы реанимации | 1 час | |
11 | Игра – викторина на закрепление знаний. | 1 час. |
7 класс. Общее количество часов -11
№п/п | Тема занятия | ОБЖ | Клас. час |
1 | Безопасный маршрут следования в школу | 1 час | |
2 | Что такое ДТП | 1 час | |
3 | Причины ДТП | 1 час | |
4 | Административная ответственность за нарушение ПДД | 1 час | |
5 | Гражданская ответственность за нарушение ДТП | 1 час | |
6 | Что делать если произошло ДТП | 1 час | |
7 | Первая помощь при ДТП. Виды ран | 1 час | |
8 | Первая помощь при ДТП. Правила наложения повязок | 2 час | |
9 | Первая помощь при ДТП. Переломы | 1 час | |
10 | Игра – викторина на закрепление полученных знаний. | 1 час. |
8 класс. Общее количество часов -10
№п/п | Тема занятия | ОБЖ | Класс. час |
1 | Безопасный маршрут следования в школу | 1 час | |
2 | Водитель. Его права и обязанности | 1 час | |
3 | Велосипедист. Правила для велосипедиста | 1 час | |
4 | Роллинг на современной улице. | 1 час | |
5 | Основные понятия об уголовной ответственности за ДТП | 1 час | |
6 | Самозащита в общественном транспорте | 1 час | |
7 | Скутер. Правила перевозки пассажиров | 1 час | |
8 | Правила перевозки детей и подростков | 1 час | |
9 | Первая помощь при ДТП | 1 час | |
10 | Игра – викторина на закрепление знаний | 1 час. |
9 класс. Общее количество часов -10
№п/п | Тема занятия | ОБЖ | Класс.час |
1 | Безопасный маршрут следования в школу | 1 час | |
2 | История создания ПДД и дорожных знаков | 1 час | |
3 | Назначение опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах | 1 час | |
4 | Правила поведения участников ДД. Дорожная этика | 1 час | |
5 | Водитель – мужчина и водитель – женщина. Факторы повышенного риска для водителей | 1 час | |
6 | Причины смерти при ДТП | 1 час | |
7 | Характерные ошибки при оказании ПМП на месте ДТП | 1 час | |
8 | Правила транспортировки пострадавшего | 1 час | |
9 | Оказание самопомощи | 1 час | |
10 | Игра – викторина на закрепление знаний | 1 час |
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам по окончании основной школы: По окончании основной школы, обучающиеся должны знать: основные термины и понятия, правила перехода проезжей части, основные дорожные знаки, где можно играть, правила поведения на железной дороге. Правила поведения в общественном транспорте, правила для велосипедистов, иметь основные понятия о причинах ДТП и правилах поведения при ДТП, виды ожогов и кровотечений, основные приёмы реанимации, как помочь себе и другим при дорожной аварии, меры ответственности за ДТП. Уметь: Правильно вести себя, на проезжей части дороги, пользоваться общественным транспортом, распознавать дорожные знаки, ориентироваться в дорожной ситуации, применять на практике основные правила для пешеходов и велосипедистов, распознавать виды кровотечений, оказывать ПМП при ожогах и кровотечениях, делать искусственное дыхание, оказывать первую медицинскую помощь при ранениях, переломах.
10 класс. Общее количество – 7.
№ п/п | Тема занятия | Классный час. |
1 | Безопасный маршрут следования в школу | 1 час |
2 | Основные законы безопасного движения | 1 час |
3 | Причины ДТП. Мероприятия, проводимые по их предупреждению | 1 час |
4 | Опасные ситуации на дороге. Маневрирование | 1 час |
5 | Ответственность за нарушение ПДД | 1 час |
6 | Первая медицинская помощь при ДТП | 1 час |
7 | Правила безопасного поведения при пожаре в общественном транспорте | 1 час |
11 класс. Общее количество часов -6
№ п/п | Тема занятия | Классный час |
1 | Безопасный маршрут следования в школу | 1 час |
2 | Психофизиологические особенности труда водителя | 1 час |
3 | Внимание и его значение для работы водителя | 1 час |
4 | Ответственность за нарушение ПДД | 1 час |
5 | Я - пешеход | 1 час |
6 | Первая медицинская помощь при ДТП | 1 час |
7 | Скрытые опасности на дороге | 1 час |
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам по окончании средней школы:
По окончании средней школы учащиеся должны знать и уметь: Знать: Основные термины и понятия, правила перехода проезжей части, основные дорожные знаки, где можно играть, правила поведения на железной дороге. Правила поведения в общественном транспорте, правила для велосипедистов, иметь основные понятия о причинах ДТП и правилах поведения при ДТП, виды ожогов и кровотечений, основные приёмы реанимации, как помочь себе и другим при дорожной аварии, меры ответственности за нарушение ПДД, правила пользования личным и общественным транспортом.
Уметь: Правильно вести себя на проезжей части дороги, пользоваться общественным транспортом. Распознавать дорожные знаки, ориентироваться в дорожной ситуации, применять на практике основные правила для пешеходов и велосипедистов, распознавать виды кровотечений, оказывать первую медицинскую помощь при ожогах и кровотечениях, делать искусственное дыхание, оказывать первую медицинскую помощь при ранениях, переломах. Применять ПДД на практике.