"Развитие творческого потенциала детей и подростков посредством театральной педагогики"

Вицина Ирина Ивановна

Данный материал представляет собой методические рекомендации для педагогов дополнительного образования и учителей школ по применению в образовательном процессе технологии "Театральная педангогика" в развитии творческого потенциала детей и подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_rekom_novye.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГОАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И УЧИТЕЛЯМ ШКОЛ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В СВОЕЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА» В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

(из опыта работы Вициной Ирины Ивановны, педагога дополнительного образования, руководителя театральной студии «Зеркало» ЛГ МАОУ ДОД «ЦДОД «Радуга»)

     Развитие творческой личности, а также создание условий для его самоопределения и самореализации – одна из задач, поставленных перед образованием. Мобилизовать творческий потенциал личности в нестабильных условиях и использовать его на благо общества – одна из важнейших задач российского государства по выходу из кризиса. Театральная педагогика - эффективная технология, применяя которую, можно активизировать творческий потенциал личности ребенка и добиться развития его общей культуры и личности в целом.

      В России идея приоритета общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, учета ее потребностей и возможностей легла в основу определения принципов государственной политики в образовании ( Закон РФ об образовании ст. 5; 1992г. ). В этой связи важная роль отведена государственным учреждениям дополнительного образования детей.

              Применение технологии «Театральная педагогики» не только в театральном образовании, но и в образовательном процессе школ оказывает эффективное влияние на весь учебный процесс, в частности, на развитие творческого потенциала личности.

              Поэтому, считаю, что представление педагогического опыта по теме: «Развитие творческого потенциала личности детей и подростков посредством театральной педагогики»  своевременно и актуально.

     Что же такое «Творческий потенциал»? Творческий потенциал (англ. Creative potential) — совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности. Так, например, творческий потенциал актера, характеризуется следующими показателями: доброжелательность, общительность; импульсивность; социальная смелость, готовность к действию; высокая эмоциональная возбудимость, впечатлительность, способность к сопереживанию; доверчивость; мечтательность; стремление ко всему новому.

       Развитие  творческого потенциала личности - это непрерывный, целенаправленный процесс актуализации личностных возможностей, механизмов саморазвития и самореализации при доминирующей роли формирования творческой направленности личности. Развитие творческого потенциала детей и подростков будет протекать успешно, если в образовательном процессе будет применяться педагогическая технология «Театральная педагогика».

На занятиях дополнительного образования и на школьных уроках, чаще всего предлагается детям усваивать информацию, а не воспринимать целостные образы. А от сегодняшнего среднестатистического школьника требуют освоения гораздо больших, объемов информации, чем раньше, ограничивая его при этом в движении, игре и возможностях индивидуального выбора.

А между тем, по мнению ученых, возможности интеллекта и памяти у человека отнюдь не изменились со времен первобытного общества. А вот нагрузка на  них,  непомерно увеличилась.
Ни у первобытного человека, ни у младенца не возникает информационной и интеллектуальной перегрузки, и при этом он умудряется освоить сложнейшие законы бытия и воссоздать в своем сознании целостную и гармоничную картину мира. Почему? Каким образом? Ответ очевиден. Малыш и наш далекий предок постигают мир целостно: он узнает его на ощупь,  вдыхает и пробует на язык. Тело и душа собирают и запечатлевают информацию, которая собирается в целостный образ, и только потом разум, интеллект осознают, анализируют этот образ, эту целостную реальность. Познавательные нагрузки равномерно распределяются между всеми механизмами познания, заложенными в человеке. Познание протекает тем естественным путем, который был определен человеку природой или Богом. Это целостное образное познание. Именно такой путь познания предлагает театральная педагогика. Собственно само понятие “Театральная педагогика” весьма условно.              Театральная педагогика в общеобразовательной школе, разумеется,  опирается на игру, Однако, игра здесь - условие необходимое, но не достаточное. Когда мы говорим о театральной педагогике, то, во – первых, имеем в виду игру с образами. Поясним на элементарном примере. Возьмем, к примеру игру «догонялки». Ребенок, догнавший другого, в праве «превратить» его во что – либо. Например, в геометрический предмет, если мы играем на уроке математики, или в знак препинания, которое должно найти свое место в предложении, если мы играем на уроке русского языка. Если ребенка догнали, то он будет двигаться, жить и действовать как тот предмет, в который его превратили, и примет его форму, его характер, его логику действий. Однако игра с образом - не обязательно роль. Можно послушать музыку и изобразить на бумаге свои ощущения. И это тоже будет игра с образом.
Наличие ролевой установки – необходимое условие театральной игры. Можно реализовать ролевую установку на занятии, на уроке,  например, через мотивацию деятельности. К примеру, предложим такую ситуацию: весь класс или группа  - земляне, которая отправляется на космическом корабле в  галактическое путешествие. Но для того, чтобы корабль отправился в космос и вернулся на Землю, необходимо решить ряд задач. Кто смог решить задачи, тот успешно вернулся из космоса и получил награду – хорошую оценку, кто не смог, тот попадает в плен к инопланетянам и ему дается дополнительное задание. В подобных случаях ролевая установка не будет развертываться актерскими средствами, но станет основной мотивацией творческой деятельности ребенка.
              И еще одно  условие – необходимо организовывать занятие или урок по законам театрального искусства, а не по законам обычной игры. В основе занятия, урока должно лежать действие -  целенаправленный, целесообразный, продуктивный творческий  процесс.

  Вышеперечисленные принципы позволяют называть данную технологию “Театральной педагогикой”: создание целостного образа на основе игрового действия, ролевой установки, в процессе коллективного творчества, организованного по законам искусства с привлечением возможностей всех видов искусства.
              Основные приемы “Театральной педагогики”:

               - Активные действенные формы подачи и усвоения материала (та же игра).

               -Сюрпризность в подаче материала, что способствует формированию положительной установки на восприятие материала и активизирует возможности восприятия.

               -Эмоциональная значимость материала для воспитанника и преподавателя или ученика и учителя.

               -Сюжетное построение урока. Хорошо организовывает сюжет урока поисковая деятельность: движение от неизвестности к обретению знания.
              -Ролевая игра. Главное, не смешивать образ и личность. Задачи решать не умеет не ребенок, а герой, которого играет этот ребенок.

               -Целостное включение личности. Каждое задание преподавателя или учителя  формулироваться по-разному, чтобы личность включалась в процесс обучения целостно. Очень хорошо работают на реализацию этих задач, в частности, методы социоигровой и интерактивной педагогики, которой посвящено достаточно большое количество педагогической литературы.
             -Раскрытие темы через целостный образ.  Проблемы мира через призму сегодняшней темы, отдельного факта или явления - вот чего мы должны бы добиваться.
            -Ориентация на коллективное творчество. Для детей  сегодня очень важно чувствовать себя личностями, принадлежащими к группе, участвующими в процессе созидания общественных ценностей.
            - Ориентация на достижение конечного творческого результата.

             Итак, работая над темой «Развитие творческого потенциала личности детей и подростков посредством театральной педагогики», мной была разработана и апробирована педагогическая модель развития творческого потенциала личности детей и подростков посредством театральной педагогики.


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

         

                                                                                                             

     

Э т а п ы     о б у ч е н и я

                                                                                 

                                                                                                                                   

                                                                                                  ↓                                                                                                                

Развивающий

         Формирующий

Мастерство и самореализация

              ↓                                                                                   ↓                                                                  ↓                                          ↓                

Театральные игры

                   Мастерство актера

Работа над спектаклем

Элективный курс

«Ступени к профессии»

Сценическая речь

Художественное слово

          Беседы о театре

Сценическое движение

                         Беседы о театре

       вокал                                                                            

Работа над спектаклем

                                                                             ↓

Педагогические условия

Первоначальная профессиональная подготовка основ театральной школы

Целенаправленная деятельность      педагогов актерского мастерства, хореографии, вокала

Взаимодействие педагогов, учащихся, родителей

                                                                             ↓

Личностные свойства, связанные с творческим потенциалом и развиваемые в театральной студии «Зеркало»

                           ↓                                    ↓                              ↓                          ↓                                ↓                    ↓

Гуманность,

доброжелательность,

общительность

Импульсивность

Социальная смелость,

Готовность к действию

Артистичность

Доверчивость

Мечтательность

Рис. 1. Педагогическая модель развития творческого потенциала детей и подростков в театральной студии «Зеркало»


         Разработанная мной дополнительная образовательная программа по театральному творчеству «Постижение» рассчитана на 5 и более лет обучения детей и подростков в возрасте 7 -18 лет.  Программа имеет духовно – нравственную и художественную направленность, целью которой является: Помочь  личности  ребенка  разобраться в природе моральных ценностей, образующих стержень духовности и культуры; максимально раскрыться ее творческим возможностям и активизировать свой познавательный интерес.

Этапы обучения:

  1. Развивающий- 1  год обучения ( возраст учащихся 6-8 лет),
  2. Формирующий  – 2-4 годы обучения ( возраст учащихся 9-14 лет),
  3. Мастерство и самореализация – 5-й и последующие годы

( возраст обучающихся 15 -18 лет).

           Развивающий этап во главу угла ставит  задачи личностного развития студийцев и предмет обучения рассматривается прежде всего как средство личностного развития. На данной ступени главный метод отражен в самом названии, преподаваемой дисциплине «Театральная игра», т.к игра является ведущим типом деятельности ребенка в младшем возрасте.

            Формирующий этап во главу угла ставит сам предмет обучения, основанный на тренинге психофизического аппарата обучающегося и приобретение профессиональных навыков.

             Мастерство и самореализация был внедрен в образовательный процесс 5 лет назад. Рассчитан на воспитанников в возрасте 15 – 18 лет. Во главу угла ставит предоставление студийцу максимальной возможности для развития и реализации  его творческого потенциала.

             Из чего же складывается творческий потенциал воспитанника - актера?

  1. Потребность в творчестве – главный показатель творческой природы. Поэтому необходимо развивать у воспитанников внутреннюю мотивацию к творчеству.
  2. Актер одновременно как бы и музыкальный инструмент, и исполнитель, и настройщик, то есть контроллер своего природного инструмента и исполнения. За годы обучения необходимо развивать эти начала. Воспитаннику необходимо сознательно овладеть психотехникой – инструментом присвоения мыслей и чувств героев пьес, духовной жизнью роли. Внешняя техника актера – это его аппаратура, делающая зримыми самые тонкие движения артистической души, с ее помощью артист передает залу свои чувства.
  3.  Развивать художественное чувство, творческое отношение к учебным задачам. От творчества к грамматике, а не наоборот.
  4. Обучить актерскому мастерству, развить творческий потенциал личности – это значит раскрыть человеческую личность, способную не только учиться, но и отзываться на потребности времени, быть причастным к его боли и тревогам.

              Многие годы преподавания убедили, что самое важное в обучении – не разделять на отдельные упражнения единый и слитный процесс. Во всяком случае, не отдельно – сначала элементы актерской техники, а потом творчество. Четыре важнейших условия неделимости творческого процесса:

               Задачи воспитания актера и гражданина неразрывны, они переплетаются и взаимодействуют во всех средствах и формах образовательного процесса и на протяжении всех лет обучения в театральной студии.

                Каким же образом духовно-нравственное воспитание и художественное развитие подрастающего поколения дополняют друг друга?

                Движущим механизмом воспитательного процесса является методическое обеспечение системы духовно-нравственного воспитания. Это разнообразное сочетание педагогических средств и способов включения учащихся в этическую рефлексию относительно нравственных основ жизни людей, поиск путей самоопределения.

                ЦЕЛЬ процесса: достижение приоритетности духовности и культуры в ценностных ориентациях и опыте поведения растущей личности.

               ЗАДАЧИ:

  1. Приобщение подрастающего поколения к гуманистическим ценностям.
  2. Формирование культуры речи
  3. Формирование художественного вкуса и зрительской культуры.

                РЕЗУЛЬТАТ процесса: обретение воспитанником нравственного ориентированного «Я», устойчивость стремления к самосовершенствованию.

 

       Структурные компоненты системы:  

                 1.Повседневная педагогическая инструментированная методика «этического заряда», основанная на сочетании этической установки на доброжелательность и уважение в отношениях с другими формами предупреждения конфликтных ситуаций и достойного выхода из них;

                  2. Выбор материала для постановок и постановочный процесс;

                   3.Общеколлективная внеучебная деятельность с этической направленностью, специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие.

                    Каждый из компонентов системы, имея свою функцию, специфическое содержание и методическую особенность, осуществляет определенную часть общей педагогической задачи, предусматривающей охват всей жизнедеятельности детей в образовательном учреждении и гуманистическое влияние на них.

                    Таким образом, духовно-нравственное воспитание детей и подростков в театральной студии осуществляется не только в период основного образовательного процесса и творческих выступлений, но и во внеурочное время через воспитательные мероприятия.

Остановлюсь подробнее на каждом из данных компонентов.

                    1. Повседневная методика этического заряда».

                    -Этический заряд – в организации доброжелательного климата взаимоотношений детей перед началом занятия. С этой целью, я с оптимистических позиций прогнозирую поведение ребят, их отношение в коллективе. Это своеобразная психологическая установка, ориентирующая учащихся на доброжелательность, уважение к окружающим и друг к друг, эмоциональное тепло и взаимопонимание. Воплощается она в обращении к детям с радостным приветствием их и произнесением уверенных утверждений в том, что занятие пройдет в атмосфере доброжелательности, тепла, никто не будет обижен и обделен вниманием.

                   -Этический заряд – и в итоговой пятиминутке в конце занятия. Она проводится с целью совместного поиска путей предотвращения конфликтов и определения достойных способов выхода из создавшихся конфликтных ситуаций. Немаловажно, что здесь я отрабатываю для себя педагогическую канву поведения, терпеливо учу воспитанников находить корректные способы реагирования на недостойное поведение других, настойчиво культивируя умение детей простить, проявить снисходительность и благородство.

                 Началом такой пятиминутки служат мои слова, что не все во взаимоотношениях ребят сложилось благополучно, поэтому есть обиженные. По просьбе поднять руку тем, кто обижен, дети поднятием руки обозначают факт обиды. Сама обида не проговаривается и не обсуждается. Здесь важно, чтобы дети нашли способ изменения обиженного состояния у обозначившего его, и сделал это сам обидчик по собственной инициативе, извинившись, пожав руку, прошептав на ухо слова примирения. Само проявление желания загладить вину уже снимает обиду и рождает чувство защищенности. Это, что крайне важно, восстанавливает самоуважение обиженного, которое он постарается закрепить. И здесь помогает вторая половина пятиминутки во время которой дети ищут способ предотвращения возникшей конфликтной ситуации и достойного выхода з нее. В этих поисках закрепляется нравственный статус таких проявлений воспитанников как сдержанность, снисходительность, терпение, умение простить, незлопамятность. В этом и видится воспитательный результат пятиминутки.

                  2. Выбор материала для постановок.

                   При выборе литературного материала для постановки спектакля, я как педагог руководствуюсь в первую очередь актуальностью, затрагиваемой проблемы и художественною целостностью драматургического материала. Пьесы мной не навязываются воспитанникам, выбор происходит совместный. При этом воспитанники учатся различать художественную ценность материала от низкопробной драматургии. А также, рассуждая об актуальности пьесы, вырабатывают в себе гражданскую позицию.Театр – это огромное искушение для души человеческой. Обратите внимание хотя бы на то, что актеры во время представления стоят на ступень выше зрителя. А если они великолепно сыграют свои роли, искушение тщеславием мало кто выдержит. Одного православного старца спросили: какие качества в большей степени утрачены человечеством? И он ответил: «Целомудрие и чувство благодарности» Играя какую-либо роль, человек перестает быть целомудренным, теряет свою целостность. Но, если взглянуть на эту проблему шире. Ведь театр – это не только сцена. Театр везде и повсюду. Шекспир, сказав, что «весь мир –театр, а люди в нем актеры», изрек истину: мы всюду играем роли. Быть самим собой всегда и всюду сложно.  Станиславский называл свою школу «искусством переживания». То есть актер переживает то, что должен чувствовать герой. Для меня же, гораздо важнее то, чтобы мои воспитанники переживали по отношению к создаваемому образу. Я учу ребят, чтобы они были не «переживающими», а «сочувствовавшими».Если сочувствовать другому лицу, то открывается путь к христианской любви. Выбор достойного автора и материала, действительно очень важен в развитии духовно-нравственного воспитания.  Поэтому в нашем репертуаре такие авторы, как А.Пушкина, А. Островского, А. Чехова, К. Драгунской, Л. Разумовской, В. Шукшина и др  Для примера, обосную выбор некоторых произведений, взятых для постановки в нашем коллективе.

                    К произведениям В.М. Шукшина, наш коллектив  обращался дважды.

                    С первым составом театральной студии нам удалось поставить большой отрывок по произведению-сказке В.М. Шукшина «До третьих петухов». В 2009г. Нашей студией был поставлен спектакль «Люди, милые люди, здравствуйте!» по рассказам В.М. Шукшина и приурочен 80-летнему юбилею со дня его рождения.

                    Актуальность  произведений В.М. Шукшина подтверждается тем, что для современной российской и мировой культуры, В.М. Шукшин сегодня интересен как носитель российской духовности, корневой культуры, попавшей в кризисную, переломную эпоху, важен как опора национального самосознания, как мощный источник духовного обновления нашей Родины. Размышляя о Шукшине, видишь одно, главное - он был заложником Правды, дав свою формулу ее толкования ("Нравственность есть Правда") и добавив отдельно: "Литература есть Правда. Откровение. И здесь абсолютно все равно - кто смелый, кто сложный, кто "эпопейный"... Есть правда - есть литература. Ремесло важно в той степени, в какой важно: начищенный самовар или тусклый. Был бы чай. Был бы самовар не худой".
                   Нравственные проблемы, поднимаемые в русских народных сказках, лежат в основе сказок-повестей В. М. Шукшина. В русских сказках моральные устои народа передаются из поколения в поколение. И ценность сказок-повестей Шукшина, на мой взгляд, состоит именно в трансляции жизненного, нравственного опыта, столь необходимого современному молодому поколению.

                   В 2003г. мы обратились к его пьесе А.Н. Островского «Свои люди – сочтемся!». В русской культуре А.Н. Островский занимает совершенно особое место: уже при жизни он был признан основоположником национального театра. По чуткости к насущным социальным вопросам современности, по остроте критического видения жизни, по своему пониманию задач искусства – по всем этим чертам творческой личности Островский был сыном великой эпохи. Критерием оценки для Островского служили идеалы народной нравственности. Что же для нас, нынешнего поколения, представляют собой ценного  произведения А. Островского? Его пьесы дают нам несравненно большее –узнавание характеров, страстей, притязаний и интересов, которые живо задевают и сегодня, имеют неоспоримое отношение к нам самим, людям иной эпохи и среды. Перечитывая старые пьесы классика, нас, читателей захватывает радостное чувство удивления, новизны и сопричастности.

               Произведения современного драматурга К. Драгунской в нашем коллективе очень популярны.  В репертуаре нашей студии, 4 постановки по произведениям этого автора. Почему же мы ее так полюбили? Драгунская, как никто, владеет искусством рассказывать предельно просто о самом сложном: о любви, о ревности, о дружбе. Так, например в одной из пьес, которую мы поставили «Вверх тормашками!», как, впрочем, во всякой другой, заключена целая жизненная философия, где всегда побеждает добро, справедливость, утверждаются большие человеческие чувства. В пьесе «Вверх тормашками», К. Драгунская затрагивает проблему неуважения детьми старшего поколения. Эта сказка утверждает любовь, как незыблемую человеческую ценность между близкими людьми, иначе происходит утрата духовной связи между ними.

                 В 2010г. наша страна отпраздновала 65-летие Великой Победы. Тема Победы в Великой Отечественной войне, тема памяти о Великой цене этой Победы, всегда была важнейшей темой в репертуарах театров и кинематографа.  Память должна передаваться из поколения в поколение, ведь память – это мы. С этой целью было решено поставить литературно-музыкальную композицию «Чтобы помнили…», посвященную 65-летию Великой Победы. В постановке прозвучали стихи известных советских поэтов времен войны: А. Твардовского, О. Берггольц, К. Симонова, Ю. Друниной и др.  А для того, чтобы передать атмосферу тех лет,  чтобы сыграть определенные образы, необходимо осознавать значимость этой Победы. Поэтому, перед началом репетиций, мной были проведены различные беседы; воспитанникам было поручено подготовить рассказ о своих родных, которым довелось сражаться за Родину. Мы посмотрели альбом с фотографиями тех лет, а также фильм режиссера С. Ростоцкого  «А зори здесь тихие». Ребята поделились своими впечатлениями, порассуждали. Затем перешли к идейно-тематическому разбору сценария «Чтобы помнили…», составленного мной и непосредственно к самой постановк

                       3. Внеурочная деятельность с этической направленностью.

                    Главное здесь – организация разностороннего общения, взаимодействия, взаимовлияния детей, в основе которого мной определена нравственная перспектива, предусмотрена возможность ситуации успеха каждому, созданы условия для этической рефлексии. Внеурочная деятельность складывается из:

  1.   Дополнительные занятия этической направленности.

             Темы воспитательных занятий затрагивают два раздела: этика общения и этика человеческих отношений.Композиционно такая деятельность, как правило, построена как театрализованное представление-диалог и осуществляется в разных возрастных группах в соответствии с особенностями детей, их интересами, возможностями и поставленными воспитательными задачами:

    -в младшей группе в качестве «школы вежливости» с соответствующей возрасту тематикой и методически разнообразной канвой (Доброе слово, что ясный день; Ежели вы вежливы; Сказка -ложь, да в ней намек…);

     -в подростковой группе как театрализованные этические диалоги (Золото слово народной мудрости; Своя земля и в горести мила; Как наше слово отзовется) или как дискуссионный клуб общения (Ищи себя пока не встретишь; Судьба и Родина едины);

     - в старшей группе как вечера этических размышлений (Доброе имя дороже сокровищ всего мира; Интеллигент – это русское понятие).

  1.   Проведение «театральных уроков».

                  В первые годы своего существования, театральная студия «Зеркало» ввела в практику проведение внеурочных «театральных уроков» по произведениям поэтов и писателей, творчество которых входит в учебные программы по литературе. Это является самостоятельной работой воспитанников. Каждый из них должен выбрать одного из авторов и произведение, о которых расскажет другим воспитанникам. Используя  преемственность, эквивалентные понятия других дисциплин, уже знакомых ребенку таких, как литература, дают возможность для более быстрой и органичной адаптации ребенка в художественной деятельности, прием помогающий подвести учащегося к осознанной деятельности.

                  Анализируя свою деятельность как педагога, как руководителя театрального коллектива, деятельность театральной студии «Зеркало»,можно сделать вывод, что духовно- нравственная направленность  в выборе репертуара, в содержании образовательной деятельности, изменили поведение наших воспитанников, театральная студия стала  значимым коллективом в культурной среде города, популярным среди подростков и рабочей молодежи.

                 Опираясь на идею различий образовательного мира на возрастных этапах становления личности, важно определить специфику  театральной педагогики на этих ступенях, соответственно выстраивая методику театрально-педагогической работы.

                  На I этапе (младший школьный возраст) этот метод служит освоению синкретичного мира сказки, ориентирован на понимание языка культуры и природы. На II этапе (средний школьный возраст), когда синкретичность мировосприятия нарушается в пользу активного становления понятийного мышления, этот метод работает в создании образов культуры, исторически сменяющих друг друга картин мира. Наконец, III этап (старший школьный возраст), когда активны процедуры самосознания, театрализация работает для разрешения проблемы «я и мир». Необходимая способность к самореализации в «игре жизни», которая проявляется в юношеском возрасте, должна с необходимостью опираться на выработанное умение входить в образы культуры, понимая их «изнутри», в ситуации образовательной игры. И в этой связи особую актуальность в современной школе приобретает театрализованная игра как метод изучения культурно-исторических эпох как специфичных образов мира.

                Применение технологии «Театральная педагогика» в образовательном процессе помогает мне на занятиях создавать определенные ситуации, например в этюдах, моделирующих жизнь и вводить обучающихся сквозь эту модель в мир всечеловеческой культуры.   Для детей и   подростков, театральная студия является моделью трудной, но увлекательной деятельности тесно спаянных друг с другом людей, моделью жизни. Одним из обязательных условий формирования творческого потенциала личности посредством театральной педагогики, является создание коллектива единомышленников, чем и является театральная студия «Зеркало».  Постигая театр изнутри, воспитанник получает целостное представление о мире и ощущение себя в нем. Театральное творчество имеет двойную социальную направленность. С одной стороны, оно воздействует на воспитанников, обучающихся в театральной студии, а с другой стороны – на зрителя (детей и взрослых), который приходит посмотреть спектакли с их участием. Театр, воздействуя на эмоциональную сферу человека способен повлиять на его поступки, на его выбор. Много нерешенных социальных проблем в обществе и, поэтому,  при выборе репертуара, я стараюсь учесть это. Так, например, рассматривая проблему  взаимоотношения между взрослыми и детьми, я и мои воспитанники выбрали для постановок пьесы К. Драгунской «Все мальчишки – дураки!», «Вверх тормашками!»; пьесу Е. Ткачевой «Мой маленький бог» и другие. Рассматривая проблему наркомании, мы выбрали с ребятами пьесу В. Сигарева «Семья вурдалака». Рассматривая проблему бездомных детей, мы с ребятами выбрали пьесу Л. Разумовской «Домой…». Совместный выбор пьесы для постановки является не просто выбором литературного произведения, но и выбором их жизненной позиции. Ребята рассуждают, анализируют и свое отношение к поставленной проблеме, выражают в игре на сцене и тем самым, воздействуют на зрителя. Выбор всегда осуществляется совместно с ребятами. Специфика социальной роли театра заключается в том, что он берет на себя функцию построения мира прекрасного, гармоничного, целостного.

            На занятиях  в театральной студии, я использую тренинг, который направлен не только на развитие творческого потенциала, но и способствует укреплению здоровья. Так, например дыхательная гимнастика А. Стрельниковой, применяемая на «Сценической речи», способствует не только расширению диапазона голоса воспитанников, но и помогает при бронхиальной астме, хронической пневмонии, хроническом бронхите, хроническом насморке и гайморите, гриппе, гипертонии и гипотонии, сердечной недостаточности, аритмии, заикании. Физические упражнения, применяемые на  «Сценическом движении», направленные на раскрепощение мышц, на развитие пластичности тела, также способствуют укреплению здоровья.

            Эффективность применения мной театральной педагогики как педагогической технологии в образовательном процессе, очевидна и обусловлена  тем, что:

            В силу специфики своей профессии я как педагог, постоянно нахожусь во взаимодействии, как с воспитанниками, так и с коллегами. Кроме этого в основе  содержания учебных предметов: «Актерское мастерство», «Сценическая речь», практически всегда лежит исследование взаимодействия отношения героев литературного произведения к предлагаемым обстоятельствам и друг к другу;

            Профессия педагога имеет много общего с профессиями актера и режиссера. Публичность – специфика педагогической и актерской профессиональной ситуации. Как актер, так и педагог, воздействует на чувства и ум зрителей – воспитанников, адресуясь к чувству, памяти, мысли, воле слушателя. Заразительность, убедительность, артистизм педагога, как и актера, могут обеспечить ему успех.  На занятиях, я стараюсь применять  эмоционально - волевое воздействие на  воспитанников точно так же, как режиссер на репетициях влияет на актеров. Как режиссер  выстраивает драматургическую логику будущего спектакля, так и я, в качестве педагога, стараюсь построить  логику образовательного процесса так, чтобы он был воспринят и понят обучающимися.

            Я реализую себя не только как педагог, но и как режиссер и исполнитель ролей. На занятиях -  выступаю в роли педагога, при создании спектакля - в роли педагога и режиссера, играя в наших спектаклях и, выступая с номерами художественного слова, я становлюсь исполнителем. Тем самым, я реализую и свой творческий потенциал.

    В последнее время проблема использования методов театральной педагогики становится актуальной для теории и практики образования не только в учреждениях дополнительного образования, но и в школах.

            Реализация данного инновационного педагогического опыта требует минимальных затрат, что подтверждает его экономическую эффективность. Об эффективности опыта можно судить по его результатам. Ареал воспроизведения педагогического опыта обширен. Он может быть распространен на разных уровнях:

            1) Локальном (в рамках методических мероприятий образовательного учреждения).

            2) В муниципальном (в рамках городских мероприятий: семинарах, конференциях, постановках)

            3) Региональном (в рамках окружных конкурсов, курсов повышения квалификации).

            4) Федеральном (в сети Интернет, печатных изданиях, российских конкурсах).

             Материалы педагогического опыта так же могут быть использованы в подготовке и повышении квалификации педагогов дополнительного образования и учителей школ.

            Кадровые ресурсы: педагог дополнительного образования, имеющий специальное театральное образование; педагоги и учителя, прошедшие курсы повышения квалификации ФГОУ ВПО ТГАКИ по теме: «Основы режиссерского мастерства» и курсы повышения квалификации в г. Екатеринбурге на базе Гуманитарного центра «Театр» по теме: «Проблемы освоения театральной педагогики в профессионально – педагогической подготовке будущего учителя».

            Материально - технические ресурсы: наличие специализированного кабинета, который включает в себя две зоны: репетиционную  с задником сцены и учебную; мебель: 15 парт, 15 стульев, 15 пуфиков, 4 шкафа; ковровое покрытие; техническое оборудование: компьютер, телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр; декорация: 3 куба и тумба.

            Программное обеспечение: дополнительные образовательные программы, рассчитанные на 5 и более лет; программа мониторинга, отслеживающая параметры творческого потенциала личности; творческие тетради; разработки занятий, воспитательных мероприятий; видео и фото – архивы, как наглядный пример реализации воспитанниками своего творческого потенциала.

            Информационно - методическая среда: учебно - методические семинары, открытые занятия, социально - педагогические сайты, печатные издания.

            Информационные ресурсы: теоретические работы (режиссерские разборы пьес; тетради для выполнения творческих заданий воспитанников начального этапа обучения; видеотека; дополнительная и справочная литература; дидактический материал; Интернет).

            Организационные ресурсы: воспитательная система коллектива, направленная на духовно-нравственное и художественное развитие детей и подростков средствами театрального искусства.

            Мотивационные ресурсы: система морального и материального поощрения педагогов, гранты.

            Научно - методические ресурсы: образовательные программы специализированных курсов повышения квалификации педагогов, где они смогут познакомиться с основами театральной педагогики, с  обучением технологии проведения занятий, основанных на ее принципах.

    Воспроизведение  опыта возможно на уровне образовательных учреждений дополнительного образования, общеобразовательных школ, муниципальной, областной и федеральной образовательной системы.

               Педагогические условия эффективности развития творческого потенциала воспитанников требуют, чтобы образовательный процесс строился, как целостный интегративный, социокультурный, ориентированный на развитие творческого потенциала личности детей и подростков; чтобы он строился на принципах театральной педагогики; чтобы в него были вовлечены все участники инновационного педагогического опыта: педагоги, воспитанники, их родители.

Используемая литература:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология : учеб. пособие / Г.С.Абрамова. Екатеринбург.: Деловая кн., 1999. - 624 с.

2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. - 336 с.

  1. Акимов И. О природе таланта / И.Акимов, В.Клименко. М. : Мол. гвардия, 1994. - Т. 1. - 224 с.
  2.  Ахматов А.Ф. Нравственность и одухотворённое образование / А.Ф.Ахматов // Педагогика. М., 2003. - № 8. - С. 35-41.
  3.  Баринова М.Н. О развитии творческих способностей ученика / М.Н.Баринова. Л.: Музгиз, 1961. - 60 с.
  4.  Басин Е.Л. Психология художественного творчества / Е.Л.Басин. М.: Знание, 1985. -с. 64
  5. Волков И.П. Приобщение к творчеству / И.П.Волков. М. : Просвещение, 1982. - 144 с.
  6.  Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.Выготский. М.: Просвещение, 1991. - 92 с.
  7.  Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С.Выготский // Искусство в шк. М., 1996. - № 3. - С. 56-60.
  8.  Выготский Л.С. / Л.С.Выготский // Собр. соч. : в 6 т. М. : Педагогика, 1983. - Т.4. - 432 с.
  9.  Гальперин П.Я. К психологии творческого мышления / П.Я.Гальперин, Р.Н.Котик // Вопр. психологии. М., 1982. - № 5. - С. 8084.
  10.  Гуревич К.М. Лабиринты развития таланта / К.М.Гуревич // Искусство в шк. М., 1993. - № 1. - С. 48-53.
  11.  Каратыгин В.Г. Восторг творчества / В.Г.Каратыгин // Муз. жизнь. М., 2002. - № 1. - С. 27-31.
  12.  Кравцов Г. Игра как основа детского творчества / Г.Кравцов // Искусство в шк. М., 1994. - № 2. - С. 3-9.
  13.  Кулагина И.Ю. Возрастная психология : полный жизненный цикл развития человека : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий. М.: ТЦ Сфера, 2004. - 464 с.
  14.  Лосева. А.А. Психологическая диагностика одарённости : учеб. пособие / А.А.Лосева. М.: Акад. проект : Трикста, 2004. - 176с.

17. Медкова Е. Первообразы как основа развития творческого воображения на уроках искусства / Е.Медкова // Искусство в шк. М., 2004.-№4.-С. 63-69.

18. Мудрик А.В. Личность школьника и её воспитание в коллективе / А.В.Мудрик. М.: Знание, 1983. - 96 с.

19. Пономарёв Я.А. Исследование творческого потенциала человека / Я.А.Пономарёв // Психол. журн. М., 1991. - Т. 12, № 1. - С. 3 - 11.

20. Развитие творчества и становление личности подростка. -Воронеж.: МШПО, 1999. 67 с.

21. Шумакова Н.Б. Влияние представлений родителей об обучении на развитие одарённости у детей / Н.Б.Шумакова // Вопр. психологии. М., 2004.-№2.-С. 119-127. 185. Яковлева E.JI. Психология развития творческого потенциала в среднем и старшем школьном возрасте / Е.Л Яковлева // Психология развития творческого потенциала одарённых детей. М. : Флинта, 1997. -222 с.