Главные вкладки

    Адаптация пятиклассников к условиям средней школы.

    Коротких Светлана Николаевна

    Практический материал содержит результаты работы коллектива ОУ для эффективной и безболезненной адаптации учащихся 5 класса.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Адаптация 5 класса

    (2011-12 уч.год)

    Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения.

    В 5 классе обучаются  1 2 учащихся. Из них 2 девочки и 10 мальчиков.

    12 семей, 9 полных и 3 неполных, матери – одиночки 2 (Мельникова В. И Шевенина А.), одна семья по потере кормильца.

    Учащиеся с неплохой физической подготовкой: (Козьяков Н.-бронх. Астма, Анпилогов Д. –панкреотит.

     В последние годы в педагогической и психологической литературе много говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 9-10 лет, порождающий серьёзные педагогические проблемы. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, Изучение уровня сформированности мотивации к учению в этом классе показало следующее:

    Первая группа детей – мотивация и учебная активность высокая – 10%.

    Вторая группа детей – средний уровень мотивации – школа привлекает больше внеучебными сторонами, интерес к учению ситуативный – 30%

    Третья группа детей - хорошая школьная мотивация – при которой ученик  успешно справляется с учебой – 10%

    Четвертая группа детей –низкая школьная мотивация – учащиеся ходят в школу без желания – 50%

    Низкая

    Хорошая школьная мотивация

    Высокая

    Положительное отношение к школе

    Анпилогов Д.

    Дядищев В.

    Иванников М.

    Паланкоев И.

    Овсянников В.

    50%

    Козьяков Н.

    10%

    Мельникова Л.

    10%

    Тюрин А.

    Орлов Д.

    Полонкоев М.

    30%

    Овсянников В.

    Анпилогов Д.

    Орлов Д.

    Шевенин А.

    33,4%

    Козьяков Н.

    Тюрин А.

    Бирюкова Е.

    25%

    Мельникова Л.

    Паланкоев И.

    Полонкоев М.

    25%

    Дядищев В.

    Иванников М.

    16,6%

    Схема 1. Учебная мотивация учащихся 5 класса

    с психологической точки зрения – снижением самооценки,

    класс

    АДЕКВАТНАЯ

    ЗАНИЖЕННАЯ

    ЗАВЫШЕННАЯ

    4 класс

    Дядищев В.

    Бирюкова Ж.

    Иванников М.

    Паланкоев И.

    АнпилоговД.

    Козьяков Н.

    Тюрин А.

    Орлов Д.

    Мельникова В.

    75%

    Овсянников В.

    Полонкоев М.

    Шевенин.А.

    25%

    0%

    5 класс

    АнпилоговД.

    Иванников М.

    Мельникова Л.

    Орлов Д.

    Паланкоев И.

    Козьяков Н.

    Овсянников В.

     70%

    Дядищев В.

    Тюрин А. 

    20%

    Полонкоев М.

    10%

    высоким уровнем ситуативной тревожности.

                              Личостная

    Методика

                   Результаты

    Средние

    Ниже среднего

    Выше среднего

    высокие

    Тревожность

    Паланкоев Иб.

    Тюрин А.

    Орлов Д.

    Анпилогов Д.

    Иванников М

    Шевенин А

    Овсянников В.

    Дядищев В.

    Бирюкова Е.

    Полонкоев Муслим

    Козьяков Н.

    Познавательная

    активность

    . Бирюкова Е.

    Полонкоев Муслим

    Козьяков Н.

    Паланкоев Иб.

    Шевенин А.

    Овсянников В.

    Тюрин А.

    Орлов Д.

    Анпилогов Д.

    Дядищев В.

    Иванников М

    Негативные

    Эмоциональные

    переживания

    Козьяков Н.

    Паланкоев Иб.

    Тюрин А.

    Макарова А.

    Иванников М

    Шевенин А.

    Овсянников В.

    Орлов Д.

    Анпилогов Д.

    Бирюкова Е.

    Полонкоев Муслим

    Дядищев В.

                            Ситуативная

    Тревожность

    Козьяков Н.

    Паланкоев Иб.

    Тюрин А.

    Орлов Д.

    Дядищев В.

    Макарова А.

    Иванников М

    Шевенин А.

    Анпилогов Д.

    Бирюкова Е.

    Полонкоев Муслим

    Овсянников В.

    Познавательная

    активность

    Бирюкова Е.

    Полонкоев Муслим

    Козьяков Н.

    Паланкоев Иб.

    Иванников М

    Шевенин А.

    Дядищев В.

    Овсянников В.

    Тюрин А.

    Орлов Д.

    Анпилогов Д.

    Негативные

    Эмоциональные

    переживания

    Орлов Д..

    Тюрин А.

    Бирюкова Е.

    Полонкоев Муслим

    Козьяков Н.

    Паланкоев Иб.

    Иванников М

    Шевенин А.

    Овсянников В.

    Анпилогов Д.

    Дядищев В.

     Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса.

    Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях,. Часто последствия бывают отрицательными,  обусловлено   в большинстве случаев, как говорят сами пятиклассники, это тем что в школе стало сложнее, потому что:

    очень много разных учителей;

    непривычное расписание;

    много новых кабинетов;

    новый классный руководитель;

    в средней школе мы – самые маленькие, а в начальной были уже большими.

    Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе? Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.

    Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

    Необходимо, чтобы школьники правильно понимали употребляемые учителем и встречающиеся в текстах учебников термины. Сейчас много специальных школьных словарей, и хорошо, если дети будут иметь их и научатся ими пользоваться. Важно разъяснить, что неполное, неточное понимание слов нередко лежит в основе непонимания школьного материала.

    Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны также с определенной деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, как бы “шалеют” от внезапной свободы — они бегают по школе, исследуя “тайные уголки”, иногда даже задирают ребят из старших классов.

    Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, “прилипчивость” к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей.

    Иногда за одной и той же формой поведения (например, посещение первого класса, в котором работает бывшая учительница) скрываются совершенно разные потребности и мотивы. Это может быть желание вновь оказаться в знакомой, привычной ситуации опеки и зависимости, когда тебя знают, о тебе думают. Но может быть и стремление утвердить себя как “старшего”, “выросшего”, того, кто может опекать малышей. Причем у одного и того же подростка это может сочетаться.

    Для того, чтобы сократить переходный период, смягчить связанные с ним факторы негативного характера помогает нашему коллективу специально разработанная программа “Преемственность”, которая создана с целью координации, более эффективной организации учебно-воспитательного процесса и психолого-педагогического сопровождения учащихся – выпускников начальной школы – при переходе их в среднее звено. В школе сложилась система совместной работы администрации с педагогами и  психолого-педагогической службы.

     Большое внимание было уделено диагностике познавательных процессов. Результаты психодиагностической работы  обсуждали с преподавателями и педагогами, которые должны были  работать в 5 классе на психолого-педагогического консилиуме. В результате чего пришли к единому мнению, что класс имеет потенциал к обучению не смотря на то, что  имеются учащиеся с низким уровнем развития(Орлов Д., Шевенин А.).

    В результате анализа диагностики в целом по классу был отмечен достаточный уровень произвольного внимания в сочетании со средней работоспособностью при наличии особенно низких результатов у отдельных учащихся.

    При исследовании эмоционально-волевой сферы у ряда детей были выявлены проблемы: эмоциональный дисбаланс и неустойчивость (Анпилогов Д., Иванников М.,  Шевенин А.) повышенный уровень тревожности и неуверенности.

    Коррекционный этап работы психолога с учащимися в 5-м классе был построен на основе программы адаптации к средней школе Е.Г.Коблик «Первый раз в 5 класс». Было проведено ряд занятий с целью создания доброжелательной обстановки и атмосферы поддержки в группе, способствования формированию групповой сплоченности, помочь осознать детям какие качества важны в дружбе, формированию учебных навыков, помочь осознать какие качества необходимы хорошему ученику,  научить детей распознавать свои школьные страхи и найти способы их преодоления.

    Посетив ряд уроков в октябре и феврале учебного года наблюдая                                                                                                                                                                                       за учащимися, общаясь с ними в этот период можно сказать, что дети уверенно перешагнули порог нач. школы, могут понять, как строить взаимоотношение с педагогами, какие требования обязательны для выполнения – к школьнику впервые предъявляется много требований со стороны многих человек. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Есть и такая категория детей, которые в силу своего эмоционального состояния, создают множество организационных трудностей.

    РЕКОМЕНДАЦИИ:

    Во  втором  полугодии  в  4-х  классах  педагогам  начальной и
    средней школы знакомить с перечнем предметов,  которые они  будут
    изучать в 5-м классе, преподавателям-предметникам целесообразно в
    интересной  для  ребят  манере  представить   будущие   предметы,
    рассказывать   об   особенностях   обучения  в  средней  школе  в
    эмоционально-благоприятном тоне для того, чтобы снять тревожность
    школьников, сохранить познавательные мотивы учебной деятельности.
    Проводить экскурсии по школе, знакомить с кабинетами.

    Преподавателям   учитывать,   что   в   средней  школе  падают
    познавательные мотивы  учебной  деятельности,  на  смену  ведущей
    деятельности   ребенка   -   учебе   -   приходит  новая  ведущая
    деятельность - общение.  Для поддержания мотивации к учебе больше
    использовать  возможности  сотрудничества  школьников  на  уроке,
    поддерживать авторитет в классе,  переходить с репродуктивного на
    продуктивный   уровень  обучения  (развивать  умения  находить  и
    сопоставлять   несколько   способов   решения   задачи,    искать
    нестандартные способы решения).

    При организации воспитательной работы использовать возможности
    включения 5-классников в подготовку и организацию  совместных  со
    старшеклассниками     мероприятий,     праздников,     спортивных
    соревнований.     Использовать     компенсаторные     возможности
    воспитательной   работы;  ученикам,  имеющим  низкую  самооценку,
    проблемы в учебе давать поручения,  в ходе выполнения которых они
    заведомо бы имели успех.

    Учителям-предметникам и классным руководителям обратить особое внимание на учащихся 5-х классов Козьякова Н., Анпилогова Д., которые стоят на учете у врачей.

    . Учителям предметникам проводить коррекцию знаний учащихся, учитывая их физиологические, интеллектуальные и личностные особенности; повышая их познавательную и мотивационную активность, применяя при этом стимулирующие факторы.

    А также, продумать работу со способными учащимися класса, оказывая им всяческую поддержку для развития их способностей и укрепления их положительной мотивации к обучению.

    Необходимо учитывать индивидуальные нормы каждого ребенка, т.е. зоны его актуального и ближайшего развития путем сопоставления его вчерашних, сегодняшних и, возможно, завтрашних успехов.

    Классному руководителю 5 класса продолжить работу с психологами с целью снизить эмоциональное неблагополучие в среде детей.

    МО учителей начальной школы, русского языка и математики выработать единые требования по оформлению документации ученика.

    Необходимо учитывать возрастные особенности младших подростков:

    1. Противоречия между стремлением к самостоятельности и деятельности и неспособность их реализовать.
    2. Повышенная моторность и эмоциональность.
    3. Умение учащихся сотрудничать между собой только под руководством учителя.
    4. Стремление их к независимости на фоне общей эмоциональной привязанности к учителю.

    Надеемся, что совместная работа принесет положительные результаты.

    Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению. Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие, на наш взгляд, успешность адаптации:

     • умение осознавать требования учителя и соответствовать им;

     • умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;

     • умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;

     • навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;

     • навыки уверенного поведения;

     • навыки совместной (коллективной) деятельности;

     • навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;

     • навыки самоподдержки;

     • навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей