Адаптация пятиклассников к условиям средней школы.

Коротких Светлана Николаевна

Практический материал содержит результаты работы коллектива ОУ для эффективной и безболезненной адаптации учащихся 5 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптация 5 класса

(2011-12 уч.год)

Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения.

В 5 классе обучаются  1 2 учащихся. Из них 2 девочки и 10 мальчиков.

12 семей, 9 полных и 3 неполных, матери – одиночки 2 (Мельникова В. И Шевенина А.), одна семья по потере кормильца.

Учащиеся с неплохой физической подготовкой: (Козьяков Н.-бронх. Астма, Анпилогов Д. –панкреотит.

 В последние годы в педагогической и психологической литературе много говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 9-10 лет, порождающий серьёзные педагогические проблемы. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, Изучение уровня сформированности мотивации к учению в этом классе показало следующее:

Первая группа детей – мотивация и учебная активность высокая – 10%.

Вторая группа детей – средний уровень мотивации – школа привлекает больше внеучебными сторонами, интерес к учению ситуативный – 30%

Третья группа детей - хорошая школьная мотивация – при которой ученик  успешно справляется с учебой – 10%

Четвертая группа детей –низкая школьная мотивация – учащиеся ходят в школу без желания – 50%

Низкая

Хорошая школьная мотивация

Высокая

Положительное отношение к школе

Анпилогов Д.

Дядищев В.

Иванников М.

Паланкоев И.

Овсянников В.

50%

Козьяков Н.

10%

Мельникова Л.

10%

Тюрин А.

Орлов Д.

Полонкоев М.

30%

Овсянников В.

Анпилогов Д.

Орлов Д.

Шевенин А.

33,4%

Козьяков Н.

Тюрин А.

Бирюкова Е.

25%

Мельникова Л.

Паланкоев И.

Полонкоев М.

25%

Дядищев В.

Иванников М.

16,6%

Схема 1. Учебная мотивация учащихся 5 класса

с психологической точки зрения – снижением самооценки,

класс

АДЕКВАТНАЯ

ЗАНИЖЕННАЯ

ЗАВЫШЕННАЯ

4 класс

Дядищев В.

Бирюкова Ж.

Иванников М.

Паланкоев И.

АнпилоговД.

Козьяков Н.

Тюрин А.

Орлов Д.

Мельникова В.

75%

Овсянников В.

Полонкоев М.

Шевенин.А.

25%

0%

5 класс

АнпилоговД.

Иванников М.

Мельникова Л.

Орлов Д.

Паланкоев И.

Козьяков Н.

Овсянников В.

 70%

Дядищев В.

Тюрин А. 

20%

Полонкоев М.

10%

высоким уровнем ситуативной тревожности.

                          Личостная

Методика

               Результаты

Средние

Ниже среднего

Выше среднего

высокие

Тревожность

Паланкоев Иб.

Тюрин А.

Орлов Д.

Анпилогов Д.

Иванников М

Шевенин А

Овсянников В.

Дядищев В.

Бирюкова Е.

Полонкоев Муслим

Козьяков Н.

Познавательная

активность

. Бирюкова Е.

Полонкоев Муслим

Козьяков Н.

Паланкоев Иб.

Шевенин А.

Овсянников В.

Тюрин А.

Орлов Д.

Анпилогов Д.

Дядищев В.

Иванников М

Негативные

Эмоциональные

переживания

Козьяков Н.

Паланкоев Иб.

Тюрин А.

Макарова А.

Иванников М

Шевенин А.

Овсянников В.

Орлов Д.

Анпилогов Д.

Бирюкова Е.

Полонкоев Муслим

Дядищев В.

                        Ситуативная

Тревожность

Козьяков Н.

Паланкоев Иб.

Тюрин А.

Орлов Д.

Дядищев В.

Макарова А.

Иванников М

Шевенин А.

Анпилогов Д.

Бирюкова Е.

Полонкоев Муслим

Овсянников В.

Познавательная

активность

Бирюкова Е.

Полонкоев Муслим

Козьяков Н.

Паланкоев Иб.

Иванников М

Шевенин А.

Дядищев В.

Овсянников В.

Тюрин А.

Орлов Д.

Анпилогов Д.

Негативные

Эмоциональные

переживания

Орлов Д..

Тюрин А.

Бирюкова Е.

Полонкоев Муслим

Козьяков Н.

Паланкоев Иб.

Иванников М

Шевенин А.

Овсянников В.

Анпилогов Д.

Дядищев В.

 Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса.

Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях,. Часто последствия бывают отрицательными,  обусловлено   в большинстве случаев, как говорят сами пятиклассники, это тем что в школе стало сложнее, потому что:

очень много разных учителей;

непривычное расписание;

много новых кабинетов;

новый классный руководитель;

в средней школе мы – самые маленькие, а в начальной были уже большими.

Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе? Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.

Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

Необходимо, чтобы школьники правильно понимали употребляемые учителем и встречающиеся в текстах учебников термины. Сейчас много специальных школьных словарей, и хорошо, если дети будут иметь их и научатся ими пользоваться. Важно разъяснить, что неполное, неточное понимание слов нередко лежит в основе непонимания школьного материала.

Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны также с определенной деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, как бы “шалеют” от внезапной свободы — они бегают по школе, исследуя “тайные уголки”, иногда даже задирают ребят из старших классов.

Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, “прилипчивость” к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей.

Иногда за одной и той же формой поведения (например, посещение первого класса, в котором работает бывшая учительница) скрываются совершенно разные потребности и мотивы. Это может быть желание вновь оказаться в знакомой, привычной ситуации опеки и зависимости, когда тебя знают, о тебе думают. Но может быть и стремление утвердить себя как “старшего”, “выросшего”, того, кто может опекать малышей. Причем у одного и того же подростка это может сочетаться.

Для того, чтобы сократить переходный период, смягчить связанные с ним факторы негативного характера помогает нашему коллективу специально разработанная программа “Преемственность”, которая создана с целью координации, более эффективной организации учебно-воспитательного процесса и психолого-педагогического сопровождения учащихся – выпускников начальной школы – при переходе их в среднее звено. В школе сложилась система совместной работы администрации с педагогами и  психолого-педагогической службы.

 Большое внимание было уделено диагностике познавательных процессов. Результаты психодиагностической работы  обсуждали с преподавателями и педагогами, которые должны были  работать в 5 классе на психолого-педагогического консилиуме. В результате чего пришли к единому мнению, что класс имеет потенциал к обучению не смотря на то, что  имеются учащиеся с низким уровнем развития(Орлов Д., Шевенин А.).

В результате анализа диагностики в целом по классу был отмечен достаточный уровень произвольного внимания в сочетании со средней работоспособностью при наличии особенно низких результатов у отдельных учащихся.

При исследовании эмоционально-волевой сферы у ряда детей были выявлены проблемы: эмоциональный дисбаланс и неустойчивость (Анпилогов Д., Иванников М.,  Шевенин А.) повышенный уровень тревожности и неуверенности.

Коррекционный этап работы психолога с учащимися в 5-м классе был построен на основе программы адаптации к средней школе Е.Г.Коблик «Первый раз в 5 класс». Было проведено ряд занятий с целью создания доброжелательной обстановки и атмосферы поддержки в группе, способствования формированию групповой сплоченности, помочь осознать детям какие качества важны в дружбе, формированию учебных навыков, помочь осознать какие качества необходимы хорошему ученику,  научить детей распознавать свои школьные страхи и найти способы их преодоления.

Посетив ряд уроков в октябре и феврале учебного года наблюдая                                                                                                                                                                                       за учащимися, общаясь с ними в этот период можно сказать, что дети уверенно перешагнули порог нач. школы, могут понять, как строить взаимоотношение с педагогами, какие требования обязательны для выполнения – к школьнику впервые предъявляется много требований со стороны многих человек. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Есть и такая категория детей, которые в силу своего эмоционального состояния, создают множество организационных трудностей.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

Во  втором  полугодии  в  4-х  классах  педагогам  начальной и
средней школы знакомить с перечнем предметов,  которые они  будут
изучать в 5-м классе, преподавателям-предметникам целесообразно в
интересной  для  ребят  манере  представить   будущие   предметы,
рассказывать   об   особенностях   обучения  в  средней  школе  в
эмоционально-благоприятном тоне для того, чтобы снять тревожность
школьников, сохранить познавательные мотивы учебной деятельности.
Проводить экскурсии по школе, знакомить с кабинетами.

Преподавателям   учитывать,   что   в   средней  школе  падают
познавательные мотивы  учебной  деятельности,  на  смену  ведущей
деятельности   ребенка   -   учебе   -   приходит  новая  ведущая
деятельность - общение.  Для поддержания мотивации к учебе больше
использовать  возможности  сотрудничества  школьников  на  уроке,
поддерживать авторитет в классе,  переходить с репродуктивного на
продуктивный   уровень  обучения  (развивать  умения  находить  и
сопоставлять   несколько   способов   решения   задачи,    искать
нестандартные способы решения).

При организации воспитательной работы использовать возможности
включения 5-классников в подготовку и организацию  совместных  со
старшеклассниками     мероприятий,     праздников,     спортивных
соревнований.     Использовать     компенсаторные     возможности
воспитательной   работы;  ученикам,  имеющим  низкую  самооценку,
проблемы в учебе давать поручения,  в ходе выполнения которых они
заведомо бы имели успех.

Учителям-предметникам и классным руководителям обратить особое внимание на учащихся 5-х классов Козьякова Н., Анпилогова Д., которые стоят на учете у врачей.

. Учителям предметникам проводить коррекцию знаний учащихся, учитывая их физиологические, интеллектуальные и личностные особенности; повышая их познавательную и мотивационную активность, применяя при этом стимулирующие факторы.

А также, продумать работу со способными учащимися класса, оказывая им всяческую поддержку для развития их способностей и укрепления их положительной мотивации к обучению.

Необходимо учитывать индивидуальные нормы каждого ребенка, т.е. зоны его актуального и ближайшего развития путем сопоставления его вчерашних, сегодняшних и, возможно, завтрашних успехов.

Классному руководителю 5 класса продолжить работу с психологами с целью снизить эмоциональное неблагополучие в среде детей.

МО учителей начальной школы, русского языка и математики выработать единые требования по оформлению документации ученика.

Необходимо учитывать возрастные особенности младших подростков:

  1. Противоречия между стремлением к самостоятельности и деятельности и неспособность их реализовать.
  2. Повышенная моторность и эмоциональность.
  3. Умение учащихся сотрудничать между собой только под руководством учителя.
  4. Стремление их к независимости на фоне общей эмоциональной привязанности к учителю.

Надеемся, что совместная работа принесет положительные результаты.

Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению. Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие, на наш взгляд, успешность адаптации:

 • умение осознавать требования учителя и соответствовать им;

 • умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;

 • умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;

 • навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;

 • навыки уверенного поведения;

 • навыки совместной (коллективной) деятельности;

 • навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;

 • навыки самоподдержки;

 • навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей