Современные подходы к формированию предметной развивающей среды в ДОУ

 Язева Наталья Владимировна

материал составлен и разработан в период обучения в МГППУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennye_podhody_k_formirovaniyu_predmetno.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ

Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка.

Обогащенная среда – единство социальных и природных средств в обеспечении разнообразной деятельности ребенка.

Предметная среда должна отвечать принципам обогащенности, наукоемкости и содержать природные и социальные культурные средства, обеспечивающие разнообразие деятельности ребенка.

Деятельность осуществляется только при условии, что у ребенка есть соответствующие средства и объекты, сформированы действия. Для полноценного развития ребенка необходимо создавать среду для игровой, познавательной, двигательной и продуктивной деятельности.

Рассмотрим значения каждой из деятельности для развития ребенка.

Игра- это основная деятельность ребенка: развивающая, организующая, позитивная, направляющая. Каждая деятельность должна быть эффективной.

Эффективная деятельность – деятельность в результате которой достигается определенный целевой эффект при этом затраты на ее проведение не превышают заданной величины.

Игровая поддержка – это система способов и средств обеспечения игровой развивающей деятельности детей. Она включает: игровые средства и игровое оборудование (техники и технологии их использования). Организация игровой поддержки – это комплекс мер направленных на подбор ИСО (игровые средства и оборудование), разработка техник и технологий и их исследований в условиях конкретных ДУ.

       Преддошкольники (2-3 г.) и мл. дошкольники(3-4 г.) для развертывания сюжетных игр нуждаются во всей совокупности сюжетообразующих игрушках, задают полную воображаемую ситуацию и в этом возрасте важны игрушки – оперирования. Детям 4-5 лет для развертывания игры уже достаточно стимулирующего и поддерживающего влияния игрушек двух функциональных типов (игрушка-персонаж и маркер – пространства или предмет оперирования и ролевой атрибут) Для детей старшего возраста(5-7л.) каждый из типов игрушек в отдельности как бы «намекает» на целостную воображаемую ситуацию и может выполнять функцию запуска и поддержки игры. При подборе игрушек для сюжетных игр нужно учитывать параметры: внешний облик, размер, готовность.

   Освоение игры с правилами связано с последовательным включением в детскую практику простых подвижных игр с предметом с результативным действием (2-4г.), игр на удачу (4-5,5л.), игр на умственную компетентность (5-7л).

Соответственно игровой материал для возрастных групп должен подбираться с учетом поэтапного добавления материала для нового типа игры и усложнения материала для уже освоенного типа.

Предметный мир детства – это не только игровая среда, но и среда развития всех специфических детских видов деятельности.

       Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем возрасте в недрах предметно-манипулятивной деятельности  представляя собой простую манипуляцию с предметом, чем старше становиться ребенок, тем в большей степени познавательно-исследовательская деятельность включает все средства ее осуществления, и соответственно, разные психические функции вступают как сложное переплетение действия, образа, слова (восприятия, мышления, речи). Каждый из обозначенных типов материалов постепенно вводиться в арсенал детской деятельности.

     Развитие двигательной сферы детей  дошкольного возраста связано с выбором определенных способов действий, требующих физических усилий, затрат энергии, соотнесении их с габаритами  и массой, устойчивостью и другими свойствами предмету к подбору.

     Рассмотрение требований к подбору ИСО и особенности размещения игрового материала.

     Таким образом, предметная среда в целом или ее отдельные фрагменты – это всегда поле детской деятельности, ее объекты, условия и средства достижения цели, которая как бы задана предметной средой.

Хорошая развивающая предметная среда тем и моделируется функциональное развитие деятельности ребенка, что в ней заложена информация, которая сразу себя не обнаруживает полностью и побуждает ребенка к ее поиску.