конспекты занятий по тестопластике в системе дополнительного образования

Борькова Елена Викторовна

конспекты занятий в системе дополнительного образования в технике - тестопластика. Первое занятие для детей с первоначальными навыками работы в этой технике, второе занятие для детей без навыков работы  с солёным тестом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekty_otkrytyh_zanyatiy.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проекты открытых

занятий по тестопластике

в системе дополнительного образования

                                                                           Составитель:

                                                                                        Педагог дополнительного образования

                                                                          I категории

                                                                          Борькова Елена Викторовна

Тема: «Оберег лапти»

Цель: посредством лепки из солёного теста создать условия для развития творческих способностей детей при изготовлении оберега в виде лаптя с домовёнком.

Психолого – педагогическая характеристика группы детей:

Дети, прошедшие обучение первого курса, в возрасте 11 лет, в количестве 8 человек.

Умеющие определять координационные точки лицевой части, владеющие инструментами и приспособлениями для лепки, пользоваться шаблоном, соотносить силу нажима на тесто при формообразующих движениях. В данном возрасте у детей продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление, происходит интеллектуализация восприятия и памяти, воображение носит творческий характер.

Характеристика оборудования ученого занятия:

Средства обучения: тесто разных размеров (жёлтое, красное, синее, зелёное, коричневое, оранжевое); стека, скалка, ситечко, шаблон лаптей, кисть пони, ёмкость с водой, клеёнка, салфетка, нарукавники; подсолнухи из ткани; подносик под тесто (по числу детей); поднос под итоговые работы; магнитофон, аудизапись русской инструментальной пьесы «Попурри на тему русских народных песен».

Наглядные пособия: образец оберега, схема «Соединение деталей»

Тип занятия:

Комбинированное.

Форма организации учебного занятия:

Занятие – фантазия.

Методы обучения:

Словесные, наглядные, практические, театрализованные, музыкальные.

Хронометраж учебного занятия:

45 минут.

Рекомендуемая литература:

А.Э. Шептуля «Обереги своими руками: укрась и защити свой дом». – М.: Эксмо, 2006. – 64. 


Блоки

этапа

Название этапа

Задача

Содержание занятия

Примечание

Подготовитель -

ный

1

Организацион -ный

- научить передавать образ человеческой фигуры конструктивным способом;

- закрепить умения самостоятельно составлять композицию;

- создавать условия для воспитания аккуратности при работе с цветным тестом, воспитывать самоконтроль;

- создавать условия для развития мелкой моторики пальцев, положительных эмоций, фантазии.

Педагог: «Добрый день! Я очень рада всех вас сегодня видеть нарядными, красивыми! А вы знаете, что в каждом доме живёт домовой, у него есть имя. Только его никто не видит. В нашем клубе он тоже живёт. У него сегодня день рождение и он решил нам показаться. Давайте позовём его: «Тук – тук, чок – чок, домовой – домовой, покажися предо мной!»

1 минута

Основной

1

Подготовительный

Входит домовёнок Акиша.

Акиша: «Здравствуйте детишки, матушки и батюшки. Меня зовут Акиша. Я прознал, что у вас сегодня непростое занятие и принёс вам гостинчик «маленькое солнышко» - на удачу и подковку на счастье. А вы знаете, что в каждом доме должон быть оберег?»

Педагог: «Акиша, а почему оберег должен быть в каждом доме?».

Акиша: «Чтоб дом оберегать, богатство привлекать, долголетие и согласие чтоб в семье было!»

Педагог: «Акиша, а где домовые в доме живут? Скажи нам пожалуйста!»

Акиша: «В каждом доме есть у домовых своё любимое местечко!»

Педагог: «А у тебя оно где?»

Акиша пританцовывая: «У меня в лапоточках. Эх лапти, да лапти, да лапти мои. Лапти лыковые, лапти новенькие!»

Педагог: «Какой весёлый Акиша и лапти у него настоящие плетёные».

Акиша: « Детушки в ваших домах есть лапти?»

Ответы детей.

Акиша: «Предлагаю вам их «сработать» и тогда поселится в них домовой. А сейчас мне пора, делов у меня цельное лукошко. Желаю вам удачи!»

4 минуты

2

Основной

Педагог: «Как приятно, что у нас побывал Акиша. Ребята, как вы думаете с чего нужно лепить оберег? Из чего будет состоять ваш оберег? Посмотрите какой он может быть. Каким способом вы будете лепить лапти? Какого цвета тесто лучше выбрать? Что будет на лаптях? Как будете лепить домовёнка? С чего будете начинать? Подскажу вам, нужно начинать с самой болей части. Подумайте, как можно слепить детали и какого цвета выбрать тесто. Как можно оформить голову?»

Ответы детей.

Педагог: «Волосы можно слепить разными способами, способ выбираете сами. Обратите внимание, руки лепятся сразу с рукавами цветным тестом в форме «морковки», а ладошки белым тестом. Ноги у домовёнка вы видели обуты в лапти и вам нужно слепить маленькие лапоточки в виде небольших столбиков. В работе у вас могут возникнуть трудности при соединении деталей. Обратите внимание на схему, как соединять и в каких местах. Напомните, чем склеиваем тесто? Подумайте, что будет ещё на вашем обереге? Вы многое уже умеете лепить.»

Ответы детей.

Педагог: «прежде чем приступить к работе давайте вспомним, что делать нельзя при работе с тестом!»

Ответы детей.

4 минут

Показ образца.

Схема «Соединение деталей»

3

Контрольный

Педагог: «Приступаем к работе».

Практическая работа детей на фоне музыки.

Педагог: «Я вижу устали ваши спины и шеи. Давайте на

минуточку отвлечёмся, а затем продолжим. Повторяйте за мной:

«Если весело живётся, делай так! (наклоны головой в стороны)

Если курица клюётся, делай так! (наклоны головой вперёд-назад)

А ворона распоётся, делай так! (сжимание – разжимание пальцев)

Если соня вдруг проснётся, делай так! (поднятие рук вверх)»

Немного отдохнули, а теперь продолжим работу!»

30 минут.

Инструментальная пьеса

«Попурри русских народных песен»

Итоговый

1

итоговый

Педагог: «Давайте посмотрим на все обереги, какие они получились яркие, красивые и все разные. Мне понравилось как расположены… Какие выбраны цвета… Качество работы… Верно найдены места соединения деталей… Вам, кроме своего , какой оберег понравился? Что, по вашему мнению, удачно получилось?»

3 минуты.

рефлексивный

Ответы детей.

Педагог: «Я уверена, что домовятам понравятся все ваши обереги и они в каждом поселятся. Обереги останутся пока здесь, тесту нужно высохнуть. Вам понравилось наше занятие? Что больше всего понравилось? Какие были трудности?»

Ответы детей.

Педагог: « С работой все справились, трудности преодолели, молодцы! Существует множество других оберегов, о них мы с вами поговорим на других встречах. Советую вам посмотреть и почитать книгу Анжелы Шептуля «Обереги своими руками». А сейчас мы с вами давайте встанем и поищем Акишу, он где – нибудь оставил свой след!»

2 минуты.


Проект открытого занятия

Тема: панно «Снежная девочка»

Цель: изготовить новогодний подарок в виде панно «Снежная девочка».

Психолого – педагогическая характеристика группы детей:

Дети первого года обучения в возрасте 7 – 8 лет, в количестве 8 человек.

Имеющие первоначальные умения и навыки работы с тестом и стекой.

Характеристика оборудования учебного занятия:

Средства обучения: солёное тесто, стека, кисть пони, ёмкость с водой, клеёнка, салфетки, подносик под тесто, декоративный зонтик, магнитофон и аудизапись музыкальной пьесы П.И. Чайковского «Времена года».

Наглядные пособия: конверт с письмом, рисунок – плакат «Снежная девочка».

Тип занятия:

Комбинированное.

Форма организации учебного занятия:

Занятие – фантазия.

Методы обучения:

Словесные, наглядные, сюрпризные, практические, музыкальные.

Хронометраж учебного занятия:

45 минут.

Рекомендуемая литература:

Чибрикова О.В. «Сувениры своими руками», «Подарки по поводу и без». 


Блоки

этапа

Название этапа

Задачи

Содержание занятия

Примечание

Подготовительный

1

Организационный

- научить передавать форму, величину кома в рельефе;

- закреплять формообразующие движения шара и цилиндра;

- создать условия для аккуратности в работе, добросовестного отношения к выполнению работы;

- создать условия для развития положительных эмоций, фантазии, работать в темпе, регулировать и контролировать свои действия.

Педагог: «Добрый день! Сегодня, произошло очень странное событие к нам в клуб принёс почтальон большущий конверт на имя нашего кружка. Позвольте мне открыть и прочитать письмо.

1 минута.

Конверт – письмо.

 3 минуты.

Основной

1

Подготовительный

Зачитывается письмо «Здравствуйте мои дорогие ребятушки! Пишет вам Дедушка Мороз. Приближается новогодний праздник, все ждут подарков, а я не успеваю приготовить их для всех. Я узнал от сороки – белобоки, что вы мастера в изготовлении подарков и сувениров. Прошу вас, будьте моими помощниками, сделайте пожалуйста портрет Снеговички, она подружка моей внучки Снегурочки. А на Новый год вы меня ждите, я обязательно к вам приду со своими подарками для вас!

                                                                        Дедушка Мороз».

Педагог: «Согласны, ребята, помочь Дедушке Морозу?»

Ответы детей.

Основной

Педагог: «Как же нам сделать этот портрет? Оказывается в конверте ещё что – то есть, посмотрим что это. Да это рисунок снежной девочки – Снеговички! Давайте посмотрим все на неё. На кого она похожа? Вы лепили снеговиков на улице? Как вы его лепили, с чего начинали? Сколько комьев вы лепили? На голову снеговику что-нибудь надевали? Глаза и нос из чего были? У вашего снеговика руки и ноги были? Как вы их лепили? В руку, что можно снеговику дать?»

Ответы детей.

Педагог: «Хорошие у вас получились снегвики из снега, а мы с вами сегодня слепим волшебного снеговичка, девочку – Снеговичку, которая не растает в доме как снеговик, а будет радовать своим весёлым видом круглый год. Лепить из теста мы будем начинать также как из снега. После того как будут готовы туловище и голова нужно лепить глазки, носик и улыбающийся ротик, подумайте, как это можно сделать?»

Ответы детей.

6 минут.

Рисунок

Снеговички.

Педагог: «На голове у Снеговички есть ещё ведро, его слепим из колбаски, прижмём ладошкой, стекой отрежем острый конец, это будет дно ведёрка. У ведёрка есть ещё ручка, как её можно сделать? Теперь примеряем ведёрко на голову Снеговички, если велико – тогда по краям лишнее стекой отрежем, если мало – прижмём пальчиками и оттянем. Руки и ноги слепим из шариков, чтобы Снеговичка не растаяла, а в руку ей дадим не метлу, а зонтик! Давайте вспомним и покажем руками как будете лепить ком – шарик, морковку, колбаску. Во время работы, что делать нельзя напомните всем!»

Ответы детей.

Педагог: «Приступаем к лепке Снеговички!»

3

Контрольный

Практическая работа на фоне музыки.

Педагог: «Отвлечёмся на минутку, повторите за мной шутку:

Ветер волнуется, ветки качает, (руки вверх, наклоны корпусом)

Мороз щиплет и за нос хватает, (схватить соседа за нос)

Тянется к небу дымок из трубы, (потягивания вверх)

Мигом скатились санки с горы! (повороты головой)

Отдохнули и за дело принимайтесь дружно, смело! 

30 минут.

Муз.запись П.И.Чайковского «Времена года»

Итоговый

1

Итоговый

Педагог: «Давайте посмотрим, как у вас получилось, похожа ли ваша Снеговичка на рисунок. Трудно было её лепить? Что вам понравилось делать?»

Ответы детей.

3 минуты..

2

Рефлексивный

Педагог: «Сегодня вы все увлечённо работали, старались, молодцы! Мне нравятся все снежные девочки. Получились они весёлые, задорные и разные. У одной аккуратно комья скатаны, у другой ведёрко симпатичное, здесь украшения на ведёрке и шубке. Я думаю, Деду Морозу понравятся все Снеговички, он будет доволен!

2 минуты.