Моделирование педагогического процесса по дисциплине Сестринское дело в хирургии

Педагогический процесс  по дисциплине     «Сестринское дело в хирургии»

     В концепции модернизации российского образования сформулирована целостная образовательная политика России, в соответствии с которой образование должно быть ключевым условием развития всего российского общества.

     Практическое занятие – одна из форм систематических учебных занятий, на которых студенты приобретают необходимые умения и навыки по изучаемой  дисциплине, входящей в состав учебного плана.

    Главным условием формирования и развития мотивационной сферы студента является четкое определение целей его профессиональной подготовки, которые раскрывали бы перспективы развития и общественную значимость его будущей профессиональной деятельности.

При подготовке квалифицированной медицинской сестры, владеющей вопросами сестринского процесса следует уделять внимание формированию умений в решении профессиональных задач, организации индивидуального и коллективного труда.

Основными задачами практических занятий являются:

- включение будущего специалиста в активную познавательную деятельность, 

- приближение учебного процесса к реальным условиям работы

- отражение в учебном процессе требований современных достижений науки

- развитие самостоятельности, творческой инициативы

Перечень знаний и умений, которыми должен овладеть студент в процессе практических занятий, определяется целевой установкой конкретной темы.

При подготовке к практическому занятию преподавателю необходимо четко определить компоненты педагогического учебно-воспитательного процесса:

- целевой - определение целей обучения и воспитания

- содержательный – разработка содержания образования

- операционально - деятельностный – процедуры по обучению, воспитанию и взаимодействию участников процесса

- оценочно –результативный -  проверка, оценка, и анализ результатов обучения, воспитания, суждение об эффективности процесса.

 

Сущность каждого компонента, их взаимодействие, изменение одного от изменения другого, например от цели меняется содержание, методы и т. д.

Для достижения поставленных учебных целей на своих занятиях по дисциплине Сестринское дело в хирургии использую учебные технологии  такие ,как имитационно-  ролевые игры, пресс-конференции, метод взаимного сотрудничества (работа парами), цель которых –предоставить студентам в творческой обстановке закрепить те умения и знания, которые получили на занятии.

Установлено, что в памяти человека остается приблизительно 10% из того, что он слышит, 50% из того, что он видит, и 90% - из того, что делает сам. «Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму».

Модель деловой игры включает сценарий, правила, цели, роли и функции игроков. Студенты получают исходные данные по ситуации, берут на себя исполнение определенных ролей. Исполнение ролей происходит в присутствии других членов учебной группы.

    На занятии по теме «Профилактика хирургической внутрибольничной инфекции» студенты в форме игры учатся мыть  руки перед операцией, надевать на себя и хирурга стерильный халат, подавать стерильный инструмент, при этом меняясь ролями. Задания в данном случае определяют структуру деятельности и содержат подсказку.

    Деловые игры на практических занятиях дают студентам навыки быть готовыми к различным ситуациям в будущей практической работе и позволяют довольно быстро принимать совместные решения в различных сложных ситуациях (особенно при разборе проблемно-ситуационных задач, где нужно выявить проблемы пациента или при неотложном состоянии у пациента), способствует обмену мнениями, развивает умение изучать,  анализировать имеющуюся информацию.

Использование игр в учебном процессе дает студентам эмоциональную насыщенность процесса обучения. В ходе игровой деятельности, формируются знания и умения, идет активное обучение, как и где можно применять в профессиональной деятельности, достигаются комплексные педагогические цели: познавательные, воспитательные, развивающие.

Использование деловых игр позволяет создать на занятии атмосферу сотрудничества и творчества.

При изучении большого объема материала практические занятия провожу в виде мини-конференции. Раздаю темы докладов, предлагаю список литературы. Студенты самостоятельно готовят вопросы для слушателей, возникшие в процессе подготовки вопросы решаются с преподавателем.

Студенты учатся выступать перед аудиторией, что пригодится им в дальнейшей профессиональной деятельности или при проведении санитарно-просветительной работы. В конце занятия проводится тестовый контроль.

Мною разработана  программа для кружка «Перевязочная сестра». В свободное время студенты занимаются исследовательской работой. На заседаниях кружка стараюсь привить студентам навыки практической  работы с пациентами, с родственниками и документацией. Расширяя свои знания студенты учатся общаться с пациентами, проводя первый этап сестринского обследования,  развивая толерантность и эмпатию к пациентам.

Студенты разрабатывают анкеты и опросники для пациентов, анализируют, интерпретируют полученные данные, делают выводы. В результате обработки всех данных, студенты разрабатывают рекомендации и выпускают памятку по профилактике данного заболевания.

Ежегодно студенты выступают с докладами  на студенческих научно-практических конференциях.

Студенты проводят пропаганду здорового образа жизни среди школьников, пациентов поликлиник и стационаров в виде лекций, бесед. В школах лекции проводят с мультимедийным сопровождением.

Кружковая работа позволяет углубить теоретические знания, отработать практические умения и навыки, развить коммуникативные способности.

В своей работе  начинаю применять  «парацентрическую технологию», т.е обучение в парах со средствами обучения при помощи методических инструкций и последующим выходом на контроль и собеседование с преподавателем. По данной технологии предполагается прохождение нескольких видов диалогового общения, причем диалог может быть разным и повторяться неоднократно.

На занятии задействованы одновременно все студенты бригады и они могут работать согласно своим интеллектуальным возможностям, а использование разноуровневых заданий позволяет повысить интерес студентов к занятию.

Для организации учебно-воспитательного процесса по данной технологии необходимо подготовить следующий материал:

- информационный лист для студентов

- лист учета деятельности студентов

- образец маршрутного движения

- тематическое планирование

- методические инструкции для студентов при работе со средствами обучения

- лист контроля , где указывается объем умений и знаний , которые получает                 студент при изучении данной темы

- средство обучения

- алгоритм работы по ПЦТО для студентов

 

К началу изучения темы по ПЦТО преподаватель готовит контрольный лист, в котором указывает объем знаний, умений который должен получить студент при изучении темы.

При отборе средств обучения на занятии по ПЦТО  они должны быть доступны для понимания, какую бы последовательность общения с ними не выбрал студент.

Средства обучения:

- алгоритмы действий

- учебники (задачники)

- проблемные ситуации

- фрагменты компьютерных программ

- слайды и т.д.

Во время занятий можно самостоятельно выбирать средство изучения, по своему желанию выходить на контроль к преподавателю и регулировать  свой темп работы.

Хороший эффект дает применение ПЦТО при изучении темы: «Десмургия», где требуется отработка умений до автоматизма. Целесообразно осуществлять на сдвоенных занятиях.

Преподаватель в течение занятия не остается безучастным, он осуществляет контроль за прохождением выбранного маршрута и точностью выполнения предложенных заданий, по необходимости оказывает помощь.

При такой организации учебного процесса увеличивается возможность развития компетентностей студентов в - познавательной сфере , коммуникативной, профессиональной сфере.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon andreeva_l.m._process.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ СПО «Байкальский  медицинский колледж МЗ РБ»

Моделирование педагогического процесса по дисциплине                                   Сестринское дело в хирургии

Выполнила:

Андреева Л.М.

                                                 

Селенгинск

План

§ 1 Педагогический процесс

§ 2 Педагогическое взаимодействие и его виды

§ 3 Педагогический процесс как целостное явление

§ 4 Педагогический  процесс  по дисциплине

  «Сестринское дело в   хирургии»

§1 Педагогический процесс

Педагогический процесс -  специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

Процесс (от латинского processus – продвижение) – 1) последовательная смена состояния; ход развития чего-либо; 2)совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Педагогический процесс – главная структурная единица процесса воспитания; особенность его состоит в том, что он конкретизирует систему педагогического взаимодействия учителей и учащихся: если понятие «процесс воспитания» включает в себя всю совокупность целенаправленных формирующих влияний на личность, то понятие педагогический процесс отражает систему преднамеренно организованных воспитательных взаимодействий.

Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического процесса. Взаимодействие субъектов педагогического процесса (обмен деятельностями) своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии. А успешное освоение опыта, как известно, осуществляется в специально организованных условиях при наличии хорошей материальной базы, включающей разнообразные педагогические средства.

Таким образом, содержание образования (опыт, базовая культура) и средства - еще два компонента педагогического процесса. Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе.

Системообразующим фактором педагогического процесса выступает его цель, понимаемая как многоуровневое явление. Цель внутренне присуща (имманентна) педагогически интерпретированному социальному опыту, присутствует в явном или неявном виде как в средствах, так и в деятельности педагогов и воспитанников. Она функционирует на уровне ее осознания и реализации. Педагогическая система организуется с ориентацией на цели воспитания и для их осуществления, она всецело подчиняется целям образования.

С позиции системного подхода безосновательным представляется возведение в ранг структурных компонентов педагогического процесса методов педагогической деятельности, приемов, средств коммуникативного воздействия, организационных форм и т.п. Они, так же как и цель, имманентны динамической системе "педагог-воспитанник". В них самих и в результате их взаимодействия рождаются методы, приемы, формы организации и другие искусственные элементы педагогического процесса.

Рассматривая педагогический процесс как динамическую систему и учитывая, что его динамика, движение обусловлено взаимодействием или обменом деятельностями главных участков, проследить переход педагогического процесса из одного состояния в другое можно только определившись с его основной единицей ("клеточкой"). Только при этом условии можно понять педагогический процесс как развивающееся взаимодействие его субъектов, направленное на решение образовательно-воспитательных задач.

Педагогическая задача как основная единица педагогического процесса. Развивающаяся во времени основная единица педагогического процесса, по которой только и можно судить о его течении, должна, по мнению Б. Битинаса, удовлетворять следующим условиям: обладать всеми существенными признаками педагогического процесса; являться общей при реализации любых педагогических целей; наблюдаться при выделении путем абстрагирования в любом реальном процессе. Именно этим условиям отвечает педагогическая задача как единица педагогического процесса.

В реальной педагогической деятельности в результате взаимодействия педагогов и воспитанников возникают разнообразные ситуации. Привнесение в педагогические ситуации целей придает взаимодействию целенаправленность. Педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления, и есть педагогическая задача.

§2 Педагогическое взаимодействие и его виды.

Педагогическое взаимодействие является универсальной характеристикой педагогического процесса. Оно значительно шире категории "педагогическое воздействие", сводящей педагогический процесс к субъект-объектным отношениям, которые, в свою очередь, являются следствием механического переноса в педагогическую действительность основного постулата теории управления: если есть субъект управления, то должен быть и объект. В теории традиционной педагогики субъект - это педагог, а объектом естественно считается ребенок, школьник и даже обучающийся взрослый. Представление о педагогическом процессе как субъект-объектном отношении закрепилось вследствие утверждения в системе образования авторитаризма как социального явления.

Между тем даже поверхностный анализ реальной педагогической практики обращает внимание на широкий спектр взаимодействий: "ученик-ученик", "ученик-коллектив", "ученик-учитель", "учащиеся - объект усвоения" и т.п. Основным отношением педагогического процесса является взаимосвязь "педагогическая деятельность-деятельность воспитанника". Однако исходным, определяющим в конечном итоге его результаты является отношение "воспитанник-объект усвоения".

В этом заключается и сама специфика педагогических задач. Они могут быть решены и решаются только посредством руководимой педагогом активности учащихся, их деятельности. Д. Б. Эльконин отмечал, что основное отличие учебной задачи от всяких других в том, что ее цель и результат - в изменении самого действующего субъекта, заключающемся в овладении определенными способами действия. Таким образом, педагогический процесс как частный случай социального отношения выражает взаимодействие двух субъектов, опосредованное объектом усвоения, т.е. содержанием образования.

С опорой на категорию "взаимодействие" педагогический процесс может быть представлен как интеграция взаимосвязанных процессов взаимодействия педагогов с воспитанниками, родителями, общественностью; взаимодействия учащихся между собой, с предметами материальной и духовной культуры и т.п. Именно в процессе взаимодействия устанавливаются и проявляются информационные, организационно-деятельностные, коммуникативные и другие связи и отношения. Но из всего многообразия отношений воспитательными оказываются лишь те, в ходе реализации которых осуществляются воспитательные взаимодействия, приводящие к усвоению воспитанниками тех или иных элементов социального опыта, культуры. От богатства действительных отношений личности и зависит ее действительное духовное богатство. Отношения воспитанника, включенного в педагогический процесс, являются универсальным явлением, характеризующим воспитание. По уровню их сформированности можно судить и об общем уровне развития личности.

Веским аргументом в защиту взаимодействия как сущностной характеристики педагогического процесса является тот факт, что вся разнообразная духовная жизнь воспитанников, в которой происходит их воспитание и развитие, имеет в качестве своего источника и содержания именно взаимодействие с реальным миром, организуемое и направляемое педагогами, родителями и другими воспитателями. Причем по мере развития воспитанников возрастает их собственная роль в этих взаимодействиях.

Педагогическое взаимодействие всегда имеет две стороны, два взаимообусловленных компонента: педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника.

§ 3 Педагогический процесс как целостное явление

Понятие целостности педагогического процесса. Главное интегративное свойство педагогического процесса как динамической системы - его способность к выполнению социально обусловленных функций. Однако общество заинтересовано в том, чтобы их выполнение соответствовало высокому уровню качества. А это возможно при условии функционирования педагогического процесса как целостного явления: целостная гармоничная личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе.

Целостность - синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. В нем непрерывно происходит движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.

В педагогическом процессе специально создаются функциональные подсистемы, направленные преимущественно на решение образовательно-развивающих и воспитательных задач. При функциональном подходе они действуют автономно, разрывая формирующуюся личность на части, придавая педагогическому процессу односторонность. В целостном педагогическом процессе в каждом акте педагогического взаимодействия решаются не только прямые, доминирующие, но и подчиненные задачи развития всех сторон личности. Это достигается всесторонним охватом основных видов деятельности, их сочетанием и взаимообогащением.

Целостный педагогический процесс предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности - сознание, чувства и волю. Любая деятельность, наполненная нравственно-эстетическими элементами, вызывающая положительные переживания и стимулирующая мотивационно-ценностное отношение к явлениям окружающей действительности, отвечает требованиям целостного педагогического процесса.

В содержательном плане целостность педагогического процесса обеспечивается отражением в цели и содержании образования опыта, накопленного человечеством во взаимосвязи его четырех элементов: знаний, в том числе о способах выполнения действий; умений и навыков; опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру. Реализация основных элементов содержания образования не что иное, как реализация единства образовательных, развивающих и воспитательных функций цели педагогического процесса.

В организационном плане педагогический процесс приобретает свойство целостности, если обеспечивается единство лишь относительно самостоятельных процессов-компонентов:

• освоения и конструирования (дидактического адаптирования) содержания образования и материальной базы (содержательно-конструктивная, материально-конструктивная и операционно-конструктивная деятельность педагога);

• делового взаимодействия педагогов и воспитанников по поводу содержания образования, усвоение которого последними - цель взаимодействия;

• взаимодействия педагогов и воспитанников на уровне личных отношений, т.е. не по поводу содержания образования (неформальное общение);

• освоения воспитанниками содержания образования без непосредственного участия педагога (самообразование и самовоспитание).

Как видно, первый и четвертый процессы отражают предметные отношения, второй - собственно педагогические, а третий - взаимные, а следовательно, и охватывают педагогический процесс в его целостности.

Операционально-технологический аспект целостности педагогического процесса касается внутренней целостности названных выше относительно самостоятельных процессов. В поисках условий становления педагогического процесса до уровня целостности в этом аспекте прежде всего необходимо обращение к основному отношению, т.е. к собственно педагогическому отношению учебно-воспитательного процесса с позиций преобладания субъект-субъектных отношений.

 §4  Педагогический процесс  по дисциплине     «Сестринское дело в хирургии»

     В концепции модернизации российского образования сформулирована целостная образовательная политика России, в соответствии с которой образование должно быть ключевым условием развития всего российского общества.

     Практическое занятие – одна из форм систематических учебных занятий, на которых студенты приобретают необходимые умения и навыки по изучаемой  дисциплине, входящей в состав учебного плана.

    Главным условием формирования и развития мотивационной сферы студента является четкое определение целей его профессиональной подготовки, которые раскрывали бы перспективы развития и общественную значимость его будущей профессиональной деятельности.

При подготовке квалифицированной медицинской сестры, владеющей вопросами сестринского процесса следует уделять внимание формированию умений в решении профессиональных задач, организации индивидуального и коллективного труда.

Основными задачами практических занятий являются:

- включение будущего специалиста в активную познавательную деятельность,  

- приближение учебного процесса к реальным условиям работы

- отражение в учебном процессе требований современных достижений науки

- развитие самостоятельности, творческой инициативы

Перечень знаний и умений, которыми должен овладеть студент в процессе практических занятий, определяется целевой установкой конкретной темы.

При подготовке к практическому занятию преподавателю необходимо четко определить компоненты педагогического учебно-воспитательного процесса:

- целевой - определение целей обучения и воспитания

- содержательный – разработка содержания образования

- операционально - деятельностный – процедуры по обучению, воспитанию и взаимодействию участников процесса

- оценочно –результативный -  проверка, оценка, и анализ результатов обучения, воспитания, суждение об эффективности процесса.

Сущность каждого компонента, их взаимодействие, изменение одного от изменения другого, например от цели меняется содержание, методы и т. д.

Для достижения поставленных учебных целей на своих занятиях по дисциплине Сестринское дело в хирургии использую учебные технологии  такие ,как имитационно-  ролевые игры, пресс-конференции, метод взаимного сотрудничества (работа парами), цель которых –предоставить студентам в творческой обстановке закрепить те умения и знания, которые получили на занятии.

Установлено, что в памяти человека остается приблизительно 10% из того, что он слышит, 50% из того, что он видит, и 90% - из того, что делает сам. «Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму».

Модель деловой игры включает сценарий, правила, цели, роли и функции игроков. Студенты получают исходные данные по ситуации, берут на себя исполнение определенных ролей. Исполнение ролей происходит в присутствии других членов учебной группы.

    На занятии по теме «Профилактика хирургической внутрибольничной инфекции» студенты в форме игры учатся мыть  руки перед операцией, надевать на себя и хирурга стерильный халат, подавать стерильный инструмент, при этом меняясь ролями. Задания в данном случае определяют структуру деятельности и содержат подсказку.

    Деловые игры на практических занятиях дают студентам навыки быть готовыми к различным ситуациям в будущей практической работе и позволяют довольно быстро принимать совместные решения в различных сложных ситуациях (особенно при разборе проблемно-ситуационных задач, где нужно выявить проблемы пациента или при неотложном состоянии у пациента), способствует обмену мнениями, развивает умение изучать,  анализировать имеющуюся информацию.

Использование игр в учебном процессе дает студентам эмоциональную насыщенность процесса обучения. В ходе игровой деятельности, формируются знания и умения, идет активное обучение, как и где можно применять в профессиональной деятельности, достигаются комплексные педагогические цели: познавательные, воспитательные, развивающие.

Использование деловых игр позволяет создать на занятии атмосферу сотрудничества и творчества.

При изучении большого объема материала практические занятия провожу в виде мини-конференции. Раздаю темы докладов, предлагаю список литературы. Студенты самостоятельно готовят вопросы для слушателей, возникшие в процессе подготовки вопросы решаются с преподавателем.

Студенты учатся выступать перед аудиторией, что пригодится им в дальнейшей профессиональной деятельности или при проведении санитарно-просветительной работы. В конце занятия проводится тестовый контроль.

Мною разработана  программа для кружка «Перевязочная сестра». В свободное время студенты занимаются исследовательской работой. На заседаниях кружка стараюсь привить студентам навыки практической  работы с пациентами, с родственниками и документацией. Расширяя свои знания студенты учатся общаться с пациентами, проводя первый этап сестринского обследования,  развивая толерантность и эмпатию к пациентам.

Студенты разрабатывают анкеты и опросники для пациентов, анализируют, интерпретируют полученные данные, делают выводы. В результате обработки всех данных, студенты разрабатывают рекомендации и выпускают памятку по профилактике данного заболевания.

Ежегодно студенты выступают с докладами  на студенческих научно-практических конференциях.

Студенты проводят пропаганду здорового образа жизни среди школьников, пациентов поликлиник и стационаров в виде лекций, бесед. В школах лекции проводят с мультимедийным сопровождением.

Кружковая работа позволяет углубить теоретические знания, отработать практические умения и навыки, развить коммуникативные способности.

В своей работе  начинаю применять  «парацентрическую технологию», т.е обучение в парах со средствами обучения при помощи методических инструкций и последующим выходом на контроль и собеседование с преподавателем. По данной технологии предполагается прохождение нескольких видов диалогового общения, причем диалог может быть разным и повторяться неоднократно.

На занятии задействованы одновременно все студенты бригады и они могут работать согласно своим интеллектуальным возможностям, а использование разноуровневых заданий позволяет повысить интерес студентов к занятию.

Для организации учебно-воспитательного процесса по данной технологии необходимо подготовить следующий материал:

- информационный лист для студентов

- лист учета деятельности студентов

- образец маршрутного движения

- тематическое планирование

- методические инструкции для студентов при работе со средствами обучения

- лист контроля , где указывается объем умений и знаний , которые получает                 студент при изучении данной темы

- средство обучения

- алгоритм работы по ПЦТО для студентов

К началу изучения темы по ПЦТО преподаватель готовит контрольный лист, в котором указывает объем знаний, умений который должен получить студент при изучении темы.

При отборе средств обучения на занятии по ПЦТО  они должны быть доступны для понимания, какую бы последовательность общения с ними не выбрал студент.

Средства обучения:

- алгоритмы действий

- учебники (задачники)

- проблемные ситуации

- фрагменты компьютерных программ

- слайды и т.д.

Во время занятий можно самостоятельно выбирать средство изучения, по своему желанию выходить на контроль к преподавателю и регулировать  свой темп работы.

Хороший эффект дает применение ПЦТО при изучении темы: «Десмургия», где требуется отработка умений до автоматизма. Целесообразно осуществлять на сдвоенных занятиях.

Преподаватель в течение занятия не остается безучастным, он осуществляет контроль за прохождением выбранного маршрута и точностью выполнения предложенных заданий, по необходимости оказывает помощь.

При такой организации учебного процесса увеличивается возможность развития компетентностей студентов в - познавательной сфере , коммуникативной, профессиональной сфере.