Главные вкладки

    Классный час "Семья в моей жизни"

      Семья- это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Что семья может дать ребенку? В чем ее психологическая сила? Дом и родители играют решающую роль  становлении психики ребенка, которая заряжается токами самых высоких человеческих побуждений: стремление давать радость себе и близким людям, делить их горести, помогать в тяготах. Поэтому сила любви к своему Дому особым светом освещает подлинно счастливое детство.

    Задачей классного часа  является формирование представлений о жизненном идеале семьи, навыков семейной дипломатии, умений анализировать ситуации; учить вырабатывать собственную тактику принятия решений и способность видеть за отдельным фактом явление жизни. Сама позиция наставника должна быть философической по отношению к жизни как величайшей ценности. Использование игр имеет одно ключевое направление: заставляет воспитанников осмысливать жизнь и свое отношение к ней.

    Актуальные вопросы для обсуждения с детьми:

    1. Что для тебя означает понятие Дом?
    2. Как сохранить тепло Дома?
    3. Какая семья считается счастливой?
    4. Требует ли жизнь в семье большого творчества?
    5. Как понимать родных тебе людей и быть ими понятым?

    Основные понятия:

    Конфликт- противоборство, столкновения, серьезное разногласие.

    Эмоции- волнения, реакция на внутренние и внешние раздражители. имеют ярко выраженную субъективную окраску и связаны с переживаниями, волнениями.

    Подготовительный этап:

     Используемый реквизит: листы бумаги, ручки, рисунки-«кирпичики», детали атрибутов, наградные жетоны.

    1. Оформление доски. Плакат с контурами Дома, куда будут прикрепляться «кирпичики». Эпиграф: «Семья вся вместе - душа на месте»
    2. Сочинение ребят «Сцены из семейной жизни», иллюстрируемые фотографиями (задание дается предварительно).

    Алгоритм деятельности:  

    • Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой.

       А дом заставленный добром, - еще не дом.

    И даже люстра над столом, -  еще не дом.

    И на окне с живым цветом - еще не дом.

    Когда вечерняя сгустится темнота,

    Так эта истина понятна и проста-

    Что от ладоней до окна наполнен дом

    Твоим теплом.

    -    О каком же тепле идет речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?

    (Дети предлагают свои варианты ответов.)

     Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого, - это любовь к Дому своему. Рождение этой любви – тайна великая требующая размышлений. Поэтом к ней можно только прикоснуться  и предпочесть путь неторопливых раздумий и вопросов Великое дело, когда рождаются в душе вопросы. А это уже труд Души.

    -А как создать Тепло нашего Дома? Расскажите  о теплых отношениях, сложившихся в ваших семьях.

    Выбирается группа (3 человека) «социологов», которые будут обрабатывать полученную информацию.

    В современной песне поется:

    Родительский дом- начало начал,

    Ты в жизни моей надежный причал.

    Родительский дом! Пускай много лет

    Горит в твоих окнах добрый свет.

    Думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат? Как же построить такой Дом? С чего начать? Предлагаю вам поиграть в «строителей».

    • Задание для первой бригады: на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые «приходят в голову» в связи с данным словом «Дом».

                                Дом- это….(крепость, очаг…)

    • Задание для второй бригады: предложить несколько этических понятий, которые составляют «фундамент» Дома (записать на «кирпичиках»).

     Взаимопонимание…(Что вы еще можете предложить для крепости семейных отношений?)

    • Задание для третьей бригады: создайте «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье. ведь их тем больше, чем индивидуальнее люди. Нынешняя жизнь ждет от нас куда больше усилий, куда больше отказа себе в чем-то, куда больше внимания к каждому, самому мелкому шагу семьи.

                Итак, что можно….., что нельзя…..

     А теперь, когда наш «строительный материал» готов, построим Дом. «Прораб» каждой бригады «защищает» свой проект. Допускаются дополнения. Группа «социологов» подводит итоги. (Интересные идеи и их авторы отмечаются поощрительными высказываниями. Активные участники награждаются отличительными жетонами.)

    1. Наш Дом построен, пора сказать: «Приходите к нам в гости!» Удача празднования зависит не только от подаваемых кушаний и напитков, но и от царящей при этом атмосферы. приятная остроумная беседа, непринужденное веселье, радостное оживление - вот непременные спутники.  Конечно, многое зависит от гостей, но главную роль все же играют хозяева Дома.

    («Строительные бригады» назначаются хозяевами). Вы должны нарисовать пригласительную открытку и придумать соответствующий текст.

     3. К сожалению, праздник быстро заканчивается и жизнь в семье идет своей чередой. Что «греха таить», возникают в семье конфликтные ситуации, где резкость рождает ответную резкость. И как необходимо стремиться обуздывать гнев и раздражение в ссоре. Очень важно для каждого члена семьи - понять позицию другого, стать на его место, посмотреть на спор его глазами.  Это по-настоящему творческое, почти актерское умение перевоплотиться в  другого человека, увидеть его глубинные переживания. Чаще всего это дает ясное понимание своей и чужой позиции, помогает прийти к согласию. Как же этому научиться? Сейчас мы  с вами поиграем в игру «Компакт-опрос».

    Ход игры: Распределяются роли (отца, мамы, бабушки, дедушки, сына и старшей дочери). Раздаются необходимые атрибуты: отцу - тапочки и нарисованный телевизор, маме- бигуди и зеркало, бабушке - кухонное полотенце и фартук, дедушке - очки и газету, сыну  нарисованный компьютер, старшей сестре - телефон.

     Каждый из играющих должен «вжиться» в свою социальную роль, подобрать соответствующую линию поведения, темперамент, жесты, мимику, речь.

    Проблемная ситуация 1.

    Обычный вечер в семье. Каждый член семьи занят своими делами:

    Папа – лежа  на диване у телевизора, мама - у зеркала после принятия ванны, дедушка - в кресле с газетой в руках, бабушка -  на кухне за приготовлением вечернего чая, сын - за игрой на компьютере, сестра- у телефона.

    Попытайтесь составить диалоги и разыграть ситуацию в различных стилях:

    а) агрессивном, б)неуверенном, в) уверенно-достойном.

    -Днем принесли квитанцию на оплату за квартиру. Кто пойдет завтра в сберкассу?

    • Что вы можете сказать, оценивая  поведение каждого члена семьи, о создавшемся конфликте? И давайте вместе найдем приемы правильного «Кодекса поведения», чтобы снять напряжение и восстановить добрые отношения, которые ни в коем  случае не должны быть принудительными.

    Чувства любви друг к другу, к сожалению, живут столько, сколько мы помогаем им жить - помогаем не искусственно, а всем образом жизни, складом отношений, поведения.

    (Обсужение.)

    Советую вам развивать в себе лучшие качества для умения строить отношения, специально учиться, опираться на научные  знания о человеке, об отношениях между людьми. Душевный комфорт основывается на  доверии, простоте, открытости.

     

     

    Предлагаю несколько упражнений психологического самоанализа и наблюдения.

    1. Поразмышляй, способен ли ты отвечать на такие вопросы:

    «Что я сейчас чувствую?» и  «Чего мне хочется?»

    (Развивается способность самоанализа)

    1. Подумайте, почему противоречат иногда между собой Поступок и Желание?

          (Развивается способность понимать причины действий других)

    1. У тебя есть человек, который тебе не нравится?

    Подумай, в чем причина этого неприятия?

    (Анализ по аналогии)

    1. Вырабатывайте у себя привычку наблюдать эмоциональное состояние окружающих вас людей.

    Пять ступеней, краской крытых,

    Сколько раз вы мною мыты!?

    Пять простых ступеней в дом!

    Как легко над тем крыльцом

    Вьются комары столбом!

    Это тыщи дум моих

    Среди сумерек глухих

    Вьются там уж без меня,

    Тишине родной звеня.

    Счастье – Родину иметь

    Да о ней всю жизнь болеть!

    Вечно помнить свет села,

    Дом родной, святые сени

    И заветные ступени,

    По которым в мир сошла.

    Что такое семья? Слово это понятно как слова «хлеб» и «вода». Семья – это дом, папа и мама, дедушка и бабушка, это любовь и забота, труд и радость, несчастия и печали, привычки и традиции. Я расскажу вам одну легенду: В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и  согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить никогда не ссорясь, не обижаясь друг на друга?» - старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на одном листе 100 раз было написано одно и тоже слово –

    « Понимание»

    ДО сих пор в старых деревенских домах на стенах висят фотографии всех членов семьи – это близкие и дальние родственники. А в центре этого ряда увеличенные портреты отца и матери. Родители и родина – однокоренные слова. Эти святые слова помогают нам понять и полюбить родной язык, родную природу, традиции нашего народа.

    Сегодня вы принесли семейные фотографии. Но теперь они обычно храняся в фотоальбомах, и в каждом таком альбоме – фотографии тех, кто дорог нашему сердцу.

    Как известно, слово «фамилия» заимствовано из латинского языка, оно означает «наследственное семейное имя, передающееся от родителей к детям». А в русском языке это слово получило распространение в эпоху Петра 1, когда в разных учреждениях людей стали называть по фамилии. Имени, отчеству. Фамилия присваивалась тогда на основе единственного признака – родства.

    Задание: продолжить пословицы

    1. При солнце тепло, … при матери добро.

    2. Не нужен клад, когда… в семье лад.

    3. Мать кормит детей, а… земля людей.

    4. Хозяюшка в дому, что … оладушек в меду или пчела в саду.

    5. Дом вести не…бородой трясти.

    6. Каково на дому, таково и …самому.

    7. Не красна изба углами, …а красна порогами.

    8. В гостях хорошо, …а дома лучше.

    9. Птица радуется весне, а младенец матери.

     

    Молитва Петру и Февронии, муромским чудотворцам.

    (Эти святые являются образцом христианского супружества и покровительствуют семье)

    О угодницы Божии, благовернии княже Петре и Февроние, к вам прибегаем и к вам со упованием крепким молимся: вознесите о нас грешных (имена) святые молитвы ваши ко Господу Богу и испрсите у благости Его вся благопотребная душам и телесам нашим: веру правду, надежду благу, любовь не лицемерну, благочестие непоколебимо, в добрых делах преуспеяние. Исходатуйствуйте нам у Царя Небесного житие благополучное и добрую христианскую кончину.

    Не призрите молитв наших, но будите о нас приснии предстателие ко Господу сподобите нас помощию вашию спасение вечное получити и Царствие Небесное  унаследовати, да славословием неизречённое человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемого Бога. вовеки веков. Аминь.

     

     

     

    Подведение итогов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon klassnyy_chas__semya_v_moey_zhizni.doc49.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Классный час «Семья в моей жизни»

    Семья- это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Что семья может дать ребенку? В чем ее психологическая сила? Дом и родители играют решающую роль  становлении психики ребенка, которая заряжается токами самых высоких человеческих побуждений: стремление давать радость себе и близким людям, делить их горести, помогать в тяготах. Поэтому сила любви к своему Дому особым светом освещает подлинно счастливое детство.

    Задачей классного часа  является формирование представлений о жизненном идеале семьи, навыков семейной дипломатии, умений анализировать ситуации; учить вырабатывать собственную тактику принятия решений и способность видеть за отдельным фактом явление жизни. Сама позиция наставника должна быть философической по отношению к жизни как величайшей ценности. Использование игр имеет одно ключевое направление: заставляет воспитанников осмысливать жизнь и свое отношение к ней.

    Актуальные вопросы для обсуждения с детьми:

    1. Что для тебя означает понятие Дом?
    2. Как сохранить тепло Дома?
    3. Какая семья считается счастливой?
    4. Требует ли жизнь в семье большого творчества?
    5. Как понимать родных тебе людей и быть ими понятым?

    Основные понятия:

    Конфликт- противоборство, столкновения, серьезное разногласие.

    Эмоции- волнения, реакция на внутренние и внешние раздражители. имеют ярко выраженную субъективную окраску и связаны с переживаниями, волнениями.

    Подготовительный этап:

     Используемый реквизит: листы бумаги, ручки, рисунки-«кирпичики», детали атрибутов, наградные жетоны.

    1.  Оформление доски. Плакат с контурами Дома, куда будут прикрепляться «кирпичики». Эпиграф: «Семья вся вместе - душа на месте»
    2.  Сочинение ребят «Сцены из семейной жизни», иллюстрируемые фотографиями (задание дается предварительно).

    Алгоритм деятельности:  

    1. Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой.

       А дом заставленный добром, - еще не дом.

    И даже люстра над столом, -  еще не дом.

    И на окне с живым цветом - еще не дом.

    Когда вечерняя сгустится темнота,

    Так эта истина понятна и проста-

    Что от ладоней до окна наполнен дом

    Твоим теплом.

    -    О каком же тепле идет речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?

    (Дети предлагают свои варианты ответов.)

     Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого, - это любовь к Дому своему. Рождение этой любви – тайна великая требующая размышлений. Поэтом к ней можно только прикоснуться  и предпочесть путь неторопливых раздумий и вопросов Великое дело, когда рождаются в душе вопросы. А это уже труд Души.

    -А как создать Тепло нашего Дома? Расскажите  о теплых отношениях, сложившихся в ваших семьях.

    Выбирается группа (3 человека) «социологов», которые будут обрабатывать полученную информацию.

    В современной песне поется:

    Родительский дом- начало начал,

    Ты в жизни моей надежный причал.

    Родительский дом! Пускай много лет

    Горит в твоих окнах добрый свет.

    Думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат? Как же построить такой Дом? С чего начать? Предлагаю вам поиграть в «строителей».

    1. Задание для первой бригады: на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые «приходят в голову» в связи с данным словом «Дом».

                                Дом- это….(крепость, очаг…)

    1. Задание для второй бригады: предложить несколько этических понятий, которые составляют «фундамент» Дома (записать на «кирпичиках»).

     Взаимопонимание…(Что вы еще можете предложить для крепости семейных отношений?)

    1. Задание для третьей бригады: создайте «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье. ведь их тем больше, чем индивидуальнее люди. Нынешняя жизнь ждет от нас куда больше усилий, куда больше отказа себе в чем-то, куда больше внимания к каждому, самому мелкому шагу семьи.

                Итак, что можно….., что нельзя…..

     А теперь, когда наш «строительный материал» готов, построим Дом. «Прораб» каждой бригады «защищает» свой проект. Допускаются дополнения. Группа «социологов» подводит итоги. (Интересные идеи и их авторы отмечаются поощрительными высказываниями. Активные участники награждаются отличительными жетонами.)

    1.  Наш Дом построен, пора сказать: «Приходите к нам в гости!» Удача празднования зависит не только от подаваемых кушаний и напитков, но и от царящей при этом атмосферы. приятная остроумная беседа, непринужденное веселье, радостное оживление - вот непременные спутники.  Конечно, многое зависит от гостей, но главную роль все же играют хозяева Дома.

    («Строительные бригады» назначаются хозяевами). Вы должны нарисовать пригласительную открытку и придумать соответствующий текст.

     3. К сожалению, праздник быстро заканчивается и жизнь в семье идет своей чередой. Что «греха таить», возникают в семье конфликтные ситуации, где резкость рождает ответную резкость. И как необходимо стремиться обуздывать гнев и раздражение в ссоре. Очень важно для каждого члена семьи - понять позицию другого, стать на его место, посмотреть на спор его глазами.  Это по-настоящему творческое, почти актерское умение перевоплотиться в  другого человека, увидеть его глубинные переживания. Чаще всего это дает ясное понимание своей и чужой позиции, помогает прийти к согласию. Как же этому научиться? Сейчас мы  с вами поиграем в игру «Компакт-опрос».

    Ход игры: Распределяются роли (отца, мамы, бабушки, дедушки, сына и старшей дочери). Раздаются необходимые атрибуты: отцу - тапочки и нарисованный телевизор, маме- бигуди и зеркало, бабушке - кухонное полотенце и фартук, дедушке - очки и газету, сыну  нарисованный компьютер, старшей сестре - телефон.

     Каждый из играющих должен «вжиться» в свою социальную роль, подобрать соответствующую линию поведения, темперамент, жесты, мимику, речь.

    Проблемная ситуация 1.

    Обычный вечер в семье. Каждый член семьи занят своими делами:

    Папа – лежа  на диване у телевизора, мама - у зеркала после принятия ванны, дедушка - в кресле с газетой в руках, бабушка -  на кухне за приготовлением вечернего чая, сын - за игрой на компьютере, сестра- у телефона.

    Попытайтесь составить диалоги и разыграть ситуацию в различных стилях:

    а) агрессивном, б)неуверенном, в) уверенно-достойном.

    -Днем принесли квитанцию на оплату за квартиру. Кто пойдет завтра в сберкассу?

    1. Что вы можете сказать, оценивая  поведение каждого члена семьи, о создавшемся конфликте? И давайте вместе найдем приемы правильного «Кодекса поведения», чтобы снять напряжение и восстановить добрые отношения, которые ни в коем  случае не должны быть принудительными.

    Чувства любви друг к другу, к сожалению, живут столько, сколько мы помогаем им жить - помогаем не искусственно, а всем образом жизни, складом отношений, поведения.

    (Обсужение.)

    Советую вам развивать в себе лучшие качества для умения строить отношения, специально учиться, опираться на научные  знания о человеке, об отношениях между людьми. Душевный комфорт основывается на  доверии, простоте, открытости.

    Предлагаю несколько упражнений психологического самоанализа и наблюдения.

    1. Поразмышляй, способен ли ты отвечать на такие вопросы:

    «Что я сейчас чувствую?» и  «Чего мне хочется?»

    (Развивается способность самоанализа)

    1. Подумайте, почему противоречат иногда между собой Поступок и Желание?

          (Развивается способность понимать причины действий других)

    1. У тебя есть человек, который тебе не нравится?

    Подумай, в чем причина этого неприятия?

    (Анализ по аналогии)

    1. Вырабатывайте у себя привычку наблюдать эмоциональное состояние окружающих вас людей.

    Пять ступеней, краской крытых,

    Сколько раз вы мною мыты!?

    Пять простых ступеней в дом!

    Как легко над тем крыльцом

    Вьются комары столбом!

    Это тыщи дум моих

    Среди сумерек глухих

    Вьются там уж без меня,

    Тишине родной звеня.

    Счастье – Родину иметь

    Да о ней всю жизнь болеть!

    Вечно помнить свет села,

    Дом родной, святые сени

    И заветные ступени,

    По которым в мир сошла.

    Что такое семья? Слово это понятно как слова «хлеб» и «вода». Семья – это дом, папа и мама, дедушка и бабушка, это любовь и забота, труд и радость, несчастия и печали, привычки и традиции. Я расскажу вам одну легенду: В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и  согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить никогда не ссорясь, не обижаясь друг на друга?» - старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на одном листе 100 раз было написано одно и тоже слово –

    « Понимание»

    ДО сих пор в старых деревенских домах на стенах висят фотографии всех членов семьи – это близкие и дальние родственники. А в центре этого ряда увеличенные портреты отца и матери. Родители и родина – однокоренные слова. Эти святые слова помогают нам понять и полюбить родной язык, родную природу, традиции нашего народа.

    Сегодня вы принесли семейные фотографии. Но теперь они обычно храняся в фотоальбомах, и в каждом таком альбоме – фотографии тех, кто дорог нашему сердцу.

    Как известно, слово «фамилия» заимствовано из латинского языка, оно означает «наследственное семейное имя, передающееся от родителей к детям». А в русском языке это слово получило распространение в эпоху Петра 1, когда в разных учреждениях людей стали называть по фамилии. Имени, отчеству. Фамилия присваивалась тогда на основе единственного признака – родства.

    Задание: продолжить пословицы

    1. При солнце тепло, … при матери добро.

    2. Не нужен клад, когда… в семье лад.

    3. Мать кормит детей, а… земля людей.

    4. Хозяюшка в дому, что … оладушек в меду или пчела в саду.

    5. Дом вести не…бородой трясти.

    6. Каково на дому, таково и …самому.

    7. Не красна изба углами, …а красна порогами.

    8. В гостях хорошо, …а дома лучше.

    9. Птица радуется весне, а младенец матери.

    Молитва Петру и Февронии, муромским чудотворцам.

    (Эти святые являются образцом христианского супружества и покровительствуют семье)

    О угодницы Божии, благовернии княже Петре и Февроние, к вам прибегаем и к вам со упованием крепким молимся: вознесите о нас грешных (имена) святые молитвы ваши ко Господу Богу и испрсите у благости Его вся благопотребная душам и телесам нашим: веру правду, надежду благу, любовь не лицемерну, благочестие непоколебимо, в добрых делах преуспеяние. Исходатуйствуйте нам у Царя Небесного житие благополучное и добрую христианскую кончину.

    Не призрите молитв наших, но будите о нас приснии предстателие ко Господу сподобите нас помощию вашию спасение вечное получити и Царствие Небесное  унаследовати, да славословием неизречённое человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемого Бога. вовеки веков. Аминь.


    Подведение итогов.