Методические рекомендации для подготовки начинающего преподавателя к занятию

Рекомендации предназначены для подготовки начинающих преподавателей (внашем колледже-для клиницистов) к занятиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-2-stud.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ города МОСКВЫ  ГОУ СПО МК № 5

Урок как форма учебной деятельности существует с 17 века

Урок – элементарная структурообразующая единица, логически законченный, целостный, ограниченный определёнными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса. Современный урок – это система, в центре которой взаимодействие преподавателя и студента, которые должны быть деловыми партнёрами и вносить каждый свой вклад для достижения поставленных целей урока.

Сущность урока составляет организация разнообразной работы обучаемых по усвоению ими новых знаний, умений и навыков, в ходе которой осуществляется их воспитание и развитие

Структура традиционного урока довольно проста, в ней всего четыре основных элемента: опрос, объяснение, закрепление и домашнее задание. Все части урока взаимосвязаны, упорядочены и находятся во взаимодействии

Основные структурные элементы традиционного урока

Типы уроков (по дидактической цели)

Виды уроков

Опрос (контрольд/з, актуализация знаний-умений)

Объяснение нового Закрепление Домашнее задание

Урок по изучению нового материала и первичному закреплению знаний

Урок по развитию и совершенствованию знаний, умений, навыков (сюда входят обобщающий урок, урок по систематизации знаний, урок по формированию умений и навыков)

Урок по закреплению знаний и умений (способов деятельности)

Урок по  комплексному применению знаний и умений

Урок по обобщению и систематизации знаний и умений

Урок контроля  коррекции  и оценки знаний, умений и навыков

Комбинированный урок, в который могут  входить элементы все виды уроков

Лекция, беседа,

Видео –  или  киноурок,

Семинар,

Самостоятельная работа

исследовательского типа, Самостоятельная работа репродуктивного типа (устные или письменные упражнения), Лабораторная работа, Практическая работа,

Урок – экскурсия,

Деловая игра,

Контрольная работа, Коллективный анализ контрольной работы

Зачётное (итоговое) занятие,

Смешанное занятие (сочетание всех видов на одном уроке)

Для каждого урока обязательным является этап постановки цели, выбор остальных  элементов обуславливается целью урока

КОМПЛЕКСНОЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (КУМО) УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  может включать:

М/материалы (пособия, разработки)

М/рекомендации, инструкции, памятки

Контролирующие

материалы

Дидактические материалы (наглядные пособия)

Развивающие

материалы

Занятия (теор. или практич.).

Внеаудитор-ного

мероприятия.

Для работы с  учебником, пособием, схемами, таблицами,

опорными

конспектами.

Для написания сообщений, планов рефератов, тестов, заданий по образцам

 Алгоритмы  действий.

Тесты, вопросы, задания к к/раб. зачёту,

Графоструктуры, слепые схемы.

ситуац. задачи

контрол. работы

материалы для срезов знаний,

экз. материалы.

Таблицы, плакаты, учебники, справочники,

ТСО, д/фильмы,

аудио и видеоматериалы,

муляжи, вопросники,

раздаточный материал,

чертежи, конспекты,

приборы, инструменты и т.д.

Доп. литература, иллюстративный материал,

ребусы, кроссворды. проблем. задания. рефераты и др. творческие задания

Каждый подобный материал должен быть соответствующим образом оформлен

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ ЗАНЯТИЯ (методпособия)

№№

Элемент стр-ры

Содержание элементов структуры

1

Титульный лист

 Название  вышестоящего органа и самого  ОУ

Методматериалы  для кого,  на тему «…»

Дисциплина, специальность,

Автор, рецензенты

Рассмотрена (ЦМК), утверждена (зам по УР)

2

Оглавление

Перечень элементов с указанием страниц методматериала

3

Методический блок

Название дисциплины

Тема

Вид и тип занятия

Цели

Место проведения, кол-во часов

Оснащение занятия

Литература для студентов (основная, дополнительная)

Междисциплинарные и внутридисциплинарные связи

Мотивация

Хронокарта (технокарта, план занятия по этапам)

4

Блок  актуализации

Контроль домашнего задания, фронтальный, индивидуальный опрос

Инструкция, вопросники и задания для контроля исходного уровня знаний и умений

5

Информационный блок

Словарь терминов (дидактических единиц)

Краткое содержание темы (опорный конспект, логическая схема, слайды презентации…). Демонстрация преподавателем на фантомах

6

Операционно-практический блок

Самостоятельная работа студентов с информационным материалом и по отработке  манипуляций. Работа со словарем. Решение ситуационных задач по образцу и в проблемной ситуации. Составление и заполнение таблиц, схем, документации. Фрагменты ролевых игр и т.д.

7

 Блок контроля (закрепление)

Фронтальный опрос (по вопросам), индивидуальный письменный (по карточкам, к/р), тестовый контроль. Решение ситуа-ционных задач, демонстрация манипуляций студентами. Рефлексия

8

Библиография по

Список литературы для преподавателя

9

Эталоны ответов

 К тестам, задачам, графам, проблемным вопросам. Критерии оценки

10

Приложения

Дидактический и наглядный материал, фото, видео и т.п.

Алгоритм подготовки преподавателя  к созданию модели занятия:

  1. просмотреть раздел рабочей программы (тему занятия), который предстоит изучить на уроке
  2. проанализировать итоги предыдущих занятий, уровень группы, их готовность к усвоению нового материала
  3. сформулировать цели занятия
  4. четко определить содержание учебного материала, ориентируясь на дидактические единицы  Образовательного  стандарта
  5. определить структурные элементы занятия, их последовательность и время
  6. продумать свои действия и действия студентов на каждом этапе занятия
  7. выбрать наиболее эффективные применительно к целям, содержанию, структуре занятия методы, приемы и средства обучения
  8. продумать демонстрационную, иллюстративную, контролирующую часть занятия (систему вопросов, упражнений, опытов, задач, тестов…)
  9. подготовить ТСО и наглядные пособия, отметить на каком этапе занятия они будут применяться
  10. подготовить домашнее задание, индивидуализировать его по возможности по уровням сложности и объему
  11. составить план, конспект (технокарту) занятия
  12. выстроить мысленно эмоционально-логическую модель, настроиться на качественное проведение занятия
  13. расположить все материалы в рабочей папке в удобной последовательности