Моя педагогическая философия

Тулпарова Меседу Магомедсалимовна

 

Чтобы школа стала школой радости, многое зависит от учителя. Учительство имеет внушительный стаж своей истории. И функции его на протяжении веков не менялись. Учитель был и есть, как это определено у В.И.Даля, - «обучателем, человеком, который учит, поучает, наставляет». Отношение умных людей к этой профессии так же не меняется веками. «Не забывай учителей своих, держи в своем сердце и уме память о них до исхода души своей», - слова из летописи 12 в. Кирилла Туровского. Знаменитый Платон говорил, что эта должность гораздо значительнее самых высоких должностей в государстве. «Я принимаю близко к сердцу все заботы учителей, потому что всегда считала эту профессию самой славной на свете. В руках учителей наше будущее, наш двадцать первый век», - вторит ему академик Дмитрий Лихачев. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_pedagogicheskaya_filosofiya.doc24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Моя педагогическая философия.

Когда-то вышла я из этих стен,

Меня томила почему-то грусть,

Я уходила…, но не насовсем,

Я знала, что опять сюда вернусь…

Выбрав когда-то одну из самых необходимых профессий на земле, вот уже который год ежедневно переступаю я порог школы. Всего было много за эти годы: и успехи, и поражения, и желание все бросить, и упорство достичь цели. Поднималась по ступенькам, оттачивая свое мастерство и признание детей, родителей и коллег.

В моем сознании школа всегда была особым местом, где радость познания на уроке и интересные дела в неучебное время соединялись в одно целое. «Школьные годы чудесные»…- слова хорошей песни вместе со мной переходили из одного выпуска в другой.

Чтобы школа стала школой радости, многое зависит от учителя. Учительство имеет внушительный стаж своей истории. И функции его на протяжении веков не менялись. Учитель был и есть, как это определено у В.И.Даля, - «обучателем, человеком, который учит, поучает, наставляет». Отношение умных людей к этой профессии так же не меняется веками. «Не забывай учителей своих, держи в своем сердце и уме память о них до исхода души своей», - слова из летописи 12 в. Кирилла Туровского. Знаменитый Платон говорил, что эта должность гораздо значительнее самых высоких должностей в государстве. «Я принимаю близко к сердцу все заботы учителей, потому что всегда считала эту профессию самой славной на свете. В руках учителей наше будущее, наш двадцать первый век», - вторит ему академик Дмитрий Лихачев.

Чтобы это будущее не было мрачным, считаю, учитель, как никто другой, должен любить жизнь, донести эту любовь до детей, помочь сохранить ее во всех проявлениях. Жизнь - это что-то невозможное. Ее не должно было быть, но она есть. Это чудо - что есть мы, что есть деревья и птицы. Это чудо, что только на маленькой планете Земля случилась жизнь. Это самое счастливое место во всем мироздании. И какими мелочными должны бы казаться все другие проблемы, дрязги обыденных дней по сравнению с самым главным вопросом, вопросом сохранения этого чуда - жизни на планете. Мне кажется, учитель, не осознавший и не принявший это, никогда не сможет вести детей к высшим человеческим ценностям.

На пороге возросшей экологической опасности и угрозы уничтожения самой цивилизации эти вопросы сегодня особенно актуальны. Поэтому каждый учитель должен нести детям психологию нового мышления, идею целостности мира и осознание причастности своего «я» ко всему окружающему. Такую работу может проводить учитель, глубоко убежденный в своей правоте и умеющий передать убежденность своим ученикам.

Наряду с этим, учитель должен стремиться к решению следующей проблемы: научить учеников создавать самого себя, чтобы чистый холст жизни каждого заполнился прекрасным произведением, излучающим счастье. Известно, личность воспитывается личностью, поэтому многое зависит от самого педагога, от его творчества, от умения работать над собой, от умения совершенствовать свою волю, интеллект. Слагаемых успеха можно привести немало: качественное улучшение методической работы, создание в школе атмосферы поиска, побуждающей учителя самосовершенствоваться, творчески расти, обращаться к достижениям педагогической мысли, передовому опыту. Многолетние наблюдения убеждают меня в том, что только определенная система работы и заинтересованность самого учителя к излагаемой теме воспитывают у учащихся больший интерес к учебной деятельности.

Отсюда сразу возникает проблема преподавания школьных предметов, и особенно истории, как одного из сложнейших гуманитарных дисциплин.

Преподавать историю было сложно во все времена: из-за недостатка информации по тем или иным периодам истории, из-за слишком большого объема материала и невозможности это все переосмыслить, из-за восприятия учащимися исторических фактов избирательно, в зависимости от общего умонастроения, от своих социальных потребностей и интересов. Поэтому в процессе обучения необходимо учитывать эти моменты. Обилие новых исторических фактов требует умения тщательно синтезировать материал к уроку. Это наиболее сложный этап подготовки, потому что каждый преподаватель должен сам осмыслить, представить, пережить изучаемую эпоху, быть готовым к обсуждению данной темы. Самой сложной проблемой в преподавании истории, считаю, противоречие между объективным ходом истории и субъективистским восприятием этого времени каждым конкретным человеком. Наука еще не выработала четкие, общепринятые критерии для оценки тех или иных исторических событий, и учитель, как и авторы учебников, не застрахован от субъективного восприятия и объяснения фактов.

Учебный процесс может быть успешным только при условии, если методы и приемы обучения будут давать пищу уму и чувствам детей, обеспечат их интенсивное умственное развитие. На уроке творческий учитель никогда не создает иллюзию законченности познания, а побуждает учащихся к дальнейшему изучению темы, к самостоятельному поиску фактов. А так же умеет создать ситуацию успеха каждому ученику, умеет радоваться маленькой победе самого молчаливого ребенка. Порой одна такая минута восторга и восхищения вместе с классом бывает ценнее и дороже целой серии уроков.

Уроки истории - это всегда и уроки нравственности, а так же и средства эстетического воспитания. И чем больше органов чувств принимают участие в восприятии какого-нибудь впечатления, тем прочнее и легче они запоминаются и воспроизводятся. Но в вопросах преподавания непочатый круг вопросов, требующих осмысления. К размышлению наталкивает и мысль, прочтенная мною в одной из философских статей Г.Гурджиева: «Думание разрушает чувствование: человек, слишком обремененный мышлением, вскоре совершенно забывает, что у него есть сердце». Может именно в этом кроется жестокость современного мира, непонимание людей, друг друга? Однако многие и очень существенные стороны действительности рассматриваются в рамках школьного урока на уровне детского понимания и частичного приукрашивания действительности.

Оживления процесса усвоения на уроке можно достичь за счет разнообразных форм и методов обучения.

Таким образом, чтобы получить удовлетворение в работе, достичь определенных положительных результатов в деятельности учителя и учащихся  необходимо:

  1. Создать в школе комфорт учения и комфорт педагогической деятельности;
  2. Совершенствовать педагогическое мастерство;
  3. Обогатить уроки новым содержанием;
  4. Разнообразить формы и методы обучения;
  5. Развивать творческую личность ученика.
  6. Развивать предметные и надпредметные компетентности учащихся.

Будущее стоит за нашей профессией. Я твердо в этом убеждена. Но о будущем нужно заботиться в настоящем. Мы вступили в ХХI век – век новых технологий и возможностей, век глобализации и сотрудничества между разными странами и народами. Именно поэтому я считаю важным показать своим ученикам значимость этого предмета. Хотя бы раз в жизни каждый из них столкнется с ситуацией, где ему пригодятся знания по истории. И я хочу, чтобы в этой ситуации он чувствовал себя свободно и уверенно. Я убеждена, наши дети должны знать  и творить историю лучше,  чем мы. Я хочу видеть своих учеников достойными людьми, искренними, справедливыми. Я радуюсь, когда они приходят ко мне за советом, за помощью. Главное, чтобы они были спокойны и уверенны, видели в учителе надежного друга. В этом, наверное, и есть моя педагогическая философия.