Междисциплинарные связи в преподавании английского языка в медицинском колледже

Междисциплинарные связи в преподавании английского языка в медицинском колледже 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mezhdisc.svyazi_v_mk-ulh.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Междисциплинарные связи в преподавании английского языка в медицинском колледже

Уляхина Г.Л – преподаватель английского языка 

первой  квалификационной категории

 ГОУ СПО Медицинский колледж № 5

Департамента здравоохранения г. Москвы

В 50-60 годы прошлого века педагогика вплотную подошла к постановке и решению вопроса о необходимости осуществления междисциплинарных связей в обучении. Обосновывалось это положительным влиянием междисциплинарных связей на развитие навыков и учебных умений студентов, на формирование способностей к анализу и обобщению.

Многие известные педагоги - М.Н.Скаткин, Э.И.Моносзон, Ш.И.Ганелин, С.Е.Драпкина - придерживались мнения, что междисциплинарные связи развивают диалектическое мышление студентов, гибкость ума, способность переносить и обобщать знания из разных наук и учебных дисциплин. А без этих интеллектуальных способностей невозможны и творческое отношение человека к труду, и решение на практике современных сложных задач, требующих синтеза знаний из разных предметных областей. В работах  педагогов-исследователей междисциплинарные связи рассматривались как средство и условие обучения, как метод учебно-познавательной деятельности, как принцип построения дидактических систем, т.е. характеризовались, прежде всего, как особо значимый процессуальный компонент обучения. Современные исследователи видят в осуществлении междисциплинарных связей отражение тенденции интеграции науки и практики, когда изучение естественных и общественных наук более тесно связывается с их практическим применением в профессиональной деятельности.

Научный уровень обучения также повышается через отражение естественных процессов и явлений окружающего мира и раскрытие его материального единства. В современной науке уже обоснована объективная необходимость отражать реальные взаимосвязи в преподавании учебных дисциплин, разработаны психологические основы междисциплинарных связей и определена их роль в общем умственном и профессиональном развитии студентов. Тем не менее, идея междисциплинарных связей по-прежнему актуальна, что обусловлено сегодняшним уровнем развития науки, опирающимся на ярко выраженную интеграцию общественных, гуманитарных, естественнонаучных и технических знаний. Раскрытие внутренних связей между дисциплинами обретает исключительно большое значение для правильной организации учебного процесса.

В этом отношении трудно переоценить возможности методики преподавания иностранных языков в медицинском колледже, где органически сочетаются теоретические и практические положения клинических, лингвистических и филологических наук, дидактики, психологии социолингвистики, культуроведения, социологии, информатики. Знание иностранного языка необходимо в современном мире по многим причинам, в том числе и потому, что иностранный язык обогащает и дисциплинирует ум, расширяет знания о культуре, истории, традициях и обычаях страны изучаемого языка. В системе среднего профессионального образования дисциплина «Иностранный язык» занимает особое место: в ходе его изучения у студентов формируются умения и навыки пользования чужим языком как средством общения, средством получения новой, актуальной и полезной информации из различных областей знаний, например, из области медицины. Этим достигается внедрение в образовательный процесс профессионально направленной компетенции. И так как на современном этапе основная задача преподавания иностранных языков – это обучение языку как реальному средству общения между специалистами разных стран, важную роль играет отобранный лексический, грамматический и словообразовательный минимум.

Для повышения качества подготовки специалистов преподаватели колледжа находят новые формы учебных занятий: конкурсы, пресс-клубы, круглые столы, бинарные занятия и др. Также разнообразны и формы проведения факультативных занятий: тематические вечера, конференции, олимпиады на междисциплинарной основе.  Разнообразие форм и типов занятий, средств, методов и приемов работы на занятиях, использование активных форм обучения, несомненно, ведет к повышению интереса к изучаемому иностранному языку, чему в немалой степени способствуют междисциплинарные связи, которые присутствуют в каждой из этих перечисленных выше форм занятий.

Одним из ярких примеров тому является учебная ролевая игра, которая представляет собой практическое занятие, моделирующее различные аспекты профессиональной деятельности будущих медсестер.

Игровая форма проведения занятия обеспечивает условия комплексного использования имеющихся у студентов знаний предмета профессиональной деятельности; совершенствование их иноязычной речи; более полное овладение иностранным языком как средством профессионального общения и предметом  изучения.

Примером тесной междисциплинарной связи стало проведение в колледже совместного занятия по дисциплинам «Основы сестринского дела» и «Английский язык».  В ходе этого занятия со студентами 2 курса специальности «Сестринское дело» проводилась ролевая игра на тему «Процедурный кабинет и предметы ухода за больными». Цель занятия – погружение студентов в профессиональную практическую ситуацию по организации деятельности медсестры в конкретном подразделении ЛПУ. На  подготовительном этапе занятия студенты получили задания повторить тему ОСД «Устройство лечебного отделения ЛПУ» и тему «Больница и ее отделения» по английскому языку.

На занятии студенты освоили новые лексические единицы: бикс (a drum), шприц (a syringe), стерильный материал (sterile material), использованный материал (used material), система для капельного переливания (a drip stand), стерилизация (sterilization) и т. д.  Будущие медсестры продемонстрировали навыки монологической и диалогической речи  и владение такими основными умениями, как выполнение инъекции, мытье рук, подготовка манипуляционного столика, проведение дезинфекции инструментария и уборки кабинет. При этом все действия студентов сопровождались комментариями на английском языке в соответствии с его грамматическими нормами.

На уроках иностранного языка в нашем колледже применяются знания, полученные при изучении клинических дисциплин, ставятся различные ситуационные задачи, решение которых нужно описать на иностранном языке.

Студенты специальности «Сестринское дело», изучая общепрофессиональные и клинические дисциплины, учатся на английском языке заполнять медицинскую документацию, разъяснять молодой маме, как ухаживать за новорожденным ребенком (кормить, купать), описывать симптомы различных заболеваний, составлять памятки для медработника по уходу за больными, рассказывать о правилах гигиены.

На уроках английского языка студенты специальности  «Сестринское дело» применяют знания по хирургии и медицине катастроф, рассказывая об оказании первой помощи при травме, ушибе, отравлении, кровотечении, солнечном ударе; о работе в хирургическом отделении. При изучении дисциплины «Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи» учатся описывать методы диагностики, этапы сестринского процесса, действия медсестры при уходе за пациентом. Студенты знакомятся с  анатомической лексикой, учатся правильно по-английски называть части тела и внутренние органы человека. Изучая фармакологию, знакомятся с фармакологической лексикой и переводят аутентичные аннотации к лекарственным средствам. Студенты нашего колледжа в апреле 2010 года приняли участие в городской конференции по иностранным языкам с докладом на тему «Донорская система Великобритании». Междисциплинарные связи с общеобразовательными дисциплинами (историей, географией) нашли свое воплощение в конференции, посвященной Дню Победы и открытом внеаудиторном страноведческом мероприятии «Наше путешествие в Великобританию».

Междисциплинарные связи в преподавании иностранных языков в колледже также хорошо прослеживаются при организации самостоятельной работы студентов, которая предполагает выполнение всевозможных творческих домашних заданий, таких как перевод газетных и журнальных статей по профилю будущей специальности, написание сочинений на заданную тему, подготовка к проведению игровых занятий, составление рефератов или докладов, работа во всемирной сети и поиск информации. Выполнение таких заданий требует не только хорошего знания иностранного языка, навыков грамотного перевода, но и определенной профессиональной компетенции, помогающей точно изложить содержание специальных знаний на русском языке.

Из выше сказанного становится ясно, что в преподавании иностранных языков в нашем колледже используется признанная в последнее время наиболее эффективной методика установки междисциплинарных связей путем активизации познавательной деятельности студентов при создании проблемных ситуаций. Для эффективного осуществления междисциплинарных связей в системе обучения иностранным языкам необходимо создавать на занятии такие учебные проблемы, которые охватывают содержание определенных профильных учебных дисциплин и требуют использования этого содержания в процессе решения каждой конкретной проблемы. Таким образом, комплексный характер междисциплинарной учебной проблемы предполагает:

  1. включение в процесс обучения некой совокупности знаний и умений из разных учебных дисциплин;
  2.         осуществление всего многообразия междисциплинарных связей (внутрицикловых, межцикловых, операционно-деятельностных и др.);
  3. решение в совокупности основных задач образования, развития и воспитания студентов.

Продуманная организация учебного процесса в преподавании иностранных языков в колледже, направленная на решение междисциплинарных проблем, повышает целенаправленность и целостность предметного обучения, его эффективность, развивает познавательную самостоятельность студента, превращая его из пассивного субъекта восприятия информации в активного участника учебного процесса.

Междисциплинарные связи в преподавании иностранных языков в медицинском колледже осуществляются в различных формах организации образовательного процесса, позволяют гибко варьировать содержание и методы обучения, повышают познавательную ценность занятий и помогают решать задачи профессионального становления.

Трудно переоценить роль иностранных языков в процессе приобретения знаний в других областях науки. Не владея в той или иной степени иностранными языками, невозможно использовать современные информационные технологии, в том числе и осуществлять навигацию в сети Интернет, пользоваться электронной почтой, работать с двуязычными электронными каталогами в библиотеках.