материалы Всероссийской научно-практической конференции –Воронеж: -ВОИПКиПРО, 2012.-240с.

Бовкун Ольга Александровна

Актуальные подходы в вопросах здоровьесберегающей и инновационной деятельности образовательных учреждений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальные подходы в вопросах здоровьесберегающей и инновационной деятельности образовательных учреждений: материалы Всероссийской научно-практической конференции –Воронеж: -ВОИПКиПРО, 2012.-240с.

Здоровье, обучение и воспитание – неотъемлемые части единого процесса формирования полноценной личности.

О.А. Бовкун

МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 78, Железнодорожный район г. Воронеж

             Одной из наиболее острых проблем современного образования является то, что многие педагоги недостаточно глубоко понимают, почему и каким  образом следует внедрять в учебный процесс технологии сбережения здоровья учащихся, зачем  и как создавать здоровьесберегающую среду образовательного учреждения.

             На наш взгляд, создание здоровьесберегающей среды образовательного учреждения, а также обучение учащихся навыкам сохранения здоровья, является одной из первостепенных задач современной общеобразовательной школы.[1]

       Возможности школ по сохранению и укреплению здоровья учащихся не ограничиваются введением в школьную программу уроков, посвященных ЗОЖ. Школы обладают огромным потенциалом, который нужно реализовать в полном объеме.

        По данным исследований, проведенных НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков,  уровень здоровья школьников за время обучения снижается в 4-5 раз, практически здоровыми оканчивают школу не более 2-  4 %. Дефицит знаний по вопросам здорового образа жизни  способствует распространению вредных привычек и факторов риска, провоцирующих возникновение заболеваний.[2,3]

    По этим причинам в школах остро ощущается необходимость создания здоровьесберегающей среды, реализация эффективных программ сохранения и укрепления здоровья учащихся, обеспечивающих получение ими систематизированных знаний, умений и навыков, усиливающих мотивацию, стремление к здоровому образу жизни.[4]  

                 Российский физиолог академик А.А. Ухтомский считал: чем больше  человек трудиться в благоприятных условиях, тем он больше поглощает энергии из внешней среды и вовлекает её в сферу своей деятельности. На создание таких условий труда учащихся и педагогов и  нацелено здоровьесберегающее образование. В его основе лежат принципы природосообразности и доступности, целесообразности и безопасности, утверждение позитивного морально-психологического климата в коллективе, доверительных отношений педагогов и учащихся.[5]

      Здоровьесберегающая среда образовательного учреждения представляет собой комплекс социально- психологических, воспитательно- учебных и физиолого –гигиенических условий, направленных на формирование, укрепление и сохранение здоровья участников образовательного процесса.

       Создание таких условий необходимо рассматривать как комплексную систему, включающую следующие направления здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях: воспитательно- образовательное; оздоровительно- профилактическое; физкультурно-оздоровительное; коррекционно –развивающее; а также мониторинг состояния здоровья и развития учащихся. Для создания здоровьесберегающей образовательной среды необходима высокая компетентность педагогов в этой области.  Поэтому в  основу педагогической деятельности современного учителя должны быть положены принципы здоровьесберегающих образовательных технологий. А именно: 1) Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; 2) индивидуализация; 3) связь теории с практикой; 4) наглядность) 5) системность и последовательность; 6) непрерывность; 7) повторение;  8) цикличность;  9) сознательность и ответственность; 10) всестороннее и гармоничное развитие личности; 11) комплексный междисциплинарный подход к обучению и воспитанию школьников.[6]

              Таким образом, знание и применение принципов здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе позволит педагогам сделать обучение более легким для школьников и эффективным, положительно влияющим на общее состояние здоровьесберегающей образовательной среды школы. А внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий,  позволит по –новому подойти к решению школьных проблем сохранения и укрепления здоровья учащихся.    

Список литературы

  1. Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.
  2. Ляхович А.В. , Маркова А.И. Здоровый образ жизни – альтернатива наркомании: учебное пособие для врачей и педагогов/ А.В. Ляхович, А.И. Маркова. – Москва – Воронеж, 2004.
  3. Мирская Н.Б. нарушение осанки. Типичные ситуации: брошюра (учебное издание) / Н.Б. Мирская.  М: Чистые пруды, 2005.
  4. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / под ред. И.А. Баевой. – СПб: Современный учебник, 2006.    
  5. Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006.  С. 147
  6. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.