ПРОФЕССИОНАЛЬНО - НРАВСТВЕННОЕ САМОВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА

Шепелева Елена Евгеньевна
Формирование личности будущего специалиста - одна из основных задач высших учебных заведений. В то же время высокого уровня профессиональной подготовки может достигнуть только студент с развитыми интеллектуальными, физиологическими, психологическими качествами и личностными свойствами, от которых в наибольшей степени зависит успех в конкретной сфере его жизнедеятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_prof_samovospi_logope.rar14.53 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФЕССИОНАЛЬНО - НРАВСТВЕННОЕ САМОВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ  ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА

Шепелева Е.Е.

Училь – логопед МАДОУ д/с №78

«Гномик» г. Белгород

Формирование личности будущего специалиста - одна из основных задач высших учебных заведений. В то же время высокого уровня профессиональной подготовки может достигнуть только студент с развитыми интеллектуальными, физиологическими, психологическими качествами и личностными свойствами, от которых в наибольшей степени зависит успех в конкретной сфере его жизнедеятельности.

В системе профессиональной подготовки профессионально - нравственная сторона занимает важное место. Для студента - будущего педагога -самовоспитание должно являться одним из значимых факторов подготовки к будущей профессиональной деятельности. Поэтому окончание вуза и получение профессиональных знаний зависит во многом от личности студента: каковы у него стремление, интерес, потребность и установка; какое у него желание овладеть знаниями, умениями и навыками; как работать над развитием в себе тех качеств, которые формируют личность профессионала. И вообще, является ли он творцом своей личности, так как потеря требовательности может стать разрушительной силой и привести его мысли к застойному явлению.

Безусловно, активная позиция будущего учителя – логопеда по отношению к своей личности и к своей будущей профессиональной деятельности является важным мобилизующим фактором для самовоспитания и саморазвития.

Самовоспитание, выступает как фактор развития профессионально важных качеств и как средство профессионально - нравственного становления студента в образовательном учреждении. Оно может развиваться в нескольких направлениях: интеллектуальное, волевое, эмоциональное, нравственное и др.

Реализация внутренней потребности в самосовершенствовании, как основной механизм развития личности будущего логопеда, проявляется в процессе его активной деятельности в учебе и общественной жизни. В этом особую роль играют, по мнению Л.И. Рувинского (1983), самовоспитание и самообразование. А в основе развития самовоспитания лежит становление и движение взаимосвязанных процессов изменения позиции студента во взаимодействии с внешним миром.

Движущими силами самовоспитания будущего специалиста определяется возникающими противоречиями между социальными требованиями общества, и собственным отношением к ним. Преодоление этих противоречий и является процессом    саморазвития.    Следовательно,   студенту    следует    переходить   от позиции "Я - студент" на позицию "Я - будущий педагог. Я готовлю себя к почетной высокой миссии". И одновременно он должен овладеть навыком самостоятельной работы по развитию своей личности.

Под профессионально - нравственным самовоспитанием понимается целеустремленная, активная деятельность, направленная на формирование, развитие и закрепление у себя положительных профессионально важных качеств личности, а также устранение отрицательных. Сюда относятся профессионально важные качества педагога, необходимые для успешной работы в условиях модернизации системы профессионального образования, такие как: объективность и справедливость;  устремленность к совершенствованию; разумная требовательность нравственная воля; эмпатия; рефлексия; мобилизационная активность и др. 

Поэтому программу профессионально – нравственного самовоспитания можно наметить на основании профессиограммы. Студенту пpи составлении пpогpаммы самовоспитания из указанных качеств нужно выделить те, которые у него на первый взгляд отсутствуют, т.е. составить персонограмму. Затем следует заняться самооценкой по всем включенным в нее качествам с помощью психологических тестов, выполнения различных заданий, где проявляются те или иные качества. На основании полученных pезультатов составляется личностная программа самовоспитания.

Например, не при отсутствии такой профессиональной характеристики будущего учителя – логопеда как уверенность в себе, студенту необходимо составить свой план самовоспитательных действий. Этот план должен включать:

  1. обнаружение самого фактора неуверенности в себе, фиксация его в своем сознании в виде робости и скованности;
  2. отношение к нему, беспокойство о нем, принятие соответствующих мер;
  3. выработка        определенных        специфических        требований        к самоизменению своей личности;
  4. разработка способов преодоления своих недостатков:
  5. создание    системы    самонаблюдения    и    самоконтроля    за    своим самочувствием,   поведением  и  сознательного  регулирования   своих   эмоций  и действий в различных условиях и обстоятельствах.

В действительности в различных жизненных ситуациях процесс самовоспитания может не совпадать с планом действия личности. Однако он должен быть продуманным моделированием самопознания, самовоздействия.

Таким образом, процессы самовоспитания и самообразования являются одним из важных и необходимых в профессиональной подготовке будущего специалиста системы дошкольного образования. Причем эти процессы помогут студенту приобрести нравственные профессионально значимые качества для будущей профессиональной деятельности.

Литература:

1.       Елканов СБ. Основы профессионального самовоспитания будущего    учителя. —М: Просвещение, 1989.

  1. Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. Мн., Выс. школа. 1986.
  2. Рувинский Л.И. Самовоспитание чувств, интеллекта, воли. - М.. 1983.