Использование ИКТ в учебном процессе

В статье даётся характеристика информационно-коммуникационных технологий, которые можно использовать на уроках производственного обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_ikt_v_uchebnom_processe.doc102.09 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ СПО «ОТСЛХ»

Н. Ф. Иощенко

Статья

Использование ИКТ в учебном процессе

Модернизацию образования в современном обществе невозможно представить без применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Они являются одним из важнейших инструментов обеспечения доступности образования, инструментом, обуславливающим эффективность всех процессов школьной деятельности от управления образованием до воспитания.

Стремительное развитие информационного общества, распространение мультимедийных и сетевых технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ в нашем учебном заведении.

Современные средства информационных и коммуникационных технологий дают возможность повышения эффективности и качества образовательного процесса в самых разных его аспектах, играя существенную роль в формировании новой системы образования, целей и содержания, педагогических технологий.

Правительством Российской Федерации было принято несколько программ, призванных изменить коренным образом ситуацию с оснащением компьютерами и подключением учебных заведений к Интернет, сложившуюся в системе образования за последние 5-10 лет. Практически одновременно с этими программами, нацеленными преимущественно на компьютеризацию и информатизацию российского образования, была определена новая стратегия на модернизацию образовательной системы в целом.

Стратегия внедрения ИКТ в образовании на уровне учреждений среднего специального образования зависит от таких глубинных причин как выбор приоритетной модели образования и принципов, на которых это образование строится. В настоящее время (и особенно остро это проявляется в последние пять-семь лет) в российском образовании происходит борьба двух направлений, двух моделей образования – «классической» и «прагматической». От выбора модели зависит и то, в каком объеме и насколько эффективно будут использоваться средства ИКТ в учебном процессе.

Первая, «классическая» модель образования, очень наглядно проявляется на примере учебных программ по информатике и вычислительной технике. В подавляющем большинстве учебных заведений России обучающимся преподают основы программирования в ущерб формированию пользовательских навыков по работе с операционной системой, прикладными офисными программами, т.е. происходит явный крен в сторону теории в ущерб практике, реальным навыкам, которые как раз и требуются обучающимся при выходе из учебного заведения.

Вторую модель условно называют «американской», и базируется она на конструктивистской теории. «Американская» модель прагматична, максимально интернационализирована и личностно - ориентирована. Эта модель более чутко реагирует на реальные потребности общества, педагог в ней выполняет функции тренера, руководителя группы обучающиеся, но не основного (и тем более единственного!) носителя информации. Обучающиеся не приобретают глубокие и систематизированные знания, зато они в полной мере развивают навыки самостоятельной, исследовательской деятельности, навыки критического мышления, они умеют общаться и работать совместно с другими.

Обычно, цели изучения ИКТ включают:

  1. • формирование навыков программирования,
  2. • обучение использованию базовыми офисными программами (текстовым редактором, электронными таблицами, графическим редактором и пр.),
  3. • обучение поиску информации в Интернет, на CD-ROM и т.д.,
  4. • обучение общению в сети Интернет.

Обучение программированию осуществляется на различных уровнях, в зависимости от выбранной программы и квалификации преподавателя информатики.

Помимо уроков информатики, обучающиеся получают представление об отдельных сторонах ИКТ в ходе участия в различных образовательных проектах, региональных и всероссийских. По мере внедрения новых педагогических технологий и повышения уровня популярности проектной всё большее число обучающихся вовлекается в проектную деятельность.

Пока еще недостаточное количество педагогов прошли специальное обучение по использованию в своей деятельности компьютера (52,4% учителей) и Интернет (16,3%). Эффективность подобного обучения оказывается велика только в том случае если курсы по основам компьютерных технологий проводятся по специальным программам, раскрывающим дидактические свойства данных средств ИКТ, то есть показывающие педагогам конкретные направления применения средств ИКТ в учебном процессе, самообразовании педагогов.

В целом наши педагоги положительно оценивают значение Интернет как средства для поддержания учебного процесса.

Список литературы

  1. Бабич И.Н. Новые образовательные технологии в век информации / Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». – Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». – 2009. – С. 68-70.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2011.
  3. Основные индикаторы использования ИКТ в среднем образовании стран СНГ и Балтии. ИИТО, М., 2011.