Содержание и виды учета производственного обучения
Процесс производственного обучения неизбежно сопровождается фиксацией и анализом его хода и результатов. Учёт, контроль и оценка успехов обучающихся осуществляются непрерывно, на всех этапах учебно-производственного процесса. В статье раскрываются особенности учёта и контроля в работе мастера производственного обучения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 96.34 КБ |
Предварительный просмотр:
БОУ СПО «Омский техникум строительства и лесного хозяйства»
Уколова О. В.
Статья
Содержание и виды учета производственного обучения
Учет производственного обучения можно рассматривать двояко: как систему организационно-педагогических мероприятий, направленных на подведение текущих, периодических и итоговых результатов процесса производственного обучения, и как неотъемлемое звено, органическая часть процесса производственного обучения.
Учет производственного обучения включает:
- собственно учет, т.е. анализ и фиксация хода и результатов процесса производственного обучения: сравнение и сопоставление с исходными данными, величинами, показателями, установками;
- заключение о соответствии фактического состояния процесса обучения этим исходным данным; определение (подсчет, замер) количественных показателей, характеризующих ход и результаты процесса обучения;
- контроль, т.е. процесс определения соответствия знаний и умений учащихся, результатов их учебно-производственной деятельности установленным требованиям, правилам, нормам, нормативам, критериям и т.д.;
- оценка-суждение о качестве знаний и умений обучающихся, о результатах их учебно-производственной деятельности.
Можно выделить следующие виды учета:
1. Учет выполнения учебного плана и программ. Применительно к производственному обучению учет выполнения учебного плана позволяет определить, проводится ли оно в установленные сроки, каков его фактический режим, сколько часов на него затрачено, соответствует ли это учебному плану. Выполнение учебного плана фиксируется в журнале учета производственного обучения.
В журнале мастер делает записи о содержании конкретных занятий, о работах, выполненных обучающимися, и оценках, выставленных каждому персонально. Такой накопительный анализ позволяет сравнивать результаты и принимать меры по ликвидации пробелов в знаниях и умениях отдельных обучающихся. В графе журнала "Содержание занятий и наименование выполняемых работ на каждый учебный день" мастер записывает дату занятия, тему раздела программы, подтему, приводит краткое содержание группового инструктажа (по операционным и комплексным темам) и затраченное на него время. Кроме этого, по операционным темам при выполнении тренировочных упражнений указывает объекты работ и время, затраченное на отработку приемов и операций.
При проведении экскурсий в журнале записываются: дата занятия; тема программы, по которой проводят экскурсию (целевую или ознакомительную); содержание экскурсии и затраченное на нее время.
В периоды обучения в цехах предприятий и во время производственной практики учет осуществляется с применением индивидуальных дневников, в которых обучающиеся должны ежедневно делать записи по содержанию выполненных работ и затраченном на них времени. Мастер должен систематически контролировать правильность записей, особенно в части разряда работ и процента выполнения нормы.
На основании этих данных мастер вносит результаты выполнения учебной программы каждого обучающегося в журнал производственного обучения.
Такой учет позволяет определить, проводится ли производственное обучение в установленные сроки, в каком режиме, соответствует ли затраченное время установленному по плану. Выполнение учебного плана по группам должно быть стопроцентным. Возможно, что из-за болезни или по другой причине у отдельных обучающихся будет меньший процент выполнения, но во всех случаях обязательно изучение и усвоение обучающимися всех тем программ производственного обучения.
При определении процента выполнения учебного плана можно пользоваться формулой.
Выполнение учебного плана (%) = Тфакт / Тп 100,
где Тфакт — количество времени, фактически затраченного на производственное обучение за данный период, ч (пропуски занятий отдельными обучающимися не учитываются);
Тп — количество времени, отведенное на производственное обучение учебным планом, ч.
В том случае, когда мастером проводится индивидуальный учет выполнения программы производственного обучения или отработка отдельных ее тем связана с графиком перемещения на рабочих местах, опыт показал удобство применения (дополнительно к журналу) учетной формы.
2. Учет успеваемости по производственному обучению — это важнейший показатель, четко отражающий, в какой степени обучающиеся освоили навыки выполнения изученных видов работ, с каким качеством и производительностью осуществляют изготовление продукции.
Для объективной проверки и оценки знаний и умений обучающихся следует исходить из ряда принципов:
- систематичность и своевременность — когда проверка качества усвоения темы, раздела или вида работ происходит регулярно, а не от случая к случаю, когда информация об отставании обучаемого не является неожиданной и при выявлении недочетов можно оперативно скорректировать действия мастера и деятельность обучающегося;
- индивидуальность и дифференцнрованность - когда мастером учитываются способности и возможности конкретного ученика.
- всесторонность и объективность оценки — когда осуществляется полное выявление фактического уровня знаний, умений и навыков по изученному материалу в соответствии с системой критериальных показателей.
Выставленная оценка должна отражать фактическую успеваемость. Ее справедливость не должна вызывать сомнений. Как излишняя строгость в оценке, так и неоправданная снисходительность в равной мере наносят делу вред. Подстегивая самолюбие сильного обучающегося, можно ускорить достижение им больших успехов. Терпеливо помогая находить свои ошибки, недочеты более слабому ученику, можно вывести его на нужный уровень подготовки.
При производственном обучении учет успеваемости имеет следующие виды, напрямую связанные с этапами изучения программы.
Текущий учет включает: текущие наблюдения за результатами выполнения учебно-производственных заданий; беседы в ходе инструктажей, позволяющие определять понимание материала каждым обучающимся; контроль выполнения обучающимися домашних заданий, самостоятельной работы с литературой и др., позволяющий определять увлеченность изучаемой специальностью.
В Законе РФ "Об образовании" (ст. 32 "Компетенция и ответственность образовательного учреждения") определено, что осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся относится компетенции образовательного учреждения в соответствии со своим уставом и требованиями закона.
Периодический учет — это проверочные и контрольные работы с целью получения данных по результатам обучения за конкретный период.
Итоговый учет включает выпускные квалификационные (пробные) и выпускные письменные квалификационные работы, результаты которых призваны выявить уровень знаний выпускников в пределах профессиональной характеристики.
Таким образом, учет производственного обучения не только система организационно-педагогических мероприятий, направленных на подведение текущих, периодических и итоговых результатов процесса производственного обучения, но и неотъемлемое звено, органическая часть процесса производственного обучения.
Список использованной литературы
- Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2007.
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф. Педагогика. М.: АКАДЕМА, 2003.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
- Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2004.